Сей же апостол Титу говорит: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное (здесь разумеется недоконченное самим ап. Павлом и конечно, чтобы упоминаемый епископ довершил недоконченное апостолом со всею властью апостольскою, как довершил бы, если бы была возможность, сам св. ап. Павел) и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). Здесь опять-таки должно разуметь приказание апостола так: я, как и все другие апостолы, не могу оставаться на одном месте для служения апостольского там, а между тем необходимость требует, чтобы сие великое служение не прерывалось в этой местности, где оно начало приносить благие плоды; да и жизнь наша (апостолов), как и всех людей, коротка ( 2Тим.4:6 ; 2Пет.1:14 ); в виду этого я тебе, Тимофею и некоторым другим поставленным мною епископам и пресвитерам, поручаю до времени под моим руководством и неослабным наблюдением (что делают и другие апостолы) совершать в той местности, где я сам начал, апостольское дело; его нельзя прерывать; ибо (во всякой местности) есть (найдется) много и непокорных, пустословов и обманщиков, каковым должно заграждать уста; они развращают целые дома (всякое общество), уча, чему не должно, из постыдной корысти ( Тит.1:10, 11 ); обличай их строго (13); всех наставляй, чтобы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке ( Тит.2:12 ); сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя (15). Это всё ты (и другие епископы мною и прочими апостолами поставленные) делай как сам я (поставивший тебя апостол) со всякою властью ( Тит.2:15 ). Мы, апостолы, приняли эту власть от Самого Иисуса Христа ( Мф.18:18 ), а Он всякую власть на небе и на земле принял от Отца Своего Небесного ( Мф.28:18 ). Ныне мы (апостолы) передаем эту власть вам епископам ( Тит.2:15 ). По отшествии же нашем вы едиными преемниками останетесь этой Божественной власти до явления (разумеется второго) Пастыреначальника ( 1Пет.5:4 ); эту же власть вы (епископы) должны возгревать в себе ( 2Тим.1:6 ) и передавать из рода в род верным людям ( Тит.2:2 ), так как сия власть не должна прекращаться, но пройти чрез всю историческую жизнь воинствующей Церкви Христовой вплоть до второго славного пришествия Пастыреначальника (смотр. выше 1Пет.5:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? ...и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число ( Откр. 6, 9–10,11 ). Други наши, сегодня праздник молитвенной памяти святых, начало которому было положено тогда, когда они, эти люди, еще жили и только стояли на пороге предлежащего им подвига. И они сами, не ведая того о себе, но пророчески предзря будущее России, на всероссийском Соборе Русской Православной Церкви в 1917–1918 годах объявили: “Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25-го января или в следующий за сим воскресный день (...) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников”. Они не знали о себе, но Дух Святый, в Церкви почивающий и Церковь ведущий, их устами изрек явно будущее народа Божия на Руси на длительный период ее истории и назвал его “годиной лютой”. И на этом Всероссийском Соборе, восстановившем Богом данной властью на Руси Патриаршество, еще воочию была видна древняя церковная слава России. Но там же ей, этой славе, уже противопоставилось надвигающееся будущее – непримиримая, враждебная сила, ненавидевшая христианство и Крест и обещавшая русской Церкви подвиг мученичества и исповедничества, доселе редко являвшийся в ней. Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь , казалось, обошли Россию. Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя – Великого равноапостольного князя Владимира – и вросла в него весьма малыми жертвами. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом? “...возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая... в темницы, и поведут пред... правителей за имя Мое...” ( Лк. 21, 12 ). Это Божие определение о Церкви открылось со всей очевидностью еще с апостольских времен. А для России час испытания ее веры, час подвига за Христа пришел в XX веке, ибо не без России Вселенская Церковь должна была достигнуть полноты духовного возраста и совершенства. Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на Русскую Православную Церковь обрушилось гонение, движимое активным богоборчеством, целью которого было стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах россиян. И цель оправдывала средства. В относительно короткий период – за семьдесят лет – земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством русских святых мучеников и исповедников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Стих 8 настоящей XXXII главы, говорящий о человеке честном, соответствует пророчеству стиха 7 гл. XXVI, который говорит: „путь праведника прям....“ а стихи 20–21 главы XXX соответствуют мысли стиха 3-го настоящей главы,-„и глава твои будут видеть учителей твоих; и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя...“. Весьма вероятно, как думают многие, что стих 8-й о человеке честном,-исторически говоря,-относится к царю Езекии;-но, как говорит в своем комментарии Епископ Петр (стр. 362): „Езекия в некотором отношении был прообразом Христа“. Мы с своей стороны скажем, что Езекию кажется лучше считать прообразом верующих во Христа и возложивших на Него все свое упование. Езекия, по своей вере и дарованной ему за то славе, напоминает нам жизнь Св. равноапостольного царя Константина великого , которому дарована была победа за веру его, не только над врагами своими, но и над язычеством. Пророк, осветивши светом дарованного ему откровения будущее, возвращается с 9-го стиха к современному ему положению дел, и старается жгучим словом возвратить к Господу заснувший в беспечности Израиль. 9 . Женщины беспечные! встаньте, послушайте голоса моего; дочери беззаботные! приклоните слух к моим словам. Возглас: „женщины беспечные“, – относится ко всем Иудеям, как к народу царства Иудейского; „дочери беззаботные“ относится, по мнению авторитетных ученых к городам царства Иудейского, которые взяты были Сеннахеримом 1101 . В Таргумах даже этот возглас: „дочери....“ переведен так: „вы города, живущие беззаботно 1102 . Все пророчество с 9 по 15 стих объемлет весь период бедствий от нашествия Сеннахерима до разрушения храма и плена при Навуходоносоре, и даже до разрушения храма и города Титом. Это общая картина бедствий, имеющих постичь народ за косность сердца и неверие. В стихе 10 слова: „несколько дней сверх года“ должны считаться не определяющими вовсе времени, а намеренно оставляющими это время неопределенным. 10 . Еще несколько дней сверх года, и ужаснетесь, безпечные! ибо не будет обирания винограда, и время жатвы не настанет.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Стих: Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109, 4–1). 22 июля. Память святой равноапостольной Марии Магдалины  Тропарь, гл. 1 Многочтимая Мария Магдалина, ты последовала за Христом, родившимся ради нас от Девы, сохраняя Его повеления и заповеди. Поэтому сегодня, празднуя всесвятую память твою, мы получаем по твоим молитвам оставление грехов. Прокимен, гл. 4: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. Стих: В собраниях благословите Бога Господа, вы — от семени Израилева (Пс. 67, 26–27). 27 Июля. Память святого великомученика Пантелеимона  Тропарь, гл. 3 Святой великомученик и исцелитель Пантелеимон, моли милостивого Бога о даровании прощения грехов душам нашим. Кондак, гл. 5 Подражатель милостивого Спасителя, мученик и страдалец за Христа Бога Пантелеимон, получивший от Него дар исцелений, исцели твоими молитвами наши душевные болезни, всегда избавляя от соблазнов диавола всех, с верою взывающих: «Спаси нас, Господи!» 1 августа. Всемилостивого Спасителя Тропарь, гл. 8 Обращающий взоры с высоты, принимающий бедных, посети нас, угнетенных грехами, всемилостивый Владыка, и по молитвам Богородицы даруй душам великую милость. Прокимен, гл. 1: Да будет милость Твоя, Господи, над нами, ибо мы уповаем на Тебя. Стих: Радуйтесь, праведные о Господе, правым подобает славословить (Пс. 32, 22.2). 16 августа. Празднование перенесения Нерукотворенного образа Спасителя  Тропарь, гл. 2 Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благой Христе Боже, прося прощения грехов наших, ибо Ты благоволил добровольно взойти плотию на крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. За то мы с благодарностью восклицаем Тебе: «Спаситель наш, Ты, пришедший спасти мир, все исполнил радостью». Прокимен, гл. 4: Будем ходить во свете лица Твоего, Господи, о имени Твоем радоваться весь день (Пс. 88, 16–17). Стих: Все концы земли увидели спасение Бога нашего (Пс. 97, 3). 29 августа. Усекновение честной главы Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Таким образом, высший подвиг, который требуется этою заповедию, есть подвиг мученический. Великим образцом этого подвига служит, братие, прежде всего Сам Господь Иисус Христос. Для спасения нашего Он претерпел поношения, злословия, заушения, тяжкие страдания и крестную смерть, как и апостол Петр учит Христос пострада по нас, нам оставл образ, да последуем стопам Его ( 1Пет.2:21 ). Св. Апостолы также претерпевали гонения за имя Христово. Вот как описывает один из Апостолов те гонения, какие переносил он «Я гораздо более был в трудах», говорит ап. Павел, безмерно в ранах, более в темницах, и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте на стуже и в наготе» ( 2Кор. 11:23–27 ). И все подобные подвиги за имя Христово Апостолы, кроме Иоанна Богослова, окончили мученическою смертию. После Апостолов, преемники их – пастыри и учители Церкви, а также и многие из христиан подвергались за имя Христово поношениям, преследованиям и мученической смерти. В продолжение двух с половиною столетий, до царствования Св. Равноапостольного Константина Великого , вера христианская была гонима. Исповедники ее претерпевали многоразличные страдания, их усекали мечем, бросали зверям, распинали на крестах, бичевали, колесовали, сжигали и проч., так что невозможно изобразить всех мучений. «Если бы у меня», говорит один из современников, «были сотня уст и железная грудь, то и тогда я не мог бы исчислить всех родов мучений, претерпенных верующими» ( Лактанций ). Жестокость доходила до того, что изувеченных снова лечили, чтобы мучить опять, мучили без различия пола и возраста.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Теперь пойдите скорее, скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее. Там Его увидите, как Он сказал вам». И они, выйдя поспешно из гроба, со страхом и радостью великой побежали к городу. Их обнимал трепет и ужас от необычайности виденного и слышанного, и они на пути никому ничего не сказали, но дорогой, прийдя в себя, они решились возвестить обо всем апостолам. И когда они спешно шли к ним, се Сам Господь Иисус встретил их и сказал: радуйтеся! И они, пав к ногам Его, обняли их и поклонились ему. Однакож были притрепетны. Господь ободрил их, говоря к ним: «не бойтеся, идите, скажите братиям Моим, чтобы шли в Галилею, там они Меня увидят». Итак, первые увидели воскресшего Господа св. жены, им являлись ангелы, им являлся Сам Господь прежде, чем кому-либо из всех апостолов. Почему так? Потому что они возлюбили Его много. Довольно вспомнить их служение Ему от имений своих, их мужественное присутствие у креста Господа на Голгофе, их участие в Его погребении и, наконец, их утреннее путешествие ко гробу Его с ароматами и миром для помазания пречистого тела Его. Подражайте же, братия, и вы доброму примеру св. жен мироносиц, употребляйте и вы избытки своих стяжаний на служение Богу и Церкви, на дела любви и благочестия христианского. (Сост. по «Письм.» еписк. Феофана, сн. 768 Троицк. лист.). 2. Равноапостольная мироносица Ни одна из св. мироносиц не любила столько Господа и не была так предана Ему, как Мария Магдалина; потому и в Евангелии она всегда именуется первой между ними. По ревности к вере Христовой она трудилась в исповедании веры подобно апостолам, и потому св. Церковь назвала ее равноапостольной. Родом она была из Сирии, а жила в Галилее, именно в городе Магдале. Судя по происхождению ее из Сирии и потому, что она некогда страдала беснованием, можно думать, не была ли она дочь той сирофиникиянки, которая усильно просила Господа исцелить беснующуюся дочь ее и получила от Него похвалу за великую ее веру ( Мф.15:22–28 ; Мк.7:25–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Читаем у апостола Павла в Послании к евреям: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6). Ну как же можно веровать в Того, Кого не представляешь себе; как можно любить Того, в Кого не веруешь? А без веры и без любви нет возможности угодить Богу. Это запомните. От нас требуется непоколебимая вера, вера, не смущаемая ничем. Если когда-нибудь поколеблетесь в вере, то не оставайтесь в колебании, но смотрите, чтобы не понести за него тяжкое наказание. Наказанный Богом священник Захария был помилован Им, и не только помилован, но получил великий дар пророчества, ибо слышали вы, что говорил он, когда родился его сын Иоанн Предтеча. Он сказал: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас…» (Лк. 1, 68–71) Что это? Разве не пророчество о Господе Иисусе Христе? Разве не пророчество о Спасителе мира, Мессии? Конечно, да, конечно, совершенно явное пророчество о пришествии Спасителя. Вот видите, Господь не оставляет без наказания тех, кто колеблется в вере, но Господь, наказав Захарию, простил, и не только простил, но и дал прощеному великий дар Своей благодати — дар пророчества. Поэтому, если случится вам когда-нибудь пошатнуться в вере своей, не падайте духом. Падения неизбежны в нашей христианской жизни. Вспомните, как был Богом прощен священник Захария, отец Предтечи, и уповайте, что и вас, если покаетесь, восставит Он в вашем христианском достоинстве и подаст вам дары Своей благодати, чтобы могли вы идти дальше за Ним. Господь поможет. А вы верьте этому, а вы знайте, что Господь не оставит вас даже после падения вашего. 7 июля 1951 г. Слово в день памяти св. князя Владимира Тропарь великого Божьего угодника равноапостольного князя Владимира начинается такими словами: «Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

Эта трагедия души, приобретающей для того, чтобы потерять, приоткрывается нам в словах поэта: «какая сладость жизни сей земной печали непричастна?»… Мы, на земле, странники и пришельцы. Опасно всецело отдавать сердце тому, что может быть отнято от него. И эту скорбь земли разрешает Господь в неомрачаемой радости горнего, небесного упования. Ведь и Он имел Любимого Ученика, был привязан к Лазарю. Но вот Он пред нами в Своей прощальной беседе с учениками: « Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много»… Вот разрешение тайны человеческой жизни, тайны разлуки, потери, безысходной скорби земной… Разрешение – в небесах. Не горюй и не плачь, если потерял или теряешь в смерти ли, или в разлуке того, к кому привязан, кого любишь. В доме Отца многи обители… Во всяком случае больше, чем мог бы ты иметь их здесь, на земле. Помни слова Апостола: «И мир проходит и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.» На Божией воле, на преимущественной к Богу любви, строй твою жизнь и твои отношения. А водруженная на таком основании твоя привязанность и твоя любовь не падет ни под каким ветром земных разлук и утраты. Сила веры Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: «веруете ли, что Я могу это сделать?» Они говорят Ему: «ей, Господи.» Тогда Он коснулся глаз их и сказал: «по вере вашей да будет вам.» И открылись глаза их ( Мф. 9:27–30 ). Великой животворящей силой является в жизни мира сила веры. Все возможно верующему. Для веры не существует никаких преград. На мощных крыльях веры летит к Божиему Престолу дух человеческий. Но едва ли не самой мучительной немощью современности является недостаток веры, немощность и бессилие ее. Часто приходится слышать жалобы на то, что человек хочет верить, но не может, ибо не хватает ему светлой радости твердого упования и колеблется он в путях своих. Исчезает, часто едва мерцает, в сердце его былая крепкая детская вера, присущая чистой душе, не омраченной миром. Каков же путь обновления веры, путь ведущий к утверждению на непоколебимом камне ее? Не Путь, на котором немощный в вере старается не перебирать и не пересматривать все свои внутренние ощущения и состояния, а прилагает к жизни предмет веры – закон правды и любви. «Вкусивший сладкого, не захочет горького,» – некогда, по преданию, говорили послы равноапостольного князя Владимира, побывавшие на православном богослужении в Царьграде.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

В рамках юбилейных мероприятий Патриаршей наградной комиссией была разработана юбилейная медаль «1000-летие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира» для награждения клириков и мирян в течение всего юбилейного года, а также создан проект орденского знамени святого равноапостольного князя Владимира для размещения в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознести хвалу Всемилостивому Господу за успешное проведение юбилейных торжеств, через которые углубилось осознание обществом значения исторического выбора и масштаба личности святого князя Владимира — Крестителя Руси, его просветительского равноапостольного подвига и было засвидетельствовано духовное единство братских православных народов России, Белоруссии и Украины. 2. Благодарить Предстоятеля Русской Православной Церкви за понесенные труды по руководству организацией юбилейных празднеств, а также по их возглавлению. 3. Выразить благодарность Предстоятелям и представителям Поместных Православных Церквей, разделившим радость юбилейного празднования с Русской Православной Церковью. 4. Выразить глубокую признательность за содействие в организации и личное участие в торжественных мероприятиях, посвященных празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, Президенту Российской Федерации В.В. Путину; за оказанную помощь в организации праздничных мероприятий и в осуществлении предъюбилейной программы ремонтно-реставрационных и строительных работ — Председателю Правительства Д.А. Медведеву и Правительству Российской Федерации, министерствам и ведомствам, региональным органам власти и органам местного самоуправления, благотворителям. 5. Выразить признательность Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, представителям государственного и местного руководства Белорусской Республики за гостеприимство, оказанное Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и членам Патриаршей делегации. 6. Вынести благодарность председателю Оргкомитета Русской Православной Церкви по празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира митрополиту Волоколамскому Илариону и членам организационного комитета, руководителю рабочей группы при Президенте России по подготовке мероприятий, посвященных памяти святого равноапостольного великого князя Владимира — Крестителя Руси полномочному представителю Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Д. Беглову и членам рабочей группы, а также синодальным учреждениям и подразделениям Московской Патриархии, архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам, принимавшим активное участие в подготовке и проведении торжеств.

http://patriarchia.ru/db/text/4304773.ht...

30 апреля состоится телемост Санкт-Петербург — Симферополь — Нижний Новгород, посвященный 1000-летию преставления равноапостольного князя Владимира 29 апреля 2015 г. 12:48 С начала 2015 года в рамках празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира в России стартовал федеральный проект «Наследие святого равноапостольного великого князя Владимира». Организаторами проекта выступают Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, Фонд святого равноапостольного великого князя Владимира, региональные органы власти, межрегиональный общественный фонд «Идеология». При организации и проведении мероприятия используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России». В течение нескольких месяцев в разных субъектах Российской Федерации Фондом святого равноапостольного великого князя Владимира были проведены интеллектуальные круглые столы, посвященные наследию великого князя Владимира, Крестителя Руси. В числе первых городов, принявших участие в федеральном проекте, были Екатеринбург, Тверь, Казань и Севастополь. 30 апреля 2015 года в 11.00 в Симферопольском отделении Международного мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня» в режиме прямого включения телемоста участники севастопольского круглого стола передадут эстафету празднования коллегам из Ленинградской области и Нижнего Новгорода, руководство которых высказало желание участвовать в социально-значимом для России, объединяющем проекте. В телемосте примет участие руководство трех российских регионов и епархий, а также члены федеральной и региональных Общественных палат, представители социально ответственного бизнеса, научного сообщества, молодежь. Среди участников телемоста будет председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, который примет участие в мероприятии в Нижнем Новгороде.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010