1. С. 15); Д. человека невещественна, нематериальна, обладает дарованной ей Богом свободой, сотворена во благо человека, проста по своей природе «как образ и подобие Божие» (Ч. 2. С. 220), внутренне соединена со Св. Духом и живет благодаря этой связи со Св. Духом, Который укрепляет ее в борьбе с грехом против «смерти духовной», учит ее любви к др. человеку как носителю образа Божия и соединяет всех людей в любви к Богу (Ч. 1. С. 90-91). По поводу происхождения Д. человека Иоанн Кронштадтский утверждал, что «душа первого человека от Бога, от Него же все души последующих людей; все дыхание его божественного Духа, все должны быть чада Его, все как один» (Ч. 2. С. 339). Обсуждая вопрос о составе человека, об отношении тела и Д. в человеке, он отмечал, что начала жизни сами по себе не присущи нашему телу и заимствованы от Д., к-рая в нынешнем поврежденном состоянии греховна и содержит наряду с началами жизни и начала смерти (Ч. 1. С. 100); сам по себе человек «ничто. И как тело его поддерживается воздухом, пищею и питием, так душа - молитвою, чтением слова Божия и св. Таинствами» (С. 138); тело тленно, а Д. человека по своей природе бессмертна; доказательством тому является жизнь праведников и святых (С. 5-6). Рассуждая о месте Д. в человеке, Иоанн Кронштадтский считал, что «душа находится в самой средине его существа - в сердце, почему и называется часто душа сердцем, а сердце - душой» (С. 39); что она «в теле везде, но особенно в сердце, и Бог в мире везде, но особенно на небесах и в храме» (Ч. 2. С. 341). Ангел принимает душу праведника на смертном одре. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 183) Ангел принимает душу праведника на смертном одре. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 183) Развивая учение об имени Божием («Имя Божие есть Сам Бог… призови только имя Господне: ты призовешь Господа Спасителя верующих, и спасешься» - С. 309), Иоанн Кронштадтский связывал Д. человека с именем человека: «В имени человека - душа человека» (Там же) - и обосновывал это положение тем, что человек был сотворен Словом Божиим, что имя обозначает простую природу Д., что «под одним именем скрывается такое богатство и глубина духа человеческого, такое множество делимых частей вещества.

http://pravenc.ru/text/180712.html

Вторую Пахомиевскую редакцию Жития Варлаама Хутынского: «Видв же его азъ тамо в манастырь пришедша, и въпросих его, он же такоже сказа ми, якоже и инии сказаша ми о нем. Аз же слышавъ сия от него и написавъ сия, яко да не забвена будет блаженаго отца чюдеса» (л. 117–117 об.). с Житием Саввы Вишерского: «Ниже и се да умолчано будет, иже Богъ творить святыми своими, обаче бо божественая благодать не токмо въ живот прославляти святыя своа, но и множае и по преставлении , да уврятся вси и познають, яко Господь нашь Исус Христос славящая его прославляеть, и ищющи его обрящуть благодать» (ОР РНБ, Соловецкое собр., 518/537, л. 294 об.). РНБ, Софийское собр., 1389, л. 297–297 об. загробных видениях присутствует свт. Николай – святой сообщает отроку, что когда тот молился святителю, он получал заступничество Варлаама. Варлаама Хутынского с пророком Илией присутствовало еще в пахомиевской Службе преподобному: «Якоже вторы Илия чюдесы показася, онъ бо въ живот сы, въздухы водоточными чюдодиствоваше, ты же и по смерти чюдесы удивляеши» (стихира); «Якоже другыи Илиа, отче, дождь съ небесе сведе. Онь бо огнь сведе, царя удиви. Ты же люди своа вьзвесели и торжьствовати устрои» (кондак).  Клосс Б. М . Избранные труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 374–375.  Бобров А. Г. «Повести древних лет»//ТОДРЛ. Т. 54. СПб., 2003. С. 136–171. Г. Бобров указывает для этого блока филигрань «Кабан», датирующуюся 1535 г. (Там же. С. 137). же. С. 138–140.  Шибаев М. А. Как был «сделан» софийский комплект ВМЧ//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. 3(61). С. 145.  Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера… С. 31, 33–34.  Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988. С. 146; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 33. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены

http://sedmitza.ru/lib/text/9494835/

В пергаменной рукописи РНБ. F.n.I.46 сохранилось 76 текстов, в Успенском списке Великих Четьих-Миней пронумеровано 119 глав. Особенностями краткой редакции «З.» можно считать относительную свободу в порядке следования текстов и открытость структуры сборника. В отличие от краткой пространная редакция «З.» имеет достаточно устойчивый состав и порядок следования статей, которых насчитывается 138. В начале сборника помещается оглавление, состоящее из 2 частей: 1-я ч. содержит заголовки 45 статей и краткое их содержание, 2-я - перечисление названий остальных статей. Полная редакция «З.» сохранилась в наибольшем количестве списков, самые ранние относятся к XV в. (БАН. 33.2.12; РГБ. МДА. 43; ГИМ. Чуд. 214; Там же. Муз. 458 и 3455; Усп. 14/1079). Известны списки этой редакции XVII-XIX вв., сборник целиком и выписки из него бытовали у старообрядцев. Из списков «З.», содержащих 138 Слов, выделяется рукопись РГБ. Муз. 8190 (XVI в.), отнесенная Фоминой к особой редакции памятника. Хотя список по объему совпадает с пространной редакцией, порядок расположения статей в нем иной. Помимо статей пространной редакции этот сборник включает 29 Слов свт. Иоанна Златоуста, большая часть которых не читается ни в одной из редакций «З.», эти Слова в рукописи не имеют номеров. Особая редакция «З.», включающая мн. статьи, к-рые восходят к Изборнику 1076 г. или к его архетипу, представлена, как установил Федер, в рукописи 3-й четв. XV в. НБ Саратовского гос. ун-та. 38 (по месту хранения кодекса эту редакцию уместно назвать саратовской). Время ее создания не установлено. Лит.: Калайдович К. Ф. Иоанн, экзарх Болгарский. М., 1824. С. 15, 100. Примеч. 43; Шафарик П. И. Расцвет слав. письменности в Булгарии//ЧОИДР. 1848. 7. Отд. 3. C. 37-59; Срезневский И. И. Древние памятники рус. письма и языка, X-XIV вв. СПб., 1863. С. 192-199; он же. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках, 21-22//СбОРЯС. 1867. Т. 1. С. 1-5, 6-27; Малинин В. Н. Исследование Златоструя по рукописи XII в. Имп. публичной б-ки.

http://pravenc.ru/text/199905.html

33. 1892. СПб.: Син. тип., 1892. С. 1129–1130). 24 Реморов И., иерей. Неудавшийся пересмотр синодального перевода в 1890-е гг.: урок Н.Н. Глубоковского и К.П. Победоносцева И Современная библеистика и Предание Церкви: Материалы VII Международной богословской конференции Русской Православной Церкви. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2016.С. 553. 26 Глубоковский Н.Н. Общие указания по вопросу об исправлении славянского и русского переводов Нового Завета и замечания на славяно-русский текст Евангелия от Матфея; Евангелия от Марка; Евангелия от Луки; Евангелия от Иоанна. РНБ, ф. 194, оп.1, ед. хр.55. 1892 г. 29 Сорокин Ю.С. Развитие словарного состава русского литературного языка 30–90 годов XIX века М.; Л., 1965. С. 349. 32 Реморов И.А. К проекту «Словаря русского языка XIX века»: некоторые лексические особенности церковных текстов//Актуальные проблемы лексикологии и словообразования: Сборник научных трудов/Труды гуманитарного факультета. Серия П: Сборники научных трудов/Новосибирский государственный университет. Новосибирск, 2007. Вып. 10. С 138. 33 Термин встречается, например, в работе Г.О. Винокура (Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М, 1959. С. 458). 34 Данный термин введен Л.П. Крысиным (Крысин Л.П. Религиозно-проповеднический стиль и его место в функционально-стилистической парадигме современного русского языка//Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Памяти Т.Г. Винокур. М, 1996. С. 135–138). 35 Языковые особенности проповедей описаны наиболее подробно по сравнению с другими жанрами церковного стиля (Крылова О.А. Церковно-религиозный стиль//Стилистический энциклопедический словарь русского языка/Под ред. М. Н. Кожиной. М., 2003. С. 612–616; Звеэдин Д.А. Православная проповедь как жанр церковно-религиозного стиля современного русского литературного языка (на примере текстов второй половины XX века). Автореф. дисс. ... канд. филологических наук. Челябинск, 2012). 36 Макарий, митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В 1863 г. приехал в Москву, получил место учителя пения и музыки во 2-й военной гимназии. Свой педагогический опыт В. обобщил в «Руководстве к преподаванию хорового пения» (М., 1872). Летом 1865 г. В. как дирижер участвовал в концертах, устроенных кн. Ю. Н. Голицыным в зоологическом саду. С 1865 г.- член Об-ва древнерус. искусства; в 1869 г. по приглашению прот. Димитрия Разумовского участвовал в работе I Археологического съезда в Москве. В «Заметках по поводу рассуждений о гармонизации церковно-русской мелодии» В. обратил внимание на унисонное пение, к-рое звучало в мон-рях «величаво и вместе с тем умилительно» (РДМДМ. Т. 3. С. 138). Принимая новые идеи гармонизации древнерус. напевов, выдвинутые Н. М. Потуловым , он предлагал решить вопрос, в чем именно переложения Д. С. Бортнянского , прот. Петра Турчанинова , Львова «погрешают против назначения: быть служебным пением в Церкви Русской» (Там же. С. 138). В. выступал за повышение профессионализма в церковном пении и был убежден, что сила, простота и естественность выражения в музыке обязательно должны сочетаться с высоким качеством изложения. Основные этапы жизненного и творческого пути В. по просьбе прот. Д. Разумовского описал в 1865 г. в «Автобиографии», изданной А. В. Преображенским (РМГ. 1902. 41. Стб. 967-978). В 1836-1842 гг. В. создал концерты «Изми мя от враг моих», «Услыши, Господи, глас мой», причастные стихи «Чашу спасения прииму», «В память вечную», Обедню, Херувимскую песнь (d-moll), а также ряд переложений, среди к-рых - «Свете тихий» и «Хвалите имя Господне» напева, употребляемого в Малороссии (не изданы). В 1848-1850 гг. написал «Ныне отпущаеши», «Воскрес из гроба» и «Днесь спасение» (тогда же были изданы), причастный стих «Хвалите Господа с небес», «О Тебе радуется», «Вечери Твоея тайныя» (изд. позже), а также Херувимскую песнь (D-dur, не издана); в 1854-1859 гг.- «Тебе одеющагося», «Не умолчим никогда» и нек-рые др. песнопения для однородного хора (не изд.). Арх.: ОПИ ГИМ. Ф. 379. 7: «Муз. значение шк. пения в наст. время» (Л. 1-2, не оконч.); Несколько слов о пении в школе (Л. 9-10); Ответ на ст. «По поводу духовных концертов», опубл. в 91 «Моск. ведомостей» (Л. 20-28); Рус. церк. пение (Л. 29-61); Церк. пение в наст. время: Ст. 2-я. (Л. 80-85); ОР РГБ. Ф. 380. К. 14. 48: Воротников П. М. , Воротникова Е. Письма о. Димитрию Разумовскому; РНБ. Ф. 1260. F. 14: Хомутенко А. Е. Сб. биогр. справок: Мат-лы по истории Ленингр. капеллы им. М. И. Глинки: Хор придворных певчих и придворной певч. капеллы, 1762-1917. Л., 1975. Ркп.

http://pravenc.ru/text/155284.html

Текст памятника представлен первой частью Антониевской редакции без предисловия. Можно выделить две группы списков. Первая группа: 1) ЯМЗ, 15358. Сборник (л. 122–133), кон. 50-х – нач. 60-х годов XVII в. Филигрань: Щит с лилией под короной, под щитом литеры SLG – Дианова Т. В. Филиграни XVII века по старопечатным книгам Украины и Литвы. М., 1993. 442 (1659–1661 гг.). Текст дополнен по Степенной книге; отметим: среди убитых в Батыево нашествие упомянут князь «Василей Долгая рука». 2) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 278. Сборник (л. 133– 138), 70-е годы XVII в. Филигрань: Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка MLI – Дианова и Костюхина, 352 (1673–1674 гг.). Текст начинается со слов: «…дно во граде Ярославле, измлада бо Христа возлюби». 3) ГАЯО, 473. Сборник (л. 74–82 об.), 70-е годы XVII в. Филигрань: Герб Амстердама, под ним буквы CD – Гераклитов, 51 (1671 г.). Текст начинается со слов: «от всякия неправды огребашеся, аки воин изящен». Вторая группа: 1) Список, изданный А. А. Титовым 557 . 2) РНБ, Софийское собр., 1354. Сборник (л. 67–72), 1597 г. (дата читается во второй части рукописи – Соф., 1355). 3) РГАДА, ф. 187 (Рукописное собр. РГАЛИ), 61. Сборник (л. 42 об. – 52), сер. XVII в. § 9. Редакция 1620 г. Редакция датируется 1620 г. условно – по древнейшему списку (Увар., 492). Представляет компиляцию из Переработанной редакции иеромонаха Антония, Великих Миней Четьих и Степенной книги, разнесенную под двумя числами: 19 сентября и 5 марта. Под 19 сентября читается собственно Житие Федора Ярославского, под 5 марта – статья о проявлении мощей и последующие чудеса. Редакция составлена скорее всего дьяконом одной из Ярославских церквей, судя по тому, что автор постоянно вставляет дьяконов в перечисление «священнического чина», а протопопа Константина называет протодьяконом. Выявлено два списка редакции: 1) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 492 (1 ). Сборник (л. 1–13 об., 201 об. – 233), 1620 г. В записи писца на л. 397 говорится, что книга написана «рукою многогрешнаго раба Божия Георгия Евсевиева сына Комынина в преславном и в преименитом и богоспасаемомъ граде Ярославле, по велению ярославцов посадцкых людей Ивана да Козмы, да Назария, да Аникия Второво детей Чистово и иных посадцькых людей, святого и славнаго пророка Илии прихожан, и совершена бысть сия книга книга в лето 7128-го, марта в 23 день … И положена бысть в храмъ святого пророка Илии и преподобнаго отца Варлама Хутынскаго чюдотворца, а настоящии храм Покров Пресвятеи Богородицы на Пробоинаи улицы въ граде Ярославле Поволъском» 558 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1118 В этом же году, 4 июля «манастырь на Росткине улици выгорел весь черницкой Рожество Иоана Крестителя» (ПСРЛ. Т. 3, с. 158). 1119 Род преемника владыки Пимена на Новгородской кафедре, архиепископа Леонида, начинается с имени святителя Макария: «Род архиепископа Леонида: Митрополита Макария, архиепископа Васияна, священнодиякона Симеона, Анастасии, Александра, Фаддея, Матрону, Козму» (РНБ. Соф. 1550 . Синодик XVII в. л. 31). 1120 В этом же году, 4 июля «манастырь на Росткине улици выгорел весь черницкой Рожество Иоана Крестителя» (ПСРЛ. Т. 3. С. 158). 1121 Непозыбаный ‘непоколебимый, незыблемый’. – Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 11. М., 1986, с. 220. 1122 Шестой собор псковского духовенства был учрежден в 1471 году на основании благословенной грамоты Митрополита Филиппа I (РИБ. Т. 6. СПб., 1908, стб. 731–734). Соборы городского духовенства – это структурная организация городского духовенства. 1124 Резоимание ‘взимание процентов на ссуду, ростовщичество’. – Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 22. М., 1997, с. 138. 1126 См.: Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых Отец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992, с. 19. Правило 42 (Слав. яз.). 1127 Заповедь ‘штраф за нарушение какого-либо запрета’. – Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 5. М., 1978, с. 273. 1128 Однолично ‘непременно, обязательно’. – Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 12. М., 1987, с. 288. 1130 Послание опубликовано А. Никольским в приложении к его статье «Сказание об обретении честных мощей святителя Никиты Новгородского» (ИОРЯС. Т. 10. Кн. 2. 1905, с. 12–13). Автор при этом не касался вопроса датировки и атрибуции данной грамоты. Этим занялся А. Малов (Послание об обретении мощей епископа Никиты//Сборник статей в честь академика Алексея Ивановича Соболевского. Л., 1928, с. 496–498). Он датирован послание июнем-июлем 1558 года, с чем вполне можно согласиться. Однако вызывает возражение сделанная им атрибуция. Обращение в грамоте к адресату как к «преподобию», а также происхождение рукописи, в которой содержится послание, из Кирилло-Белозерского монастыря определило направление его поисков Данного адресата. Исследователь писал: «...адресатом является Кирилловский игумен Матфей, поставленный в 1555 г. и в 1559 г. рукоположенный во епископа Крутицкого» (Там же с. 498). По его мнению, автором послания был священник новгородского Софийского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Последним по времени создания гимнографическим произведением И. является одна из редакций службы св. царевичу Димитрию Иоанновичу, погибшему в Угличе 15 мая 1591 г. («Ин перевод: стихиры благоверному царевичю князю Дмитрею Углецкому, новому чюдотворцу»). Редакция И. известна в единственном списке XVII в. (РНБ. Солов. 1012/1121. Л. 1-13 об.), содержащем многочисленные исправления (см.: Описание рукописей Соловецкого мон-ря, находящихся в б-ке КазДА. Каз., 1885. Ч. 2. С. 285). При переносе останков царевича в Москву 3 июня 1606 г. совершилось много чудес, после чего было установлено богослужебное поминовение его памяти и написано Житие. Время создания службы в редакции И. неизвестно. Служба представляет собой всенощное бдение, часть ее песнопений совпадает с песнопениями службы на память св. царевича Димитрия из богослужебной Минеи (Минея (МП). Май. Ч. 2. С. 119-138). В службе, написанной И., читается канон, отличный от канонов св. царевичу в минейном варианте, в частности, в каноне, принадлежащем перу И., отсутствует акростих (нач.: «Многомилостивыя Твоея, Христе, помощи прошу страстотерпца Твоего Димитрия молитвами»; см.: Смирнова (Косицкая) А. Е. Азбучные каноны русским святым//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 209-210. Примеч. 105). Соч.: Житие прп. Варлаама Важского: Изд. по списку XVII в. 677 Троице-Сергиевой лавры/Предисл.: А. Григорович//ПО. 1887. Июль. Прил. С. 1-47; То же: СПб., 1893; Никодим (Кононов), иером. Прп. Антоний, Сийский чудотворец: Ист. сведения о церк. его почитании с прил. древнего рукописного Жития в полной и кр. редакциях. СПб., 1901. С. 30-112 [Житие прп. Антония Сийского по ркп. из б-ки Антониева Сийского мон-ря]; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: (Книжные центры Рус. Севера). Сыктывкар, 2000. С. 241-328 [Житие прп. Антония Сийского по списку БАН. Арханг. 250], 328-340 [Похвальное слово прп. Антонию по тому же списку]; Прп. Димитрий, Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотворного образа. М., 2004. С. 37-50 [факс. воспроизв. службы Сретению иконы прп. Димитрия Прилуцкого по ркп. ВОКМ. 1854].

http://pravenc.ru/text/578316.html

596 Петров Н. И. Историко-топографические очерки древнего Киева. Киев, 1897. С. 5–13; Сагайдак М. А. 1991. С. 26. 597 Петров Н. Н. Указ. соч. С. 21; Берлинський М. Ф. История (1800). 1991. С. 130, 176, 193, 208, 277. 599 Текст по списку XVI в. см.: Пичхадзе А. А., Ромодановская В. А., Ромодановская Е. К. Жития княгини Ольги, Варяжских мучеников и князя Владимира в составе Синайского палимпсеста (РНБ, Q. п. 1. 63)//Русская агиография. Исследования. Материалы. Полемика. СПб., 2005. С. 303–308, под строкой. 603 Каргер М. К. Древний Киев. М., Л., 1958. Т. 1. С. 98–105, 138–212; М., Л., 1961. Т. 2. С. 36–59. 609 Жизнь, деяния и подвиги святого отца нашего и исповедника Михаила, пресвитера и синкелла града Иерусалима//Византийские легенды. М., 1972. 2-е изд.: М., 1994. 3-е изд.: М., 2005. С. 114–139. 610 Бибиков М. В. Византийский прототип древнейшей славянской книги (Изборник Святослава 1073 г.). М., 1996. 611 Обзор точек зрения по этому поводу см.: Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237). СПб., 1996. С. 33–34. 612 Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. Написание о правой в р //СОРЯС. 1907. Т. 82. С. 21–22. 613 Щапов Я. Н. «Написание о правой вере» Михаила Синкелла в Изборнике 1073 г. и в Древнеславянской кормчей Ефремовской редакции//Изборник Святослава 1073 г. М., 1977. С. 332–341. Выдвинуто предположение о переводе Ефремовской кормчей на Руси: Милов Л. В. О древнейшей истории кормчих книг на Руси//История СССР. 1980. 5. С. 105–124; Турилов А. А., Флоря Б. Н. Указ. соч. С. 436–438. 616 Павлов А. С. Указ. соч. С. 21–26; Попов А. Н. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI-XV вв.). М., 1875. С. 25. 618 iurov I. Ein antilatinischer Tractat des Kiever Metropoliten Ephraim//Fontes minores. Vol. 10. Frankfurt a. Main, 1998. S. 319–356; Турилов А.А., Флоря Б. H. Указ соч. С. 439. 619 Греческий текст: Павлов А. С. Указ. соч. С. 176–177; древнерусский: Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси. СПб., 1992. С. 30–36.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иверская икона Божией Матери. 1676–1677 гг. Иконописцы Георгий Зиновьев, Сергей Рожков (ГММК) Иверская икона Божией Матери. 1676–1677 гг. Иконописцы Георгий Зиновьев, Сергей Рожков (ГММК) Согласно печатному варианту «Рая мысленного», И. и. была ранена имп. воинами-иконоборцами; это же предание слышал архиеп. Кутаисский Тимофей (Габашвили), посетивший Иверский мон-рь в 1755 г. В. Г. Григорович-Барский в 1744 г. сообщал о ранении иконы «древле» неким варваром, позднее раскаявшимся и ставшим иноком-отшельником с именем Варвар ( Григорович-Барский. 1887. Ч. 3. С. 138-139). Это Сказание об И. и. было включено в качестве гл. 22 в 3-ю часть (посвященную чудесам Пресв. Богородицы) сб. иером. Агапия Ланд(ос)а «Спасение грешников» (Αμαρτολν σωτηρα), изданного в 1641 г. в Венеции. В 1685-1686 гг. книга Агапия была переведена на Афоне на слав. язык укр. иером. Самуилом (Бакачичем) . Перевод известен не менее чем в 39 южнослав. списках кон. XVII-XIX в. (их перечень см.: Aranuje Ландос 2000. С. 239-253; старшие из них содержатся в рукописях РНБ. Погод. 1105, 1685-1686 гг.; Белград. НБС. Рс. 57, 1687 г.; Vindob. slav. 63, после 1687 г., и др.). Начиная с 1808 г. перевод Самуила (Бакачича), в разной степени отредактированный, неоднократно издавался для душеспасительного чтения в южнослав. землях ( Aranuje Ландос 2000. С. 253-255). Хотя сборник Агапия был переведен в кон. XVII в. и в Москве ( Евфимием Чудовским ), в России и на Украине он не получил столь широкого распространения, как у юж. славян (см.: Соболевский. 1903. С. 336-338; Фетисов. 1928-1929). Известна книга и в румын. лит-ре ( Чебан С. Н. Румынские легенды о Богородице. М., 1912). В 1658-1659 гг. в Валдайском Иверском мон-ре под заглавием «Рай мысленный» был издан уже известный в южнослав. (во всяком случае в афонской) традиции текст (см., напр., Ath. Chil. slav. 488, 1-я треть - 2-я четв. XVII в. Л. 1-33), а не новый перевод с греческого, как иногда утверждается в исследовательской лит-ре, дополненный Сказанием о Валдайском Иверском мон-ре и о принесении списка И. и. в Россию. Валдайское издание «Рая мысленного» получило широкое распространение не только в России и среди православного населения Речи Посполитой, но и у юж. славян (прежде всего на Афоне), где представлено рядом списков XVIII-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/293359.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010