Закрыть itemscope itemtype="" > Слово Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, сказанное им 24 июля 2005 года на Вечевой площади Кремля в День памяти Святой и Равноапостольной великой княгини Российской Ольги - псковитянки 25.07.2005 464 Время на чтение 6 минут Всех вас душевно поздравляю с великим праздником для нашего Богоспасаемого города Пскова с Днем преславного торжества в честь памяти Святой землячки нашей, благоверной Равноапостольной княгини Ольги. Как с рождением Богоизбранной Отроковицы, Богоматери Пречистой Девы Марии, Матери нашего Господа открылась страница мировой истории христианства, так и с появления Святой Ольги на берегах реки Великой в селении Выбуты началась новая жизнь на нашей Руси. Если до IX века Русь была без государственного устройства, то с началом княжения Ольги Русь получила свое бытие. Началась новая история родного нашего Отечества. С принятием Таинства Крещения Княгиней Ольгой в Константинополе от Вселенского Патриарха, Русь получила вселенское значение среди народов и государств. Византийская культура, благолепная красота, Евангельское благовествование, как благодатная роса упала на сердце наших предков, и Слово Божие ярким пламенем возгорелось в жизни русского человека. Наша русская княгиня Ольга, подобно святым Апостолам, получила в момент Крещения особую силу благодати Духа Святаго, после чего она могла устроять на Руси могущественное государство, способное принять Святую Православную веру. Подобно Святой Равноапостольной Царице византийской Елене, она строила на нашей Руси храмы Божии, которые становились училищем, школой душеполезных знаний. Сейчас мы с вами стоим на этом святом месте, где был построен первый на Руси храм в честь истинного Триипостасного Бога, в честь Живоначальной Троицы. Это был первый краеугольный камень, положенный в основу строительства нашего государства и в основание нашего Святого Православия. Отсюда забил родник духовный силы. Отсюда потекла живая вода для временной и вечной жизни. Святые Божии люди и Святая княгиня Ольга - это Дар Божий тем народам земли, которые не забыты Богом, о которых Божие промышление, как и о нашей родной России.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Это целая сокровищница с его заветами, его наставлениями, его образом жизни» Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин о важности празднования тысячелетия со дня преставления святого равноапостольного Великого князя Владимира 27.07.2015 877 Время на чтение 8 минут 28 июля 2015 года исполняется 1000 лет со дня преставления Святого Равноапостольного Великого князя Владимир, Крестителя Руси. Центром торжеств, посвященных этой дате, в Санкт-Петербургской митрополии станет Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне, сообщает сайт храма . Весь текущий 2015 год в России и в соседних православных славянских государствах, в Украине и Белоруссии, посвящен празднованию 1000-летию преставления Святого Равноапостольного Великого князя Владимира. Этот юбилей возвращает нас к истокам формирования государства восточных славян, к памяти о судьбоносной миссии самого князя Владимира, обретшего в результате Святого Крещения древней Руси «бесценный бисер – Христа». Трудно переоценить историческое значение жития и служения Святого Равноапостольного князя Владимира. Именно с обретением «веры истинной» началось вхождение Руси в семью христианских европейских народов. Появились первые предпосылки для строительства национального российского государства, стали строиться храмы, началось развитие образования, здравоохранения, благотворительности, социального служения (в современном понимании – социальной защиты населения), правоведения, торговли, дипломатических отношений с другими государствами того периода,, создание финансовой системы, градостроительства… На Русь из Византии пришли техники лицевого шитья, чеканки монет, стало развиваться церковное пение… В настоящее время силами Отдела по связям с религиозными объединениями Администрации Санкт-Петербурга, Фонда поддержки и развития культуры, литературы, искусства, и творчества «Поэзия улиц» и прихода Князь-Владимирского собора разработана совместная программа празднования 1000-летия преставления святого князя Владимира в Петербурге.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/07/27/et...

История христианства в России до равноапостольного князя Владимира, как введение в историю Русской Церкви Источник Предисловие Историю православной Церкви в нашем отечестве обыкновенно начинают с обращения к христианству великого князя Владимира, и начинают весьма справедливо. Церковь Русская действительно появилась не прежде, как со времен равноапостольного просветителя России: с этих только пор у нас начался ряд первосвятителей, без которых, в строгом смысле, нет и не может быть Церкви, ряд, непрерывно продолжающийся доныне; с этих только пор Церковь наша получила надлежащее внутреннее и внешнее благоустройство; с этих только пор она соделалась известною и во всеобщей истории как особая, определенная отрасль Церкви вселенской. Но столько же справедливо и то, что христианство существовало в России еще прежде великого князя Владимира, с самого основания Русского царства, хотя мы и не можем сказать, чтобы была уже тогда у нас постоянная высшая иерархия, а следовательно, была в строгом смысле и Русская Церковь. Не менее справедливо, что христианство существовало в пределах нынешней России даже до основания Русского царства, со времен самих святых апостолов, хотя и тогда не было у нас какой-либо одной определенной Церкви, а было несколько частных Церквей, или епархий, большею частию не имевших между собою никакой иерархической связи. Как же смотреть нам на все эти следы христианства в нашем отечестве до происхождения отечественной Церкви при равноапостольном просветителе России? Говорить о них в самом составе своем история Русской Церкви, без сомнения, не может, потому что история эта должна говорить только о Русской Церкви и начинаться с ее началом. Но и оставить без внимания означенные следы христианства также не может, потому что они имеют ближайшее отношение к Русской Церкви. Отношение к ней тех начатков христианства, какие появились в нашем отечестве со времени основания его до равноапостольного Владимира, очевидно: это было христианство в царстве Русском, в народе русском и имело непосредственное влияние на обращение к святой вере великого князя Владимира со многими из его подданных, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Псков. Часовня Ольги равноапостольной (новая). Часовня. Действует.   Освящена в честь: Ольги равноапостольной Год постройки:Между 1999 и 2000. Архитектор:А.А. Красильников Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, Ольгинская наб., д. 4А Координаты: 57.82001, 28.324883 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня святой Ольги. 2000 г. Великая равноапостольная княгиня Ольга, первая христианка на Руси, особенно почиталась у себя на родине, в Пскове. Городские легенды связывают основание первого Троицкого собора с ее именем. На месте нынешней часовни княгине было светозарное видение трех солнечных лучей над Кремлем — символ Святой Троицы. Возведя собор, Ольга, по преданию, поставила в память об этом событии дубовый крест. В 19 веке, когда при участи царской фамилии в России стало действовать Ольгинское общество, здесь была установлена часовня неоклассических форм, утраченная в 20 веке. Ныне Ольгинское общество возобновило свою работу в Пскове и установило на месте разрушенной часовни сначала памятный металлический крест, а затем провело конкурс на лучший проект часовни, в котором победил архитектор А.А. Красильников. Часовня была освящена 23 июля 2000 года. Чин освящения совершил Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий. Самое удачное решение современного архитектора — постановка часовни на постамент над берегом Великой, градостроительная вписанность в панораму города белоснежного здания. Однако в отношении архитектурных форм автор эклектичен: изящество пропорций напоминает о владимирских домонгольских храмах, — но без их высотности; шлемообразная глава и позакомарное покрытие — тяготеют к новгородскому варианту, — но без его мощи; план говорит о равноконечном греческом кресте; …а собственно–псковская традиция, к сожалению, «ушла» в глубокий подтекст, чисто легендарно–исторический, но не художественный. Часовня Святой Равноапостольной Ольги Российской построена по инициативе общества Святой Ольги Российской, организованного при Псковском музее-заповеднике в мае 1991 г., деятельность которого направлена на возрождение национальных русских святынь на родине Ольги. По инициативе Ольгинского общества набережной р.Великой возвращено имя св.Ольги в 1992 г. Одной из главный задач Общества являлось возрождение часовни св.Ольги во Пскове.

http://sobory.ru/article/?object=01919

Домовая церковь св. равноапостольной Марии Магдалины в Москве Храм Марфы и Марии Марфо-Марьинской обители В старой Москве было несколько церквей, освященных во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Интересно, что все они были домовыми - при училищах, больницах, приютах. Одна из них до революции находилась при Императорском Вдовьем доме на Кудринской площади. В этот августовский день Православная Церковь чтит память святой равноапостольной Марии Магдалины, спасенной Господом от смерти и последовавшей за Ним. Святая Мария Магдалина вместе с Богоматерью стояла у Креста Господня на Голгофе, и была первой, кому явился Воскресший Христос. Именно она первой возвестила Апостолам о Его Воскресении радостным восклицанием: «Видела Господа!» По преданию, св. Мария Магдалина тоже отправилась проповедовать христианство и обошла всю Италию, повторяя свои слова «Я видела Господа!» Она явилась к самому императору Тиверию, при котором был распят Господь, и подарила ему красное яйцо как символ Воскресения, со словами: «Христос Воскрес!». Именно отсюда произошла христианская традиция пасхальных яиц. Святая Мария Магдалина подала императору жалобу на прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который утвердил смертный приговор Иисусу Галилеянину, оклеветанному иудейскими первосвященниками. (Спустя несколько лет после этой казни Понтий Пилат покончил с собой). Из Рима святая Мария Магдалина переселилась в малоазийский город Эфес и закончила там свою земную жизнь. В IX веке ее св. мощи были перенесены из Эфеса в Константинополь, а во время крестовых походов увезены в Рим и упокоены под алтарем Латеранского собора. Церковь св. Марии Магдалины при московском Императорском Вдовьем доме была освящена по тезоименитству его создательницы, императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. Однако инициатива создания благотворительного заведения для вдов принадлежала августейшей свекрови Марии Федоровны, императрице Екатерине Великой. Именно она предложила обширную государственную программу по созданию как сиротских приютов, вроде грандиозного Воспитательного дома (см. 7 декабря), так и домов призрения для вдов. И ее замысел осуществила вторая жена государя Павла Петровича, нареченная в православии Марией Федоровной – мать императоров Александра I и Николая I. После коронации в 1797 году она получила от императора заведование Санкт-Петербургским и Московским воспитательными домами. Благотворительность стала ее главной деятельностью. Мария Федоровна основывала училища, институты, дома призрения, инвалидные дома, больницы, а после смерти супруга при правящих сыновьях она продолжала занималась только благотворительностью. Даже при дворе ее называли «самой трудолюбивой женщиной России».

http://pravoslavie.ru/170.html

Слово в день памяти св. Равноапостольной Марии Магдалины и тезоименитства Государыни Императрицы Марии Феодоровны 22 июля 1907 года. О христианском призвании и служении женщины Произнесено в Киево-Софийском кафедральном соборе. «О Христе Иисусе ...несть мужеский пол, ни женский, вси бо едино» ( Гал.3:28 ). В этих словах святого Апостола выражена та, неведомая древнему дохристианскому миру, истина, что все люди без различия пола, – как и других внешних неодинаковых человеческих состояний и положений, – равны пред Богом по нравственной своей природе, все одинаково призваны к вере и спасению во Христе, все равно приемлют благодатные средства Его и одинаково могут достигать совершенства христианского, святости и наследия Царства небесного. И эта истина оправдана, братие, бесчисленными примерами из истории христианского благочестия: в числе истинных последователей Христовых, достигших высоких степеней святости, во все времена были и жены, просиявшие во всех тех же добродетелях, какими заявили себя в разные времена мужи-подвижники христианского благочестия. Такова в особенности была ныне ублажаемая св. Церковию святая жена мироносица Равноапостольная Мария Магдалина. Кто в Церкви Христовой выше апостолов? А сия жена признана, как после и иные св. жены, равноапостольной. Подлинно, Апостольское слово: «несть мужеский пол, ни женский ...о Христе Иисусе» сбылось на святой Марии Магдалине еще прежде, чем было произнесено св. Апостолом. Чем же стяжала св. Мария Магдалина высокое наименование равноапостольной? Ответ дает житие равноапостольной жены, рисующее нам высокие добродетели и великие подвиги и труды ее в благовестии Христовом. Дочь родителей – сириян «от гор Магдальских» (Чет. Мин. 22 июля) или из города Магдалы, Мария была исцелена Господом от ужасной болезни беснования ( Мк.16:9 ; Лк.8:2 ) 1 . Это великое благодеяние навсегда вселило в сердце ее пламенную любовь и непоколебимую преданность Господу, – любовь и преданность, уступавшие в силе, пламенности и постоянстве только любви Пресвятой Богоматери к Божественному Ее Сыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

IX. Слово на день св. Благоверного и Равноапостольного князя Владимира – 15 июля, о бедствиях славянских народов под игом турок, и приглашение к пожертвованиям на помощь страждущим 15 О бедствиях славянских народов под игом турок, и приглашения к пожертвованиям на помощь страждущим Мы совершаем, братья, память святого благоверного и равноапостольного великого князя Владимира, просветившего наше отечество православной верой Христовой; воспоминаем само событие крещения великого князя Владимира на том самом месте, на котором принял св. Владимир крещение, в той обители, в которой находится купель его крещения; воспоминаем торжественно, с крестным ходом, при собрании многочисленного православного русского народа и христолюбивого воинства. О чём же свидетельствует так торжественно совершаемая память в честь св. благоверного и великого князя Владимира? Свидетельствует о торжестве и свободе христианской веры в нашем отечестве. Достойно почтен св. благоверный и великий князь Владимир за просвещение России христианством. Отрадно для сердца представлять, как наше обширное отечество усеяно многочисленными храмами, этими видимыми памятниками торжества веры православной, насаждённой св. Владимиром. Но, к сожалению, радость наша помрачается печальными вестями о бедствиях наших братьев славян, с которыми мы получили из одного источника и веру Христову, принятую св. Владимиром и всей Россией, и священное писание, и богослужебные книги на родном нашем языке, так что мысль наша при настоящем торжестве невольно обращается к ним; невольно рождается вопрос, что у них делается, так ли свободно они живут и исповедуют свой веру, как мы? .. Увы!... Более четырёх сот лет прошло с того времени, как турки овладели православным востоком, простёрли свою власть на южных славян и владеют ими доселе. Много бед вытерпели братья наши славяне в продолжения этого долгого времени: они лишены своего правления, обложены тяжёлой данью; у них стеснена свобода богослужения и вероисповедания; их постоянно грабят, убивают, отнимают имущество, жён и детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Благословенна ты в женах русских...» Слово в день памяти святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги 24 июля 2013 года 15.08.2013 845 Время на чтение 9 минут Уважаемые представители областной и городской администрации! Дорогие наши военачальники, уважаемые ветераны Великой Отечественной войны! Дорогие представители русской интеллигенции! Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Дорогие наши гости! Всех Вас сердечно поздравляю с праздником в честь памяти святой благоверной Великой равноапостольной княгини Российской Ольги и с днем освобождения нашего города Пскова от немецких захватчиков. Совсем недавно в первую и вторую недели после праздника Святой Живоначальной Троицы наша святая Христова Церковь прославляла всех святых со дня ее основания Господом нашим Иисусом Христом. Затем Святая Церковь русская торжественно величала всех святых, в земле Российской просиявших. В празднование памяти всех святых Церковь чтила имена всех возлюбивших Бога нашего Истинного Творца всей вселенной. Эти святые теперь составляют Церковь небесную торжествующую. И в день их прославления Святая наша Церковь объединяется и становится единой, нераздельной, небесноземной Христовой Церковью в союзе единого духа и единой любви. Святые Божии люди дали нам высокие образцы молитвенного подвига, нравственной чистоты, крепкой веры и верности Богу и людям, твердого стояния за нашу православную веру и за нашу родину Россию. Они отдавали свои жизни, когда этого требовали исторические обстоятельства. Вот и сегодня перед нами предстоит светлый образ просветительницы нашей Родины святой княгини Российской Ольги, нашей землячки, посеявшей первые семена православной веры во Христа Спасителя на нашей Русской земле. Образ святой равноапостольной княгини Ольги ярким лучом светит в жизни нашей Церкви и в нашей русской истории. Первая христианка, познав значение православной веры в жизни человека, она стала призывать к этой вере своих подданных, наших предков. Только в вере во Христа Спасителя она видела смысл человеческой жизни и крепость государственного строя и могущества, для которого она заложила несокрушимый фундамент. Как нам известно, тысячу с лишним лет Русская Православная Церковь утверждалась на Законе Божием и святых Христовых заповедей. Наша Церковь и Российское государство развивались, укреплялись молитвой к Богу, подвигом святых мучеников за веру, мужеством наших героев, отдавших свои жизни за веру и могущество нашей Родины, за верность святым идеалам, за честь, достоинство и свободу нашего народа.

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/16/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Православные должны уделять особое внимание сохранению исторической памяти» Протоиерей Владимир Сорокин о 1000-летии со дня преставления Великого князя Владимира, Крестителя Руси и 70-летии Великой Победы 17.02.2015 747 Время на чтение 9 минут В этом году отмечается 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного Великого князя Владимира, Крестителя Руси. В связи с этой годовщиной корреспондент «Русской народной линии» Анна Бархатова встретилась и побеседовала с настоятелем Князь-Владимирского собора, председателем Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессором СПбДА, благочинным Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, кандидатом богословия митрофорным протоиереем Владимиром Сорокиным . Ваше Высокопреподобие, Вы настоятельствуете в храме, носящем имя святого равноапостольного Великого князя Владимира. Этот год юбилейный. Каково на Ваш взгляд, историческое значение Крестителя Руси? Как Великий князь повлиял на историю нашего государства? 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира - событие великое. Когда я думаю о нём, то мысленно возвращаюсь к торжествам в память 1000-летия Крещения Руси, участником которых мне довелось быть. Тогда на одной из конференций впервые была высказана мысль, что 20-й век, давший православному миру сотни мучеников, исповедников, достоин изучения. Эта мысль, представленная владыкой Ювеналием, была очень смелой - ведь при советской власти тема гонений была под запретом, не говоря о новомучениках. Это празднование послужило тому, что общество наше начало преображаться, стало внимательнее относиться к религиозной жизни и признало роль Русской Православной Церкви в развитии страны. Посмотрите, сколько сейчас отреставрированных храмов, восстановленных и новосозданных монастырей, сколько воскресных и православных школ! Мы свободно обсуждаем вопросы религиозной жизни, можно сказать, что у нас есть свое национальное сознание и своя миссия, свое призвание. Не все с этим согласны, что закономерно, ведь и князь Владимир, когда крестил Русь, тоже встречал непонимание и сопротивление.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/17/pr...

Константинопольский Патриархат: история и положение в современном мире Расцвет Константинопольской Церкви и приобретение ею всемирно-исторического значения связаны с обращением ко Христу святого равноапостольного императора Константина Великого (305-337 гг.) и созданием им вскоре после проведения Первого Вселенского (Никейского) Собора (325 г.) второй столицы христианизирующейся империи – Нового Рима, позже получившего имя своего державного основателя. 23 мая, 2010 Расцвет Константинопольской Церкви и приобретение ею всемирно-исторического значения связаны с обращением ко Христу святого равноапостольного императора Константина Великого (305-337 гг.) и созданием им вскоре после проведения Первого Вселенского (Никейского) Собора (325 г.) второй столицы христианизирующейся империи – Нового Рима, позже получившего имя своего державного основателя. Патриарх Константинопольский Варфоломей не раз приезжал с визитом в Россию. Но в 2018 году евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом было разорвано. Что из себя представляет Церковь Нового Рима — Вселенский Патриархат? Несколько слов об исторической роли Константинопольского Патриархата и его положении в современном православном мире. Историческая роль Константинопольского Патриархата Создание христианской общины и епископской кафедры в Константинополе (до 330 г. н.э. — Византий) относится еще к апостольским временам. Оно неразрывно связано с деятельностью святых апостолов Андрея Первозванного и Стахия (последний, по преданию, и стал первым епископом города, Εκκλησα которого непрерывно возрастала в первые три века христианства). Однако расцвет Константинопольской Церкви и приобретение ею всемирно-исторического значения связаны с обращением ко Христу святого равноапостольного императора Константина Великого (305-337 гг.) и созданием им вскоре после проведения Первого Вселенского (Никейского) Собора (325 г.) второй столицы христианизирующейся империи – Нового Рима, позже получившего имя своего державного основателя.

http://pravmir.ru/konstantinopolskij-pat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010