Теперь для решения всех этих споров на русском месте, возле храма Воскресения, обнаружены раскопками следы искомой старой городской стены и порог ее ворот, через который должен был проходить Спаситель, идя на смерть. Стена эта перед местом ныне чтимой Голгофы отступает под острым углом внутрь города, оставляя Голгофу вне своей линии, подтверждая тем ее подлинность. Открытие это, впрочем, вероятно, не скоро еще будет принято европейской наукой, ибо для него пришлось бы изменить направление Via Dolorosa, на что нельзя ожидать согласия францисканцев. Протестанты же, в лице английских исследователей, склоняются – как сказано – к отождествлению Голгофы с холмом Иеремии. Сион! В этом имени, столь мягком по звуку, заключается все ободряющее псалмов Давида, все дающее псалмопевцу уверенность и освежающее утомленную сомнением душу. Им Давид защищает себя от отчаяния и малодушия, от сокрушающего сознания своей греховности. Это имя и в воображении христианина вызывает краски утренней зари, среди мрака ночи обещающей солнечный полдень, ибо здесь, на Сионе, занялась заря, кончившая собою царство смерти на земле, – заря Воскресения Христова. На Сионе, в «Сионской горнице», совершилась Тайная Вечеря. «Вот наступает час», говорил Христос ученикам в этот великий вечер, «и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите Одного; но Я не один, потому что Отец Мой со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир»... Была ночь. Христос вышел из Сионской горницы «за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. Знал же это место и Иуда...». Среди неприглядного пустыря, вне городской стены, на отшибе выпуклого бугра, стоят кучкой несколько мусульманских построек, теснясь к высокой башне минарета, поднимающейся из их среды. Это – Неби-Дауд (пророк Давид), т. е. гробница Давида, и дом Тайной Вечери на Сионе. По сказанию Епифания, апостолы Иоанн и Иаков, по смерти Заведея, продали свою землю в Галилее и купили гору Сион. Здесь, в доме Иоанна, совершилась Тайная Вечеря, здесь жила Богоматерь после смерти Иисуса Христа; здесь же жил, занимая часть дома Иоанна, и первосвященник Каиафа, который не был всегдашним жителем Иерусалима. По давнему преданию, горница, в которой происходила Тайная Вечеря, была во втором этаже. Уже с первых веков христианства дом с этой горницей, «матерью всех церквей» – как ее называют многие паломники средних веков – превращен был в церковь . Ее обновил император Константин и с тех пор церковь эта перестраивалась неоднократно, но неизменно сохраняла свое разделение на два этажа. Она не выходила из рук христиан до 1551 г., когда турки изгнали из нее францисканцев и устроили в ней мечеть Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда верующие, в народе, воскликнули радостно: «Слава Богу! Осанна Сыну Давидову!» Но раздраженные фарисеи и книжники стали кричать: «Праведный заблуждается, свергнем его – тогда народ перестанет ему верить», и, низринув его, стали побивать камнями. Праведный, собрав последние силы, стал на колена, поднял руки к небу и громогласно молился, говоря: «Господи Боже, прости им! Они не ведают, что творят!» Пока его били, некто, священник из племени Рихава, бросился в народ с криком: «Что вы делаете? Праведный молится за вас, а вы его побиваете!» В это время один суконщик ударил Иакова тяжелым валиком и разбил ему голову». Хотя Апостол всю жизнь свою провел в Иерусалиме, но он имел горячую заботу и о христианах, рассеянных по дальним странам: к ним он написал известное Соборное Послание, преисполненное духом любви и мира, в котором он умоляет их доказывать любовь свою и веру во Христа добрыми делами, всегда помня, что вера без дел мертва. Святой Иаков еще составил первый чин служения литургии к совершению Святой Евхаристии. Эта литургия и доныне совершается в Иерусалиме вдень его памяти. Святой апостол Матфей проповедовал сначала в Иудее и первый написал Евангелие на еврейском языке. Оно было почти тотчас же переведено на греческий язык, как полагают, святым Иоанном Богословом. Святой Лука был верным спутником апостола Павла, и в Риме не оставлял его до самой его кончины. Лет 15 спустя по Вознесении Господнем он написал на греческом языке Евангелие; он же передал нам в книге Деяний святых апостолов драгоценную повесть о распространении Церкви Христовой. Он проповедовал в разных странах и был епископом в греческом городе Солуне; сподобился мученической смерти, по мнению одних, в Ефесе, а по словам других, в Патрах. Святой Лука был врачом и живописцем. Святой Марк сопутствовал апостолу Петру при первом его путешествии в Рим и под его руководством написал там Евангелие на греческом языке. Был первым епископом Александрийской Церкви и в Александрии положил начало училищу, которое впоследствии сделалось знаменитым. В этом же городе святой Марк был замучен язычниками, которых отвращал от поклонения идолу. Перед кончиной он сподобился явления Христа и радостно перешел в лучшую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

«Ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:19 ). Если мы поверим папам, то этот текст доказывает, что святой Петр и римские епископы, его преемники, поставлены Иисусом Христом основным камнем Церкви; и что заблуждение, в переносном смысле названное вратами ада, никогда не одолеет этого камня. Отсюда они выводят следующее заключение: папы суть верховные главы Церкви. Чтобы признать это рассуждение правильным, надобно было бы допустить, что святой Петр был поставлен превыше прочих апостолов, основным камнем Церкви; и что это преимущество было даровано не ему только лично, но что оно перешло и на епископов Рима. Но это не так. Прежде всего, святой Петр не был назван камнем Церкви с исключением прочих апостолов. Он не был поставлен абсолютным главою. Доказательство этого мы видим в тексте святого Павла, приведенном выше, в котором этот апостол положительно утверждает, что основные камни Церкви суть пророки и апостолы, соединенные воедино посредством треугольного камня, который есть Иисус Христос. Нельзя усвоять святому Петру преимуществ камня Церкви, не насилуя смысла священного Писания, не разрушая церковного домостроительства и не удаляясь от кафолического предания. Иисус Христос объявил, что Он Сам есть этот камень, предуказанный пророками ( Мф.21:42 ; Лк.20:1718 ). Святой Павел говорит, что «Иисус Христос есть камень» ( 1Кор.10:4 ). Святой Петр учит той же истине ( 1Пет.2:7:8 ). Таким же образом большинство отцов Церкви не допускали игры слов, которую наши ультрамонтане усвояют Иисусу Христу, и не применяли к святому Петру следующих слов: «На этом камне создам церковь Мою». 1 Чтобы убедиться в том, что толкование Отцов наиболее истинно, достаточно припомнить обстоятельства, среди которых Иисус Христос обратился к святому Петру со словами, неправильно толкуемыми римскими богословами. Он спросил своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» – Ученики отвечали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». – «А вы, снова спросил Иисус, за кого почитаете Меня?» – Симон же Петр, отвечая, сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого». Тогда Иисус сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыла тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и пр.».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Христос сказал: «Созижду Церковь Мою»... но не сказал: «церкви» во множественном числе. Следовательно, Он создал только одну Церковь , которая от Него и ведет свое происхождение, но не от людей. Эта Церковь одна и единственная, и ей именно дано великое обтование, что «врата адова не одолеют ей». Христос не создавал всего этого обилия и разнообразия «церквей», существующих ныне на земле, как латинства, или римо-католицизма, протестантства, с его безчисленными разветвлениями – лютеранства, кальвинизма, реформатства, англиканства, пресвитерианства, баптизма, адвентизма и т. д. и т. д. Все это создано людьми, притом нередко в самое позднейшее время, начиная с 16-го века, а Христос создал только  одну Церковь – Православную и хотел бы, чтобы все люди в полном единомыслии и единодушии принадлежали к ней, как Он Сам молился об этом в Своей Первосвященнической молитве Богу Отцу:  «Да будут вси едино: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут»  ( Ин. 17, 21 ). Где нет единомыслия и единодушия, там не может быть и единства – не может быть единойистинной Христовой Церкви. В этом мы можем вполне убедиться, читая постоянные призывы Слова Божия к такому единомыслию и единодушию, как, например:  «Будьте единомысленны»   ( Рим. 12, 16 );  «имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны»   ( Филип. 2, 2 ) и много других мест. И предрекая, что будут между христианами «разномыслия» ( 1Кор. 11, 19 ), Слово Божие абсолютно нигде этих разномыслий не одобряет, а наоборот – сурово их порицает и осуждает, говоря:  «Остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них, ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных»   ( Римл. 16, 17–18 ). И тот же святой Павел прямо и решительно говорит:  «Еслибы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема»  ( Галат. 1, 8 ).  «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема»  ( Галат. 1, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Что касается незначительного числа древних писателей, допускавших эту игру слов, то надобно признать, что никто из них не толковал текста в смысле благоприятном для папского верховенства и не доходил до крайних выводов этой системы. Их выводы диаметрально противоположны всему папскому учению. Справедливо, что Иисус Христос непосредственно обратился к Петру; но достаточно прочитать весь текст, чтобы видеть, что Он поэтому еще не усвоял ему преимуществ исключительных пред прочими апостолами. В самом деле, произнесши выше приведенные слова, Иисус Христос, все же обращаясь к Петру, присовокупил: «Дам тебе ключи царствия небесного; все, что ты разрешишь на земле, будет разрешено на небе». В обеих частях текста Иисус Христос только дает Петру два обещания: первое, что Церковь будет столь твердо создана на вере в божественность Его лица, что заблуждение никогда не одолеет этой истины; второе, что Он дарует Петру важное служение в Церкви. Нельзя доказывать, будто власть ключей была обещана Петру с исключением прочих апостолов; ибо Иисус Христос обещал ключи и всем им, в то же самое время, употребляя те же самые выражения, которыми Он пользовался при обещании Петру ( Мф.18:18 ). Более того, Он обещал всем апостолам совместно, а не одному Петру, пребыть с ними до скончания века. «Иисус, говорит евангелист Матфей ( Мф.28:18 и след.), приблизившись к Своим апостолам, сказал им: дана мне всякая власть на небе и на земле: и так идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». У евангелиста Иоанна мы читаем ( Ин.20:21 и след.): «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав сие, дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Очевидно, Иисус Христос даровал Своим ученикам совместно преимущества, которые Он обещал Петру. Обещание, данное Петру, осуществляется во всей совокупности в пастырях. Это доказывает, что Иисус Христос говорил с Петром, как с представителем сотоварищей его, как с образцом (figure) апостольского общества. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

«Это и все? – сказал Василий. – Ничто из этого не устрашает меня. Тот, у кого ничего нет, не может быть лишен имущества, если только не пожелаешь отобрать несколько книг, которые составляют мое имение. Изгнание? Я не имею понятия о нем. Я не связан ни с каким местом. Та земля, на которой я теперь обитаю, не моя; а всякая земля, в которую я могу быть заброшен, вся моя или скорее вся Божия, на которой я только странник и пришелец. А что касается до смерти, то смерть есть благодетельница, так как она приведет меня к Богу, для Которого я живу и Которому я служу». Величие Василия изумило префекта. «Доселе никто так не говорил со мною», – сказал он. «Вероятно, тебе не случалось говорить с епископом», – спокойно отвечал Василий. Между тем Валент прибыл в Кесарию, и Модест немедленно донес ему, что епископ победил его; что на него не действует ни угроза, ни ласка и что потому остается одно – употребить насилие. Валент, выслушав все, невольно в душе своей почувствовал к святому Василию какое-то особое влечение; он, быть может, даже сознавал, что истина с ним, – но оставить арианство ему было стыдно. Он начал искать случая, чтобы изъявить святому Василию хотя бы свое глубокое уважение. Случай скоро представился. Наступил торжественный праздник Богоявления. Валент в сопровождении своих телохранителей вошел в храм, где святой Василий совершал богослужение, и стал между православными мирянами, показывая этим как бы свое общение со святым архиепископом. Церковь была переполнена народом: люди, как волны морские, теснились, налегая друг на друга, но ничто не нарушало тишины. Неслось стройное праздничное пение; за престолом, обратясь лицом к народу, стоял сам архиепископ: он ни взглядом, ни знаком не показал, что замечает присутствие императора. Высокий, стройный, он стоял неподвижно во всем величии своего архипастырского облачения, с посохом в руке; глубокий, пламенный взор его устремлен был на святой престол. Вокруг него в благоговейном порядке стояли пресвитеры и диаконы, будучи похожи скорее на Ангелов, нежели на людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Я задумался над тем, как бы на этот вопрос ответили мои друзья из евангелических церквей. «Почему вы теологически ближе к евреям, чем к мусульманам?» 11. Возможно, то, что я сейчас скажу, христианам понять очень трудно, но именно это чувствуют мусульмане. Пожалуйста, не делайте общих суждений и не записывайте всех мусульман в злодеи. Зло коренится не в исламе и не в христианстве как в религии. Зло в фанатизме. Фанатиков достаточно и в мусульманстве, и в христианстве. Лично мне стыдно за исламских фанатиков. А что вы, христиане, чувствуете по поводу высказываний христианских фундаменталистских лидеров, которые назвали всемогущего Бога, Бога, которому мы поклоняемся, демоном, а пророка Мухаммеда террористом и одержимым педофилом. Антиисламская пропаганда, стоящая за публикацией датских карикатур в феврале 2006 года, и реакция мусульман для меня позор и шок. Но, пожалуйста, не забывайте, что для мусульман публикация этих карикатур стала последней каплей, переполнившей чашу терпения. Думаю, что мусульмане хотели сказать христианским странам: «Всему есть предел». Теперь вы понимаете, почему мусульманским фанатикам так просто возбудить толпы мусульман к ответным действиям? Все это было прочитано с неподдельной печалью в голосе. Ахмад пытался сказать, что именно фанатики стоят за безрассудными действиями, какой бы стороной они ни совершались. 12. Как мусульманин, я не отделяю церкви от государства. В исламе такого разделения не существует. Когда вы говорите мне о христианстве, я чувствую, что вы хотите «продать» мне весь пакет: религию, политику, капитализм и демократию. Иногда мы чувствуем в вас триумфаторство, превосходство, желание возвыситься над нами своим могуществом. Где же то смирение и чувство справедливости, которому учит Библия? Мне очень нравится библейский отрывок, который кто-то из вас мне показал: «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей? О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим». Меня, как и Ганди, привлекает Христос, но не ваше христианство .

http://azbyka.ru/islam-cherez-prizmu-kre...

Я с своей стороны ради закона Божия, ради сохранения канонов, преданных от отцов, ряди защиты привилегий апостольской кафедры, готов претерпеть все страдания и, если то необходимо, принять самую смерть. Понятно, собор вполне разделял мнение Адриана и о высоком папском значении Николая, я о великих преступлениях Фотия. Потому один из епископов, присутствовавших на соборе, встал и сказал громоносную речь против Фотия. «Фотий был отлучен и анафематствован – говорил епископ – и значит не мог созывать никакого собора, как осужденный он не мог судить никого другого. К нему – говорил оратор – относятся слова псалма: «Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его, ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его; слова уст его – неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом.» ( Пс.35:2–5 ). «Папа должен отмстить – говорил оратор – за оскорбление своей апостольской кафедры, восстать на спасение народов; подобно Петру наказать лжеца Ананию или лучше сказать того, кто еще больше заслужил смерть; папа должен осудить собор Фотия так, чтобы и следа не оставалось от него, и пусть будет уравнен он с собором разбойничьим в Ефесе (449 г.). Те, кто принимал участие в соборе, или подписывал его акты, или защищает их, или скрывает их, – должны быть анафематствован, и если они устно и письменно не произнесут анафемы на акты, то таковые и в качестве мирян не должны быть допускаемы до церковного общения». После этого совершенно ясного осуждения собора Фотиева латинскими епископами, от лица папы предлагается еще категорический вопрос собору: «что сделать с этими актами»? Собор отвечал: «принимая во внимание, что худые речи портят добрые нравы, что, кто дотрагивается до смолы, тот пачкается ею, что эта книга ничем существенно не отличается от злых книг еретиков и схизматиков, так как она сочинена от схизматика и подражателя Диоскора и преисполнена всякою ложью и вредными догматами, то эта.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

669 Флоринский Т.Д. Памятники законодательной деятельности Душана, царя сербов и греков. Киев, 1888. С. 4, 5. 672 Флоринский Т.Д. Памятники законодательной деятельности Душана, царя сербов и греков. С. 14, 15. 8 Виллардуэн Жоффруа де. История завоевания Константинополя//Жан де Жуанвилль. Жоффруа де Виллардуэн. История Крестовых походов. М., 2008 С. 94. 694 Бирюков Д.С. Григорий Акиндин//Антология восточно-христианской богословской мысли. С. 493, 497. 706 Исповедание веры Григория Акиндина, иеромонаха, обращенное к госпоже царице//Антология восточно-христианской богословской мысли. С. 499. 713 Катанский А. История попыток к соединению церквей Греческой и Латинской в первые четыре века по их разделении. С. 218, 219. 715 Катанский А. История попыток к соединению церквей Греческой и Латинской в первые четыре века по их разделении. С. 221, 222. 718 Факрасиса протостратора краткое изложение диспута святейшего Фессалоникийского кир Григория и Григория философа, который состоялся в палатах пред лицом императора//Факрасис Георгий. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой философом. Главы, 2, 3. С. 23, 24. 721 Катанский А. История попыток к соединению церквей Греческой и Латинской в первые четыре века по их разделении. С. 223. 733 Катанский А. История попыток к соединению церквей Греческой и Латинской в первые четыре века по их разделении. С. 228, 229. 738 Катанский А. История попыток к соединению церквей Греческой и Латинской в первые четыре века по их разделении. С. 230–233. 766 Катанский А. История попыток к соединению церквей Греческой и Латинской в первые четыре века по их разделении. С. 235. 790 Катанский А. История попыток к соединению церквей Греческой и Латинской в первые четыре века по их разделении. С. 236, 237. 796 Николь Д, Хэлдон Дж., Тернбулл С. Падение Константинополя. Последние дни Византии. Полумесяц над Босфором. М., 2008. С. 155. 815 Девриз Келли, Дикки Йен, Догерти Мартин, Джестайс Филлис, Йоргенсен Крис, Павкович Майкл. Великие сражения крестоносцев (1097–1444). С. 208.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—22— классов общества, бедных и богатых, разделения и распри народов, разделение церквей... Сочинения Неплюева останавливают чаще всего мысль нашу на особенно ярких проявлениях современного зла или препятствиях к осуществлению царства Божия; таковы капиталистический строй современной цивилизации и разделение христианских церквей. Яркую картину зла капиталистической цивилизации Н.Н. Неплюев рисует нам всюду компетентной рукой человека, знающего зло не из книг, а из опыта жизни 35 . Он раскрывает перед нами нравственную сторону зла, противоречие капитализма христианской морали, его нравственный вред, столь мало беспокоящий политико-экономистов, а часто и филантропов. Капитализмом устанавливается зверская борьба за существование со всеми деморализующими её последствиями для обеих сторон, – для бедных и богатых, которые умелой рукой и подробно рисуются в сочинениях Неплюева. „Несомненно, что христианство враждебно капитализму и что царствие Божие на земле – ликвидация капиталистического строя“, говорит автор, и этими словами прекрасно выражает впечатление читателей, выносимое из чтения страниц, посвящённых этическому анализу современного капиталистического строя, христианской его оценке. „Чудовищный соблазн враждебной разобщённости христианского мира“ или разделение христианских церквей служит наглядным показателем того, как мы далеки от царства Божия, а также – одним из главнейших препятствий к осуществлению царства Божия на земле. Разъединением и распрей христианских церквей роняется христианство в глазах неверующих и язычников, судящих о религии по плодам её. Разделением церквей ослабляется христианство, ибо и здесь, как везде, в единении сила. Как не желать и не домогаться всем истинным христианам скорейшего прекращения враждебной разобщённости „для совместной дружной деятельности в направлении систематического противодействия в жизни всему тому, что способствует силе и царству антихриста, и система- —23— тической поддержке в жизни всего того, что способствует созиданию царства Божия“! Вот почему в рассматриваемых нами сочинениях автор часто возвращается к этому предмету и высказывает мысли по вопросу о причинах разделения христианских церквей, о вреде его, о способе восстановления христианского братства и т. д. Все суждения автора по вопросу о соединении церквей заслуживают глубокого и серьёзного внимания богословов и представителей церквей, устанавливая совершенно правильную общую точку зрения для решения вопроса, правильно указывая истинную причину зла и, следов., верный путь к выходу из него. К сожалению, место и задача предлагаемого исследования не позволяют мне войти в обстоятельное рассмотрение взгляда Н.Н. Неплюева по вопросу о разделении церквей, какого он заслуживал бы; но в надежде со временем уделить должное внимание ему в какой-либо специальной работе по вопросу о соединении церквей, когда к ней представится случай, я ограничусь характерными цитатами в данном случае, отсылая за подробностями к сочинениям Неплюева 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010