Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?), Муромский Успенский мон-рь), прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Мурманский (Муромский), Олонецкий, основатель Муромского в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря. Источники Основным источником сведений о Л. служит агиографическая Повесть, в к-рой использована редкая для древнерус. агиографии форма автобиографического повествования: в основной части текста рассказ ведется от лица самого Л., в заключительной - от имени его ученика Феодосия. Повесть известна сегодня в 3 редакциях: 1-й Пространной, 2-й Пространной и Краткой (начата во всех редакциях: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа и Святыя единосущныя и нераздельныя Троицы. Се аз многогрешный священноинок Лазарь…»). 1-я Пространная редакция известна в списке XVII в. ГИМ. Увар. 542 (заглавие: «Начало святыя обители Успения Пречистыя Богородицы да Рожества великаго во пророцех Предтеча Господня Иоанна и преподобнаго чюдотворца Афанасия еже есть близ понта окияна моря. Первие составися обитель преподобнаго священноиноком Лазарем римлянином. Списано иноком Феодосием того же монастыря игуменом Святыя горы. Духовная грамота священноинока игумена Муромскаго монастыря Лазаря»; публ.: Барминская. 1989; Крылова. 1995). 2-я Пространная редакция также известна в единственном списке XVII в. (РГБ. Унд. 146; содержит лишь 1-ю половину текста; заглавие: «Начало святыя обители Успения Пречистыя Богородицы и Рожества великаго во пророцех Предтеча Господня Иоанна и преподобнаго чюдотворца Афонасия еже есть близ понта окияна моря. Духовная грамота священноинока Лазаря. Списано священноиноком Феодосием того же монастыря игуменом»; не опубл., пересказ см.: Филарет (Гумилевский). РСв.). Более широкое распространение в рукописях получила Краткая редакция, известная в 13 списках XVII-XIX вв.: РНБ. Мих. Q. 384; Собр. Волковского молитвенного дома. 88; РГБ. Барс. 553; ИРЛИ (ПД). Перетц. 223; БАН. Собр. В. В. Лукьянова. 220 и др. (заглавия: «Повесть о Муромском острове», «Повесть о Муромском монастыре, иже есть близ Онега-езера» и др.; опубл.: ИРИ. Ч. 5. С. 115-129). Списки Краткой редакции входили также в старообрядческую (выговскую) рукописную традицию (ИРЛИ (ПД). Карельское собр. 37; ГИМ. Муз. 1510 и др.). Известны и более поздние переработки Повести, вошедшие в Четьи-Минеи Псковского еп. Ермогена (Добронравина) (РНБ. Собр. СПбДС. 25/3, кон. XIX в.), в «Олонецкий патерик» сщмч. архим. Никодима (Кононова) и др. агиографические сочинения.

http://pravenc.ru/text/2462515.html

СПб ИИ РАН. Кол. 115. Ед. хр. 671. Л. 11), через неск. лет строитель Варлаам купил для этого храма новую оловянную посуду (Там же. Ед. хр. 673. Л. 13 об.). Серебряные сосуды впервые были пожертвованы скиту только при строителе Дионисии Москвитине (1682-1686). Ничего лишнего не имели и сами монахи: только неск. икон в кельях, как свидетельствуют описи, и «посуду всякую древяную, сковороды блинные, кочерги и заслонки печные» (Там же. Ед. хр. 679. Л. 19)). В 1675 г. в скиту было 11 братских келий и «сторожня». На нек-ром расстоянии от келий и храмов располагались хозяйственные постройки: 2 житницы, конюшня, «холодник, покрыт желобьем», сараи, в к-рых хранили кирпич, и «дровяник», а в нем «две сажени дров»; на р. Бородаве находилась мельница «со всею мелнишною снастию», к-рая молола только «вешною водою про братский обиход» (впосл. была перенесена на р. Сору). Рядом с мельницей стояло сушило. В житницах хранился монастырский «хлебный запас». Последняя грамота о выдаче ружных денег Н. С. дана царями Петром I Алексеевичем и Иоанном V Алексеевичем 4 марта 1683 г. (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 2. Ед. хр. 493. Л. 13; по этой грамоте деньги выдавались вплоть до 27 февр. 1763 (Там же. Ед. хр. 8394, возможно, и позже)). В 1721 г. Синод издал распоряжение о выдаче в обитель денег «на церковные потребы и на жалованье строителю Иосифу с братией» (ОДДС. Т. 1. 691). В 1730 г. монахи Н. С. п. вернули право на получение ружного жалованья (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 2. Ед. хр. 1392). Храмовое строительство в XVII-XVIII вв. Нилова Сорская пустынь. Тихвинский собор, кельи. Акварель И. Ф. Тюменева. 1892–1903 гг. (РНБ) Нилова Сорская пустынь. Тихвинский собор, кельи. Акварель И. Ф. Тюменева. 1892–1903 гг. (РНБ) В 1655-1656 гг. начались подготовительные работы по строительству храма над местом погребения прп. Нила Сорского. Для этого часовню, стоявшую над могилой старца у стены Сретенской ц., перенесли за р. Сору, на место поселения преподобного, где сохранился его колодец: «С чюдотворцова гроба часовня перевезена к чюдотворцову кладезю» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

По мнению Е. Е. Голубинского, под уставом «службы Златоустовы и Василия Великого», отдельном от самой литургии Иоанна Златоуста, о котором сообщается в послании митрополита Киприана псковскому духовенству, нужно рассматривать именно «филофеевский» чин проскомидии. С датой этого послания согласуется упоминание на л. 72 в Служебнике о личном участии митрополита Киприана в работе над рукописью в 1397 году. Вероятно, эта поздняя приписка есть всего лишь парафраз записи в раннем протографе, но может быть и косвенной датировкой для него, отмечая начало литургической реформы митрополита Киприана. ГИМ. Син. 329/384 «Слава и ныне, глас 8, стихира Благовещению: Веселитеся небеса» Ульянов О. Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры//Макариевские чтения. Можайск, 1996. Вып. IV, ч. II. С. 109 Vat. Slav. 14 Vat. Slav. 8 Ульянов О. Г. Митрополит Киприан и тропарь третьего часа//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2001 г. М., 2001. С. 99 РНБ. F.n.I.18 РНБ. ОЛДП. F. 6 Vat. Slav. 14 ГИМ. Син. 329/384 Син. 326/381 Син. 328/383 и 329/384 Meyendorff John. The Liturgy: A Lead to the Mind of Byzantium//Meyendorff John. The Byzantine Legacy in the Orthodox Church. St. Vladimir’s Seminary Press. N. Y., 1982. P. 115–128 Meyendorff J. Projets de Concile oecumenique en 1367: Un dialogue inedit entre Jean Cantacuzene et le legat Paul//DOP. T. 14. Washington D.C., 1960. P. 174 Trempelas P. N. Aι τρεις Λειτουργαι κατ τους εν Αθναις κδικας//Texte und Forschungen zur byzantinisch-neugriechischen Philologie. Bd. 15. Athens, 1935. S. 1–16 PG. T. CLII. Col. 1411-1412; Acta Patriarchatus Constantinopolitani (MCCCXV–MCCCCII) e codicibus manuscriptis bibliothecae palatinae Vindobonensis edita. Ediderunt Fr. Miklosich et Ios. Muller. I. Wien, 1860. P. 492 См. соборные определения: PG 151. Col. 715-716; пер.: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930. С. 877 ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. СПб., 1908. С. 331 Acta Patriarchatus Constantinopolitani (MCCCXV–MCCCCII) e codicibus manuscriptis bibliothecae palatinae Vindobonensis edita. Ediderunt Fr. Miklosich et Ios. Muller. II. Wien, 1862. P. 280–282, 282–285. 515–516

http://pravoslavie.ru/588.html

524 Эти данные позволяют уточнить положение Ю. В. Готье о том, что выходцы из-за шведского рубежа («кореляне») появляются на территории России только в 1630-е – 1640-е годы (Готье Ю. В. Замосковный край в XVII веке: опыт исследования по истории экономического быта Московской Руси. 2-е изд. М., 1937, с. 190). 525 О переселении карел в Россию – Жербин А.С. Переселение карел в Россию в XVII веке. Петрозаводск, 1956, с. 71. 533 РНБ, Мих., Q 299. Розов Н. Н. Из истории Кирилло-Белозерской библиотеки. – Труды ГПБ, т. IX (12). Л., 1961, с. 184–187. 534 Прохоров Г. М. Повесть об Устьшехонском Троицком монастыре и рассказы о городе Белозерске. Документы: Патриаршая грамота и монастырская отписка 1655 г. – Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования. СПб., 1994, с. 188. 537 РНБ, AI/16, л. 1503, 1640 об. – 1641; Писцовая книга езовых дворцовых волостей..., с. 183–184. Эта выпись в «Описании документов XIV-XVII вв. в копийных книгах Кирилло-Белозерского монастыря, хранящихся в Отеделе рукописей Российской Национальной библиотеки. Сост. Г. П. Енин. СПб., 1994» (с. 111, 648) ошибочно названа «Выписью из езовых книг 7085 генваря в 8 день» (1577). 540 Соф., 1523 (конец XVI – начало XVII в.) Словарь книжников и книжности Древней Руси, вып. 2, ч. 2. Л., 1989, с. 295. 542 Lind J. Н. Sources and Pseudo-Sources on the Foundation of the Valamo monastery. – Scandinavian Journal of History, vol. 11, 2, p. 115–133. Суть полемики заключается в том, что подлинность записи о начале жизни старца Сергия «на острове на Валамском во езере Ладоском» в 1329 году некоторыми учеными, приверженцами теории о гораздо более раннем возникновении монастыря, оспаривается, а другими, в том числе и Джоном Линдов, подтверждается. См. также: Охотина Н.А. О времени основания Валаамского монастыря (Перспективы изучения источников). – Археографический ежегодник за 1992 год. М., 1994, с. 85–90. 544 Изыскания о книгах Матфея Никифорова были изложены нами в докладе на международной конференции «Валаам: русский, карельский, финский» (Петрозаводск – Валаам, 1992) и частично исполь­зованы Н.А. Охотиной-Линд в книге «Сказание о Валаамском монастыре» (СПб., 1996, с. 61). Несомненно, наши наблюдения о почерке Матфея Никифорова, высказанные в том же докладе, носят предварительный характер и могут быть приняты или отвергнуты после специальной почерковедческой экспертизы текстов, атрибутированных Матфею Никифорову. Включение этого сюжета в настоящую статью сочли возможным, так как, независимо от наших наблюдений, к близким выводам пришла С.А. Семячко, сделавшая доклад в марте 1998 г. в Пушкинском Доме. Она попыталась определить тексты, написанные рукой Матфея Никифорова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кон. XVI в. написаны кондак, тропарь и икос преподобному: датировка основана на том, что в икосе по древнейшему списку (РНБ. Погод. 1563. Л. 20-21; опубл.: Архангельский. 1882. С. 44-46. Примеч. 116) упомянут царь Феодор Иоаннович (1584-1598). Неизвестный составитель текста о преставлении Н. в 1-й трети XVIII в. объяснял смирением преподобного отсутствие посвященной ему службы: «По преставлении же его ученицы его, по его завещанию, смирения ради его, сея чести ему не сотвориша, яже есть празднества стихиръ и канона, якоже подобает святымъ. Но точию тропарь и кондак и икосъ. А на память его совершаютъ по нем понахиду и литоргию. Святости же его проповедникъ великъ бывает гробъ его с верою приходящим. Еще же и труды и писания его являет, яко великъ есть» (ГИМ. Востр. 1207. Л. 121 об.). Согласно Обиходнику Нилова скита нач. XVII в., по старцу Н. служили панихиды в Димитриевскую субботу и в день преставления святого - 7 мая. Каждый год в Неделю сыропустную в Ниловой пуст. перед чином прощения обязательно читали «Предание» основателя пустыни (ГИМ. Щук. 212. Л. 116; эта же традиция сохранялась и в XVIII в., о чем свидетельствует Обиходник этого времени РНБ. Ф. 1271: Собр. КИХМ. 46. Л. 89 об.). Из древнейшей приходо-расходной книги Нилова скита известно, что уже в нач. XVII в. совершались паломничества к гробнице Н.: «...августа в день 10 странники шли с Соловков, положили на гроб денгу» (ГИМ. ОПИ. Ф. 484. Оп. 1. Ед. хр. 74. Л. 2-3). Вопреки своему «Завещанию» Н. был погребен около сев. стены ц. Сретения, впосл. над его могилой поставили часовню. В 1655-1656 гг. начались работы для строительства храма над местом погребения Н., завершившееся 25 мая 1658 г. освящением ц. в честь Третьего обретения св. главы Иоанна Предтечи. В 1669 г. в Предтеченском храме была установлена деревянная резная рака (Там же. Колл. 115. Ед. хр. 681. Л. 18 об.). На одной стороне гробницы «в трех кругах» вырезали «позолоченными словами» тропарь, кондак и часть икоса святому. На др. стороне раки, тоже в круге, следовали продолжение икоса и летопись о житии святого: «Преставися преподобный старецъ Нилъ началникъ скитский Сорския пустыни жительствова в близости Блаезера в лто семь тысячь шестагонадесять году месяца маия в седмои день в неделю святыхъ женъ мироносицъ Божиею милостию и молитвами и терпниемъ преподобнаго старца Нила от того времени устроися въ его пустыни скитское жителство по преданию древних святых отецъ иже и до сего дня» (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Ед. хр. 1645. Л. 76, 1747 г.). Гробница находилась на сев. стороне церкви, у стены, «наверху земли».

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Согласно «Слову Афанасия Александрийского о Мелхиседеке» по Прологу XV–XV вв. (Рум. Мелхиседека, как приверженца единобожия, отец-язычник намеревался принести в жертву языческим богам. Но по молитве праведника Бог погубил отца и весь его нечестивый род, поэтому праведник остался безродным. «Слово Афанасия» читается в сборниках ГИМ. Син. РГБ. Унд. РНБ. Сол. Тот же вариант, но с дополнениями, повествует о том, как отец Мелхиседека по имени Седек (вариант Мелхил) вознамерился принести в жертву Крону одного из двух своих сыновей. Жребий пал на Мелхиседека, но мать посылает к нему с предупреждением брата, после чего участвующие в жертвоприношении родственники поглощены землёй, а Мелхиседек скрывается на горе, к которой Бог приводит для встречи Авраама (РНБ. Сол. А. И. Яцимирский выявил 52 апокрифических повествований такого рода (см.: Яцимирский–1921. С. 100–111). По другой версии, Мелхиседек родился чудесным образом от Софонимы – неплодной жены жреца Нира, брата Ноя. Мать Мелхиседека, будучи заподозренной в бесчестии, умирает от страданий, и будущий первосвященник рождается уже от мёртвой Софонимы. После появления на свет он сразу же начинает восхвалять Господа. Явившийся ангел Господень накануне потопа переносит Мелхиседека в рай. Этот вариант известен по спискам ГИМ. Барс. БАН. 45.13.4. Л. 365–366об.; РНБ. Кир.–Белоз. Л. 232об.–238об.; РНБ. Тр.–Серг. 3 793 (1639). Л. 401–402 (публикацию см.: Тихонравов–1863. 1. С. 26–31; БЛДР. Т. 3. С. 114–119). Апокрифические сведения о Мелхиседеке излагаются также в «Хождении Даниила игумена», в творчестве Максима Грека и в «Хронографе» 1599 г. (СККДР. Т. 1. С. 62–63). 673 При заключении завета Господь Бог переименовал Аврама в Авраама и Сару в Сарру, сказав: «Вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов» ( Быт. 17:4–5 ); «Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю её и дам тебе от неё сына; благословлю её, и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё» ( Быт.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Для определения области значений евр.   необходимо учитывать сравнения древнеевр. договоров с древневост., и прежде всего с месопотамскими, договорами. Вейнфельд выдвинул предположение, что типологически синайский З. Бога с Израилем соответствует договору-обязательству (obligatory covenant) или собственно договору (treaty), а договор Бога с Авраамом и Давидом соответствует договору-обещанию (promissory covenant) или дарственному акту (grant). В 1-м случае речь идет об обязательствах вассала по отношению к господину (treaty и синайский договор), во 2-м случае - об обязательствах господина по отношению к своим подданным или вассалам (договоры с Авраамом и Давидом). Теория Вейнфельда была очень влиятельной в 70-80-х гг. XX в., в 90-х гг. появились работы, подвергшие сомнению правомерность таких аналогий (Гэри Кнопперс и др.). А. К. Лявданский Ветхий Завет З. с первым человеком Сотворение Адама. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 171 об.) Сотворение Адама. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 171 об.) Начало З. было положено еще в раю. Согласно Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, Господь дал людям «смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения, исполнил их проницательностью разума и показал им добро и зло. Он положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославляют они святое имя Его и возвещают о величии дел Его… вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои» (Сир 17. 5-8, 10). Этот 1-й по времени З. был нарушен грехопадением человека (Быт 3), но как «вечный», а потому неизменный был восстановлен через обетование «семени жены» (ср.: Быт 3. 15), к-рое победит диавола и возвратит людям утраченное блаженство. З. с Ноем Такой же всемирный характер, как и З. с Адамом, имеет З. Бога с праотцем Ноем (здесь впервые в библейском повествовании встречается термин  ). Из развращенного человечества перед его гибелью Господь избирает прав. Ноя (Быт 7. 1) и Сам спасает его от вод потопа. С родоначальником нового человечества, его потомством и со «всякою душою живою» (Быт 9. 10) Бог утверждает великий З. мира (Быт 9. 9-17) как знак Своего благословения к обновленному после потопа человечеству. Гарантируя сохранение естественного порядка, смену времен года, дней и ночей, плодородие земли, сохранение жизни людей и животных (Быт 8. 21-22), этот З. способствует приготовлению человека к буд. откровениям о спасении, т. к. вносит в жизнь людей начала законности (ср.: Быт 9. 3-6). Более близкое отношение к делу спасения данный З. приобретает через благословение Ноем Сима (Быт 9. 26).

http://pravenc.ru/text/182425.html

«...И созда Господь жену, и приведе ко Адаму». Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ. ОРК. V. 4. 2. Л. 8) «...И созда Господь жену, и приведе ко Адаму». Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ. ОРК. V. 4. 2. Л. 8) Первоначальный Б. получает благословение Божие (Быт 1. 28). Господь Иисус Христос, ссылаясь на это благословение: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт 2. 24), учит: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19. 5-6). «Не двое, но одна плоть» указывает на постоянное метафизическое единство супругов. «Для того-то Бог и называет ее (жену) помощницею, чтобы показать, что они одно» ( Ioan. Chrysost. In Col. 12. 5). Такое единение мужчины и женщины есть тайна; она превышает разумение человека, поэтому может быть понята лишь в сопоставлении с др. таинствами (ср.: Clem. Alex. Strom. III 12, 17). В Б. всегда присутствует Бог, об этом свидетельствует Свящ. Писание: Бог приводит жену к Адаму (Быт 2. 22); жена Богом «предназначена тебе от века» (Тов 6. 18); «Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей» (Мал 2. 14); Б.- «завет Бога» (Притч 2. 17); Бог сочетал мужа и жену (Мф 19. 6); Б., по ап. Павлу, должен быть «только в Господе» (1 Кор 7. 39; 11. 11). Отцы и учители Церкви подчеркивали мысль о присутствии в Б. Самого Бога: «Господь... пребывает с ними (мужем и женой христианами.- В. Ц.) вместе» ( Tertull. Ad uxor. II 9); Бог «Сам Творец супружества» ( Greg. Nazianz. Or. 37). 13-е прав. Трулльского Собора говорит о том, что Б. «Богом установленный и Им в пришествии благословенный». Б. строится на чувстве удовлетворенной любви, а поэтому на чувстве полноты и блаженства. Б. первозданной четы, по воле Божией, был моногамным («будут [два] одна плоть»; «двое, а не трое или четверо» - Tertull. De exhort. castit. 5), ибо лишь в моногамном Б. возможно полное проявление взаимной близости супругов. Б. есть «Тайна Царства Божия, вводящая человека в вечную радость и вечную любовь» ( Мейендорф.

http://pravenc.ru/text/Брак.html

Их письмо было написано «буквами Сирийскими и на Сирийском» (т. е. арамейском -  ) языке (1 Езд 4. 6-7); в тексте письма называются по имени еще 2 автора доноса - «Рехум советник и Шимшай писец» (1 Езд 4. 8). В доносе «рабы» царя Артаксеркса, «люди, живущие за рекою» (1 Езд 4. 11) (т. е. в персид. пров. Заречье (  ), включавшей Сирию и Палестину), сообщают царю о том, что восстанавливаемый иудеями Иерусалим - «мятежный и негодный город» и «что если этот город будет построен и стены восстановлены, то ни подати, ни налога, ни пошлины не будут давать» жители города (1 Езд 4. 12-13) (контекст этой фразы не до конца ясен, т. к. налоговая политика Персии той эпохи в отношении завоеванных территорий слабо исследована - Grabbe. 1998. P. 20). Доносчики советуют царю поискать «в памятной книге отцов» его, чтобы удостовериться, «что город сей - город мятежный и вредный для царей и областей» (1 Езд 4. 15). Предупреждение Артаксерксу оканчивается словами о том, «что если город сей будет достроен и стены его доделаны, то после этого не будет» у царя «владения за рекою» (1 Езд 4. 16). Пророки Аггей и Захария. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 201) Пророки Аггей и Захария. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 201) После получения этого письма Артаксеркс приказал исследовать «памятные книги», в к-рых было найдено, «что город этот издавна восставал против царей, и производились в нем мятежи и волнения» (1 Езд 4. 19). Царь приказал Рехуму и Шимшаю остановить строительные работы, что они и сделали при помощи войск. Идентификация группировки, враждебной иудеям (  , букв.- народ Иуды) и называющейся «народ земли» (  ), вызывает споры в науке. В раввинистической лит-ре встречалось мнение, что т. о. обозначены те иудеи, к-рые не слишком ревностно следовали букве закона в отношении ритуальной чистоты и т. п., однако совр. исследователи чаще склонны считать, что здесь имеются в виду представители др. народов, влияние к-рых на иудеев могло бы стать развращающим, будь они допущены к строительству храма ( Grabbe.

http://pravenc.ru/text/189575.html

Моисей получает Скрижали от Бога. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 208 об.) Моисей получает Скрижали от Бога. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 208 об.) Вопрос о том, как возможно З. в тварном мире и какое место оно занимает в нем, непосредственно связан с проблемой отношения З. к Богу: являются ли переносимые человеком беды и несчастья частью замысла Божия о мире, или их появление стало следствием действия неких сил, независимых от Творца и Ему неподвластных? В рамках ветхозаветного монотеизма второй вариант ответа, свойственный дуалистическим религ. системам, невозможен. Вместе с тем и попытка осознать З. как часть этого мира, сотворенного благим и праведным Богом, приводит к неразрешимым противоречиям. ВЗ не дает систематического однозначного ответа на эти вопросы, однако содержит множество свидетельств напряженных размышлений над ними. Беды и страдания, переживаемые человеком, понимаются в ВЗ прежде всего как следствие преступления заповедей. Одним из наиболее ярких текстов, демонстрирующих эти представления, являются слова прор. Моисея, сказанные им народу Израиля перед вторжением в Ханаан: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. [Если будешь слушать заповеди Господа, Бога твоего,] которые заповедую тебе сегодня - любить Господа, Бога твоего, ходить по [всем] путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь, Бог твой, на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею; если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле... для овладения которою ты переходишь Иордан» (Втор 30. 15-18). Ряд противопоставлений - жизнь и смерть, добро и З., послушание и непослушание, благословение и проклятие, служение иным богам и служение единому Богу - определяет существенные стороны отраженного здесь понимания З., его происхождения и природы. Добро и З. не являются некими силами, существующими самостоятельно и независимо ни от чего воздействующими на человека. И то и другое становятся реальностью только как результаты соответствующих действий человека, оставаясь вне человеческих поступков лишь абстрактными возможностями. И З., и добро ставятся в зависимость от того или иного решения человека, который рассматривается т. о. как их непосредственный источник и творец. Соблюдающий Божественные заповеди творит добро, а преступающий заповеди - З.

http://pravenc.ru/text/199913.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010