ПАСХАЛЬНОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО И ЛАДОЖСКОГО ВЛАДИМИРА мая 2002 Благополучно прожив спасительные дни воздержания, поста и покаянной молитвы, мы вновь празднуем радостный праздник Христова Воскресения и, приветствуя друг друга в духовном ликовании, торжественно восклицаем: Благополучно прожив спасительные дни воздержания, поста и покаянной молитвы, мы вновь празднуем радостный праздник Христова Воскресения и, приветствуя друг друга в духовном ликовании, торжественно восклицаем: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! Нам есть чему радоваться: Всемилостивый Господь наш Иисус Христос всех нас милует и принимает с любовью. Больше нет печали, нет страха, нет безнадежного ожидания. Вечеря готова и все мы приглашены на пир веры. А до Рождества Христова все было иначе. Утратив живую молитвенную связь со своим Творцом, люди пережили весь ужас этой утраты. Лучшие представители, а с ними и все человечество, оплакивали безысходность и неизбежную смерть. Ни одно расставание с родными и близкими не проходило без печали, слез и скорби. Только избранному израильскому народу посылались пророки с откровением о воскресении из мертвых и о вечной жизни. Воскрешения людей Ветхозаветными пророками силою молитвы представляют собой прикровенное предвозвещение Воскресения Христова и общего воскресения. Пророк Осия говорил: " пойдем и возвратимся к Господу! Ибо Он…оживит нас через два дня, в третий восставит нас и мы будем жить перед лицом Его " (Ос. 6, 1-2). Он же с радостью восклицал: " смерть! Где твое жало? ад! где твоя победа? " (Ос., 13, 14). Святой пророк Исаия, названный Ветхозаветным Евангелистом, будто очевидец, по словам блаженного Иеронима " так ярко изложил все тайны Христа и общины, что почти можно поверить, что он рассказывает повесть о том, что уже произошло " . То, что было открыто пророку Исаии и о чем он говорил в первой половине восьмого века до Рождества Христова, мы празднуем сегодня. Пророк Даниил предсказал: " Многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, во-веки, навсегда " (Дан. 12, 2-3).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

Слово о содействии прежде всего направляю к ближайшим моим сотрудникам – пастырям Церкви Алеутской. В сию страну вступаю я впервые, мало зная ее. Вы же трудитесь здесь давно, раньше меня; многие из вас сроднились с нею, а иные и родились в ней. Уповаю, что в предстоящем служении моем вы окажете мне великую услугу своим знанием сего края и людей его, своим опытом, явитесь для меня воистину сотрудниками, мужами совета и разума. О содействии и сотрудничестве мне прошу не только пастырей, но и всю мою паству возлюбленную. Церковь Христову святой апостол Павел мудро сравнивает с телом, а в теле не один член, но многие (см. 1Кор.12:14 ), и они имеют не одно и то же делание (см. Рим.12:4 ), но каждый свое: око – свое, рука – свое, и каждый член необходим и не может обойтись без другого, все они пекутся друг о друге, и нет распри в теле (см. 1Кор.12:21,25,26 ); так и вы, братья, тело Христово и уди отчасти ( 1Кор.12:27 ), и комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова ( Еф.4:7 ), дадеся к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова ( Еф.4:12 ). Посему вы с истинною любовию возрастаете в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Еф.4:15–16 ). Еще святой Златоуст говорил: «Не слагайте все на духовных; вы и сами многое можете, вы знаете друг друга лучше нас». Посему и вы, братья, назидайте друг друга: вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем; блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст, но всегда доброе гоните и друг ко другу и ко всем ( 1Сол.5:14–15 ). Бог же всякия благодати, призвавши вас в вечную Свою славу о Христе Иисусе, Той да совершит вы, да утвердит, да укрепит, да оснует. Тому слава и держава во веки веков. Аминь ( 1Пет.5:10–11 ). Поучение в праздник Рождества Христова, 25 декабря 1899 года Кто, братья, был внимателен к настоящему богослужению, тот не мог не заметить, как часто святая Церковь повторяет ныне в своих песнопениях ангельское славословие при рождении Христа: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лк.2:14 ). Этим Церковь указует на то, что настоящий праздник Рождества Христова есть по преимуществу праздник мира, благоволения и радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

8. Слово в день Рождества Христова. О благодати Сошествие на землю Сына Божия, явление Бога во плоти, есть столь чрезвычайное и великое событие, более которого никогда не было с начала существования мира. Об этом событии так повествует св. Иоанн Богослов: И слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его; славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины... И от исполнения Его мы вси прияхом и благодать возблагодать: яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисусом Христом бысть ( Ин.1:14–17 ), т.е. и Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца... И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать; ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошла чрез Иисуса Христа. Когда в мире не было греха, тогда природа оживотворялась благодатью и несомненно, благодать действовала даже ранее, чем был создан Богом свет. Она беспрепятственно изливалась на природу, исполняла ее благом и блаженством, но когда вошел в мир грех, то этим был нарушен первоначальный союз между природою и благодатью. Природа, оскверненная грехом, сделалась недостойною и неспособною принимать влияния благодати; поэтому, с грехом вошла в мир духовная смерть и вслед за нею телесная, а затем и вечная. Только при помощи благодати человек сохранял то, что получил первоначально от Бога и, конечно, не мог возвратить то, что утратил, без особой благодатной помощи. «Каждому из нас, говорит св. апостол Павел, дана благодать по мере дара Христова ( Еф.4:7 ). Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом!» ( 2Тим.2:1 ). Но что такое благодать? По изъяснению святителя Митрополита Филарета Московского : благодать есть даяние от Благого, даяние благое, даяние по единой благости, без права, заслуги и достоинства нашего. Благодатью называется спасительная сила Божия, которая сообщаясь нам по заслугам Иисуса Христа, для нашего освящения и спасения, возрождает нас в жизнь духовную. Без нее мы не можем творить ничего доброго ( Ин.15:5 ). Без возрождения благодатью Духа нельзя войти в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Источником и непосредственным началом благодати есть Бог Отец, Сын и Святой Дух. Отец подает ее, Иисус Христос приносит ее; Дух Святой вдыхает ее в души верующих и ею одушевляет их к жизни духовной, укрепляет и направляет к благотворной и спасительной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Рождество Христово произвело решительное изменение в жизни человечества, для которого открылась возможность общения с Богом – источником жизни, любви, радости и блаженства. С пришествием Христовым для Его последователей коренным образом изменилось отношение к жизни. Смерть перестала быть смертью и стала лишь длительным сном: всякое горе – лишь временным испытанием для того, чтобы печаль обратилась бы в радость о родившемся и воскресшем Господе, даровавшем нам прощение грехов и вечную жизнь. Внешняя жизнь осталась пока без изменения, но её изменение произойдет при втором пришествии Христовом. Тогда Ангел Божий возвестит, что «времени уже не будет» ( Откр. 10, 6 ). «Тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись разрушатся, земля же и вся дела на ней сгорят». Тогда разделены будут добро и зло. «Будут основаны новое небо и новая земля, на которых обитает правда» ( 2Петр. 3, 10–13 ). Там будет жизнь, о которой возвестил еще пророк Исаия и подтвердил Апостол Павел: «не видел того глаз, не слышало того ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2, 9 ). Низвергнуты же будут вне: «псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» ( Откр. 22, 15 ). Там, во тьме кромешной, будет плач безсильной злобы и скрежет зубов» ( Лк. 13, 28 ). Как будет устроена жизнь в Царстве Славы мы теперь постигнуть не можем, но главный закон грядущей жизни нам открыт со всей ясностью и содержится в Церкви Христовой – это любовь Христова и Его слава. Они особенно ярко выражаются в праздники Рождества Христова и Воскресения, как и во всей жизни Церкви. В первом событии Любовь в родившемся Спасителе нисходит на землю, как Солнце правды, а во втором озаряет мир Светом Воскресения. В праздник Рождества Христова мы можем освятиться в Церкви любовию Христовой, возгоревшейся у Матери Девы, у участников и свидетелей этого премирного события и у сонмов святых угодников Божиих, принявших родившегося Спасителя в свою душу даже до нынешнего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Что же такое на самом деле это второе Рождество Христово, осуществляющееся в Его верных? Оба Рождества Господа – и историческое, в правление кесаря Августа, и духовное, верой и любовью принимающих Спасителя и следующих за Ним, живущих Им и в Нем, – неразрывно взаимосвязаны. Вифлеем христианина, как подлинное Рождество в нем Господа, – это начало той его жизни в Церкви, что делается истинным бытием верующих во Христе и по Христу. Христос сначала родился в этом мире в Вифлееме от Девы, чтобы вслед за этим родиться в тех, кто живут силой Его спасительной мощи и благодати. Христос для того и пришел в этот мир, чтобы родиться, то есть, по слову апостола Павла, изобразиться в каждом из верных (см. Гал. 4:19 ). Благодаря этой мысли апостола нам становится ясно, как мы можем родить в себе и из себя Господа, тем самым явив Его из своей душевной глубины миру. Мы можем осуществить это, лишь сами став Его подлинной и святой иконой. Именно об этом состоянии рождения Господа в верующих и говорит апостол Павел, когда пишет: уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня ( Гал. 2:20 ). Итак, Христос рождается в христианине тогда, когда этот христианин делается подлинным образом и подобием своего Господа. В миг Своего Рождества в верующих Христос от них отнюдь не отделяется, не исходит из них, но по-прежнему, и даже еще теснее, чем раньше, продолжает неразрывно пребывать с ними и в них. В этом смысле Рождество Христово, осуществляющееся в христианах, парадоксально. Оно совсем не похоже на обычное физическое рождение матерью ребенка. Ведь всякий рождаемый в этом мире младенец начинает жить отдельной, обособленной от матери жизнью, получает совершенно самостоятельное – вне ее утробы – существование. Но Рождение Христа в верующих осуществляется иначе. Рождаясь в христианине, Господь по-прежнему продолжает пребывать с Ним и в Нем, не покидая его духовных глубин, но напротив, все в более совершенной степени наполняя Собой его существование, еще теснее соединяясь с ним, определяя самую суть его бытия, живя с ним единой и неразрывной жизнью…

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

114. Поучение на второй день Рождества Христова Се дева во чреве приимет и родит Сына Мф.1:23 Приняла Дева и родила Дева; пришла благодать, а родила Бога – Слова, приняла Духа Святого, а родила облечённого плотию Богочеловека. Это такая тайна, которой удивляется мир Ангельский и род человеческий, но которую никто и никогда не уразумеет; но призирать на это событие, но с благовением принимать умом и сердцем мы даже обязаны: ибо Господь родился для нас, жил для нас, умер и воскрес для нас, вознёсся для нас, и явится на облаках небесных для нас. «Яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь» ( Лк.2:11 ), – сказал Ангел пастырям Вифлеемским. Для прославления и украшения сего великого дня – соберём цветы в саду Божием, – пойдём мыслию и сердцем к Богомладенду, и послушаем первых зрителей сего всемирного чуда, – воззрим с благоговением и страхом, хоть чрез облако достоверных свидетелей на то: как Бог явился во плоти на земле? Бог, являясь на земле, призывает во свидетели сего великого события и землю, и небо и Ангелов и человеков, и учёных и неучёных свидетелей, – для чего? Для того, чтоб все знали, что Бог дарует то, что обещал, открывает то, что доселе скрывал, – чтоб все видели и знали великую и богатую Его к нам грешным милость. Что Ангел благовествует пастырям: «Се благовествую вам радость велию» ( Лк.2:10 ), – сказал он, – доселе не было на земле истинной и великой радости: – да и мог ли человек, над которым висела кара Божия, казни Божии, ожидавший вечной смерти – истинно радоваться? Только тот, кому прощены все грехи, кто освобождается от смерти – тому дарована надежда на воскресение и на вечное блаженство, – вот кто только истинно мог возрадоваться: «се благовествую вам радость велию». В чем же эта радость? в том, что Искупитель, Спаситель родился на земле; «яко родися вам днесь Спас» ( Лк.2:11 ). Спаситель, Искупитель, Освободитель от рабства греха, от лютости смерти, и от мучений ада. Вот почему на голос одного Ангела говорящего отозвалось множество Ангелов, поющих: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк.2:14 ). Что это за песнь такая дивная? О чем она говорит? О том, что на небе воздаётся слава Богу – за сие великое и чудное и непостижимое событие на земле, что Бог явился во плоти, – провозглашается на земле всемирный мир – объявляется примирение Бога с человеками чрез тайное и непостижимое рождение Богочеловека, соединение Бога с человеком и человека с Богом, – что всему миру объявляется любовь Божия и благоволение Божие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Об этом самом событии Ангелы дают знать пастырям.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

162. В неделю пред Рождеством Христовым Пять тысяч лет человеки не видели Бога; даже народ израильский – патриархи, пророки, и судьи еврейские, которые беседовали с Богом – не знали, как его понимать, – как Его изображать, – как Его представлять в уме: или в образе Ангела, или в виде человека, так, что Моисей Пророк, который вошел с Богом в тесную дружбу, сблизился, сошелся, так сказать, с Богом, часто беседовал с Ним в течении сорока лет – и тот говорил Богу: даждь, да разумно вижду Тя 159 ; т.е., – „подойди ко мне так близко, чтоб я видел Тебя очами, понял разумом, осязал, так сказать, руками и знал бы: кто Ты? что Ты? каков Ты по образу и по лицу? на что Ты похож? есть ли на Тебе тело? или Ты бестелесный дух“? „Нет, не увидишь ты лица Моего; это невозможно, невозможно, чтоб человек, увидавши лицо мое, остался жив“, – так сказал ему Бог, – „человек как увидит Меня тотчас умрет. Я покажу только следы Мои, свет, в который Я одеваюсь, яко ризою“ ( Исх.33:18–23 ), и увидел Моисей только свет, который, отразившись на лице Моисея, остался на нем, сиял на нем до смерти в виде лучей солнечных; но Бога лицом к лицу все же не видел, хотя был величайший, первый друг Божий из всех человеков на земле. Что же сказать о других народах, живущих на земле? Они чувствовали нужду в бытии Бога, желали иметь Бога; но тоже, – как не видели Бога никогда, то и повыдумывали разных идолов, и кланялись им, как Богу. От того славу нетленного Бога они изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим и пресмыкающимся, покланялись и служили твари, вместо Творца. ( Римл. 1:23–25 ). Родился Христос Господь Сын Божий, и Собою показал миру и всем народам: как Бога понимать? Как Его представлять? Как думать о Нем? Как познавать и нам Его изображать на иконе? И как бы так сказал: „Кто хочет знать Бога Отца и видеть Его; тот пусть смотрит на Меня; – Сына Его; ибо Я во Отце, и Отец во Мне; кто видит Меня, тот видит и Отца небесного 160 . Никто не подойдет к Отцу, никто к Нему не приблизится – только Мною и чрез Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

244 Цит. По Желтов М. С. Паремии праздника Рождества Христова.//Ежегодная богословская конференция. 1999. С. 77. 245 Желтов М.С. Паремии праздника Рождества Христова.//Ежегодная богословская конференция. 1999. С. 77. 246 Ранние Отцы Церкви. Брюссель. 1988. С.109. 247 Во святый и великий Пяток утра. Триодь Постная. Ч. 2. M. 1992. Лист 445. 248 Во святую и великую Субботу вечера. Триодь Постная. Ч. 2. М. 1992. Лист 487 на обороте. 249 Во святую и великую Субботу утра. Триодь Постная. Ч.2.М. 1992. Лист 483. 250 Эти слова имеют вовсе не позитивный смысл для сторонников теологуменов. Приведем слова В. Лосского, сказанные им по поводу аналогичной попытки о. С. Булгакова защитить свою софиологию: «О. С. Булгаков хочет превратить богословские споры, разделения («ереси»), смуту — в нормальное явление церковной жизни, в необходимую норму, без которой невозможно постижение Истины. Он обличается прежде всего ап. Павлом, на которого хочет опереться. Следует рассмотреть цитату во всем ее контексте (1Kop.11:16–19). Ап. Павел прекращает споры коринфян о покрывании волос женами в храме, указывая на принятый церквами обычай: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. Но предлагая сие (т. е. разрешая спор, как «искуснейший»), не хвалю вас, что вы собираетесь на лучшее, а на худшее. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения (схизмата): чему отчасти и верю, ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, да откроются искуснейшие». Итак, ап. Павел отнюдь не признает споров в Церкви нормальным и даже обязательным явлением, «не хвалит» за разделения, признает их «худшим», с трудом верит слухам о них и утешается мыслью о промыслительной воле, которая самое зло заставляет служить ко благу и допускает споры, чтобы в искушении возвысились искуснейшие». Иного толкования приведенного текста, т. е. в смысле «необходимости» ересей для нормальной жизни Церкви, быть не может. В противном случае, пришлось бы толковать в том же смысле слова Господа: «Горе миру от соблазнов: ибо надобно прийти соблазнам: но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» ( Мф.18:7 ), т. е. приписывать Богу происхождение зла, соблазнов и нестроений в мире.

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

25. Рождество Христово Прокимен, глас 8 Вся земля да поклонится Тебе и да поёт Тебе,/да поёт же имени Твоему, Всевышний. Стих: Воскликните Господу, вся земля, воспойте же имени Его, придайте славы хвале Его. Пс 65:4, 1б–2 Зачало 209. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Стих: День дню изливает речь, и ночь ночи возвещает знание. Пс 18:2, 3 26. Собор Пресвятой Богородицы Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 306. Аллилуия, глас 8 Стих: Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей. Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё. Пс 131:8, 11а Суббота после Рождества Христова Прокимен, глас 4 Памятным сделаю имя Твоё/во всяком роде и роде. Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Пс 44:18а, 11а Зачало 288. Аллилуия, глас 8 Стих: Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей. Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё. Пс 131:8, 11а Неделя после Рождества Христова Прокимен, глас 4 Дивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев. Стих: В собраниях благословляйте Бога, Господа, от источников Израиля. Пс 67:36а, 27 Зачало 200. Аллилуия, глас 4 Стих: Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его. Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречётся от неё. Пс 131:1, 11а 27. Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана Прокимен праздника и Апостолу, глас 8 Во всю землю вышел голос их, и в концы вселенной речи их. Пс 18:5а Зачало рядовое и Апостолу, зачало 17. Аллилуия праздника и Апостолу, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6а, 8а 28. 20 000 мучеников Никомидийских Прокимен праздника и мученикам, глас 5 Ты, Господи, сохранишь нас и сбережёшь нас от рода сего и вовек. Пс 11:8 Зачало рядовое и мученикам, зачало 96б.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

25 марта, 5 г. до Р. Х. Лк. 1, 26–38 : Благовещение 360 Пресвятой Деве Марии о рождении от Нея Сына Божия. Справка – О праздновании Благовещения: Славянское слово “Благовещение” есть перевод греческого ??????????. Праздник Благовещения обозначается по гречески ????????????, лат. – Annuntiatio. Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: “днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление...” (тропарь). День Благовещения является и днем воплощения Спасителя: от 25 марта до 25 декабря, когда празднуется Рождество Христово, ровно девять месяцев. Торжественное церковное почитание дня Благовещения началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста . Но иконы, изображающие это событие, появились в церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы. Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению устрояются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения напоминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось “главизною” нашего спасения. Пророчества о пришествии Спасителя: Быт. 3, 15 : “И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту”. Ис. 2, 2 : “И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы”. Ис. 28, 16 : “Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится”. Ис. 32, 1–4 : “Вот царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону; и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источник вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей. И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010