Чаша ярости Господней – и наказание – в том, что грешник будет пить горечь до капли, а испив, будет мучится нутром. Псалом 75 (76) развивает мысль о грешниках на Суде. Пс.75:6             Крепкие сердцем – ограблены,                         воздремали сном своим,                         и все мужи силы не нашли рук своих. «Крепкие сердцем» – мужественные, упорные; также: упрямые, жестокие ( Ис.46:12 «Воздремали сном» – умершие спят, но они будут разбужены от «Мужи силы» – также: мужи богатства, власти, достояния. «Не нашли рук» – как в мучительном сне (или смертном сне), человек воображает, что у него есть руки, однако он ими не владеет. Пс.75:7             От запрещения Твоего, Боже Иакова,                         впали в сон и колесница, и конь. «От запрещения» – то есть по слову, которое изображается как грозный окрик запрета ( Пс.18 /17:16). «Впали в сон» – глубокий, бессознательное состояние (ср. Быт.15:12 ). «Колесница и конь» – отборное войско. Пс.75:13             Он отрезает дух князей,                         страшен для царей земных. «Отрезает» – как виноград с лозы ( Лев.25:5 ). «В том божественном и страшном судилище за грехи у каждого», кто осужден, «отымается Дух, данный при Крещении, и через это отнятие преданы они будут наказанию» (св. Афанасий Великий ). Псалом 76 (77) посвящен бедствиям плена, это – горячая молитва… В Псалом внезапно врывается пророческий стих. Пс.76:11             И я сказал: пронзение Мое –                         это изменение десницы Вышнего. Этот стих – пример того, насколько внимательно нужно относиться к терминам Священного Писания: если перевести халоти не как " пронзение мое«, а как «мое горе» (ТМс), «боль моя» ( С.Аверинцев ), «погибель моя» (М.Левинов), то понимание стиха сразу собьется с того узкого пути («узок путь…»), по которому проходит пророческий мерцающий смысл. Глагол халал – пронзать, прокалывать. Область его применения мистична:   победа над диаволом передается глаголом «пронзил»: «рука Его (Яхве) пронзила змея бегущего (нахаш бариах)» ( Иов.26:13 ) 422 ; «мышца Яхве… растерзала рахава, пронзила [зверя] таннин ( Ис.51:9 ): «Ты сокрушил рахава, как пронзенного» ( Пс.89 /88:11);

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Лазутчики не только охотно поблагодарили ее за оказанную услугу, но обещали на деле воздать ей добром за добро. При этом они дали ей совет, когда она заметит , что город будет взят, собрать все свои пожитки и всех родных на свой постоялый двор, запереться в нем и повесить у входа красные платки, чтобы полководец узнал дом и охранил бы его от насилия. «Мы уж укажем ему, сказали они, что обязаны своим спасением тебе. Если же кто-нибудь из родных твоих падетв битве, то не приписывай нам этой вины, а сами мы будем умолять Господа Бога, именем Которого мы поклялись, не взыскивать с нас за это, как если бы мы нарушили данную клятву». С этим обещанием соглядатаи отправились в обратный путь, спустившись на канатах со стены, вернулись домой невредимыми и рассказали о своих приключениях в городе. Затем Иисус сообщил первосвященнику Елеазару и совету старейшин о клятве, данной лазутчиками Рахаве, и они признали эту клятву обязательною. Есть данные, опирающиеся на иудейскую традицию, что Рахава (Раава), завербованная разведчиками и оказавшая такую услугу израильтянам, стала женой Иисуса Навина. По другой версии, она была женой царевича Салмона, одного из двух разведчиков, которые обратились к ней за помощью. (Дин Э. Знаменитые женщины Библии. М.: Крон-Пресс, 1995. С. 68.) Использование возможностей спецслужб в области внешней разведки просматривается на протяжении всех библейских времен. Широко применялось внедрение агентов спецслужб в стан врага, выведывание его секретов, а при необходимости проводились и такие острые мероприятия, как «подстава» под главаря враждебной стороны, советчиков, консультантов и других лиц, оказывающих на них влияние. Как видно из Ветхого Завета, в тяжелейшие времена персидского нашествия, когда над израильтянами повис дамоклов меч национальной катастрофы, спецслужбам удалось провести одну из самых блестящих своих операций. Каждый год 14 и 15 марта во всех еврейских синагогах отмечается праздник Пурим. Это праздник памяти Эсфири, ставшей женой персидского царя Артаксеркса I (404—358 до Р.Х.).

http://pravmir.ru/sinedrion-i-kesar-prot...

Паралипоменон, а через потомка другого сына Зоровавелева, у которого, кроме Анании, было еще 4 или и более сына. И еще можно найти объяснение рассматриваемого разногласия Матфея с ветхозаветными родословными таблицами относительно потомства Зоровавеля: можно думать, что Матфей ведет род Зоровавеля не через сына, а через дочь его, или что то же – через зятя, мужа этой дочери, и через сыновей её. Так можно думать на основании обстоятельства очень замечательного. Писатель 1-й кн. Паралипоменон, при исчислении царской Давидовой отрасли, нигде не упоминает о женском колене; одна Салимит, дочь Зоровавеля, внесена сюда ( 1Пар.3:19 ). Конечно, нет причины предполагать, будто предшествующие лица не имели дочерей; но после этого, почему же одна дочь Зоровавеля удостоилась такой чести, что внесена в родословие наряду с мужским родом? Случайность видеть здесь опять странно; легче всего допустить, что от неё произошло многочисленное потомство, может быть, знаменитое даже. Но положим, – и незнаменитое, – не нужна была знаменитость ближайшим предшественникам Мессии, который должен был явиться в роде Давида, усеченном до корня, – но все же с правом можно думать, что Мессия мог быть отраслью её потомства. А надобно прибавить к этому еще, что и сам евангелист, если где вводит в свое родословие лица женского рода, то именно там, где они имеют особенное отношение к племени и роду Мессии. Царская отрасль рода Давидова имела родоначальницей Вирсавию, мать Соломона, и – вот она является в родословии ( Мф.1:6 ). Рахава и Руфь являются в родословии потому же ( Мф.1:5 ), так как они удостоились быть также родоначальницами Мессии. Таким образом, разногласие Матфея в перечислении родов от Салафииля до Христа с родословной таблицей 1-й кн. Паралипоменон удобно объясняется и уже никак не свидетельствует против исторической достоверности генеалогии Христовой по Матфею. 4) Указание отрицательной критики, что Матфей противоречит самому себе, когда говорит, что во всех трех отделах родословия по 14 родов, а между тем в последнем насчитывает только 13, – указание, собственно, говоря пустое; это скорее придирка, нисколько и не похожая на дельное возражение против исторической достоверности генеалогии, и нам кажется, совершенно напрасно некоторые апологеты затруднялись в объяснении этого пункта и хитрили.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/a...

Иешагиягу, Исайя: «спасение Иеговы» (спасаемый Господом). Хизкиягу, Езекия: «крепость Иеговы» (укрепляемый Господом). Формы Иего, Ио, когда им начинается имя, как видим в именах: Иегоияда,, Иудай (2 Сам. (2 цар.), 20:23. 2 цар. (4 цар.), 11:4.): «Иеговою ведомый» (Господом хранимый). Иегояким, Иоаким, сын Иосии, царя иудейского (2 цар.), (4 ц.) 23:34.): «Иеговою восстановленный» (тот, которого Господь восстановил). Ионадав, сын Рахава (Иерем. 35:6.) из полного имени Иегонадав, 2 царств. 10:15. 2Сам. 13:5 .): «Иеговою возбужденный». Ионатан, полнее Иегонатан Ионафан ( 1Сам. 14:49.18:1 .): «Иеговою данный». Есть еще имена, составленные из трех слов, и в них имя Бога составляет середину имени; таково: Эльиегогенай, 1 Прал. 26:3. Оно составлено из слов эль Иегова генай: «к Иегове очи мои» (возвожу). (1 Парал. 3:23. Ездр. 8:4 .) Во всех приведенных здесь именах очевидно сокращение того самого имени Божия, на которое указано было Моисею на Хориве. Действительность сокращения имени в имя Иаг уясняется нам, когда сопоставим еврейский текст следующих двух мест Писания. Соломону, когда он родился, дано было, по указанию Бога, прозвание, по-еврейски Иедидъяг или Иедид-Иаг, означающее «возлюбленный Господом», что тут же и объясняется словами оаигова агевд, «и Иегова возлюбил его», в славянской Библии (2 цар. (2 Сам.). 12:24. 25.). Прозвание, данное Соломону, Иедид-Иаг вполне читается в книге Второз. 33:12: Моисей, благословляя колена Израильского народа, благословение Вениамину начал словами: «возлюбленный Господом». По-еврейски эти слова читаются Иедид-Иегова, «возлюбленный Иеговою». в том самом выражении, в котором читается сокращенно имя Бога в проименовании Соломону, читается полное имя Бога в благословении Вениамину: вместо Иаг читается Иегова. Следовательно, Иаг есть сокращние имени Иегова. Из имени Богу Иаг, присоединяемого к глаголу в повелительном наклонении галлелу «хвалите» составилось хвалебное воззвание к Богу: галлелу-Иаг «хвалите Господа!» Это хвалебное воззвание употреблялось при Богослужении и чаще при торжественных праздниках в иерусалимском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

                        когда вздымаются волны его, Ты укрощаешь их. «Управляешь гордыней (геут) моря» – геут может означать: 1) «величие» (Божие; Пс.93 /92:1); 2) «вздымание» («столб дыма»; Ис.9:17 ); 3) «гордыня» ( Пс.17 /16:10). Укрощение гордыни моря – иносказание о диаволе (см. Пс.74 /73:13). О падших ангелах говорится иносказательно, например, через образ морской глубины, куда они пали: «левиафан» – житель «моря, великого, пространного» ( Пс.104 /103:25,26); он называется также «большая рыба» ( Ион.2:1 ). В Книге Иова он «чудовище моря – «рахав» ( Иов.9:13 ; Иов.26:12 ). Другое имя сатаны – морское животное таннин: «или я море, или я таннин, что Ты учинил на меня охранение?» ( Иов.7:12 ). Выразительный образ: бушующее море, как обозначение сатанинских сил, находим в гневной речи Господа к Иову: «Я сказал (морю): доселе дойдешь и не прибавишь. И здесь Он поместил в гордыню 472 волны твои» ( Иов.38:11 ); последнее предложение LXX истолковали: «в тебе самом сокрушатся волны твои». Гордые волны восстают друг на друга – не только внешним пределом ограничены силы зла: злоба сокрушается злобой. Так устроил Господь, в этом смысле Он (как сказано в Псалме) «управляет гордыней моря – укрощает 473 волны, когда они вздымаются». Победа над диаволом – такова: Пс.88:11             Ты сокрушил рахава, как пронзенного,                         мышцею силы Твоей Ты рассыпал врагов Твоих. Рахав – одно из имен диавола ( Пс.87 /86:4; Ис.51:9 ; Иов.26:12,13 ). Как уже говорилось, «пронзать» (пронзенный) указывает на сакральное действие: 1) о Мессии сказано: «Он пронзен за беззакония наши» ( Ис.53:5 ; ср.: Пс.77 /76:11; Иов.39:30 ; Пс.69 /68:27); 2) победа над диаволом передается тем же глаголом «пронзил» ( Иов.26:13 ; Ис.51:9 ; Пс.89 /88:11). Казнь Христа была «пронзением», и поражение диавола – тоже было «пронзением». Казнь Христа была задумана как заклание диаволу, подобно тому, как Каин «заклал» (σφαξεν) Авеля ( 1Ин.3:12 ); и поражение диавола было сакральным действием, как говорится в Откровении о «звере, восходящем из моря»: «увидел я одну из голов его как закланную» (σφαγμνην) в смерть» ( Откр.13:1,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

       укрощение моря – иносказание о диаволе. О падших ангелах обычно говорится иносказательно. Отчасти поэтому многие современные исследователи отрицают, что Ветхий Завет содержит учение о сатане как враге Бога 413 . О падших ангелах говорится, например, через глубину моря, куда они пали. Левиафан в Псалмах ( Пс.104 /103:25,26; LXX: дракон; ц.-слав.: змий) – житель «моря, великого и пространного». Левиафан также называется «большая рыба» ( Ион.2:1 ). В Книге Иова он чудовище моря – Рахав (LXX: кит; Иов.26:12 ; Иов.9:13 ). «Помощники Рахава» LXX перевели как «киты поднебесные» ( Иов.9:13 ). «Левиафан» в переводе LXX: «великий кит» ( Иов.3:8 ). Другое имя сатаны – морское животное таннин: «или я море, или я таннин (LXX: дракон), что Ты учинил на меня охранение?» ( Иов.7:12 ). Выразительный образ: бушующее море как обозначение сатанинских сил – находим в гневной речи Господа к Иову ( Иов.38:8–11 ): 8 И [кто] заградил вратами море,        когда оно, вырвавшись из утробы, вышло, 9 когда Я положил облако одеждой его        и мглу – пеленой его? 10 И Я сломал из-за него устав Мой        и поставил засов и врата. 11 И Я сказал: доселе дойдешь и не прибавишь.        И здесь Он поместил в гордыню волны твои. «Я сломал устав Мой» – устав, данный человеку для райской жизни. «Здесь Он поместил в гордыню волны твои» – LXX истолковали (если перед ними лежал тот же еврейский текст) в богословской глубине: «в тебе самом сокрушатся волны твои». Гордые волны восстают друг на друга – не только внешним пределом ограничены силы зла: злоба сокрушается злобой 414 . Итак, не движение водной стихии, но некое движение (или желание) ангела Денницы было заграждено Богом – с той тщательностью, какая нужна для собирания воды. Желание Денницы укрощено повелением, «чертой»=«уставом» (хок) Божиим; ср. Иов.26:10 : Бог «черту (хок) провел кругом на лице вод до конечной (границы) света со тьмой». Устав, данный морю, упоминает и пророк Иеремия: «Я положил песок границей морю – устав (хок) вечный, и оно не перейдет его, и возмущаются волны его» (формация глагола указывает на то, что возмущаются также друг на друга), «и не возмогают, и они шумят, и не перейдут его» ( Иер.5:22 ) 415 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Следующим этапом происхождения мира согласно ближневосточным космогониям является теогония. Из водной первоматерии возникают несколько поколений богов. В Древнем Египте, согласно Гелиопольской космогонии, первым из водной пучины появляется бог Атум, [xxv] который создает других богов. В мифах Древнего Угарита верховным богом и отцом всех богов является Эль, «бог» par excellence». [xxvi] В космогонической поэме «Энума Элиш» появление богов происходит в три поколения: первыми появляется боги Лахму и Лахаму, затем Аншар и Китар. [xxvii] Первенцем последних является бог Ану, которого его отец Аншар уподобляет себе. Ану в свою очередь творит по своему подобию Эа или Нудиммуда. [xxviii] Однако появление богов из первобытной материи само по себе характеризует их как безликие силы природы, поэтому бог никогда не может быть чем-то большим, чем демиург-оформитель, который всего лишь формирует мир из предсуществовавшей материи. [xxix] В противоположность древнемесопотамским и древнеегипетским божествам, которые являются порождениями неуправляемой первоматерии, Бог Библии не просто оформитель, но подлинный Творец мироздания. Подобной израильской концепции творения мира из ничего по абсолютной Божественной воле нет ни в какой другой из ближневосточных религий. [xxx] Между Богом и творением нет никакой органической связи, это не рождение и не эманация, но творческий акт свободно действующей Личности. Следующий этап происхождения мира — теомахия или же борьба богов с хтоническими силами хаоса, в результате которой первобытный космос упорядочивается и приобретает свое окончательное оформление. В Вавилоне это борьба премудрого Эа с грозным праотцем Апсу, которого он усыпляет с помощью магических заклинаний и убивает, а затем космогоническая битва сына Эа Мардука с праматерью Тиамат и ее войском. [xxxi] В цикле поэм о Баале рассказ о победе Баала над Хаосом вообще является главной темой: [xxxii] Баал борется и побеждает бога моря Ям, бога смерти Мот, а также чудовищ Лотана, Рахава и Таннин.

http://bogoslov.ru/article/410189

Бог приводит вещи в бытие из некоторой тягучей, не поддающейся строгой рациональной дифференциации массы, подобной «первоматерии» античных и средневековых философов, с той разницей, что эта первоматерия и не совечна Ему, и не бесконечна в пространстве, но только создается Им без всякого конкретного ограничения, получая себе границу, предел уже в вещах. Самым наглядным примером таких представлений может служить умножение хлебов Иисусом Христом, которое описывается евангелистом не как появление новых целых хлебов, а как бесконечная делимость и постоянная восполняемость кусков одного и того же хлеба. Слова «и ели все, и насытились» характеризуют суть библейского «материализма»: у Бога нет недостатка ни в материи, ни в господстве над ней. г) Море, змей, история Рассмотрим теперь иную группу примеров, а именно ту, где стихия может представляться вместилищем, воплощением или символом враждебного Богу начала. Эти примеры, как правило, связаны с темой моря, и здесь, вероятно, главная причина того, что возвещает христианам Апокалипсис: при творении нового неба и новой земли «моря уже нет» ( Откр 21:1 ). Угроза приморскому городу Тиру – «подниму на тебя бездну ( , τν βυσσον), и покроет тебя вода большая» ( Иез 26:19 ) – отражает узкое употребление термина «бездна» в отношении моря или его источников. Обитателем этой бездны, проходящим по ней взад-вперед, как уже отмечалось, является еврейский Левиафан или греческий «дракон», змей. По-видимому, он тождествен или подобен Рахаву (Рааву), имя которого буквально значит «гордость» или «возношение», что вызывает ассоциацию со вздымающимися морскими волнами. Некоторые источники представляют это существо вредоносным, отмечая, что ему была нанесена какая-то неисцельная рана, которой он укрощен ( Пс 88:11 ; Иов 26:12 ). Иов 26:12–14 МТ (РБО): 12 Своей мощью Он вздымает море и разумом сокрушает Рахава. 13 От дуновения Его проясняется небо, рука Его разит скользящего змея – 14 и это лишь малая толика Его дел! Все наши речи о Нем – жалкий шепот, а могучий гром Его – кто поймет? LXX: 12 Силой укротил море, умением (πιστμ) поразил кита.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Между Богом и творением нет никакой органической связи, это не рождение и не эманация, но творческий акт свободно действующей Личности. Следующий этап происхождения мира – теомахия или же борьба богов с хтоническими силами хаоса, в результате которой первобытный космос упорядочивается и приобретает свое окончательное оформление. В Вавилоне это борьба премудрого Эа с грозным праотцем Апсу, которого он усыпляет с помощью магических заклинаний и убивает, а затем космогоническая битва сына Эа Мардука с праматерью Тиамат и ее войском 25 . В цикле поэм о Баале  рассказ о победе Баала над Хаосом вообще является главной темой:  Баал борется и побеждает бога моря Ям, бога смерти Мот,  а также  чудовищ Лотана, Рахава и Таннин 26 . В мифах Древнего Египта мы также находим отголоски первобытной космической битвы. Это, в частности, борьба бога солнца Ра с гигантским змеем Апопом 27 , а также другими врагами, которые чаще всего принимают обличье змей, гиппопотамов и крокодилов. Здесь повествование Бытия особенно ярко контрастирует с языческими космогониями, в которых Универсум возникает из  упорной борьбы бога-творца с хаотическими силами природы. Творческое «да будет!» Бога, приводящее в бытие тварный космос, открывает нам Его Личность как Всемогущего Властителя всего, что уже есть и чему только предстоит появиться. Он безраздельно властвует над природой, и все те ужасные монстры, которые так устрашали воображение древних, являются всего лишь Его творениями и полностью послушны Ему. Отсутствие других божеств и теомахии в первой главе книги Бытия само по себе является очень сильным полемическим средством против мифологий окружавших Израиль народов. Так, tuhom  – это не божественный монстр Тиамат, но аморфное и неуправляемое море, которому Бог дает ограничения ( Иов. 38:8–11 ;  Пс. 103:9 ; Иерем.5:22), а великие морские создания это не хтонические чудовища, а всего лишь звери, созданные «играть» в море (См.  Пс. 103:26 ) 28 ! А божества язычников солнце и луна созданы лишь на четвертый день и даже не упоминаются по имени 29 . Наконец, после победы над Хаосом силы природы уже не противятся верховному богу, который окончательно оформляет первобытный Универсум, воцаряется над ним как верховный правитель и вкушает заслуженный отдых. Так,  бог Вавилона Мардук после победы над Тиамат разделяет ее тело на две части и творит из них небо и землю, затем делает обители для богов, упорядочивает небесные светила,  а напоследок создает человека, чтобы уставшие боги могли наконец отдохнуть 30 . 

http://azbyka.ru/biblejskoe-otkrovenie-l...

Вот это и сделала Марфа. Её укоренённость в реальной жизни и дала ей мистическую силу прийти от знания о Боге «по книжке» к реальной вере в Бога, к реальной встрече с Ним. Важно понять, после каких слов Марфа, отказываясь от своего «я знаю», восклицает: «Я верую!» Вспомним, она говорит: «Знаю, что воскреснет в воскресение». Христос отвечает на это: «Я есмь воскресение». Вот тут-то Марфа и восклицает: «Верую!» Она выказывает убеждённость и веру не в какое-то абстрактное воскресение (как у Н.Н. Фёдорова – люди воскреснут, но Христос тут оказывается не причём), а в воскресение во Христе, через личную встречу с Ним. Только такое воскресение приводит от знания о Боге к вере в Бога. Очень часто люди не веруют только по одной причине: они прочитали массу книг, всё выучили, как-то систематизировали в уме, в памяти, – но Сам Христос оказался где-то «на полях» этого знания. А вот Марфа чувствует, что дело не в «технике» или «механизме» воскресения, а просто во Христе. В этом Человеке, Который стоит перед ней и говорит странные на первый взгляд слова: «Аз есмь воскресение» («воскресение – это Я»). Таким образом, и Евангелие от Иоанна (в 4й главе которого, добавим, Иисус беседует с самарянкой у колодца) тоже можно назвать Евангелием женщин. Как и Евангелие от Матфея, где на первой же странице, в родословной Иисуса, среди мужских имён упомянуты четыре женских: Зара, Фамарь, Рахава и Руфь. Казалось бы, с точки зрения иудейской традиции это невозможно – женское имя в родословной. Но тем не менее женщины названы – и не случайно! – на первой странице Нового Завета. Однако в большей степени именно Евангелие от Луки является Евангелием женщин. Здесь женская тема как бы выдвинута на передний план. Когда мы отмечаем какие-то особенности того или иного Евангелия, это не значит, что того же вовсе нет в других Евангелиях. Оно там есть, но не так ярко выделено – вот и вся разница. Евангелие детей Евангелие от Луки – это ещё и Евангелие детей . Именно здесь мы читаем о том, что Предтеча, ещё не родившийся, пляшет во чреве своей матери, радуясь тому, что Матерь Божия и Младенец Иисус, тоже ещё не родившийся, пришли к ним. Предтеча, пляшущий во чреве матери, – это совершенно удивительный образ в Новом Завете, удивительный знак того, что жизнь человеческая начинается ещё до рождения.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010