Моим молодым согражданам хотел бы напомнить библейские слова: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, и помни Создателя твоего в дни юности твоей» (Еккл. 11, 9; 12, 1). — Ваше Святейшество! В светской прессе публикуется крайне мало материалов о вашей личной жизни. Наши читатели очень хотели бы узнать о Вашем режиме дня, Ваших увлечениях. Часто ли в повседневной жизни Вы обращаетесь за помощью и заступничеством к Вашему небесному покровителю — святителю Алексию? Удается ли Вам следить за событиями культурной жизни? Какой вид искусства Вам наиболее близок? Каких животных Вы любите и содержите? — День для меня начинается в половине восьмого. Он всегда насыщен различными событиями. Преимущественно это богослужения, встречи с людьми, работа с документами. Рабочий график, как говорится, расписан по минутам. Нередко беру в Переделкино, где я живу, «домашнее задание» — бумаги, которые не удалось рассмотреть в течение дня. Отхожу ко сну не ранее часа ночи. Стараюсь постоянно совершать богослужения, в чем нахожу великую поддержку своим силам. Люблю служить в Богоявленском кафедральном соборе, в котором почивают мощи моего небесного покровителя — святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. В дни великих праздников Патриаршие богослужения обычно совершаются в соборном Храме Христа Спасителя. Но еще чаще приходится совершать богослужения в других храмах и обителях, особенно в соборах Кремля, Троице-Сергиевой Лавре, приходах Москвы. Удается ли мне следить за событиями культурной жизни? Из-за загруженности на это практически не остается времени. Сейчас восстанавливается множество храмов, так что определенные познания в области архитектуры, по сути, необходимы. Когда удается, перечитываю духовную литературу, из светских авторов предпочитаю Чехова, Тургенева, Лескова. Слушаю классическую музыку. Люблю в редкие часы досуга собирать грибы, общаться с «братьями меньшими». В резиденции есть подсобное хозяйство, где мы держим коров, коз. А дома живут собаки, кошки, птицы.

http://patriarchia.ru/db/text/31194.html

Монастырь Герасима Иорданского В Иорданской долине также находится монастырь преподобного Герасима Иорданского, основанный в V веке вокруг пещеры, где останавливалось Святое семейство, убегавшее в Египет. В нижнем храме-пещере сохранилась древняя фреска Иисуса Христа, Божией Матери и Иосифа Обручника. Среди учеников преподобного Герасима был Кириак Отшельник. Около 575 года эти места посетили византийские монахи Иоанн Мосх и Софроний Иерусалимский, записавшие истории многих монахов-пустынников, отшельников, мирян и объединившие затем их в колоритной книге «Луг духовный». Современный вид обитель приобрела благодаря реконструкции в 1882-1885 годах, инициатором которой выступил всё тот же архимандрит Антонин (Капустин). Верхний храм украшает иконостас, подаренный Русской духовной миссией в 1884 году. Колонны и стены расписаны фресками, изображающими монахов-отшельников, которые подвизались в Иудейской пустыне, либо основателей монашеской жизни: преподобных Антония Великого, Евфимия Великого, Илариона Великого, Харитона Исповедника, Зосимы Палестинского, Марии Египетской, Георгия Хозевита и др.      Река Иордан Вода в Иордане землистого цвета, по берегам — тростник. Омовение в ней для христиан подобно второму крещению — очищению от грехов тех, кто пришел с покаянием, к чему призывал на этих берегах две тысячи лет назад Иоанн Креститель. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (Мф. 3, 5-6). Здесь же крестился Господь Иисус Христос. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 16-17). В XIX веке у русских богомольцев был обычай: в рубахах, в которых они окунались в Иордан, завещали их хоронить. «Для успокоения приезжают в пустыню, приезжайте в Иерихон» Каждодневную суету в современном Иерихоне останавливает громкий призыв муллы. «Но он и христианину напоминает о молитве», — считает монахиня Анна и приглашает приехать еще раз на Иоаннопредтеченское подворье отдохнуть, потрудиться, пройти по горным тропам, вновь окунуться в воды Иордана. «Для успокоения приезжают в пустыню, — вспоминает она слова знакомой флорентийской паломницы и повторяет: — Приезжайте в Иерихон».

http://pravoslavie.ru/100328.html

Мы не знаем, что будет завтра. А астролог заявляет гордо: «А я знаю, что будет завтра». Или экстрасенс: «А я знаю, что будет через год!» К кому они обращаются за знаниями о будущем? Это же не наука. Она может быть наукообразием, как в своё время марксизм, объявленный высшим научным достижением («учение Маркса всесильно, потому что оно верно» – говорил Ленин). Астрология тоже зачастую наукообразна. Необходимо чётко понимать, что духовные практики могут иметь источником инфернальную сферу – общение с сатаной и его демонами и бесами. Мы ясно это видим в событиях на Украине, когда тела украинских воинов-нацистов расписаны сатанинскими символами и фашистскими знаками. Они сами обозначили духовный источник, из которого черпали своё мировоззрение и отношение к людям. К таковым говорил Господь: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Несовместимость с Истиной, со Христом наглядно проявлена в том, что на Украине устраивают гонения против канонической Украинской Православной Церкви! Православная Церковь чётко фиксирует различие между духовностью от Бога и духовностью от дьявола. В России предлагают легализовать сатанинскую духовность, так, чтобы люди не пострадали от шарлатанства, предлагая отделить шарлатанов от настоящих сатанистов, служащих бесам и губящих человеческие души. В данном случае шарлатаны менее вредны – они грабят людей, а настоящие служители сатаны губят бессмертные души! Более того, не только души, но и телесное здоровье. Общение с бесами ради мнимой пользы не проходят бесследно. Решив какую-то локальную проблему с помощью демонов, человек получит проблемы не только на свою голову, но и могут пострадать его близкие. Человек вовлекается в круговерть бесовского общения и вслед за «слепыми вождями» становится слепым и вместе их «ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.13:42).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/20/in...

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: “иди за Мною.” Так начинает св. Церковь сегодняшний день повествованием о призыве св. апостолов. Прошли века, и этот же возглас слышится и сегодня, но относится уже непосредственно к нам. “иди за Мною.” И мы, как бы спрашиваем Господа: “Куда же, Господи?” И Церковь отвечает нам самым названием сегодняшнего Воскресенья: “В Православие!” Будьте только внимательны. В сегодняшний день, вечером, когда уже будет заканчиваться эта неделя и будет начинаться новая неделя Великого Поста, св. Церковь для нашего назидания будет говорить: “Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи!” И мы не можем сказать, что мы не получили этого достояния. Мы получили таинство исповеди, мы получили таинство Евхаристии – Тело и Кровь Христову, Древо Жизни. Да, получили, несомненно. Но есть ли в нас то состояние, которое выражается в словах прокимена, во второй его части: “Дал еси достояние боящимся Тебя, Господи!” Достояние-то дал, а вот являемся ли мы боящимися Господа? Ведь страх Божий это не обычный страх перед кем-то или чем-то. Нет. Это страх того, да не уйдет от нас то, что Господь дал нашему сердцу. И в то же время св. Церковь, говоря нам о том, что мы получили благодать и дары Божии, раскрывает нам апостольским чтением те состояния, которые у нас должны быть. А это те состояния, которые должны быть у тех, которые достигали всего того, что дает Христос. А мы с вами знаем, что эти достигшие переживали: страдания, побои, узы, темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергались ссылкам, умирали от меча, скитались в горах. Те, которых весь мир не был достоин, скрывались в ущельях, в пещерах, – все они свидетельствуют нам о вере, не получив обещанного. А это потому, что Бог предусмотрел для них лучшее, достойное их. Да, как мы видим, Господь зовет: “Иди за Мной! Я дам тебе все.” А в то же время такие страдания, такие переживания, такие ужасы… Посмотрите вокруг вас, на наши стены, расписанные изображениями святых.

http://azbyka.ru/propovedi/edinoe-na-pot...

На подобие столба сделаны они и говорить не будут, тронутся с места, когда понесут их, ибо ходить не могут. Ее бойтесь же их, ибо они не могут делать ни худого, ни хорошего. Описание идолов, почитаемых язычниками. Вырубил, говорит, дерево в лесу. Итак вещество идолов ничтожно и тленно. Они – дело рук мастера; если художник смертен, то, значит, смертно и то, что он производит. Серебром и золотом украсил его, чтобы блеском обоих этих веществ обольщать простецов. Заблуждение это перешло и к нам, так что мы религию полагаем в богатстве. Гвоздями и молотками сколотил, чтобы, не распадалось или не двигалось. Каково могущество идолов, которые сами собою стоять не могут, если не будут сколочены гвоздями и молотками? На подобие столба сделаны они, украшены металлами и расписаны красками, но не имеют пользы, не имеют ничего, что могло бы дать какие либо плоды художнику. И говорить не будут, ибо не имеют с себе ничего жизненного. О них написано: уста имут и не возглаголют, очи имут и не узрят, уши имут и не услышат ( Пс. 113, 3 –6). Тронутся с места, когда понесут их. Сильнее носящий, чем носимое, даже более, тот одушевлен, а это – образ бездушный. Не бойтесь же их, ибо они не могут сделать ни худого, ни хорошего. Многие из язычников обыкновенно почитают одних демонов для того, чтобы они не приносили вреда, а других молят, чтобы они оказывали благодеяния. Отсюда и известное Виргилиевское: Ст. 6–10. Нет подобного Тебе, Господи: велик Ты, и велико имя Твое в крепости. Кто не убоится Тебя, царь народов? Ибо Твоя есть красота, между всеми мудрецами народов, и во всех царствах их нет подобного Тебе. И мудрецы окажутся одинаково глупыми, учение суеты их – дерево. Серебро в листах (или произведенное) привозится из Фарсиса, и золото из Офаза, дело художника и дело плавильщика. Гиацинт и пурпур одежда их: дело художников (или мудрецов) все это. А Господь Бог истинен есть: Он Бог живый и Царь вечный. От гнева Его подвигнется земля и не выдержат народы угрозы Его. Этого у LXX нет, но у многих прибавлено из издания Феодотиона, и в смысле буквальном представляясь ясным, представляет большую трудность в смысле переносном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Надо раз и навсегда понять: если мы хотим увековечить память какого-то человека, это можно сделать по-православному. Если это православный человек – за него можно молиться, записать его имя в храме – сделать какую-то памятную надпись, как это делали раньше на Руси. Вспомните храм Христа Спасителя, в котором все стены были расписаны именами воинов, чтобы за них молились и поминали. Четвертая заповедь: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя ( Исх.20:8–10 ). В этой заповеди Господь учит нас чтить праздничные дни. Особо выделенный день в каждой седмице – это седьмой, воскресный день. Древние израильтяне праздновали субботу, потому что еще не было Воскресения Христова. Но они так ревностно относились к своим праздникам, что если кто-то нарушал субботний покой, то за это его могли побить камнями насмерть. А что такое суббота по отношению к воскресенью? Суббота – это тень будущих благ ( Евр.10:1 ; см. также Кол.2:17 ), а блага, дарованные в Иисусе Христе, – это уже осуществившаяся благодатная реальность. И как возвеличено воскресенье перед древней субботой, точно так возрастает и глубина ответственности за то, что нарушаем воскресный день. Если за нарушение субботнего дня человека предавали страшной, безжалостной смерти, то как же нас надо наказывать за то, что мы нарушаем святость воскресного дня. Православный человек должен понять раз и навсегда, что есть шесть дней для того, чтобы работать, делать свои обычные дела, а седьмой день, воскресный день, принадлежит Господу, и в этот день надо пребывать в молитве, надо посещать храм и помнить о том, что богослужебный день начинается с заходом солнца, накануне, то есть уже и в субботу вечером нужно пойти в церковь , и в воскресенье утром быть в храме, постараться в этот день сводить детей в воскресную школу. Четвертая заповедь также говорит нам вообще о всех праздничных днях, в первую очередь о двунадесятых и великих праздниках, которые мы должны почитать.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Нередко трудное место из одного Евангелия можно лучше понять через сопоставление с параллельными рассказами других Евангелий, и это как раз такой случай. Итак, у Марка ( Мк.14:62 ) Иисус отвечает прямо: «Я». Это заставляет нас думать, что ответ все же был однозначно положительным, и Марк, который говорил только о самом главном, передал суть ответа, но не его словесную оболочку. У Луки ( Лк.22:67–68 ) всё расписано еще более подробно. Иисус сначала отвечает совсем уклончиво: «если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня». Он как будто уходит от разговора, убедившись в его бесполезности… вспомним, что это было ночное судилище в Синедрионе и Он прекрасно понимал, что от ответа зависит Его дальнейшая земная судьба. В этом ответе звучат независимость и уверенность: да, внешне всё выглядит так, как будет это они собрались судить Его, и они действительно в состоянии вынести некое решение, но на самом деле Он не играет по их правилам. Они хотят или заставить Его отречься, или сказать то, что станет поводом для приговора, как это было и раньше, например, с вопросом о том, надо ли платить подать кесарю ( Мф.22:17 пар.). Но Он не просто слышит вопрос, а понимает, зачем такой вопрос задается, и отвечает не на него, а на ситуацию, в которой он прозвучал, на стремления и ожидания говорящего с Ним человека. Но, согласно Луке, члены Синедриона все-таки настояли на ответе, причем выглядел он таким же двусмысленным, как и у Матфея: «И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я». Снова этот загадочный оборот: «ты говоришь». Зачем он употреблен? Обратим внимание на еще одно параллельное место, но уже в самом Евангелии от Матфея, в той же главе ( Мф.26:25 ). Иисус предсказывает, что один из учеников предаст Его, и они, ошарашенные этой новостью, стали спрашивать: «Не я ли?». Как ответил им Иисус, и ответил ли вообще, Матфей нам не сообщает, но он добавляет: «При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал». Это явно не случайное совпадение, два одинаковых ответа на два разных вопроса в пределах одной и той же главы – при том, что в Новом Завете больше нигде такая краткая фраза не встречается.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Но если вы твердо выбрали второе, и только не знали, как надо по Божьим законам, или же неблагоприятные обстоятельства мешают вам, то, думается, реакция священника будет иной. Думается, священник знает об уникальных трудностях нашего времени, когда, с одной стороны, все вокруг с детских лет разжигает в человеке чувственность, и как трудно, с другой стороны, создать материальную базу для нормальной семьи. Так что если ты покаешься и пообещаешь, что, по крайней мере, будешь хранить верность, и при первой возможности постараешься расписаться и обвенчаться, то есть заявить перед Богом и людьми, что отныне вы – одно целое, то священник, может быть, и допустит тебя к Причастию. Правда, ты можешь столкнуться и с такой позицией священника: «Вы обвенчаны? Ах, нет? Только расписаны? Тогда не допускаю до Причастия, пока не обвенчаетесь!» Священник будет прав только в том случае, если вы оба – церковные люди и почему-то не хотите поступить, как все христиане. Но если супруг еще неверующий или даже не крещен, священник не в праве отказать тебе в участии в таинствах. Потому что слово Божественного Апостола выше слова любого священника: «если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его ... Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» ( 1Кор.7:13–16 ). Твоя задача – не обвенчаться как можно скорее любой ценой: уговорами, мольбами или угрозами. Это ничего не даст. Твоя задача – привести свою вторую половину к вере. А уж тогда все само пойдет своей естественной чередой. Если ты изменяешь тому, кого считаешь своей второй половиной, это – предательство, это – грех прелюбодеяния. От всего сердца покайся и, разумеется, раз и навсегда прекрати. Причем покайся только перед Крестом и Евангелием: твоя вторая половина может и не перенести твоего откровения. Если у тебя за много лет сложился непреодолимый навык блудить, как говорится, направо и налево, и ты, наконец, осознал этот навык как греховный и желаешь с Божией помощью победить, то приди, покайся, и постарайся положить начало исправлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Но какое насыщение Христос обещает алчущим и жаждущим правды? Псалмопевец восклицает: «Ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» (Пс. 33, 10). И Господь задает вопрос, на который Сам же и отвечает: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7: 9–11). Христос сравнивает Бога с отцом семейства, который всегда готов заботиться о своих детях, даже если сам бывает злым или нечестным. Это не означает того, что Бог тоже бывает зол и нечестен. Просто если даже и грешники любят своих детей, то тем более Бог любит нас и готов разделить с нами все. Как и Христос разделил с человеком даже саму смерть. Вопрос лишь в том, а часто ли мы сами ищем той правды, на поиск которой постоянно зовет нас Евангелие? Нельзя быть праведником по расписанию. Христу нельзя ответить: «Мой рабочий день праведника на сегодня истек». Христианство — не работа, хобби или клуб по интересам. Христианство — это жизнь. Жизнь с Богом. Все наши потребности обретают смысл только в Боге. Очень удобно считать, что Бог где-то далеко и не имеет ко мне лично никакого отношения. Гораздо труднее чувствовать Бога здесь и сейчас. Потому что это обязывает нас искать Его, стремиться к Нему. Но «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 15 июня, 2017 18 мая, 2017 23 ноября, 2014 29 августа, 2014 18 августа, 2014 3 апреля, 2013 11 декабря, 2012 21 июля, 2012 19 марта, 2010 Лучшие материалы

http://pravmir.ru/zhizn-po-pravde-bozhie...

О пострадавших за иконопочитание Иез.6:4–5 . «И жертвенники ваши будут опустошены, столбы ваши в честь солнца будут разбиты, и повергну убитых ваших перед идолами вашими. И положу трупы сынов Израилевых перед идолами их, и рассыплю кости ваши вокруг жертвенников ваших». Объясн. Здесь говорится не об изображениях на святых иконах и их поклонниках, а о «жертвенниках и столбах в честь солнца», об «идолах» и поклонниках их. Применять эти слова к защитникам иконопочитания, святым мученикам, значит искажать смысл Писания: 2Пет.3:16 . Пострадавших за иконопочитание должно сравнивать со сражавшимися за «святыню» Маккавеями: 1Мак.3:58–59:9:17–18 , а павших идолопоклонников, описанных у Иезекииля, должно сравнивать с казнёнными чтителями золотого тельца «по слову Моисея»: Исх.32:19:27, 28 . Иез.8:10–12 . «И вышел я, и вижу, и вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом... И сказал мне: видишь ли сын человеческий, что делают старейшины дома Израилева в темноте, каждый в расписанной своей комнате? ибо говорят: «не видит нас Господь, оставил Господь землю сию». Объясн. Применение этих слов к священным изображениям на стенах православных храмов настолько же неосновательно, насколько оно неосновательно было бы к храму, построенному Соломоном: 3Цар.6:23:35, 8:11 , а также к храму, виденному самим Иезекиилем: Иез.41:17–19:25 . В этом месте устами пророка Иезекииля Господь осуждает чествование «идолов» и «нечистых животных», которое «старейшины дома Израилева» производили в языческих храмах и думали, что ничего этого «не видит Господь». Православные ни от кого не скрываются с изображениями истинного Бога, напротив, история нам показывает целый сонм мучеников, просиявших открытым подвигом защиты иконопочитания. Основные места Священного Писания, относящиеся к вопросу об иконопочитании Исх.25:18 . И сделай из золота двух херувимов, чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки. (Ср. Исх.26:1 ; 3Цар.6:23 ; 2Пар.3:7 и др.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010