Б. Средневековая Коломна в XIV – первой трети XVI в. Комплексное исследование региональных аспектов становления единого Русского государства. М., 2001. С. 191. 719 Лосева О. В. Русские месяцесловы XI – XIV вв. М., 2001. С. 147, 158, 165, 167, 186, 196, 346, 381. 720 О дате поставления Киприана см.: Соколов П. П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. Киев, 1913. С. 451. Прим. 1. 723 Русская историческая библиотека. 2-е изд. T. VI. (Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1). СПб., 1908. T. VI. 17. Стб. 161–162 (Далее: РИБ). 727 Кучкин В. А. Сергий Радонежский и борьба за митрополичью кафедру… С. 355–356; РИБ. T. VI. Ч. 1. Приложения. 30. Стб. 172. 33. Стб. 204. 728 РИБ. T. VI. Приложение. 30. Стб. 172; ПСРЛ. T. XV. Вып. 1. Стб. 116 («Тое же зимы приехаша изъ Царягорода отъ патриарха Филофиа некотораа два протодиакона, сановника суща, единъ ею именемь Георгии, а Другыи Иванъ, къ Алексию митрополиту всея Руси»). 743 Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV–XVI вв. (по «житиям святых»). М., 1966. С. 132–134; Святый преподобный Стефан... С. 13–16. 745 Клосс Б. М. Указ. соч. С. 366–367; Кучкин В. А. Начало московского Симонова монастыря//Культура средневековой Москвы XIV–XVII вв. М·, 1995. С. 113–114. 746 Клосс Б. М. Указ. соч. С. 402–403. Обзор соответствующего рассказа во второй и третьей пахомиевских редакциях «Жития» Сергия см.: Кучкин В. A. Начало московского Симонова монастыря. С. 114–115. 748 1370 г.: Пасек В. В. Историческое описание московского Симонова монастыря. М., 1843. С. 17; Евстафий (Романовский), архимандрит. Московский мужеский ставропигиальный Симонов монастырь. М., 1867. С. 3. Около 1370 г.: Токмаков И. Ф. Историческое и археологическое описание московского ставропигиального первоклассного Симонова монастыря. М., 1892. С. 16; Мисаил (Крылов), епископ. Московский мужской Симонов монастырь. М., 1912. С. 3; Третьяков A. A. Московский Симонов монастырь. М., 1994. (Репринт издания 1890 г.). 749 Борисов Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Термин «набедренник» фиксируется в источниках начиная с XVII в. Если Н. появился до этого времени, он мог изначально называться иначе. Напр., в описи Николо-Корельского мон-ря 1551 г. среди богослужебных облачений (между поясом и поручами) упоминается «ширинка шитая с тряпками с шолковыми служебная» (АИ. Т. 1. С. 286. 158). В Описи Успенского собора Московского Кремля 1627 г. присутствует «сулок протопоповский» (РИБ. Т. 3. Стб. 472), а в следующей за ней Описи ризницы протопопа 1638 г. «сулок» перечисляется между поясом и поручами (Там же. Стб. 551). В Описи новгородского Спасо-Хутынского мон-ря 1642 г. после описания поручей и архимандричьих «шапок» идут следующие категории предметов: «полица», «подполок», «сулок», «полотенце» и «ширинка» (Записки имп. Археол. об-ва. СПб., 1857. Т. 9. С. 497-500). Старец Арсений (Суханов), сравнивая богослужебные одеяния греч. патриархов и епископов с русскими, помимо «погонатиона» упоминает «набедренный сулок», к-рого, по его словам, у греков нет (Проскинитарий Арсения Суханова/Под ред. Н. И. Ивановского. СПб., 1889. С. 253-254. (ППС; Т. 7. Вып. 3(21))). В источниках 60-х гг. XVII в. «сулок» уже четко отличается от «набедерника» и «ширинки» (напр., в Описи ризницы Саввинова Сторожевского мон-ря 1667 г., см.: Описи Саввина Сторожевского монастыря XVII в./Сост.: С. Н. Кистерев, Л. А. Тимошина. М., 1994. С. 43; см. также Опись Успенского собора 1701 г.: РИБ. Т. 3. Стб. 767, 788-789; ср. стб. 812). Однако в постановлении Московского Собора 1674 г. об облачениях Н. не фигурирует (ИРИ. Ч. 1. С. 321-351). Возможно, это было связано с общей установкой на согласование рус. практики с греч. традицией, в к-рой Н. нет. При этом в соч. «О чиноположении древнем со времен Российских Патриархов» говорится, что Н. носят архимандриты, игумены и протопопы (ДРВ. Ч. 16. С. 311; ИРИ. Ч. 1. С. 320). Известны неск. образцов Н., датируемых XVII в. (напр., необычный Н. с изображениями свт. Иоанна Златоуста и ап. Тимофея, вероятно переделанный из пелены, к-рая была изготовлена в кон. XVI в. в мастерской в доме Д. И. Годунова († 1606) и упоминается в Описи Успенского собора Московского Кремля 1701 г. как сударь (РИБ. Т. 3. Стб. 722-723; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. С. 166-167; см. также образцы: Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Вел. Новг., 2003. С. 81-82)).

http://pravenc.ru/text/2564568.html

112 Булычев А. А. История одной политической кампании XVII âåêà. Çàêîíîäательные акты второй половины 1620-х годов о запрете свободного распространения “литовских” печатных и рукописных книг в России. М., 2004. С. 96. 113 Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время Патриаршества Иосифа. Изд. 2. Сергиев Посад, 1913. С. 10. 114 Поздеева И. В.; Ерофеева В. И.; Шитова Г. М. Кириллические издания. XVI–1641 ãîä. Íàõîäêè àðõåîãðàôè÷åñêèõ ýêñïåäèöèé 1971–1993 ãîäîâ, ïîñòупившие в научную библиотеку Московского университета. М., 2000. С. 201, 206, 215, 230, 263; Московские кирилловские издания XVI– XVII ââ. â ñîáðàíиях РГАДА. Каталог. Вып. 1: 1566–1625. М., 1996. С. 73. 115 В 1637 году согласно приговору с людей Патриарха и прочего духовенства “по крымским вестем” мобилизовывались “даточные люди”. — АИ. Т. 3: 1613–1645. СПб., 1851. С. 352–353; РИБ. Т. 35: Архив П. М. Строева. Т. 2. Пг., 1917. Стб. 958–959. 116 Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 317. Однако Н. Абрамов, называя данную дату хиротонии владыки Герасима, говорит, что его рукоположил Патриарх Иосиф; см. Абрамов Н. Герасим Кремлев, четвертый архиепископ Сибирский и Тобольский: 1640–1645//Странник. СПб., 1866. 8. С. 50. 117 Белокуров С. Арсений Суханов. Ч. 1: Биография Арсения Суханова. М., 1891. С. 155–156. Прим. 140. 118 Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. М., 1997. С. 41, 85; Архимандрит Макарий. Погребения Всероссийских Патриархов//Альфа и Омега. 2001. 3(29). С. 139. 119 ПСРЛ. Т. 33. Л., 1977. С. 173. Известны материальные затраты на помин души скончавшегося Патриарха Иоасафа I: изготовление доски на гробницу Патриарха — 10 алтын; см. Забелин И. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Т. 1. М., 1884. Стб. 1051. “И всего на погребение св. Иоасафа Патриарха Московского и всеа Русии, 500 руб. 12 алтын дано”. — Там же. Стб. 1054. За каменный гроб, в котором был погребен Патриарх, было уплачено 12 рублей (Там же). На гробницу Патриарху был сделан киот, в который были поставлены образа — 2 руб. 16 алт. 4 деньги (Там же). 859 рублей было роздано на сорокоуст по Патриархе (Там же. Стб. 1055). Из покоев тело Патриарха Иоасафа выносили в дубовом гробе, за который уплатили 2 руб. (Там же. Стб. 1056). 6 мая 151 года царь дал по Патриархе Иоасафе 200 рублей (Там же. Стб. 1057).

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Стб. 326; Кельсиев В. И.//Там же. Стб. 386-390; Керженец//Там же. Стб. 519-526; Кладбища раскольнические//Там же. Т. 11. Стб. 21-29; Московские трезвенники//Сб. речей о трезвенническом движении, произ. в собраниях ЦК «Союза 17 октября» в Москве и Петербурге 5, 6, 13 и 14 мая 1913 г. М., 1913. С. 10-25; Канонизация// Гранат. 1914. Т. 23. Стб. 313-316; Каноник//Там же. Стб. 316; Каноническое право//Там же. Стб. 318-319; Канон//Там же. Стб. 318-323; Консистория//Там же. М., 1916. Т. 25. Стб. 51-54; Кормчая книга//Там же. Стб. 217-219; О найденных в собр. гр. А. С. Уварова двух старообр. портретах//Слово Церкви. 1916. 19. С. 443-444; [Стихи]//Поэзия узников ГУЛАГа: Антология/Под общ. ред. А. Н. Яковлева; сост.: С. С. Виленский. М., 2005. Лит.: Правила и программы учеб. заведений В. В. Кузьмина и И. М. Громогласова в Москве. М., 1902; Перед Церковным Собором: [Сб.] М., 1906. С. 125-126, 321-322, 324, 332-334, 340-341, 355; Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий на 1907 г. СПб., 1907. С. 21; Покровский А. И. Магистерский диспут И. М. Громогласова//БВ. 1908. 12. С. 639-652; Попов Н. Беседа с проф. духовной академии И. М. Громогласовым//Церковь. 1908. 38. С. 1292-1294; Гидулянов П. В. [Рец. на кн.:] Громогласов И. М. Определение брака в Кормчей...//ВВ. 1909. Т. 15. Вып. 1. С. 153-166; Магистерские диспуты И. М. Громогласова и Д. Г. Коновалова: [Дис.: «Определения брака в Кормчей» и «Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве»]. М., 1909; Никодим (Милаш), еп. Отзыв о кн. Громогласова И. М. «Определения брака в Кормчей и значение их при исследовании вопроса о форме христианского бракозаключения». Серг. П., 1908. Вып. 1//БВ. 1909. Т. 3. 10. С. 355-359; Журналы заседаний Совета МДА за 1909 г. Серг. П., 1910. С. 457-479; Тихомиров П. В. В МДА//Голос Москвы. 1911. 2, 4 янв.; Замещение кафедры в духовной академии//Там же. 120, 27 мая; Увольнение проф. И. М. Громогласова//Рус. слово: Газ. 1911. 70; Антоний (Вадковский), митр. Отзыв по делу обвинения Громогласова в неблагонадежности//ИВ.

http://pravenc.ru/text/389319.html

165 (1071 г.), 199 (1089 г.), 257 (1106 г.); Иван Войтишич – стб. 284 (1116 г.), 292 (1128 г.) – он служил Мономаху и его сыновьям; заняв Киев, Игорь Ольгович сказал Улебу и Ивану: «како еста была у брата моего, така же будете у мене», – стб. 324 (1146 г.), однако они предпочли служить Изяславу; Шварн – стб. 335 (1146 г.), 425 (1151 г.), 518 (1162 г.), 527 (1167 г.); польский выходец Володислав – стб. 526 (1167 г.), 549 (1172 г.), 562 (1173 г.), 570 (1174 г.); на основе этих известий можно составить любопытные биографии служилых бояр XI – XII bb. 347 ПСРЛ, т. II, стб. 408 – 409 (1150 г.); ср. стб. 528 – 529 (1168 г.); в уставной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича (1150 г.) – ПРП, вып. 2, стр. 39 – 40. 357 ПСРЛ, т. II, стб. 603 – 604; Мстислав Владимирович лишил столов полоцких князей, которые «не слушаху его, коли е зовяшеть» – там же, стб. 303. 361 Епископ Федор (ЛПС, стр. 78, 1169 г.); грек Никола, поставленный за взятку митрополитом, не был допущен в епископию Всеволодом (ЛПСГ стр. 94, 1185 г.; ср. любопытное дополнение – т. XX, ч. 1, стр. 135); епископа Ивана прогнал Юрий Всеволодович (ЛПС, стр. 112, 1214 г.); епископа Кирилла – Ярослав Всеволодович (ПСРЛ, т. I, вып. 1, стб. 452, 1228 г.). Черниговского епископа Антония изгнал свой князь (ЛПС, стр. 76, 1168 г.; ср. т. XX, ч. 1, стр. 124) за связь с ересью печерского игумена Поликарпа; черниговского епископа Перфурия хотел «яти» князь Всеволод Юрьевич (ЛПС, стр. 100, 1187 г.). Подобное происходило и в Галицко-Волынской земле (В. Т. Пашуто. Очерки истории СССР (XII – XIII bb.), стр. 15); смоленский епископ Лазарь оставил свое место в 1224 г. «за много обидение своих церквей, иже обидят волостели, отнимающие имение и злая без Правды творяще» (А. С.  Павлов. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России, т. I. Одесса, 1871, стр. 6). Изучение «борьбы за инвеституру» на Руси – назревшая задача науки. 366 ПСРЛ, т. I, вып. 2, стб. 321 (1148 г.); ПВЛ, ч. 1, стр. 132 (1078 г.); НПЛ, стр. 53 (1214 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20 дек. 1924 г. был арестован вместе с большой группой лаврских монахов по делу о сокрытии церковных ценностей; освобожден 13 апр. 1925 г. под подписку о невыезде. С 1926 г. наместник Киево-Печерского мон-ря, одновременно служил в церкви в с. Совки (ныне в черте Киева), а после ее закрытия в 1929 г.- в ц. арх. Михаила в с. Будаевка близ Киева. В 1-й пол. 1933 г. был снова арестован; во время обыска в его комнате были изъяты рукописные материалы - переписка и, возможно муз. сочинения и записи церковных песнопений. 20 мая 1933 г. был освобожден под подписку о невыезде. Во 2-й пол. 30-х гг. И.- священник без прихода. В 3-й раз был арестован 13 июля 1938 г. по делу о контрреволюционной агитации; против него были составлены показания «бывших прихожан» и «свидетелей» с заверениями в призывах И. «быть твердыми в вере», «выступать против закрытия церквей и требовать открытия ранее закрытых церквей и охранять христианскую веру». 7 сент. 1938 г. И. признал себя виновным, 29 окт. ему был вынесен приговор: ссылка в Казахстан сроком на 5 лет, считая с момента заключения под стражу. Далее сведения об И. отсутствуют. Биографические данные об И., хранящиеся в ЦГИАК и в ЦДАГОУ, были найдены и впервые опубликованы Л. П. Рылковой. Муз. соч.: Ектения мирная, «С нами Бог», «Отче наш»: Для смеш. хора. М.; Лпц.: [П. Юргенсон, б. г.]. Соч.: История Киево-печерскаго лаврского роспева//РМГ. 1907. 3. Стб. 99-102; Чинопоследование «Пассии»: Ист. очерк и порядок ее. К., 1909, 19112. Лит.: Лисицын М., свящ. Упадок Киево-Печерскаго роспева//Совр. театр и музыка. 1903. 13; он же. Еще о пении в Киево-Печерской Лавре: (Письмо в редакцию)//РМГ. 1903. 37. Стб. 834-839; он же. Имеющему уши…: (Ответ г. В. П.)//Там же. 1904. 8. Стб. 208-209; 9. Стб. 235-237; В. П. [Петр В. И.]. О современном состоянии церк. пения в Киево-Печерской лавре//Там же. 1903. 27/28. Стб. 631-642 [ответ на ст. свящ. М. Лисицына «Упадок Киево-Печерскаго роспева»]; 45. Стб. 1087-1092; 46. Стб. 1119-1124 [возражение Лисицыну]; Компанейский Н. И. Церк. пение в Киеве//Там же. 1904. 40. Стб. 877-878; Балабан М. Киев (корреспонденция): [Рец.]//Там же 1907. 7. Стб. 207-208 [И. как регент митрополичьего хора]; N. Нам пишут из Киева: [Рец. на концерт хора под управлением И.]//Там же. 1909. 12. Стб. 345; Рылкова Л. П. Биографические сведения о братии Киево-Печерской лавры, пострадавшей за Православную веру в XX ст. К., 2008. С. 126-128.

http://pravenc.ru/text/200129.html

Стб. 518-519). Этот же принцип вводился и относительно порядка ношения одежды и обуви (Там же. Стб. 524-525). Казначею предписывалось строго смотреть, чтобы никто из иноков не имел в своей келье ничего лишнего. Запрещалось брать к.-л. вещь или делать приписки в книгах без благословения настоятеля (Там же. Стб. 526-527). Оставались запреты беседовать на трапезе и вечером, выходить из монастыря без благословения настоятеля, приносить в обитель вино (Там же. Стб. 528-530, 542-543); не разрешалось приходить в обитель женщинам, запрещалось проживание в монастыре детей (Там же. Стб. 543-546). В 6-й и 7-й главах содержалось предписание обязательного участия всех монахов, кроме больных, в монастырских службах (Там же. Стб. 530-542). Рама с клеймами жития прп. Иосифа Волоцкого. 1697 г. Иконописец Григорий Антонов. (ЦМиАР) Рама с клеймами жития прп. Иосифа Волоцкого. 1697 г. Иконописец Григорий Антонов. (ЦМиАР) Прп. Иосиф Волоцкий. Подвесная пелена. 3-я четв.— кон. XVII в. (ГРМ) 10-я гл. получила особое название: «Отвещание любозазорным и сказание въ кратце о святых отцехъ, бывшихъ в монастырехъ, иже в Рустей земли сущихъ»; здесь обобщен опыт уставной и повседневной жизни русских: Троице-Сергиева, Кириллова Белозерского, Симонова, Саввина тверского, Андроникова, Чудова, Макариева Калязинского мон-рей, к-рые, по мысли автора, ничем не уступали мон-рям Афона. Главная идея «Отвещания...» - необходимость единодушия настоятеля и братии мон-ря. 11-я гл. посвящена обязанностям настоятеля (Там же. Стб. 563-566). 12-я гл. представляет собой краткий пересказ первых 9 глав Устава (Там же. Стб. 567-570). 14-я подчеркивает решающую роль соборных старцев в управлении мон-рем, в т. ч. в выборе настоятеля (Там же. Стб. 587-609). Здесь перечислены епитимии за нарушения монастырской дисциплины (Там же. Стб. 610-615). При составлении Устава И. использовал монастырские уставы преподобных Феодосия Печерского, Феодора Студита, правила прп. Афанасия Афонского , свт. Василия Великого, новеллы визант.

http://pravenc.ru/text/578410.html

Озеро Усочерт находилось в Усочертской волости Бельского уезда, т. е. на территории Русского государства. «Послание многословное», написанное в ответ на вопросы православных из Литвы, в настоящее время датируется 60-ми гг. XVI в. и атрибутируется не Зиновию Отенскому, а неизвестному монаху (возможно, из Кирилло-Белозерского монастыря) (Морозова Л. Е. Сочинения Зиновия Отенского. М., 1990. С. 150–200). Помимо сообщений автора «Послания многословного» и Артемия (о нем см. прим. 337) о бегстве еретиков из России на территорию великого княжества Литовского в 50-х гг. XVI в. сохранился ряд свидетельств в сочинениях протестантских историков и переписке деятелей Реформации. Подробный анализ этих свидетельств см.: Голенченко Г. Я. Идейные и культурные связи восточнославянских народов в XVI — сер. XVII в. Минск, 1989. С. 101–113; Дмитриев. Православие и Реформация. С. 54, 56–58. Послания Артемия опубликованы в издании: РИБ. Т. 4. Стб. 1201–1448. Исследования о них: Вилинский С. Г. Послания старца Артемия (XVI в.). Одесса, 1906; Mainka R. Des Starzen Artemij Polemik gegen die zehn Gebote: Aus der Auseinandersetzung der russischen Orthodoxen mit den Lutheranern Litauens im 16. Jahrhundert//Ostkirchliche Studien. 1964. Bd 13. Послания Артемия стали в дальнейшем одним из источников первого крупного православного антипротестантского сочинения «Списания против люторов», сохранившегося в составе большого полемического сборника кон. 70-х гг. XVI в. (РИБ. 1903. Т. 19. Стб. 47–182). Как и в других случаях, униатские писатели, сочинения которых использовал митр. Макарий, опираются на свидетельство Льва Кревзы, записавшего, что митр. Сильвестр «cz³owiek by³ bogaty, ale ledwo czo czyta?c umia³» (там же. Т. 4. Стб. 238). Ко времени передачи Полоцкой кафедры новому архиеп. Герасиму относится обращение послов полоцкой шляхты к Сигизмунду II на сейме 1559 г. Шляхтичи потребовали, чтобы в соответствии с привилеем Полоцкой земле господарь «не вступался» в церковные имущества и разрешил им назначить «опекунов» для их сохранения. Король, считаясь с тем, что в привилее говорилось о праве полочан избирать «старост» для надзора за «домами церковными», разрешил им избрать из своей среды двух местных бояр — для надзора за «домом святой Софии» и «домом Святого Спаса» (женским Спасо-Евфросиньевским монастырем), «которые приглядати будуть, абы от владыки и от игумении знишченья именья церковные не теръпели» (РИБ. Юрьев, 1914. Т. 30. Стб. 286–287). В этом выступлении нашло свое выражение отношение православной шляхты к современной ей церковной иерархии, действия которой заставляли опасаться за судьбу доверенного ей церковного имущества.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

Там же. С. 32. Там же. С. 45. Там же. С. 51 (1207/08 г.). Там же. С. 70 (1230 г.). Там же. С. 81. «Приидоша ис Чернигова Борис Негочевиц тысячкый, Михаил с братом... с князем Святославом Трубечьскым... и быша в Буици селе святого Георгия и оттоле въспятися назад князь Святослав в Русь... » (Там же. С. 280). ПРП. М.. 1953. Вып. 2. С. 108—109, 114. НПЛ. С. 72 (князь Федор, сын Ярослава Всеволодовича в 1234 г.), 79 (княгиня Феодосия, его мать, в 1244 г.); ПСРЛ. Л., 1925. Т. 5, вып. 1. С. 196 (князь Дмитрий Святославич в 1269 г.). Наименование Савватия архимандритом см.: НПЛ. С. 65. См. грамоту князя Изяслава Мстиславича Пантелеймонову монастырю: Корецкий В. И. Новый список грамоты великого князя Изяслава Мстиславича Новгородскому Пантелеймонову монастырю//ИА. 1955. 5. С. 204—207; Семенов А. И. Неизвестный Новгородский список грамоты князя Изяслава, данной Пантелеймонову монастырю//Новгородский исторический сборник. Новгород, 1959. Вып. 9. С. 247. О принадлежности Изяславу крестильного имени Пантелеймон см.: Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 65—66. Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. С. 77. НПЛ. С. 50, 247. Там же. С. 238. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 416—417. Там же. Т. 2. Стб. 144. Летописец, правда, говорит, что Антоний «не име злата, ни сребра» (Там же. Стб. 148). Там же. Стб. 144. Там же. Стб. 145. Патерик. С. 13. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 144. Приселков М. Д. Очерки... С. 171. Киево-Печерський патерик. Киев, 1930. С. 39. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 173; Патерик. С. 7. «Сии бо Ярополк вда всю жизнь свою: Небльскую волость, и Деревьскую, и Лучьскую, и около Киева» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 492). Фроянов И. Я. Киевская Русь. Л., 1974. С. 77. Там же. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 493. Успенский сборник. С. 88. Киево-Печерський патерик. С. 57. Там же. С. 62. Там же. С. 65. Там же. С. 71. ГВНП. М.; Л., 1949. 81. С. 140. Фроянов И. Я. Церковно-монастырское землевладение и хозяйство на Руси XI—XII вв.//Проблемы общественной и всеобщей истории: Сб. статей. Л., 1973. Вып. 2. С. 89—90; Он же. Киевская Русь. С. 78—79; Аграрная история Северо-Запада России. Вторая половина XV—haчaлo XVI в. Л., 1971. С. 68, сн. 96; С. 85 (А. Л., Шапиро, Т. И. Осьминский).

http://sedmitza.ru/lib/text/438150/

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 706—707; Т. 15. Стб. 230. Там же. Т. 1. Стб. 706, 707; см. также: Тихомиров ?. ?.Указ. соч. С. 303. Воронин ?. ?.Житие Леонтия ростовского и византийско-русские отношения второй половины XII в.//ВВ. М., 1963. Т. 23. С. 30. Голубинскии Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 334. Патерик. С. 76. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 457. Воронин ?. ?.К вопросу о начале ростово-суздальского летописания//АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 22. Приселков М. Д.Очерки. . . С. 139. О принадлежности Смоленска Владимиру Мономаху в это время см.: Алексеев Л. В.Смоленская земля в IX—XIII вв. М., 1980. С. 196—197. Рорре A.Panstwo i Kosciol. S. 180—181. Великие минеи четьи. Октябрь, 19—31. СПб., 1880. 29 октября. Стб. 2026—2027. Приселков М. Д.Очерки. С. 291, 309. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 445 (припоминание под 1222 г.); Т. 2. Стб. 228 (1096 г.). Приселков М. Д.Очерки. . . С. 309—310, 324. О принадлежности Смоленска Владимиру Мономаху в это время см.: Алексеев Л. В.Смоленская земля в IX—XIII вв. М., 1980. С. 196—197. Срезневский И. И.Древние памятники русского языка и письма. СПб., 1882. Стб. 39. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 347. Последнее комментированное издание грамот Смоленской епископии: Российское законодательство X—XX вв., М., 1984. Т. I. С. 212—223. Исследование документов: Щапов Я. Н.Смоленский устав князя Ростислава Мстйславича//АЕ за 1962 г. М., 1963. С. 37—47; Он же.Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI—XIV вв. С. 136—150; Поппэ А.Учредительная грамота Смоленской епископии//АЕ за 1965 г. М., 1966. С. 59—71; Рорре A.Fundacja biskupstwa smolenskiego//Przeglad historyczny. 1966. Т. 57, ?. 4. S. 538—557; Рорре А. D.Dziedzicena Rusi//Kwartalnik historyczny. 1967. Z. 1. S. 4—15; Алексеев Л. В.Устав Ростислава Смоленского 1136 г. и процесс феодализации Смоленской земли//Slowianie w dziejach Europy. Poznan, 1974. С. 85—113; Он же.Смоленская земля в IX—XIII вв. М., 1980. С. 20—25. «Том же лете поставлен бысть епископ Василиць Переяславлю, а другого Кузму поставиша епископом в Галич» (ПСРЛ. Т. 25. С. 63; см. также: СПб 1856. Т. 7. С. 66).

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010