Мартина, обладавшая не только красотой и энергией, но также умом и харизмой, в 623 году очевидным образом сумела переломить настроение Ираклия, положительно повлияла на императора, способствовала его выходу из многолетней депрессии, начавшейся в 612 году после смерти первой жены Фабии. Мартина стала его вдохновительницей и соработницей в период персидских походов 620-х годов, в ходе которых и родились их первые дети. Об этом свидетельствуют протоколы императорского двора, следы которых присутствуют в современной правлению Ираклия «Пасхальной хронике», а также в «досье» Георгия Синкелла, ставшего в начале IX века основой повествования Феофана. История брака Ираклия и Мартины имеет непосредственное отношение к переломному периоду войны с персами и к последующей судьбе августа Ираклия Константина, ибо в конечном счете Мартина стала тем импульсом, который побудил императора лично возглавить армянскую экспедиционную армию и в союзе с тюрками нанести поражение войскам Хосрова II. Источники – Георгий Писида, Никифор и Феофан – сообщают нам о том, что после того как в 622 году Ираклий повредил ногу обломком мачты в результате кораблекрушения, а в 627 году был ранен копьем в рот в битве при Ниневии, не считая более мелких ранений в поединках, Мартина лечила своего супруга и перевязывала его (Giorgio di Pisidia 1959: 95-96 (Pers. I. 239-247); Niceph. Brev. 14; Theoph. 314; 318) [Frolow 1953: 103]. Победа над персами и убийство Хосрова II сторонниками собственного сына Кавада Шируйе в 628 году (Фирдоуси 1989: 520-523) были для римлян знаковыми событиями, которые свидетельствовали о торжестве христианства над огнепоклонниками. Кульминацией религиозного переживания этого события стала церемония торжественного возвращения Ираклием Животворящего Креста из Ирана в Иерусалим и далее в Константинополь. История возвращения Креста из персидского пленения представляет собой масштабную исследовательскую проблему, ибо разнообразные источники сообщают различные даты возвращения Ираклием Животворящего Древа, которые приходятся на время правления Кавада II Шируйе (628), маленького Ардашира III (628–629), узурпатора Фаррухана Шахрбараза (629–630) и царицы Бурандохт (630–631). Современный византинист Константин Цукерман, развивая аргументацию В. В. Болотова и А. А. Фролова, полагает, что подлинное древо Животворящего Креста, захваченное персами в Иерусалиме, было после 614 года безвозвратно утрачено, а в 629 и 630 годах персы возвращали Ираклию подделки в запечатанных реликвариях, выдавая их за частицы святыни [Болотов 1907: 78; Frolow 1953: 88-105; Zuckerman 2013: 197-218]. Поклонение Кресту стало концептуальным элементом благочестия императорской семьи Ираклия и Мартины, который будет иметь важнейшее значение для последующего развития как литургического благочестия, так и политической идеологии в Византии. Начиная с Ираклия, изображение Животворящего Креста будет неизменно чеканиться на монетах династии как государственный символ вместе с императорскими портретами.

http://bogoslov.ru/article/6192254

Этот вывод Тихонравова (см. Соч., 10 изд., т. I, стр. 659) действительно подтверждается рядом данных творческой биографии Гоголя. В августе 1839 г. за границей Гоголь снова испытывает период увлечения украинской историей и фольклором. 15 августа из Мариенбада он пишет М. П. Погодину: «Малороссийские песни со мною. Занимаюсь и тщусь, сколько возможно, надышаться стариною». Это беглое и неясное упоминание получает дальнейшее раскрытие в письме к С. П. Шевыреву из Вены (25 августа 1839 г.). Тихонравов склонен относить эти туманные намеки именно к началу переработки «Тараса Бульбы». Это «новое» изучение украинской истории, – которое Тихонравов относит к «венскому уединению» 1839 г. и связывает с началом переработки «Тараса Бульбы», – запечатлено, по его словам, рядом исторических выписок и заметок, между прочим, из рассказа Стрыйковского о литовских князьях, из книги Шерера «Annales de la Pet te Russie» и в особенности – из «Описания Украйны» Боплана (см. Соч., 10 изд. т. I, стр. 627–623, 629–630, 630–633); последние выписки, по словам Тихонравова, представляют «особенный интерес для истории „Тараса Бульбы“» (630). При этом, однако, Тихонравов не обратил внимания на то, что выписки из Стрыйковского и Шерера по содержанию своему слишком далеки от сюжета «Тараса Бульбы» и вряд ли могли быть сделаны Гоголем только в расчете на предстоящую переработку повести; что же касается выписок из Боплана, то одни из них были использованы еще в первой редакции повести (например: «Нужно, чтобы козак был и мастеровой. У запорожцев много было мастеров: кузнецы, оружейники, тележники, плотники для постройки домов и лодок, кожевники, сапожники, бочары, портные и пр.» – ср. у Гоголя стр. 75; или «Огородка телегами табора» – ср. 132–133; или «Большой остров и около него десятки тысяч островов, которые служили скарбницею для козаков. В войсковой скарбнице делили они свою добычу», ср. 75, 122), другие вовсе не были использованы в повести и даже как будто мало подходили к ее сюжету. Лишь одна выписка из Боплана была действительно использована Гоголем в новой редакции «Тараса Бульбы»: «У козаков есть обычай принимать в свои ряды того, кто проплывет все пороги против течения» (ср.

http://azbyka.ru/fiction/mirgorod-nikola...

Эта делегация была первой из многочисленных делегаций племен, начавших прибывать в 9 г. х. в Медину присягать на верность Мухаммеду и исламу, за что год получил название «год делегаций». Но до начала этого триумфального шествия ислама Мухаммеду пришлось предпринять еще несколько военных акций. На южной границе владений ислама в сафаре (20.V-17.VI 630 г.) отряд в 20 человек проник почти до границы Йемена в район вади Биша у Табалы и напал на стада бану хас " ам. Через два месяца Алкама б. Муджаззаз был послан в Джудду (Джидду) предотвратить высадку эфиопского десанта. На восточной границе небольшой отряд в начале раби I (с 18 июня 630 г.), посланный в район ад-Дарии к калбитам с предложением принять ислам, встретил отказ и вынужден был вступить в бой с родом ал-курата из бану килаб. Мусульманское предание сообщает, будто они были такими тупыми бедуинами, что с послания Мухаммада с призывом принять ислам смыли чернила и залатали им кожаное ведро 455 . В том же месяце Мухаммад послал Али с отрядом в 150 человек при 50 конях в область племени тайй уничтожить святилище божества Фалс, почитавшегося в виде скалы, похожей на человека. Али на рассвете напал на кочевье рода легендарного своей щедростью Хатима ат-Таййи, захватил множество скота, пленных и разрушил святилище, в котором среди прочих сокровищ были три превосходных меча, доставленных Мухаммаду в качестве особой доли 456 . В разгар лета сирийские торговцы принесли в Медину слух, что Ираклий готовит огромное войско для нападения на Аравию и что арабы племен лахм игассан собрались в Заиорданье. В ответ Мухаммад стал собирать армию для нанесения упреждающего удара. Историки сообщают, что под его знаменами собралось 30 тыс. человек, из них 10 тыс. конных. Последняя цифра явно завышена и заставляет сомневаться в точности сведений о численности всей армии 457 . Тем не менее подготовка к походу даже меньшей армии требовала значительных средств, а садака, собранная в начале года, была или истрачена, или недостаточна. Поэтому Мухаммад обратился с призывом жертвовать, кто что может, для снаряжения армии в поход. Абу Бакр отдал последние остатки своего состояния, вывезенного из Мекки, Умар – половину того, что имел, а самый богатый из мухаджиров, Абдаррахман б. Ауф – 8 тыс. дирхемов, Усман будто бы снарядил за свой счет треть армии 458 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

После смерти Хлотаря II (дек. 629) в среде нейстрийской знати возник план провозгласить королем Нейстрии и Бургундии сводного брата Д.- Хариберта. Во главе этой партии стоял Бродульф, брат Сихильды и Гоматруды, шурин Д. и родной дядя Хариберта. Однако Д. удалось упредить эти действия. Он послал эмиссаров в Бургундию, чтобы склонить местную знать на свою сторону, а сам с войском выдвинулся к границам Нейстрии. В Ремы к Д. явились послы бургундов, объявившие о признании его королем. Сюда же пришли и нек-рые представители нейстрийской аристократии и епископата, поддержавшие Д. Бродульф и его сторонники были вынуждены уступить. Позднее по приказу Д. Бродульф был убит. Овладев всей территорией Франкского королевства, Д. выделил Хариберту II небольшие владения в Аквитании, включавшие земли в бассейне р. Гарумны (совр. Гаронна) с центром в г. Толоза (совр. Тулуза). В 632 г., после смерти Хариберта, а потом и его сына Хильперика, Д. распространил власть на южногалльские земли. В 629-630 гг. основной задачей Д. стало укрепление власти в Нейстрии и Бургундии. В 630 г. он предпринял поездку по городам Сев. Бургундии. Стремясь добиться поддержки со стороны бургундской военной знати, Д. пошел на уступки и предоставил значительную автономию бургундскому войску в рамках общефранкского. Впосл. Д. неоднократно использовал бургундское войско для разрешения конфликтов в Галлии, никогда не посылая его за Рейн. Вернувшись из Бургундии, Д. обосновался в центре Нейстрии в районе Паризиев, гл. обр. в резиденции Клиппиак. Д. окружил себя выходцами из Нейстрии и Аквитании: св. Дадон (Авдуен) (впосл. еп. Ротомага (совр. Руан)) стал королевским референдарием, св. Вандрегизиль - пфальцграфом (comes palatii), св. Элигий (впосл. еп. Новиомага (совр. Нуайон)) - королевским казначеем. Система управления Франкским королевством, к-рую Д. поддерживал в последние 10 лет правления, была ориентирована на Нейстрию, и в частности на Паризии, в окрестностях к-рых находились политический центр - королевская резиденция Клиппиак к северо-западу от города и религиозный центр - ц. св. Дионисия в Катуллиаке к северо-востоку. Подобная система была причиной недовольства австразийцев; в 631 г. австразийская военная знать саботировала слав. экспедицию Д., закончившуюся полным разгромом. В 633/4 г. король провозгласил 3-летнего сына Сигиберта III королем Австразии, вернувшись т. о. к практике разделения королевства. Сигиберт III был отправлен в Меттис и передан под опеку св. Куниберта и герц. Адальгизела. Под формальное управление Сигиберту были переданы владения в Провинции и Аквитании. 2-й сын Д., Хлодвиг, со временем должен был стать королем Нейстрии и Бургундии.

http://pravenc.ru/text/168610.html

Les canons des Conciles mérovengiens (VI–VII siècles). P., 1989. T. 2 (SC 354). P. 494. Скорее всего, Собор состоялся вскоре после II Маконского Собора 585 года, постановления которого он в основном повторяет. Это характерное исключительно для Галльских Соборов упоминание слова «presbytero» в значении «супруга пресвитера». Ср. аналогичные запреты, но уже без соответствующего словоупотребления: 17-й канон IV Лрелатского (Арльского, 541) и 11-й канон I Маконского (581–583) Соборов (SC353. Р. 274; 354. Р. 432–434). Non licet presbytero post accepta benedictione in uno lecto cum presbytera sua dormire nec in peccato carnali misceri, nec diacono nec subdiacono. Собор Аутиссиодорского [Осерского] 188 диоцеза (561–605), канон 21 Не дозволено пресвитеру после принятия сана спать на одном ложе с пресвитерой, ни в плотском грехе состоять, ни диакону, ни иподиакону. Synodus Remis (а. 630), can. 23 Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio/Ed. J. D. Mansi. Florentiae, Venetus, 1757–1798. T. 10. P. 597. Viduas quae se Domino consecrari petierint, uel puellas Domino consecratas, nullus neque per auctoritatem regiam, neque qualiconque potestate suffultus, aut propria temeritate rapere, aut trahere audeat. Quod si utrique consenserint, communione priuentur. Ремиский [Реймсский] Собор (630), канон 23 Никто, [используя] авторитет короля или ссылаясь на какую-либо другую власть или собственное безрассудство, да не смеет насиловать либо похищать вдов, которые возжелали посвятить себя Господу, или посвященных Господу дев. Если же они оба сговорятся об этом, да лишатся церковного общения. Concilium Rotomagense (а. 650), can. 2 Canones Apostolorum et Conciliorum saeculorum IV, V, VI, VII/ Ed. H. Th. Bruns. Berolini, 1839[repr.: Turin, 1959]. V. 2. P. 268–269. Dictum est nobis quod quidam presbyteri celebrata missa detrectantes ipsi sumere Diuina mysteria quae consecrarunt, calicem Domini mulierculis quae ad missas offerunt tradant uel quibusdam laicis qui diiudicare Corpus Domini nesciunt, id est discernere inter cibum spiritualem atque carnalem, quod quantum sit omni ecclesiasticae religioni contrarium pietas fidelium nouit: unde omnibus presbyteris interdicimus, ut nullus in posterum hoc facere praesumat, sed ipse cum reuerentia sumat et diacono aut subdiacono, qui ministri sunt altaris, colligenda tradat, illud etiam attendat ut eos propria manu communicet, nulli autem laico aut foeminae Eucharistiam in manibus ponet, sed tantum in os eius cum his uerbis ponat: «Corpus Domini et Sanguis prosit tibi ad remissionem peccatorum et ad uitam aeternam». Si quis haec transgressus fuerit, quia Deum omnipotentem contemnit et quantum in ipso est inhonorat, ab altari remoueatur.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, император Ираклий возвратился в Константинополь не «в 628 г. вероятно еще летом», а не ранее августа 629 г., вероятнее – уже в начале 3-го индикта, т. е. после 1 сентября 629 г. Э. Герланд основательно доказал, что Итератор отбыл из Константинополя 25 марта 624 г., т. е. в 12-й индикт. Но получив этот хронологически важный terminus а quo, ученый исследователь не обратил внимания на сообщение Феофана под 6119 г.: δ βασιλες  π Κωνσταντινοπολην πστρεψε μυστικν τινα θεωραν  ν τοτ πληρσας.  ν γρ ξ μραις π σαν τν κτσιν δημιουργσας θες τν  βδομην  ναπασεως μραν  κλεσεν. ο τω κα ατς  ν τος ξ χρνοις πολλος πνους διανσας τ βδμ τει μετ ερνης κα χαρ ς  ν τ πλει ποστρφας  νεπασατο. Подобные «мистические теории» приходят в голову под радужным впечатлением только что пережитых триумфов, а не 200 лет спустя; и не трудно догадаться, что хронограф здесь пользуется проповедью какого-нибудь витии, сказанною по случаю счастливого возвращения Ираклия во «всеблагополучную» Византию. На τ  βδμ τει современника можно положиться. В таком случае первый год – индикт 12-й, седьмой год= индикт 3-й 50 . Пребывание победоносного императора в своей столице и на этот раз было непродолжительно. Женив своего сына, императора Флавия Ираклия Нового Константина, на Григории – это бракосочетание было совершено не позже конца января 630 г., но могло быть совершено и осенью 629 г., – Ираклий, быть может в феврале 630 г., отправился опять на восток. В «Арависсе триречном» он пустился в темную интригу с Шахрбаразом 51 : этому высокоталантливому честолюбцу Ираклий предал «отрока Арташира " » которого умирающий Кавад-Шерое вверил его покровительству. Ираклий обещался не только признать Шахрбараза шахан-шахом, но – видимо – и оказать ему в случае нужды содействие оружием. Ардашир был убит 27 апреля 630 г. В это время император должен был находиться с войсками уже на востоке. Это было необходимо уже по тому одному, что в случае, если бы инсуррекдию Шахрбараза постигла позорная неудача, вероятно обнаружилось бы и вероломное сообщничество «царя ромеев» в этом темпом предприятии, и лояльные элементы Персии, в упоении победою над славным Феруханом, могли предаться мечтам о реванше коварным грекам и – вторгнуться в византийские пределы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

3. «Мистагогия» (Mystagogia; CPG, N 7704; PG. 91. Col. 657-717; Σωτηρπουλος. 2001; Boudignon. 2011; рус. пер.: Творения. 1993. Кн. 1. С. 154-184), написана в 628-630 гг. ( Sherwood. 1952. P. 32. N 27) или после 1-го переезда на Запад, до 636 г. ( Jankowiak, Booth. 2015. N 7), аскетическое, мистагогическое (тайноводственное) толкование литургии, посвященное «господину Феохаристосу» (возможно, брат экзарха в Италии, упоминается в соч.: Relatio Motionis// Allen, Neil. 1999. P. 21). Относительно ранняя дата сочинения основана на утверждении о единении христиан «согласно единой тождественности избирательной воли (γνμη)» ( Maximus Conf. Mystagogia. 957), что имеет параллели с употреблением термина γνμη в др. ранних сочинениях (ср.: Exp. orat. dom.; Ep. 2; Opusc. 14, 18). 4. Схолии на «Ареопагитский корпус» (Scholia in Corpus Dionysiacum Areopagiticum; CPG, N 7708; PG. 4. Col. 16-432, 528-576; Епифанович. 1917. С. 111-208 [Add. 37]; рус. пер.: Дионисий Ареопагит. 2002), отсутствуют в списке Шервуда (ср.: Jankowiak, Booth. 2015. N 10). Хотя традиционно считается, что М. И. является автором схолий к «Ареопагитикам», отличить его схолии от схолий др. авторов, как и однозначно утверждать, что М. И. участвовал в составлении схолий к «Ареопагитикам», в наст. время затруднительно ( Suchla. 1980). Большинство исследователей тем не менее считают, что М. И. участвовал в написании этих схолий и почти наверняка был хорошо знаком со схолиями св. Иоанна Скифопольского, первого правосл. схолиаста «Ареопагитик». В сочинениях М. И. наблюдается не только хорошее знание основного текста «Ареопагитик», но и знакомство со схолиями св. Иоанна Скифопольского, что проявилось, в частности, во время полемики по поводу моноэнергизма ( Беневич, Шуфрин. 2014. С. 25-26, 119-121). Возможно, работа М. И. над схолиями к «Ареопагитикам» совпала по времени с работой над «Мистагогией», к-рая была задумана как дополнение к ареопагитскому соч. «О церковной иерархии» ( Maxinus Conf. Mystagogia. 54-58). 5. «Различные богословские и домостроительные главы» (Capita XV) и «Десять глав о добродетели и пороке» (Capita X) (CPG, N 7695; CPGS, N 7694а; PG. 90. Col. 1177-1185, 1185-1189; рус. пер.: Творения. 1993. Кн. 1. С. 257-260, 261-262), написаны в 630-634 гг. ( Sherwood. 1952. P. 35-36. N 37a; дата неопределенная - Jankowiak, Booth. 2015. N 11). Представленные в «Патрологии» Миня 500 глав (PG. 90. Col. 1177-1392) являются позднейшей компиляцией, возможно составленной в нач. XII в. Никитой Ираклийским ( Deun. 1995. P. 19-24) из различных сочинений М. И., прежде всего из «Вопросоответов к Фалассию». Только главы 1-15 и 16-25 имели хождение как независимые сочинения (иногда их объединяли). Пасхалистический трактат

http://pravenc.ru/text/2561638.html

627. Лавоф ( Λαβθ) колена Иудина. 627. Лабот (Laboth), в колене Иудине. 628. Лавоф ( Λαβθ), жребия Симеонова. 628. Лабаот (Labaoth), в колене Симеонове. 629. Лакавер ( Λακαβρ), где был Мемфивосфей ( Μεμφβοσθαι). 629. Ладабар (Ladabar), где был Мемфивосефй (Miphiboste). 630. Лакум ( Λακομ), предел Неффалимов. 630. Лакум (Lacum), предел Неффалимов. 631. Ламас ( Λαμς), колена Иудина. 631. Ламас (Lamas), в колене Иудине. 632. Ласан ( Λασν), предел Хананеев, около Содомитиды ( Σοδομτιν). 632. Ласа (Lasa), предел Хананеев, около Содома. 633. Ласерон ( Λασερν), и его взял Иисус, умертвив его царя. 633. Ласарон (Lasaron), и его взял Иисус, умертвив его царя. 634. Левна ( Λεβν), и его взял Иисус, умертвив его царя; он был священническим городом колена Иудина; и ныне, есть селение в Елевферополяитане, называемое Лована ( Λοβαν); находится и у Исаии. 634. Лебна (Lebna), священнический город в колене Иудине, которым завладел Иисус, умертвив его царя; теперь есть селение области Елевферопольской, называемое Лобна (Lobna); о нем пищет и Исаия. 635. Лебона (Lebona), стан сынов Израилевых в пустыне. 636. Лиса ( Λεσα), взяв его, сыны Дановы населили, так как он был далеко от Сидона и назвали его Даном; он был пределом области . . . . . . ; о нем упоминает и Исаия; помещен и выше; близ Панеады, откуда вытекает Иордан. 636. Лаиса (Laisa), им, взяв его силою, овладели сыны Дановы, и прозвали его Даном, так как он был далеко от Сидона; это был предел земли Иудейской, простирающейся на С. от Дана до Берсабее (Bersabee); о нем упоминает и Исаия. Он лежит возле Паенады, из которой вытекает река Иордан. 637. Лемматтара ( Λεμματτρα), где Ионафан стрелами стрелял; Аквила: «в цель», Симмах: «в условленное». 637. Ламаттара (Lamatthara), куда направлял стрелы Ионааан; Аквила переводит: «по знаку», Симмах «к условленному». 638. Лесем ( Λεσμ), взяв его, сыны Иудины назвали Даном. 638. Лесем (Lesem), взяв его силою, сыны Дановы, назвали Даном. 639. Лехи, в Лехи ( Λχει, ν Λχει), Аквила и Симмах: «в челюсти».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Январь – Февраль 11. Аб шар» аним 12. Аддару Февраль – Март 12. Хабур Древнеегипетский календарь Египтяне исчисляли время по солнечному календарю. Год делился на 12 месяцев (по 30 дней в каждом ) и 5 дополнительных дней, т.е. всего 365 дней, что было примерно на 6 часов меньше действительного астрономичес­кого года. Год делился на 3 сезона по четыре месяца: Половодье – примерно середина июля – середина ноября. Всходы – середина ноября – середина марта. Засуха ( сухость, жатва ) – середина марта – середина июля. Счёт месяцев для отдельных сезонов вёлся от первого до четвёртого. Даты исчислялись по царствованиям, причём последний неполный год предшествующего царствования причислялся к годам правления нового фараона. Приложение 8. Ассирийские и нововавилонские цари Ассирийские цари X–VII вв. до Р. Х. Время царствования Имя царя 911–891 890–884 883–859 859–824 823–811 811–782 782–772 772–754 754–745 745–727 727–721 721–705 705–681 681–669 669–630 630–612 612–609 Ададнерари II Тукульти – Нинурта II Ашшурнасирапал II Салманассар III Шамши – Адад V Ададнерари III Салманассар IV Ашшурдан III Ашшурнерари V Тиглатпаласар III (библ. Фул и Феглаффелласар) Салманассар V Саргон II Синаххериб (библ. Сеннахирим) Асархаддон Ашшурбанипал Син-шум-лишир и Син-шарру-ишкун Ашшур – убаллит Нововавилонские цари Время царствования Имя царя 626–605 Набопаласар 605–562 Навуходоносор 562–560 Амель-Мардук 560–556 Нергал–шарру–уцур Лабаши-Мардук 556–539 Набонид Список использованной литературы 1 . Авадяева Е. и Зданович Л. Сто великих казней. Изд. Вече. М., 1999. 2 . Авдиев В.И. История Древнего Востока. М., 1970. 3 . Arnold C. Brackman. Der Turm von Ninive. Meyster Verlag. 4 . Austen Henry Layard. Auf der Suche nach Ninive. Verlag C.H. Beck. Mnchen. 5 . Baumann Hans. Im Lande Ur (Tempel, Trme und Palaste zwischen Euphrat und Tigris). C. Bertelsmann Verlag. 6 . Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. Изд. Вече. М., 2000. 7 . Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971. 8 . Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М., 1968.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

«Введение, – замечает г. Самуилов, – возможно только при спокойном воспоминании уже минувшего автором, пережившим тяжелые минуты. Припоминаемое дело tempore antiquum, и jam diu memini и лишь proxime renovatum» (ib. 23 стр.). Но выражения Илария: tempore antiquum, proxime renovatum являются вполне уместными и при датировании книги Илария 359 годом, поскольку автор, намереваясь изложить весь ход арианской политики на западе, трактует о процессе Афанасия на Сардикийском Соборе, бывшем уже более 15-ти лет назад, а главною целию своей книги полагает – выяснить закулисную сторону аримино-никской унии, когда «сложное деяние» арианской интриги явилось как бы renovatum, в смысле открытого уже натиска на представителей Западной Церкви. Предлагаемое г. Самуиловым толкование выражения: renovatum в смысле намека на арианскую деятельность Авксентия Миланского нам представляется не совсем гармонирующим во-первых, с цитированными выше словами Илария об его страданиях за имя Христово, выраженными при том в форме настоящего времени: nomini Dei.. adhaereo etc, поскольку в эпоху своей борьбы с Авксентием Иларий уже пользовался полной свободой, а во-вторых с той характеристикой, какую Иларий дает современному положению церковных дел: in Romani imperii negotiis quies carpitur, тех (а не reges) angitur, palatium fervet, episcopi circumsurcant, officiales magistri volitant, adversus apostolicos viros officiorum omnium festinatione turbatur. Ubique agitur, trepidatur, instatur (4 n. M 10, 630 c.). Небезынтересно, что ссылку Павлина Трирскаго Иларий называет фактом, бывшим proxime, – в очень недавнее время (см. примеч. на стр. 22). Равным образом, не имеет безусловно доказательной силы и третье замечание Илария, приводимое г. Самуиловым в обоснование мысли о происхождении книги Илария позднее 359 г. Иларий пишет: enimvero versari in sermone hominum jum diu memini, quosdam sacerdotes Dei idcirco exsulare, quod in Athanasium sententiam non ferunt (M. 10, 630), т. e. Иларий лишь отмечает, что людская молва издавна привыкла видеть причину изгнания (западных) епископов только в том, что они м.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010