Иез. 11 :24. И дух взял меня, и принес меня в землю Халдейскую к пленникам, в видении (открытом) Духом Божиим 278 . Иез. 11 :25. И отступило от меня видение 279 , которое я видел, и я пересказал пленникам все слова Господа, которыя Он 280 открыл мне. Глава 12 Иез. 12 :1. И было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 12 :2. Сын человеческий! среди неправд их ты живешь: они имеют глаза, чтобы видеть, и не видят, и имеют уши, чтобы слышать, и не слышат, ибо дом огорчающий. Иез. 12 :3. И ты, сын человеческий, приготовь себе вещи нужныя для переселения 281 , и будь днем пленником пред ними, и переселяйся с твоего места в другое место пред ними, чтобы они видели, ибо они-дом прогневляющий. Иез. 12 :4. И вещи твои вынеси, как имущество 282 пленников, днем пред глазами их, сам же выйди вечером пред ними, как выходит пленник. Иез. 12 :5. Проломай себе стену и выйди чрез нее пред ними. Иез. 12 :6. На плеча будешь взят и покрытым выйдешь, лице твое покрой, чтобы не видеть земли, ибо знамением 283 Я делаю тебя для дома Израилева. Иез. 12 :7. И я сделал все так, как повелел мне Господь 284 : и вещи я вынес, как вещи пленническия, днем, а вечером проломал для себя стену рукою, и тайно вышел, и на плеча взят был пред ними. Иез. 12 :8. И было слово Господне ко мне поутру и сказано: Иез. 12 :9. Сын человеческий! не говорил-ли тебе дом Израилев, дом прогневляющий: „что ты делаешь“? Иез. 12 :10. Скажи им: так говорит Господь Бог: князю и старейшинам 285 Иерусалимским, которые среди них, и всему дому Израиля, Иез. 12 :11. Скажи: я совершаю 286 знамение 287 : как я сделал, так будет и с ними: в переселение и в плен уйдут. Иез. 12 :12. И князь 288 среди их на плеча взят будет, и тайно выйдет чрез стену, и проломает (ее), чтобы выйти ему чрез нее, лице свое покроет, чтобы быть невидимым 289 для глаз, и сам земли не увидит. Иез. 12 :13. И раскину сеть Мою на него и взят будет в тенета 290 Мои, и приведу его в Вавилон, в землю Халдейскую, и не увидит он ея 291 , и там умрет. Иез. 12 :14. И всех, находящихся вокруг его, помощников его и всех защитников его, Я разсею по всем ветрам, и обнажу 292 меч вслед их.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

«Имеющий Бога, не страшись, но положись на Него в тревогах твоих, и Он позаботится о тебе», – советует святой Варсануфий 278 . И если болезнь ведет к смерти, все равно не стоит бояться, как учит святой апостол Павел, слова которого святой Варсануфий приводит одному заболевшему брату 279 : когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ). Значимость терпения Перед лицом поразивших его недугов человек должен прежде всего проявить терпение. Несмотря на то что эта добродетель есть дар Божий, тем не менее ее обретение требует от человека определенных усилий: он должен стремиться к ней, моля Всевышнего даровать ему ее. Трудность подобного испытания зачастую состоит не столько в тяжести переносимых страданий, сколько в продолжительности самой болезни и вызванных ею различных неудобствах. Именно на этой почве демоны в основном и отравляют души больных помыслами отчаяния, печали, уныния, озлобления, раздражения, безнадежности и возмущения. Поэтому святые отцы в таких случаях более всего советуют проявлять терпение, стойкость и постоянство, ссылаясь на многочисленные поучения Христа и апостолов на эту тему. Святой Иоанн Газский напоминает двум заболевшим братьям: «Господь сказал: терпением вашим спасайте души ваши ( Лк.21:19 ). Апостол наставлял: Терпение нужно вам ( Евр.10:36 ). Также и пророк говорил: Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне ( Пс.39:2 ). Кроме того, Господь Бог учит: претерпевший же до конца спасется ( Мф.10:22 ). И вы двое будьте терпеливы...» 280 . Также святой Варсануфий советует одному из тех двух братьев: «Будем же держаться стойко, не поддадимся, станем истинными учениками апостола, который говорит: в скорби будьте терпеливы ( Рим.12:12 )» 281 . Тот же святой учит, что главным образом через терпение человек показывает, какое благо может принести ему болезнь 282 . Так, он пишет одному занедужившему брату: «Если не выстоишь в испытании – не сможешь взойти на крест, но если выдержишь испытания, то войдешь в Царство блаженства и познаешь умиротворение, далекое от всех тревог, и душа укрепится и прилепится к Господу превыше всего, неусыпная в вере, полная радостной надежды, ликующая в милосердии, хранимая Святой Единосущной Троицей» 283 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

О молящийся, помни, что к Богу подносишь ты приношение. Да не смутится Приносящий молитвы 279 приношением, на котором есть порок. Ведь ты молишься, чтобы тебе было оставлено, обещая, что ты оставишь 280 . Прежде подумай своим умом – оставишь ли ты – а затем обещай: «Я оставлю». Не обманывай Бога 281 , говоря: «Я оставляю», – если не оставляешь. Ибо Бог не человек, подобный тебе, чтобы мог ты солгать Ему 282 . Если согрешит человек против человека, то он молит Господа; если же он согрешит против Бога, то кого ему молить? 283 Да не станешь ты виновен через свою молитву. Слушай, что еще сказал наш Спаситель: Если ты, принося дар, вспомнишь, что имеешь нечто против брата своего, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди, примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой 284 . И если ты вспомнишь, молясь, что ты имеешь некий гнев 285 , то поразмысли своим умом о том, что твоя молитва останется перед жертвенни- —63— ком, и не захочет Приносящий молитвы 286 взять ее с земли. Ибо он проверяет 287 твою жертву: имеется ли на ней порок, – и если она чиста, то он поднимает ее к Богу. Итак, если Возносящий молитвы 288 найдет в твоей молитве [слова] – «оставь мне, и я оставлю» – то так он скажет молящемуся: «Прежде прости своему должнику, и затем я подниму твое [прошение] к твоему Заимодавцу. Оставь сто динариев 289 по своей бедности, а твой Заимодавец по Своему величию оставит тебе мириад, не принимая в расчет проценты и прибыль». Если ты пожелаешь простить 290 , то тогда Приносящий молитвы возьмет твой дар и поднимет его с собой. Но если ты не простишь, то так он скажет тебе: «Нечистый дар ко святому престолу я не принесу, но ты сам пойдешь туда, чтобы отдать по счету своему Заимодавцу, и также жертву свою ты с собой принесешь Ему». А он оставит твою жертву и уйдет. Послушай же, что сказал пророк: Проклят тот, кто имеет в своем стаде самца неиспорченного, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденного 291 . Ибо [выше] сказал он: Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? 292 Посему ты должен простить своему должнику до молитвы, и [только] затем молиться. И когда ты помолишься, то поднимется твоя молитва ввысь к Богу и не останется на земле. 14 . [Бог] сказал через пророка: Вот покой Мой – дайте покой утружденным 293 . Итак сотвори, человек, покой Божий, и не будет у тебя необходимости [говорить]: «Оставь мне». Дай покой утружденному, посети больных, позаботься о бедных – это и есть молитва 294 . Я разъясню тебе, возлюбленный мой, что вся- —65— кий раз, когда человек творит покой Божий – это и есть не что иное, как молитва . Ибо так написано: когда прелюбодействовал Зимри с мадианитянкой, увидел его Финеес, сын Елеазара, и, войдя в спальню, убил их обоих 295 . И это убийство вменилось ему в молитву. Ибо так сказал о нем Давид: Восстал Финеес, помолился, – и это вменено ему в праведность в роды и роды во веки 296 . И поскольку он убил их ради Бога, это вменено ему в молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ориг. — «великогласностью». 255 См. об этом подробно в «Беседе на Благовещение» (т. 1). 256 Т. е. «девственник» и «возлюбленный». 257 Т. е. говорится о Св. Иоанне Крестителе. 258 Ориг. — «энергия», что переводится обычно, как «действо» или «действование». 259 Несколько свободный перевод. 260 Русск. пер. — «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал». 261 Перевод также может гласить: «от неблагодарных людей». 262 В этой фразе ряд причастий мы заменили другими глагольными формами. 263 Несколько свободный перевод. 264 Ориг. «насытишься амброзией» — бессмертная пища богов, бессмертие. 265 В греч. тексте опечатка. 266 Парафраза на Мф. 6:21. 267 Т. е. Св. Иоанн Богослов. 268 Свободный перевод. 269 Апост. текст: «Дети мои». 270 В греч. изд. стр. 40–49. 271 Ориг. «сердца их, дела их». 272 Ориг. «во всей вселенней». 273 Возможен иной перевод: «присоединяющихся к нему, т. е. к Божиему народу». 274 Русск. пер. «Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет». 275 Русск. пер. «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста иевежеству людей». 276 Несколько свободный перевод. 277 Цитату мы пополнили от себя, потому что в тексте несомненный пропуск. 278 Обычно этот термин обозначает епископов. 279 Русск. пер. «Сребра твоего не отдавай в рост». 280 Русск. пер. «Кто сребра своего не отдает в рост». 281 Русск. пер. «Бегая удалился бы и поселился бы в пустыне: ибо я вижу беззаконие и распри в городе: ростовщичество в обман не сходят с его улиц». 282 Также и — «неблагодарные». 283 Из многих значений глагола «комисо» я остановился на этом. 284 Вероятно, ссылка на заповеди блаженства (Мф. 5:3–11). 285 В греч. изд. 1861 года числится за стр. 49–58. 286 Русск. пер. «Верою познаем, что века устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое». 287 Текст оставляет неясным — имеется ли в виду богоугодность оных матерей или же богоугодность самих Пророков. 288 Т. е. «сделал зло, причинил страдание». 289

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

По религиозному воззрению евреев, общему для семитических народов, Богу принадлежит законодательная, судебная 277 и царская власть. Бог народа – его Молох, его Ваал. И Иегова был царем Израиля 278 . И, несомненно, великолепие еврейского царства послужило развитию идеи богоцарствования, причем земной царь естественно оказывался носителем власти Иеговы 279 . Это то, что позднее Иосиф Флавий назвал теократией 280 . Царь восседает на престоле Иеговы, – на престоле царства Иеговы 281 . Он – носитель царской власти Иеговы, – он сидит одесную Иеговы 282 . Если все деятели в истории еврейского народа суть помазанники Божии, как вдохновляемые Духом Святым, премудростью Иеговы и Его словом, то преимущественно таким помазанником – Мессией ( ) является царь богоизбранного народа 283 . Он – представитель истинно-божественной власти, он – элогим 284 , он – сын Божий 285 , на него переносятся предикаты божественной власти – универсальность и вечность. «Иегова сказал ему: ты сын Мой; Я ныне родил тебя. Проси у Меня, и дам народы в наследие тебе и пределы земли во владение тебе» 286 . «Он будет владычествовать от моря до моря и от реки до концов земли. И поклонятся ему все цари, все народы будут служить ему» 287 . «Будет имя его вечно; доколе стоит солнце, будет возрастать имя его» 288 . Вечность царя, конечно, есть вечность династии – царского дома Давида, которому было сказано Иеговой: «когда исполнятся дни твои и ты почиешь с отцами своими; то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его, и на веки утвержу престол царства его. Я буду ему Отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом по-человечески и ударами как у сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим. И будет непоколебим дом твой, и царство твое пред лицом твоим на веки, и престол твой устоит во веки» 289 . Вот где корень ветхозаветного мессианства, вот где ветхозаветные основы новозаветного учения о царстве Божием. Мессия – царь, носитель теократии. Это не отвлеченное учение Ветхого Завета, – это плод религиозно-исторического опыта Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

«Подкрепите Меня благовониями» 278 . Один из переводчиков пишет νοιννθη 279 Невеста отвечает: «Поддержите меня яблоками» 280 . Какими яблоками? «Что яблоня между лесными деревьями, то Брат мой между юношами». Поэтому «поддержите меня Его яблоками, ибо я ранена любовью» 281 . Сколь это прекрасно, сколь великолепно – получить рану от любви! Иной поражен стрелой плотской любви, иной ранен земной страстью; ты же обнажи члены свои и прими «стрелу избранную», стрелу прекрасную, ибо стрелок – Сам Бог . Послушай Писание, говорящее об этой стреле, послушай (что еще удивительней) саму стрелу, говорящую: «Положил Меня как стрелу избранную, в колчане своем сохранил Меня. И сказал Мне: Великое дело для Тебя называться отроком моим» 282 . Разумей, что говорит здесь стрела и как она избрана от Господа. Сколь блажен раненный этой стрелой! Этой стрелой были ранены те двое, что беседовали друг с другом, говоря: «Не горело ли сердце наше на пути, когда Он изъяснял нам Писания?» 283 . Если кто-то ранен нашей речью и поучениями Божественного Писания, и может сказать: «Я ранен любовью», он, возможно, следует за ними. Но почему я говорю: «возможно»? Это же очевидно. «Левая рука Его у меня под головою, а правая обнимет меня» 284 . У Слова Божия есть и правая и левая рука: мудрость, хотя для различного понимания выглядит различной, в глубине своей одна и та же 285 . Сам Соломон учил о правой и левой руке мудрости, говоря: «Ибо долголетие в правой руке ее, а в левой – богатство и слава» 286 . Итак, «левая рука Его у меня под головою», чтобы дать мне покой, и запястье 287 Жениха станет мне изголовьем, и сердцевина души моей опочиет на Слове Божием. «Левая рука Его у меня под головою». Не подобает тебе иметь изголовья, за которыми следует плач. У Иезекииля написано: «Горе шьющим изголовья под локоть любой руки!» 288 . Не шей себе изголовий, не ищи, где преклонить голову, в других местах; пусть левая рука Жениха будет у тебя под головою, и говори: «Левая рука Его у меня под головою». Когда это исполнишь, воздастся тебе все, что в левой руке, и ты скажешь: «А в левой – богатство и слава». «А правая обнимет меня». Всего тебя обнимет правая рука Жениха. «Долголетие в правой руке ее», поэтому «долгую жизнь и много дней проживешь ты на доброй земле, которую Господь, Бог твой, даст тебе» 289 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Пророчество не было исключительною принадлежностью только некоторых лиц. В 1Кор. 14:1, 39 ап. Павел убеждает коринфян ревновать о дарах духовных и особенно о том, чтобы пророчествовать; а в 14:5 высказывает желание, чтобы коринфяне говорили языками и прибавляет, что лучше, если бы они пророчествовали. О пророках упоминается в евангелиях, Деяниях; они были в Фессалонике, Галатии, Коринфе, Риме; о них идет речь в Апокалипсисе 278 . В книге Деяний о христианских пророках в первый раз упоминается в 11:27 и след. Тогда (в первое время царствования императора Клавдия) пришли из Иерусалима в Антиохию пророки, и один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет голод, который действительно и наступал при кесаре Клавдии. Тот же Агав приходил в Кесарию и здесь, в доме Филиппа благовестника, взяв пояс Павлов и связав им у себя руки и ноги, предсказал апостолу узы 279 . В Антиохии были пророки Варнава (он же и апостол) 280 и Симеон, называемый Нигер, Луций киринеянин, Манаил и Савл (Павел) 281 . Лет чрез десять после появления в Антиохии Агава 282 , туда посланы были Иуда и Сила 283 , которые в Деян. 15:32 называются пророками. В Кесарии у Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, были четыре дочери девицы пророчествующие 284 . Когда ученики Иоанновы крестились, то на них сошел Дух Святой и они начали пророчествовать 285 . Писатель Апокалипсиса называет самого себя одним из пророков, а свое дело пророчеством 286 . Христианская община, по Апокалипсису, состоит из святых, апостолов и пророков 287 . По словам Хеча, «второе послание Петра и послание Иуды могут считаться пророческими книгами среди канонических писаний Нового Завета» 288 . Об евангелистах ап. Павел не упоминает ни в 1Кор. 12:28 , ни в Рим. 12:6–8 . О них упоминается в Деян. 21:8 (Филипп), Ефес. 4:11 и во 2Тим. 4:5 . В последнем месте евангелистом называется Тимофей. Почему апостол Павел не упоминает об евангелистах в посланиях к Кор. и Рим., и, напротив, говорит о них в Еф. 4:11 , поставляя их между апостолами и пророками, с одной стороны, и пастырями и учителями – с другой, сказать очень трудно, вследствие крайней скудости относящихся сюда материалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Сама идея о Мессии, или Христе, нераздельно вплетена в еврейскую историю; распознавание Иисуса из Назарета как этого Мессии основывается на толковании текстов еврейских Писаний, которые не имеют никакого доказательного значения, кроме, возможно, приписанного им исторического характера. Если не был заключен завет с Авраамом; если Бог не отдал распоряжение об обрезании и жертвах; если “десять заповедей” не были написаны Божьей рукой на каменных плитах; если Авраам – только мифический герой, как Тезей; если рассказ о Потопе – выдумка; если грехопадение – легенда; если рассказ о творении – сон ясновидца; если все эти категорические и подробные рассказы о кажущихся истинными событиях имеют не больше значения для истории, чем рассказы о периоде Римской империи, то что можно сказать о мессианском учении, которое становится все более неясным?! И что можно сказать о престиже авторов книг Нового Завета, которые, согласно этой версии, не просто приняли туманные выдумки за твердую истину, но и построили саму основу христианской догмы на зыбучих песках легенд?» 281 Затем Хаксли преподает нам урок новозаветного богословия, цитируя слова Христа из Евангелия от Матфея 19, 4–5 : «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? Исказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть?» Далее автор комментирует, что христианские учения о браке, грехе, будущем воскресении и суде зависят от истинности этих событий: «Если здесь не приписывается божественный авторитет двадцать четвертому стиху второй главы Книги Бытия, то какое значение имеет сказанное? Снова спрашиваю: если человек может произвольно играть с рассказом о грехопадении как с “образом” или “аллегорией”, то что делается с основой богословия Павла?..» 282 «Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор.15:21–22 ). И задает риторический вопрос: «Если Адам – не более истинный человек, чем Прометей и если рассказ о грехопадении только поучительный “образ”, подобный мифам о Прометее, то каково тогда значение дидактики Павла?» В конце Хаксли делает вывод о тех, которые не считают Книгу Бытия действительной историей: «Остается печальный факт, что позиция, которую они восприняли, безнадежно несостоятельна» 283 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

Секта ессеев учит, что во всем проявляется мощь предопределения и что все, постигающее людей, не может случаться без и помимо предопределения. Саддукеи, наконец, совершенно устраняют все учение о предопределении, признавая его полную несостоятельность, отрицая его существование и нисколько не связывая с ним результатов человеческой деятельности. При этом они говорят, что все лежит в наших собственных руках, так что мы сами являемся ответственными за наше благополучие, равно как сами вызываем на себя несчастье своею нерешительностью“ 280 . Эта схема Иосифа и проводимая им параллель между иудейскими сектами и греческими философскими школами являются несколько подозрительными. По крайней мере выражение „ εμαρμνη“, которое для иудейского сознания совершенно не возможно, свидетельствует, что мы имеем дело здесь с иудейскими воззрениями в сильной греческой окраске. Но собственно только и есть эта окраска или оболочка от греческой земли, существо же дела „есть подлинно иудейское“ 281 . Что все происходит по воле Божией, это учение истинно библейское: „Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранить города, напрасно бодрствует страж“. Но, с другой стороны, Свящ. Писание признает и свободу воли человека и особенно настаивает на нравственной ответственности его: „Исполняйте постановления Мои и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле... Если же не послушаете меня и не будете исполнять всех заповедей сих... то пошлю на вас ужас, чахлость и горячку ( Лев. 25:18; 26:14–16 и др.). При рассуждениях на основании различных мест вполне возможно было придти к разным мнениям, даже несколько крайним: или выставить на первый план Божественное предопределение или самодеятельность человека и его нравственную ответственность. Но тот и другой ход рассуждений есть „подлинно иудейский“ 282 . Гамбургер видит в саддукеях, как позднейших представителях партии „праведных“ (Zaddikim), выразителей по этому вопросу древнего еврейства 283 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Сопоставляя этот текст с соответствующими: Мрк. XIV, 22; Лyk. XXII, 19 ; 1Kop. XI, 24 – определяется, что Господь, воздав благодарение, благословил и тем освятил хлеб, затем его преломил и подал ученикам; то-же сотворил над чашею вина и предложил всем из нея пить . 279. Какое повеление произнес Спаситель, подавая Причащение апостолам? " Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет« ( I Kop. XI, 25, 26 ). До второго Пришествия Сына Божия сие Таинство должно всюду совершаться . 280. Что дает христианину Св. Причащение и чего лишается не приходящих к сему Таинству? Если бы мир не имел Пречистого Тела и Крови Господа, то не имел бы главного блага истинной жизни; «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Uoah. VI, 53 ). »Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (ст. 54). «Причастие не избыток Господней щедрости, а существенная необходимость» (Еп. Феофан Затв., Путь ко спасению). 281. Возможно ли приходить к сему Таинству, не очистив себя покаянием и без должного приготовления? " Да испытает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не разсуждая о Теле Господнем«. ( 1Kop. XI, 28, 29 ). В вере или в неверии мы освящаемся или осуждаемся Причащением. 282. Было ли в самом начале видно, что часть людей отвергнет Причащение? Во время самой проповеди о Причащении некоторые не приняли ея. Другие покинули Христа. То же происходит теперь. »С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним« ( Uoah. VI, 66 ). 283. Какое блого непосредственное дает христианину Причащение? Человек становится едино со Христом. Не без тела воскреснем, посему презирающий тело, грешит гордостью духа. Не духом одним угодно было соединиться Господу, но дабы единение было полное, духовное и телесное. Тело человека, принявшого Причастие, становится обоженым благодатью, ибо человек соделался »причастником Божеского естества« ( 2Nempa I, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010