Казанский Тамбовский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Казанский Богородичный монастырь — мужской монастырь Тамбовской епархии Русской Православной Церкви, расположенный в городе Тамбове. Основан около 1670 года старцем Иосифом с южной стороны города Тамбова. В зданиях обители находится Тамбовская духовная семинария. При монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых. Содержание История [ править править код ] Казанский Богородичный мужской монастырь был основан и построен в XVII веке с южной стороны города Тамбова старцем Иосифом. В 1679 году братии монастыря были пожалованы в дар мельницы на реках Студенец и Цна в районе села Донское. В монастырской собственности находились земли Троицкой Дубравы, Троицкого Караула, хутор Трёх Лощин, берег реки Кариан и земли близ села Татаново. Из-за пожаров, которые часто возникали в городе Тамбове, архитектурный облик монастыря неоднократно менялся. Значительное его переустройство произошло в середине XVIII века. По благословению епископа Тамбовского Пахомия (1758-1766 гг.) на территории Казанской обители стала располагаться архиерейская резиденция. Новый деревянный архиерейский дом, консистория, баня, конюшенный двор, хозяйственные службы были выстроены рядом с братским корпусом и храмом. Каменное строительство зданий и храмов Казанского мужского монастыря датируется последним десятилетием XVIII века. Много трудов по строительству и благоустройству Казанской обители положили епископ Феофил (Раев), управлявший Тамбовской епархией в 1788-1811 гг. По его поручению были возведены два каменных храма, сохранившиеся до наших дней, — Казанский и Иоанно-Предтеченский. Возводил храмы бывший Саровский послушник Нафанаил. В историю строительства монастыря вошли имена протоиерея С. А. Березнеговского, архитектора по образованию, и инженера-архитектора А. С. Четверикова. Здания монастыря выстроены в духе классицизма, господствовавшего в то время в русской архитектуре. Летняя соборная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была заложена в 1791 году. Освящена в 1796 году епископом Тамбовским и Шацким Феофилом (Раевым). Архитектурный облик этого храма полностью повторяет облик ныне не сохранившегося Успенского собора Саровской пустыни, которая в то время относилась к Тамбовской епархии. Знаменательным является то, что в 1793 году в Казанском монастыре Преосвященным Феофилом во иеромонахи был рукоположен преподобный Серафим Саровский. Преставившийся о Бозе епископ Феофил (Раев) был погребен у южной стены внутри Казанского собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_Тамб...

Храм св. Димитрия Солунского был богат утварью изначально. Ещё в 1811 году в нём числилось два серебряных напрестольных креста, один из них - украшенный чернью и позолотой, с изображением Христа с предстоящими и Саваофом вверху. В 1831 году куплено было ещё два серебряных креста. В храме было три Евангелия с серебряными накладками: 1677, 1771 и 1803 гг.; три серебряных с позолотой сосуда; серебряные с позолотой ковчег, дарохранительница и ковш. Была также богатая библиотека с изданиями XVII-XVIII вв. - Апостол 1679 г., Устав 1695 г., Толковое Евангелие 1762 г., Триод цветной 1680 г., Октоих 1699 г., Минеи общие 1796 г., Проповеди 1760 г., Поучения 1777 г., Требник 1689 г., Ирмологии 1697 и 1794 гг. В связи с тем, что Димитриевский храм с 1 марта 1864 года стал монастырским с ежедневными богослужениями, причт его был увеличен. С этого времени штат Димитриевской церкви состоял из двух священников и двух диаконов. Настоятелем Димитриевского храма тогда был назначен о. Никандр Тимофеевич Андреев - духовный друг затворника Илариона, предсказавшего некогда священнику, что тот будет служить в Троекуровском монастыре. В 1876 году обновлена Димитриевская церковь - в ней возобновлена стенная живопись, с западной стороны для монашествующих устроены хоры, установлены новые вызолоченные иконостасы всех трёх престолов. Кроме того, устроен вновь и освящён епископом Тамбовским Палладием I (Раевым) главный Димитриевский престол. В 1888 году в храме было проведено отопление. С 1930 года, после официального закрытия монастыря, соборный Димитриевский храм действовал как приходской ещё несколько лет. Богослужения в нём прекратились, скорее всего, после ареста и ссылки в апреле 1933 года последнего священника храма Георгия Васильевича Голубева, уроженца Тамбова. 16 мая 1933 года Георгий Голубев тройкой ОГПУ был приговорён к ссылке " без права проживания в 12 н. п. Центрально-Чернозёмной области и Уральской области сроком на 3 года " . О. Георгий проживал в Вологде до 1936 года, затем в 1937 году вернулся в Троекурово, где в том же году и скончался. Похоронен на приходском кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=10918

С 2002 года священно-архимандритом монастыря является Преосвященнейший Феодосий, епископ Тамбовский и Мичуринский. 28 марта 2004 года впервые за последние 85 лет в обители епископом Феодосием был совершен постриг трех насельников монастыря. Монастырь имеет свое небольшое подсобное хозяйство в селе Воронцовка. В августе 2014 года в ходе двухдневного визита в Тамбов Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил памятник епископу Питириму, основателю Вознесенского монастыря, колокольню Казанского монастыря. В зданиях обители находится Тамбовская духовная семинария. При монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых, где обучается более 150 человек. Колокольня Казанского собора - третья по высоте в России. Пятиярусная красно-белая колокольня достигает в высоту 99,6 метров. Храмы [ править править код ] Собор Казанской иконы Божией Матери [ править править код ] Была заложена как летняя церковь в 1791 году, освящена в 1796 году епископом Феофилом (Раевым). Построена по образцу Успенского собора Саровского монастыря. В этой церкви в 1811 году епископ Феофил и был погребён. На южной стене сохранилась плита с эпитафией над его могилой. По преданию, здесь же был рукоположён в иеромонахи прп. Серафим Саровский (1793 г.). Реставрация храма была завершена к празднованию 325-летия Тамбовской епархии - к августу 2007 г. 5 августа 2007 г. епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий совершил его великое освящение. Церковь Иоанна Предтечи [ править править код ] Зимний каменный храм, построенный в 1821 г., освящен в честь святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этом храме богослужения совершаются в течение всего года, т. к. он отапливаемый. Домовая церковь Кирилла и Мефодия [ править править код ] Семинарский домовый храм. Освящен в 2005 году. Часовня в память о всех погребенных на монастырской территории [ править править код ] Построена по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в первый приезд на Тамбовщину в 1993 году и находится на месте монастырского некрополя между храмами, в память о всех погребенных на монастырской территории. Часовня над могилой архиепископа Евгения (Ждана) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_Тамб...

Еп. Гаий (Такаов) вскоре по приезде в Пензу приспособил для нужд архиерея и духовной консистории пустовавший наместнический дом, продолжил строительство Спасского кафедрального собора, заложенного в 1790 г. еп. Тамбовским и Пензенским Феофилом (Раевым). В 1803 г. освящен нижний (Благовещенский) придел собора. В 1800 г. в Пензе открылась духовная семинария (до 1803 именовалась Саратовской). При еп. Моисее (Близнецове-Платонове ; 1808-1811) в 1808 г. в Казанской иконы Божией Матери Нижнеломовском мужском монастыре открылась «русская школа», впосл. преобразованная в Нижнеломовское (Тихоновское) ДУ. Еп. Моисей приобрел на юж. окраине Пензы участок земли под буд. архиерейский сад. Спасский кафедральный собор в Пензе. 1800–1824 гг. Взорван в 1934 г. Фотография. Нач. XX в. Спасский кафедральный собор в Пензе. 1800–1824 гг. Взорван в 1934 г. Фотография. Нач. XX в. Еп. Афанасий (Корчанов (Корчан); 1811-1819) стал 1-м Пензенским архиереем, начавшим противодействовать старообрядчеству (особенно в пределах Саратовской губ., на Иргизе (см. ст. Иргизские монастыри )), лично составлял полемические сочинения. Во время Отечественной войны 1812 г. в храмах епархии собирали пожертвования на создание народного ополчения и в помощь беженцам. В ознаменование победы над Наполеоном I Бонапартом 30 авг. 1815 г. в Саратове был заложен собор во имя блгв. кн. Александра Невского. При еп. Афанасии в епархии возвели и перестроили более 40 храмов. Архиерей стал 1-м вице-президентом Пензенского и Саратовского отд-ний Российского библейского общества . 21 июня 1819 г. в Пензу прибыл смертельно больной еп. свт. Иннокентий (Смирнов) . В течение недолгого пребывания на кафедре он активно занимался епархиальными делами: рассмотрел неск. сотен консисторских дел, наложил на них ок. 900 резолюций, организовал ремонт архиерейского дома, учредил комитет по строительству пензенского Спасского кафедрального собора, состоявший из представителей духовенства, дворянства и купечества. Архиерей лично экзаменовал ставленников, совершил ок. 30 диаконских и священнических хиротоний, в авг.-сент. 1819 г. предпринял поездку по епархии (в частности, посетил Саратов), после чего выступил с инициативой перевода Евангелия на мордов. язык. Еп. свт. Иннокентий скончался 10 окт. 1819 г. и был погребен в Спасском кафедральном соборе.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Толерантность, с которой Болгарская Церковь относилась к местному населению и духовенству в новых епархиях, нередко приводила к серьезным проблемам и конфликтам в отношениях с болгарскими военными и административными органами власти. Так, например, 13 августа 1943 г. по указанию областного директора Раева был отстранен от должности протосингел Скопле-Велешской епархии архимандрит Стефан (Николов), обвиненный в том, что он содействовал крещению еврейки Елены (Эстер) Берах и ее семьи и помог уехать им из страны. Этот случай был лишь подходящим поводом для разрешения уже давно напряженных отношений между Раевым и церковной администрацией. Управлявший епархией митр. Софроний 23 августа отправил Синоду письмо о незаконности данного акта, так как увольнять архиерейских наместников могли лишь церковные власти. Синод, в свою очередь, выразил резкий протест ряду министерств. В конце концов было принято компромиссное решение, и в октябре архим. Стефана назначили на работу в Синодальную канцелярию в Софии. [xlv] Происходили и другие подобные инциденты. Также в 1943 г. приходской священник Стоимен Дамянов из с. Бурилчево Кочанчского округа был арестован полицией по подозрению «в сотрудничестве с антигосударственными элементами». 18 октября о. Стоимен обратился с ходатайством к митр. Софронию с просьбой предпринять меры для прекращения издевательства со стороны полицейских органов над духовными лицами. Накануне Владыка уже имел безрезультатный разговор с Раевым по этому случаю, и теперь переслал ходатайство священника в Синод. [xlvi] Позиция болгарских архиереев позволила большому количеству греческих священнослужителей остаться и окормлять своих соотечественников в Эгейской Фракции. За период с мая 1941 г. по сентябрь 1944 г. в качестве жалования и пенсий греческому духовенству в Маронианской и Драмской епархиях было выплачено 9641 тыс. левов, а всего на содержание церквей и духовенства в занятых Македонии и Эгейской Фракии Болгарская Церковь потратила 109 597,5 тыс. левов. Устройство церковной жизни на новых землях требовало больших финансовых затрат, на которые Болгарская Церковь не была способна без государственной поддержки. В этой связи в августе 1941 г. Народное собрание выделило дополнительный бюджетный кредит на церковные нужды в занятых областях. [xlvii]

http://bogoslov.ru/article/565403

Избрание в епископы мирянина было делом в России неведомым, хотя оно и не чуждо практике древней Церкви. Но последнее голосование в храме перед Владимирской иконой Божьей Матери дало перевес Виленскому архиепископу святителю Тихону. Вот как характеризовали его участники епархиального съезда: «Архиепископ Тихон известен как широко просвещенный иерерарх, опытный в управлении, хорошо знакомый с демократическими порядками по своей долгой службе в Северной Америке, известен как любимый архипастырь в таких епархиях, как Варшавская, где он служил в Холме, Ярославская и Литовская; много раз он был вызываем в Святейший Синод. Это человек широкой христианской любви, мягкий и тактичный и в то же время неприкосновенный в своем возвышении ни к каким внецерковным силам вроде Распутина, не кланявшийся ни Раевым, ни Львовым – прямой православный церковный иерарх» т. 2, с. 47]. 29 июня архиепископ Тихон был возведен Святейшим Синодом на Московскую кафедру. Вскоре святитель Тихон нашел общий язык со своей паствой. Как рассказывал впоследствии протоиерей Александр Рождественский, «Москва торжественно и радостно встретила своего первого избранника архипастыря. Он скоро пришелся по душе москвичам – и светским, и духовным. Для всех у него находился ровный прием и ласковое слово, никому не отказывает он в совете, в помощи, в благословении. Скоро оказалось, что владыка охотно принимает приглашения служить в приходских церквях. И вот церковные причты и старосты начинают наперебой приглашать его на служения в церковные праздники, и отказа никому нет. После службы архипастырь охотно заходит и в дома прихожан, к их великой радости. За короткое время своего архиерея знает чуть ли не вся Москва, знает, уважает и любит» с. 16]. Между тем по всей стране шла подготовка к Поместному Собору. Еще 29 апреля Святейший Синод объявил о начале подготовки к созыву Поместного Собора. При Святейшем Синоде был образован Предсоборный Совет, в котором работали 62 члена: священники, ученые богословы из мирян, известные церковно-общественные деятели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Как несгибаемый синодал, князь Жевахов усиленно отстаивал Обер-прокуратуру, считая, что это духовное ведомство многое сделало для укрепления роли Церкви в русском обществе. Другое дело, нужны были реформы. Вместе с Обер-прокурором Св. Синода Николаем Павловичем Раевым князь Жевахов накануне революции разрабатывал такие реформы. Они заключались “в децентрализации церковного аппарата, в разграничении церковной и государственной сферы управления, в сближении архипастыря с паствой, в создании условий, имевших обезпечить архипастырю возможность выполнять его непосредственные задачи, что в совокупности возродило бы и оживило церковную жизнь на местах”. Надо сказать, что Н.П. Раев был личностью незаурядной. Благочестивый, образованный, любящий Престол и Отечество, он был назначен в Св. Синод по настоянию Императрицы Александры Феодоровны. Раевы давно известны при Дворе: отец Николая Павловича – первенствующий член Святейшего Синода, митрополит Петербургский и Ладожский Палладий (Павел Иванович Раев, 1827–1898) был духовником Августейшей Семьи; оставил по себе добрую память. Обер-прокурор Св. Синода Н.П. Раев вместе с князем Жеваховым стремился оживить приходскую жизнь, наполнить ее христианским деланием. К сожалению, эта деятельность быстро прервалась. Масону Керенскому нужны были не государственники, а шуты, и в обер-прокуроре Львове он нашел себе такого шута, который не только заменил весь Синод, но и сместил со столичных кафедр двух самых духоносных владык – Питирима и Макария. Россию прибрали к рукам преступники. Скудны сведения о жизни Н.Д. Жевахова за рубежом. Известно только, что этот пламенный монархист зорко следил за всеми событиями, имевшими быть в его Отечестве. Незадолго до кончины князь посетил Закарпатье, еще не занятое большевиками. Умер Николай Давидович в 1938 году, оставив после себя замечательные книги, им написанные за три десятилетия. В том же году скончался на Соловках его брат, Владимир Давидович, во иночестве Иоасаф, митрополит Могилевский, и тоже духовный писатель. Вспомним их в молитвах своих, православный читатель!

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

С этой целью предлагалось: 1) обязать академических преподавателей (кроме древних языков и лекторов новейших языков) составить программы по преподаваемым им наукам и представить их в советы академий не позднее начала будущего учебного года с тем, чтобы совет передал их в Синод не позднее 1 января 1896 г. (и далее делать это ежегодно); 2) вставлять в годичные отчеты сведения о том, насколько выполнена преподавателем составленная им программа; 3) ректорам академий «иметь строгое наблюдение за направлением преподавателей» 631 . Последним, четвертым пунктом значилось: «Доценту С.-Петербургской духовной академии Глубоковскому поставить на вид допущенное им невнимательное отношение к поручению высшей власти» 632 . На основании этого доклада проектировался указ Св. Синода, который был разослан для подписи всем членам Синода, но, по словам Николая Никаноровича, «задержан был Первенствующим из них митрополитом Палладием [Раевым. – Т. Б.] " 633 . Копию этого документа Глубоковский приводит в своей «тетради», где собраны все материалы заведенного на него Учебным комитетом «дела», и следующим образом комментирует: «Это предложение было предъявлено мне [конфиденциально по поручению митрополита Палладия. – Н. Н. Г.] преосвящ. ректором Академии, Епископом Нарвским Никандром (Молчановым) в четверг 16-го марта 1895 г., а я на сие сказал, что: a) это есть гнусная клевета, b) что я выйду из Академии 634 и c) тогда опровергну все печатно. Просил передать это и митрополиту Палладию, но он только ругал меня и не захотел призвать для объяснений, о чем настойчиво и не раз говорил ему ректор» 635 . По словам Глубоковского, тогда он «очень огорчался и обижался на это, но потом примирился, лучше узнав о тяжелом положении в Санкт-Петербурге митр. Палладия, которого «травил» даже Учебный Комитет...» 636 . В автобиографических записках Николай Никанорович говорит об этом так: «Осведомленный совсем непредвиденно и неожиданно 637 , я просто был ошеломлен столь обидным актом, грозившим мне – при моем неокрепшем академическом положении – опасными неприятностями, а по обязательному профессорскому гонору я не мог и не хотел оставаться там, где меня считают «непростительным по неотчетливости в богословской мысли " " 638 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

6) Крестовая ц. в честь Успения Пресв. Богородицы заложена в 1861 г. на 3-м этаже архиерейского дома, левый придел освящен во имя свт. Тихона Задонского. Двухъярусный иконостас - работы С. В. Постемского, роспись храма - П. С. Титова. Закрыта в 1926 г. и передана Педагогическому музею, затем до 2000 г. в ней находился ЦНИИ«Прометей». 7) Домовая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы освящена в 1896 г. митр. Палладием (Раевым), при расширении трапезной архиерейского дома архит. Л. П. Андреевым. Закрыта в 20-х гг. XX в., в здании находилось овощехранилище. 8) Над Св. вратами лавры 15 июля 1786 г. была освящена ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», построенная по проекту И. Е. Старова. 12 янв. 1904 г. в ней был открыт латыш. приход, настоятелем к-рого стал свящ. Адам Симо. Постановлением Ленсовета закрыта в окт. 1931 г., в ней размещалась дирекция Музея городской скульптуры. В 1993 г. возвращена РПЦ. На территории лавры расположены 3 кладбища. Большинство надгробий и памятников выполнены лучшими рус. скульпторами: Ф. И. Шубиным, И. Г. Остеррайхом, Ф. Г. Гордеевым , И. П. Мартосом , М. И. Козловским, М. Г. Крыловым, И. П. Витали . Старейший из петербургских некрополей - Лазаревский свое название получил от каменной ц. во имя прав. Лазаря, построенной в 1717 г. близ деревянной Благовещенской ц. над местом погребения царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I. В 1787 г. на средства гр. Н. П. Шереметева храм был расширен, на месте разобранной деревянной Благовещенской ц. построена трапезная Лазаревского храма, 18 авг. 1790 г. состоялось освящение обновленного здания. В 1836 г. по заказу Д. Н. Шереметева храм был перестроен по проекту архит. Тиблена, иконостас заменен одноярусным работы Я. Ф. Яковенко. Лазаревская ц. стала семейной усыпальницей графов Шереметевых . Осенью 1923 г. закрытая церковь вместе с Лазаревским кладбищем была передана об-ву «Старый Петербург», в 1932 г.- Музею городской скульптуры. В 30-х гг. из Феодоровской и Духовской церквей в Лазаревскую были перенесены надгробия. Здесь похоронены представители родовитых рус. фамилий, деятели XVIII в.: соратники Петра I Г. П. Чернышёв, С. Ф. Мещерский, П. Ф. Балк-Полев, а также Ф. М. Апраксин, И. Ю. Трубецкой, И. И. Шувалов, М. В. Ломоносов .

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРО-НЕВСКА...

Находившийся на северо-западных рубежах Руси монастырь неоднократно подвергался нападениям иноземцев и разорению. Трагические страницы истории обители связаны с новым религиозным движением, возникшим на Западе в первой трети XVI века. В 1578 году фанатиками из числа обращенных в лютеранство окрестных жителей были убиты 34 инока монастыря. На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года преподобномученики Валаамские были прославлены в лике святых (память 20 февраля/5 марта). Особенно сильное разорение Валаамский монастырь претерпел от войск шведского полководца Якоба Делагарди в 1611 году. С этого времени шведы на целое столетие завладели Валаамом. Возрождение монастыря началось после 1715 года, когда Валаам вернулся в состав России, и царь Петр I своим указом предписал восстановить древнюю обитель. Новыми насельниками Валаама стали выходцы из прославленного Кирилло-Белозерского монастыря. В XVIII веке иноки Валаамского монастыря осуществляли миссионерское служение на Американском континенте. Среди них — преподобный Герман Аляскинский (†1837, память 27 июля/9 августа), равно почитаемый православными людьми в России и в Америке. Известно, что восемнадцатое столетие не относится к числу наиболее благополучных в истории русского монашества. В этот период окончательно оформилась определённая антимонашеская тенденция в государственной политике, получившая своё выражение в некоторых указах 1 . Конечно, помимо бурных внешних событий, точнее — параллельно с ними, протекала и внутренняя сокровенная жизнь автора очерка «На Северный Афон». В конце 1904 года он вместе с двумя своими товарищами Виктором Раевым (впоследствии — архимандрит Иоанн) и Николаем Соболевым (впоследствии — архиепископ Серафим) посетил Кронштадт, побывал на богослужении, которое совершал в Андреевском соборе святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, видел знаменитую «общую исповедь», беседовал с батюшкой. Эта встреча — первая в цепочке встреч с «живыми святыми», подвижниками веры и благочестия, возможно, укрепила будущего святителя в его тогдашнем стремлении к монастырскому служению в миру, настолько ярким, вдохновляющим явился перед ним образ «всероссийского пастыря». Но были у молодого богослова и иные думы. При поступлении в академию

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010