А. В. Кузьмин XVII в. В первые годы Смуты (1604-1608), оказавшись в стороне от основных событий, вологодское духовенство последовательно признавало власть царей Феодора Борисовича Годунова, Лжедмитрия I и Василия Иоанновича Шуйского . В 1607 г. Вологодский архиеп. Иоасаф получил от царя Василия Иоанновича несудимую грамоту на вотчины. В следующем году архиеп. Иоасаф под угрозой расправы был вынужден принести присягу Лжедмитрию II после занятия Вологды войсками самозванца. В нояб. 1608 г. тушинцы были изгнаны из города. По мнению Массы, признание Лжедмитрия II «пошло бы по всей стране, когда бы вологжане зимою следующего года снова не перешли (на сторону Москвы)». 22-25 сент. 1612 г. интервенты ненадолго захватили город, Вологда еще раз была разграблена и сожжена в 1613-1614 гг. войсками атамана Баловня. 1 мая 1614 г. со стороны р. Шексны, вол. Череповесь и Белозерского у. на территорию В. е. напали «воры казаки и черкасы», опустошившие волости, где находились владения архиерейской кафедры, а также Павло-Обнорский, Корнилиев Комельский и Николо-Катромский мон-ри. В 1609-1612 гг. в Вел. Перми воевода М. М. Годунов поддерживал царя Василия Шуйского, состоял в переписке с настоятелем Троице-Сергиева мон-ря архим. прп. Дионисием (Зобниновским) и келарем Авраамием (Палицыным) , призывавшими к борьбе с интервентами. Архиерейские палаты с ц. в честь Рожде-ства Христова в Вологде. 1667–1671 гг. Фотография. Кон. ХХ в. Архиерейские палаты с ц. в честь Рожде-ства Христова в Вологде. 1667–1671 гг. Фотография. Кон. ХХ в. В 1623 г. Вологодский архиеп. Корнилий получил от царя Михаила Феодоровича несудимую грамоту на вотчины. Вологодский архиеп. Варлаам в 1631 г. добился от царя увеличения архиерейских вотчин, в 1634 г. получил на них жалованную и несудимую грамоту. В следующем году он получил 2 царские грамоты с требованием послать в недавно учрежденную Тобольскую епархию архимандрита или игумена, протопопа, иеромонахов и белых священников; духовенство В. е. должно было собрать для переселенцев по 30 или 40 р. на человека. Из В. е. в Тобольск отправились архим. Герасим из Спасо-Каменного мон-ря, его келейный старец Иона, протопоп Григорий Пототурин, 6 священников и 3 иеромонаха (РИБ. Т. 2. 1641. 1-4. Стб. 582-596). Архиеп. Маркелл в 1649 г. свидетельствовал мощи прп. Кирилла Новоезерского , в 1650 г., после пожара в Спасо-Каменном мон-ре, переложил в новую раку мощи блгв. кн. Иоасафа Каменского. Архиерей установил 2 крестных хода в Вологде: по случаю чуда прп. Галактиона о бездождье (1652) и в связи с прекращением эпидемии чумы после постройки обыденной Спасо-Всеградской ц. (1654). Между 1667-1670 гг. по повелению архиеп. Симона были построены архиерейские палаты с домовой ц. в честь Рождества Христова, в 1671-1675 гг.- каменная ограда архиерейского двора.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Вып. 3. Стб. 201-205) и «Славянские рукописи Британского музея в Лондоне и Бодлейской библиотеки в Оксфорде» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 233-236) Срезневского; «Камни, хранящиеся во Владимирском Успенском соборе» К. Н. Тихомирова (1863. Т. 4. Вып. 4. Стб. 369-370); «Описи свияжского Богородичного мужского монастыря, составленные в 1614 г.» Н. И. Суворова (Там же. Вып. 6. Стб. 548-589); «План Новгорода на иконе Знамения Божией Матери в Новгородском Знаменском соборе» И. И. Горностаева (1865. Т. 5. Вып. 3. Стб. 145-150); «Сведения о доме в Москве, принадлежавшем в XVII в. боярину Н. И. Романову» П. П. Пекарского (Там же. Вып. 4. Стб. 258-259); «О старинных русских мерах протяжения» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 258-274), «Разбор прописи на Мстиславовом Евангелии» (Там же. Стб. 275-284), «О значении царского титула до принятия русскими государями титула императорского» (1877. Т. 8. Вып. 3. Стб. 193-218; Вып. 5. Стб. 449-477; 1880. Т. 9. Вып. 2/3. Стб. 201-271) и «О размерах Большого Чертежа» (1884. Т. 10. Вып. 2. Стб. 118-130) Д. И. Прозоровского; «О времени написания фресков Киево-Софийского собора» прот. П. Г. Лебединцева (1877. Т. 8. Вып. 1. Стб. 67-71); «Греческая икона 1771 г., изображающая г. Иерусалим с окрестностями» (1884. Т. 10. Вып. 1. Стб. 35-44) и «Составление первого руководства по церковной археологии» (Там же. Вып. 2. Стб. 93-118) прот. К. Т. Никольского ; статьи А. Ф. Бычкова, Н. А. Абрамова, К. И. Невоструева и др. Серию статей по филологии Византии опубликовал Г. С. Дестунис : «Ватопедский снимок Птолемеевой географии» (1861. Т. 2. Вып. 1. Стб. 16-22), «Объяснение стихов на Византийском складне» (Там же. Вып. 4. Стб. 229-232), «Заметки на ватопедский список географии Страбона» (1861. Т. 3. Вып. 1. Стб. 29-32) и др. В неск. томах печаталась известная работа Срезневского «Из обозрения глаголических памятников» (Там же. Стб. 1-18; Вып. 3. Стб. 185-198; Вып. 6. Стб. 437-457; 1863. Т. 4. Вып. 1. Стб. 1-16; Вып. 2. Стб. 93-119; Вып. 3. Стб. 197-201; Вып. 4. Стб. 273-308; Вып.

http://pravenc.ru/text/293864.html

1. С. 14). На церковно-общественные темы активно писали прот. Н. Боголюбов («К вопросу о составе имеющего быть Собора Всероссийской Церкви» (1906. 1. Стб. 8-12)), прот. Н. Спасский («Духовенство и политика» (1906. 6. Стб. 153-155), «Вопрос о созыве Всероссийского Собора» (1906. 48. Стб. 1337-1340)), М. Подольский («Современные церковные вопросы: (Обзор духовных журналов)» (1906. 10. Стб. 269-280; 16. Стб. 421-430)), свящ. А. Г. Альбицкий («По вопросам жизни: Христианство и социализм» (1906-1907)), еп. сщмч. Макарий (Гневушев) («Кто среди нас друзья немцев» (1916. 25. Стб. 460-462), «Общественная деятельность пастырей Церкви» (1916. 50. Стб. 772-774; 1917. 2. Стб. 31-33, публикация не закончена)) и др. Множество публицистических статей и заметок печатались анонимно или были подписаны криптонимами (напр., «Русское революционное движение» (1906. 3. Стб. 65-71), «Церковь и культурно-историческое движение» (1906. 20. Стб. 533-538; 21. Стб. 559-564)). Член Гос. думы свящ. А. Г. Бельский в 1912-1916 гг. печатал свои отчеты под рубрикой «Из Таврического дворца», а также опубликовал ряд статей на церковно-общественные темы («К вопросу об обеспечении духовенства казенным жалованьем» (1913. 39. Стб. 1024-1028; 40. Стб. 1043-1046), «Церковные вопросы в Гос. Думе» (1916. 22. Стб. 417-419) и др.). Собственно богословских статей было немного (напр., «Творение и искупление» прот. Н. Боголюбова (1906. 22. Стб. 589-594; 23. Стб. 613-619; 24. Стб. 637-644; 25. Стб. 672-675; 26. Стб. 709-713; 27. Стб. 738-744; 28. Стб. 768-772). В 1912-1917 гг. печатались воспоминания свящ. Владимира Тенищева, а в 1914-1916 гг.- «Воспоминания старого профессора» А. Л. Катанского. В 7 за 1917 г., содержащем только неофиц. часть, был опубликован царский манифест об отречении, в последующих номерах нет разделения на офиц. и неофиц. части (кроме 2 и 3 за 1918 г., где офиц. часть помещена в конце журнала). В редакционных и авторских статьях декларировалась лояльность к Временному правительству и выражались надежды на обновление церковной жизни (напр., в анонимной ст.

http://pravenc.ru/text/2565208.html

2970 Лаврентьевская лет: «В лто 1036 иде рославъ Новугороду и посади сына своего Володимера Новгород епископа постави Жидту» (В год 1036 поехал Ярослав в Новгород и посадил (на княжение) сына своего Владимира в Новгороде. Епископа поставил Жидята [Луку]) (ПСРЛ. Т. 1 Стб. 150–151) Дата преставления различается в Никоновской и в Софийской первой лет.: 1059 и 1060 гг. соответственно. В числах оба источника сходятся – 15.10 (ПСРЛ. Т. 9. С .91; Т. 6. Стб. 183). Память в Соборе Новгородских святых в 3-ю Неделю по Пятидесятнице. 2971 По Никоновской лет., дата хиротонии – 1060 г., по Софийской – 1061 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 92; Т. 6. Стб. 184) Предпочтительной кажется вторая дата: временной интервал до поставления следующего епископа должен быть значительным. О насильственной смерти еп. Стефана в Софийской лет. говорится следующее: «И иде владыка Стефанъ въ Киевъ, и тамо свои холопи удавиша его». Дата в обоих случаях одинакова – 1068 г. (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 189; Т. 9. Стб. 96). 2972 Упоминается в 1071 г. в связи с мятежом язычников в Новгороде (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 196. Т. 9. Стб. 99 и др.). Дата преставления – 1077 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 18), причем в приложении к лет. указано, что скончался, покусанный собственным псом (Там же. Стб. 473). 2973 Первая дата по Никоновской лет. – ПСРЛ. Т. 9. Стб. 109. Местночтимый святой Новгородской епархии. 2974 Дата поставления – по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 125). Дата преставления – 31.01.1109 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 203), 01.01.1109 (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 9. Стб. 141), 15.01.1109 (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 218). Дата в списке считается общепризнанной. Память – 31.01, 30.04, 14.05. 2975 Дата поставления различается – 1108 г. в Никоновской, 1110 г. – в Софийской лет. (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 141; Т. 6. Стб. 218). Противоречие разрешает Новгородская Первая лет.; «В лто 1110. Прииде в Новъгород архиепископъ Иоанн, мсяца декабря въ 20» (ПСРЛ. Т. 3. С. 203). (В год 1110 прибыл в Новгород архиепископ Иоанн, 20 декабря). Полагаем, что поставление относится к 1110 г. «Въ лто 6638 Въ се же лто отвьржеся архепископъ Иоанн Новагорода» («В этот год отвергся архиепископ Иоанн Новгорода») (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 473; Никоновская лет. ПСРЛ. Т. 9. Стб. 156).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Личный состав служащих в духовно-учеб. заведениях Таврической епархии в 1903-1904 уч. г.//Таврические ЕВ. Ч. офиц. 1903. 21. С. 1406-1426; Последние дни пребывания в Симферополе бывш. инспектора семинарии иером. Лаврентия и его отъезд к новому месту служения//Таврический церк.-обществ. вестн. Симф., 1912. 9. С. 374-380; 10/11. С. 422-423; Определения Св. Синода//ЦВед. 1912. 10. С. 61; Высочайшие повеления//Там же. 1917. 6. С. 33; Отъезд депутации от Братства//Вестн. Виленского правосл. Св.-Духовского братства. 1913. 5(143). С. 114; Новые духовные академии//Там же. 1914. 7/8(169/170). С. 156; Ивановский В. Отчет о деятельности состоящего под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством Виленского правосл. Св.-Духовского братства за 1913 г.//Там же. 19(181). С. 406-409; Наречение архим. Лаврентия во епископа//Нижегородский церк.-обществ. вестн. 1917. 6. Стб. 97; Хиротония//Там же. Стб. 97-98; Назначение преосвященного Лаврентия//Там же. Стб. 98; Духовенство и новый строй//Там же. 7. С. 109-113; Телеграмма высокопреосв. Иоакима//Там же. Стб. 113; Молебен в кафедральном соборе//Там же. 8. Стб. 126; Собрание городского духовенства//Там же. 10. Стб. 157-161; Собрание ревнителей православной веры//Там же. 11. Стб. 185; Пастырское собрание//Там же. 12. Стб. 200; Общее собрание Спасо-Преображенского братства//Там же. 13. Стб. 219; Управление Нижегородскою епархиею//Там же. 14. Стб. 139; Спасо-Преображенское братство//Там же. Стб. 140; Епархиальный съезд//Там же. 16. Стб. 182-184; Епархиальный съезд//Там же. 24. Стб. 319-320; Порфирьев А. А., прот. Вниманию отцов благочинных//Там же. 25. Стб. 338-339; Собрание законоучителей и родителей учащихся//Там же. 29. Стб. 406-407; Собрание духовенства и мирян//Там же. Стб. 408-409; Предвыборное собрание//Там же. 32. Стб. 467-468; Священный Собор Правосл. Рос. Церкви 1917-1918 гг.: Обзор деяний. 3-я сессия/Сост.: А. Г. Кравецкий, Г. Шульц. М., 2000. С. 148; Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док-тов/Ред.: прот. В. Н. Воробьев; отв. сост.: Н. А. Кривова. М., 2000. С. 456.

http://pravenc.ru/text/Лаврентий ...

887 РИБ. Т. 32, стб. 77. 56; стб. 220, 128; Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV–haчaлa XVI в. М., 1958. Т. 2, с. 187, 278. 888 Описание документов XIV–XVII вв. в копийных книгах Кирилло-Белозерского монастыря... с. 53, 272; с. 84, 482. Данный вклад был сделан Ананией Родионовым. В связи с другим вкладом Анании Родионова царь дал игумену Афанасию жалованную, обельную, несудимую грамоту (Там же с. 100, 574). О других вкладах см.: там же с. 101, 579; с. 119, 691; с. 144, 840; с. 175, 1028; с. 176, 1036; с. 186, 1097; РИБ. Т. 32, стб. 258, 144. 890 Там же с. 116, 673. Данный обмен был сделан через государева рязанского дворецкого В. М. Тучкова. Через него же в 1543 году было сделано распоряжение «на Сяму о ежегодной даче ржи Кириллову монастырю» (РИБ. Т. 32, стб. 263, 150). Аналогичное распоряжение было сделано в 1545 году (Там же с. 328, 1917). Об обмене монастырских владений при игумене Афанасии см.: там же с. 120, 699. 896 ДАИ. Т. 1. 109; Каталог древнерусских грамот, хранящихся в отделе рукописей Государственной Публичной Библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Изд. 2. СПб., 1992. Вып. 1 и 2, с. 55, 125. 897 РИБ. Т. 32, стб. 247, 138. Другая жалованная грамота Ростовского архиепископа датирована 1542 годом (Там же стб. 261, 148). 899 РИБ. Т. 32 стб. 289–290, 167. См. о нем: Архимандрит Макарий. Вологодский епископ Киприан//Русь. Литературно-исторический журнал. Ростов, 1998. 4, с. 51–64. 900 Книга келарская росходная поминком и по службам дают запасу//Временник Императорского Московского общества истории и древностей российских. М., 1855. Кн. 22. Смесь, с. 14. Настоятель Кирилло-Белозерского монастыря с этим именем был еще в XVII веке, но он был в сане архимандрита – «Афанасий Кононицын с 1 июня 1648; архим. с 8 июля 1649, по 1651» (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей... стб. 56). Поэтому данное известие целесообразнее отнести к игумену XVI века. 901 Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря... с. 65. Позднее, при игумене Феоктисте, в 1558–1559 годах дал вклад в Кирилло-Белозерский монастырь А. А. Квашнин, «во иноцех Адриан» (там же с. 86), который является составителем владычного летописного свода святителя Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

52 РИБ. Т. 32. Стб. 77. 56; Стб. 220. 128; Акты социально-эконо­мической истории Северо-Восточной Руси конца XIV — начала XVI в. М., 1958. Т. 2. С. 187. 278. 53 Описание документов XIV–XVII вв. в копийных книгах Кирилло-Бело­зерского монастыря… С. 53. 272; С. 84. 482. Данный вклад был сделан Ананией Родионовым. В связи с другим вкладом Анании Родионова царь дал игумену Афанасию жалованную, обельную, несудимую грамоту (Там же. С. 100. 574). О других вкладах см.: Там же. С. 101. 579; С. 119. 691; С. 144. 840; С. 175. 1028; С. 176. 1036; С. 186. 1097; РИБ. Т. 32. Стб. 258. 144. 55 Там же. С. 116. 673. Данный обмен был сделан через государева рязанского дворецкого В. М. Тучкова. Через него же в 1543 году было сделано распоряжение “на Сяму о ежегодной даче ржи Кириллову монастырю” (РИБ. Т. 32. Стб. 263. 150). Аналогичное распоряжение было сделано в 1545 году (Там же. С. 328. 1917). Об обмене монастырских владений при игумене Афанасии см.: Там же. С. 120. 699. 61 ДАИ. Т. 1. 109; Каталог древнерусских грамот, хранящихся в отделе рукописей Государственной Публичной Библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Изд. 2. СПб., 1992. Вып. 1 и 2. С. 55. 125. 62 РИБ. Т. 32. Стб. 247. 138. Другая жалованная грамота Ростовского архиепископа датирована 1542 годом (Там же. Стб. 261. 148). 64 РИБ. Т. 32. Стб. 289–290. 167. См. о нем: Архимандрит Макарий. Вологодский епископ Киприан//Русь. Литературно-исторический журнал. Ростов, 1998. 4. С. 51–64. 65 Книга келарская росходная поминком и по службам дают запасу//Временник Императорского Московского общества истории и древностей российских. М., 1855. Кн. 22. Смесь. С. 14. Настоятель Кирилло-Белозерского монастыря с этим именем был еще в XVII веке, но он был в сане архимандрита — “Афанасий Кононицын с 1 июня 1648; архим. с 8 июля 1649, по 1651” (Стро­ев П. М. Списки иерархов и настоятелей… Стб. 56). Поэтому данное известие целесообразнее отнести к игумену XVI века. 66 Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря… С. 65. Позднее, при игумене Феоктисте, в 1558–1559 годах дал вклад в Кирилло-Бе­ло­зерский монастырь А. А. Квашнин, “во иноцех Адриан” (Там же. С. 86), который является составителем владычного летописного свода святителя Макария.

http://pravmir.ru/russkaya-ierarhiya-xvi...

В 1859 г. в связи со смертью П. С. Савельева прекратилась работа над ЗРАО, а ИРАО стали основным изданием об-ва, их объем увеличился, качество статей повысилось. В издании публиковались архим. Макарий (Миролюбов ; впосл. архиепископ Донской) («Древние кресты в Новгороде, поставленные на поклонение» (1861. Т. 2. Вып. 2. Стб. 84-102), «Вклады Годуновых в Ипатьевский монастырь» (1861. Т. 3. Вып. 3. Стб. 231-237), «Надписи на церквях по г. Ярославлю» (1868. Т. 6. Вып. 1. Стб. 17-24), «Указания на церковные древности в некоторых епархиях» (Там же. Стб. 24-30)), архим. Антонин (Капустин) («О разрытиях внутри российско-посольской церкви в Афинах» (1861. Т. 2. Вып. 3. Стб. 129-145)), архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев ; впосл. епископ Угличский) («Выписка из подробной описи имуществу Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, 1680 г.» (1863. Т. 4. Вып. 1. Стб. 25-60), «О греческих миниатюрах, находящихся на 14-ти листах из Евангельских чтений в Императорской Публичной библиотеке под 20, X в.» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 241-249)), Чигиринский еп. Порфирий (Успенский) («Известие о глаголической Псалтири, хранящейся в библиотеке Синайского монастыря» (1865. Т. 5. Вып. 1. Стб. 19-20)), архим. Леонид (Кавелин) («Церковный устав XVI ст.» (Там же. Вып. 3. Стб. 137-143), «Замечательная припись к Евангелию, напечатанному в Вильне в 1575 г.» (1884. Т. 10. Вып. 3/6. Стб. 266-269), «Два акта XV в. с объяснительными к оным примечаниями» (Там же. Стб. 269-274), «Записка, как служил Феофан патриарх Иерусалимский литургию с русскими митрополиты с Казанским Матвеем и со архиепископы (1619 г.)» (Там же. Стб. 274-278) и др.). Многочисленными были работы по визант. и древнерус. церковному искусству и быту: «Изображение прп. Ильи Муромца, чудотворца Печерского, на гравюре XVII в.» (1861. Т. 3. Вып. 2. Стб. 122-126), «Голосники в древних новгородских и псковских церквях» (Там же. Стб. 126-142) и «Замечания о миниатюрах Остромирова Евангелия» (1863. Т. 4. Вып. 4. Стб. 324-334) Стасова; «Надпись в Нередицкой церкви близ Новгорода до 1200 г.» (Там же.

http://pravenc.ru/text/293864.html

Грамоты//ЧОИДР. 1866. Кн. 3. Смесь. 2. С. 2-4 [в публ. ошибочно указан 1486 г.]; Послание волоцкому кн. Борису Васильевичу//РИБ. СПб., 19082. Т. 6. Стб. 754-755; Послание к Московскому Собору 1490 г.//Там же. Стб. 778-784; То же// Казакова, Лурье. С. 379-382; Послание митр. Зосиме//РИБ. Т. 6. Стб. 763-778; То же// Казакова, Лурье. С. 373-379; Послание новгородскому духовенству о пасхалии//РИБ. Т. 6. Стб. 801-820; Послание Суздальскому еп. Нифонту// Казакова, Лурье. С. 312-313; Послание Сарскому еп. Прохору//Там же. С. 309-312; То же//РФА. Ч. 2. 78. С. 254-258; Повольная грамота на поставление в митрополиты Симона//РИБ. Т. 6. Стб. 833-836; Послание митр. Симону о клирике-двоеженце//РФА. Ч. 2. 68. С. 232-234; Грамота об оставлении Новгородской кафедры//Там же. 99. С. 303-304; Послание митр. Симону о поставлении иподиаконов, выписки из Кормчей книги, ставленые грамоты чтецу, пономарю//Там же. 107. I-IV. С. 328-334; Окозрительный устав в истории богослужения Русской Церкви/Подгот. свящ. Б. Даниленко. Мюнхен, 1990. (Slavist. Beitr.; 258); Окозрительный устав/Публ. подгот. архим. Макарий (Веретенников). М., 2000. Ист.: АИ. Т. 1. С. 144-148, 164, 521-523; ААЭ. Т. 1. С. 346, 478-482, 484-485, 488; Послания Дмитрия Герасимова к архиеп. Новгородскому Геннадию (XV-XVI ст.)//ПС. 1861. Ч. 1. С. 100-120; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3; Т. 6; Т. 8; Т. 12; Т. 21. Ч. 2; Т. 24; Т. 25; Т. 30; Псковские летописи. Вып. 1; Вып. 2 (по указ.); Грамоты Г., Иоанна III и митр. Геронтия//РИБ. Т. 6. Стб. 759-764; Седельников А. Д. Рассказ 1490 г. об инквизиции//Тр. Комиссии по древнерус. лит-ре. Л., 1932. Т. 1. С. 49-50; Иосиф Волоцкий, прп. сказание о новоявившейся ереси (1-я и 2-я редакции)// Казакова, Лурье. С. 466-486; Бегунов Ю. К. «Слово иное» - новонайденное произв. рус. публицистики XVI в. о борьбе Ивана III с землевладением Церкви//ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 351-364; Минея (МП). Декабрь. Ч. 1. С. 146-148; Плигузов А. И. , Тихонюк И. А. Послание Дмитрия Траханиота Новгородскому архиеп. Геннадию Гонозову о седмеричности счисления лет//Естественнонаучные представления Др.

http://pravenc.ru/text/162054.html

«Духовенство и новый строй» 7. Стб. 109-113), заметке Н. П. «Русский язык за богослужением Православной Церкви» 13. Стб. 209-210)). Активно велась полемика с социалистическими идеями: «Взгляд марксизма на происхождение религии и критический разбор его» А. Советова 14. Стб. 131-133; 30. Стб. 425-426, публикация не завершена), «Партии социалистов и христианская Церковь» С. Л. 19. Стб. 228-230), «Социализм и христианство» А. С. Глинки-Волжского 32. Стб. 459-464), «Отношение социализма к христианству» 24. Стб. 313-314) и «Отношение «Красного знамени» к вере православной» (1918. 2. Стб. 19-22) прот. Н. Спасского. Церковно-исторический интерес представляют заметка члена Всероссийского церковного Собора свящ. К. В. Веселитского «С церковного Собора» (1917. 31. Стб. 452-453) и статья В. Демидова «Кровавая неделя в Москве и участие Всероссийского церковного Собора в народном умиротворении» (1917. 34. Стб. 492-496). В 1917 г. были напечатаны послания Собора 27. Стб. 359-361; 29. Стб. 399-401), воззвания Союза христианского единения 29-32), а в 1918 г.- послание патриарха Тихона от 19 янв. 2. Стб. 28-29) и «Устав христ. единения за Веру и Родину» 2. Стб. 33-36), что, вероятно, и послужило поводом к прекращению издания. В качестве приложений к «Н. е. в.» и «Н. ц. о. в.» издавались: разрядные списки учеников нижегородских ДС и духовных уч-щ, списки лиц, служивших в духовно-учебных заведениях епархии, отчеты о состоянии церковных школ, ежегодные отчеты о деятельности братства Св. Креста, ведомости епархиального училищного совета, отчеты благотворительных учреждений, журналы съездов духовенства, книготорговые каталоги и т. п.; также были опубликованы воззвание еп. Макария (Миролюбова) к жителям Н. Новгорода «по случаю бывшего убиения евреев и разорения их жилищ» (1884), воспоминания еп. Иеремии (Соловьёва) об архиеп. Иннокентии (Борисове) (1885), опись книг и рукописей, поступивших в церковное древлехранилище при семинарии (1886), отчет епархиальной церковно-археологической комиссии (1890), «Беседы» свт.

http://pravenc.ru/text/2565208.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010