В Донской духовной семинарии прошел круглый стол «Святой равноапостольный князь Владимир и духовные основы русской цивилизации» 3 февраля 2015 г. 09:51 В Донской духовной семинарии состоялось очередное заседание Религиозно-философского клуба, в ходе которого прошел межвузовский круглый стол «Святой равноапостольный князь Владимир и духовные основы русской цивилизации». С основным докладом выступил ректор ДДС протоиерей Тимофей Фетисов. В обсуждении доклада приняли участие заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин ДДС архимандрит Никон (Лысенко), заведующий кафедрой философии и общегуманитарных дисциплин ДДС, профессор ЮФУ А.Н. Ерыгин, доцент ЮФУ М.А. Дидык, профессора РЮИ МВД А.И. Овчинников и Г.Г. Небратенко, адъюнкт РЮИ МВД Н.Н. Петрик, докторант РоГУП Д.А. Леусенко. На мероприятии присутствовали воспитанники и профессорско-преподавательский состав ДДС, студенты теологического факультета ЮФУ, студенты и аспиранты РЮИ МВД. Представленный доклад протоиерея Тимофея Фетисова состоял из двух частей. Основной мыслью первой части стало положение о том, что построенное святым князем Владимиром русское государство замысливалось им как государство, соответствующее евангельскому идеалу. Со временем этот идеал стал затемняться позднейшими наслоениями и искажениями. В докладе поднимались вопросы о сущности государственной власти с позиции православной мысли, рассматривались мотивы, идеалы и ценности, которыми должна руководствоваться власть в своем служении Отечеству. По мнению докладчика, ответы на эти вопросы можно найти в завещании св. князя Владимира, которым является христианская философия права, государства и власти. Святой князь Владимир является основателем Русской Церкви, и в этом состоит его уникальность как государя. Именно с него начинается официальная история Церкви в России. Вторая часть доклада была посвящена философскому основанию права в евангельском понимании. В докладе был сделан вывод о том, что ошибочная спиритуализация христианства является причиной секуляризации мира. Именно этого соблазна избежал князь Владимир, пожелавший воплотить идеалы Царства Божия в созидаемом им государстве. Это означало преображение новокрещенной Руси по образу, заповеданному Евангелием. Сфера права и сфера нравственности в докладе рассматривались как взаимодополняемые сферы, как взаимопересекающиеся области. Протоиерей Тимофей Фетисов подчеркнул, что «только в аспекте жертвенной любви возможно истинное торжество справедливости», что «любое право — это прежде всего, право на выполнение своих обязанностей».

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/3...

Святой равноапостольный князь Владимир и княгиня Анна Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир «вборзе собра вся своя» и двинул «на Корсунь, град греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Удар был настолько чувствителен, что эхо его отозвалось по всем Византийским пределам. 28 июля, 2006 Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир «вборзе собра вся своя» и двинул «на Корсунь, град греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Удар был настолько чувствителен, что эхо его отозвалось по всем Византийским пределам. Использованы материалы сайтов www.days.ru pravoslavie.ru www.rv.ru В августе 987 года в Византии вспыхнул мятеж. Варда Фока провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, осенью того же года послы императора Василия были в Киеве. Через послов императоры стали просить помощи у Киева – Владимир согласился помочь в подавлении мятежа, а в награду попросил руки сестры императоров Анны, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Принцессы крови никогда не выходили замуж за «варварских» государей, даже христиан. В свое время руки той же Анны домогался для своего сына император Оттон Великий, и ему было отказано, но сейчас Константинополь вынужден был согласиться. К тому времени Владимир был женат уже много раз. Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам шесть тысяч варягов, принять святое Крещение и при этом условии получить руку царевны Анны. Великий князь Владимир принимает Крещение и направляет в Византию военную подмогу. С помощью русских мятеж был разгромлен, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не торопятся выполнить свою часть уговора. Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир «вборзе собра вся своя» и двинул «на Корсунь, град греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Удар был настолько чувствителен, что эхо его отозвалось по всем Византийским пределам.

http://pravmir.ru/svyatoj-ravnoapostolny...

Скачать epub pdf Св. равноапостольный князь Владимир В начале своего княжения в Киеве св. равноапостольный князь Владимир отличался жестокостью, расположением к многоженству и особенной ревностью к языческой вере. По его приказанию везде ставились идолы и приносились им жертвы. Особенным почетом пользовался идол Перун, которого чтили как бога грома и молнии; он стоял недалеко от княжеского дворца и украшен был золотом и серебром. Особенно много жертв приносилось богам за победы над врагами, а в начале княжения князю Владимиру приходилось часто воевать, чтобы или покорять новые племена или защищаться от нападений соседних народов. Когда, после удачного похода против ятвягов, Владимир приносил благодарственные жертвы богам, то городские старейшины и бояре сказали: «Бросим жребий на юношей и девиц, на кого падет, того принесем в жертву богам». В это время в Киеве жил один варяг-христианин, и жребий пал на его сына, тоже христианина. Посланные от народа пришли к варягу и сказали: «На твоего сына пал жребий; боги выбрали его, чтобы мы принесли его в жертву». Варяг отказался выдать сына и сказал: «Ваши боги не боги, а дерево; Бог один, Которому кланяются греки и Который сотворил небо и землю и человека, а ваши боги сами сделаны руками человеческими». Посланные передали этот ответ народу. Разъяренная толпа язычников подступила к дому варяга и требовала, чтобы он выдал своего сына. Варяг отвечал: «Если ваши боги – действительно боги, то пусть сами придут и возьмут моего сына из моих объятий, а вам-то о чем хлопотать?» С этими словами он заключил сына в свои объятия и не выпускал его, а раздраженная толпа язычников бросилась на варяга и сына его и убила их обоих. Впервые стены Киева обагрились мученической кровью христиан. Но недолго языческая вера имела силу в Киеве. Преблагий Бог благоизволил, чтобы страна Российская не погибла совершенно в идолопоклонстве, а просветилась бы истинами христианскими и получила путь спасения. Слишком бедна была содержанием языческая вера славян, слишком мало давала она пищи уму и сердцу, чтобы могла долго выдерживать борьбу с другими религиями и особенно с христианством. Частые сношения с Грецией, знакомя русских с образом жизни греков и их верою, были причиной того, что число христиан в Киеве все более и более увеличивалось. Много было христиан и в дружине князя, и их скромный образ жизни, их строгое и честное исполнение своих обязанностей не могли не привлечь внимания князя Владимира. Счастливые победы и завоевания, расширившие пределы княжества, могущество и самодержавие, а более всего расположение князя Владимира рассуждать о вере, привлекали в Киев проповедников из разных стран, которые не упускали случая предложить князю принять их веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре Олег Святославич, посаженный отцом в Древлянской земле, убил Люта, сына воеводы Свенельда. В 6485 (977) г. Свенельд подговорил Ярополка напасть на младшего брата. После проигранной битвы Олег пытался укрыться в городе Овруче, но когда все торопились проскочить по мосту, дружинники спихнули юного князя в ров. Сверху на него упали еще люди и кони и задавили князя до смерти. После гибели брата Владимир и его дядя Добрыня бежали из Новгорода «за море». О дальнейших событиях рассказывается в статье 6488 (980) г. Владимир вернулся с варяжской дружиной, захватил Новгород и объявил войну Ярополку. Затем он посватался к дочери князя Рогволода Полоцкого, Рогнед, но она отказала Владимиру: новгородский князь был сыном ключницы-рабыни, а к ней сватался сам Ярополк. Владимир захватил Полоцк, взял в жены Рогнед и пошел дальше на Киев. Летописец подробно пишет о Блуде, воеводе Ярополка, предавшем своего князя. Сначала он убедил его бежать из города, а затем, когда Ярополк был осажден уже в Родне, уговорил сдаться Владимиру. Во время переговоров в Киеве князь был убит на Теремном дворе варягами младшего брата. Заканчивается статья 6488 (980) г. рассказами о так называемой «языческой реформе» Владимира, о его многочисленных женах, наложницах и детях. Под 6489(981)–6493(985) гг. летописец пишет о походах Владимира на окрестные славянские племена и болгар. Под 6491 (983) г. помещен рассказ о мучениках за веру, безымянных варягах-христианах. В благодарность за победу над ятвягами было решено в жертву богам принести юношей и девушек. Жребий выпал на сына варяга, но отец отказался его выдать, и они оба были убиты язычниками-киевлянами (подробнее см.: Гл. 3 и 6.2). Рассказ о крещении Руси начинается с известия 6494 (986) г. о приходе к Владимиру миссионеров. Первыми были мусульмане из Волжской Болгарии, затем пришли послы от папы римского, а последними были иудеи из разгромленной еще Святославом Хазарии. Никому из них не удалось убедить Владимира в своей правоте. Последним прибыл некий греческий Философ. В диалоге с князем он раскрыл ему значение ветхозаветных и новозаветных событий и разъяснил основные догматы христианской веры (подробнее см.: Гл. 4.3). Закончив свою речь, Философ показал Владимиру «запону» (завесу), на которой был изображен Страшный суд. Это произвело большое впечатление на князя, и казалось, он должен был креститься, но вместо этого он говорит: «Пожду еще мало». Странное решение Владимира летописец объясняет тем, что князь хотел «испытати о вс хъ в рахъ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда послы возвратились, то они рассказывали, что видели богослужение и у болгар, и у немцев, но более всего пленило их богослужение у греков. «Когда греки ввели нас, – говорили послы на совете, – в то место, где они служат своему Богу, мы не знали, на небе ли мы или на земле, и не можем позабыть того, что видели и слышали». Бояре сказали князю: «Если бы вера греческая не была хороша, то ее не приняла бы твоя бабка княгиня Ольга, а она была жена весьма мудрая». С этого времени князь Владимир начал искать случая переменить языческую веру на веру греческую. Но суровому князю-завоевателю казалось недостойным просить у греков просвещения истинами христианскими, он желал и самую веру завоевать мечом. Владимир собрал совет и на нем решено было, собрав войско, идти на землю греческую и, завоевав города, получить учителей христианских, которые бы научили своей вере. Прибыв с войском на нынешний Крымский полуостров, князь осадил город Корсунь, нынешний Херсонес, но осада была неудачна, так как город был сильно укреплен. Князь Владимир послал сказать осажденным гражданам, что если они сдадутся добровольно, то он обещает им помилование; в противном же случае он не снимет осады три года, а взяв города силою, не пощадит жителей. Граждане сдаться добровольно не согласились, но город был взят вследствие измены одного жителя. Он пустил в княжеский стан стрелу с привязанной запиской, которой извещал князя Владимира, что если он перекопает на восточной стороне города водопроводные трубы, то лишит город воды. Князь Владимир, прочтя послание, приказал воинам разыскать на восточной стороне города водопроводы и перерыть их, что и было вскоре сделано, и город, лишенный воды, сдался. После покорения Херсонеса князь Владимир послал к греческим царям послов с требованием сестры их царевны Анны себе в жены, угрожая в противном случае завоевать и сам Царьград. Цари отвечали князю, что могут отдать царевну за него только тогда, когда он примет христианскую веру. Князь Владимир отвечал, что он готов креститься, и просил прислать к нему священников вместе с царевной. С трудом убедили цари свою сестру согласиться идти замуж за русского князя. «Как в плен иду, – говорила царевна, – лучше бы мне умереть здесь». Царевна на корабле вместе со священниками и митрополитом Михаилом прибыла к Херсонесу, где с большою честью была принята князем Владимиром.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4.1.6. Планка ордена может носиться на повседневной одежде и располагается в таких случаях на левой стороне груди. 4.1.7. Орден святого апостола Андрея Первозванного является самым высоким орденом Русской Православной Церкви. Этот орден, выполненный в одном экземпляре, передается от Патриарха Патриарху и возлагается на Святейшего Патриарха Московского и всея Руси первенствующим членом Священного Синода в день его Патриаршей интронизации. Никакими другими наградами Русской Православной Церкви Патриарх, как носитель высшего ордена, не награждается. 4.2. Статут ордена равноапостольного князя Владимира 4.2.1. Орден равноапостольного князя Владимира учрежден в 1957 году в память 40-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви. 4.2.2. Орден равноапостольного князя Владимира имеет три степени. 4.2.3. Знаки ордена первой степени: 1) Знак ордена представляет собой позолоченный греческий крест с узким выпуклым рантом. Ветви креста с рельефными лучами покрыты рубиновой эмалью. В центре знака – круглый белый эмалевый медальон с позолоченной рельефной монограммой СВ (Святой Владимир). Медальон окаймлен позолоченным выпуклым рантом. Вокруг медальона расположен пояс со стилизованным девизом: ЗА ЦЕРКОВНЫЕ ЗАСЛУГИ. В нижней части пояса помещены две лавровые ветви, разделенные между собой и отделенные от девиза золотыми точками. Пояс покрыт рубиновой эмалью и окантован рельефным орнаментом в виде жгута. Знак посредством ушка и кольца крепится к орденской ленте. На обратной стороне орден имеет номер, зарегистрированный в Наградной комиссии. Материалы: серебро, позолота, холодная эмаль. Размеры знака ордена: ширина 60 мм, высота 60 мм. 2) Звезда ордена позолоченная, восьмиконечная, с гладкими двугранными лучами. По диагоналям звезды расположены одиночные лучи, окантованные рантами. В центре звезды – круглый медальон с образом равноапостольного князя Владимира, выполненный в технике художественной финифти. Изображение поясное, в правой руке святого – восьмиконечный крест, левая рука – на уровне плеча. По сторонам от святого, над плечами, стилизованная надпись: у правого плеча – СТ?ЫЙ, чуть ниже – РАВНОАП?. (Святой равноапостольный), у левого плеча – БЛ?Г. КН?., чуть ниже – ВЛАДИ?М?РЪ (благоверный князь Владимир). Медальон окаймлен позолоченным выпуклым рантом. Вокруг медальона расположен пояс со стилизованным девизом: ЗА ЦЕРКОВНЫЕ ЗАСЛУГИ. В нижней части пояса помещены две лавровые ветви, разделенные между собой и отделенные от девиза золотыми точками. Пояс покрыт рубиновой эмалью и окантован выпуклым рантом. Вокруг пояса расположен 31 белый фианит. В оглавии медальона – позолоченная митра, увенчанная крестом. У основания митры имеется красная эмалевая лента с 9 позолоченными точками. На обратной стороне ордена указан номер, зарегистрированный в Наградной комиссии, и расположено приспособление для крепления. Материалы: серебро, позолота, фианиты, холодная эмаль, художественная финифть. Размеры звезды ордена: ширина 80 мм, высота 80 мм.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

LI. Слово, сказанное в Дуббельнской Владимирской церкви 52 . Обязанность христианина – ревностно содержать св. веру Многое говорят, не всё ли равно – та или другая вера: не всё ли равно – принадлежать к той или другой вере; лишь бы веровать в Бога, – и спасение возможно... Но верно ли это? Что сказать о людях так говорящих, и какой пример нам представляет празднуемый ныне святой равноапостольный князь Владимир? Люди, говорящие, что все равны веры, что все равно – принадлежать к той, или другой вере, на самом деле, если о них нельзя сказать, что они не принадлежать ни к какой вере, – то, по крайней мере, – они плохие верующие в своей вере, холодные, безразличные, или, выражаясь по учёному, индифферентные в деле веры. Для таких людей, действительно, всё равно принадлежать ли к той, или другой вере, – для таких людей, действительно, веры все равны. Между тем, ревностно – верующий – будет ли то язычник, магометанин, или христианин – православный, лютеранин или католик, не скажет, что все веры равны, что все равно принадлежать к той, или другой вере; каждый ревностно – верующий защищает свою веру и охраняет её, если он убеждён в её истинности, а если нет, – он ищет религиозной истины, дорожа своим спасением, и не успокоится до тех пор, пока не удовлетворить своему религиозному чувству. Св. равноапостольный князь Владимир представляет нам совершенно противоположный пример того, что говорят люди безразличные в деле веры. Будучи язычником, он был ревностный язычник, исполнял требования своей веры, приносил богам своим кровавые жертвы и даже человеческие. Но, как мужа просвещённого, грубая–языческая вера его не удовлетворяла, и он искал веры, могущей удовлетворить его просвещённый ум и религиозное чувство. Он не был безразличен в деле веры, не говорил, что все веры равны, что во всякой вере можно спастись, а искал религиозной истины. Вот почему он принимали к себе и выслушивал проповедников всех тогдашних вер, посылали мужей сведущих знакомиться с верами на местах их исповеданий. И потом светлый ум его остановился на вере православно-христианской, в которой он нашёл полное удовлетворение своему религиозному чувству и которою он просветил русскую страну. Так св. равноапостольный князь Владимир представляет нам собой пример ревностного исповедника своей веры, и в оной полагали спасение своё собственное и своего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Значительным явлением в истории украинского летописания было появление в начале XVII в. Густынской летописи. 67 В основу легла южнорусская летопись типа Ипатьевской: «Повесть временных лет», Киевская летопись XIIXIII вв. и Галицко-Волынская XIII в., возможно, в отдельных редакциях, отличных от текста Ипатьевской летописи. Среди источников был Тверской сборник. Его окончательное формирование происходит на Украине, 68 но первая часть сборника, Ростовский свод 1534 г., мог быть известен создателю Густынской летописи и в отдельном виде. По крайней мере, тверских известий за XV в. у него нет. Помимо русских летописей составитель использовал польские хроники, опубликованные в XVI в.: М. Меховского, М. Бельского, М. Стрыйковского и М. Кромера. 69 Он постоянно ссылается на Annales ecclesiastici auctore С. Baronio (Ц. Барония), первые тома которых были изданы в Риме в 1587–1600 гг. (все 12 выпущены к 1607 г.). Все сведения, почерпнутые из дополнительных источников, были совмещены с известиями южнорусских летописей. Так был составлен очень подробный и во многом отличающийся от предшествующих рассказ о княжении св. Владимира и крещении Руси. История князя Владимира изложена в Н1 мл. (т. е. в НС) и «Повести временных лет» одинаково, но текст неоднороден, и в нем явно прослеживаются разновременные пласты. Рассказ о правлении первых христианских князей, свв. Ольги и ее внука Владимира, несомненно сложился в настоящем виде не позже 1090-х гг. Однако, из житий и похвальных слов выясняется, что помимо летописной, существовали и другие точки зрения на то, как развивались события но времена крещения Руси. 2. Равноапостольный князь в «Слове о Законе и Благодати... и похвале кагану нашему Владимиру» митрополита Илариона Особенностью древнерусской литературы XI в. является то, что, даже зная имена авторов, мы ничего или почти ничего не знаем о них самих. Первый русский писатель, известный нам, – это современник Ярослава Мудрого, митрополит Иларион. Его биографию можно восстановить только по короткому сообщению «Повести временных лет» о поставлении в митрополиты в 1051 г. и его собственной записи, приложенной к Символу веры . О прежней жизни Илариона только летописное сказание «Чего ради прозва ся Печерьскыи манастырь» под тем же 1051 г. сообщает, что он был пресвитер, «мужь благъ, и книженъ и постникъ». В отличие от своих предшественников-греков, Иларион был «русинъ». Именно так он определен во всех летописях, воспроизводящих Лаврентьевско-Троицкую редакцию «Повести временных лет» (о летописях см.: Гл. 3.1). Как следует из его записи, Иларион был поставлен собором епископов, и это обычно трактуется как конфликт между Ярославом и Константинопольским патриархатом. 70 Его предстоятелем тогда был Михаил Керуларий (1043–1058), более всего известный тем, что в его время произо­шел окончательный раскол между Восточной и Западной церквями (1054 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выбор князем Владимиром веры Христовой был именно таким откликом на Божий зов, и как некогда гонитель христиан Савл стал первоверховным апостолом Павлом, так и язычник Владимир стал равноапостольным князем, призвавшим к вере сотни тысяч людей. Князь, конечно, шел на немалый риск, отдавая предпочтение вере, которой не придерживалась значительная часть населения. Язычники на такое избрание могли отреагировать весьма жестко, кроваво. Но князь всё равно шел на это. Язычество не могло дать стержня государственной жизни Этот шаг был обусловлен как личными религиозными исканиями князя, так и рядом политических причин. Примитивное славянское язычество значительно уступало более развитым религиям соседних народов. Русь уже входила во взаимодействие с христианскими державами, и религиозное отставание было налицо. Кроме того, Русь переставала быть прежней военной федерацией отдельных племен, где каждый молился своим богам, превращалась в единое государство. В отличие от христианства, язычество не могло дать стержня государственной жизни, консолидирующего и объединяющего народ. В интересах Отечества и государства требовалось принять одну веру, такую, которая объединит разрозненные племена в один народ, и это поможет вместе противостоять врагам и заслужить уважение союзников. Умный князь понимал это, но как, еще пребывая язычником, было разобраться, какая вера истинная? Народы, жившие вокруг Руси, вроде бы исповедовали единобожие, но имели кардинально разные религии, соответственно – и разные обряды и правила жизни. Васнецов. Владимир-язычник      Слух о том, что князь недоволен языческой верой и думает о перемене ее, быстро распространился. Соседние страны были заинтересованы, чтобы Русь приняла их веру. «Повесть временных лет» рассказывает о том, что в 986 году к князю стали приходить послы с предложением принять их религию. Первыми пришли волжские булгары, которые исповедовали ислам. «Князь, – сказали они, – ты, кажется, мудрый и сильный, но не знаешь истинного закона; уверуй в Магомета и поклонись ему». Расспросив об их законе и услышав об обрезании младенцев, запрете вкушать свинину и употреблять вино, князь отказался от мусульманства.

http://pravoslavie.ru/80933.html

При этом авторы героических песен зависят от законов жанра, от необходимости развлекать слушателя, поэтому их тянет к фантастике. Они, в отличие от летописцев, даже не пытаются привязать события к каким-либо датам. Былинным героям вольготно существовать в эпическом времени, в котором перемешаны эпохи и «златая цепь на дубе том». Там вечно правит ласковый (хотя подчас и взбалмошный, даже вероломный) князь Владимир… Наверное, это необходимо, чтобы наряду с житийным и летописным образом равноапостольного князя, наряду с князем, который стал объектом исторических исследований, существовал и Владимир Красное Солнышко. Сказочный. Он по-прежнему притягивает богатырей, которые хотят послужить Руси. Он пирует, а за длинным княжеским столом найдётся место и для нас. Жизнь князя пошла на притчи. Разгадывать каждую из них пользительно. Мне часто вспоминается одна из них. В этом сюжете пересеклись мировоззрения, стихии: молитвенность и прагматизм. Князь выбирал веру до того, как молитва исцелила его от слепоты. Это был полководец, политик, умевший «уважать себя заставить», постоянно подтверждавший свой авторитет в суровой воинской среде. По сравнению с предыдущим киевским князем – Ярополком – Владимир быстро показал твердую руку и государственный ум. Молодой князь казался более ревностным язычником, чем его предшественник, который относился к христианской общине дружелюбно. Возле княжеского терема, на высоком холме, установили новые деревянные фигуры богов – Перуна с серебряной головой и золотыми усами. Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Этим идолам приносили жертвы. В пантеон почему-то не попал Велес (Волос) – почитаемый всеми русичами бог богатства, плодородия и скотоводства. Почему-то он оказался в опале у Владимира. А может быть, летописец просто забыл упомянуть его в списке новых величественных истуканов. Фото: archiv.livejournal.com Повышался статус не только религии, но и киевского князя. Регулярные жертвоприношения обставлялись торжественно, как события государственного уровня. И во главе стоял князь – любимец богов. Князь на земле соответствовал Перуну в небе. Весть о киевских святынях дошла до Новгорода, Смоленска, Полоцка, Чернигова, Тьмутаракани. После жертвоприношений (как правило, истуканам даровали мёд, скот и хлеба) пировали всем миром. Во главе стола неизменно восседал князь – отец народа.

http://pravmir.ru/kak-knyaz-vladimir-sud...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010