Если в седмичные дни совершается празднование памяти святого с бдением, поется тропарь святому (дважды) и «Богородице, Дево...» (единожды).    Если в седмичные дни случится празднование святому с полиелеем или великим славословием, то поется тропарь святому (единожды) и на «Слава, и ныне» – Богородичен тропаря воскресного по гласу тропаря святому, а на субботу поется Богородичен тропаря воскресного настоящего (текущего) гласа.    Если в седмичные дни нет празднования с великим славословием, полиелеем или бдением, поется тропарь святому из Минеи и на «Слава, и ныне» – Богородичен от менших или в среду и в пятницу – Крестобогородичен по гласу тропаря святому (Богородичны от менших и Крестобогородичны находятся в конце каждой Минеи, в Псалтири следованной и Типиконе под заголовком «Богородичны отпустительные по тропарях святым, поемые во все лето на вечерне и утрени на «Бог Господь» и в конце утрени»).    Если празднуется память двух святых, исполняются тропарь одному святому, на «Слава» тропарь другому, а на «И ныне» Богородичен по гласу второго тропаря; на субботу на «И ныне» поется Богородичен тропаря воскресного настоящего гласа.    В дни, когда поются Триоди, постная и цветная, исполняются тропари Триодей. В седмичные дни Великого поста, а также на среду и пятницу сырной седмицы поют тропари: «Богородице, Дево, радуйся...» (единожды), «Слава» – «Крестителю Христов всех нас помяни...» – «И ныне» – «Молите за ны святии апостоли, святии вси...» и «Под Твое благоутробие прибегаем...»    На субботы родительские перед Неделями мясопустной и Пятидесятницей поются тропари «Глубиною мудрости...», «Слава, и ныне», «Тебе и стену пристанище имамы...» Благословение хлебов    На всенощном бдении, когда бывает лития, совершается благословение хлебов – на средине храма, у столика с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем, которые приносятся сюда перед пением стихир на стиховне.     Диакон во время пения тропарей совершает троекратное каждение вокруг столика; кадит он и священника-предстоятеля, потом еще раз столик (хлебы). По окончании тропарей он возглашает: Господу помолимся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Та Радоница на 28е апреля приходилась нового стиля (день переходящий — от Пасхи зависит), именины не только Виктора, но и папы моего, покойного Пуда. Пуд — это апостол Христов из числа семидесяти. Так что у меня тогда особое поминание получилось. Ну, а наш соколик Витенька опоздал к дружку, расстроился. Да не надолго. В кармане-то старушкин рубль! А тогда на рубль можно было три кружки пива купить. Что он и сделал. — Сам помяну, — сказал он сам себе. — Поминки пивом — тоже поминки, гы… А старушке-соседке решил просто соврать, что, мол, записочку отдал в храм, вместе с рублем. Решил — сделал. …Ложится он вечером спать захмелевший, от пива раздобревший. Только глаза закрыл, как увидал перед собой скорбное и сердитое лицо человека. Будто и не во сне, а наяву. Человек долго в упор смотрел на него и сказал: — Я тот, чье имя значится в записочке, что осталась в твоем кармане. Я сын твоей соседки. И меня тоже зовут Виктор. Сейчас мне плохо . Но мать моя меня почти вымолила. Сегодня был бы последний день, когда мне плохо. Я ждал произнесения своего имени на панихиде в храме. Не дождался. Теперь мне ждать Троицкой родительской субботы. Но теперь мы вместе будем ждать. Тут лицо стало таять, растворяться, и вместо него Витенька увидал стоящие на воздухе… три кружки пива. Те кружки, того пива. Вдруг будто невидимая рука взяла первую кружку и выплеснула с силой ее содержимое в лицо имениннику. Следом вторая кружка сделала то же самое. Если кто испытывал подобное, тот поймет, я не испытывал, но, наверное, это очень неприятно, когда тебе в лицо неожиданно, с интервалом в секунду выплескивают с силой две полные кружки пенистого пива. От этого долго приходят в себя. Но имениннику в себя прийти не дали, не дали даже пену стереть. Оказалось, пивная пена очень сильно жжет глаза, а когда еще ею нос забит, и дышать невозможно — это совсем тошно. В следующую секунду третья кружка оказалась у рта именинника, та же невидимая рука бесцеремонно раздвинула его, и кружка сама собой нагнулась и начала медленно вливать содержимое в раскрытый рот.

http://azbyka.ru/fiction/dikovinki-krasn...

Или другое слово — зной. Зачнешь долго тянуть букву «з», то так и зазвенит этот зной наподобие тех мух, которых только и слышишь в полуденную ржаную пору. Произнес я слово — вьюга, и в ушах так и завыло это зимнее, лесное: ввв–и–ю… Сказал как–то при мне своим басом дворник Давыд — гром, и я сразу услышал громовой раскат за лесною синью. В день Радуницы много перебрал всяких слов и подумал с восторженным, впервые охватившим меня чувством: — Хорошо быть русским! Мы пошли на кладбище. Каждая травинка, каждый распустившийся листок на деревьях и кустах, и все живое вместе с мертвым было освещено солнцем. Везде служили панихиды. С разных сторон обширного старинного кладбища долетали Голоса песнопений: Со духи праведных скончавшихся. Воскресение День просветимся людие. Смертию смерть поправ… — Вечная память… На многих могилах совершались «поминки». Пили водку и закусывали пирогами. Говорили о покойниках как о живых людях, ушедших на новые жительные места. Останавливаясь у родных могил, трижды крестились и произносили: Христос Воскресе! Хоть и говорили кругом о смертном, но это не пугало. — Жизнь бесконечная… Все мы воскреснем… Все встретимся… — доносились до меня слова священника, утешавшего после панихиды богатую купчиху Задонскую, недавно похоронившую единственного сына. Между могил с визгом бегали ребята, играя «в палочку–воровочку». На них шикали и внушали: «не хорошо», а они задумаются немножко и опять за свое. Батюшка Знаменской церкви отец Константин, проходя с кадилом мимо ребят, улыбнулся и сказал своему дьякону: — Ишь они, бессмертники!… — Да шумят уж очень… — Нехорошо это… на кладбище… — Пусть шумят… — опять сказал батюшка, — смерти празднуем умерщвление!.. На ступеньках усыпальницы, похожей на часовню, сидел сухощавый и как бы щетинистый старик и говорил сердитым голосом, без передышек и заминок, окружавшим его людям: Поминальные дни суть: третины, девятины, сорочины, полугодины, годины, родительские субботы и вселенские панихиды… Это мы знаем, — сказал кто–то из толпы

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

   Из новозаветной истории известно, что Господь Спаситель молился о всех верующих (см.: Ин. 17:20), о всех Апостолах (Ин. 17:9—11, 17, 19), об апостоле Петре, дабы не оскудела вера его (см.: Лк. 22:32). Подобно Господу, святые Апостолы своей специальной задачей считали пребывать в молитве и служении слова (Деян. 6:4), прилежно молились о вере и единодушии всех верующих (см.: Рим. 1:8—12; Еф. 1:16—17; 6, 18—19; Кол. 4:3; 2 Фес. 3:1; 1 Тим. 2:1—2) и заповедовали им за ходатайством обращаться к пресвитерам Церкви (ср.: Иак. 5:14). Пастырское предстательство пред Богом    Таким образом, слово Божие ясно указывает обязанность пастырей приносить дары и жертвы свои и народа (см.: Евр. 5:1—3), так как «должность молитися Господеви на священнический чин особливо возложена ». «Подлинно, никакая другая молитва,— замечает Златоуст,— столько не приличествует священнику, как та, в которой он больше молится и ходатайствует пред Богом о благе народа, нежели о своем. Если Иов, вставая от сна, тотчас творил столь обильные (молитвы) о своих плотских детях, то не тем ли больше мы должны делать то же ради наших духовных чад?.. Это знают посвященные в Таинства, как бывает у нас каждый день, и вечером и утром, как мы творим молитву за весь мир… и за всех, которым вверена власть». Народные искания пастырского посредничества    Отмеченный взгляд на исключительное значение священнической молитвы прочно держится в Православной Церкви. Из Требника видно, что весь уклад бытовой жизни может быть освящен иерейскими молитвами, положенными и на постройку дома, и на освящение оскверненного сосуда, и на всякие случаи из личной и общественной практики. По свидетельству отечественной гражданской истории, в годины междоусобия удельных князей враждующие стороны, каждая — свое духовенство, просили помолиться «о покорении под нозе их врагов и супостатов». В настоящее время наш народ чутко различает посредничество молитвы иерархических лиц. В многолюдных приходах он предпочитает посещение с молебном священника, но не диакона; в родительские субботы просит прочитывать поминания особенно — священника; на епископа же смотрит еще более мистически благоговейно. Миряне понимают и ценят в пастырях дар непосредственной близости к Богу и смотрят на них как на своих заступников в горе и разных обстоятельствах жизни. Ссылающимся на свою немощь священникам они обычно возражают так: «Вы у престола Божия, как можно вас равнять с нами, грешными мирянами».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Постное письмо 10. Хроническая аскеза. Острая форма Не надо думать, что монахи коварно узурпировали все сферы церковной жизни 6 марта, 2017 Не надо думать, что монахи коварно узурпировали все сферы церковной жизни “Оказывается, миряне тоже люди, им также доступно спасение, как и монахам. Они тоже могут заниматься богословием, спорить, создавать песнопения, сочинять духовную музыку, писать прекрасные иконы, и всё это не будет менее добротным только от того, что работал над этим не монах.” Архимандрит Савва (Мажуко) продолжает писать письма читателям «Правмира», раскрывая смысл и красоту Великого поста. Архимандрит Савва (Мажуко) Если вы пережили первую седмицу поста без потерь, могу вас поздравить. Это была непростая неделя. Во-первых, Покаянный канон – серьёзнейший текст, требующий особого внимания и просто сил. Во-вторых, все готовились к причастию, и многие причастились, подготовившись к исповеди, прочитав положенные молитвенные правила, выстояв длинные и многолюдные службы. Это большой труд, и я не постесняюсь сказать: вы – молодцы! вы – труженики! вы сделали хорошее дело! Не смущайтесь похвалой. Мы ведь с вами знаем, что гордость – это грех, а значит, и нос задирать не будем. Однако и не станем отрицать того, что поститься – дело трудное, если не сказать изнурительное. Окончание первой седмицы обычно «выбрасывает» из поста большую часть верующих. Скажут: — А как иначе? Самое важное уже совершилось: первую седмицу провели, как положено, выпостились, вымолились, отговели. Имеем законное право «выдохнуть». Ведь что там впереди? Постное однообразие. Да, будут родительские субботы, Крестопоклонная очень важна, обязательно придём на «Мариино стояние» на пятой неделе и субботу акафиста – вот и всё. До Вербного воскресенья ничего значительного. Всё верно. Ничего значительного. Почему? Архитектура поста даёт нам подсказку: теперь внимание должно быть переключено вовнутрь. Наступает, может быть, самое интересное и увлекательное время поста – время духовных упражнений. Мы уже вошли в строй этих упражнений, но они не завершаются с окончанием первой недели. Сейчас, когда все «выдохнули», можно вплотную подступить к кропотливой и долгосрочной работе.

http://pravmir.ru/postnoe-pismo-10-hroni...

Эту истину, это исповедание хочется крикнуть так громко, чтобы всем было слышно. Поэтому по отпусте ГЛАШАЕТ диакон сице: во блаженном успении... и певцы поют: Вечная память, трижды. Если нет диакона, а пресвитер по самому своему наименованию – старец, предполагается, не может возгласить так громко, как хотелось бы 630 , то диакона заменяют громогласные певцы. Но им не подобает возглашать ту самую формулу, какую возглашает диакон, лицо иерархическое. Поэтому вместо Во блаженном успении., певцы в отсутствии диакона поют трижды: Рабом Божиим, имя рек, вечная память. В старинных книгах имя рек в этой последней формуле сохраняется только при поминовении одного. А при поминовении многих певцам даже практически неудобно петь много имен и потому дается общая формула: Рабом Божиим преставльшимся, отцем и братиям нашим и всем православным христианам, о нихже поминание творим, вечная память 631 . Таков обычный чин панихиды, по которому она должна правиться и тогда, когда совершается в качестве почти обязательного дополнения к общественному богослужению в пяток вечера, и тогда, когда поется по просьбе отдельных богомольцев, в храме ли то, в усыпальнице ли, на могилке ли, или в доме, Устав Церковный ни для каких случаев не предусматривает возможности каких-либо сокращений в изложенном порядке панихиды, за исключением только возможности опущения непорочных. Таким образом, когда предполагается совершение великой панихиды, она и должна быть ВЕЛИКОЙ. ПОСЛЕДОВАНИЕ ПАНИХИДЫ В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ И ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ Впрочем, два раза в году Церковный Устав назначает совершать панихиду в несколько сокращенном и измененном виде. Это в те два исключительных поминальных дня, в те две вселенские родительские субботы пред неделями Мясопустной и Пятидесятницы, когда по особливым причинам в один день совершаются как бы две заупокойные утрени. Но чтобы и при этом все-таки соблюсти известную меру, Устав одну из этих утрень, насколько возможно, сокращает, конечно, без опущения существенного и основного 632 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Слава. 7) Трисиятельное Единаго Божества благочестно поем вопиюще: Свят еси, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне и Божественный Душе, просвети нас, верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити (Благоговейно воспоем тройственным светом сияющего единого Бога, взывая: «Свят Ты, Отец Безначальный, и Собезначальный Сын, и Божественный Дух! Просвети нас, служащих Тебе верою, и избавь вечного огня»). И ныне. 8) Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение, Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная! (Радуйся, Чистая, родившая Бога плотию для спасения всех; Ты, чрез Которую спасся род человеческий! Богородица Чистая, Благословенная! Да найдем и мы через Тебя рай). Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). После этих тропарей читается «Последование по исходе души от тела». Следует обратить внимание на то, что в церкви во время панихиды 17-я кафизма разделяется на две половины (статии) и читается она несколько по-иному чем дома.Дни особого поминовения всех умерших православных христиан. В русском народе есть обычай называть усопших, своих и чужих, старых и малых, родителями. Выражение «идти на родителей» означает идти на могилы умерших. Представление умерших «родителями», то есть принадлежащими уже к роду отцов, к которым они отошли, пробуждает в нас благоговение к их памяти. В некоторые дни – в субботы – совершается вселенское поминовение усопших. Эти дни получили название родительских суббот. В субботу, а не в другие дни, полагается моление об умерших потому, что так установлено Православной Церковью: в каждую субботу недели, в день покоя, принято поминать своих умерших родных и близких. Как поминать? В каждом православном молитвослове в конце утренних молитв есть подробные молитвы за живых и усопших. Не поленимся читать это небольшое поминовение за своих почивших сродников, называя их имена, прибавляя молитвенное прошение об их упокоении из «Последования по исходе души от тела».Днями особого (сугубого) поминовения усопших являются пять вселенских суббот.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Верхняя сторона антиминса раскрываеисе на словах ектении: «Открыет им Евангелие правды». В архиерейском служебнике говорится, что «внегда глаголется сей возглас, простирают антиминс сослужащии, касается же и архиерей десною рукою» (см. чин лит. св. Злат. в арх. служ.). По открытии антиминса, архиерей или старший иерей принимает губу во время возгласа второго священника «Да и тии с нами славят», а при словах «Отца, и Сына, и Святого Духа» крестообразно знаменует антиминс губкой. Потом, поцеловав ее, полагает вверху антиминса (Р.д.с.п. 1889 г., В соборном служении возглас: «Яко да под державою Твоею… всегда произносит предстоятель”» (Метод, стр. 93, 100). Поминовение усопших за литургией. Ектения за упокой во время литургии совершается только в будние дни и, естественно, в родительские субботы. В праздничные и воскресные дни возглашение этой ектении недопустимо, равно как и не пасхальной седмице. Херувимская песнь «Диакон окончив ектению входит в алтарь северною дверью (Служебник), покланяется горнему месту и священнику и, растворив царская врата, берет от пономаря кадильницу с фимиамом, а с нею благословение от иерея, кадит алтарь, иконостас, клир и народ, читая про себя 50й псалом и тропари умилительные, елико изволит. Священник же стоя пред престолом Божиим читает про себя молитву: «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю Славы», и проч». (Метод, стр. 100). В служебниках говорится, что диакон кадит «святую трапезу окрест, алтарь весь, и священника» (наприм. изд. Киев 1822 г.). В архиерейском же чиновнике предписывается следующее: «диакон кадит святую трапезу округ, и святое предложение, и святые иконы и архиерея, «три по три», и вся по обычаю». Пред чтением молитвы: «Никтоже достоин», скуфьи, камилавки, митры снимаются и уже не надевается во все дальнейшее продолжение литургии, кончая последним явлением Святых Даров народу. После чтения молитвы «Никтоже достоин..». и каждения, совершаемого диаконом, предстоятель и диакон глаголют «Херувимскую песнь», как указано в служебнике, причем, при соборном служении, только предстоятель воздевает руки и читает вслух: «Иже Херувимы..». Если служат несколько диаконов, то каждый из них в порядке старшинства читает «Яко да Царя..».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Православные верующие Среднего Урала послезавтра отметят сразу 2 праздника — Преображение Господне и Яблочный спас. ( АПИ_Урал ) В воскресенье православные отметят Преображение или Второй яблочный Спас Православные и староверы отмечают Рождество Христово (Яндекс) Это – малая часть той «перловки», которая скопилась у меня всего за год благодаря новостной ленте Яндекса. Поневоле задумаешься, благо ли несут читателям подобные статьи, в которых крупицы грамотной информации щедро перемешаны с языческими верованиями и малограмотными толкованиями в стиле «меня бабушка так учила». Но информационные порталы – это еще не самое страшное место в сети. В последние годы все большую популярность приобретают разнообразные «поздравительные» сайты, позволяющие поздравить родных и знакомых при помощи красочных тематических открыток. Желая идти в ногу со временем, создатели подобных сайтов открывают, помимо всего прочего, и «христианские» разделы, информация в которых вообще не выдерживает никакой критики. Что характерно, на большинстве подобных сайтов вообще отсутствует возможность обратной связи, поэтому связаться с создателями и сообщить им о грубых ошибках и дезинформации читателей, нередко просто невозможно. Несколько примеров с белорусского сайта   « Prazdnik.by »: Раздел православных праздников открывают Первые, Вторые и Третьи Осенины, а так же рекомендации по правильному проведению этих дней. Языческие обрядовые статьи чередуются на сайте с достаточно грамотными, явно позаимствованными с разнообразных православных порталов. Вот и получается, что они незаслуженно   получают кредит доверия за чужой   счет, а мы потом до бесконечности сетуем на засилие   абсурдных представлений в мозгах сограждан. Радоница : Этот день давно стал светским Днем Памяти или Повиновения, в отличие Троицкой родительской субботы. Покров : Праздник этот считается покровителем свадеб, и потому сельские девицы молятся тогда о скорейшем выходе замуж. С этой целью они считают для себя непременным долгом побывать в праздник Покрова в церкви; некоторые ставят свечи перед иконою Покрова Богородицы и вообще стараются провести этот день весело, веря, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». В этот день — первый праздник холода — пекли блинцы (тонкие блины), «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало.

http://pravmir.ru/svetskie-sredstva-mass...

Вся помощь иерея не служащего и диакона может и должна ограничиваться только прочтением одних помянников, причем служащий иерей, говоря только: «помяни, Господи», должен вынимать частицы сам (Рук. д.с.п. 1887, 6; 1888, 46; Ц.В. 1887, 5; 1888, 5, 31; 1904, 14; 1906, 10; сн. 1898, 5). – Подаваемые просфоры следует принимать и возвращать на блюде. – Если вынимать большие частицы из просфор отнюдь не могут диаконы, то тем более не должны делать это псаломщики (конечно, и миряне) и подпадают ответу, если дерзают (Ц.В. 1890, 5, 42). – Вынимать частицы из просфор заблаговременно с тем, чтобы при подаче помянника немедленно выдавать уже вынутую просфору, – неправильно (Ц.В. 1895, 51–52). – По разъяснению «Цер. Вестника» (см. 1896, 33), нет закона, который бы предписывал читать помянники именно и исключительно священнику, которому при большом количестве поминовений не было бы и возможности читать все помянники самому, почему последние читаются и псаломщиками (см. выше, 757 стр., и сн. 3 прим. к 783 стр.). – Изъятие частиц из подаваемых молящимися просфор за здравие двух лиц непременно в таком порядке, чтобы одна из них вынута была вверху печати против букв «ХС», а другая внизу против «HI» (с угла на угол), представляет собою лишь местный обычай некоторых епархий, но не есть общее правило; эти частицы можно вынимать и рядом одна с другой внизу букв «HI» и «КА» (Ц.В. 1889, 5). – Когда на проскомидию подаются одни помянники без просфор, тогда за здравие или за упокой написанных в поминаньях лиц вынимаются частицы из служебных просфор. При этом нужно заметить, что там, где большей частью одни помянники без просфор подаются на проскомидию (по незнанию или по отсутствию обычая подавать с помянниками и просфоры на проскомидию), – там должно, особенно во дни говений и в родительские субботы, заготовлять заздравную и заупокойную просфоры не малой величины. Если с поминаньями подаются на проскомидию и просфоры, то частицы за здравие и за упокой означенных в помяннике лиц должны быть вынимаемы из приносимых просфор; иначе поступать, т.е., оставлять приносные просфоры не вынутыми, значит совершенно упразднять всякое значение древнехристианского обычая приносить на проскомидию просфоры для поминовения живых и усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010