Николай подошел к Варе с молитвою и перекрестил ее. В тот же миг кровоточение совершенно прекратилось. Так Господь явил Свою великую милость через крестное знамение. Владыка любил вспоминать этот случай с великою благодарностью к Богу. В свою бытность в Академии Николай несколько раз посещал о. Иоанна Кронштадтского и впоследствии с благоговением рассказывал об этом. Особенно знаменательно было его последнее посещение, весною 1907 года, когда он, со своим другом – студентом Виктором Раевым, присутствовал на богослужении с.Иоанна в Андреевском Кронштадтском соборе. В своих воспоминаниях об этом посещении, Владыка рассказывал: «Прощаясь с нами, о.Иоанн сначала благословил Витю Раева, а затем меня. Витя, обойдя Престол, направлялся уже к арке для выхода в центральный алтарь, а я подошел к Горнему месту за Престолом алтаря. Вдруг о.Иоанн как молния бросился ко мне. Я остановился на Горнем месте. Батюшка возложил на мою голову крестообразно руки, поднял очи свои к небу и трогательным голосом произнес: «Да почиет над Вами благословение Божие». Я тут же почувствовал будто огненная искра ниспала на мою голову и прошла до пят. Особенная великая радость наполнила мое сердце и все мое существо. Я стал как бы опьянелым и начал шататься, боясь как бы не упасть. Весь этот день я испытывал благодатную, особенную радость, чувствовал себя окрыленным и как бы носился в воздухе». Когда Николай Соболев перешел на 4-ый курс Академии, то инспектор-архимандрит Феофан поставил ему ребром вопрос – будет ли он монахом. Николай, считая себя по смирению недостойным монашеского подвига, очень мучился этим вопросом, не зная какова воля Божия о нем. За разрешением своего недоумения он обратился письменно к о.Иоанну Кронштадскому, но тот ничего не ответил на его письмо. Он спросил о том же старца Анатолия Оптинского (Потапова), но старец написал ему, что заочно не может дать ответа на его вопрос. Когда Николай получил письмо о. Анатолия Оптинского , то заскорбел еще больше, ибо ни откуда не мог получить прямого ответа на свой вопрос, который указал бы ему волю Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В 1883 году по окончании Московской гимназии, Борис поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Однако светское высшее образование и последующая деятельность не привлекали его. В одном из писем 1920-х годов преосвященный Трифон описывает свою беседу с артистом Малого театра М. А. Решимовым, происшедшую в начале 1880-х годов в Ялте, где он был в качестве спутника со своим больным астмой отцом. В ней юный князь определенно говорит об избрании им иноческого пути, несмотря на непонимание со стороны большинства людей его круга — за исключением матери. Вскоре после этой беседы Борис Туркестанов поступил в Введенскую Оптину пустынь (вероятно, в 1884 году). Его духовным наставником стал преподобный Амвросий Оптинский (+1891). Монашество В 1889 году молодой князь-послушник по благословению своих духовных руководителей, занимает место учителя и надзирателя в миссионерском Осетинском духовном училище во Владикавказе. 31 декабря 1889 года пострижен в монашество с именем Трифон. Чин пострижения был совершен в церкви Тифлисской духовной семинарии за всенощным бдением ректором архимандритом Николаем (Зиоровым). На следующий день, 1 января 1890 года рукоположен во иеродиакона экзархом Грузии архиепископом Палладием (Раевым). 6 января 1890 года рукоположен во иеромонаха. В 1891 году, также за «послушание воле духовных руководителей», иеромонах Трифон поступил в Московскую духовную академию. Будучи студентом Московской духовной академии, иеромонах Трифон нес послушание священника в пересыльной тюрьме Сергиева Посада. За это служение он был награжден золотым наперсным крестом. В 1895 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен смотрителем Донского духовного училища. С 1897 г. — ректор Вифанской духовной семинарии в сане архимандрита. С 1899 г. — ректор Московской духовной семинарии. Епископ Дмитровский 28 июня 1901 года в Московской синодальной Конторе был наречен, а 1 июля того же года в Успенском соборе Кремля хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии; хиротонию совершали: митрополит Московский Владимир (Богоявленский), епископ Рязанский и Зарайский Полиевкт (Пясковский), епископ Можайский Парфений (Левицкий), епископ Волоколамский Арсений (Стадницкий) и члены Московской синодальной конторы епископы Нестор (Метанцев), Григорий (Полетаев) и Нафанаил (Соборов).

http://lib.cerkov.ru/authors/122

— Выше Вы упомянули, что высоко ставите деятельность священномученика Петра (Полянского). А ведь он содержался в заключении на территории Вашей нынешней епархии — в Верхнеуральске, расстрелян же был в самом Магнитогорске. Планируете ли Вы какие-то шаги по увековечению его памяти? — Да, безусловно. В день памяти священномученика Петра, 10 октября, обязательно будем совершать торжественное богослужение с участием духовенства всей епархии. Со временем хотелось бы учредить что-то вроде чтений, приуроченных к дню памяти, — конференцию, где обсуждались бы теологические, исторические, религиоведческие, краеведческие темы. Надеюсь, со временем в Магнитогорской епархии появится и храм в честь священномученика Петра. — Что из опыта Вашего служения на Северном Кавказе может помочь Вам на Южном Урале? — Как и Кавказ, Южный Урал — регион многонациональный и поликонфессиональный. Это требует от религиозного деятеля особой чуткости и такта. Как и на Кавказе, здесь определенная доля населения придерживается ислама. Думаю, мы найдем общий язык с мусульманами. В регионе масса социальных проблем, решать которые нам нужно сообща. Поле для совместной деятельности весьма широкое, даже в рамках соглашения, недавно подписанного владыкой Феофаном и муфтием Ринатом Раевым. — Внутри Церкви нет единого мнения по поводу того, насколько интенсивным должно быть присутствие Церкви в информационном пространстве, как нужно выстраивать отношения со СМИ и интернет-сообществом. Как Вы воспринимаете эту проблему? — Я думаю, что сейчас Церковь в это пространство уже вошла. К сожалению, пока робкими шагами. Церковь должна использовать все возможности для проповеди Слова Божия. Ведь и апостол Павел, для того чтобы спасти души человеческие, «для всех был всем» (1 Кор. 9:22). Естественно, Церковь при этом не будет никогда изменяться, ни под кого подстраиваться. Если в нынешнем обществе нормой становится грех, мы обязаны возвысить свой голос против него. Кстати, нередко это и происходит. Оставаясь хранительницей духовной культуры, сокровищницей нравственных идеалов, Церковь должна эти идеалы всеми возможными способами нести миру. Поэтому считаю необходимым, чтобы у Магнитогорской епархии появился свой сайт. Надеюсь найти единомышленников, которые могли бы этим заниматься.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2537862...

В 1883 году по окончании Московской гимназии, Борис поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Однако светское высшее образование и последующая деятельность не привлекали его. В одном из писем 1920-х годов преосвященный Трифон описывает свою беседу с артистом Малого театра М. А. Решимовым, происшедшую в начале 1880-х годов в Ялте, где он был в качестве спутника со своим больным астмой отцом. В ней юный князь опредёленно говорит об избрании им иноческого пути, несмотря на непонимание со стороны большинства людей его круга — за исключением матери. Вскоре после этой беседы Борис Туркестанов поступил в Введенскую Оптину пустынь, где пребывал в 1884-1888 годах. Его духовным наставником стал преподобный Амвросий Оптинский (†1891). Старец в то время уделял время устройству Шамординской пустыни, и Трифон также бывал там. Сохранились его воспоминания о ходе дел в Шамордине. Монашество В 1889 году молодой князь-послушник по благословению своих духовных руководителей, занимает место учителя и надзирателя в миссионерском Осетинском духовном училище во Владикавказе. 31 декабря 1889 года пострижен в монашество с именем Трифон. Чин пострижения был совершен в церкви Тифлисской духовной семинарии за всенощным бдением ректором архимандритом Николаем (Зиоровым). На следующий день, 1 января 1890 года рукоположён во иеродиакона экзархом Грузии архиепископом Палладием (Раевым). 6 января 1890 года рукоположён во иеромонаха. В 1891 году, также за «послушание воле духовных руководителей», иеромонах Трифон поступил в Московскую духовную академию. Будучи студентом Московской духовной академии, иеромонах Трифон нес послушание священника в пересыльной тюрьме Сергиева Посада. За это служение он был награжден золотым наперсным крестом. В 1895 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен смотрителем Донского духовного училища. С 1897 года — ректор Вифанской духовной семинарии в сане архимандрита. С 1899 года — ректор Московской духовной семинарии. Епископ Дмитровский

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

В июне следующего 1872 г. архиепископом Рязанским Алексием (Ржанициным) были освящены боковые престолы в нижнем этаже собора - святых апостолов Петра и Павла (правый) и святителя Николая Чудотворца (левый). Центральный престол предполагалось освятить в честь Рождества Пресвятой Богородицы, но он долгое время так и не был освящён, а 28 октября 1893 г. епископом Михайловским Иоанникием (Казанским), викарием Рязанской епархии, престол был освящён во имя святого Авраамия Затворника. После освящения в 1872 г. двух первых престолов собора в него перешёл служить весь притч из Рождество-Богородицкого храма. С этого времени старый собор стал приписным к новому соборному храму, и службы в нём совершались лишь в престольный праздник. Престолы второго этажа нового собора - Тихвинской иконы Божией Матери (главный), трёх святителей - Иоанна Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста (правый) и Всех Святых (левый) освящены епископом Рязанским и Зарайским Палладием (Раевым). Для этого Владыка приехал в Данков 17 августа 1879 г. и пробыл в городе до 24 августа. Отдельно стоящая каменная пятиярусная колокольня Тихвинского собора высотой 42 м была завершена строительством к 1885 г. Воздвиг её на свои средства купец С. С. Пешков. Руководил постройкой соборный староста купец Николай Петрович Лебедев, который по завершении её в 1885 г. заявил, что «…у него осталося от постройки соборной колокольни всякой лес, доски и связное железо, и что он согласен уступить всё это монастырю». В 1905 г. соборная колокольня, а также иконостасы были отремонтированы. По воспоминаниям старожилов, на колокольне могло быть около 40 колоколов. Говорят, что их звук был слышен в с. Тёплом, до которого от Данкова более 20 км. В 1916 г. на соборную звонницу был поднят 425-пудовый колокол, отлитый в Саратове на колокольном заводе Медведевых. По описанию 1910 г. Тихвинский собор выглядел следующим образом: «кирпичный на каменном цоколе, двухэтажный, снаружи оштукатурен и по местам расписан священными изображениями, внутри оштукатурен и расписан. Собор покрыт железом, окрашенным зелёной масляной краской. Длина собора 16 2/3 саж., ширина 11 2/3 саж., высота до верха карниза 7 1/3 саж. Собор о пяти главах. В нижнем этаже больших окон 12, дверей наружных 3. В верхнем этаже больших окон 12, малых (на главке) 12, дверей - 1. В нижнем этаже три иконостаса общей длиной 11 саж., наибольшей высотой 3 саж. Оценены в 15 000 руб. В верхнем этаже три иконостаса общей длиной 11 саж., наибольшей высотой 4 саж. Оценены в 15 000 руб. Нижняя церковь отапливалась 6 голландскими печами. Колокольня пятиярусная, отдельно стоящая в 6 саженях от храма, с основанием 5х5 саж., высотой до верха карниза 25 саж. Церковь с колокольней и иконостасами оценена в 100 000 руб. Ближайшая к церкви постройка - купеческий жилой дом в 25 саж. с южной стороны».

http://sobory.ru/article/?object=10743

12 июня 1897 года состоялся LIV-й выпуск академии: ее окончило 69 человек. В Академическом храме ректор епископ Нарвский Иоанн соборне со священствующими профессорами и студентами совершил напутственный молебен. Иеромонах Вениамин вошел в число выпускников I разряда – он был в списке 27-м 124 . Вечером 12 июня о. Вениамин предложил беседу в зале при Троицкой церкви Общества 125 . 28 октября 1897 года на заседании Совета С.-Петербургской духовной академии был заслушан указ Святейшего Синода от 4 октября за 5409: «... на должность [...] преподавателя Св. Писания в Рижскую духовную семинарию определить окончившего в текущем году курс учения в С.-Петербургской духовной академии кандидата богословия иеромонаха Вениамина (Казанского)». Совет принял этот указ к сведению 126 . А 28 января 1898 года Совет академии рассматривал лучшие кандидатские сочинения студентов минувшего года и постановил: «Рекомендуемые наставниками к почетному отзыву сочинения [...] иеромонаха Вениамина Казанского [...] удостоить такового отзыва». 4 февраля 1898 года это постановление Совета было утверждено митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Палладием (Раевым) 127 . 86 Журналы Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1893/94 учебный год. СПб. 1894. С. 35–36. 1 Бовкало А.А., Галкин А.К. Родственные связи св. митрополита Петроградского Вениамина//Из глубины времен. Вып.8. СПб., 1997. С.147–160. 87 Сорокин В., проф.-прот. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) и его церковно-просветительная деятельность//Богословские труды. Юбилейный сборник, посвященный 175-летию Ленинградской Духовной Академии. М., 1986. С.120. 93 Краткий очерк десятилетней просветительской деятельности студентов петербургской духовной академии ( 1887–1897 г. )//С-Петербургский духовный вестник. 1897. 48 С. 945–950; 49. С. 966–972; 50. С. 985–991. 95 Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4-го апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1893–1894 г. (Тринадцатый год существования Общества) с приложениями. СПб., 1894. С.106–107.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возвращаясь в карете домой, епископ Сергий вдруг вспомнил, что в бытность свою ректором Петербургской Духовной семинарии, когда был на открытии мощей св. Серафима Саровского , то дал обет сему угоднику Божиему: если он сделается ректором Петербургской Духовной Академии, то первого студента, которого он будет постригать, вручит его небесному руководству с наречением сего студента Серафимом. Вот почему он решил назвать Николая этим именем в честь великого Саровского угодника Божия. Когда во время пострижения Николай услыхал: «Брат наш Серафим постригает власы главы своея», то вздрогнул от изумления и преисполнился великою любовью и благодарностью к преп. Серафиму, подумав: «Он не только открыл мне волю Божию быть монахом, но ему угодно было взять меня под свое благодатное руководство». Приняв монашество, новопостриженный монах Серафим предался подвигу строгого поста и непрестанной молитвы. Так, со дня пострижения до самой смерти Владыка не вкушал мяса. Он кроме того в продолжении многих лет вкушал пищу только один раз в день. Закончив Академию магистрантом в разряде лучших студентов, о.Серафим был вскоре назначен преподавателем Пастырского училища в г.Житомире, вместе со своим другом Витей Раевым, принявшим по любви к нему монашество с именем Иоанна. Начальник Пастырского училища, уже пожилой человек, проникся глубоким уважением к молодому 27-и летнему иеромонаху Серафиму и называл его с любовью своим «аввочкой» («Авва» по-сирийски значит отец, т.е. духовный руководитель). Когда иеромонах Иоанн, подражая в посте своему другу иеромонаху Серафиму, заболел чахоткой от истощения, то о.Серафим взял на себя его предметы, т.е. один преподавал по всем предметам в Пастырском училище. Этот непосильный труд, а также плеврит, полученный им там, совершенно подорвали его здоровье и иеромонах Серафим по его прошению, был переведен на другую службу. Его назначили на должность помощника смотрителя духовного училища в Калугу. Там о. Серафима очень полюбили воспитанники и особенно малыши первых классов, которым впервые приходилось оставлять родителей, и которые заливались слезами от разлуки с матерями. О.Серафим любящим сердцем сразу угадал это великое детское горе и стал утешать детей. Каждый день, в свободные часы и особенно по праздникам, он приходил в младшие классы и занимал их душеспасительными беседами, главным образом из житий святых. Дети страшно привязались к доброму и ласковому начальнику, который так хорошо понимал их сердца. Он был их первым другом и судиею, а также нежною матерью.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Считается, что периоды управления П. Казанской и Карталинской кафедрами были более плодотворными, чем пребывание во главе высшего церковного управления. Через 2 года после перевода в столицу здоровье П. заметно пошатнулось. 2 сент. 1897 г. с сыном-врачом В. П. Раевым он ненадолго отбыл на лечение в Крым. 1 окт. 1898 г. у П. случился «припадок», и с 3 окт. С.-Петербургской епархией временно управлял епископ Нарвский Иоанн. Митрополит был погребен в Исидоровской ц. Александро-Невской лавры. Отпевание в Троицком соборе лавры 8 дек. 1898 г. совершили присутствовавшие в Синоде митрополит Киевский Иоанникий, архиепископы Финляндский Антоний, Тверской Димитрий (Самбикин) , еп. Гурий (Охотин) и оба викария покойного - епископы Нарвский Иоанн и Гдовский (до 3 дек. 1898 - Ямбургский) Вениамин. В собор прибыли вел. князья Павел Александрович, Константин и Димитрий Константиновичи, Михаил Николаевич и Сергий Михайлович. После погребения сыновья П. устроили для бедных жителей столицы 1000 поминальных обедов. При закрытии Исидоровской ц. в 1932 г. останки митрополитов Исидора и П. были перенесены на Братское кладбище лавры (сев.-зап. часть Никольского кладбища) и захоронены рядом с могилой митр. Антония (Вадковского). В сер. 2010-х гг. над их погребениями установлены гранитные 8-конечные кресты взамен деревянных. На годичном собрании Имп. академии наук 3 дек. 1894 г. П. был избран ее почетным членом. Почетный член С.-Петербургского и Казанского ун-тов, Военно-медицинской академии, всех 4 духовных академий. Награжден орденами: св. Анны 2-й (1865) и 1-й (1872) степени, св. Владимира 3-й (1869), 2-й (1878) и 1-й (1895) степени, св. Александра Невского (1886, бриллиантовые знаки - 1892), а также иностранными: Спасителя Большого Креста (Греция), кн. Даниила Черногорского 1-й степени (Черногория) и Таковского креста 1-й степени (1897, Сербия). Арх.: РГИА. Ф. 684; Ф. 796. Оп. 147. Д. 1899; Ф. 802. Оп. 9. Д. 23. Л. 2 об.; ГАРО. Ф. 625. Оп. 4. Д. 76а. Л. 12 об.- 15; Д. 163. Л. 66; Ф 627. Оп. 234. Д. 605. Св. 43; Оп. 240. Д. 1. Св. 152. Л. 64 об.; Ф. 974. Оп. 2. Д. 12; Ф. 960. Оп. 2. Д. 13-13а. Св. 2; Ф. 960. Оп. 2. Д. 64а. Св. 5; Ф. 1280. Оп. 1. Д. 527. Л. 231 об.; Д. 928. 1877 г. Л. 116.

http://pravenc.ru/text/2578737.html

И теперь слушаюсь велений Высшей Церковной власти. И, слава Богу, никогда в этом не раскаивался. А когда делал что-либо по своему желанию, всегда потом приходилось страдать " ( Митрополит Вениамин (Федченков). Божьи люди. Мои духовные встречи. С. 129). 67 Более подробно эта тема развита в трех письмах Владыки о. Александру - одному из русских священников в Париже, относящихся к началу 1925 г. (См.: Митрополит Вениамин (Федченков). О конце мipa//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М. 1997. С. 196-212. 68 Митрополит Григорий (Чуков, +5.11.1955), Ленинградский и Новгородский (7.9.1945) - хиротонисан во епископа Саратовского (14.10.1942); архиепископ (15.10.1942); архиепископ Псковский и Порховский (май 1944). 69 Будучи студентом Духовной академии Иван Федченков со своими товарищами Раевым и Соболевым 25.11.1904 отправились в Кронштадт; на следующий день они молились в Андреевском соборе за утреней и Божественной литургией, которую совершал св. прав. о. Иоанн Кронштадтский. См.: Божьи люди. Мои духовные встречи. С. 197-204. 70 Монашеский постриг был совершен 26 ноября 1907 г. 71 Сохранились дневниковые записи Владыки, повествующие о начале скита (17.5.1949): " ...Я переехал на житие в " Скит-дачу " , в местечко Дубельн (теперь Дубулты), на Взморье - недалеко от Риги. [...] Осмотрели мы и храм, и жилые помещения: 2 больших дома и один " маленький " . [...] В середине храм во имя святого Владимира: хороший, просторный, светлый, чистый. Налево от него (примыкал непосредственно к стене его) - " архиерейская " половина; направо " братский " дом; а особо от этого цельного помещения - маленький домик [...] Кругом прекрасные сосны и березы, немного кустов... Всего около десятины. Все уже вычищено. Красиво. Впереди алтаря тянется городской сосновый лес (запах хороший); сзади - городок Дубулты... " ( Митрополит Вениамин (Федченков). " За Православие помилует меня Господь... " Дневниковые записи. С. 59). (6.10.1951): " Дело со " скитом " совершенно не удалось. В чем причина? 1) Нет монахов и ищущих монашества. 2) Нечем бы и содержать их, если бы собралось достаточно... Впрочем, пропитались бы [...] 3) Окружающие условия - совершенно не благоприятны для монашества. 4) И я сам не достоин этого дела: монастыри строились на святых людях, да еще после больших подвигов их. Пришлось мне слышать от пустынных подвижников, что пришло время для закрытия монастырей, а не для постройки новых... Увы! Это - истинно! И ничего мы поделать с этим не можем! Такова воля Божия! Или - Божие попущение! Нужно смиряться нам всем. Видно, мы плохие были монахи " (Там же. С. 87). 72

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

1874 Запросы об афонском деле. -Дым отечества, 6.03.1914 10). См. также: Караулов М. А. Письма депутата. Запрос об афонцах-имяславцах. – Терек, 12.04.1914 4856). 1880 Там же. См. также: Государственная Дума. 4-й созыв. Сессия 2-я. Стенографический отчет. Ч. П. СПб., 1914. С. 1545–1566 (перепечатано в: Забытые страницы русского имяславия. С. 190–210). 1885 Павел Николаевич Милюков (1859–1943) по окончании Московского университета был оставлен в нем преподавателем по кафедре истории, однако в 1895 году уволен за пропаганду либерализма и сослан в Рязань. В 1905 году стал одним из основателей кадетской партии. После февральской революции 1917 года – министр иностранных дел Временного Правительства. Во время гражданской войны эмигрировал из России во Францию, где продолжал заниматься политической, научной и публицистической деятельностью. См.: Шабага А. В. Милюков Павел Николаевич. – Культурология XX век. Энциклопедия. СПб., 1998. Т. П. С. 49–51. См. также: П. Н. Милюков. Сборник материалов по чествованию его семидесятилетия. Париж, 1929. 1886 Милюков П. Запросы религиозной мысли. Цит. по: Государственная Дума. Сессия II, заседание 68. -День, 29.04.1914 115). 1888 Милюков П. Запросы религиозной мысли. Цит. по: Государственная Дума. Сессия II, заседание 68. – День, 29.04.1914 115). 1889 Государственная Дума. 4-й созыв. Сессия 2-я. Стенографический отчет. Часть III. СПб., 1914. С. 1578–1580 (перепечатано в: Забытые страницы русского имя-славия. С. 210–212). 1905 В частной переписке с Императором Николаем Александровичем Императрица Александра Федоровна называет архиепископа Никона (Рождественского) «злодеем с Афона», на душе которого лежит грех расправы с имяславцами (см.: Переписка Николая и Александры Романовых. Т. III. М.-Пг, 1923. С. 320, 325). 14 марта 1916 года Александра пишет Николаю: «Никон все еще здесь, это очень жаль» (Там же. Т. ГУ М.-Л., 1926. С. 145). 15 сентября 1916 году Императрица пишет Императору о том, что Друг (имеется в виду Распутин) просил ее поговорить с обер-прокурором Синода Н. П. Раевым «относительно бедных монахов со Ст[арого] Афона, которым еще нельзя служить и которые умирают не причастившись» (Там же. Т. V. М.-Л., 1927. С. 29). См. также: Фирсов С. Л. Православная Церковь и государство. С. 498.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010