Отец Дионисий поежился. Такая лесть показалась ему не только бесстыдной, но даже и кощунственной. Он взглянул на владыку. Тот явно расчувствовался и жадно ловил каждое слово. Наконец, смахнув слезу и подняв бокал, он произнес: — Многие грехи простятся тебе за эти слова! Было там, в дневнике, и о самой Валентине. Ох, если она прочитает… Сраму не оберешься. Еще и не так поймет. Но как он, монах, мог такое написать: прельстился точностью выражения. При одном воспоминании уши у него покраснели… Вот уж — ради красного словца. Там было написано: “Все люди источают флюиды, а Валентина выделяет яйцеклетки. Большие такие, хищные яйцеклетки. И мне кажется — они носятся за мной: ужас, ужас, боюсь!”. Тьфу, дурень он все-таки! И еще там было — ах, лучше не вспоминать, лучше пойти побыстрее да забрать этот злосчастный дневник. Искушение! Как он мог так ошибиться! А вдруг она не отдаст — вон какая злющая: отдавайте мне мои подарки! Да он уже и не помнит, что именно. Ну, хорошо, он компенсирует ей убытки — подарит что-нибудь взамен. Он увидел искусный деревянный узор, вырезанный недавно резчиком в качестве образца для нового иконостаса. Решил — скажет резчику, что узор подходит, а зачем тогда хранить образец? Вспомнил, что Валентина поселилась в моем доме. Значит, надо было немедленно отправиться к ней и забрать блокнот, пока она его не прочитала, а взамен подарить ей узор. Ну и помириться. Бог с ней. Духовный союз так духовный союз. Плохо, конечно, что она его общительность истолковала в каком-то приватном смысле. Но это пройдет. Он ей дал понять, что он тут ни при чем. Если умная, сделает вид, будто никакого объяснения она с ним и не устраивала. Если глупая — что ж, пусть немножко поненавидит его. Меж тем было уже темно и метельно. Троицк в эти святочные дни ходил ходуном, пил, гулял, горланил и даже, несмотря на нищету, то там, то здесь взрывал хлопушки. Идти через весь город в зимней рясе было и неудобно, и опасно — могли привязаться местные пацаны просто, чтоб “попугать и погонять попа”. Да и всякое могло случиться. Поэтому отец Дионисий зашел к монастырскому сторожу и садовнику монаху Матфею, которому наместник вручил ключи от монастырских складов, где хранилась утварь и ветошь еще со времен царя Гороха: были там какие-то выцветшие пальто, тулупы, валенки, ушанки. Но Матфей категорически отказался без благословения наместника пускать туда Дионисия, и пришлось ему идти к игумену Иустину, а заодно уж и просить его благословения на поход в город. Но Иустин позволил:

http://azbyka.ru/fiction/nichego-strashn...

Я очень долго искала школу для него – около четырех лет. И у меня, и у Назара остались негативные впечатления от наших школ – хотелось, чтобы сыну повезло больше. Кроме того, мы каждое воскресенье ходили в храм, читали жития святых, поэтому стремились избежать диссонанса между тем, что дети слышат в семье, и тем, что они услышат в школе. В Интернете я нашла школу-пансион «Плёсково» и узнала, что туда очень тяжело поступить, большой конкурс. Денис у нас был мальчиком домашним, очень добрым, занимался в подготовительном классе у частного педагога. Мы тогда жили в Беляево, а Плёсково находится в 30 км от Москвы. За неделю до тестирования мы почти поругались с родителями с обеих сторон: они считали, что отправлять ребёнка учиться в такую даль – это безумие. И я решила: ладно. Невозможно, значит, невозможно. А за день до тестирования Назар говорит: «Завтра тестирование. Давай, я съезжу?» И они поехали вдвоём с Денисом. Денис так понравился на собеседовании, что его приняли. С нас взяли обязательство, что мы переедем ближе к школе, чтобы его мог забирать школьный автобус. И мы перебрались в Троицк, сняли там квартиру. Когда Ксюше был год, началась президентская предвыборная кампания, и появилась информация, что многодетным предоставят субсидии на покупку квартир. Мне позвонили из жилищного департамента и сообщили, что нам выделяют субсидию. Мы начали оформлять документы, получили сертификат. У нас был удивительный душевный подъём – всё складывается, скоро купим хорошую квартиру! Вот только дочку старшие братья очень балуют – надо родить еще одного ребенка, чтобы и Ксюше было о ком заботиться. И эта идея родилась у Назара! Через какое-то время мы снова узнаем, что я беременна. А дальше всё рушится. Артем Проходят выборы Президента, и жилищный департамент начинает выбрасывать из очереди всех, к кому можно было прицепиться. У нашего папы был дом в садовом товариществе под Волоколамском, по документам он проходил как нежилой. Нам позвонили и сказали: «Поскольку мы не можем проверить, действительно ли у вас дом нежилой, мы будем считать его жилым.

http://pravoslavie.ru/127240.html

Сваренной же, хотя и скудной пищи, вкушал он иногда лишь в субботу и недели. (Афон. пат. ч. 2, стр. 278). в) В чем состояла пища древних святых постников? – Это были смоквы и финики, разные огородные растения, самым простым образом приготовленные, без всяких приправ, разве только с солью, очень редко с маслом. Одному подвижнику в день пасхи ученик приготовил пищу с маслом; он посмотрел на нее, залился слезами и, сказав: «Господь мой вкусил оцет с желчию, – и я ли буду есть с маслом?» – велел подать себе обычную пищу без масла. Вкушали они большею частию вареные зерна пшеничные, ячменные, чечевичные или другие, что у них называлось сочивом. И при таком-то скудном питании они еще никогда не ели и до сыта: оставлять пищу, когда еще есть некоторый остаток голода – вот какое у них было правило! Они смотрели на пищу, как на лекарство. Фунт хлеба в сутки – вот самые обычная мера их пропитания. Но многие и эту меру сокращали: преп. Досифей уменьшил ее до четверти фунта в день; преп. Макарий александрийский сделал себе сосуд с узким отверстием, так, чтобы только могла проходить рука, и клал в этот сосуд мелко нарезанные сухари: сколько можно было за один раз захватить рукою, столько и составляло его дневное пропитание, – это было не более осьмушки фунта в день. (См. «Троицк. лист,» 544). Так вот каков был пост древних подвижников! г) Труды св. постников. Меньше ли нас они трудились, более ли ослабевали нас? Нет, и трудились больше и ослабевали менее. Послушайте, например, что говорится о преподобном Евфимии: «ито опишет, кроме поста, духовные его подвиги, всенощные стояния... постоянные колено преклонения, спание на голой земле, житие без возжения огня... телесную наготу, ибо он имел одну только обветшавшую одежду, да и та от ветхости и беспрерывных подвигов распалась?» (Аф. пат. стр. 49). Или еще: «ночи он проводил в молитвах, а дни в трудах, участвуя лично во всех работах». (Там же 57). Также и про Дионисия читаем, что он проводил жизнь в неусыпных трудах братского послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Это весьма странно потому, что сам Яков Соломонович Лурье никогда так не думал и ни в какой работе на это не претендовал. Следуя за Б. М. Клоссом, Е. В. Романенко полагает также, что, копируя «Соборник» Нила Сорского, «Гурий (Тушин) переписывал, видимо, с чернового варианта, где исправления находились еще не в тексте, а на полях листа. Слова и фразы, которые подлежали исправлению, Нил Сорский в черновике выделял особыми значками. Нил (Полев), видимо, увез из Нило–Сорского скита беловые варианты сборников — жития из его вкладных рукописей имеют орнаментальные заставки, красочные инициалы и не содержат исправлений на полях текста. В автографах Нила Сорского варианты исправлений, выделенные в тушинских сборниках на полях, уже внесены в текст. И если бы не сохранились копии Тушина, мы бы знали о исправлениях Нила Сорского только из его предисловия к сборникам ». Эти слова Е. В. Романенко тоже вызывают немалое удивление и заставляют думать, что с автографами Нила Сорского и с моей работой о них она или совсем незнакома, или знакомилась недостаточно внимательно. Во–первых, — потому что в «Соборнике» письма Нила Сорского тоже, как мы уже говорили , есть исправления на полях, главным образом добавки: всего 52 исправления на 618 листах текста, причем в копии в 48 случаях они учтены, т. е. внесены в текст. Но в трех случаях (Троицк. 684, лл. 87 и 218 об.; Волок. 630, л. 107 и, соответственно, Кирилло–Белозерск. 23/1262, лл. 52 об., 300 и475 об.) добавки перенесены не в текст, а оставлены на полях копии. И ясна причина второго из этих случаев: Нил не указал, к какому месту относится добавка (причина первого и третьего, очевидно, просто в невнимательности писцов). Есть и другое, на мой взгляд, важное свидетельство того, что Гурий Тушин и, по крайней мере, его «первый помощник» писали именно, непосредственно с известных нам автографов Нила Сорского, а не с неизвестных нам его черновиков, якобы остававшихся в Кирилло–Белозерском монастыре, откуда Нил Полев уже увез беловые экземпляры.

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

Святитель Феофан Затворник, размышляя над текстом сегодняшнего Евангелия, сравнивает веру, которую называет вместилищем и приемником Божественной благодати, с человеческими легкими. Чем сильнее легкие, тем больше воздуха они могут в себя принять. Точно так же и вера: чем она сильнее, тем больше Божественной благодати, Божественной милости человек может принять в себя. А если нет веры? Способен ли дышать человек, лишенный легких? Жизнь может поддерживаться в нем только при помощи искусственных процедур. Так же и в духовной жизни: если нет веры, нет и контакта с Богом, нет и ответного действия Бога на эту веру. А ответные действия Бога многообразны. Господь может исцелять наши физические недуги и укреплять наше здоровье. Он может наделить нас яркими сильными мыслями, которые вдохновлены Его благодатью, но становятся нашими мыслями. Господь может вдохновить на великие свершения, когда человек проходит через грань возможного, потому что Господь в ответ на его веру был вместе с ним. И, размышляя, как все это происходит в душе человека, святитель Феофан говорит, что Господь посещает нас, входит в нашу душу, в наше сознание, не беря нас силой, а по нашему приглашению. Мы должны Бога пригласить, чтобы Он вошел в нашу жизнь. Недостаточно просто сказать «Господи, приди!» — нужно верить, что Бог имеет силу не просто войти в нас, как воздух входит в легкие, но что Он может исцелить наши души, наши телеса, что Он может обогатить нас мыслями и силой, может сделать нас настолько успешными в этой жизни, насколько это будет угодно, так что вся наша слабость истребится силой Божественной благодати. Если говорить об исторических примерах присутствия Бога в человеческой жизни, то они бесчисленны. И если мы, несмотря на все это, живем так, будто Бога и нет, то ответа на нашу молитву не будет, ибо вера есть непременное условие вхождения Бога в нашу жизнь. И речь идет не только о личной жизни, ведь мы хотим, чтобы Господь присутствовал в наших общественных отношениях, чтобы из них исторгались зло, неправда, насилие, злоба, коварство — все то, что разрушает человеческие отношения, то, что отбрасывает людей и целые общества далеко назад, то, что мешает поступательному развитию общественной жизни и общественных отношений.

http://patriarchia.ru/db/text/4967767.ht...

В 1488 г. трое попов подверглись «градской казни» в Новгороде (наказанию кнутом), а в 1490 г. 817 все виновные поплатились лишением санов и отлучением и только в 1503 г., под влиянием усиленных настояний Геннадия и Иосифа Волоцкого , нераскаявшиеся еретики были преданы жестокой казни – сожжению частью в Москве, частью в Новгороде, другие же разосланы по монастырям 818 . § IV В связи с ересью жидовствующих находится появление ряда памятников, имеющих иудейский характер или служивших их целям. По словам Геннадия 819 в их распоряжении были такие книги, каких не имели противники (Библия, Сильвестр, папа римский 820 , Афанасий Алкександрийский 821 , соч. Козмы пресвитера против богомилов, Дионисий Ареопагит , важный для объяснения христианской догматики, Логика 822 , Шестокрыл). Перевод Логики и космографических статей с обилием западно-русских слов и полонизмами свидетельствуют о месте их происхождения, притом с передачей еврейских слов и терминологии 823 . Шестокрыл заключает в себе астрономические таблицы, составлен. еврейским астрономом Имман. бен Иаковом, писат. XIV в. (Гурлянд, Куматяно и Описан. математич. рукоп. в Тр. Вост. отд. И. Р. Арх. общ. I866, стр. 19–21). Текст ее разделяется на шесть крыл (отсюда название). В одном сборнике за ней следует космографическая статья со ссылками на Птолемея, Евклида (Клидис) и математика, премудрого Феодосия (это, конечно, Феодосий Вионийский, писавший соч. «О сфере», за 50 л. до Р. X.), употреблявшееся как руководство и в новейшие времена (см. Уэвелл, Ист. индукт. наук, I, 202). На основании этих данных составлялись Лунники (в одной Псалт. Троицк. лавры, -XVI в. – «Лунник из Шестокрыла»), Соболевский, Переводн. литерат., 413, прим. 3. Рядом с Шестокрылом и космогр. стат. следует ст., известная под именем «Тайная тайных» Аристотеля или Аристотелевы Врата (по Стоглаву). Любопытно, что в ней есть «таблица» для гадания и об исходе боя или поединка, с наставлением, как ей пользоваться (ibid., стр. 420). Означенные сочинения в Холм. Сборн. сопровождаются и полемическими статьями против еврейства (399). В тех же западно-русских сборниках находятся и другие статьи астрологического и астрономического содержания, указывающие на большую распространенность произведений литературы жидовствующих 824 , вполне подтверждающую слова того же Геннадия и Иосифа Волоцкого , что жидовствующие «прилежали звездозаконию, чародеянию и чернокнижию». Если прибавить к этому перевод под названием «Псалтири» (древне-еврейский богослужебный сборник Махазор 825 ), Псалтири с еретическими толкованиями, бывшими в употреблении у жидовствующих (Геннадий), а некоторые присоединяют сюда и книгу прор. Даниила, допуская тенденцию в выборе и переменах текста, то можно видеть, какой материал находился в руках жидовствующих для их полемических целей и борьбы с церковными верованиями 826 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Славянские руны: два века исследований, в Варвары . М., 1999; Е. Трошин «Магия древних рун», в Родина, 1997, Эти представления навеяны, в частности, фантастическими произведениями писателя В. И. Щербакова, подчеркивающего древние связи славян с германцами. О его идеях см.: V. A. Shnirelman, G. A. Komarova. Op. cit., pp. 216–219. 50 Об этом см.: С. Филатов «Современная Россия и секты», в Иностранная литература, 1996, 8 (201). 51 Н. Н. Сперанский Слово почитателям древней культуры . Троицк, 1996; Н. Н. Сперанский и др. Русский языческий манифест . М., Об этом см.: В. А. Шнирельман Неоязычество и национализм, с. 10. 52 А. Аринушкин, И. Черкасов (Велеслав) Зов Гипербореи . М., 1998; И. Черкасов Се Русь-Сурья . М., О разнообразных неоязыческих группах и их лидерах см. также: В. В. Прибыловский «Русские язычники», в Экспресс-хроника, 21 февраля и 7 марта 1998; он же «Новые язычники – люди и группы», в Русская мысль, 30 апреля – 6 мая 1998, 4220 (21). 61 Н. Н. Сперанский. Указ. соч, с. 85-Кстати, для всех русских неоязычников характерно причислять Хорса, а также Симаргла к древнейшему сонму славянских богов. На самом деле – это иранские божества, которые довольно поздно вошли в восточнославянский языческий пантеон. См.: М. А. Васильев Язычество восточных славян накануне крещения Руси . М., 1999. 63 В. И. Щербаков «Встречи с Богоматерью», в Утро Богов . М., 1992, с. 376–380; он же. Тайны эры Водолея . М., 1996, с. 19, 24 сл. 71 Доброслав «Слово волхва», в Советы Бабы Яги, 1996, 3 (7); Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера . Справочник. Белгород: Миссионерский отдел Московского Патриархата, 1997, с. 77–78. 85 Гой – библейский термин для неевреев, т. е. язычников, и современные неоязычники нередко используют его для противопоставления себя евреям. Сва, по «Влесовой книге», – древняя Богиня-Мать, защитница. 86 В последнее время такой подход проникает даже в школьные пособия по истории Отечества. См., напр.: А. Н. Сторожев, В. Н. Сторожев Россия во времени, кн.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neojazyc...

Именно тогда отец Лев и познакомился с миром слепоглухих. И именно этот мир привел его к священству. — Я стоял только на пути воцерковления, когда впервые поехал на Святую Землю. Там я познакомился с Сергеем Алексеевичем Сироткиным и его женой Эльвирой, ныне покойной (в крещении она Татьяна). Тогда всю нашу группу паломников тронула до слез эта пара, всегда бывшая вместе, рука в руку. Промелькнула мысль: как хорошо, что у этих людей открыты зрение духовное и слух духовный! Через год Татьяна умерла, а Сергея она почти впрямую перепоручила мне. А я тогда занимался предпринимательством, производством товаров народного потребления, торговлей… Попытался заниматься социальной торговлей, чтобы помогать слепоглухим — понял, что ничего не получается, и ушел в храм. Сначала старостой, а затем и священником стал. Отец Лев говорит, что мысль об обостренных духовных чувствах у слепоглухих сегодня горит в нем с новой силой. Если кто-то из наших читателей захочет помочь Фонду, который в ней очень нуждается, то вот его реквизиты: Адрес: 143396, Москва, поселение Первомайское, д. Пучково, д. 1А ИНН 7751500232 КПП 775101001 Расчетный счет 40703810881610002009 в Филиале «Подмосковье» АКБ МОСОБЛБАНК ОАО, ДО «Троицк», БИК 044651055, корсчет 30101810200000000055 в РКЦ ИСТРА Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 29 января, 2022 25 января, 2022 5 апреля, 2024 31 октября, 2023 24 сентября, 2023 17 сентября, 2023 17 мая, 2023 12 августа, 2022 28 марта, 2022 29 января, 2022 25 января, 2022 5 апреля, 2024 31 октября, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/temno-i-tixo-dom-slepo...

Третья польза св. поста состоит в том, что постом мы служим Богу: говение есть богопочтение. Так св. Анна пророчица, в посте и молитве, служила Богу день и ночь ( Лк.2 ). И не по Божию повелению эта жена хранила такой пост, но по своему собственному произволению; однако же этим самопроизвольным постом поистине чтила Бога и служила Ему. в) В чем состояла пища древних святых постников? – Это были смоквы и финики, разные огородные растения, самым простым образом приготовленные, без всяких приправ, разве только с солью, очень редко с маслом. Одному подвижнику в день пасхи ученик приготовил пищу с маслом, он посмотрел на нее, залился слезами и, сказав: «Господь мой вкусил оцет с желчию, – и я ли буду есть с маслом!» – велел подать себе обычную пищу без масла. Вкушали они большею частью вареные зерна пшеничные, ячменные, чечевичные или другие, что у них называлось сочивом. И при таком-то скудном питании они еще никогда не ели и досыта: оставлять пищу, когда еще есть некоторый остаток голода – вот какое у них было правило! Они смотрели на пищу, как на лекарство. Фунт хлеба в сутки – вот самая обычная мера их пропитания. Но многие и эту меру сокращали: преп. Досифей уменьшил ее до четверти фунта в день; преп. Макарий александрийский сделал себе сосуд с узким отверстием, так, чтобы только могла проходить рука, и клал в этот сосуд мелко нарезанные сухари: сколько можно было за один раз захватить рукою, столько и составляло его дневное пропитание, – это было не более осьмушки фунта в день. (См. «Троицк, лист.» 544). Вот каков был пост древних подвижников! г) Труды св. постников. Меньше ли нас они трудились, более ли ослабевали нас? Нет, и трудились больше и ослабевали менее. Послушайте, например, что говорится о преподобном Евфимии: «кто опишет, кроме поста, духовные его подвиги, всенощные стояния... постоянные коленопреклонения, спание на голой земле, житие без возжения огня... телесную наготу, ибо он имел одну только обветшавшую одежду, да и та от ветхости и безпрерывных подвигов распалась!» (Аф. пат. стр. 49). Или еще: «ночи он проводил в молитвах, а дни в трудах, участвуя лично во всех работах» (Там же, 57). Также и про Дионисия читаем, что он проводил жизнь в неусыпных трудах братского послушания (Аф. пат. ч. 2, стр. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А у нас, грешных, часто как бывает? Просит человек помочь в его трудах, а ему отвечают: «мне, брат, и своего дела не переделать, с чего это ты взял, чтоб я стал работать еще на тебя!» – Не правда ли, какое бессердечие, какая холодность к ближнему! Если уж и в самом деле тебе недосужно, то хоть добрым, ласковым словом утешь; зачем оскорблять труженика упреком, и притом вовсе от тебя незаслуженным? То ли заповедал нам возлюбленный Господь наш Иисус Христос, Который и Сам никогда никому в помощи не отказывает? Как же нам, христианам, отказывать в помощи ближнему – другу, соседу, нашему же брату? Как не грешно нам, чадам Нового Завета – завета любви и истины, считаться за каждый шаг, за каждую пустую услугу, какую оказываем друг другу? (См. 324 «Троицк, лист.»). 11. Старый Архип (Быль). Дедушка Архип был замечательный человек. Кто, хоть раз, видел его лицо, взгляд, слышал его речь, тому трудно было забыть его. Архип был высокого роста, статный и еще плотный старик. Седые, как серебро, и вьющиеся на затылке волосы, словно сиянием, окружали его старческую голову. Окладистая седая борода придавала почтенный, важный вид смуглому, строгому лицу с резкими, правильными чертами. На лице его всегда лежал отпечаток серьезности, и в то же время глубокого, затаенного горя. Но добрые, ясные как у ребенка, карие глаза глядели очень ласково и добродушно. Много пережил на своем веку дедушка Архип; много горя перенес и затаил в своей мощной груди. Родом он был из небольшого пригородного села, где прожил все свое детство и юность. Во всем округе, по всем окрестным деревням, все, от старого до малого, знали старика Архипа. Много разных слухов ходило про него. Говорили, что Архип в молодости был записным кутилой, что он пропил все деньги, скопленные отцом. Говорили, что на душе Архипа лежит большой, кровавый грех, что он поклялся замолить и загладить его пред Богом. Много, что говорили досужие языки про дедушку Архипа. Верно было только одно. Дед Архип пользовался большим почетом и уважением.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010