Соч.: Русская музыка от нач. XIX столетия. М.; Л., 1930; Russian Music. From the beginning of the 19th Century. Ann Arbor (Mich.), 1953; Русская музыка, XIX и нач. XX в. Л., 1978. 19792; статьи: Духовный концерт Придворной певческой капеллы (6, XI, 1916)//Хроника журнала «Музыкальный современник». 1916. 5/6. С. 6-8; А. Д. Кастальский//Музыка и революция. 1927. 1. С. 9-10; Кастальский (вместо некролога)//Совр. музыка. 1927. 19. С. 223-229; Через прошлое к будущему. Цикл статей//Сов. музыка. 1943. 1. С. 7-30; О Кастальском//Там же. 1951. 12. С. 35; «Напутствие»// Асафьев Б. В. Избр. труды. М., 1953. Т. 4. С. 69-75; Рахманинов. «Всенощная древних роспевов», [О хоровом стиле Кастальского], [Характерные особенности искусства Кастальского], А. Д. Кастальский// Асафьев Б. В. О хоровом искусстве. Л., 1980. С. 59-62, 90-96, 101-103; библиографические заметки: Н. Ковин. Курс теории хорового церковного пения в примерах и образцах. 2-е изд. П. Юргенсона//Музыка. 1915. 217. С. 230-231; А. Кастальский. Общедоступный самоучитель церковного пения. С прил. нотной тетради. Изд. А. Ф. и В. А. Федоровых//Музыка. 1915. 231. С. 471; В. Н. Всеславинский - учитель пения и регент, г. Пошехонье, Ярославской губернии. «Певческие листки» для деятелей школьно-клиросного и общенародного пения в сельских (и им подлежащих) приходах. Вып. 1. Август 1915 г. Листки 1, 2, 3, 4//Музыка. 232. С. 486-488; нотографические заметки: Н. Черепнин. Духовно-музыкальные сочинения для смешанного хора, 4, 5, 6, 7; Драгомиров-Толстяков. «От юности моея» - для смешанных голосов; К. Шведов. «Разбойника благоразумнаго». Изд. а) для смешанного хора, б) для трех солистов, в) для солистов в упрощенном виде; В. Калинников. Духовно-музыкальные сочинения для смешанного хора, 13, 14, 15, 16 и 17. Изд. П. Юргенсона//Музыка. 1915. 226. С. 390-391; Андреев-Оксар А. Церковные хоры для смешанных голосов. Изд. П. Юргенсона//Музыка. 228. С. 422; М. Ф. Маттисон. «Церковное пение»: Учебник церк. пения, сост. по программе жен. епарх. училищ. Ч. практ. Вып. 1-3. Изд. П. Юргенсона//Музыка. 1915. 229. С. 438-439; А. Д. Кастальский. Духовно-музыкальные сочинения 74-79; Образцы церковного пения на Руси в XV-XVI вв.//Музыка. 1916. 248. С. 158-160.

http://pravenc.ru/text/76588.html

Икос 6 Окаянный аз человек, разбойнику по злодейством своим уподобихся. Храм телесный, о немже Апостол Христов глаголет: «Не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас; аще кто растлит храм сей, того покарает Бог», храм сей аз, разбойник, растлих, оскверних, обезчестих, разорих, расхитих, опустоших. И ныне кары Твоея праведныя, Боже Правосудный, ожидая со страхом и трепетом, яко преступник, Царю моему вопию: Иисусе мой, Христе Многомилостиве, пощади, пощади мя, много Тебе согрешившаго./Иисусе мой, разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобивый, помяни и мене, разбойника неблагоразумнаго, егда приидеши во Царствии Твоем./Иисусе мой, Христе Многомилостиве, молитвами рождшия Тя Приснодевы Марии, милостив и благоуветлив буди мне, Суда Твоего праведнаго трепещущему./Иисусе мой, милости неизследимая пучина, отврати гнев Твой, на главу мою праведно движимый, избави мя от належащаго праведнаго Твоего прещения и помилуй, помилуй, помилуй мя, тяжкаго преступника повелений Твоих./Иисусе, ада Победителю, победи ад души моея и воскреси мя, умерщвленнаго страстьми. Кондак 7 Разрушил еси смертию Твоею смерть, отверзл еси разбойнику рай, отверзи и мне милосердия Твоего двери, в темнице злых страстей заключенному, разруши твердыни греха, яко крепость обдержащия душу мою, Тебе бо согреших, но от Тебе не отступих, в покаянии моляся: помилуй мя, Боже, помилуй мя. Икос 7 Юность мою всю во гресех иждих, в тине сластей и похотей плоти моея валяяся, омрачихся бо помышлением от младенчества даже и до ныне, никогдаже восхотех сотворити волю Твою святую, весь диаволу последовах всегда, смех и поругание демонов бых. Якоже отсюду, не видя себе спасения, с воплем крепким вопию Ти, Спасителю моему, исповедуя грехи моя: Иисусе мой, Христе Многомилостиве, кий вид греха не сотворих аз, кое дело демонское не содеях? Кое деяние студное и блудное не с преимуществом и тщанием соверших? Отврати убо лице Твое от грех моих./Иисусе мой, пленным Освободителю, всякий уд окаянныя моея плоти служите и работати греху аз продах, свободи мя от работы сея вражия./Иисусе мой, Христе Многомилостиве, кто не возрыдает мене окаяннаго? Кто не восплачет мене осужденнаго? Аз бо един лукавое пред Тобою сотворих, превозшед и препобедив вся от века грешники, несравненно прегрешивый и непрощенно, не отвержи убо мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от Мене./Иисусе мой, нагих одеяние, наг и обнажен пред Тобой предстою, одей мя в ризу спасения Твоего./Иисусе, ада Победителю, победи ад души моея и воскреси мя, умерщвленнаго страстьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Слава: Имаши надписание Христе мой: Иисус Назарянин, Царь Иудейский! Свидетельство сие есть ко Отцу, яко добре волю Его сотворил еси: в книги животныя напиши мя, молютися. И ныне: Не остави Мене едину, печали исполнену, но вскоре утеши Мя, утешение Мое, Дева рече. Аз же что воздам тебе, Иисусе мой; вниди в сердце мое, да не ктому аз, но Ты во мне живеши, и аз в Тебе.   Светилен Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя! Слава: Разбойника благоразумнаго, во единем часе раеви сподобил еси, Господи: и мене древом крестным просвети, и спаси мя. И ныне: Чертоже одушевленный, Дево, несмь достоин чертога небеснаго, греховныя ради вины, но молю Тя прилежно, ради обнаженнаго на Кресте Сладчайшаго Твоего Сына, и Благаго моего Господа, покрый студ лица моего, и спаси мя. На хвалитех стихиры,  глас 3й Два лукавная сотвори перворожденный сын Мой Израиль: Мене остави, Источника воды животныя, и ископа себе кладенец сокрушенный: Мене на древе распят, Варавву же испроси и отпусти: ужасеся небо о сем, солнце лучи скры, ты же, Израилю, не усрамился еси, но смерти Мя предал еси: остави им, Отче Святый, не ведят бо, что сотвориша!  (Дважды.) Кийждо член Святыя Твоея Плоти безчестие нас ради претерпе: глава терние, Лице  оплевания, челюсти  заушения; уста  в оцте растворенную желчь; ушеса хуления злочестивыя, плещи  биения, и рука  трость; все Тело  протяжение на Кресте, руце и нозе  гвоздие, и ребра  копне: пострадавый за ны, и от страстей свободивый, снизшедый к нам человеколюбием и вознесый нас, всесильне Спасе, помилуй нас! Распеншуся тебе, Христе, вся тварь видящи трепеташе, основания земли поколебашася страхом державы Твоея: Тебе бо вознесшуся днесь, церковная завеса раздрася на двое, и мертвии от гробов воскресоша: сотник, видев чудо, ужасеся, предстоящи же Мати Твоя, вопияше: како не возрыдаю, зрящи Тя нага яко осужденна, на древе висяща; распныйся и погребыйся, и воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

– Это хороший вопрос. Действительно, я часто обращаюсь к Игнатию (Брянчанинову) и Феофану Затворнику (к последнему, правда, реже). Дело в том, что у древних отцов, при всем их великолепии и потрясающей глубине, язык и сам их стиль мышления труден для восприятия современного человека. А отцы XIX столетия гораздо ближе к нам и поэтому более доступны по языку и характеру преподнесения тех основных истин духовной жизни, которые нам столь необходимы. Второй момент, связанный с обращением к Игнатию (Брянчанинову) и Феофану Затворнику, заключается в том, что они смогли переложить опыт древних отцов на тот уровень, который наиболее доступен современному человеку. Человеку какому? Который даже и мечтать не может о подвигах древних отцов и тех высоких состояниях, которых они достигали. То есть их изложение уже дается применительно к нашему, я бы сказал, скудному, но пока еще христианскому уровню духовной жизни. Конечно, если касаться Феофана Затворника, то он также интересен тем, как духовно менялся на протяжении своей жизни. Тут обращают на себя внимание несколько поразительных фактов. Например, в одном из писем он благословляет переводить какого-то католического автора. Так и говорит: «Да, благословляю». Но проходит некоторое время, и он решительно говорит о поврежденности католицизма буквально во всем, о том, что духовная жизнь у католиков сильно искажена. И, соответственно, уже совершенно не рекомендует обращаться к католическим авторам. Или другой пример: в 1883-м году он благословляет издание «Откровенных рассказов странника», а через 10 лет категорически их запрещает и говорит, что в них есть то, что может привести к прелести. Это только два примера. На самом деле их гораздо больше. Святость – это не то, что сразу дается, а то, что постепенно созидается – А почему он так менялся, и почему именно в последние годы? – Феофан Затворник тем интересен, что видно, как он рос в духовном плане. Мы как-то привыкли: раз святой, то, значит, одинаково свят в любой период своей жизни. Но это далеко не всегда. Если бы благоразумный разбойник что-то написал до своего распятия, мы бы стали его читать?! «Благослови, честный отче, прочести благоразумнаго разбойника!» Все в ужас пришли бы, пожалуй. Святость – это не то, что сразу дается, а то, что постепенно созидается. Феофан Затворник в этом отношении чрезвычайно интересен.

http://pravoslavie.ru/111852.html

Он уже приведет нас к самому существенному приобщению страстем Господним, по чину благоразумнаго разбойника, – к приискреннейшему сораспятию с Ним, чрез распинание сердца, всегда на зло нас наущающаго и всякое доброе дело наше готоваго осквернить и сгубить исходящими из него страстными помыслами... В первом способе полагается только начало сему сораспятию, во втором оно деятельно подготовляется, в третьем совершается самым делом». 517 Таковы же по большей части и другие проповеди рассматриваемого периода, как это мы и могли видеть из раньше очерченного содержания их. Такой же характер в общем выдерживает и относящаяся к 1858 году брошюра: Предостережение от увлечения духом настоящаго времени, в большей части своего содержания также состоящая из проповедей, если мы припомним. Еще, более к тому направлены Письма о христианской жизни, не говоря о 3 и 4-м выпусках, 518 даже и в 1 и 2-м выпусках своих, притом даже и если не принимать в расчет раньше рассмотренных приложений к сим двум выпускам («об исправлении сердца», «о борьбе со грехом» и т.д.). Эти «письма» говорят то «о труде и самопринуждении» (Письмо I), то «о слезах» (п. II), то «о предании себя в волю Божию» (п. III), то «о молитве, размышлении и чтении» (п. IV), то об одной «молитве> " (п.п. V-VII, XV и др.), то «о приготовлении к покаянию» (п. XÏ срав п. XIY и др.), то «о трезвенш» 519 . И между тем как до рукоположения в сан епископа самостоятельной епархии преосв. Феофан, как проповедник, не был вполне ответственным за спасение тех, кому проповедовал, да и проповедовал лишь изредка, сделавшись епископом, следовательно архипастырем самостоятельной епархии, он уже считал себя прямо ответственным за спасение своих пасомых. Уже при наречении своем во епископа он высказывал убеждение, что ему указывается обширнейшее поприще деятельности в надежде, что он «множайший пдод принесет во спасение свое и других» 520 и вообще задачей христианской иерархии признавал то, чтобы «приносить Господину винограда (т.е. церкви) плод – спасенныя души», 521 преимущественно посредством проповеди слова Божии совершая это спасение 522 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

 Егда предстал еси Каиафе, Боже, и предался еси Пилату, Судие, Небесныя Силы от страха поколебашася. Егда же вознеслся еси на древо, посреде двою разбойнику, вменился еси с беззаконными, Безгрешне, за еже спасти человека: Незлобиве Господи, слава Тебе.  Когда Ты, Боже, предстал перед Каиафой и был предан Пилату, о Судия, Небесные Силы от страха поколебались. Когда же Ты вознесся на крест между двумя разбойниками, Ты был причислен к беззаконникам, о Безгрешный, ради спасения человека. Незлобивый Господи, слава Тебе. По окончании антифонов исполняется седален, в котором говорится об искупительном значении крестной смерти Спасителя (этот же текст вновь прозвучит в самом конце службы): Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Утреня. Седален после 15-го антифона. Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею кровию, на кресте пригвоздився и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе.  Ты искупил нас от законного проклятия Своей драгоценной кровью, будучи пригвожден к кресту и пронзен копьем, Ты стал источником бессмертия для людей. Спаситель наш, слава Тебе. За антифонами следуют 6-е Евангелие (см.: Мк. 15:16–32 ), посвященное распятию Христа, и Блаженства, перемежающиеся со стихами на тему распятия. Далее диакон произносит прокимен «Разделиша ризы моя себе, и о одежде моей меташа жребий» со стихом «Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси». Эти стихи из 21-го псалма подводят к 7-му и 8-му Евангелиям ( Мф. 27:33–54 и Лк. 23:32–49 ), повествующим о смерти Спасителя и отделенным одно от другого 50-м псалмом. Сразу же за 8-м Евангелием следует трипеснец, в котором упоминаются все основные события последних двух дней жизни Христа, начиная с умовения ног. По окончании трипеснца трижды исполняется экзапостиларий: Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Утреня. Экзапостиларий по 9-й песни трипеснца.  Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил сей, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя.  Благоразумного разбойника Ты, Господи, за один час сподобил рая. И меня просвети древом креста и спаси меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Е. оставил большое количество сочинений: более 100 хоровых и инструментальных, 107 обработок народных песен, ок. 60 переложений для хора, более 40 романсов и мелодекламаций. Духовно-муз. сочинения Е., в основном миниатюры, написаны для разных составов голосов: «Единородный Сыне», «Тебе поем», «Отче наш», «Достойно есть», «Свете тихий» для смешанного хора большого состава (до 8 голосов); «Приидите, поклонимся», «Господи спаси благочестивыя» и Трисвятое для смешанного хора малого состава; «Разбойника благоразумнаго» (трио), «Душе моя», «Милость мира» для муж. хора (3- и 5-голосного); «Тебе поем» для жен. хора (4-голосного). В произведениях Е. при плавной мелодике песенно-романсового склада присутствуют древняя ритмическая раскованность и протяженность, благодаря чему возможно избежать квадратности мелодических построений, имеются длительные слоговые распевы, голосовые педали-исоны, речитация. Гармонический язык характеризуется терпкими звукосочетаниями, минорными красками трезвучий вместо ожидаемых мажорных, натурладовыми оборотами, уменьшенными и увеличенными трезвучиями, септаккордами, нонаккордами, органично включенными в звуковую ткань. Фактура прозрачна и разнообразна: гомофонно-гармонический склад перемежается с развернутой имитационной полифонией, подголосочным развитием, противопоставлениями высоких и низких голосовых партий, общим унисоном хора. Диапазон весьма широкий. Динамика контрастная. Среди исполнительских приемов выделяются «аркообразные» динамические построения, филирование. Сочинения Е. для большого состава трудны для исполнения, доступны только высокопрофессиональным хорам. Проч. церковные миниатюры несложны. Сочинения Е. были исполнены в духовном концерте Придворной певческой капеллы 19 дек. 1913 г. в С.-Петербурге (Известия и заметки//ХРД. 1913. 1. С. 13). Нек-рые произведения известны по анонсам в печати, но не найдены, напр. «Христос воскресе» для жен. хора (см.: Новые книги и муз. соч.//ХРД. 1911. 9. С. 280). Арх.: РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 16. Ед. хр. 214.

http://pravenc.ru/text/189525.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Светланы Бурдиной Песнопения Страстной седмицы 2 мин., 15.04.2019 Страстная седмица — это сосредоточение, центр церковного года. В это время уже закончен собственно сам пост, время нашего покаяния. И начинается время нашего следования за Христом: день за днем мы вспоминаем последние дни Иисуса Христа на земле. Каждый день служатся особые богослужения со своим особым смыслом, который передается в том числе через песнопения. Мы собрали для вас несколько ключевых песнопений. Вы можете послушать их заранее, ознакомиться с текстом, переводом и комментарием к каждому из них. «Се Жених грядет в полунощи...» Эта молитва звучит в храме в первые три дня Страстной седмицы. Песнопение напоминает евангельскую притчу «О десяти девах». Подробнее здесь . Господи, яже во многия грехи впадшая жена " Господи, яже во многия грехи впадшая жена " – это песнопение Великой среды, текст которого написла инокиня Кассия, единственная женщина-гимнограф. Церковная песнь достигает в этой стихире очень высокого молитвенного напряжения и покаянного чувства. Подробнее здесь . «Вечери Твоея тайныя…» Поется вместо «Иже Херувимы» в четверг Страстной седмицы. Подробнее здесь . «Разделиша ризы Моя себе» Песнопение службы «12 Евангелий». «Разделиша ризы Моя себе» — слова пророчества о Крестных страданиях Спасителя. Подробнее здесь . «Днесь висит на древе» Песнопение исполняется на службе Утрени Великой Пятницы с чтением двенадцати фрагментов Евангелия, рассказывающих о Страстях Христовых (совершается вечером в Великий Четверг). Подробнее здесь . «Разбойника благоразумнаго» Песнопение посвящено разбойнику, распятому со Христом и обратившемуся к Иисусу со словами: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»  Песнопение исполняется на службе Утрени Великой Пятницы с чтением двенадцати фрагментов Евангелия, рассказывающих о Страстях Христовых (совершается вечером в Великий Четверг). Подробнее здесь . «Благообразный Иосиф»

http://foma.ru/pesnopniya-strastnoy-sedm...

Зато у русских приобретает особо большое значение всенощная Страстной Пятницы (фактически вечером Страстного Четверга), так называемые " Двенадцать Евангелий " ; это в русском благочестии одно из наиболее любимых и наиболее посещаемых богослужений Страстной Недели. Однако, странным образом, в этом богослужении " двенадцати Евангелий " , которое у греков тоже имеет большое значение, хотя и меньшее, чем у русских, тот момент, на котором сосредоточено благочестивое внимание верующих греков, - вынос креста с пением " Днесь висит на древе... " . У русских же выноса креста нет (он представляется поздним нововведением) и текст " Днесь висит на древе " поется без особого выделения его в ходе службы. Для огромного большинства русских верующих излюбленным моментом является пение эксапостилария " Разбойника благоразумнаго... " , при котором оперные солисты не упускают случая показать свои голоса. Здесь один из примеров того, как музыкальное исполнение может повлиять на значение богослужебного момента в народном благочестии. Что же до Страстной Пятницы, то главным богослужением этого дня является для русских не погребение Христово (вечером), как у греков, хотя оно и очень умилительно и на него сходится множество народа (однако длинных крестных ходов не делается, а плащаница лишь обносится вокруг храма), а вынос плащаницы на вечерне в послеобеденное время. На него приходит наибольшее количество верующих и оно налагает наиболее сильный отпечаток на духовную жизнь Страстной Седмицы. Литургия Василия Великого в Страстную Субботу с чтением пятнадцати паремий (у греков, кроме Афона, сведенных к трем всё тем же типиконом 1838 г.) посещается сравнительно меньше, несмотря на всё свое богословское богатство и глубину. Русские внесли в нее богослужебное нововведение, которое можно назвать гениальным, лучшим из тех, которые они вообще ввели в богослужебной области, и придающим Литургии Страстной Субботы незабываемую драматическую напряженность: в ходе Литургии, между чтением Апостола и Евангелия (которые оба уже посвящены воскресению) тёмные облачения меняются на белые в то время как хор поёт " Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех " .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1590

Ексапостиларий Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя. В Великий Четверг и Пятницу На утрене тропарь, глас 8 Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе. В Великий Четверг Вместо Херувимской песни и причастного стиха Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. В Великую Пятницу на утрене Тропарь во отпуст, глас 4 Искупил ны еси от клятвы законныя Честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе. Кондак, глас 8 Нас ради Распятаго, приидите, вси воспоим: Того бо виде Мария на древе и глаголаше: аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой. Ексапостиларий Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя. Тропарь на 6-м часе Спасение соделал еси посреде земли, Христе Боже, на Кресте пречистеи руце Твои простерл еси, собирая вся языки, зовущия: Господи, слава Тебе. Стихира на вечерне Тебе одеющагося светом яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом, и видев мертва, нага, не погребена, благосердный плач восприим, рыдая, глаголаше: увы мне, Сладчайший Иисусе, Егоже вмале солнце на кресте висима узревшее, мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса; но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу, или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? Величаю страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со воскресением, зовый: Господи, слава Тебе.

http://ms.pravoslavie.ru/110939.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010