Многолетнее присутствие на Соловецких о-вах мирян расшатывало монашескую дисциплину. Михаил Феодорович потребовал от И. в грамоте от 9 февр. 1621 г. воздействовать на тех иноков, к-рые желают «житие имети ослабно и мирским делом уклонятися или учнут питье держати, и вне монастыря исходити, и молвы творити»; новоначальные иноки должны жить в послушании у игумена и у известных доброй жизнью старцев (ААЭ. Т. 3. Доп. С. 485. 331). Грамоты аналогичного содержания прислали И. патриарх Филарет и царица-инокиня Марфа (РНБ. Солов. 20/1479. С. 337-338. 161; F.IV.147. Л. 263-267). Восстанавливая в обители уставные нормы, И. написал для братии последование келейного правила, к к-рому присоединил неск. статей о поведении монахов («Како подобаеть приити брату ко иному брату в келию»; «Сретающе же ся, брат з братом да глаголет», «А как з братиею потружаешися на какове-любо деле, пришед в келию, глаголи»). Один из списков келейного правила И. сохранился в Каноннике Троице-Сергиева мон-ря (РГБ. Ф. 304. 299; текст отредактирован применительно к условиям Троице-Сергиева монастыря); в книге есть запись ученика И. соловецкого старца Иоасафа Сороцкого, в 1630-1634 гг. являвшегося казначеем Троице-Сергиевой обители. Важным событием в жизни Соловецкого мон-ря стало обретение мощей прп. Германа в 1623 г., по-видимому состоявшееся по благословению патриарха Филарета. Ок. 1615 г. была составлена первоначальная редакция «Повести о преподобном Германе Соловецком» (единственный список - РНБ. Солов. 936/1046); после обретения мощей прп. Германа была написана 2-я, пространная, редакция «Повести...», получившая широкое распространение. В 1616 г., по грамоте царя Михаила Феодоровича, в Москву с Соловков были посланы изображения («дски») с гробниц Соловецких чудотворцев (РНБ. Солов. 18/1477. Л. 247. 174; Досифей (Немчинов). 1847. С. 56). В 1620 г. в Соловецкий мон-рь вернулся бывш. келарь Троице-Сергиева мон-ря Авраамий (Палицын), на Соловках он создал последнюю редакцию «Истории в память предыдущим родом» ( Солодкин Я. Г. Соловецкая редакция «Истории» Авраамия Палицына//Лит-ра Др. Руси: Сб. науч. тр. М., 1983. Вып. 4. С. 83-95). В мае 1626 г. И. получил грамоту от Новгородского митр. Макария об установлении празднования Ризе Господней, присланной в Москву в 1625 г., а также печатную службу празднику (РНБ. Солов. 20/1479. С. 105-107. 35). В 20-х гг. XVII в., при И., была создана новая редакция Соловецкого летописца, составленного в кон. XV в. игум. св. Иаковом.

http://pravenc.ru/text/673965.html

Вероятно, И. принадлежали печати с поясным изображением Божией Матери и греческими надписями: «Θ[εοτ]κε β[ο]θ[ει] Ιω[ννη] μη[τ]ροπο[λτη] Ρωσας» (Богородице, помоги Иоанну, митропо[литу] Руси) и «[Θεοτ]κε β[ο]θ[ει] Ιω[ννη προτοπρο]δρο» (Богородице, помоги Иоанну прото[проедру?]) ( Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси. М., 1970. Т. 1. С. 50-52, 55; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси. М., 1998. Т. 3. С. 28. 50-2, 50а). Если реконструкция надписи на 2-й печати является верной, то И. занимал высокую придворную должность протопроедра и являлся членом имп. сената в К-поле. 28 марта 1165 г. И. возглавил хиротонию Новгородского еп. св. Иоанна (Илии) . В том же году митрополит возвел свт. Илию в сан архиепископа: игумен Юрьева новгородского монастыря Дионисий побывал в Киеве «с любовью», «и повелено бысть владыце архиепископьство» (НПЛ. С. 31-32, 219). Сообщение о кончине И. содержится в Новгородской I летописи (Там же. С. 32, 219). Лит.: Соколов П. [П]. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 122-125; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 176, 334. Примеч. 111-112; Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 27, 64, 148, 167, 169; Карамзин Н. М. История гос-ва Российского. М., 1991. Т. 2/3. С. 186-187; Поппе А. В. Митрополиты и князья Киевской Руси// Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси, 988-1237. СПб., 19962. С. 458-459; он же. Митрополиты Киевские и всея Руси//Там же. С. 191, 198, 199. А. Ю. Карпов Иконография Поставление митр. Иоанном IV Новгородского еп. Илию. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 222) Поставление митр. Иоанном IV Новгородского еп. Илию. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 222) В Лаптевском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 233) содержится неск. миниатюр, на к-рых И. представлен старцем в архиерейской мантии и черном клобуке или в богослужебном архиерейском облачении. Его облик не имеет иконографических особенностей, форма и длина бороды варьируются; в отличие от изображений др. архиереев, фигура И. расположена, как правило, в центре композиции.

http://pravenc.ru/text/469576.html

О-5. Л. 194, список 40-х гг. XVII в.; Сиренов. 2006. С. 409). Однако в нек-рых рукописях этого времени среди погребенных лиц имя М. А. было пропущено (РНБ. Погод. 1563. Л. 94 об., список 40-х гг. XVII в.; Сиренов. 2006. С. 410). Вместе со старшим братом св. блгв. кн. Изяславом Андреевичем он также не был упомянут в «Описании во граде Владимире, где положены святые мощи в Соборной церкви» (РНБ. Солов. 888/998. Л. 225 об.- 227, список 80-х гг. XVII в.; Сиренов. 2003. С. 37-39). Смерть и погребение блгв. кн. Мстислава Андреевича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 290 об.) Смерть и погребение блгв. кн. Мстислава Андреевича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 290 об.) Со 2-й пол. XVII в. о местном почитании М. А. свидетельствует его упоминание вместе с отцом и братьями в ряде списков «Росписи, что во Владимире у Пречистые Богородицы лежат благоверные и великие князи и княгини и их дети и епископы», а также в «Описании о российских святых» (Описание о российских святых. С. 215-216). По наблюдениям А. В. Сиренова, в XVII-XVIII вв. наряду с др. вел. князьями, княгинями и епископами М. А. почитался не только как местный святой, но и как исторический деятель ( Сиренов. 2006. С. 401). В кон. XVII в. в надгробном листе св. блгв. кн. Глеба Андреевича сообщалось, что на его похоронах присутствовал отец, Андрей Боголюбский, и брат, М. А., к-рые «положиша честное тело его зде, в славном граде Владимире в соборной церкви Пресвятыя Богородицы Златоверхия, на сем месте». Отдельный надгробный лист во владимирском Успенском соборе был посвящен М. А. В нем отмечаются его сила, мужество, личная храбрость и подчеркивается, что князь «повелением отца своего многие грады и земли сопротивных непокаряющихся разорил и попленил и под нозе покорил». При этом особо упоминались действия М. А. в Волжской Булгарии, где он «всю землю поимал и попленил и многих во святое крещение просветил, а непокаряющихся мечю предавал».

http://pravenc.ru/text/2564280.html

В случае, если какая-то летопись представлена всего одним списком, она может называться и «летопись» и «список» (напр., Лаврентьевская летопись=Лаврентьевский список). Названия летописей и списков, принятые в науке, равно как и группировка списков в летописи, сложились исторически и не всегда отражают реальное содержание и соотношение текстов (напр., Ипатьевская летопись названа так потому, что ее древнейший список обнаружен в костромском Ипатиевском во имя Св. Троицы мужском монастыре , но ее текст не имеет никакого отношения к Костроме; Новгородская IV летопись древнее, чем Новгородские II и III летописи; различия между старшим и младшим изводами Новгородской I летописи, скорее заставляют считать их разными памятниками; и т. д.). Кроме названий реально сохранившихся текстов в лит-ре фигурируют наименования не существующих в оригинале, а реконструируемых памятников Л. (напр., «Повесть временных лет», Начальный свод, Свод 1212 г., Новгородская владычная летопись и др.). Слово «свод», подчеркивающее компилятивный характер большинства памятников Л., может использоваться по отношению как к реконструируемым текстам (напр., Начальный свод), так и к реально сохранившимся (напр., Ипатьевский свод=Ипатьевская летопись). Л. XI-XIV вв. Представлено следующими памятниками. Лаврентьевская летопись. Начальный разворот. 1377 г. (РНБ. F.IV.2. Л. 1 об.— 2) Лаврентьевская летопись. Начальный разворот. 1377 г. (РНБ. F.IV.2. Л. 1 об.— 2) Лаврентьевская летопись известна в единственном списке (РНБ. F.n.IV.2), написанном в 1377 г. мон. Лаврентием и еще 2 писцами, вероятно, в Н. Новгороде. Отражает Л. Киева (в части до сер. XII в.), Переяславля-Южного (частично в тексте за XII в.) и Владимиро-Суздальской Руси (с сер. XII в.). К ней текстуально близка Троицкая летопись, доводившая изложение до 1408 г. и отражавшая в части за XIV - нач. XV в. Л. Москвы, Твери и других городов. Она сгорела в московском пожаре 1812 г., однако ее текст может быть с высокой степенью уверенности реконструирован на основе выписок Н.

http://pravenc.ru/text/2463609.html

рукописей имеет небольшой формат; хотя уже в нач. IV в. были известны и крупные кодексы (ср.: «во время Диоклетиановых гонений в Цирте у христиан были изъяты кодекс большого размера, хранившийся в церкви, и 36 томов разного размера, находившихся в домах чтецов» - Gesta apud Zenophilum//CSEL. 26. P. 187-188)). Евангелист Матфей. Миниаюра из Евангелия. XIII в. (РНБ. Греч. 101. Л. 10 об.) Евангелист Матфей. Миниаюра из Евангелия. XIII в. (РНБ. Греч. 101. Л. 10 об.) Общее наименование «Новый Завет» для всех текстов апостольского происхождения появилось только во 2-й пол. II в. (в текстах НЗ выражение καιν διαθκη не относится к к.-л. текстам и книгам (см., напр.: Лк 22. 20; 1 Кор 11. 25; Евр 8. 8; 9. 15), тогда как выражение «Ветхий Завет» подразумевает именно тексты для чтения (2 Кор 3. 14); более того, отнесение названия «Новый Завет» к четко определенному списку книг в некотором смысле противоречит сущности христ. учения: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор 3. 6)). Большинство исследователей склоняется к тому, что первым употреблять словосочетание Новый Завет в отношении группы текстов стал Маркион, стремившийся противопоставить христ. сочинения иудейским (Ветхому Завету) и полностью вытеснить их из церковной жизни ( Kinzig. 1994). Несмотря на опровержение ереси Маркиона, термин в новом значении вскоре стали использовать и ортодоксальные авторы ( Clem. Alex. Strom. V 6. 38; V 13. 85; Tertull. Adv. Marcion. 4. 1), но уже не для того, чтобы опровергать ВЗ, а наоборот, чтобы подчеркнуть двуединство христ. Свящ. Писания. Евангелист Марк. Миниатюра из Трапезундского Евангелия. 2-я пол. X в. (РНБ. Греч. 21. Л. 5 об.) Евангелист Марк. Миниатюра из Трапезундского Евангелия. 2-я пол. X в. (РНБ. Греч. 21. Л. 5 об.) Сложнее обстоит дело со структурой «Евангелие - Апостол», к-рая также впервые встречается у Маркиона. С одной стороны, здесь можно усмотреть аналогию со структурой «Закон - Пророки», к-рая могла быть придумана Маркионом или могла появиться естественным образом еще до него ( Ferguson.

http://pravenc.ru/text/1470227.html

Мученическая кончина князя и его родственников привлекла внимание царя Иоанна IV Васильевича Грозного в период его походов на Казанское ханство. Нуждаясь в поддержке и покровительстве рус. святых и своих предков, он неоднократно молился в Успенском соборе Владимира - города, где не раз формировал свои войска перед походами на Казань. В его грамоте клирикам владимирского Успенского собора, написанной между 3 дек. 1549 г. и 7 янв. 1550 г. ( Кистерёв С. Н. О значении применения новейших методов изучения жалованной грамоты Ивана IV Владимирскому Успенскому собору//Вестник «Альянс-Архео». М.; СПб., 2015. Вып. 9. С. 3-15; Сиренов. 2015. С. 29), определен порядок поминания почивающих во Владимире св. мощей святителей, вел. князей, княгинь и их детей (РНБ. Ф. 532. Осн. собр. актов и грамот. Оп. 1. 134). Во 2-й пол. XVI в. была составлена «Выписка о панихидах». В ней отмечено, что среди лиц, которым положено служить панихиду, был М. Г. ( Шилов А. А. Описание рукописей, содержащих летописные тексты. Вып. 1//ЛЗАК. 1910. Вып. 22. С. 67). В описи владимирских гробниц Успенского собора («в болшой церкви»), составленной в 1-й пол. XVII в., указано, что «в другом приделе у Егория святаго лежит великий князь Юрье Всеволодичь во плоти, а с ним 3 сыны лежат в розных гробницах» (РНБ. ОЛДП. О-5. Л. 194, 40-е гг. XVII в.; Сиренов. 2006. С. 409). В росписи того же времени уточнялось, что М. Г. с братьями был похоронен «в пределе у страстотерпца Георгия… во олтаре, на левой стране…» (РНБ. Погод. 1563. Л. 94, 40-е гг. XVII в.; Сиренов. 2006. С. 409). В 80-х гг. XVII в. в «Описании во граде Владимире, где положены святые мощи в Соборной церкви» отмечено, что «в соборной церкве во правой стране во алтаре же гроб благоверного великого князя Мыстислава. Подле его гроб благоверного князя Всеволода - дети благоверного князя Егория Всеволодича» (РНБ. Солов. 888/998. Л. 226 об., список 80-х гг. XVII в.; Сиренов. 2003. С. 38-39). В описании мощей представителей великокняжеской семьи (2-я пол. XVII в.) упомянуто, что на правой стороне в Успенском соборе, в приделе великомученика Георгия, находились «благоверный великий князь Федор-Ярослав Всеволодович, отец благовернаго и великаго князя Александра Ярославича Невскаго, да великаго князя Георгия Всеволодовича дети: Владимир, Мстислав, Всеволод» ( Порфирий (Виноградов). 1903. С. 66-67).

http://pravenc.ru/text/2564292.html

Подтверждено право епископа посылать десятильников для суда и сбора доходов. Всех духовных лиц «во всяких делах и бесчинствах» судил архиерей, его приказные люди и десятильники, т. е. светские люди, «в церковной во всякой чин никто ни в кого не вступаетца» (РГАДА. Ф. 135. Отд. I. Рубр. IV. 34. Л. 1). Книгописание, книжные собрания В описании Коломны 1577/78 г. приводятся данные об ок. 400 рукописных книгах, хранившихся в городе в составе монастырских и церковных собраний. Кафедральный Успенский собор имел в то время 98 книг, в т. ч. 31 пергаменную, ц. Воскресения на великокняжеском дворе - 25 книг, в т. ч. 11 пергаменных. Обнаруживаются и следы владычной б-ки. В XV-XVI вв. при епископской кафедре, по всей видимости, функционировал скрипторий, как и при Старо-Голутвином и Спасском мон-рях. Из пергаменных рукописей, переписанных или хранившихся в Коломне, следует отметить лицевой список Жития св. князей Бориса и Глеба, созданный, вероятно, в XII в. (не сохр.), на основе к-рого в XIV в. была написана коломенская икона «Борис и Глеб в житии». Сохранились 5 безусловно относящихся к Коломне рукописей, 3 из них пергаменные: Палея толковая 1406 г. (РГБ. Троиц. 38), «Лествица» прп. Иоанна Синайского 1422 г. (РНБ. Погод. 73; переписана по заказу Коломенского еп. Амвросия), Евангелие-тетр (60-70-е гг. XV в., до 1473, РНБ. Кир.-Бел. 3/3; принадлежало в 70-х гг. XV в. Коломенскому еп. Никите (Семешкову)), и 2 на бумаге: Пролог на сент.-февр. 1481 г. (РНБ. F.I.311) и Евангелие-тетр 1509 г. (РНБ. Погод. 132). В 1547/48 г. в Успенский собор Коломны архимандрит Спасского мон-ря Феодосий дал в виде вклада церковный Устав (ГИМ ОР. Син. 336), содержащий расширенный по сравнению с материалами канонизационного Собора 1547 г. список рус. святых (см.: Клосс Б. М. Избр. тр. М., 2001. Т. 2. С. 369; ср.: Макарий (Веретенников). 2007. С. 325). Есть основания полагать, что в Коломне в 1517 г. была закончена работа над «Повестями о Николе Заразском», к-рые завершаются повестью о «Коломенском чуде».

http://pravenc.ru/text/1841782.html

Прп. Александр Свирский. Икона. Сер. XVI в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище в Москве) Принято считать, что первый Собор начал свою работу 26 февр. 1547 г. (в списке соборной грамоты РНБ - 2 февр., в летописи - 1 февр.) и утвердил общерус. почитание следующих святых: свт. Ионы, митр. Московского; свт. Иоанна, архиеп. Новгородского; прп. Макария Калязинского; прп. Пафнутия Боровского; прп. Никона Радонежского; прп. Михаила Клопского; прп. Зосимы Соловецкого; прп. Савватия Соловецкого; прп. Павла Обнорского; прп. Дионисия Глушицкого; прп. Александра Свирского. Некоторые списки называют среди общечтимых святых св. блгв. кн. Александра Невского (списки ТСЛ, РНБ, Карамзина, Кир.-Бел., ГБНТБ СО и Новгородская IV летопись), прп. Савву Сторожевского (списки ТСЛ и ГПНТБ СО), святителей Евфимия и Иону Новгородских (список РНБ), свт. Никиту Новгородского (список ТСЛ). С указанием, в какой области или в каком городе совершать празднование, дается перечень, в который включены 9 святых: блж. Максим Московский, юродивый; блгв. кн. Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские; блгв. кн. Петр и блгв. кнг. Феврония; свт. Арсений Тверской; блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Принято считать, что эти святые были канонизированы к местному почитанию, что подтверждает Волоколамский список соборной грамоты 1547 г., который разделяет святых на общерусских и местночтимых: «Тех 12, тем пети и праздновати повсюду... Тех 9, тем тамо и пети и праздновати», т. е. местно (РГБ. Вол. Ф. 113. 362; изд.: Макарий (Веретенников), архим. 1998. С. 14). Однако следует иметь в виду, что некоторые списки соборной грамоты предписывают праздновать некоторым из этих 9 святых «повсюду». Список РНБ Окружного послания, адресованного архиеп. Феодосию Новгородскому, вообще не различает общечтимых и местночтимых святых: всем предписывалось «пети и праздновати повсюду». Та же тенденция, но менее явно выраженная, прослеживается в списке ГПНТБ СО, адресованном в «царство Владимерское», где среди местночтимых указываются только Муромские святые Петр и Феврония, а также кн. Константин и его чада.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Освобождение Пскова от немцев, чуди и др. захватчиков войсками блгв. кн. Александра Ярославича Невского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 932) Освобождение Пскова от немцев, чуди и др. захватчиков войсками блгв. кн. Александра Ярославича Невского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 932) Четкого разделения функций между должностными лицами не было, скорее существовало довольно приблизительное распределение сфер преимущественной компетенции. Все важнейшие решения принимались архиепископом, посадником и тысяцким совместно, а если какие-либо вопросы представляли интерес для всех новгородцев, то обсуждались и утверждались на вече. Тогда же, по-видимому, важные полномочия получило «иванское» купечество (объединение купцов вокруг ц. св. Иоанна Предтечи на Опоках на Торговой стороне) во главе с «иванским старостой» (со 2-й пол. XIII в. было уже 2 чел. в этой должности). «Иванские» купцы осуществляли контроль над эталонными весами - «мерилами» и участвовали в торговом суде. В пользу храма св. Иоанна на Опоках поступала и часть пошлин из некоторых новгородских «пригородов». В более позднее время купеческие старосты также играли существенную роль в политической и экономической жизни Новгорода. В частности, они участвовали в переговорах с зарубежными партнерами, затрагивавших интересы новгородских купцов. В XII - нач. XIII в. существовало еще одно купеческое объединение - «заморских» купцов, торговавших с западнослав. Поморьем и Скандинавией. Его патронатным храмом была ц. св. Параскевы на Торгу. Позднее, однако, сведения о «заморских» купцах не встречаются. Возможно, как предполагает Б. Н. Флоря, «заморское» купечество слилось с «иванским», но очень вероятно, что тут сыграли свою роль и монополизация Ганзой торговли на Балтике, и соответственно утрата новгородскими купцами своих позиций в экономических контактах с этими регионами ( Флоря. 1999; Он же. 2015). Противостояние войск блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского и ливонских рыцарей у Чудского оз. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 936 об.)

http://pravenc.ru/text/Новгородской ...

М. В. Печников Иконография К числу исторических портретов М. можно отнести 3 миниатюры в Лаптевском томе Лицевого летописного свода. На всех владыка представлен как храмоздатель. Под 6700(1192) г. (РНБ. F.IV.233. Л. 438) изображена закладка ц. Спаса (Преображения Господня) «в Роусе на острове», т. е. в Преображенском мон-ре в Ст. Руссе. Святитель с группой монахов указывает строителям, к-рые трудятся над фундаментом или стенами одноглавого храма. Он в игуменских одеждах, с недлинной седой бородой, в черном клобуке (ср. в Новгородской I летописи: ПСРЛ. 1950. Т. 3. С. 231). Под 6703(1195) г. (РНБ. F.IV.233. Л. 444 об.) миниатюра представляет комментарий к тексту о закладке 2 каменных церквей в Новгороде: ц. в честь Положения Ризы Пречистой Богородицы на городских воротах и ц. в честь Воскресения Господня в мон-ре в Людином конце (сравни в Новгородской I летописи: ПСРЛ. 1950. Т. 3. С. 234). Святой изображен дважды: на закладке надвратной церкви он стоит в городской ограде, среди каменных башен, на закладке храма в кончанском монастыре - в центре округлого рва. Оба храма одноглавые, показаны кирпичные стены, арочные проемы. Хотя М. поименован владыкой, он в монашеском игуменском облачении, на нем черный клобук, коричневая мантия и охряной подрясник, он раздает указания мастерам, поднимая руку, у него короткая округлая седая борода. Композиция под 6706(1198) г. (РНБ. F.IV.233. Л. 493 об.) показывает, как М. основал «для себя» и построил мон-рь с ц. Преображения Господня (ср. в Новгородской I летописи описание закладки каменного храма и его строительства в период с 21 мая по 31 июля: ПСРЛ. 1950. Т. 3. С. 237). На миниатюре в деревянной ограде за вратами слева стоит М., перед ним работают строители, еще двое трудятся на крыше одноглавой церкви. Святой в коричневой мантии с красными источниками и в черном клобуке, с седой клинообразной недлинной бородой. Из письменных источников известна икона в церковной казне Спасо-Преображенского мон-ря в Ст. Руссе. Это Спас в серебряном окладе со святыми на полях: почитаемые на русском Севере и в Новгороде преподобные Зосима и Савватий Соловецкие и «два святые стоячие - Мантырей и Еуфимей», т. е. святители Новгородские М. и Евфимий II Вяжищский ( Флоря. 2015. С. 113). Упоминание такой иконы с именем святого в его речевом варианте, повторяющем памятники еще домонг. новгородского летописания (в Новгородской I летописи имя владыки читается как «Мантурии» или «Мантуреи»), свидетельствует о возможно древнем местном почитании М. в основанном и построенном им мон-ре. Не исключено, что местное почитание М. активизировалось после чудес, произошедших рядом с его погребением. В Мартирьевской паперти на гробницах М. и архиеп. Симеона, умершего в 1421 г., «явися кровь» в 1462 г. Это событие воспринималось позднее как предвозвещение грядущего завоевания города вел. кн. Иоанном III Васильевичем в 1471 г. (Новгор. Лет. 1879. С. 241).

http://pravenc.ru/text/2562448.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010