Св. Иоанн Предтеча. Фрагмент «четырехчастной» иконы. 1-я треть XV в. (ГТГ) Св. Иоанн Предтеча. Фрагмент «четырехчастной» иконы. 1-я треть XV в. (ГТГ) На Западе во имя И. П. первоначально освящались в основном алтари, расположенные в баптистериях. В самых ранних баптистериях (напр., Латеранский баптистерий в Риме, IV - 1-я пол. V в.) алтари, вероятно, отсутствовали, однако мн. подобные сооружения украшались фресками или мозаиками на тему Крещения Господня, где фигурировал И. П. (напр., Православных (сер. V в.) и Арианский (ок. 520) баптистерии в Равенне). Алтарь во имя И. П. (вместе с алтарем св. Иоанна Богослова) находился в баптистерии при базилике св. Петра в Ватикане, построенном во 2-й пол. IV в. Из ранних баптистериев, посвященных И. П., известен также баптистерий в Пуатье (Франция; IV в., перестроен в нач. VI в.). В ряде случаев посвящение И. П. переходило с баптистерия на близлежащую церковь (кафедральный собор св. Иоанна в Лионе, к-рый ранее был посвящен первомч. Стефану). С V в. известно об освящении церквей во имя И. П. (Равенна, сер. V в.; Монца, кон. VI в.). В 1-й пол. VI в. св. Бенедикт посвятил И. П. храм основанного им мон-ря Сублак (ныне Субиако), что было связано с особым почитанием святого среди монахов. В средние века и новое время было основано множество монашеских орденов и конгрегаций, названных в честь И. П.; самый известный из них - Иерусалимский, Родосский и Мальтийский орден св. Иоанна (1048, см. Мальтийский орден ). К VII в. относятся сведения о наименовании Латеранской базилики, кафедрального собора Рима, в честь И. П. и ап. Иоанна Богослова. В Зальцбургском перечне рим. церквей (ок. 640) упомянута «базилика Константина, она же Спасителя, она же называется и св. Иоанна» ( H ü lsen Ch. Le Chiese di Roma nel Medio Evo. Firenze, 1927. P. 3). Сведения о наименовании базилики в честь св. Иоанна содержатся в ряде источников VII-VIII вв. (повесть о низложении и ссылке папы Мартина I (649-655) (BHL, N 5594); Айнзидельнский итинерарий (VIII в.) - Urlichs C. L. Codex urbis Romae topographicus. Wirceburgi, 1871. P. 75), однако в текстах официального характера (напр., Liber Pontificalis) базилика называется храмом Спасителя (см.: Krautheimer R. et al. Corpus basilicarum christianarum Romae. Vat., 1977. T. 5. P. 10-11). Полное наименование церкви засвидетельствовано в документе 1152 г.: «...Святейшей патриархии, базилики Господа Спасителя, что зовется Константиновой, а равно блаженного Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста» ( Blaauw S., de. Cultus et Decor: Liturgia e architettura nella Roma tardoantica e medievale. Vat., 1994. P. 204). Среди святынь, хранившихся в главном алтаре базилики, были прах и кровь И. П., а также принадлежавшая ему туника из верблюжьей шерсти (Ibid. P. 235). Вероятно, наименование в честь святых перешло на Латеранскую базилику с расположенного при ней баптистерия, где папа Иларий (461-468) воздвиг капеллы во имя святых И. П. и ап. Иоанна Богослова (LP. Vol. 1. P. 242; Jounel. 1977. P. 371-372).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Одно из таких ранних изображений – мозаика шестого века в базилике Сан Аполлинаре Нуово в Равенне. Здесь мы снова видим волхвов, которые, широко шагая и кланяясь, устремляются к Новорожденному Спасителю. Гости с Востока одеты в пестрые одежды и красные колпачки-пилосы. Похожие одеяния уже встречались на рельефах катакомбных саркофагов и в церкви Санта Мария Маджоре. Поклонение волхвов VI в. Мозаика базилики Сант Аполлинаре Нуово. Равенна, Италия Только в VI–VII веках начинает постепенно складываться иконография, обобщающая историю двух Евангелий: рядом с Богородицей и Младенцем появляются одновременно и животные, и пастухи с ангелами, и волхвы с дарами. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь покоится на ложе. Наконец, Богородица и Младенец начинают изображаться в пещере – все точно так, как описывается в Евангелиях от Матфея и Луки, к которым добавляются подробности из апокрифов. Один из самых ранних дошедших до нас памятников, на котором мы видим вполне сложившуюся иконографию Рождества, – маленький сосуд, или ампула (VI–VII вв.), служившая паломникам для святой воды и елея. До нас дошла серия таких ампул, которые по имени города, где их обнаружили, называются ампулами Монцы. Начиная с этого памятника, специалисты говорят о сложении византийской иконографии, отличной от раннехристианской. Свинцовая ампула с изображением Рождества Христова Около 600 г. Иерусалим. Сокровищница собора Святого Иоанна Предтечи, Монца, Италия В VI веке происходит важное событие – перестройка базилики Рождества над Вифлеемской пещерой. Первый храм Рождества, построенный при императоре Константине Великом в IV веке, по свидетельству древних христианских историков, – Евсевия Кесарийского и Кирилла Скифопольского , – строился не для служения литургии, а для того, чтобы каждый верующий мог увидеть место рождения Иисуса Христа. Поэтому алтаря и престола в нем не было. Первый храм сгорел – при археологических раскопках обнаружены пепел и обугленные останки этой постройки. Новый храм был построен при императоре Юстиниане I (483–565, император с 525 г.), в VI веке. В нем над пещерой Рождества возводится первый алтарь и престол для совершения Литургии. Именно тогда на иконах ясли Христа начинают изображаться в виде сложенного из каменных блоков прямоугольного одра, похожего на престол из Рождественского храма Юстиниана.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/rozhdest...

8 августа интернет-издание «Думская.пет» опубликовало стенограмму телефонных звонков на номер пожарной службы 2 мая. Выяснилось, что первый вызов поступил ещё в 19:35, когда начал гореть палаточный городок. В ГСЧС отказались выслать на место событий пожарные машины. Наблюдатели Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), осмотревшие Дом профсоюзов, пришли к выводу, что «повреждения от пожара распространялись по коридорам первого и второго этажей». Об этом говорится в докладе миссии за 5 мая. 28 июля мониторинговая миссия ООН вынужденно констатировала: расследование событий 2 мая почти не продвигается. Миссия «с сожалением сообщает об отсутствии сотрудничества со стороны МВД и СБУ на центральном уровне». Украинские власти даже попробовали обвинить в трагедии нехороший морской ветер, из-за которого и возник пожар... В январе 2015 года властями итальянского городка Чериано-Лагетто, провинция Монца-э-Брианца, регион Ломбардия, было принято решение назвать одну из площадей города «Площадью мучеников Одессы». Для многих одесситов, для множества людей везде и всюду так теперь называется и Куликово поле. Доклад Совета Европы я решил обсудить с непосредственным участником событий 2 мая, тогда депутатом Одесского областного совета Алексеем Албу. Сергей Шаргунов: Алексей, в докладе Совета Европы говорится, что милиция Одессы и сторонники федерализации могли быть в сговоре. Правда ли это? Алексей Албу (Фото: vk.com/albu_alexey) Алексей Албу: Можно теоретически предположить, что сотрудники милиции симпатизировали сторонникам «Антимайдана». Но есть непреложный факт: практически весь личный состав правоохранительных органов перед беспорядками отправили на стадион под предлогом охраны общественного порядка. Лишь небольшая группа количеством примерно 90 человек под руководством заместителя начальника милиции Одессы Фучеджи была на Греческой улице, где пыталась разделить сторонников и противников федерализации. С одной стороны было около двух с половиной тысяч праворадикалов, они были вооружены. С другой - несколько десятков сторонников «Антимайдана». Конечно, группа из 90 милиционеров не могла эффективно выполнять свои обязанности.

http://ruskline.ru/opp/2015/noyabr/10/pl...

Справедливо, что первые примеры, дошедшие до нас, изображений распятия, являются на предметах небольших размеров, на медальонах, на металлических склянках, в церковных книгах и т. д., назначенных, скорее, для удовлетворения религиозных чувств отдельных лиц, чем всей общины. Но самая постепенность, с которой христиане, как мы уже видели, дошли до прямого представления Спасителя на кресте, не допускает предположения, высказанного выше. Его оправдывает только одно обстоятельство, именно, появление в карикатуре дворца Цесарей, распятого в тунике. Надо заметить, что у римлян прибивали преступников ко кресту нагими, и так, согласно Евангелистам, был распят Христос. В самых древних распятиях, однако, на Спасителе – colobium, падающий до ног, и в подобном одеянии представлен Он в миниатюре сирийской Библии, на медальонах, посланных папой Григорием, царице Феодолинде, на кресте сокровищницы города Монца, одним словом, постоянно, до IX-ro столетия, когда длинная одежда заменяется поясом, падающим до колен. Это делалось первыми Христианами, разумеется, из чувства уважения к Спасителю, мнение, подтверждающееся тем, что, когда возле Христа являются разбойники, как, например, в миниатюре сирийского Евангелия, они распяты нагими. Неизвестный язычник, начертивший карикатуру и представив, с некоторыми подробностями, казнь распинанием, удалился от действительности только в том, что оставил на казненном одежду; факт, дающий право предположить – если мы обратим внимание на тунику, покрывающую Спасителя, в самых ранних изображениях Его на кресте – что насмешник над Алексаменом, копировал распятие с оригинала, принадлежавшего христианам, который ему удалось подглядеть. Богоматерь и апостол Иоанн, являются неизменно в этой священной сцене; мы видим их возле креста в миниатюре сирийского Евангелия, на медальонах Феодолинды, на металлических склянках, посланных ей же, папой Григорием, на оконечностях горизонтального бруса, креста города Монца, и т. д. В некоторых примерах имена их написаны над ними, а рука, поднесенная к голове, выражает скорбь и печаль.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(ц. Осиос Давид). В большинстве названных случаев М. прозрачная, обладает свойствами объемно-пространственной среды. В доиконоборческое время сохраняются гл. обр. 2 типа М.: овал и медальон. Овальная М. превалирует. Форму медальона М. имеет на мозаике «Преображение Господне» в базилике вмц. Екатерины на Синае (550-565) - темно-синяя в центре и постепенно светлеющая к внешнему краю; с лучами света, исходящими от фигуры Иисуса Христа; на фреске «Вознесение» в капелле XVII мон-ря Бауит (VI-VII вв., Коптский музей, Каир); на энкаустических иконах (крышка реликвария из капеллы Санта-Санкторум. Сцена «Вознесение», VI в., Ватиканский музей) и «Спас Еммануил» (VI-VII вв., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); на миниатюрах «Вознесение» и «Христос на престоле с евангелистами Марком, Иоанном и святыми» в Евангелии Раббулы (Laurent. Plut. I 56. Fol. 13v, 14r, 586 г.) - синяя с белым и красным внешним ободком соответственно; на шитой иконе «Богоматерь на престоле» (VI в., Кливлендский музей) - темно-синяя с переходом в белый; на ампулах Монца-Боббио (Палестина, VI в.; сокровищница Дуомо, Монца); на костяном рельефе «Спас во славе» (VI в., Художественный музей Уолтерса в Балтиморе). В нек-рых случаях (икона «Спас Еммануил» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; рельеф «Спас во Славе» из Художественного музея Уолтерса; ампула 2 из сокровищницы Дуомо в Монце; мозаика «Преображение» в апсиде базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI в.) поверхность М. покрыта изображением звезд. «Сошествие во ад». Икона. 2-я пол. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины, Синай) В средневизант. период продолжают существовать все 3 формы М. Овальная М. использована: в миниатюрах «Сошествие во ад» в Трапезундском Евангелии (РНБ. Греч. 21+21 А, 2-я пол. X в. Л. 1 об.); «Страшный Суд» в Евангелии 3-й четв. XI в. (Paris. gr. 74. Fol. 51v) и Лествице кон. XI в. (Vat. gr. 394. Fol. 12v), «Вознесение» в Евангелии 3-й четв. XI в. из Венской национальной б-ки (Vindob.Theol. gr. 154. Fol. 131v) и Гомилиях Иакова Коккиновафского (Paris.

http://pravenc.ru/text/2561826.html

Такой жест присутствует на изображениях чудес: «Христос воскрешает дочь Иаира» (IV в., рельеф на реликварии, Брешия, липсанотека), «Христос исцеляет слепорожденного» (Синопское Евангелие, Парижская национальная библиотека, gr. 1286, л. 10) рис. 11, «Христос исцеляет тещу Петра» (миниатюра, Дармштадт). Так Христос держит апостола Петра, когда тот начинает тонуть («Хождение по водам», баптистерий в комплексе Дура-Европос, Сирия, III в., ампула Монца, VI в., мозаика в Монреале, 1174-1182). Таким же образом воскресший Христос берет за руку Фому, спасая его от неверия (сцена «Уверение Фомы», ампула Монца, VI в.) В. Лёшке высказывает предположение, что в христианскую эпоху этот жест связан с иконографией «dextera Dei» («Десница Божия») — образом-символом, появившимся, возможно, под влиянием поэтики Ветхого Завета. Довольно распространен этот символ как обозначение «гласа Божия», он стал своеобразным «иероглифом» слов «Сказал Господь» Чаще всего «dextera Dei» расположена вверху иконы (напр., образ «Крещение») или в угловой сегментной мандорле , сиянии света (напр., икона «Чудо Георгия о змие», ГРМ, рис. 12, деталь). На Бамбергском авории изображено активное проявление действия: в сцене «Вознесение» десница Божия поднимает Христа за правую руку вверх — и здесь опять присутствует жест «захват запястья» (рис. 13). Как было отмечено, на иконе «Воскресение» («Анастасис»), жест «χειρ π καρπω» является обязательным. В отличие от нее, на изображениях «Сошествие во ад», известных в западноевропейском искусстве («Descensus ad inferos»), этот жест может иногда отсутствовать (рис. 14, фреска храма в Эструплунде, деталь). Победа над адом на этих изображениях еще не произошла, и Христос только протягивает руку Адаму. В качестве отдельных примеров приведем рельеф капители храма Херефорд (XI-XII вв.), рельеф на пластине Магдебургских врат Софии Новгородской (XII в.), миниатюра гомилий Иакова Коккиновафского (XII в.) (рис. 15, деталь), фрески храмов в Герлев (1425 г.), в Эструплунде (Дания, 1542 г.), картина алтаря Штосса в Кракове, картины Хайме Серра, Мантеньи, гравюра Брейгеля «Христос в преисподней».

http://bogoslov.ru/article/656054

Ампула св. Мины. V-VII в. (Египетский музей. Каир) Ампула св. Мины. V-VII в. (Египетский музей. Каир) Большая группа глиняных А., преимущественно V-VII вв., происходит из святилища Абу-Мина близ Александрии. Обычно на обеих сторонах А. изображен в рост св. Мина с воздетыми в молении руками (в позе оранта) между 2 верблюдами. Иконография этих А. включала и др. элементы: убранство святилища, светильники, кадила, головы негров, кораблики (как отражение близости александрийского порта). Не менее известна группа глиняных А. из центров М. Азии - Эфеса, Синопа, Лампсака, Смирны и Пергама. Один из типов их иконографии связан с раннехрист. погребальным культом и идеей победы Христа над смертью: на обеих сторонах изображается эдикула, внутри к-рой помещен крест на постаменте (на одной стороне) и фигура, стоящая в проеме открытой двери (на др. стороне),- традиц. метафора перехода из земной жизни в загробный мир. Такая иконография известна на погребальных стелах и в гробницах Египта, Сирии и Палестины. По-видимому, эти А. были связаны с определенным святилищем в Эфесе. На эфесских А. изображались также Иисус Христос; ап. Иоанн Богослов, диктующий Писание св. Прохору; апокалиптические всадники; эпизоды житий местных святых (сщмч. Антипы Пергамского , Поликарпа , еп. Смирнского, мч. Андрея Лампсакского , прп. Герасима Иорданского). На малоазийских А. изображались и др. местные сюжеты: ап. Иоанн Богослов на фоне своей липсанотеки, еп. Эфесский Тимофей, Фока Синопский в ладье. С Эфесом связана особая группа микроампул с крестами и розетками, предназначавшихся для сбора частиц священного праха, появлявшегося на гробнице ап. Иоанна Богослова в день его поминовения. Сивнцовая ампула с изображением " Поклонения волхвов " . Иерусалим, ок. 600 г. (ампула 1. Сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в г. Монца. Италия) Сивнцовая ампула с изображением " Поклонения волхвов " . Иерусалим, ок. 600 г. (ампула 1. Сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в г. Монца. Италия) Ряд паломнических свидетельств XII в. (coens. P. 262; Mercati. Р. 140-141) сообщает о хранившейся в алтаре собора Св. Софии К-польской ампуле с кровью и млеком, истекшими из тела вмч. Пантелеимона. В похвальном слове вмч. Пантелеимону, составленном в 1-й четв. XII в. Рупертом Дойцским , эта святыня названа «ampula perlucida» (лат.- блестящая ампула), в тексте упоминается также ее золотая оправа.

http://pravenc.ru/text/114590.html

Крещение Господне. Ампула типа Монца. VI в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) С конца VI в. в композиции Крещения Господня вводятся изображения ангелов: на медальоне свинцовой ампулы из собора г. Монца (VI в.) — ангел; в клейме на живописной крышке сирийского реликвария (VI в., Музеи Ватикана) — два ангела и две фигуры учеников св. Иоанна Крестителя с нимбами (Ин 1. 35). На резной пластине из слоновой кости с трона архиеп. Максимиана (VI в., Архиепископский музей в Равенне) Христос изображён безбородым, св. Иоанн облачён во власяницу и в гиматий. В сцене присутствуют два ангела с покровенными руками, а фигура, персонифицирующая Иордан, показана со спины, что буквально иллюстрирует текст Пс. 113: «...море виде и побеже, Иордан возвратися вспять». Крещение Господне. Рельеф трона имп. Максимиана в Равенне. VI в. Введение в композицию не упомянутых в евангельском повествовании персонажей и деталей, например, таких элементов иконографии, как позы и жесты, объясняется текстами службы праздника, насыщенными цитатами из псалмов. Жест св. Иоанна Крестителя, возлагающего руку на голову Спасителя, многократно упоминается в песнопениях праздника и отражает практику таинства Крещения, описанного Тертуллианом. Спаситель изображается стоящим в воде нагим, редко — в препоясании. Нагота Христа как знак добровольного «истощания», то есть умаления Творца до «рабия зрака» и даже до смерти, также объясняется в словах тропарей и стихир: «Адамову наготу одевая, Благоутробне, во одежду славы, хощеши обнажитися плотию во Иордане реце», «Обнажение студное покрывая Адама праотца, обнажаешися вольно и струями Иорданскими Тебе Самого покрываеши». О присутствии ангелов в момент крещения в Евангелиях не сообщается, но об этом упоминают песнопения службы: «Како обнажение Небеснии видят Ангели?», «Ужас бе видети Небеси и земли Творца, на реце обнажщагося и Крещение от раба за наше спасение приемлющаго, яко раба. И лицы Ангельские дивляхуся страхом и радостию», «Якоже на Небеси, с трепетом и чудом предстояху во Иордане силы Ангельские». Склонённые фигуры ангелов и их покровенные в знак почтения к святыне руки указывают на то, что они являются восприемниками при таинстве Крещения (эту роль в древней Церкви иногда играли диаконы и диакониссы) .

http://bogoslov.ru/article/6172058

Христианская иконография знает несколько изображений Воскресения Христова. В первохристианскую эпоху оно передавалось через свой ветхозаветный прообраз – пророка Иону, выбрасываемого из чрева китова 334 . Однако уже очень рано появляется основанная на евангельском повествовании историческая тема Воскресения Христова: явление ангела Женам Мироносицам у Гроба. По некоторым данным, она существовала уже в III в. (храм в Дура-Европос, 232 г.) 335 . Следующая по времени композиция Воскресения Христова – Сошествие во ад. Древнейшее известное изображение его VI в. находится на одной из колонн кивория собора св. Марка в Венеции. Обе последние композиции являются в Православной Церкви праздничными иконами Пасхи. В традиционной православной иконописи никогда не изображался самый момент Воскресения Христова. В противоположность воскрешению Лазаря, Евангелие и церковное Предание умалчивают об этом моменте, не говорят, как воскрес Господь. Не показывает этого и икона 336 . Жены Мироносицы у Гроба Господня. Ампула. VI в. Сокровищница кафедрального собора. Монца (Италия) История пророка Ионы. Роспись катакомбы Гипогей делъи Аурелии. Puм. III–IV вв. Это умолчание со всей очевидностью раскрывает ту разницу, которая существует между двумя событиями. В то время как чудо воскрешения Лазаря было доступно всякому, Воскресение Христово непостижимо для кого бы то ни было. В 6-й песни Пасхального канона Церковь проводит определенную параллель между Воскресением Христовым и Его Рождеством: «Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы невредивый в рождестве Твоем, и отверзл еси нам райския двери». Как и Рождество от Девы, Воскресение Христово прославляется здесь как непостижимая тайна, недоступная никакому исследованию. " Не только не был отвален камень (от Гроба. –Л. У.), но и печати, на нем лежавшие, не были тронуты, когда совершилось Воскресение Христово. И “живот от гроба возсиял” еще “запечатану гробу”. Воскресший вышел из гроба так же и вошел к апостолам “дверем заключенным”, не открывая их; вышел из гроба без каких-либо внешних признаков, которые мог бы заметить посторонний наблюдатель» 337 . Непостижимость для человеческого ума этого события, а следовательно, и невозможность его изобразить являются причиной отсутствия изображения самого Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Иногда в сцену К. Г. на саркофагах включали муж. фигуру со свитком в руках; исследователи считают, что это Исаия, пророчество которого упоминают евангелисты (Там же. С. 253-255). Крещение Господне. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Laurent. Plut. 1. 56. Fol. 4v) Крещение Господне. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Laurent. Plut. 1. 56. Fol. 4v) Крещение Господне. Ампула типа Монца. VI в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Наряду с историческими изображениями К. Г. встречаются и символические. Так, на саркофаге Юния Басса (359, Музей " Сокровищница Св. Петра " , Ватикан) над арочным обрамлением композиций нижнего ряда имеется сцена с 2 агнцами - один лежит, другой сверху касается его головы копытцем (Там же. С. 255). Др. пример - мозаика купели баптистерия из Келибии (IV в., Музей Бардо, Тунис), обрамленной лат. надписями. На стенке 3-ступенчатой крестообразной в плане купели изображен голубь Св. Духа, отмеченный крестом, от клюва которого исходят лучи. Композиция иллюстрирует определение Христа как «Света истинного», «Света подателя», «Солнца, просиявшего во Иордане» - распространенный мотив святоотеческой проповеди на К. Г., именуемое «праздником светов» или «просвещением». Под голубем помещена монограмма Христа в форме древнеегип. иероглифа «анх» (сгих ansata), фланкированная буквами α и ω, ниже - изображение большой рыбы, символизирующей Спасителя (см. ст. Ихтис ). Крещение Господне. Рельеф трона имп. Максимиана в Равенне. VI в. Крещение Господне. Рельеф трона имп. Максимиана в Равенне. VI в. Крещение Господне. Фрагмент эпистилия. Икона. 2-я пол. XII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Крещение Господне. Фрагмент эпистилия. Икона. 2-я пол. XII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае) К V-VI вв., в ранневизант. эпоху, первоначальная композиция К. Г. видоизменяется и постепенно вырабатывается иконография, сохранившаяся до наст. времени с некоторыми дополнениями и отличиями в деталях. Примером новой иконографии является изображение Иордана в виде реки с берегами, в воды которой погружен Спаситель.

http://pravenc.ru/text/2459047.html

  001     002    003    004