По поводу его возведения на патриарший престол открылось сильное волнение в константинопольской патриархии и церкви: явились партии Марка и Симеона, византийская и трапезундская. Желая прекратить это волнение, мачеха Магомета II, христианка, решилась возвести на патриарший престол духовного своего отца, филиппопольского митрополита Дионисия. Чтобы получить разрешение на это султана, она прибегла к средству, уже испытанному в подобном случае, предложила султану вместо одной тысячи золотых за патриарший престол две тысячи. Обрадованный султан немедленно дозволил ей избрать в патриархи, кого она хочет. Она избрала Дионисия (1469 – 1476 г.), низложив Симеона, Пескезий стал, таким образом, возрастать все больше и больше. После Дионисия Симеон трапезундский опять занял патриарший престол со взносом 2000 червонцев. Во вторичное его правление (1476 – 1478 г.) явился новый искатель патриаршего престола, сербский монах Рафаил. Этот предложил ежегодно представлять в казну Дивана 2000 червонцев, если сделается патриархом, и, кроме того, обязался дать 500 червонцев при возведении своем на патриарший престол. Султан согласился на это, и Рафаил сделался патриархом (1478 – 1480 r.). Таким образом, еще при первом султане греки создали для своей патриархии две подати: единовременную или пескезий, и ежегодную или харадж. Еще немного было бы зла, если бы эти подати ограничивались указанными цифрами; но в последующие времена пескезий и харадж постоянно возрастали, потому что постоянно являлись новые искатели патриаршего престола, которые увеличивали их. А турецкое правительство радо было представлявшимся случаям менять патриархов и получать при этом новые и все большие и большие взносы. В XVII столетии, когда в борьбу за патриарший константинопольский престол вмешались иезуты, плата за патриаршее достоинство достигла самой высокой цены: бывали случаи, когда получение патиаршего престола стоило 100.000 и даже 150,000 золотых, так как вновь назначаемые патриархи, кроме подати султану, должны были еще давать подарки женам султана, пашам и разным придворным чиновникам, чтобы избавиться от их нападений и придирок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

судопр.”). Дабы быть ясными мы должны точно указать дела этой двоякой подсудности – духовной и уголовной. Следуя порядку нами обозначенному мы должны указать: I дела двоякой подсудности, подлежащие прежде уголовному суду и потом духовному; II дела двоякой подсудности, прежде подлежащие духовному суду, потом уголовному и III дела следующие, или к уголовному суду и духовному, или же только к одному духовному суду. I. Дела двоякой подсудности, подлежащие прежде уголовному суду и потом духовному В некоторых из дел двоякой подсудности – духовной и уголовной, подлежащих уголовному суду прежде духовного, духовный суд определяет образ и продолжение церковного покаяния соответственно обстоятельствам преступления, раскрытым уголовным судом и по соображению с назначенным в уголовном суде наказанием. Сюда относятся преступления, обозначенные в статьях „Уложения о наказ.” 192, 211, 217, 240, 819, 827, 865–870, 878, 892–899, 933–935, 989, 995, 997, 1085, 1139, 1464–1469, 1476, 1582, 1583, 1585, 1586, 1593, 1594, 1597. В принадлежащих к этой же категории делах о браках, заключенных по насилию, обману, или в сумасшествии одного, или обоих брачившихся, духовный суд разрешает вопрос о действительности или недействительности брака и об ответственности духовных лиц, совершавших бракосочетание. Подсудность духовному суду дел о брачных сопряжениях, заключенных по насилию, обману, или в сумасшествии одного, или обоих брачившихся, указана в 1012 ст. „Устава Угол. судопр.”. Вот точное изложение этой статьи: «дела о браках, совершенных по насилию, обману, или в сумасшествии одного, или обоих брачившихся, начинаются в уголовном суде, приговор коего, относительно насилия, или обмана сообщается духовному суду, как для решения о действительности или недействительности брака, так и для определения ответственности духовных лиц, совершавших бракосочетание». Основываясь на точных выражениях сей статьи, а равно и на том, что по 38 ст. „Св. Зак.” т. X, кн. I. незаконными и недействительными браки могут быть признаны только надлежащим духовным судом и по 1552 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Сведенията за светията достигат до българският владетел цар Петър I, който предприел 120-километрово пътуване до Рила планина, за да се срещне с благочестивия старец. Св. Йоан Рилски му се поклонил отдалеч и върнал изпратеното му от цар Петър злато. След тази среща към отшелника започнали да се присъединяват ученици, които построили колиби наоколо. Това е началото на най-известния български манастир. Св. Йоан Рилски починал през 976 г. на около 70 годишна възраст. Скоро след това по заповед на българският владетел мощите на светеца преместили в София. Ковчегът с тленните останки на Йоан Рилски също притежавал чудотворна мощ. Гръцкият писател Йоан Скилица станал свидетел на излекуването на византийския император Мануил I Комнин (1143–1180). През 1183 г. унгарският крал Бела III превзел София и изпратил мощите на светеца в столицата си Естергом. Естергомският католически архиепископ отрекъл съществуването на светеца и бил наказан с онемяване. Говорът му се възвърнал едва след като се преклонил пред мощите на св. Йоан Рилски и помоли за прошка. През 1187 г. унгарците върнали светеца в София. А през 1194 г., по заповед на българският цар Асен мощите били пренесени в столицата Велико Търново. Те оцеляли след плячкосването на града при превземането му от турците през 1393 г. През 1469 г. с разрешение на султан Мурад II мощите му били върнати на Рилския манастир с голямо народно честване. Църквата почита св. Йоан Рилски като светец-покровител на българския народ и го чества на 19 октомври. Извън речника: Св. Иван Рилски. Св. Игнатий Антиохийски виж св. Игнатий Богоносец Св. Игнатий Богоносец (67–110 г.) – един от църковните отци, ученик на св.ап. Йоан, вторият епископ на Антиохия, заведен в Рим и захвърлен на дивите зверове по време на гоненията на император Траян през 107 година. Неговите послания, писани против юдействащите и докетите имат важно значение за историята на християнските догмати и опровергават възгледите на протестантите за свещенството и епископата. Извън речника: Св. Игнатий Богоносец .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

(Зубарь В. М., Дорофеев В. В., Ушаков С. В. Отчет о раскопках Западного некрополя в 1988 г.//Архив НЗХТ. – Д. 2843/I. – Л. 6–12, рис. 20, 15; 21, 9, 10, 14). До X–XI вв. мог действовать склеп г. с прямоугольной камерой (ширина – 3,6 м, длина более 2,4 м, свод обрушился), потолок которой был подперт массивным, овальным в сечении каменным столбом. В восточной части склепа были устроены четыре лежанки: в южной стене, напротив столба в торцовой, восточной части, и две в северной. Восточная лежанка (2,3 х 1,0 X 0,85 м) оказалась заполнена почти до потолка сложенными штабелем человеческими костями, уложенными перпендикулярно ее оси. Под торцевыми стенами лежанки лежали черепа. Всего здесь находились останки 26–28 взрослых и 4–5 детей, причем до 5 черепов оказались со следами искусственной циркулярной деформации, то есть позднеримского – ранневизантийского времени (не ранее конца III в. и не позже VII в.). На северо-восточной лежанке (1,5 х 0,8 х 0,95–0,75 м) было совершено 16–17 ингумаций, три из них принадлежали детям. Среди костей была обнаружена сделанная из гладкой проволоки бронзовая серьга-колечко типично раннесредневекового облика. Южная лежанка осталась не расчищена, но возле нее, в засыпи зафиксированы фрагменты стенок желобчатой амфоры V–VII вв. и два донышка высокогорлых кувшинов с плоскими ручками, какие бытовали в середине IX–XI вв. (Зубарь В. М., Дорофеев В. В., Ушаков С. В. Отчет... – Л. 13–15, рис. 25). 1469 Романчук А. И. Западный загородный храм Херсонеса//ВВ. – 1990. – Т. 51. – С. 165–171. По мнению исследователей, ведших здесь раскопки, склепы с раннесредневековыми погребениями встречались только возле этого храма и отсутствовали ближе к стенам города (Зубарь В. М., Шевченко А. В. Отчет о раскопках херсонесского некрополя в 1982 году//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 56). Но уже в 1983 г. подобные склепы были выявлены и на этом участке некрополя (см.: Зубарь В. М., Шевченко А. В. Отчет о раскопках западного некрополя Херсонеса в 1983 году. – Л. 36–41, склепы Следовательно, они были рассеянны по всей территории Западного кладбища.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

КОЛЕНО XXIII: Царь Георгий VII † 1407 Царь Константин II † 1414 КОЛЕНО XXIV: Царь Александр I † 1442 КОЛЕНО XXV: Вахтанг IV, Царь Карталинский † 1445 Георгий VIII, Царь Карталинский † 1469 Царевич Давыд Царевич Заал Царевич Димитрий КОЛЕНО XXVI: Константин III, Царь Карталинский † 1505 Давыд I, Царь Кахетинский † 1471 КОЛЕНО XXVII: Царь Карталинский Давыд VIII † 1525 Царь Карталинский Георгий IX † 1534 Царевич Баграт, батони (владетель) Мухранский Царевич Мельхиседек, Царевич Александр Георгий I, Царь Кахетинский † 1492 КОЛЕНО XXIII Царь Карталинский Луарсаб I великий † 1558. Женат на царевне Тамари Имеретинской Царевич Димитрий Царевич Рамаз Князь Арчил Мухранский † 26 ноября 1582 Князь Ашод Мухранский † 1561 Князь Вахтанг Мухранский † 1 октября 1580. Женат 1) на царевне Куарамзе Кахетинской; 2) на NN Князь Гоча Князь Константин Александр I, Царь Кахетинский † 1511 КОЛЕНО XXIX: Симон I, Царь Карталинский, рождение 1527 † 1600 Царевич Давыд, в последствии мусульманин Дауд-Хан в Царьграде 1599 Князь Ираклий Мухранский Княжна Кетевань,за царевичем Кахетинским Давыдом Князь Тейиураз Мухранский Князь Кайхосро Мухранский Князь Баграт Мухранский Георгий II, Царь Кахетинский † 1513 Царевич Димитрий КОЛЕНО XXX: Георгий X, Царь Карталинский † 5 ноября 1605. Женат на княжне Тамари Мингрельской Царевич Вахтанг Царь Карталинский Баграт VI † 1619 Царь Ростом † 1658 Царь Вахтанг V, в последствии мусульманин Шахнаваз † 1675 Князь Константин Мухранский Князь Доментий Мухранский, католикос Грузии Князь Ашод Мухранский Князь Семён Мухранский Леван, Царь Кахетинский КОЛЕНО XXXI: Луарсаб II, Царь Карталинский Царевич Давыд Царевна Лела, в последствии мусульманка Фатьме, жена Персидского Шаха Аббаса I Царевна Кварашана, за царём Кахетинским Теймуразом I Князь Луарсаб Князь Вахтанг, в последствии мусульманин Ростом-Мирза Симон II, Царь Карталинский. Женат на Джанбанум-Бегум, внуке Персидского Шаха Аббаса I Арчил, Царь Карталинский, в течении некоторого времени Царь Имеретинский, принял исламизм под именем Шах-Назар-Хана, потом возвратился в Христианскую веру † в Москве 1713. Женат 1) на дочери Нодара Цицианова; 2) на царевне Кахетинской Кетевани (все дети от 2-го брака)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

[испан. Carrillo de Acuña] Альфонсо (Алонсо) (11.08.1413 (по др. данным, 1410 или 1412), Карраскоса-дель-Кампо, Кастилия - 1.07.1482, Алькала-де-Энарес, там же), еп. Сигуэнсы (с 1436), архиеп. Толедо (1446-1482). Принадлежал к роду де Акунья португ. происхождения. Родственные связи по материнской линии (мать - Тереса Каррильо де Альборнос, сестра Альфонсо Каррильо де Альборноса, т. н. псевдокардинала рим. диаконии св. Евстахия, сторонника антипапы Бенедикта XIII ) способствовали быстрому продвижению К. де А. в церковной иерархии. В возрасте 11 лет он был отправлен в Рим под опеку дяди, к-рый к тому времени был возведен в достоинство кардинала и занимал должность папского протонотария; после его смерти (1434) К. де А. унаследовал эту должность по воле папы Римского Евгения IV . В Риме К. де А. вступил в орден францисканцев. В 1436 г. он вернулся в Кастилию, где вошел в круг приближенных кор. Хуана II. В 1436 г. стал епископом Сигуэнсы, в 1446 г.- архиепископом Толедо. В этот период он являлся влиятельной фигурой при королевском дворе, исполняя должность канцлера, и входил в одну из аристократических партий, образовавшуюся вокруг рода де Луна. После восшествия в 1454 г. на престол кор. Энрике IV архиепископ сохранил свое положение при дворе, поддерживая фаворита короля Хуана Пачеко, маркиза де Вильена. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XV в. в результате разногласий короля с маркизом де Вильена в Алькала-де-Энарес сложилась аристократическая Лига, целью к-рой было провозгласить наследником престола Альфонсо, сводного брата Энрике IV. К. де А. стал одним из лидеров Лиги, к-рая пользовалась поддержкой короля Наварры и Арагона Хуана II. В июне 1465 г. участники Лиги объявили о смещении Энрике IV и провозгласили королем Альфонсо. В организации церемонии низложения, получившей впосл. название «Авильский фарс» (по месту проведения), одну из ведущих ролей сыграл архиепископ Толедо. Волнения, вызванные попыткой переворота, продолжались до смерти Альфонсо в 1468 г. Стремясь не допустить наследования королевства дочерью Энрике IV Хуаной, К. де А. стал готовить возведение на кастильский трон сестры короля Изабеллы (впосл. кор. Изабелла I (1474-1504)). С целью укрепить ее позиции архиепископ способствовал заключению брака Изабеллы с сыном и наследником короля Наварры и Арагона Хуана II принцем Фердинандом (Фернандо) (впосл. кор. Фердинанд V (II) (1479-1516)). Брак был заключен в Вальядолиде в 1469 г. К. де А. добился папской буллы, признававшей законным союз между троюродными братом и сестрой (1471).

http://pravenc.ru/text/1681161.html

Осенью 1467 года Иван III предпринял первый поход на Казань. В числе его военачальников был и князь Иван Стрига Оболенский, бывший муромский наместник. Этот поход не увенчался успехом. Казанцы встретили русское войско на Волге и вынудили его пойти назад без погони. Зима 1468 года принесла новые стычки с казанцами. Князь Данила Холмский побил шайку татар близ Мурома. Лишь немногие из них спаслись бегством в дремучие леса, оставив своих коней. Муромцы и нижегородцы опустошили берега Волги в пределах Казанского царства. Весной 1469 года Иван III собрал второй поход на Казань. Местом соединения войск был назначен Нижний Новгород. Полки садились на суда в Москве, Коломне, Муроме и других городах и плыли по Оке и Волге. На этот раз Казань была разгромлена. Царь Ибрагим вынужден был заключить мир. Однако в начале XVI века Казань по-прежнему оставалась «горячей точкой». Так что дело государя всея Руси Ивана III вынуждены были продолжать его сын Василий III и внук Иван Грозный. В январе 1537 года к стенам муромской крепости подошло войско казанского царя СафаГирея. Татары выжгли весь городской посад. Муромцы достойно встретили неприятеля. Узнав, что из Владимира и Мещеры идут воеводы с дружинами, Сафа-Гирей, так и не взяв Муром, отошел прочь. Спустя три года, в 1540-м, он вновь двинулся на Москву и вновь увяз на муромской земле. В декабре им был захвачен Муром, но Сафа-Гирей так и не смог продвинуться дальше из-за мужественного сопротивления жителей Мурома. На подмогу храбрым муромцам из Владимира шел князь Дмитрий Бельский, из Касимова – царь Алей, истребляя рассеянные в муромских окрестностях толпы татар. После этого войско Сафа-Гирея бежало прочь так скоро, что русские воеводы не смогли его догнать. Окончательное завоевание Казани произошло при Иване IV, летом 1552 года. Незадолго до этого, в 1549 году, скончался Казанский царь Сафа-Гирей. Власть перешла к его малолетнему сыну. Казань, таким образом, осталась без правителя. Этим воспользовались московские власти, и началась подготовка к походу. По городам стали собираться дружины. В Муроме и Свияжске (крепости, основанной Иваном IV недалеко от Казани) к этому времени уже находились войска.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

1466 Ubieas (regulas justitiae) vident? Neque enimin sua natura, cum procul dubio mente ista videantur, eorumque mentes constet esse mutabiles, has vero regulas immutabiles videat, quisquis in eis et hoc videre potuerit; nec in habitu suae mentis, cum illae regulae sint justitiae, mentes vero eorum constet esse injustas?... Ubi ergo scriptae sunt, nisi in libro lucis illius quae veritas dicitur? [Где они видят это правила справедливости? Не в своей же природе, так как, без сомнения, эти правила созерцаются умом, но умы нечестивых лодей изменяются, а правила справедливости неизменяемы для тех, кто может видеть эту неизменяемость; и не в своем же уме, потому что это правила справедливости, а умы этих людей, конечно, несправедливы…] (Augustinus Hipponensis. De Trinitate XIV, 21, PL 42, 1051). 1467 Vivendum tamen sic esse Dei ministris, non de aliquibus auditum credimus, sed intus apud nos, vel potius supra nos ipsa veritate conspicimus [Мы верим, что так должно жить слуге Божьему, не потому, что услышали это от кого-то, а потому, что видим так внутри или, скорее, выше нас в самой истине] (Augustinus Hipponensis. De Trinitate VIII, 13, PL 42, 959). Ubi ergo inveni te ut discerem te nisi in te supra me? Et nusquam locus, et recedimus, et accedimus, et nusquam locus [Где же я нашел Тебя, чтобы Тебя узнать, как не в Тебе и надо мной? Это не место, потому что мы приходим к Тебе и отходим от Тебя и это не место…) (Idem. Confessiones Χ, 37, PL 32, 795). 1469 Noli foras ire, in teipsum redi; in interiore homine habitat veritas; et si tuam naturam mutabilem in- veneris, transcende et teipsum. Sed memento cum te transcendis, ratiocinantem animam te transcendere. Illuc ergo tende, unde ipsum lumen rationis accenditur [He обращайся к внешнему, но сосредоточься в себе самом потому что истина обитает во внутреннем человеке; и если ты обнаружишь свою изменяемую природу, переступи через самого себя. Но помни, что когда ты переступаешь через самого себя, ты переступаешь через мыслящую душу. Поэтому ты должен стремиться туда, откуда возжигается сам Свет разума) (Idem. De vera religione, 72, PL 34, 54).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

В итал. политике П. формально пытался добиться возобновления всеобщего Лодийского мира (9 апр. 1454), постоянно нарушавшегося конфликтами между крупными государствами Апеннинского п-ова, но на деле папа Римский сам становился участником тех или иных коалиций. Главными противниками Рима были герцоги Милана и король Неаполя Фердинанд I Арагонский (1458-1494), препятствовавший добыче квасцов в Тольфе, доходы от к-рой должны были идти на войну с турками. П. стремился подчинить себе сеньоров Чезены и Римини из рода Малатеста, в конце концов признавших верховную власть Папского престола. П. успешно сражался с непокорными графами Ангвиллара, разгромив их в 1465 г. В противостоянии с рим. знатью П. стремился опереться на коммуну, издал новые Римские статуты (1469), разграничил сферы деятельности папских и коммунальных должностных лиц, преследовал чиновников за коррупцию. При избрании на Папский престол П. дал обязательства не назначать новых кардиналов без согласия коллегии и отказаться от политики непотизма . Тем не менее на 2 консисториях - 18 сент. 1467 г. и 21 нояб. 1468 г.- папа возвел в кардинальское достоинство 10 чел., в их числе были 3 его племянника: Марко Барбо, Джованни Баттиста Дзено и Джованни Микьель. Традиционно считается, что П. отличался от большинства других пап этого времени своим негативным отношением к служившим в Римской курии итал. гуманистам, но это справедливо лишь отчасти. Активная внешняя политика, забота о семье и родственниках и в целом преобладание светских интересов над церковными были характерны для папства эпохи Ренессанса. Сам П., не будучи гуманистом, получил хорошее образование, заботился о собирании книг, поощрял переводы творений отцов Церкви на латынь. При П. в 1464 г. А. Паннарц и К. Швайнхайм открыли 1-ю итал. типографию в мон-ре Санта-Сколастика в Субиако, в 1467 г. она была переведена в Рим. П. предпринял реставрацию рим. античных памятников: Пантеона, триумфальных арок, статуи Марка Аврелия и др. Дурную славу П. принесли репрессии, направленные прежде всего против тех, кто угрожали папской власти: это относится к преследованию как членов секты фратичелли , проповедовавших апостольскую бедность (осуждены в 1466), так и гуманистов.

http://pravenc.ru/text/2578525.html

1462 Epist. 48. «А наши нимало не оказались лучшими», продолжает Василий. Migne, gr. s., t. 32, c. 385. 1464 Вообще ему никогда не удалось проникнуть в богослужебное употребление; его заменил здесь константинопольский символ. 1465 Сирский. Он открыт Caspari (Alte und neue Quellen zur Geschichte des Taufsymbols und d. Glaubensregel. Christiania, 1879, ss. 45–146) в сочииении « Κατ μρος πστις, принадлежащем Аполлинарию Лаодикийскому (см. наше сочинение «Аполлинарий лаодикийский. Историческая судьба его сочинений». Сергиев, пос, 1895, стр. 134–170). Аполлинарий был никейцем и епископом Лаодикии, но фактически кафедры лаодикийской он никогда не занимал. Вероятно, виновником вставки « μοοσιος», единственной поправки, внесенной в крещальный символ Лаодикии, был Пелагий, подписавший никейское вероизложение на антиохийском соборе 363 года. 1466 Hort. Two dissertations. Cambridge und London. 1876, стр. 126.–133. Из никейского символа заимствованы слова: «не сотворенного, Бога истинного от Бога истинного, μοοσιον τ πατρ». Автором этой вставки был, вероятно, Мелетий. 1467 Он открыт в тексте древней армянской литургии, известной под именем Василия Великого . О происхождении ее из Каппадокии см: Hort, ibid., 118–126. Символ представляет собой почти полное воспроизведение никейского вероизложения, дополненное некоторыми прибавками. 1469 Назианз-место рождения Григория-лежал в северо-восточной части Каппадокии по направлении к Галатии; см. Ramsay, The historical Geography of Asia Minor. London, 1890, стр. 285. 1471 Научная литература о Каппадокийцах, поскольку она касается их жизни и учения о св. Троице: 1) о Василии Великом : Klose, Basilius d. Grosse nach Leben und Lehre. Strassb. 1835; Jahn. Basilius Magnus plotinizanz, Bern, 1838; его-же Animadvertiones, Bern, 1842; Fialon, St. Basile, 1859; Bayle, St. Basil, archeveque de Cesarée; 3 Allard, St. Basile, Paris, 1899. Но за исключением специальных трудов Jahn " a, трактующих о влиянии эллинской литературы и философии на Василия и имеющих в своей области большую научную ценность и устарелой брошюры Klose, все другие труды преследуют более популярную, чем научную цель; 2) относительно Григория Богослова дело обстоит еще хуже; кроме исследования (Gregorius v. Nazianz d. Theologe, 2 Aufl., Gotha, 1866), не потерявшего и досель научного значения, мы имеем лишь устарелое издание Bauduer " a (Paris, 1827) и двухтомный труд: Benoit, St. Gregoire de Nazianz (Paris, 1876), мало дельного, однако, вносящей в науку. 3) Более посчастливилось Григорию Нисскому : не говоря об устарелом Rupp " t (Gregors d. Bischofs v. Nyssa Leben und Meinungen; Leipzig, 1834) существует в науке целый ряд полезных трудов: Heyns, Disputatio theologica histoirica de Gregorio Nysseno, Lugd. Bat. 1835; Meyer, Die Gotteslehre d. Greg. v. Nyssa, Leipzig, 1894 и неоконченное еще исследование Diekamf " a «Die Gotteslehre d. hl. Gregoris v. Nyssa, 1 Th., Münster, 1896.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010