Хотя обязанный просить у тебя извинения и не просит и не беспокоится о том, почему и ты мог бы почесть для себя извинительным не прощать ему сделанных против тебя проступков, однако же ты, несмотря на то, дай ему прощение – если можно, призвав его к себе, а если то невозможно, сам в себе, не показывая своими поступками, что желаешь отомстить (49,156). СРЕДА- Лк. Зач. 28. (6,46–7,1) О НЕЛИЦЕМЕРНОЙ МОЛИТВЕ Наша жизнь, утратив общение в добре, отпала и от Божией воли, посему научаемся мы в молитве в такой мере очищать нашу жизнь от худого, чтобы как в небесном жительстве, в нас беспрепятственно управляла Божия воля… (14,439). Если кто, как говорит Писание, будучи жестокосерд и, ища лжи, осмеливается произносить слова молитвы, то пусть такой знает, что призывает он отца не небесного, а преисподнего, который сам есть лжец и делается отцом лжи и греха (14,406). Молитва и служение Богу есть знак всякой праведности, будучи неким Божественным и духовным одеянием, проливая в наши мысли большую красоту, управляя жизнь каждого, не позволяя ничему дурному и неуместному господствовать над умом, убеждая почитать Бога и уважать ту честь, какая от Него даруется нам, уча удалять от себя всякое ухищрение лукавого, изгоняя постыдные и неприличные размышления, приводя душу каждого в состояние презрения к удовольствиям (33,833). Как фимиам и сам хорош по себе и благоуханен, но особенно издает благоухание тогда, когда бывает положен на огонь, так и молитва сама по себе хороша, но бывает лучше и благовоннее, когда приносится от души, пламенеющей ревностью (о заповедях Господних), когда душа становится кадильницею и возжигает в себе сильный огонь (36,481). Не обилие слов умоляет Бога, но душа чистая и являющая добрые дела (36,11). Без целомудрия, человеколюбия, кротости и попечения о бедных… молитва не выносит обитание в душе (33,834). Милостыня – крыло молитвы: если не сделаешь молитве крыла, то она не летит, а когда душа окрылена, то быстро несется на небо (33,907). Люди не должны полагаться на одну молитву, предаваясь сами беспечности и сну, но приносить должно и со своей стороны добродетели (36,491).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

—833— философией почти неизвестна. Лишь в последнее время, благодаря трудам В.А. Кожевникова 4745 , Н.П. Петерсона 4746 и, отчасти, – полемике между Петерсоном и кн. Е.Н. Трубецким 4747 , она начинает привлекать внимание. Н.Ф. Федоров – глубокий мыслитель. Его философия – попытка нового истолкования христианства. Больше того – его философия хочет быть философией русской, православной. В. С. Соловьев назвал учение Н.Ф. Федорова «первым движением вперед человеческого духа по пути Христову, со времени появления Христианства». Так это или не так, но, во всяком случае, – кто не боится Истины, кто не изверился в особом назначении России – должен, по крайней мере, задуматься над этой своеобразной, чисто русской философией. «Философия общего дела» – слово о деле, деловое слово. Ложно-разъединенные субъект и объект – она хочет объединить в проект: не должно быть бездельной мысли и без мысленного дела. Рационализм, витающий в сферах бездельной мысли, ведет к смерти, к пустоте (Кант). Мистицизм, бросающийся в неосвещенные мыслью глубины, разбивается насмерть в хаосе и темноте (Ницше). Деловое слово – трезвая, жизненная мысль. Она – свидетель того, что раскола между мыслью и жизнью может не быть. Таково предисловие слова о деле. Всякая рознь – дорога к смерти. И если есть хотенье жить, любовь к жизни, то не должно чахнуть в мире бескровной мысли и не должно сливаться с полнокровной слепящей силой природы. Жизнь – в трезвости, где слово и дело одно, где нет только разъединяющего мертвого света и только сливающего мрака ночи. Здесь уже начало делового слова, слова об общем деле. —834— Общее дело – общее, как по субъекту, так и по объекту все сообща, а не один – субъект дела; все, как есть, а не кое-что – объект дела. Все познают – действуют на все, всегда и везде, а не кое-когда и не кое-где. Проект общего дела предполагает через возможность в начале, через долг в средине и через действительность в конце – родство всех и всего, есть – единство. Мысль и жизнь – родные; их родство в одинокой личности – лишь голос всемирного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

832 Gummer. s 8; Diese Reaction war ihrem Wesen nach nicht arianisch, sondern koservativ. Спасск. 243–256. 834 Harnack. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Zmeiter Band. Zmeite. Auflage Freiburg 1888 s. 933. Die Taktik der coalition ging dahin zunächst die Hauptvertreter des nicäischen Glaubens zu beseitigen und bald erkannte man in dem sügeundlichen Bischof Alexandriens den gefährlichsten. 848 Migne, t. XLII, 405: κθσθαι ες τοτο τ εδος τς πστεως τ δωμα σπουδσαμεν, σον π τος λοιπος τ ν Αντιοχε, ς προφημεν, κτεθεσ τε πστει τ ν τος γκαινοις. λλ κα ν τ Σαρδικ, ν νεληφεν ν Σιρμ σνοδος κα τος κεθεν λογισμος διαρθρσειν κριβς τν ες τν γαν τριδα τς καθολικς κκλησας πστιν πρς δ τοτο ς προφημεν, τς καινοτομας τ εδος μνον ς δδου τ πνεμα παγορεσαντες: Спасск. 379; Gummer. s 37 прим. 852 Время составления πομνηματισμς’а составляет предмет разногласия. Обыкновенная датировка памятника есть лето 359 г.; её держится проф. Спасский стр. 421. Но на ряду с нею существует в науке другая датировка – временем ближайшим после Селевкийского собора. Её держится проф. Болотов «Папа Либерий и Сирмийские соборы…». Отд. оттиски из Хр. Чт. 1891 г., 115 стр. 43 прим. Так же Gummerus дает несколько оснований, могущих служить в пользу последней датировки, хотя в конце концов считает для себя должным держаться общепринятой первой (s. 122). 853 Спасск. 421, прим. 2. Gummer. 121–2 s. Обоснование Gummerus’oм своего умеренного утверждения, что Василий участвовал в составлении памятника и его же мнение, что он был главный составитель, равно как и обоснование глубокочтимым проф. Спасским своего более широкого положения, что вероятно Василий был единственным автором записки, нам кажется, нельзя назвать особенно твердыми. Многочисленные параллели с πιστολ можно объяснить и иначе, именно тем, что автор «Записки» был по духу чистый омиусианин и хорошо знаком с πιστολ. Что касается выражения: φημ, то оно уполномочивает лишь на то скромное заключение, что «Записка» была издана от одного лица, хотя в составлении её могли принимать участие несколько лиц. Здесь нужно принять во внимание, что исторические обстоятельства появления Записки неизвестны в точности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Третий пласт представляет собой краткая формула: «аже кто много реза имал, то тому не имати». Это значит, что тот из кредиторов, кто брал неоднократно большой процент, теряет право на возмещение своего долга из суммы, полученной за «проданного» на торгу купца-должника. Совершенно очевидно, что основной текст ст. 58 был в данном случае дополнен постановлением (изданным в селе Берестове еще до прибытия Владимира Мономаха в Киев) о запрете кредиторам взыскивать со своих должников более двух раз «рез» в размере 50 %. Из всего вышеизложенного видно, что устав Владимира Мономаха о долговых обязательствах и ростовщичестве неоднократно перерабатывался. Вопросы, в нем затрагиваемые, были острыми, касались различных слоев городского населения и поэтому требовали от княжеской власти особого к себе внимания. Интересные сведения о долговых сделках содержатся в новгородских берестяных грамотах XI – XII bb. Они являются своеобразной иллюстрацией к уставу Мономаха. Прежде всего до нас дошло несколько списков должников 833 . Сохранились также письма, говорящие о займе денег или об отдаче долга 834 . Имеются указания на величину процентов: «о ти заято в треть» (т. е. «в треть куны»); «...ру куне есем... имаю в другую трьть... же и на тя» (т. е. подразумевается двойной рез «в треть куны») 835 . Для уплаты процентов иногда приходилось продавать имущество. В письме «от Василя к Ростиху» говорится: «Продаите половъи конь. А ризь икърините в...лев... Нарядите же мужь, въложите же явне» 836 . По-видимому, речь идет о продаже коня, поскольку его владельцу необходимы деньги для взноса процентов кредитору. Указывается, что расплату следует произвести «явно», при свидетелях. В другом письме читаем: «А ты продае коне, колико ти водадя. А чето потеряеши, а то помени. А Кузеке соци, абы не истьряле куно. Лихо есте» 837 . Вероятно, перед нами случай, сходный с предыдущим, только в данном случае должник продает коня в убыток, ибо его положение очень тяжелое («лихое»), нужно платить ростовщику, а денег нет; поэтому он принимает меры, чтобы не была растрачена сумма, вырученная за лошадь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для наглядности представим здесь сравнительную ведомость о числе жителей по вероисповеданиям в пяти губерниях северо-западного края: Виленской, Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской. Каких вероисповеданий Виленской Витебской Гродненской Минской Могилевской Общее число жителей. Из них: 952,618 834,343 931,353 1,045,160 906,535 а) православных 239,363 466,089 537,369 751,178 733,156 б) единоверцев в) раскольников 15,029 52,640 16,826 г) римско-католиков 584,005 219,557 268,191 175,169 377,260 д) протестантов 12,314 е) евреев 107,531 81,087 115,516 110,055 118,362 ж) караимов з) магометан Народонаселение Витебской, равно как и других западных губерний, в отношении к вероисповеданиям, распределено по городам и уездам весьма неравномерно, а это имеет немаловажное значение по отношению к православию в той или другой местности губернии. Вот в каком виде за тот же 1866 г представляется с этой точки зрения Витебская губерния: Названия городов и уездов Общее число жителей Православных Единоверцев Раскольников Р.-католиков Протестантов евреев Губ.г.Витебск 30,589 34,723 30,458 36,224 34,894 Городок 50,340 48,697 Динабург 28,496 10,965 11,451 85,114 14,015 63,276 Дрисса 55,144 35,441 16,729 Лепель 87,159 70,565 68,263 13,662 50,888 Невель 61,536 56,047 Полоцк 12,069 63,062 50,267 Режица 83,503 21,377 58,340 54,683 51,497 34,644 31,011 Из этой таблицы можно видеть, что преобладающий элемент составляют: а) православные в городах: Велиж, Городке, Лепеле, Себеже, и Сураже, и в уездах: Витебском, Велижском, Городокском, Дриссенском, Лепельском, Невельском, Полоцком, Себежском и Суражском. б) р. католики в уездах: Динабургском, Люцмнском и Режицком. в) евреи в городах: Витебске, Дриссе, Динабурге, Люцине, Невеле, Полоцке и Режице. г) раскольники в наибольшем числе находятся в уездах Режицком и Динабургском. д) протестантов более всего в г.Динабурге и в Динабургском уезде. Окруженое как в городах, так и в селениях, иноплеменными и разноверными элементами православие в Полоцкой епархии всегда подвергалось и подвергается более или менее сильному влиянию со стороны этих враждебных ему элементов. Не только русский раскол и римское католичество, но и еврейство имеет зловредное влияние в религиозно-нравственном отношении на белорусское православное народонаселение. Убедиться в этом весьма не трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

834 Умопостигаемые виды суть и особенности различных существований в бесплотности, а нематериальное не нуждается в месте, чтобы поместиться, как все тела. А где тело, там и место. 835 Как надо понимать «место» применительно к Богу, когда Писание повсюду говорит, что Божество беспредельно и что «Небо – престол Его, а земля – подножие ног Его», – и еще: «Поставил холмы весами и землю горстью», – и опять же: «Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли во ад, и там Ты»? Какое же место Иезекииль придумал для Бога? Мы говорим, что мнящееся нам непостижимым Бог тем, кто всеми силами Его ищет, освещает. Говорит ведь божественное Писание: «Если заповеди Мои соблюдает кто, то Я и Отец придем и обитель у него сотворим». Так что и умопостигаемые силы, и души святых и всех хранящих заповеди могут воистину быть названы местом и покоищем Божиим. И еще где-то Он говорит: «Опочил Дух Мой на них». 837 Сказанное: «Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?» – показывают, что говорится не о чем-то воспринимаемом чувствами, но об этих божественных умах. Или и так: Бог захотел показать, что Божество неописуемо. И иначе: – что среди самих слушавших Его не было Богу места для покоя из-за их неверия, как говорит в Евангелиях Господь: «Сын же Человеческий не имеет, где приклонить голову». 838 Трисвятой гимн и от «места Его» славословящий Бога голос не только, говорит он, показывают, что и меньшим чинам предоставляется познавать и воспевать Бога, но и нечто иное вдобавок к этому означают. Это делает ясным речение, гласящее: мы говорим, что триипостасный Бог есть Единица и Монада и что Он промышляет всем, от первых до последних земли, всех содержа нерасторжимо, не телесно то есть удерживая, но божественным промыслом сверхсущественно. А что Он – Единица и Монада, и Евагрий непреподобный во второй сотице, в главе третьей, говорит так: «Сам Он есть Монада, поскольку Божество просто и нераздельно. Того ради – Монада, что монада, говоря языком арифметики, проста и несложна. А Единица – потому что Святая Троица едина в Себе по природе и всех приближающихся к Ней единит, согласно сказанному в Евангелиях: „Да будут они едино, как и Мы едино”».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богданов Федор Кирьякович (р. 1833), поселенец в Мало-Тымове, раскольник, занимался ростовщичеством – 164 Бородавкин, петербургский купец, присланный на Сахалин за поджог – 139, 465, 833 Боткин Сергей Петрович (1832–1889), проф. Военно-Медицинской академии, общественный деятель – 369, 701, 886 Бошняк Николай Константинович (1830–1899), лейтенант флота, сподвижник Невельского Г. И., участник Амурской экспедиции (1853-55), автор известных Чехову описаний экспедиции – 48, 108, 142–143, 168, 169, 171, 174, 178, 185, 385, 502, 503, 505, 774, 792, 805, 834, 839, 840, 841, 844, 888 Браутон Виллиам (Broughton William Robert), англ. мореплаватель, посетивший Сахалин в 1796 г., автор известного Чехову описания путешествия – 41, 46, 47, 383, 384, 385, 803, 893 Бредихин Ипполит Петрович, помощник капитана «Байкала», племянник известного астронома Бредихина – 44, 181, 392, 802 Брем (Brehm) Альфред Эдмунд (1829–1884), зоолог, автор книги «Жизнь животных» (1863-69) – 290, 291, 637, 869 Бродяга Марья Григорьевна (р. 1853), поселка в Рыковском, совладелица Хавриевича И. П. – 236, 567, 809 Броновский Иван Павлович (р. 1848), поселенец Хомутовки – 203 Брылкин А. Д., участник сибирской экспедиции 1860-х гг. – 547, 548, 889 Бублик Иван Иванович (р. 1856), поселенец Рыковского – 157, 488, 708 Булгаревич Даниил Александрович (1870? – 1926), казначей канцелярии начальника о. Сахалина, заведующий школами, чиновник, у которого Чехов жил в Александровске. Сохранились письма Булгаревича к Чехову (ГБЛ) – 101, 304, 305–307, 318, 429, 650, 652, 754, 756, 758, 761, 779, 788,806, 811, 812, 814, 815, 816, 820, 821, 825, 836, 838, 852, 862, 863, 869, 872, 873, 882 Буссе Н. В., майор, первый начальник Муравьевского поста, военный губернатор Амурской области (1855–1866), участник Амурской экспедиции 1853–1854 гг., автор известного Чехову Дневника экспедиции – 185, 220, 222, 283, 286, 308, 519, 549, 554, 631, 653, 792, 801, 805, 844, 855, 856, 857, 868, 874, 885, 889 Бутаков Арсений Михайлович (1845–1894), начальник Тымовского округа, автор известного Чехову «Отчета по устройству поселений Тымовского округа (1885-89 гг.)». Сохранились письма Бутакова Чехову (ГБЛ) – 120, 152, 153, 154, 155, 156, 177, 231, 235, 312, 321, 331, 332, 449, 481, 482, 483, 486, 511, 626, 663, 755, 761, 826, 835, 857, 874, 879

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

Ονομα δ’ στις γ μ δξεο· θεσμς κενο μυστικς χετ’ γων ες λλα πορφυρην 827 ]. В этом обряде могло быть символически выражено требование от вновь назначаемых жрецов нравственной чистоты. Омовение морской водой нередко совершалось у Еллинов при религиозных очищениях. Прототип обычая бросать в море дощечку с именем иерофанта, как символ очищения, можно видеть у Гомера: Ο δ’απελυμανοντο κα ες λλα λματ’ βαλλον 828 . Какое же имя погружали в морские волны, – прежнее, которое посвящаемое лицо носило до получения своего сана, или новое? Нам кажется, последнее. Из приведенной выше надписи, заимствованной из сборника Ленормана, видно, что бросали в воду то имя, которое нужно хранить в тайне, а скрывали от непосвященных, конечно, не прежнее, всем известное имя, так как это было бы совершенно бесполезно» 829 . По заявлению Н. И. Новосадского 830 , мысль об обряде потопления имени принадлежит Ф. Ф. Соколову, проф. Санкт-Петербургского университета. Мысль эта получает новое подтверждение в словах Откровения, где прямо указывается на дарование новой сущности вместе с новым именем, написанным на белом камне, причем имя остается тайным для всякого, кроме самого получающего новое имя 831 . В Откровении тайным остается новое имя, и параллелен этому был бы обряд потопления священного имени иерофантиды. Но после смерти иерофанта тайна могла быть раскрыта, о чем свидетельствует елевзинская напись: λλ’ ταν ες μακρων λθω κα μρσιμον μαρ, Λξουσιν ττε δ πντες σοις μλομαι. Νν δη παδες κλυτν ονομα πατρς ρστου Φανομεν, ζως κρφεν λς πε[λγει] 832 . «Вне отправления своих обязанностей, в частной жизни, в кругу своей семьи, иерофанты сохраняли свое прежнее имя. В случае надобности они могли употреблять его и в официальных документах. Там, где указывается имя иерофанта при его жизни, мы видим, конечно, не мистическое его имя, а то, которое он носил до посвящения» 833 . Ефор Филий, наблюдавший за раскопками в Елевзине, заключает по поводу одной такой написи 834 , упоминающей иерофанта по имени Хэритий, что в более древнее время, по крайней мере, в III в.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Глава 5. История источников церковного права на востоке после разделения восточной и западной церквей § 80. Императорские законы, как источник церковного права 828 Теократический первосвященнический характер императорской власти, задатки которого обнаружились уже при первых христианских императорах, с течением времени проявился весьма наглядно в усвоении императором внешних знаков и принадлежностей архиерейского сана. В религиозных процессиях, который совершались императорами по большим праздникам, при царских выходах в софийский храм, императоры имели на себе облачение, подобное архиерейскому (митра, саккос, омофор), благословляли народ в качестве наместников Бога на земле и принимали даже некоторое активное участие в богослужении 829 . По свидетельству Никиты Акомината, императоры считали для себя невыносимой обидой, если их не признавали людьми богоподобными по образу, героями по силе, богомудрыми как Соломон, богодухновенными руководителями, вернейшим правилом из правил, одним словом непогрешимыми судьями дел божеских и человеческих, установителями догматов и судьями, наказывающими тех, кто не соглашается с ними 830 . По свидетельству других византийских писателей 831 , император Никифор Фока обратился к епископам с указом, которым определялось, что все церковные дела подлежат императорскому одобрению или неодобрению. Дмитрий Хоматин, архиепископ болгарский, исключая из компетенции царской власти область священнодействия, говорит, что, за исключением этой области, все остальные прерогативы церковной власти представляет собою император, причем предполагается, что император действует законно и канонически 832 . Это последнее предположение, как необходимое, высказывалось и самими императорами, даже такими, которыми на самом деле издавались законы, в большей или меньшей степени, отступавшие от канонов 833 . Однако с другой стороны, высказывалось и то, что цари, по данной им власти свыше (κατ τν δεδομνην τος βασιλεσιν νωθεν κυριτητα), могут допускать исключения из всякого правила, гражданского или церковного, ибо тот, кому поручено Богом управление миром, стоит выше законов своих подданных 834 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Японцы быстро поняли, что именно последует за их разоружением. И в ночь с 11 на 12 марта майор Исикава нанёс превентивный удар по партизанам. Тряпицын во время нападения японцев был дважды ранен, а начальник его штаба Т. Наумов-Медведь был убит. (Сегодня одна из центральных улиц Николаевска-на-Амуре носит его имя). После этого начальником Военревштаба была назначена Нина Лебедева. В ночь с 12 на 13 марта бойцы Тряпицына перебили всех арестантов, включая проштрафившихся партизан (оказавшихся в тюрьме за отсутствием гауптвахты), - чтобы японцы не смогли вооружить заключённых против партизан. «Коцали» со связанными руками, раздетых на морозе до белья мужчин, а женщин, раздетых догола, во дворе тюрьмы. Исполнителями был ударный спецбатальон, вызванный с Сахалина, под командованием бывшего уголовника Лапты (он же Яков Рогозин, один из подписавших Акт мирного договора). Рубили шашками, топорами, кололи штыками, добивал поленьями. Огнестрельное оружие не применяли, чтобы не привлекать внимание жителей. Трупы убитых на санях свозили на берег Амура 14 . Большая часть японских солдат из полка майора Исикавы погибла в бою, 134 солдата были взяты в плен. Погибла почти вся японская колония Николаевска - 834 человека, включая детей и 184 женщины (см. 7, 11). Среди погибших были также японский консул Исида, бывший губернатор Сахалина фон Бунге, иностранные поданные. (Спаслись только 12 японок, это жёны граждан Китая, укрывшиеся на китайской канонерке.) За два дня были убиты все мирные жители, спасавшиеся в японском консульстве, без различия пола и возраста. 117 мужчин и 11 женщин. Были расстреляны и граждане других государств, обвинённые в контрреволюционной деятельности. После подавления японского выступления на льду Амура лежало полторы тысячи трупов - русских и японцев. Вот лишь один из многочисленных рассказов свидетелей рассказ Сергея Строда, 22-х лет: «Осмотрев эту кучу и не найдя брата, я перешёл к громадной второй, в которой было 350-400 человек. Среди трупов я увидел очень много знакомых. Узнал < ...> Комаровского, труп его был сухой, съёженный, измождённый, очевидно было, что его страшно истязали и били, нижняя челюсть, и нос были свёрнуты на бок; двух братьев Андржиевских, у одного из них - Михаила - голова была совершенно разбита, лицо есть, а сзади - затылка нет и из черепной коробки будто кто-то всё выскреб, японский солдат стоял на четвереньках и язык висел на одной нитке. Судовладелец Назаров стоял стоймя на трупах с выколотыми глазами и со смеющимся лицом. Некоторые трупы были лишены половых органов, у многих женских трупов были видны штыковые раны в половые органы, одна женщина лежала с выкидышем на груди. Трупа брата я не увидел и в этой куче Женские трупы многие были совершенно раздеты. При мне работавшие на льду китайцы закончили пробитие проруби и с гиканьем, хохотом, таща по льду за ноги, начали сваливать трупы к проруби и... шестами проталкивать под лёд». Далее свидетель описывает третью кучу трупов в 75-100 человек 15 .

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010