1467 У Паламы встречаются однокоренные производные – συνδιαιωνζειν (букв. – «совечн(о)ствовать», «вечно пребывать с кем-либо») – συνδιαιωνζουσαν, συνδιαιωνσομεν. См., например: 348АВ. 1468 Отметим динамизм конструкции с инфинитивом. Кроме того, любопытно задаться вопросом: не соотносится ли для Киприота (хотя бы на подсознательном уровне) множ. число формы αγς с представлением о множественности энергий, из которых по крайней мере часть является миру в виде лучей? 1469 Это слово выглядит как более антикизирующее в сопоставлении с частотным у Паламы κληρονομα (ср. новогреческое κληρονομα – «наследие»). 1471 Из этих слов видно, что св. Григорий Кипрский примыкал скорее к «мистическому» течению византийской святоотеческой мысли в том, что касается рассмотрения вопроса о единстве света и энергий Божиих (второе течение мы в своей работе 2000 г. назвали «догматическим», хотя само это разграничение очень условно). 1474 Мейендорф И. Ф. Жизнь и труды... С. 316. О стиле Богородичных гомилий Паламы см. там же, с. 316–319 (в связи с историей идей). Специально мариологией мы здесь не занимаемся. Этому посвящен ряд работ католических патрологов (о. Мартен Жюжи; о. Чиро Джанелли, О. И.; о. Бернгард Шульце, О. И.), а также только что цитированный раздел в книге Мейендорфа. Было бы полезно, если бы с православной стороны кто-либо написал исследование в виде отдельной статьи о претворении гимнографических и – шире – литургических мотивов в Богородичных гомилиях св. Григория. 1479 Ср. отчасти: Бычков В. В. К вопросу о восточно-христианской гносеологии//Историко-философский сборник. Материалы теоретической конференции аспирантов философского факультета (февраль 1971 г.). М., 1971. 1481 Полезно рассмотреть это утверждение, являющееся аутентичным выражением мистического опыта Восточной Церкви, в контексте апофатических высказываний Отцов, собранных В. Н. Лосским : Лосский В. И. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Гл. 2. Божественный мрак//Мистическое богословие. Киев, 1991. С. 107–122, о св. Григории Нисском – особенно с. 116.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

При вшивании клиньев в заднее полотнище книзу от пояса нижняя часть спинки расширялась, а на талии получался перехват. Нередко, вшивая клинья, одновременно делали на спинке подрез на талии. Если 2 первых клина, на боках, вшивались очень легко, то для каждого последующего приходилось разрезать спинку и вшивать клин в этот разрез. Вершины вшитых клиньев обычно украшали отделкой в форме сердца, кружка и т. п. из сафьяна, шнура, сукна или вышивки. По этому образцу обычно шилась распространенная по всей России верхняя одежда, сохранившая у малороссов и белорусов старинное название свита, а у великороссов известная под названием зиун или, в зависимости от материала, сермяга (это слово встречается уже в памятнике 1469), пониток, сукман. Малороссы знали эту одежду еще под названиями шрак, куцинка, гуня; белорусы – сермяга, насой, капута, жупица; русские – чекмень, однорядка. Это последнее слово засвидетельствовано в XVI в. В н. XX в. эта одежда была распространена в Сибири. Историки объясняют это название тем, что однорядку шили без подкладки («один ряд»); можно, однако, отнести такое название и к «одному ряду» пуговиц, характерному для этой одежды. 3. Следующий тип покроя отличался тем, что на спинке на уровне талии делали поперечный разрез и, заложив на нижней части крупные складки (фалды, малорос. ряси) или собрав ее в мелкую сборку, пришивали к верхней части. Последний вид (со сборкой) русские называли шить в посадку, а крупные складки назывались трубы. Таким фасоном шили русский кафтан, который малороссы чаще всего называли юпка. Кафтаны старого покроя еще в н. XX в. шили не с мелкими складками, а с двумя клиньями (покрой второго типа). Казакин, поддевка, сибирка или полукафтанье, полушубок, коротбй и женская шуба почти всегда с мелкими сборками. Точно так же часто шились малороссийская свита, русский зипун, особенно женский, русский шугай, кожушина (шуба), малороссийская кирсетка – женский жакет без рукавов. 4. В последнем типе покроя сборки делали не только на спине, но и спереди, т. е. кругом по талии. Такой одеждой являлась малороссийская чемера, чемерка, чамарка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1453 Обоснование этой даты см.: F. Liebermann. Die Gesetze der Angelsächsen, Bd. 1. Halle, 1903, S. 664. 1454 Реальность этого факта ранних русско-английских связей установлена на основе анализа этого и ряда других памятников М. П. Алексеевым (см. М. П. Алексеев. Англосаксонская параллель..., стр. 46; он же. К вопросу об англо-русских отношениях при Ярославе Мудром. – «Научный бюллетень Ленинградского государственного университета», 1945, стр. 31 – 33). 1461 N. de Baumgarmen. Généalogies..., table 1, Н. А. Баумгартен. Добронега Владимировна, королева польская, дочь св. Владимира. – «Благовест». Париж, 1930, 3, стр. 102 – 109. Биографические сведения о Н. А. Баумгартене и библиографию его работ см.: OChP, v. 5, 1959, p. 527 – 529. 1464 N. de Baumgarmen. Généalogies..., table 2, он же. Cunégonde dOrlamünde. – OChP, v. 20, 1930, D. 162 – 168. 1467 Otto Bischof von Freisingen. Chronik oder die Geschichte der zwei Staaten. Übers. von A. Schmidt. Hrsg. von W. Lammers. Berlin, 1960, S. 536. Предыдущие издания: MGSS, t. 20, p. 259; «Ottonis episcopi Frisingensis Chronica». Rec. A. Hofmeister. Hannoverae et Lipsiae, 1912. 1468 О Евфимии Владимировне и ее сыне Борисе Коломановиче, выступавшем в первой половине XII b. в качестве претендента на венгерский престол, см.: С. П. Розанов. Евфимия Владимировна и Борис Коломанович. Из европейской политики XII b. – ИАН, 1930, стр. 585 – 599, 649 – 671; M. Wermner. Boris und Rostislaw. Beitrag zur Geschichte der russisch-polnisch-ungarische Beziehungen. Berlin, 1889.  1469 MGSS, t. 20, p. 492. Предыдущее издание: «Othonis episcopi Frisingensis Gesta Friderici I Imperatoris». Curavit B. de Simson. Hannoverae et Lipsiae. 1912. Немецкий перевод: «Thaten Fridrichs von Bischof Otto von Freising». Übers. von H. Kohl. Leipzig, 1883, S. 228. 1472 В. Нотап. A. Szent Lászlo-kori Gesta Ungarorum és XII – XIII. századi leszármazoi. Budapest, 1925. 1473 J. Györy. Gesta regum – gesta nobilium. Budapest, 1948; Gy. Györffy. Krónikáink és a magyar östörténet. Budapest, 1948, 5. o.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

557 И совещав казанцем оболстити царя... воеводам московским... и возвести на него измену велику... – В действительности причины удаления Шах-Али из Казани были иными: Шах-Али не мог выполнять требований русского правительства, так как казанские феодалы ему не подчинялись; к помощи русских войск он прибегнуть не захотел, надеясь привлечь на свою сторону знать Казани. Не справившись с создавшимся положением, Шах-Али в феврале 1552 г. покинул Казань и уехал в Москву. 558 И измениша казанцы царю... великому князю... – После ухода Шах-Али из Казани Грозный предпринял попытку присоединить Казань мирным путем: по соглашению с казанцами Иван IV объявлялся казанским ханом, а управление в городе передавал русским воеводам. Наместником в Казани был назначен князь Семен Микулинский. Но когда в сопровождении русских войск и казанских вельмож наместник приблизился к Казани, казанские князья Исмаил, Кебек и Алике Нарыков из свиты Микулинского поскакали в город и заявили, что русские будут избивать население. В городе вспыхнул мятеж, и Микулинский был вынужден вернуться в Свияжск. 559 ...приведоша... на царство царя из Нагайские земли... Едигея Касаевича... – Едигер (Ядигар) – Мухаммед – астраханский царевич, сын хана Касима, внук Сейид-Ахмета. В 1542 г. приехал на службу к Ивану IV, в 1550 г. участвовал во втором походе Грозного на Казань. В конце 1551 г. стал казанским царем. 560 И с ним прийде в Казань 10000 варвар... – По словам «ногайского человека» Янгары-богатыря, приведенным в летописях, с Едигером в Казань пришли только 500 человек. 561 ...во свою вотчину... в Касимов... – Касимов – ранее Городец-Мещерский – главный город удельного татарского княжества, основанного в 50-е гг. XV в. Василием II Темным и служившего проводником московских влияний в Казанском ханстве. Находилось в северо-восточной части современной Рязанской обл. по р. Оке. Первым ханом был царевич Касим (ум. ок. 1469 г.), сын золотоордынского, позднее – казанского хана Улу-Мухаммеда (Улу-Ахмета). «Цари» и «царевичи» Касимовского княжества назначались из числа татарской знати, принявшей русское подданство. Просуществовало до 1681 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обращали на себя внимание работы признанного в мире крупнейшего отечественного специалиста по истории Франции времени Жанны д’Арк Владимира Ильича Райцеса (1928–1995) 1468 ; И.П. Медведева по проблемам византийской дипломатики и права 1469 ; О.Г. Чайковской о клюнийской реформе 1470 ; ряд статей и монографий, посвященных средневековым ересям 1471 . Профессор Московского университета Елена Васильевна Федорова, продолжая линию, начатую O.A. Добиаш-Рождественской, подготовила монографию «Введение в латинскую эпиграфику» (M., 1982), где, среди прочего, анализируются особенности христианских латинских надписей древности и Средневековья. Особняком стоят исследования поэта, переводчика, эссеиста и хореографа Валентина Яковлевича Парнáха (псевдоним; настоящая фамилия – Парнох; 1891–1951), который опубликовал в 1930 г. на французском языке книгу «Инквизиция» – собрание монографических статей и переводов (с испанского, португальского и иврита) произведений преследовавшихся инквизицией поэтов-евреев 1472 . Из ближайших к нам по времени историко-церковных исследований отметим также специальные исторические и источниковедческие исследования, посвященные феномену Кельтской Церкви 1473 , и работы по вопросам христианизации Ирландии и Шотландии 1474 ; публикации В.Р. Ваврика по проблемам католическо-православной унии 1475 и труды В.Л. Задворного по различным аспектам истории Католической церкви 1476 ; переводы и исследования Д.Е. Афиногенова по истории иконоборческого периода 1477 . И.Ю. Ващева изучает процесс становления особой системы исторических представлений в Византии на рубеже древности и Средневековья в связи с проблемой восприятия и осмысления первыми христианами собственного исторического прошлого и всей истории человечества, поставленной отцом византийской историографии Евсевием Памфилом 1478 . Архимандрит Кирилл (Говорун) в своей диссертации (PhD), подготовленной в Дарэмском университете (Великобритания), дает широкую экспозицию христологических споров VII в. (в ходе которых в богословский дискурс были введены понятия действия-энергии, а также воли и природных свойств) на основе богословского наследия Максима Исповедника , Анастасия Синаита , римских пап Мартйна, Агафона и др., а также документов Латеранского собора 649 г. и VI Вселенского собора (к сожалению, эта работа встретила пока интерес лишь западного издателя) 1479 . Выпускник исторического факультета МГУ диакон A.B. Занемонец, с 2002 г. проживающий и работающий в Израиле, посвятил ряд исследований проблеме восприятия в Византии условий и смысла Флорентийской унии 1480 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1963. 1; Поиски обобщений в области истории религии//Вопр. истории. 1965. 7. 1467       Восстание Фомы Славянина и византийское крестьянство на грани VIII–IX вв.//ВДИ. 1939. 1; Очерки истории византийского общества и культуры VIII – первой половины IX в. M.; Л., 1961; О социальной сущности судебной реформы VIII в.//Византийские очерки. M., 1961; Византийское право между Эклогой и Прохироном (Частная распространенная эклога)//Виз. временник. 1974. Т. 36; Право и суд в Византии в IV–VIII вв. M., 1976; Законодательство и юриспруденция в Византии в вв. M., 1981. 1468       Жанна д’Арк: Популярный очерк. Л., 1959; Процесс Жанны д’Арк. M.; Л., 1964; Жанна д’Арк: Факты, легенды, гипотезы. Л., 1982. 1469       См.: Медведев И.П. Очерки византийской дипломатики. Л., 1988; Он же. Византийский гуманизм вв. СПб., 1997; Он же. Правовая культура Византийской империи. СПб., 2001. 1470       Клюнийское движение вв., его социальный и политический характер//Вопр. истории религии и атеизма. M., 1960. Вып. XII. 1471       См.: Руколь Б.М. Письмо Поджио Браччиолини к Леонарду Аретинскому и рассказ Младеновица как источник о Иерониме Пражском//Уч. зап. Ин-та славяноведения. 1948. Т. 1; Сидорова H.A. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. M., 1953; Бортник H.A. Еретические секты в Италии первой половины XIII в.//Средние века. 1953. Вып. 4; Он же. Арнольд Брешианский – борец против католической церкви. M., 1956; Стам С.М. Учение Иоахима Калабрийского//Вопр. истории религии и атеизма. 1959. Вып. XIII; Бартинян P.M. Источники для изучения истории павликианского движения. Ер., 1961; Керов В.Л. Народные восстания и еретические движения во Франции в конце XIII – начале XIV века. M., 1986; и др. 1474       Например: Шабанов A., прот. Святой Патрик, епископ и просветитель Ирландии. Тверь, 2000; Он же. «Голубь Церкви» святой Коламба, просветитель Шотландии. Тверь, 2004. 1476       См.: Задворный В.Л., Юдин А. История Католической церкви в России: Краткий очерк. M., 1995; Задворный В.Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е).Исцеление глухоты и немоты. Брэд на публичном чтении в Лондоне демонстрировал глухонемого мальчика. Посторонний компетентный врач удостоверил его болезнь. Брэд продолжал гипнотизировать больного ежедневно и упражнять его в подражании произносить слова. В результате этого в Ливерпуле, на публичном чтении, он был снова демонстрирован, и многие из присутствовавших были склонны отрицать возможность того, чтобы этот мальчик был когда-либо глухонемым [А.Н.Гиляров, с.244. H.Bernheim, Hypnotisme, p.288–290; De la suggestion, p.235–249; 305–307, 334 и др., а также см. литературу – (по Гилярову) у Льебо, Кюллера Реньяра и др.]. Можно без труда указать и еще целый ряд подобных фактов исцелений гипнотизмом. Мы указали типичные. К фактической стороне вопроса придется вернуться и еще, а пока дадим анализ фактора этих исцелений. 1464 Чем лишний раз доказывается самостоятельность духовной сущности. Ср. Athanasius Magnus. Oratio contra gentes. Migne. P.s.gr., t.25, col.76; рус. пер. m.I, с.176. Ср. об этом у В.Ф.Давыденко. Святоотеческое учение о душе, с.66–67. 1466 «Общение же ума с телесным состоит в каком-то невыразимом соприкосновении... чудным и недомыслимым каким-то способом ум приближается и соприкасается естеству, – сего сказать или представить умом невозможно» (Gregorius Nyssenus. De hominis opificio. Migne. P.s.gr., t.44, col.177; рус. пер. ч.1, с.135). 1469 Ввиду особой важности этой роли внимания мы позволим себе привести здесь несколько фактов. Их в высшей степени много. Ближе всего мы коснемся тех, которыми доказывается, что «отвлекая внимание от своих ощущений, человек может содействовать своему исцелению, а во многих случаях даже и прямо устранять силой своей воли различные болезненные припадки» (О значении психических влияний. Лекция профессора В.А.Манассеина, с.15). Карпентер рассказывает о Роберте Голле, знаменитом своим красноречием. Несмотря на ужасные почечные колики (вследствие камней), бросавшие его на пол по окончании речи, Голль во время речи, увлеченный своим предметом, не чувствовал ни малейшей боли (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

XI 4//Ibid. Col. 600)). Если все «серьезные и получившие одобрение» (graves ac probati) историки сходятся в подтверждении того или иного тезиса, разделяемого богословами, то богословие в совокупности подтверждается, согласно К., не только верой, но и доводами разума. История, т. о., объявлялась необходимой дисциплиной (подробнее см.: Андронов. 2011). В заключительной книге трактата К. рассматривал вопросы, связанные с использованием выделенных им локусов в схоластических диспутах и богословской полемике. Соч.: Relectio de sacramentis in genere habita in Academia Salmanticensi anno 1547. Salmanticae, 1550; Relectio de poenitentia habita in Academia Salmanticensi anno 1547. Salmanticae, 1550; De locis theologicis libri duodecim. Salmanticae, 1563; Idem//Theologiae cursus completus/Ed. J. P. Migne. P., 1837. T. 1. Col. 79-908; Idem/Ed. J. Belda Plans. Madrid, 2006; De domino indorum// Pere ñ a L. Misión de España en América, 1540-1560. Madrid, 1956. P. 90-147. Лит.: Caballero F. Melchior Cano. Madrid, 1871; Lang A. Die Loci theologici des Melchior Cano und die Methode des dogmatischen Beweises: Ein Beitr. z. theol. Methodologie u. ihrer Geschichte. Münch., 1925; Solana M. Los grandes escolásticos españoles de los siglos XVI y XVII: Sus doctrinas filosóficas y su significación en la historia de la filosofía. Madrid, 1928; Marcotte E. La nature de la théologie d " après Melchior Cano. Ottawa, 1949; Mandonnet P. Cano//DTC. T. 2. Pars 2. Col. 1537-1540; Sanz y Sanz J. Melchor Cano: Cuestiones fundamentales de crítica histórica sobre su vida y sus escritos. Monachil; Granada, 1959; Tshibangu Th. Théologie positive et théologie speculative. Louvain; P., 1965; Belda Plans J. Los lugares teológicos de Melchor Cano en los commentarios a la Suma Teológica. Pamplona, 1982; Вдовина Г. В. Кано//Культура Возрождения: Энцикл. М., 2007. T. 1. С. 732-733; Андронов И. Е. Учение о локусах и методология истории в XVI ст.//Вестн. Нижегородского ун-та. Сер.: История. Н. Новг., 2011. 5(1). С. 205-211; Frank G. Wie kam die Topik in die Theologie?: Topik als Methode der Dogmatik bei Philipp Melanchton und Melchior Cano//Hermeneutik, Methodenlehre, Exegese: Zur Theorie der Interpretation in der frühen Neuezeit/Hrsg. G. Frank, St. Meier-Oeser. Stuttg., 2011. S. 67-88. Рубрики: Ключевые слова: АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ КАЭТАН Фома (1469-1534), доминиканец, кардинал, католический церковный и политический деятель; философ, богослов, экзегет

http://pravenc.ru/text/1470221.html

" Некрасовцы», как их стали называть после, переселились в Турцию и образовали там первое значительное старообрядческое поселение 1466 . Волнения и уход некрасовцев в Турцию несколько ослабили силу старообрядцев на Дону. Зато в царствование Анны Иоанновны гребенские (терские) казаки, напротив, окончательно перешли в старую веру. Причиной этому послужило решение правительства ввести на Тереке новый порядок. До 1738 г. терские священники служили по-старому, хотя и поставлялись господствовавшей церковью. Когда же при Анне Иоанновне правительство захотело дать им священников нового обряда, то казаки наотрез отказались от этого и стали принимать перешедших в раскол беглых попов. Определить даже приблизительно, какой процент 13-миллионного населения петровской России 1467 твердо стоял на стороне старой веры, невозможно. Можно лишь предполагать, что не менее половины населения земель к северу и востоку от Волги ушло в раскол и не подчинялось официальной церкви. В центре страны, где правительственный контроль был сильнее и где крепостное право давно уничтожило традиции независимого мышления и свободы, старообрядцы держались в городах вроде Калуги и отдельными островами в некоторых имениях Пензенской губернии 1468 . Постоянные экспедиции миссионеров на север, в Новгород, Торжок, Владимир, Тверь, Урал, Нижний Новгород и даже украинские города, как Киев, Чернигов, Стародуб, где жили старообрядцы, свидетельствуют о широком распространении раскола 1469 . Наконец, казачьи области Дона, Нижнего Урала и Терека почти исключительно состояли из приверженцев старой веры. Насилие администрации и церковных миссионеров 1470 при проповеди нового обряда и собирании штрафов отталкивало народ от церкви, и число старообрядцев увеличивалось, а не уменьшалось. Сведения о массовой эмиграции старообрядцев встречаются вплоть до времени Екатерины II.»Зeлo много бегут за кордон, до панов Халецкого, Красальского и других«, (то есть на Ветку) – пишут в Петербург миссионеры в 1721 г. 1471 На Севере старообрядцы сначала уходили в шведские пределы, преимущественно, в Прибалтику 1472 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

1462 ...как нанявшегося к ним на работу. – Хлебники хотели, видимо, силой удержать у себя работника. 1463 ...кинулся к твоей статуе... – «Прибегать к статуям или изображениям императоров... запрещено... кроме тех случаев, когда под их защиту прибегает человек заключенный в тюрьму людьми более сильными» (Dig. 48, 19, 28, 7). 1464 Лаберий Максим – был дважды консулом: в 89 г. и в 103 г. легатом в Мизии и успешно командовал армией в первую Дакийскую войну. – Вторжение сарматов в Мезию изображено на колонне Траяна, стоявшей в Риме на его форуме. Письмо это – единственный документ, сообщающий об этом вторжении во время первой войны с даками. – Сусаг – лицо неизвестное. – Децебал – царь даков, с которым вел войны Траян. – Пакор – парфянский царь, умер в 112 г. – Каким образом посольство Децебала к Пакору (не одного же Каллидрома посылал Децебал Пакору) могло пройти на берегу Черного моря через места, зависимые от Рима, непонятно. Путешествие Каллидрома приходится на 103–105 гг. 1466 ...из парфянских рудников. – Драгоценных металлов не было ни в западных, ни в центральных округах Парфянского царства, т. е. в Ираке, Иране и на окраинах Армении. Добывали железо, свинец. Около Нишапура были знаменитые и древние копи, откуда брали бирюзу. 1467 Юлий Ларг – ближе неизвестен. Предки его получили римское гражданство, вероятно, в римской колонии, выведенной Юлием Цезарем в Гераклею. 1468 Он, просил меня в завещании принять его наследство... – Наследник должен в течение определенного времени заявить, что он согласен принять наследство. 1469 Гераклея – была когда-то значительным городом и оставалась независимой до 74 г. до н. э., когда Митридат Эвпатор наложил на нее свою руку. – Войны Митридата и хозяйничание местного династа, вырезавшего римскую колонию, выведенную сюда Юлием Цезарем, окончательно ее разорили и подорвали ее значение. – Тиум – «маленький городок, замечательный только тем, что он родина Филатера, родоначальника Атталидов» (Страбон 12, 542, 8). 1470 ...установить игры, которые... будут названы траяновыми. – Такие игры были очень популярны; организованные по образцу Олимпийских игр, они устраивались по всему эллинистическому миру.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010