Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА (совр. г. Александров Владимирской обл.), дворцовое село, принадлежавшее московскому великокняжескому дому с XIV в. Расположена на берегу р. Серой, на половине пути между Троице-Сергиевым мон-рем и Переславлем-Залесским. Вероятно, в нач. XVI в. рядом со Старой слободой появилась Новая слобода, или Новое село Александровское, Новая Александровская слобода, ставшая загородной резиденцией московского вел. кн. Василия III Иоанновича (1505-1533). Остановка в А. с. предшествовала великокняжеским объездам мон-рей и дворцовых владений для охоты, здесь в 1528 г. Василий III принимал посольство казанского хана Сафа-Гирея. А. с. сохранила свое значение дворцового села и при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном (1533-1584), а после 1564 г. стала фактически столицей опричнины : здесь функционировали опричные приказы, опричная Боярская дума, в А. с. принимались посольства из Англии, Швеции, Крыма, Дании и др. В период пребывания в А. с. царя Иоанна Васильевича с опричным двором слобода на короткий период превратилась в крупный культурный центр, фактически выполняя столичные функции. Здесь активно велось книгописание: в кон. 60-х - 2-й пол. 70-х гг. XVI в. переписывался и иллюстрировался Лицевой летописный свод, возможно, лицевое житие свт. Николая (РГБ. Больш. 15) и не менее богато украшенный миниатюрами сборник РГБ. Егор. 1844. В 1568-1569 гг. был написан комплект Миней-Четьих , отдельные тома к-рого в XVII в. вложены кн. Д. М. Пожарским в Соловецкий мон-рь , (РНБ. Сол. 501/520, окт.; 505/524 и 504/523, нояб.; 508/527, февр.; 514/533, май); писались и богослужебные книги - Минея служебная нотированная («конархистная») на авг. (РГБ. Рогож. 332, 1569 г.), в XVII в. также принадлежавшая Пожарским. Во 2-й пол. 70-х - нач. 80-х гг. XVI в. в А. с. действовала типография, организованная Андроником Тимофеевым Невежей ; из ее изданий известны Псалтирь (1577) и Часовник (ок. 1577 и 1580). Процветало в это время в А. с. и церковное певч. искусство. По свидетельству XVII в., здесь при царском дворе трудились известные церковные композиторы поп Феодор Христианин (Крестьянин) и Иван Нос , распевший и изъяснивший Триоди «и святым многим стихиры и славники... крестобогородичны и богородичны минейные» ( Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 22).

http://pravenc.ru/text/64482.html

VII/1999. Cambridge (Mass.). С. 343–348).  24. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Изд. 2. М., 2005. С. 529. 25. Там же. С. 568–569. 26. Муравьёв А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. Ч. 3. СПб., 1860. С. 797 об.–801; Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви. Кн. 7. Изд. 3. М., 1996. С. 106–107, 406–407. 27. Белокуров C. A. Арсений Суханов. Ч. 1. М., 1891. С. 407–408. 28. Агеева Е. А. Требник 1658 г.: История издания//Патриарх Никон и его время. М., 2004, С. 174–188. 29. ДАИ. Т 5. СПб., 1853, С. 499. Каптерев Н. Ф. Царь и церковные московские Соборы XVI и XVII столетий//Богословский вестник. 1906. 3. С. 326–360, 467–502, 631–682; он же. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. М., 1996; Макарий (Булгаков), митр. Патриарх Никон в деле исправления книг и обрядов, М., 1881; Субботин Н. И. Деяние Московского Собора 1666–1667 гг. М., 1893; Шаров П. Большой Московский Собор 1666–1667 гг. Киев, 1895; Фонкич Б. Л. Греческое книгописание в России в XVII в.//Фонкич Б. Л. Греческие рукописи и документы в России. М., 2003. С. 275–322. 30. ДАИ. Т 5. С. 499. 31. Предложение вписано чернилами другого цвета. 32. Слово вписано над строкой. 33. Исправлено, в рукописи: и. 34. В Бел. здесь начало рукописи. 35. Блаженнеишии Бел, Рогож. 36. Господине Бел, Погод. 37. Патриархе Бел, нет Погод. 38. Града Москвы Бел, Погод. 39. Великия Бел, Рогож. 40. Малыя Бел., Рогож. 41. Белыя Бел, Рогож. 42. Росии Бел, Рогож, Погод. 43. Вседушне Бел. 44. Благих Погод. 45. Достигахом Погод. 46. Вопрошание Бел, Ваше вопрошение Рогож. 47. Хотящим Бел, хотящых Погод. 48. Нет Бел, Рогож. 49. И котории Бел, и которых Рогож. 50. Покрещевати Погод. 51. Люторех Бел. 52. Еретицы Бел, Рогож, Погод. 53. Священства Рогож. 54. Прияти Бел, Рогож. 55. Но и Бел, Рогож, Погод. 56. Отврещаются Погод. 57. Смотрят Бел, сматряют Бел, Погод. 58. Время Бел, Погод. 59. Нет Рогож. 60. Вся Погод. 61. Древняго Бел, Рогож, Погод.

http://azbyka.ru/grecheskij-chin-prisoed...

К. С. С. 523 (332) л. 31. Изд. IV оп. в. II. стр. 235. 10) О почтении честного и животворящего креста Христова и о разновидовоображае­мых образех крестных. Ч. Д. С. 47 (XVIII в.). (Опис. Лилеева стр.25). 11) Переписка старца Никодима и его единомышленников по делу о единоверии, 1781–1787. М. С. К. Д. А. 57 (Аа 189) л. 35. (XIX в.). Изд. в соч. Т. Верховского: «Искание старообряд­цами в XVIII веке законного архиерейства». СПБ. 1868 г. 12) Доношение старца Никодима (князю Г.А. Потемкину-Таврическому) 29 апреля 1785 г. Добрянка. У. 1980 (636) (490) л. 97. (Опис. IV т. 373 стр.). 13) Письмо Никодима в Покровскую обитель (1781 г.). Нач. Милостивым государям и благотворителям нашим, пречеснейшим отцем, иноку схимнику Никите, о. Иякову... Л. В. Ц. стр. 225. 14) Письмо Никодима: к митрополиту Гавриилу и князю Потемкину, от 10 сентября 1781 г. Л. В. Ц. 273. Нач. Верховский. 6 стр. 15) Письмо Никодима к Григорию Фёдоровичу. Нач. Е. И. В. к поданным матернему мило­сердию и высокомилостивых государей п отцов. Л. В. Ц. 303 стр. 16) 1774 г. января 27-го дня. Некий мнимый инок, имя ему Никодим, во граде Калуга. К. С. С. 523 (332) л. 11. (XVIII в.). 17) Учение нижеследующее отделителя м н и м о г о старца Никодима. К. С. С. 523 (332) л. 15. (XVIII в.). 18) Никодимово учение отступника от восточный церкви. Нач. Исповедание истинного и правого древнего Благочестия христиан сице. К. С. С. 523 (332) л. 23. (XVIII в.). 19) На Никодимовы задачи краткий ответ. Нач. Опровергаешь ты церковь , которая несогласная со святыми отцы. К. С. С. 523 (332) л. 35. (XVIII в.). 20) Послание калужским купцам против инока Никодима. Нач. Вознамерился я сие малое писаньице начертавше послать. К. С. С. 523 (332) л. 39. (XVIII в.). там же л. 77. Рассмотрение учения Никодимова, которое признается коварное и льстивое. К. С. С. 523 (332) л. 39. (XVIII в.). Глава II. Не неприлично судилось к сему присоединить зде сие возответствие на предложение некоего отделителя старца Никодима, которое свопрошением его купно, начертавше сице предлагаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

«В следующую осень», 1 октября, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы состоялся второй крестный ход на Синичью гору, однако после праздника, в ту же ночь, часовня на Синичьей горе сгорела. Остались целы только две иконы Божией Матери. Икону «Одигитрия» нашли среди пепла, а «Умиление» – на той же самой сосне. Было проведено очередное расследование чуда, после чего царь приказал воздвигнуть каменную церковь во имя Успения Божией Матери. Престол церкви следовало устроить на пне той самой сосны, где было явление иконы пастуху Тимофею. Сосну срубили, пень от сосны остался, он и сейчас находится в алтарной части Успенской церкви. Икону «Умиление» поставили в этой же церкви у царских врат. Так был основан Успенский мужской монастырь на Синичьих горах. Строительство церкви заняло несколько лет и завершилось в 1569 г., после чего царь указал устроить здесь монастырь и выделить ему в вотчину земли в окрестностях Вороноча. Дата царского указа об основании монастыря попала в некоторые источники, в том числе в клировые ведомости. Игумен Иоанн в свое время работал с монастырскими описями этих клировых ведомостей. Он отметил, что на иконостасе Успенского собора в особой надписи (на северной стороне пятого яруса в круглом клейме) говорится, что храм построен в 1565 г., хотя в известных ему монастырской описи и клировых ведомостях указан 1569 г. На основании этого о. Иоанн счел, что надпись является ошибочной . П. М. Строев также считал, что монастырь основан в 1569 г., но при этом первым настоятелем его указал Исайю в 1633 г. По второй версии возникновения обители, высказанной митрополитом Евгением (Болховитиновым), в 1569 г. была построена только каменная Успенская церковь (либо ее строительство лишь началось). По мнению историка, Синичьи горы «по явлению на них в 1563 и 1569 годах чудотворных икон Божия Матери прозваны “святыми”, и с тех пор создана была на месте явления их на самом высшем холме горы каменная Церковь во имя Успения Божия Матери, а близ оной в долине, окруженной холмами, чрез 10 лет потом устроен и монастырь с братскою теплою церковью во имя св. Николая». Позже были сделаны приделы в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в честь Ее образа «Одигитрия». Тогда же или позднее произошло освящение этой церкви, а основание монастыря следует отнести к 1575–1577 гг. Документально действующий монастырь на Синичьей горе впервые отмечен в писцовой книге 1585–1587 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/10015260/

В своем послании Крузе и Таубе утверждали, что митрополит Филипп был задушен Малютой Скуратовым в Тверском Отроче монастыре с помощью веревки, а тело его было выброшено в Волгу . Фактически, они говорят о публичной казни митрополита, которую другие источники (за исключением, быть может, Андрея Курбкого) не подтверждают. Как известно, святые мощи святителя Филиппа были обретены в 1591 году нетленными в его гробу, покоившемся за алтарем Успенского храма Тверского Отроча монастыря, и, естественно, тело его в Волгу, которая в середине зимы покрыта толстым льдом, не выбрасывалось. Таубе и Крузе утверждают, что святителю Филиппу в год его сведения с митрополичьего престола было 79 лет, в то время как «Житие» святителя Филиппа называет годом его рождения 7015 от Сотворения мipa (1507 по Р.Х.), то есть в 7077 году (1568 по Р.Х.) ему было 62 года. Это значит, что Таубе и Крузе либо вообще в глаза не видели митрополита Филиппа, либо он имел вид на 17 лет старше своего возраста. Таубе и Крузе пишут, что поход на Новгород из Александровской Слободы Царь Иоанн Васильевич якобы начал 20 января 1569 года, 30 января был в Клину, а Митрополит Филипп опричниками якобы был задушен в феврале 1569 года! Из многочисленных материалов других достоверных источников известно, что этот поход Царь начал в середине декабря 1569 года, то есть на 11 месяцев позже! А умер митрополит Филипп, согласно «Житию», 23 декабря 1569 года, либо, как установила Церковь по Прологу 1659 года и по указу Царя Алексея Михайловича, 9 января 1570 года. Такая «достоверность» в датах передвижения опричного войска, к которому причисляли себя Таубе и Крузе, свидетельствует о том, что они не участвовали в этом походе, а информацию о нём получили много позже, не являлись очевидцами этих событий и потому путаются в датах. Таубе и Крузе путают и родовую фамилию святителя Филиппа, сообщая, что он то ли из Колычевых, то ли из Челядниных! Видимо, с 1667 года они проводили большую часть времени в русских войсках в Ливонии и не могли знать, что происходит в Москве, Клину, Твери, Новгороде, Пскове и других русских городах, а пользовались лишь слухами оттуда.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/07/...

После этих событий царь стремился повлиять на почитаемые обители, наделяя их особыми милостями. Так, в нояб.-дек. 1568 г. Кириллов Белозерский мон-рь получил половину огромной белозерской вотчины казненного боярина и конюшего И. П. Фёдорова, в 1569 г. к землям О. со всеми своими владениями был присоединен московский Симонов мон-рь, часть владений И. П. Фёдорова была передана старицкому в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскому монастырю , получившему 6 мая 1569 г. тарханную грамоту на все владения. Такие обители царь стремился подчинить своей власти, возобновив практику выдачи осужденных Стоглавым Собором несудимых грамот. В частности, по грамоте 1569 г. настоятель Иов (впосл. патриарх) и братия старицкого Успенского мон-ря освобождались от суда Тверского епископа. В 1571 г. во владениях московского Новодевичьего мон-ря приходское духовенство было освобождено от суда епископов и уплаты налогов в архиерейскую казну. Когда это отвечало его интересам, царь мог свободно распоряжаться церковной собственностью. Так, в кон. 60-х гг. XVI в. была отобрана значительная часть вотчин у Рязанского архиерейского дома и роздана в поместья переселенцам из взятых в О. уездов, в поместья была обращена и часть земель рязанских мон-рей. Жестоко расправлялись и с лицами, вызвавшими неудовольствие царя: в частности, в 1570 г. были казнены настоятели нижегородского Печерского и Солотчинского мон-рей. Важным событием в истории О. стал царский поход с опричным войском в Новгород и во Псков (дек. 1569 - февр. 1570). Причиной похода послужили полученные Иоанном IV Грозным известия о некоем заговоре местных властей и Новгородского архиеп. Пимена , якобы желавших передать Новгород и Новгородскую землю под власть польск. кор. Сигизмунда II. Поход стал самой крупной карательной акцией времен О. Одной из его целей стал сбор средств для продолжения Ливонской войны. В этом плане внимание опричных советников царя привлекала церковная собственность. В Твери опричное войско присвоило имущество архиерейского дома и мон-рей, затем был ограблен тверской посад. После окружения Новгорода опричным войском и суда царя над «изменниками» начались массовые казни приближенных архиеп. Пимена, новгородских дьяков и подьячих вместе с их семьями, «гостей» и детей боярских. По Новгородской земле ездили отряды опричников, разорявшие дворы «изменников». В Нарве были конфискованы товары новгородских купцов, а они сами обложены контрибуцией и поставлены «на правеж». В конце пребывания опричного войска в Новгороде были разграблены новгородский торг и посадские дома. Лишь 13 февр. 1570 г. жителям было объявлено прощение, а в 1571 г. О. отошли Торговая сторона Новгорода, Бежецкая и Обонежская пятины Новгородской земли.

http://pravenc.ru/text/2581441.html

В авг. 1568 г. Борзобогатый-Красенский впервые упоминается как нареченный епископ Пинский и Туровский. В сент. 1568 г. он вел на землях епархии торговлю, занимаясь сплавом леса по рекам Полесья. В дек. 1568 г., после смерти Луцкого еп. Марка (Жоравницкого), родственника Борзобогатого-Красенского (дочь Борзобогатого-Красенского Анна была замужем за сыном Жоравницкого), стала вакантной Луцкая кафедра. С сер. дек. 1568 по апр. 1569 г. Луцкой епархией в качестве нареченного епископа временно управлял луцкий подстароста Андрей Русин-Берестецкий, хлопотавший перед королем и «панами-радой» о предоставлении ему Луцкой епископии и Жидичинской архимандритии в постоянное управление (Опись актовой книги Киевского центр. архива 2039. К., 1885. С. 24). Однако король выбрал Борзобогатого-Красенского, к-рый с 1 мая 1569 г. упоминается в документах как нареченный епископ Луцкий и Острожский. Андрею Русину-Берестецкому тогда же пожаловали вакантное Пинское епископство, к-рое считалось менее почетным. Незадолго до назначения Борзобогатого-Красенского на Луцкую кафедру, в 1569 г., скончался его родственник, архим. Жидичинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря Иона (Илья Борзобогатый-Красенский); после его смерти часть оставшегося имущества разграбили местные шляхтичи. Нареченный Луцкий епископ инициировал судебное расследование хищения, в которое вмешался попечитель обители кн. Роман Сангушко (Володимирський гродський суд. К., 2002. С. 151). Борзобогатый-Красенский добился того, что кор. Сигизмунд II привилеем от 26 дек. 1569 г. «за различные заслуги» передал ему Жидичинский монастырь в пожизненное владение и он стал нареченным архимандритом жидичинским (АЗР. 1848. Т. 3. С. 149-150, 47). За получение монастыря шляхтич отдал одно из монастырских имений литов. подканцлеру Остафию Воловичу. Поначалу Борзобогатый-Красенский управлял Луцкой кафедрой, не имея монашеского пострига и хиротонии, вслед. чего митр. Иона III (Протасович) принял против него чрезвычайные меры. Как сообщается в акте Луцкого гродского суда, в окт. 1570 г. слуга Киевского митрополита вручил нареченному Луцкому епископу «неблагословенный митрополичий лист», в к-ром Борзобогатый-Красенский порицался за то, что, оставаясь светским человеком, он владел имениями Луцкой епископии и Жидичинского мон-ря и отказывался прибыть к митрополиту для принятия посвящения в сан. Было издано окружное послание митр. Ионы с угрозой отлучения Борзобогатого-Красенского от Церкви. Ввиду конфликта последнего с митрополитом в 1570 - нач. 1571 г. Луцкой епархией управлял Солунский митр. Иона, посол К-польского патриарха, живший в мест. Корец.

http://pravenc.ru/text/578298.html

Отметим: 7 мая 1508 года великокняжеская семья переехала на новый двор у церкви Благовещения в Кремле, и в этот же день ушел из жизни преподобный Нил Сорский. А 19 сентября – это канун праздника святого мученика Евстафия, великого князя Михаила Черниговского и боярина его Федора. Именно в этот день в Кормовой книге Троице-Сергиевой лавры поминается род Сабуровых. Думается, этот подарок был специально приурочен к празднику (как известно, церковный день начинается с 6 часов вечера предыдущего дня). Есть свидетельства и о поминании князя Юрия Васильевича за упокой. В Кормовой книге Кирилло-Белозерского монастыря (список Императорской публичной библиотеки, находится в сборнике XVII в.) имеется следующая запись: «Месяца генваря въ 1 день по князе Юрье Ивановиче, да по князе Юрье Васильевиче, да по князе Ондрие Ивановиче, да по княгине его Ефросиние, во иноцехъ Евдокея, да по сыне по ихъ по князе Володимере Овдриевиче, да по княгине его по Евдокие, да по сыне по его по князе Василье, да по дву дочерехъ его по Евдокие да по Марье, кормъ прибылой написали за государево жалование, что государь пожаловалъ дал по нихъ милостину». Упоминаемые лица – это Андрей Старицкий (1490–1537) и Юрий Иванович (1480–1536) – братья Василия Третьего; Евфросиния Андреевна Старицкая († в 1569), урожденная княгиня Хованская, жена Андрея Старицкого; их сын Владимир Старицкий (1533–1569), княгиня Евдокия Нагая († 1597) – первая жена Владимира Старицкого; их сын Василий Старицкий (1552–1573); а также дети Владимира Старицкого от второго брака (с княгиней Евдокией Одоевской) († 1569) – Мария († 1569) и Евдокия (1561–1570). Все эти лица умерли в период с 1536 до 1597 года. Таким образом, упоминаемый государь – это, безусловно, Федор Иванович. А вот кто такой «князь Юрий Васильевич»? Посмотрим на запись в другой Кормовой книге – Ростовского Борисоглебского монастыря : «По князе Юрье Васильевиче память априля в 22 день панахида пети и обедни служити собором, докуды и монастырь стоит» . Вновь упоминается некий «князь Юрий Васильевич». У Василия III от Елены Глинской был сын Юрий, брат Ивана Грозного. Однако он родился 30 октября 1533 года, был крещен 3 ноября того же года, а умер 24 ноября 1563 года. Но в двух вышеприведенных записях упоминаются 1 января и 22 апреля (канун праздника Георгия (Юрия) Победоносца). Есть все основания предположить, что это не брат Ивана Грозного по Елене Глинской, а его брат от первого брака отца – то есть сын Соломонии, родившийся в апреле и скончавшийся в январе.

http://pravoslavie.ru/58468.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ III († 8.02.1572, Москва), митр. Московский и всея Руси. Происходил из княжеского рода, о чем свидетельствует запись во вкладной книге Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ): «79 (1571)-го году июня в 10 день Кирил же митрополит дал вкладу по матере своей княгине Ксенье 9 рублев 29 алтын» (ВКТСМ. С. 37). Род К. записан в синодике Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря 2-й пол. XVI в. (РГАЛИ. Ф. 1296. Оп. 2. 58. Л. 13-13 об.): в основном это лица духовного звания и монахи (информация А. В. Маштафарова). Возможно, К. принял постриг в принадлежавшем митрополитам московском Новинском монастыре. В нояб. 1566 г. был поставлен архимандритом Троице-Сергиева монастыря, сменив архим. Меркурия (1564-1566), имя к-рого открывает помянник первосвятителя (ГИМ. Усп. 64. Синодик Успенского собора. XVI в. Л. 294). Во 2-й пол. 60-х гг. XVI в. ясно обозначился приток княжеских вотчин в Троице-Сергиеву обитель: к 1566/67 г. относятся богатые вклады в мон-рь княгинь Микулинских и кн. Ивана Андреевича Булгакова (троицкий старец Иона). 4 нояб. 1568 г. свт. Филипп II (Колычев) за сопротивление опричной политике был насильственно лишен митрополичьей кафедры по приказанию царя Иоанна IV Васильевича и по постановлению церковного Собора, основанному на показаниях лжесвидетелей. По распоряжению царя митрополитом был избран К. ( Штаден Г. О Москве Ивана Грозного: Записки немца опричника. Л., 1925. С. 89), поставление состоялось 11 нояб. 1568 г. (Возведя троицкого настоятеля на митрополичий престол, царь тем не менее крайне отрицательно отзывался о порядках в Троицкой обители в послании братии Кириллова Белозерского мон-ря 1573 г.) 30 апр. 1569 г. Иоанн IV подтвердил К. 3 жалованные грамоты, выданные в 1564 г. митр. Афанасию (АФЗХ. Ч. 3. С. 29-30. 11; Дополнения. С. 359-360. 1; С. 360-363. 2). Эти грамоты ранее не были подтверждены на имя свт. Филиппа II. В 1569 г. скончалась 2-я супруга царя Мария Темрюковна, после чего, как говорится в соборном определении о 4-м браке Иоанна IV, царь просил благословения у К. «к совокуплению третиему браку» (ААЭ. Т. 1. С. 329. 284). 13 нояб. 1569 г. К. «дал вкладу денег 50 рублев» в Троице-Сергиев монастырь (ВКТСМ. С. 37). В нояб. 1569 г. был отправлен в заточение в Варламиев Хутынский в честь Преображения Господня муж. мон-рь архим. Троице-Сергиева мон-ря Памва (преемник К.), арестованный в апр., вероятно, одновременно с убитым позднее, во время новгородского похода, келарем Дорофеем (Курцевым). Возможно, это было сделано с целью устрашения первосвятителя.

http://pravenc.ru/text/1840361.html

богослужения, епископ строго следил за введением в литургическую практику унифицированных Римом миссала и бревиария. К. регулярно издавал пастырские послания (1568, 1569, 1570, 1577), проводил визитации (1574, 1575, 1577, 1578). В 1569 г. он основал во Влоцлавеке духовную семинарию для 24 учеников, выделил на ее содержание деньги из епископской казны и предоставил новому учебному заведению земельные владения и привилегии. Епископ помогал и др. епархиальным школам, за свой счет посылал подающих надежды студентов учиться в Краковскую академию. На средства епископа велись строительство и ремонт католич. храмов в тех городах, где было много протестантов, особенно в Поморье. Противостоял распространению протестантизма в Польше, участвовал в диспутах с польск. протестант. теологами Якубом Немоевским, Анджеем Пражмовским и др., активно боролся с социнианами , добился изгнания из Вольбужа польск. гуманиста и политического мыслителя Анджея Фрыч-Моджевского. Поддерживал деятельность иезуитов в Польше. В 1569 г. К. принял участие в Люблинском сейме, где была подписана Люблинская уния о создании Речи Посполитой . С 1568 г. участвовал в работе «Морской комиссии», рассматривавшей права и привилегии г. Гданьска (Данцига), где широко распространилось лютеранство; 18 сент. 1572 г. возглавил комиссию. По результатам ее деятельности были подготовлены т. н. статуты Карнковского (67 статей), согласно к-рым флот и порт Гданьска были подчинены польскому королю, права городского совета сокращены. В 1569 г. К. руководил комиссией, принявшей решение о наказании гданьских мещан за сопротивление представителям королевской администрации, в т. ч. за преследование местных католиков. Недовольство т. н. статутами Карнковского стало одной из причин городского восстания в Гданьске против Стефана Батория , избрание к-рого на польский престол горожане не признали. В ходе восстания жители разорили и сожгли монастырь в Оливе, к-рым К. владел как бенефицием . По условиям мирного договора, заключенного 12 дек.

http://pravenc.ru/text/1681113.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010