Подпишитесь на наш Телеграм «Салмон родил Вооза от Рахавы» (Мф 1:5). Очередная неловкая история из Ветхого Завета перекочевавшая в Новый. Салмон был одним из тех израильтян, кто после исхода из Египта перешел реку Иордан и, очевидно, участвовал в осаде и захвате Иерихона. А Рахава, она же – Раав – женщина, без которой Иерихон, стратегически важнейший город, не был бы взят израильтянами. Иудеи, правда, считают, что Раав была женой Иисуса Навина, тогдашнего предводителя Израильтян. Но мы будем следовать христианскому преданию. Неловкость тут в том, что Рахав была блудницей, проще говоря – проституткой. Книга Иисуса Навина сообщает об этом без малейшего смущения: «И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. [Два юноши] пошли и пришли в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там» (Ис. Нав. 2:1), и используемое там словосочетание («Иша Зона») не позволяет толковать его иначе, как род занятий. Мало того. Раав совершила очень неприятный с точки зрения нравственности поступок. Воинов Иерихонского царя, искавших шпионов, она направила другой дорогой, а юношей спрятала у себя. Как она догадалась, что «гости» захватят ее город, – непонятно. Иудейкой она не была. Особым благочестием, которое, как считается, порой просвещает людей, явно не отличалась. Факт остается фактом: проститутка предала свой город в обмен на то, что она и ее близкие останутся живы. Знаком тому должна была послужить красная нить, свисающая из ее окна. Возможно, с этой нитью связано современное повальное увлечение талисманами из Израиля – красными ниточками. Итог: Иерихон был сожжен дотла, жители его перебиты, а Раав и ее семья остались живы. Неизвестный художник. Раав и лазутчики Иисуса Навина. 17 век Имя Раав, Рахава происходит от корня («рхв») – широкий. Среди работ современных библеистов мне попадалось мнение, что до определенного момента древние библейские герои названы в тексте не настоящими именами, а значимыми – само имя могло забыться, а суть сохраниться. Настоящее ли, символическое ли, имя блудницы Раав очень соответствует ее сущности. Грешить – так на полную катушку. Бояться – так уж бояться («Вы навели ужас на нас» (Ис. Нав. 2:9). И верить – тоже.

http://blog.predanie.ru/article/raav-shi...

– Да, это люди, ответственные за впадение Иудеи в язычество и за вавилонский плен. Раскаяние плененного царя Манассии (см.: 2Пар. 33, 12 ) могло спасти лично его, поскольку Господь приемлет покаяние всякого грешника; но не могло уже исправить ситуацию в целом. А возвращение евреев из вавилонского плена и строительство второго Храма произошло благодаря тем праведникам, которые оставались в иудейском народе. И, может быть, благодаря праведным царям Езекии и Иосии – они тоже среди предков Спасителя. – Хотелось бы также услышать о Зоровавеле… – Благодаря вождю общины вернувшихся из плена иудеев Зоровавелю начинает отстраиваться город Иерусалим и храм (см.: 1Ездр. 3 ). Зоровавель – потомок Давида, вернувшиеся из рабства иудеи связывают с ним не только надежды на возрождение династии, но и мессианские чаяния. В книге пророка Аггея (2, 23) Господь Саваоф говорит: В тот день Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя. Печать в ту эпоху – то, что имело особую ценность, подлежало особому хранению. Зоровавель будет сохранен, как печать, и в потомстве его родится Мессия. Христос пришел спасти грешников, вот почему среди его земных предков – не только праведники. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Христу должно удивляться не только потому, что воспринял на Себя плоть и соделался человеком, но и потому еще, что порочных людей удостоил быть своими сродниками, не стыдясь нимало наших пороков». – В родословной, приводимой евангелистом Матфеем, четыре женских имени: Фамарь, Рахава (Раав), Руфь и «бывшая за Уриею» – Вирсавия. И с каждой из этих женщин связана особая история. Хитрая Фамарь, овдовев, обманом приобретает детей (близнецов Фареса и Зару) от собственного свекра Иуды (см.: Быт. 38, 13–30 ); блудница Раав (см.: Нав. 2 ) из враждебного Израилю Иерихона спасает собственную жизнь и жизни всех своих родственников, укрыв в своем доме разведчиков Иисуса Навина; моавитянка Руфь подает пример верности народу своего покойного мужа и получает награду в виде счастливого брака с Воозом (книга Руфь); наконец, Вирсавия – это падение царя Давида, это его грех и раскаяние, увековеченное всем известным 50-м псалмом; однако же от этой греховной связи рождается Соломон, строитель Храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

А. Повествование включающее притчи и обличения (гл. 19–23) Б. Пятая речь: суд Царства (гл. 24; 25) VII. Страдания и воскресение (гл. 26–28) Глава 1 1 Родословие. Букв.: «происхождение» или «начало» (генезис). В библейском словоупотреблении может означать «список», «отсчет» (ср. Быт. 2,4; 5,1 ). В лучших манускриптах это же слово (1,18) означает только «рождество». Вполне возможно, что оно указывает на все Евангелие, которое и есть «отсчет от начала» – Иисуса Христа (т.е. ознаменование Его царствования). Христос. Греческое слово, означает «помазанник» и соответствует еврейскому «машиах», или «мессия». В Ветхом Завете помазание елеем символически означало, что Бог посылает человека на какое-то служение, и все три ветхозаветных служения (пророки, священники, цари) знаменовались таким образом ( Исх. 29,7 ; 1Цар. 16,13 ; 3Цар. 19,16 ). Ветхий Завет обещает, что придет избранный Отрок Господень (Ис., гл. 42), Который будет Пророком, как Моисей ( Втор. 18,18.19 ), Священником, как Мельхиседек ( Пс. 109,4 ), Царем, как Давид, т.е. Помазанником Божиим ( Ис. 55,3.4 ; Иер. 30,9 ; Иез. 34,24 ; Ос. 3,5 ; Зах. 12,8 ). Израиль ждал Мессию, который одолеет его врагов и установит закон мира. Матфей утверждает, что Иисус – Помазанник, обетованный Царь, Освободитель. 1:2 Родословие здесь отличается от родословия у Луки (3,23–38), возможно потому, что Лука говорит о «физическом» родословии ( Лк. 3,21 ), Матфей – о престолонаследии. 1:3–16 В ближневосточной генеалогии обычно не упоминают женщин, но они важны для Божиего замысла – произвести на свет Христа. Имена всех пяти женщин, названных здесь, служат напоминанием, что Бог часто действует неожиданно и выбирает не тех, кого «надо бы» выбрать. Фамарь (ст. 3) связана с «оплошностью» Иуды ( Быт. 38,6–30 ), Рахава (ст. 5) была блудницей и язычницей (Нав., гл. 2; там она – Раав), Руфь – моавитянка, а значит – под особым проклятием ( Втор. 23,3–5 ), из-за «бывшей за Уриею» Вирсавии (ст. 6) согрешил Давид. Дева Мария исполняет не только слова Исаии (7,14), но и еще более важное пророчество из книги Бытие (3,15; см. Гал. 4,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Таким образом, в истории Иуды мы можем увидеть не только прообраз покаяния Давида, но и с полным правом можем увидеть в нём прообраз Христа-Искупителя, отдающего душу Свою во искупление многих. Не случайно праотец Иаков перед смертью дал Иуде особое благословение, пророчествуя о том, что « не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов » (это пророчество читается на вечерне праздника Входа Господня в Иерусалим). Следующее женское имя в родословии – Рахава (« Салмон родил Вооза от Рахавы »), на нём мы подробно останавливаться не будем (скажу лишь то, что она обычно отождествляется с известной Раав из Иерихона, которая укрыла в своём доме разведчиков и за то была спасена при завоевании Израилем Земли Обетованной). Третье имя, о котором мы поговорим ниже подробно, – Руфь, родившая Воозу сына Овида, деда царя Давида. Ну и четвёртой упомянута, как уже говорилось, «бывшая за Уриею», т. е. Вирсавия, с которой связана хорошо всем известная история о грехе и покаянии Давида. Остановимся на Руфи, которой посвящена отдельная книга Священного Писания. Чем же так примечательна эта женщина и её история? Она была моавитянкой (кто такие моавитяне – скажем чуть ниже), которая вышла в результате рассказываемой в Книге Руфь истории замуж за жителя Вифлеема Иудейского, и от этого брака родился дед царя Давида. Надо сказать, что Вифлеем – вообще-то место изначально в некотором смысле не очень хорошее. Начнём с того, что на пути в Вифлеем умерла в родах праматерь Рахиль (мать патриархов Иосифа и Вениамина) – любимая жена праотца Иакова. Кроме того, с выходцами из Вифлеема связаны две весьма печальные истории, описанные в конце Книге Судей (в подробности вдаваться не буду, но призываю прочесть эти истории самостоятельно – это 17-21-я главы Книги Судей). Можно было бы даже сказать, что над Вифлеемом, как про него рассказывается в ранних книгах Ветхого Завета, тяготеет некоторое проклятие, которое снимается рождением в нём сначала Давида, а впоследствии – Христа, «упразднившего древнюю клятву». И к снятию этого проклятия парадоксальным образом оказывается причастной женщина, сама происходящая из народа в каком-то смысле проклятого!

http://blog.predanie.ru/article/rodoslov...

Но в Библии не сообщается, что Рахав была женой Салмона (см. Руфь.4:13, 21 ; 1Пар.2:11 ). Отсюда заключают, что евангелист при составлении родословия, «имел доступ к иным сведениям, кроме ветхозаветных книг». Чтение имени Рахав неустановившееся и неопределенное: Рахав, Раав, а у Иосифа Флавия – Рахава. Относительно нее существуют хронологические затруднения. О рождении Овида от Вооза и Руфи подробно рассказывается в книге Руфь. Руфь была моавитянкой, иноплеменницей, а иноплеменников иудеи ненавидели. Евангелист упоминает о Руфи с целью показать, что в числе предков Спасителя были не только евреи, но и иноплеменники. Из сообщений о Руфи в Священном Писании можно заключить, что нравственный облик ее был весьма привлекателен. Мф.1:6 .  Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Об Иессее известно, что он имел восемь сыновей ( 1Цар.16:1–13 ), согласно 1Пар.2:13–15 – семь. Из них младшим был Давид. Иессей жил в Вифлееме и был сыном ефрафянина из колена Иудина, Овида; во время Саула достиг старости и был старший между мужами. Во время преследования Давида Саулом подвергался опасности. Говоря о рождении от Иессея Давида, евангелист прибавляет, что «Иессей родил Давида царя». Такой прибавки нет при упоминании о прочих царях, потомках Давида. Может быть, потому, что это было излишне, достаточно было назвать царем одного Давида, чтобы показать, что с него началось поколение царей – предков Спасителя. У Давида, кроме других, были сыновья Соломон и Нафан. Евангелист Матфей ведет дальнейшее родословие по линии Соломона, Лука ( Лк.3:31 ) – Нафана. Соломон был сын Давида «от бывшей за Уриею», т.е. от такой женщины, которая раньше была за Уриею. Подробности об этом изложены в 2Цар.11 – 2Цар.12 и общеизвестны. Евангелист не называет Вирсавии по имени. Но упоминание о ней служит здесь выражением желания обозначить уклонение от правильного порядка в родословии, так как брак Давида с Вирсавией был преступлением. О Вирсавии известно очень мало. Она была дочь Аммиила и жена Урии хеттеянина и, по всей вероятности, отличалась многими личными достоинствами, если сделалась любимой женой царя и имела на него значительное влияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сегодня, конечно, в Евангелии нас интересуют прежде всего жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа, Его учение, проповеди и притчи. Но для еврея I века первым вопросом, который он задал бы о Христе, был бы вопрос о Его происхождении, о Его месте в социальной структуре общества. Именно поэтому апостол Матфей, писавший в основном для евреев, и начинает с самого для них существенного – с родословия. Впрочем, и евангелист Лука тоже приводит список предков Иисуса Христа, но несколько позднее, как вставку, в конце третьей главы, где описывается выход Иисуса на общественное служение. Он ведь ориентировался не на евреев в первую очередь, для его аудитории это было уже не так важно. Род велся по отцу, а Иосиф, хоть и не был биологическим отцом Иисуса, был Его отцом по Закону или, как мы сказали бы сегодня, социальным, то есть воспринимался как отец всеми окружающими. Биологическое отцовство вообще тогда было не безусловным критерием принадлежности определенному роду и семье. В Библии мы читаем об обычае левиратного брака: по смерти старшего брата младший должен был жениться на его вдове, причем сын, родившийся от этого брака, считался потомком умершего, хотя все помнили, кто его биологический отец. В родословии Христа тоже есть такой пример: от левиратного брака Вооза и Руфи – после смерти ее первого мужа – родился Овид. Но в Ветхом Завете о Воозе сказано подробно, а вот первый муж Руфи ничем не известен, поэтому в евангельском родословии и упомянут Вооз. Возможно, такими же левиратными браками объясняются и небольшие расхождения между двумя родословиями, у Матфея и Луки: один упоминает биологического, а другой – социального отца. Впрочем, могут быть и другие объяснения (подробнее о таких вещах говорится в 7– й главе). В любом случае, все главные моменты полностью совпадают. А вот женщин, вообще говоря, в списке предков упоминать было не обязательно, так что появление женских имен в родословии (а их в списке всего четыре – Фамарь, Раав или Рахава, Руфь и Вирсавия) не случайно. Автор наверняка хотел обратить наше внимание на библейскую историю, связанную с каждым. Об этих женщинах подробно написано в Ветхом Завете, и вовсе не потому, что были какими-то особо благочестивыми. Наоборот, с каждой из них связана своя скандальная история.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Что и говорить о Северном Кавказе! Первое, что узнают там о соплеменнике — какого он рода, кто его предки, и это во многом определяет дальнейшее отношение к нему. А у ингушей есть такой обычай: если молодой парень, уехавший куда-то в город, далеко от родных краев, сбился с пути: пьянствует, хулиганит, — к нему приезжают старшие мужчины из родного села, привозят его домой, ведут к могилам предков и заставляют там поклясться, что он будет отныне вести себя иначе. Нарушишь такую клятву — и для родных ты все равно что умер. Иногда бывает жаль, что у русских уже нет таких обычаев. Сегодня, конечно, в Евангелии нас интересуют прежде всего жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа, Его учение, проповеди и притчи. Но для еврея I века первым вопросом, который он задал бы о Христе, был бы вопрос о Его происхождении, о Его месте в социальной структуре общества. Именно поэтому апостол Матфей, писавший в основном для евреев, и начинает с самого для них существенного — с родословия. Впрочем, и евангелист Лука тоже приводит список предков Иисуса Христа, но несколько позднее, как вставку, в конце третьей главы, где описывается выход Иисуса на общественное служение. Род велся по отцу, а Иосиф, хоть и не был биологическим отцом Иисуса, был Его отцом по Закону или, как мы сказали бы сегодня, социальным , то есть воспринимался как отец всеми окружающими. Биологическое отцовство вообще тогда было не безусловным критерием принадлежности определенному роду и семье. В Библии мы читаем об обычае левиратного брака: по смерти старшего брата младший должен был жениться на его вдове, причем сын, родившийся от этого брака, считался потомком умершего, хотя все помнили, кто его биологический отец. В родословии Христа тоже есть такой пример: от левиратного брака Вооза и Руфи — после смерти ее первого мужа — родился Овид… Но в Ветхом Завете о Воозе сказано подробно, а вот первый муж Руфи ничем не известен (мы даже точно не знаем, как его звали: Махлон или Хилеон), поэтому в евангельском родословии и упомянут Вооз. Возможно, такими же левиратными браками объясняются и небольшие расхождения между двумя родословиями, у Матфея и Луки: один упоминает биологического, а другой — социального отца. Впрочем, могут быть и другие объяснения: евангелисты пользовались разными источниками, в них могли вкрадываться мелкие неточности. В любом случае, все главные моменты полностью совпадают. А вот женщин, вообще говоря, в списке предков упоминать было не обязательно, так что появление женских имен в родословии (а их в списке всего четыре — Фамарь, Раав или Рахава, Руфь и Вирсавия) не случайно. Автор наверняка хотел обратить наше внимание на библейскую историю, связанную с каждым из них. Об этих женщинах подробно написано в Ветхом Завете, и вовсе не потому, что они были какими-то особо благочестивыми. Но для подробного разговора на эту тему требуется, пожалуй, отдельная статья.

http://foma.ru/salafil-rodil-zorovavelya...

Отметим, что, хотя Евангелие от Матфея в корпусе Нового Завета стоит на первом месте, приведенные речи апостолов Петра и Павла, скорее всего, хронологически предшествуют этому Евангелию, так как знаменуют собой самое начало апостольской проповеди. Упоминания о происхождении Иисуса из рода Давидова в посланиях апостола Павла также, по всей вероятности, предшествуют Евангелию от Матфея. Родословные всегда велись по мужской линии – от отца к сыну и далее. У Матфея этот порядок строго выдержан. И форма, в которой представлена родословная, и сами включенные в нее имена заимствованы из книг Ветхого Завета. Некоторые заимствования почти буквальны (например, Мф. 1:3–6 соответствует 2Пар. 2:10–12 И Руф. 4:18–22 ). Четыре женщины, упомянутые в родословии Матфея, были женами тех, чьим прямым потомком, согласно Матфею, был Иисус. О том, почему их имена включены в родословие, существуют различные мнения. В двух случаях женщины, упоминаемые Матфеем, не были законным женами мужчин, от которых родился сын, включенный в родословную: это Фамарь, с которой согрешил Иуда, приняв ее за блудницу ( Быт. 38:13–30 ), и Вирсавия, жена Урии, с которой согрешил Давид ( 2Цар. 11:2–27 ). Руфь упоминается, возможно, потому, что ее отношениям с Воозом посвящена В Библии целая книга ( Руф. 2:1–4:16 ). Наибольшую загадку из упоминаемых Матфеем женщин представляет Рахава. Многими исследователями она отождествляется с Раав-блудницей, упоминаемой в книге Иисуса Навина (2:1–24; 6:16). Однако нигде в Ветхом Завете не сказано, что Раав вышла замуж за Салмона. Возможно, Матфей опирался на какие-то иные, небиблейские источники или имел в виду не ту Раав, о которой говорится в Библии. Почему Матфей приводит родословную Иосифа, если, согласно тому же евангелисту, Иосиф не был физическим отцом Иисуса? Ответ на этот вопрос вытекает из обычая иудеев, согласно которому отцом ребенка считался муж его матери, даже если ребенок родился не от него. Обручившись с Марией, Которая была беременна ( Лк. 2:5 ), Иосиф принял на себя обязательство по воспитанию Ее будущего Ребенка. Не будучи физическим отцом Ребенка, он был Его законным отцом, почему Иисуса даже в зрелом возрасте продолжали называть сыном Иосифовым ( Лк.4:22 ; Ин. 1:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Книга Иисуса Навина делится на три части: — первая (1-12) посвящена падению Иерихона, Завету в Сихеме и двум основным военным походам Иисуса Навина; — вторая (13–21,42) говорит о разделе св. земли между коленами; — третья (21,43–24,36) повествует о последних днях жизни Иисуса Навина. 4. Духовный смысл книги определяется двумя основными положениями: Подобно исходу, утверждение Израиля в Ханаане было промыслительным деянием Божиим. Воля Господня заключалась в том, чтобы отдать эту землю ветхозаветной Церкви при условии ее верности Творцу. Дар Божий не легко получить тем, кто остается пассивным. Израиль должен был собрать все свои силы, чтобы одолеть стоящие на его пути препятствия. В этом призыве к активности, без которой дар Божий останется недосягаемым, св. Отцы видели прообраз вхождения в Царство Божие, которое требует «усилий» (Мф 11,12). Знамения, сопровождавшие покорение св. земли, означают небесную поддержку тем, кто борется. 5. Переход через Иордан и падение Иерихона (1–6). Иисус Навин не был ни пророком, ни священником, но в то же время он представлен в Библии как наследник Моисея. В его задачу входило сплотить израильтян (или основную часть их) к моменту вступления их в западный Ханаан. Бог говорит ему: «Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой…» (1,7). Еще до перехода Иордана Иисус отправляет лазутчиков в Иерихон — первый крупный город, стоящий на его пути. Их прячет у себя блудница Раав (Рахава) — представительница тех хананеев, которые приняли веру Израиля и впоследствии остались жить с народом Ягве (ср. Евр 11,31). Раав вышла замуж за израильтянина, и из ее рода произошел царь Давид. Эта женщина — одна из четырех иноплеменниц, упомянутых в родословии Иисуса Христа (Мф 1,5). Переправа через Иордан описана как чудо, подобное переходу через Чермное море. «И как только, — говорит Иисус Навин, — стопы ног священников, несущих Ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода иорданская иссякнет, текущая же сверху вода остановится стеною» (3,13). И действительно, русло Иордана внезапно обнажилось «на большое расстояние».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Фарес родил Есрома. Есром родил Арама. Арам родил Аминадава. Аминадав родил Наассона. Наассон родил Салмона. Салмон же родил Вооза от Рахавы. Внимательные исследователи божественных писаний думают, что Рахава есть 34 упоминаемая в Ветхом писании Раав, язычница бывшая и блудница, по свидетельству священных изречений ( Нав.2:1 . Евр.11:31 ), имевшая отечеством Иерихон и тут же нечестно проживавшая. Когда же Евреи под предводительством сына Навинова Иисуса шли к Палестине, то Иисус, посоветовавшись с старейшинами, послал соглядатаев в Иерихон, потому что к этому городу приближались. И соглядатаи, войдя в Иерихон, пристали у этой женщины. Она же приняла их гостеприимно, и когда их разыскивали горожане, уже сведавшие о них, она, как могла, доставила им безопасность, искусно обманувши сыщиков. И при отпуске тех мужей ночью из дому, просила их, когда возьмут город, вспомнить о её доброхотстве к ним, а они, пообещавши ей великую милость за сделанное для них и велевши привязать червленную веревку у окна, как признак её дома, ушли. По взятии же Иерихона, она одна со сродниками спасается, вывесивши указанный ей признак своего жилища. Да и Иисус, расспросив о ней, удостаивает ее почетного принятия и щедро награждает ее. Не без намерения ж и о ней упомянул боговдохновенный Евангелист, но потому что в её истории видел соотношение с тайною церкви, потому что и она ( церковь ) была иноплеменною и чуждою близости к Богу, как уклонившаяся вдаль от разума благочестия, к тому ж и блудницею, по причине непотребного рода жизни. А когда истинный 35 Иисус и спаситель наш выслал Своих учеников на разорение твердынь ( 2Кор. 10, 4 ) злобы, которые они и разрушили пронзительными трубами своих слов (в коих, и тут нисколько усматривая высший смысл, при троичности богословия сокрывается и четверица добродетелей, чтобы у нас с словом согласовался и нрав, потому что это, думаю, означается там седмеричным числом обхождений и труб): то новая сия Раав, принявши их у себя, не только избавилась от гибели душевной, но и присвоена ( Еф. 2, 19 ) Иисусом, Который завещал нам гражданство небесное ( Лук. 22, 29 ), и обогащается от Него дарами светлыми, то есть благодатными дарованиями Духа Всесвятого ( 1Кор. 12, 4 – 11 ). И не ими только, а и обетованными там благами, кои ожидаются искренно возлюбившими Его ( 2Тим. 4 , 8). Таков смысл истории Рахавы; исследуем же и повествование о Руфи.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010