...по новой системе... - Речь идет о новой системе нотной записи, введенной в Германии в начале XIX века, а несколько позже принятой и в Англии. ...отдает мертвых, бывших в нем... - намек на библейское " Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим " . ...число жен у него было значительно выше среднего. - Генрих VIII был женат шесть раз. С двумя из своих жен он развелся, две других были казнены по его приказу. Взвесь то и другое, ты, Даниил... - намек на библейского пророка Даниила, который истолковал таинственную надпись, появившуюся на стене дворца царя Валтасара. Часть надписи гласила: " Ты взвешен на весах и найден очень легким " . " Куда ты пойдешь, туда я не пойду... твой бог не мой бог! " - парафраза библейского текста. Руфь, отказавшись после смерти мужа вернуться в свой родной дом, говорит свекрови: " Куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой бог моим богом " . Он позволил ей сидеть у его ног и отирать их волосами головы своей... намек на евангельскую легенду о грешнице, которую Христос простил за искреннее раскаяние. Всю зиму будут пожары... - Английские крестьяне и батраки, доведенные до отчаяния нуждой и безработицей, еще с 30-х годов XIX века стали прибегать к поджогам как к средству борьбы против землевладельцев и богатых фермеров. Зимой 1843-1844 года, то есть за год до того, как были написаны " Колокола " , эти поджоги необычайно участились. Газеты того времени чуть ли не каждую неделю приводят случаи, когда крестьяне сжигали стога сена, скирды хлеба, надворные постройки. В большинстве случаев не удавалось установить, кем был совершен поджог. СВЕРЧОК ЗА ОЧАГОМ " Ройал Джордж " - английский военный корабль, затонувший на рейде Спитхед в 1782 году. " ...некоторые представления суеверного характера... - " Старым джентльменом " в Англии называют черта. " А где остальные шестеро? " - намек на легенду о семи юношах христианах, бежавших из Эфеса от преследований императора Деция и проспавших 230 лет в горной пещере.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

…по новой системе… — Речь идет о новой системе нотной записи, введенной в Германии в начале XIX века, а несколько позже принятой и в Англии. …отдает мертвых, бывших в нем… — намек на библейское «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим». …число жен у него было значительно выше среднего. — Генрих VIII был женат шесть раз. С двумя из своих жен он развелся, две других были казнены по его приказу. Взвесь то и другое, ты, Даниил… — намек на библейского пророка Даниила, который истолковал таинственную надпись, появившуюся на стене дворца царя Валтасара. Часть надписи гласила: «Ты взвешен на весах и найден очень легким». «Куда ты пойдешь, туда я не пойду… твой Бог не мой Бог!» — парафраза библейского текста. Руфь, отказавшись после смерти мужа вернуться в свой родной дом, говорит свекрови: «Куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом». Он позволил ей сидеть у его ног и отирать их волосами головы своей… — намек на евангельскую легенду о грешнице, которую Христос простил за искреннее раскаяние. Всю зиму будут пожары… — Английские крестьяне и батраки, доведенные до отчаяния нуждой и безработицей, еще с 30х годов XIX века стали прибегать к поджогам как к средству борьбы против землевладельцев и богатых фермеров. Зимой 1843—1844 года, то есть за год до того, как были написаны «Колокола», эти поджоги необычайно участились. Газеты того времени чуть ли не каждую неделю приводят случаи, когда крестьяне сжигали стога сена, скирды хлеба, надворные постройки. В большинстве случаев не удавалось установить, кем был совершен поджог. «Ройал Джордж» — английский военный корабль, затонувший на рейде Спитхед в 1782 году. …некоторые представления суеверного характера… — «Старым джентльменом» в Англии называют черта. «А где остальные шестеро?» — намек на легенду о семи юношах — христианах, бежавших из Эфеса от преследований императора Деция и проспавших 230 лет в горной пещере.

http://azbyka.ru/fiction/rozhdestvenskie...

Подпишитесь на наш Телеграм Все больше и больше появляется статей и свидетельств мирян и священников, которые по разным причинам потеряли веру или ушли из церкви. Кто-то им сочувствует, кто-то солидаризируется, кто-то обличает: мол, они и не были по-настоящему верующими, туда им и дорога. Конечно, причины могут быть разные. И по-своему могут быть оправданы все три реакции на феномен расцерковления и потери веры. Но я глубоко убежден, что главная причина совсем в другом. На мой взгляд, главная причина кризиса веры, расцерковления, разочарования – в том, что церковь сейчас не воплощается в том, в чем она должна воплощаться, – в любящей общине братьев и сестер. Поразительно, но эту банальную и простую мысль почти никто сейчас не берет в расчет. И причина в этом – неверие в церковь. Не в церковь как в некую теоретическую конструкцию, да, мы все веруем в Единую Соборную Апостольскую Церковь, а неверие в церковь как в конкретное воплощение этой Единой и Соборной Церкви в конкретных общинах и сообществах. В своем существе Церковь – это и есть сообщество людей, объединенных Христом, верой в Христа. И это сообщество должно характеризоваться уникальными отношениями между учениками Христа. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35). Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга (Ин 13:34). То есть это должна быть совершенно уникальная общность, где люди объединены самыми тесными узами любви, доверия. Все остальные связи – родственные, профессиональные, общественные – становятся вторичными по отношению к этой новой общности, и должны порываться, если они препятствуют пребыванию в христианской общине: И враги человеку – домашние его (Мф 10:36). Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк 14:26). В конце XIX века дворянин Николай Николаевич Неплюев отказывается от блестящей карьеры и организует трудовое православное братство из крестьян. Недавно были изданы его труды, и у нас есть уникальная возможность познакомиться с опытом воплощения братско-общинной жизни в конце XIX века. Вот что пишет Николай Николаевич:

http://blog.predanie.ru/article/glavnaya...

После гласа, предупреждающего Илию о грядущих явлениях, Илия становится у входа в пещеру и покрывает милотью своею лице свое: «И был к нему голос, и сказал ему: что ты здесь, Илия? » Опять Господь милостиво приказывает ему раскрыть пред Ним свою душу, и Илия (ст. 14) повторяет те же слова, которые он высказал (ст. 10) во время первого откровения в пещере. Тогда Господь Сам глаголет к нему. Ответ Господа можно разделить на две части. Первая (ст. 15 – 17) заключает в себе повеления о том, что должно исполнить пророку; вместе с тем в этих повелениях раскрываются и будущие события. Вторая часть (ст. 18) успокаивает Илию в том, что далеко не весь Израиль отступил от Господа. Ст. 15. «И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск; и когда прийдешь, то помажь Азаила в царя над Сирией. А Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авель-Мехолы, помажь в пророка вместо себя. Кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуева, того умертвит Елисей». Мы видим, – рассматривая эти слова Господа и соображая их с последующими событиями, – что они должны были исполниться не немедленно, а предначертывали судьбы народов и династий на довольно продолжительное время, так как например после Ахава царствовали еще два сына его, а Венадад Сирийский убит Азаилом уже после взятия Илии на небо (4 Ц. VIII и XIX). Это впрочем и сказано в словах Господа об Елисее: «помажь в пророка вместо себя»; очевидно, что грядущие события должны были совершиться при том пророке, который был помазан вместо Илии. Об Илии мы знаем, что он (3 Ц. XIX, 19–22) призвал Елисея, хотя мы не читаем ничего об исполнении самого обряда помазания. Затем в книгах Царств мы не видим, как исполнено было Илиею помазание на царство Азаила и Ииуя. Мы знаем из 4 Ц. VIII, 11, что Азаилу объявлено, что ему Господь повелевает быть царем Сирии чрез Елисея; а Ииуй по 4 Ц. IX, 1 и сл. помазан в Рамофе Галаадским отроком Елисея. Комментаторы расходятся в толковании об образе исполнения Илиею Божиих повелений. Одни (преимущественно английские богословы) полагают, что в помазании «пророка вместо себя» допускается уже мысль, что Илия может поручить помазание новых царей тому, который избран Богом заменить Илию, так как и Елисей не сам помазует Ииуя, а посылает вместо себя отрока.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Прекрасное разъяснение слову „призрак вод“ дает толкование на Исаию, издававшееся при Христ. Чтении 1175 : „Евр. слово шараб, которое означает мираж, есть тот призрак воды, который в раскаленной степи мучит жаждущего путника и повергает его в отчаяние. С исполнением пророчества, мираж превратится в озеро; оно напоит жаждущего путника“. Призрак превращается в действительность; раскаленная степь оживает; внутренний человек обновляется; исчезают лживые божества, манящие к преступлению; исчезают прельщения идолопоклонства и плоти, воздвигавшиеся сатаною; степь превращается в сад, ибо Господь сказал: „кто жаждет, иди ко Мне и пей“; и „кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век“ 1176 . Мы обязаны сказать несколько слов о второй половине стиха 7-го, не одинаково всеми переводимой и понимаемой 1177 . Толкование Спб. Дух. Ак. указывает, что блаж. Иероним, соединяя разные значения текста масоретов и текста LXX, переводил: „в логовищах, в которых прежде обитали драконы, появилась зелень камыша и тростника“. К этому надо присовокупить, что в кн. Иова VIII, 11 и у Исаии XIX, 6 с понятием о постоянной влаге соединяется и упоминание о произрастании камыша, тростника и папируса. Поэтому и здесь появление камыша, там где его не было, означает превращение унылой, засохшей степи в оживляемую присутствием зелени землю. Здесь нет более места драконам или шакалам (в переносном смысле бесам. Ср. Лк. 8:29 с Мф. 12:43 ). В видении Исаии место, где покоятся шакалы, начинает зарастать зеленью: это еще не сад Божий, это приуготовление к нему, начавшееся в ветхом завете; это подготовляется почва нивы Божией, на которую: „выйдет Сеятель сеять“ 1178 . 8 . И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся. В главе XIX, по поводу стиха 23-го (ср. и XI, 16 и прим.) мы говорили о значении великого пути, соединяющего разные страны, доселе совершенно отчужденные одна от другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Размер подлинника КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матфея V, 28). «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано. Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так, и есть скопцы, которые сделали себя сами скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Матфея XIX, 10, 11, 12). «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матфея V, 28). «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано. Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так, и есть скопцы, которые сделали себя сами скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Матфея XIX, 10, 11, 12). I. Это было ранней весной. Мы ехали вторые сутки. В вагон входили и выходили едущие на короткие расстояния, но трое ехало, так же как и я, с самого места отхода поезда: некрасивая и немолодая дама, курящая, с измученным лицом, в полумужском пальто и шапочке, ее знакомый, разговорчивый человек лет сорока, с аккуратными новыми вещами, и еще державшийся особняком небольшого роста господин с порывистыми движениями, еще не старый, но с очевидно преждевременно поседевшими курчавыми волосами и с необыкновенно блестящими глазами, быстро перебегавшими с предмета на предмет. Он был одет в старое от дорогого портного пальто с барашковым воротником и высокую барашковую шапку. Под пальто, когда он расстегивался, видна была поддевка и русская вышитая рубаха. Особенность этого господина состояла еще в том, что он изредка издавал странные звуки, похожие на откашливанье или на начатый и оборванный смех. Господин этот во всё время путешествия старательно избегал общения и знакомства с пассажирами. На заговариванья соседей он отвечал коротко и резко и или читал, или, глядя в окно, курил, или, достав провизию из своего старого мешка, пил чай или закусывал.

http://predanie.ru/book/220187-kreycerov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Обращение евнуха эфиоплянина. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. XIX в. Кто такие скопцы в Библии? 2 мин., 04.09.2016 Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Понимаем ли специфические названия? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов  «Библейские персонажи» . Сегодня мы говорим о том, кто в Библии называется скопцами. В Синодальном переводе Ветхого завета слово «скопцы» обычно передано как «евнухи». Это мужчины, которые различными способами лишены способности к деторождению. Они служили при дворе, например, стражниками в гаремах (например, Есф 2:3,14; 4:5). Различные причины оскопления перечислены в Ветхозаветной Книге Левит (22:24 и далее): раздавление, разбитие, вырывание, вырезывание, после чего добавляется: «в земле вашей не делайте сего». Согласно Второзаконию, оскопленный мужчина не мог вступать в общество Господне (Втор 23:1), скопцы не могли быть священнослужителями (Лев 21:20). Когда наступит время спасения Божьего, Господь примет и евнуха (Ис 56:3-5; ср. Иер 38:7 и след.; 39:15-18). В связи с этим крещение евнуха [греч. эунухос], вельможи Кандакии (Деян 8:27-39), имеет особое значение. О трех родах скопцов говорит Иисус Христос (Мф: 19:12): «есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит». Этот фрагмент святитель Феофилакт Богларский объясняет следующим образом. «Скопцы от чрева матери их» - люди, которые по своему устройству не испытывают влечения к женщинам: целомудрие таковых не имеет ценности. Оскопленные от людей – те, кто «вследствие наставления других людей, удалил, как бы вырезал, разжжение плотской похоти». Те, кто сами сделали себя скопцами для Царства Небесного» - люди, которые склонили себя к целомудрию по собственному расположению. При этом имеется ввиду именно духовное целомудрие, а не физиологическая неполноценность. На заставке фрагмент картины Обращение евнуха эфиоплянина. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. XIX в. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kto-takie-skoptsyi-v-bibl...

Таково толкование события, данное святым Златоустом. Новая Церковь, включившая в себя молодые языческие народы, получала права гражданства в Царстве Божием. До этих пор Господь держался того взгляда, что надо прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам (Мк. VII, 27). Так как в семью языческих народов, составивших Новозаветную Церковь, входил и русский народ, позднее других принявший христианство, то ясно, какое великое значение имеет вход Господень в Иерусалим и для нас, русских. Но оставляя в стороне символику события, надо сказать, что в простом своем историческом смысле оно имеет великое значение. Это высшая точка славы, до которой поднялась жизнь Спасителя, чтобы сейчас же после этого закончиться кровавой развязкой. Никогда еще звезда земного величия скромного Галилейского Пророка не сияла так ярко! Никогда еще Его имя не произносилось с таким восторгом и надеждой тысячами уст. Никогда еще не окружала Его столь многочисленная толпа, готовая склониться перед Ним и идти по первому Его призыву, куда Ему угодно... Весь Иерусалим пришел в движение (Мф. XXI, 10). Господь не уклоняется на этот раз от славы и от бурных выражений восторга и почтения. Обыкновенно Он избегал шума и людской молвы и никогда не искал почестей и преклонения народа, так как это было совершенно не нужно для Его дела. Но в этот раз Он не останавливает ликующих восклицаний и, когда взбешенные фарисеи требуют от Него, чтобы Он запретил ученикам песнь славословия, Господь отвечает: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют (Лк. XIX, 40). Ясно, что у Него имеется какая-то Своя особая цель, почему Он допускает это триумфальное шествие, и в последнем нельзя видеть лишь случайное проявление накопившегося и рвущегося наружу народного чувства. Мы можем догадываться об этой цели по тем словам Спасителя, которые в этот момент были обращены Им к Иерусалиму и которые сохранены у евангелиста Луки. Смотря на город, Он заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твое му! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк. XIX, 42-44).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

(то) хотел Саул пригвоздить Давида копьем к стене, но Давид отскочил от Саула и копье вонзилось в стену». В 19 стихе 1 Ц. главы XIX сказано, что Давид, после встречи с Самуилом, пошел с ним в Наваф, в Раме. Наваф означает «жилища» а Таргум Ионафана передает это слово словами «дом учения» 206 . Очевидно, что Самуил, в виду безопасности Давида, ведет его не в собственное свое жилище в самой Раме(1 Ц. VII, 17), а в общежитие, находящееся близь Рамы, где многие пророческие ученики составляли не столько стражу и охрану материальную, сколько охрану духовную, как это и оказалось вслед за тем. «И донесли Саулу, говоря: вот Давид в Навафе в Раме. И послал Саул слуг взять Давида, и когда увидели они сонм пророчествующих и Самуила, начальствующего над ними, то Дух Божий сошел на слуг Саула, и они стали пророчествовать» (XIX, 19–20). Исторический факт, записанный в книге первой Царств разъясняет нам несколько влияние на народ пророческих школ. Под именем общего имени пророчества разумеется здесь действие, возвышающее душу к Богу и имеющее последствием освящение души этой благодатью. Мы можем предположить, что в этом случае слуги Саула увидели хор учеников, во главе которых был Самуил и услышали пение псалма или молитвы, возносящей к Богу в трогательных и охватывающих душу звуках вопль преследуемого и угнетенного, и мольбу народа о даровании ему спасения, а царю мудрости и благости. Представителями гласа народа в этих случаях были школы пророческие, когда они сознавали, что глас народа был глас Божий 207 . Нет сомнения, что пророческие школы были окружены величайшим уважением народа и самая святость их в глазах народа делала их до некоторой степени убежищем для Давида. Но когда слуги Саула были посланы взять его, то всем стало ясно, что Саул решился деспотически попрать все, что было до сей минуты свято для народа: и что сам пророк и школа его, окруженная благоговейным уважением, были в опасности. Но Богу угодно было возвеличить это учреждение, основанное пророком; Богу угодно было доказать торжество духа над плотью и значение пророка и пророчеств в делах мира сего. «Дух Божий сошел на слуг Саула, и они стали пророчествовать» (20). Сила материальная во всех делах мира сего есть только исполнительница велений духа. Дух человеческий может быть обуреваем духом зла и употреблять материальную силу на зло; но если Господу угодно осветить разум человеческим светом Разума Своего, Духом Божиим, то никакая материальная сила не может противодействовать велениям Духа Божия. В слугах Саула произошел внезапно переворот нравственный и духовный; слыша пророчествующий сонм, с глаз их спала завеса, закрывавшая добро от зла; они стали неспособны сотворить зло, и более того, они душою присоединились к гимну, возносившемуся к Богу и временно сами вошли в состояние того пророческого возвышения над землею и ее интересами, которое и есть первое условие поднятия души от плоти к духу, от смерти к жизни, от земли к небу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Удалите от себя все противление ваше, с которым вы противились.    Речь эта направлена собственно к Израилю, чтобы они покаялись и оставили беззаконии свои или противление, с которым они упорствовали против Бога. Но можно понимать это и в отношении к тому и другому народу, в том смысле что и Израиль и язычники, оставив свои грехи, обратятся к Тому, Кто может уврачевать сокрушенных.     И соделайте себе сердце новое и дух новый, чтобы, оставив старую букву, жить в новом духе. Сердце новое Израиля значит — верить в Того, Кого прежде он отверг. Новое сердце язычников значит — оставить идолов и презрев почитание мертвых, верить в Того, Кто есть Бог живых.     И зачем вам умирать, дом Израилев?    Лучше, как мы выше сказали, увещание это, в котором написано, обратитесь и принесите покаяние, понимать относительно иудеев, смерти которых Он не желает и которым теперь говорит: зачем умирать вам, дом Израилев, которые имеете отцами Авраама, Исаака и Иакова, о которых написано: Бог живых, несть Бог мертвых (Марк. 12:27). Зачем по своей вине умирать вам, которые за заслуги отцов и по Моему милосердию должны жить?    Ст. 32. Ибо Я не хочу смерти умирающего (или грешника), говорит Господь Бог: обратитесь и живите. Я не хочу, говорить, чтобы умирали вы, которых Я родил во спасение. Ибо сыни родих и возвысих, тии же отвергошася Мене (Исаии 1, 2). Итак обратитесь и живите. Говорится обратитесь только тем, которые прежде были с Богом, но впоследствии оставили общение с Ним. И живите чрез покаяние те, кои стали мертвыми чрез грех. Таким образом Израиль, который не возвращается к прежнему состоянию, должен быть признан мертвым. Глава XIX Ueз.XIX:1-9.. А ты подними плач о князьях Израилевых и скажет: почему мать твоя, львица, почила между львами? Среди молодых львов она вскормила детенышей своих. И вывела она одного из львенков своих; он сделался львом и научился ловить добычу и есть человека. И услышали о нем народы, и, не без поранения себя, поймали его и привели его в цепях в землю египетскую.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010