К полуночи никого не должно оставаться на кладбище, иначе вставшие из могилы в полночь покойники задушат живого и утащат его в могилу. Зажженные костры горят всю ночь. Таковы обычаи в Минской губ. Там же сохранился старинный обычай, вероятно, остаток тризны по покойнике. После угощения в пам " ять покойника хозяйка дом приности решето качанов и ставит на стол. Каждый из присутствующих имеет в карманах капустные хрянки (кочерыжки). Первенствующий берет качан и бросает в хозяина дома, а затем все начинают биться качанами и хрянками. При недостатке качанов и хрянок начинают бросать друг в друга чем попало, что находится под рукой. Редкий бывает случай, чтобы поминки обошлись без драки. За церемонией бросанья или биения качанами следуют песни, маскарады, музыка и пляски. Так совершаются осенние поминки, называемые хавтурами 699 . Подобные, чисто языческие верования, сохранились и в других местах нашего обширного отечества. Так, крестьяне Смоленской губ. верят, что после смерти душа человека сохраняет те же потребности, как и при жизни; поэтому в прежние годы в гроб умершего клали особенно любимые им предметы, но делали это незаметно для других. Любителям выпить клали в гроб бутылочку с водкою. Теперь этот обычай вывелся, но на старых кладбищах, разрывая могилы для новых покойников, иногда находят бутылки. Место жилища покойников где-то на вершине ледяной горы 700 , на которую трудно взбираться: тут помогут те ногти, которые, срезывая при жизни на земле, люди пропускают сквозь ворот растегнутой рубашки 701 . В ночь под Радуницу на кладбище горят огни: это называется «подогревать покойников» Все это отзывается древним язычеством, над искоренением которого придется еще немало трудиться.   669 Рукописи Троицк. Серг. Лавры 16 века, глава 58, л. 77; (15 в.), л. 206. Рукоп. Московской Духовной Академии 15 в. глава 59; (435) (16 века), л. 6. 672 Рукопись Троицк. Серг. Лавры л. 222; Измарагд 2-й редакц., слово 70. «Слово о терпении» помещено в Великих минеях Четьях за 13 ноября Изание Арх. Ком., стр. 1422, но в ином переводе, чем в Измарагде. 679 Лекции Степана Шевырева. История русской словесности. Части 3 и 4. СПБ. 1887 года, страница 21. 693 Ibid., прил. стр. 15 Бесы радуются, что на Руси для них готовят сыры, масло, яйца, плутки, короваи, «велия мосты и просветы велия». 699 Шейн. Материалы для изучения быта и языка русск. населения северн. западн. Края. Сборник отдел. русского языка и слов. Акад. Наук 1890 г., том LI, страница 587–588. Читать далее Источник: Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1. - Харьков: 1916. - 376 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О чём я тогда, жарким летом 89-го, писал из Нибеля? Не без удивления обнаруживаю, что о... медведях. Однако! «Всю ночь на 15 июля лил дождь...» - так начиналась та заметка о проделках лесного хозяина. Точнее - «хозяйки», которая на станции Нибель залезла в магазин: «окно разбила, обрезавшись, забралась лапами на стопку простыней, чиркнула, словно бритвой, когтями по мешку, вырезав ровный полукруг, и начала жрать комбикорм...». Там же от мужиков «услышал я, как в близлежащем посёлке медведь помойки «чистил», могилы раскапывал...». Вот интересно, какая была у меня, молодого, реакция на эти рассказы? В заметке об этом тоже есть: «До шоссе от станции шагать четыре километра лесом. Невелико расстояние, а вдруг... Выбрал палку покрепче. Толку от неё, конечно, в случае чего никакого, зато спокойнее». Удивительно всё-таки, насколько человек мало меняется в своих привычках (это я о себе). Если «на авось» - так это, видимо, на всю жизнь. В Нибеле тогда мне отчего-то больше запомнились не жители, а местная живность: поросёнок, с визгом бегавший по посёлку за овцами, да неказистый пёсик с выдвинутыми нижними зубами - точно сельский блаженный, только своеобразный, собачий. От посёлка ныне уже и следа не осталось - зарастает пустошь. Через час езды показывается Троицко-Печорск, или, как его тут коротко называют, Троицк. Не сильно он изменился за прошедшее время, разве что дома подретушировали, крыши постелили из профнастила, вывески обновили. А асфальт тот же, худой, и люди приветливые и словоохотливые. Неиспорченные, сказал бы кто-то. Это главное. Всё же есть плюс в том, что комбинат тут не возвели. До первого появления здесь мне представлялся Троицк таким форпостом-бастионом на границе Средиземья: на высоком берегу Печоры, а дальше, за рекой, - топи до самого Камня, далее пустынные уральские склоны, а за ними снова бесконечные болота до самой Оби... Картина словно из книги Толкиена, только чудищ не хватает, впрочем, за них, может, сошли бы медведи косолапые да волки. Но потом оказалось: никакой это не бастион, обычное село с работягами и пьяницами - словом, хоббитами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

При Екатерине II в конце XVIII века возрождается традиция строительства кирпично-каменных мечетей. Первым прецедентом стало возведение мечетей Марджани (1769–1770) и Апанаевской (1771), в облике которых сказывается влияние стиля барокко. С конца XVIII века появляются и официальные мусульманские учебные заведения, для которых возводятся специальные здания. Наиболее известными являются медресе «Мухаммадия» в Казани, «Хусаиния» в Оренбурге и «Расулия» в Троицке. В 1845 году в Казани строится мечеть на Сенном базаре, ставшая этапной в развитии местной мусульманской архитектуры. Здесь была использована композиция зальной купольной мечети с наземным минаретом, примыкающим к вестибюлю со стороны, противоположной михрабу. Последней мечетью, построенной в досоветский период в Казани, стала Закабанная мечеть, достроенная в 1926 году. С конца 1980-х годов начинается массовое строительство новых мечетей. В связи с изменением исторической обстановки в отличие от дореволюционных построек новые мечети приобретают черты многофункциональных комплексов. Сейчас разрешено посещение мечетей женщинами, которые часто являются активными прихожанками. В Татарстане новые сельские мечети, как правило, характеризуются анфиладным размещением мужских молельных залов (на основном этаже) и женского (на первом, цокольном этаже), реже с отдельными входами для мужчин и женщин. В план постройки включаются также вестибюль и холл, санузлы и комнаты для омовений, библиотека, классы для занятий, кабинеты имама и бухгалтера. Этот перечень вспомогательных помещений может быть сведен к минимуму или может быть расширен. Городские мечети объемнее и вместительнее, распространен тип двухминаретной мечети, а в городе Нижнекамске построена и четырехминаретная мечеть. Безусловно, крупным достижением татарской культовой архитектуры стало воссоздание мечети «Кул Шариф» в Казанском Кремле по проекту группы архитекторов (А. Г. Саттаров, А. В. Головин, А. И. Исхаков, И. Ф. Сайфуллин, М. В. Сафронов, С. П. Шакуров). На территории Челябинской области находится город Троицк, бывший до революции одним из центров мусульманского учения в России, сравнимый с Казанью и Уфой. Здесь работало семь мечетей, действовало крупное медресе «Расулия», где можно было получить самое современное для того времени образование. Сейчас, конечно, Троицк утратил свое былое значение, но, несмотря на трудности, здесь работают две мечети.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

3 сентября 1939 Итак, война. То, чего ждешь, совершается неожиданно. Фашизм показал самого себя. Укорить его нечем. Он делает то, что уже делал, и то, что должен делать по своей природе. Для того чтобы он так не делал, надо его бить, душить, а не заключать с ним мирные договора. …Польшу терзают. Польшу! Ведь это же родной народ нам, русским. 30 сентября 1939 Вчера я был у Веры Леонидовны. Слушали по радио Пятую симфонию Шостаковича… А потом я попросил листок бумажки и составил проект памятника намогильного себе, с надписями со всех четырех сторон: 1. Свет рождается тьмою. 2. Тьма — враг света. 3. Тьма есть свет. 4. Здесь беспокоится человек. 10 октября 1939 Осуждать можно только дела, но человека нельзя. В человека можно и должно лишь верить… 15 января 1940 Я ввел в редакции со вчерашнего дня новый прием приветствия: по-антифашистски поднимать к голове правую руку, сжатую в кулак, и говорить: «Рот-фронт!» Я — антифашист. 18 января 1940 Получил военный билет. Зачислен в запас 2-й категории. 22 января 1940 Через Мурманск идет в Германию американский хлеб (до Мурманска — на пароходах, а из Мурманска — эшелонами по железной дороге). 21 июля 1940 Вчера узнал о смерти Троцкого. Его убили, конечно, по подкупу… 25 ноября 1941 Дорогая Вера! Ты в Казани? Срочно сообщи свой адрес. Пиши мне: г. Троицк Челябинской области, гл. почтамт, до востребования. В Уфе я проездом. Еду в Троицк, в часть. Пиши о себе. О наших ничего не знаю — папу видел месяц назад, а маму и Марусю — еще в июле. До свидания, девочка. Твой Вася Стихотворения Василия Кубанёва Из недавних изданий Василия Кубанёва: Монологи большого мальчика. Тамбов, 2002; Пламя юного сердца. Рязань: Ваганты, 2011. Ты думаешь, мне каска не к лицу И плотная шинель не по плечу? Ты думаешь, что я в прямом строю Сутуловатость покажу свою? Тебе порой бывает невдомек, Как от бумаги легкой я далек. Ты думаешь, что я не запою Отдельным голосом в густом строю? На первый взгляд, затем ли надо жить, Чтобы ружье, как греческий, зубрить? Ты думаешь, в стреляющем строю

http://foma.ru/pust-dazhe-nikogda-ja-ne-...

  Л. 395 об.   Последние события (1917 г[ода]) всколыхнули его до последней степени. Е[вгений] А[лександрови]ч как будто растерялся. С мятежным и тревожным чувством он оставил Вологду, направившись к месту новой службы в г. Троицк. Вот что, между прочим, писал он мне из этого города: «Дорогой милый и многоуважаемый Н[икифор] А[лександрови]ч. Ради Бога простите меня за мое постыдно-долгое молчание и, ради Бога, не вините меня за это строго. С формальной стороны я очень виновен пред вами, но с нравственной – право же, ничуть не виновен. Так уж я создан или же сам не сумел быть другим, но я буквально не могу делать ничего, когда на душе у меня скверно. Душа же моя, говорю без преувеличения, болит и тоскует ужасно, она как бы разбита, растоптана, она похожа на колос, из которого вымолотили все зерна живьем и осталась в ней лишь шелуха. Все то, чем раньше с детства жила и согревалась душа, “родина”, “народ”, “народ могучий великий,   Л. 396   свободный”, “правда народная Божия” – все это потускнело, замерло в душе. Живу без родины, без народа, без надежды, без веры, без любви, без всех, прежде так дорогих понятий. Уверен твердо, что пройдет все это и снова оживет душа, но эта вера и надежда не столько живое движение, непосредственная жизнь сердца, сколько требование ума – и нет уже в этой вере[и] надежде прежнего согревающего душу огня. Началось такое душевное состояние в момент приезда домой, усилилось и окрепло с конца октября и продолжается доселе… О, как все мертво вокруг, как беспорядочно… Уж больше и не стыдно ничего, все втоптано в грязь». Положение в Троицке , где жил и действовал Е[вгений] А[лександрови]ч, приняло между тем такой оборот, что ему пришлось оставить Троицк, оставить свою беременную жену, нежно любимого сына малютку и спешно бежать из Троицка. С весьма многими другими горожанами он направился, как мне писала его жена, к китайской границе, достигнуть которую, однако ему не удалось. Около Семипалатинска он заболел сначала психически, а затем заразился  

http://bogoslov.ru/article/6177625

Летом того же 1504 г. Иосиф Волоцкий пишет духовнику Ивана III, чтобы тот поторопил великого князя «показать ревность к православию», т. е. добился выдачи Иваном III еретиков на расправу. В такой обстановке накануне собора, решительно осудившего еретиков (ноябрь 1504 г.), Иосиф Волоцкий составляет одиннадцатисловную редакцию «Просветителя» , а также перерабатывает «Послание к Нифонту». Основная черта этой переработки заключается в том, что волоцкий игумен со всей силой своего полемического таланта, обрушивается на близкого к нестяжателям митрополита Зосиму, которого теперь он прямо и недвусмысленно обвиняет в еретичестве. Кроме того, он добавляет к 10 «словам» «Просветителя» новое (11-е) «слово», направленное против отрицателей монашества. Одиннадцатисловная редакция книги Иосифа Волоцкого, очевидно, и была той редакцией, которая фигурировала на соборе 1504 г. Вскоре после этого собора были созданы интересующие нас полемические сборники, включающие «Слово о благопремудростных коварствах». Списки Рогожского и Троицкого изводов (точнее — список Троицк. 187, так как в списке Троицк. 810 текст обрывается на 3-м «слове» на еретиков) содержат уже ряд памятников, связанных с соборным приговором 1504 г. и его последствиями, — послание инокам о соблюдении этого приговора, «Слово об осуждении еретиков» (будущее 13-е «слово») и, наконец, печатаемое ниже «Слово о коварствах». Все эти памятники доказывали необходимость «осужати и проклинати еретики и отступники» и были направлены против тех, кто выступал за «милование еретиков», т. е., главным образом, против нестяжателей. Дальнейшая судьба «Слова о благопремудростных коварствах» еще более тесно связана с судьбой книги Иосифа в целом. Появление новой редакции этой книги связано с резким изменением отношения Василия III к иосифлянам. Весною 1511 г. великий князь примирился с опальным архиепископом Серапионом, который получил «прощение» от митрополита Симона. В августе того же года митрополитом был назначен Варлаам, близкий к нестяжателям, а положение идейного руководителя последних Вассиана Патрикеева при великокняжеском дворе укрепилось. Василий III настойчиво советовал волоцкому игумену примириться с бывшим архиепископом Серапионом. Иосиф Санин ответил на это предложение уклончивым посланием; главе воинствующих церковников пришлось теперь занять оборонительную позицию, Иосиф Волоцкий в это время пишет 12-е «слово» «Просветителя», где старается доказать, что проклятие «еретика»-иерарха (читай: Серапиона) не имеет силы. Затем Иосиф Волоцкий составляет вначале пятнадцатисловную, а затем шестнадцатислов ную редакцию «Просветителя» (из последней, впрочем, было изъято 12-е «слово»). В качестве вступления к этим редакциям он использует тот вариант своего «Сказания о новоявившейся ереси», где не было никаких упоминаний о еретичестве Зосимы, т. е. вариант, по нашему мнению, более ранний.

http://sedmitza.ru/lib/text/433622/

В пространной редакции «Просветителя» «Слово о благопремудростных коварствах» выступает в качестве составной части книги — ее 14-го «слова». (Начало его «Се убо явственно... казнем лютым предавати» было присоединено к «слову об осуждении еретиков» и стало концовкой 13-го «слова»). При включении в текст «Просветителя» «Слово о коварствах» подверглось некоторой переработке. Издавая здесь текст «Слова о благопремудростных коварствах» по списку ГПБ, F. I. 229, мы приводим, как и в предыдущем памятнике, варианты по списку «Просветителя> (14-е «слово») ГИМ, Епарх. 340 [/(Е). Примечания См. выше, стр. 445—447. В ряде списков «Просветителя» Соловецкого извода, где 11 -е «слово» есть, оно не помечено особым номером в оглавлении (см. выше, стр. 446). См. выше, стр. 470, прим. И—11 Аргументацию см. выше, стр. 422, прим. 4. В том варианте «Сказания о новоявившейся ереси», который читается в Троицком изводе, отсутствуют следующие части текста (сравнительно с Соловецким изводом): 1) пропущено, как мы уже отметили: «Инии же глаголют, яко аще бы было иноческое жительство богоугодно... в Израили»; 2) пропущена характеристика Зосимы: «Еще не ведяще известно, яко той есть началник и учитель еретиком. Зосима же творящеся христианьскаа мудръствуя» (БИЛ, Троицк. 187, л. 65 об.); 3) о нем же вместо слов «еще бо не ведомо бяше злодейственное скверныя душа его» читается «еще бо не ведомо бяше ему (скверная душа их)». (Троицк. 187, л. 65); как и в краткой редакции «Послания Нифонту», огонь направлен против еретиков вообще («их»), а не против Зосимы; 4) отсутствует текст о том, что Алексей говорил Ивану III: «Да поставит на великом престоле святительском сквернаго съсуда сатанина, егоже он напои яда жидовского Зосиму, глаголю сквернаго, иже по мале и бысть» (л. 65); 5) отсутствует упоминание о Зосиме: «По разсечении бо и по растерзании... в смерть душевную» (л. 66 об.); 6) отсутствует о Зосиме «скверный же и злобесный волк. ..ис ним» (л. 66 об.); 7) вместо единственного числа дано во множественном в тексте против еретиков: «обличиша того [в Троицком «тех»] отступление и сквернаа дела»; далее в Троицком отсутствует: «Содомская. Он же несмирную брань... лютным предати. Они же» (л. 68 об.); 8) вместо «того» еретичество — «тех» еретичество; вместо «он же к державному приходит и клевещет» — «они же к державному приходят и клевещут» (л. 68 об.). Интересно, однако, что и в Троицком изводе есть упоминание об еретичестве некоего архимандрита Зосимы (л. 63). Возможно, что это был намек на митрополита Зосиму, который был ранее архимандритом Симоновским.

http://sedmitza.ru/lib/text/433622/

Два года, проведенные в тюрьме, были для Фиделя курортом: целыми днями он читал и занимался. Именно там он написал свое воззвание к суду, заканчивавшееся словами: «Осуждайте меня, это не важно. История признает меня невиновным!» Эти слова перекликаются с речью Гитлера в 1923 году: «Вы можете считать нас виноватыми тысячу раз, но богиня вечного суда Истории улыбнется и разорвет обвинительный акт прокурора и приговор судей. Она оправдает нас!» Правда, порой тюремный режим ужесточался. Как-то в феврале 1954 года тюрьму посетил президент Батиста. Узнав об этом, Кастро со своими подельниками запели революционный гимн. Батиста велел наказать их, Кастро перевели в изолятор без света, и только через сорок дней ему удалось достать керосиновую лампу… Из Новой Героны можно добраться до столицы Хувентуда — это город Ла-Фе (исп. — «вера»). Незамыленное ухо чувствует в этом названии какую-то странность. Оно явно усеченное: в испаноязычных странах часто встречаются городки с традиционным прилагательным «Санта-Фе» (Святая вера). В чем тут дело? Сходная ситуация была в советской России в 20е годы. Был, например, городок Свято-Троицк. Название явно «реакционное», так и напрашивается на переименование. И чтобы «не дразнить гусей», «Свято (Санта)» убирали, и оставался почти нейтральный Троицк. А путь к «Вере» трудный. Туда ходит метробус — громадное чудище о пяти колесных осях, бывшая платформа советского ракетовоза, на которую поставлена железная коробка вместимостью до 150 человек. Ехать всего 16 километров, но на Кубе — это целая проблема. Тягач стоит здесь же, на площади, но двери закрыты. Очередь терпеливо ждет «часа Х», поскольку никто, кроме водителя, не знает времени отправления. Проходит полчаса, а в метробусе никаких признаков жизни. Томиться под палящим солнцем в неизвестности — тяжелое испытание, и очередь постепенно превращается в звереющую толпу. «Активисты» подходят к метробусу и пробуют его двери на прочность. Одну из них удается приоткрыть, и народ штурмует салон, сметая все на своем пути. Водитель, отшвырнув монтировку, матерится и рвет на себе волосы.

http://azbyka.ru/fiction/v-bolshoj-schas...

В связи с этой сенсационной новостью корреспондент «Комсомольской правды» Александр Бойко провёл журналистское расследование. «Новости о том, что в Новой Москве появились " шариатские патрули " , " бородатые опричники " и даже " спецподразделения Кадырова " , заставила меня проведать город Троицк», – пишет журналист. Далее он приводит высказывания местных жителей, недовольных появлением в их городе чеченского патруля. « " Чуть больше 20 лет, все ростом от 180 см, накаченные такие, усы подбриты, как у террористов (ваххабиты это делают подчеркнуто. – КП) " , – рассказывает житель Троицка Илья». «Вокруг начинает собираться стихийный митинг. – Да кто они такие, пусть у себя в Чечне наводят порядок, – возмущается женщина с внуками. – Так они граждане России, а Чеченская республика неотъемлемая ее часть, – замечаю. – У моей соседки там мужа и убили, – бросает она в ответ. – У нас даже беженцы были оттуда. – Мы же к Кадырову не посылаем патрулировать свои казачьи конные разъезды. А ведь могли бы и повторить, – философствует Илья выжимая в кулаке недопитую банку». «Мои попытки найти знаменитую " бородатую " группу немедленного реагирования в Троицке не увенчались успехом. Набрал номер телефона, который засветился на заднем стекле их машины в видеоролике. На другом конце провода мне неожиданно ответил директор ЧОПа " Корвет " Александр Малышев. Бывший офицер, не перебивая меня, выслушал, а потом заявил: Да уже снял их с наряда и отозвал в Видное, где находится наш офис. Вижу, как их машина движется по Калужскому шоссе», – сообщил журналист «Комсомолки». По словам Александра Малышева, в патруль входят «уроженцы Чеченской республики, которые застали последнюю войну еще детьми. Их поколение уже воспитано в духе патриотизма и любви к Отечеству, прошли службу в армии, обучение в Росгвардии, получили лицензию охранника и допуск к использованию служебного оружия. У них высший 6-ой разряд и это вежливые и исполнительные ребята». «А почему сразу чеченцев надо было в Троицк?» – недоумевает журналист.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/26/ch...

Павловская реформа губерний очень быстро проведена в государственную жизнь. В своем результате она имела то, что вместо 51 губернии с землями Донских казаков, Российская Империя оказалась разделенной только на 41 губернию. Уменьшение числа губернии очень заметно отразилось на изменении территорий почти половины оставшихся губерний. I. Олонецкая губерния совершенно упразднена; её города: Петрозаводск, Олонец, Каргополь, Вытегра и Лодейное Поле были приписаны к Новгородской губернии, сохранив значение уездных городов, кроме Лодейного Поля, оставшегося за штатом. Города Повенец, Пудож и Кемь отошли к Архангельской губернии, при чем г. Кемь укрепился в ней указом 15 июля 1798 г. Город Олонец удержался в Новгородской губернии, хотя первоначально, в качестве заштатного города, отделялся к Архангельской губернии. 1134 II. Саратовская губерния также была упразднена, города её не надолго отходили частью к Пензенской, названной Пензенской и Саратовской, частью к Астраханской губерниям. Но в следующем же 1797 г. 11-го октября Пензенская губерния уничтожена, вернее переименована в Саратовскую губернию. Прежние ее города отошли к четырем губерниям – Тамбовской (уез. г. Нижний Ломов, зашт. г. Керенск и Верхний Ломов, присоединенный к Н.-Ломовскому уезду, и Чембар, присоединенный к Кирсановскому уезду), Нижегородской (уез. г. Краснослободск, зашт. Троицк и Наровчат), Симбирской (уез. г. Саранск, Инсар, зашт. Шешкеев). К восстановленной в прежнем составе Саратовской губернии из Пензенской губернии вместе с г. Пензой отошли зашт. города Мокшан и Городище. 1135 III. Астраханская губерния, названная так вместо Кавказской, при переделе пензенских городов осталась в прежнем своем объеме со включением, Кавказской области в пределах Моздокского викариатства и Уральского войска с городами – Уральск и Илецк. 1136 Колыванская губерния (в Сибири) указом 12 декабря 1796 г. прикрыта с припиской её городов к Тобольской губернии, в которой теперь оказалось 16 уездных городов с губернским г. Тобольском. 1137

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010