«А стрельца Гришку, прибавлял Афанасий, указали мы вам за то, что он ту коробку (с книгами и букварями) с собою увез знатно пьянски, наказать шелепы нещадно, чтоб впредь о запорученных ему делех нерадение чинить и пьянствовать неповадно было, и в такия посылки впредь ево Гришку не посылать, чтоб от нерадства и небрежения ево не учинилося святой обители Соловецкой и вам какой тщеты и убытков». Немного спустя, 17 ноября 1701 г., Афанасий уведомлял, что коробка с книгами и букварями получена им в целости. (Солов, ризн. грамота Афанасия 593). 50 Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Синода, т. I. Прилож. XL, стр. CCCCXLVI–CCCCXLVIII. 51 Арх. Арханг. Дух. Сем., из связки 3 (см. Евл. Бурцева: «Из докум. Арханг. дух. сем.» М. 1900, 5), дело 1683 г. (май): «...и ныне преосвященному и первопрестольному Афанасию, архиеп. Колмогорскому и важескому, бьет челом Большаго Спасскаго Собора ключарь священник Алексей Венедиктов, чтоб Преосвящ. Архиепископ пожаловал ево указал на нижных Матигорах своею архиерейскою домовою Демидовскою деревнею, да в Нальфострове пожнею Вичнягом и поскотиною владеть для пропитания. – 191-го маия в 7 день Преосвященный и первопрестольный Афанасий архиепископ Колмогорский и важеский... пожаловал.Колмогорскаго Спасскаго Собора ключаря священника Алексея Венедиктова, указал домовою своею Спасскою деревнею, что на Матигорах нижних, Демидовскою, горними и луговыми пашенными землями и сенными покосы и с угодьи владеть ему тою Демидовскою деревнею по писцовой книге и по оброчной, кроме оброчной Нальестровской пожни Вичняга и поскотины, и с той деревни Демидовской на нем ключаре оброку не спрашивать, кроме стрелецких денег, а владеть ему тою деревнею вместо жалованья». В черновой расходной книге архиерейского дома 193 (1685) г., 15, встречается такая запись: «Маия в 19 д. Колмогорец Андрюшка Софьин городил огороду на Нижнем посаде около архиерейских домовых сенных покосов, что владели прежде Большаго Собора священники Андрей да Стефан (л. 38). Из собр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

220 Указом Свят. Синода 8-го марта 1861 года «воспитанники Семинарий, при рукоположении во священники, должны быть обязываемы подписками – непременно иметь в своей, или церковной библиотеке: книги Священного Писания , Догматическое Богословие преосв. Антония, Простр.анный Катихизись и книгу «О должностях пресвитеров приходских» 223 Таковы рукописи Московской Синодальной Библиотеки – 150-й и 276-й. См. Указат, для обозр. Москов, патр. ризн. и библ. Арх. Саввы. Изд. 3. Москва. 1858, стр. 102. 224 См. это «Возражение или разорение Никона» – в полном виде в рукоп. В. М. Ундольского, 417, – хранящейся в Московском Румянцевском Музеи; в сокращении и переложении на русск. язык – в «Истории Русской Церкви» Макария, митр. Московского. Т. XII-й. Патриаршество в России, кн. III. СПб. 1883, стр. 389–433». 230 Рукопись Моск. Синод. Библ. 226-й: «Правила Св. Апост., вселенских и поместных соборов» и Св. Отец, Номоканон Фотия с толкованиями Вальсамона, собрание правил М. Властаря и Константина Арменопула... Том IV-й. Стр. вфка и след. 236 B этой рукописи на белом впереди листе огромная узловатая с разными красками фигура, в которой почерком, одинаковым с рукописью, написано «сия книга, глаголемая правила Апостол и Св. Отец, Стефана Васильева сына Телепнева Далее прибавлено: «ныне М (осковскаго) К (улица) М. М (осковенкова)». См. Описание рукоп. библ. Импер. Общ. истор. и древн. российк. Отд. II, рукописи славяно-русския. Москва. 1845 г. стр. 186. 237 В этот промежуток времени правил Нижегородскою епархиею епископ Дамаскин, которому поднесен в дар новый русский перевод Властаревои Синтагмы, о котором здесь ρечь. (Календарь для духов. Отд. епархия Нижегородская и Арзамасская»; «Дамаскин Семеновь-Руднев» С.П.Б. 1875 г. стр. 69). Перевод этот хранится в настоящее время в библиотеке Моск. Духов. Академий под 170-м. Причина, как мог из Нижнегородской епархий попасть этот перевод в Моск. Дух. Академию, заключается в том, что, пред временем посвящения в сан епископа Нижегородского и Алатарского, Дамаскин Семенов-Руднев в Москов Духовной Академий занимал должность префекта (1775–1778 гг.) и ректора (1778–1782 гг). См. Истор. российской иерархии Амвросия. Ч. 1. отд.: «ректора и префекты». Изд. 2. Москва, 1822 г. стр. 550. Переводчик диакон Сергиевский называет свой труд переводом с Греческого; на самом же деле, – сличение перевода с подлинным греческим текстом и латинским контекстом его, в издании Беверегия – приводит к несомненному убеждению, что оригиналом для нового перевода Синтагмы на русский язык для диакона Сергиевского служил Латинский перевод её, помещенный во II-м томе известного Synodicon’a, или так называемых Пандект Беверегиевых.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

549. (546.) Минея служ. мес. апрель, полууст., нач. XVI века, в четверть, 143 листа. 550. (498. ) Минея служ. мес. апрель, полууст., нач. XVI века, в четверть, 198 листов. В конце ркп. скорописью: Яз Истома Иванов сын Михаилова продал сию книгу Ивану книжнику и в государя своего место Петра Никитича руку приложил. См. 488. На верхней доске другим почерком: Дал Естафей Головкин. 551. (442.) Минея служ. мес. апрель и май, полууст., в два столбца, XVI века, в лист, 316 листов. Кроме служб, показанных под 548 в сем списке помещены еще 7-го мая препод. Антонию киево-печерскому и 28 св. Игнатию епископу ростовскому. На первом порожнем листе: Варсонофия Замыцкова. См. 469. 552. (486.) Минея служ. мес. апрель, полууст., XVI века, в четверть, 261 лист. На верхней доске: Княини Судцкие, – вероятно, Агрипины, во инокинях Александры, коей в Лаврской ризнице есть вклад 1546 г. (Оп. ризн. 830), сконч. около 1572 года. 553. (547.) Минея служ. мес. апрель, полууст. четкий, XVI века, в четверть, 192 листа. 554. (549.) Минея служ. мес. апрель, полууст., XVI века, в четверть, 213 листов. Впереди на белом листе подпись собственною рукою препод. Дионисия: В лето 7135 (1627) сию святую книгу мес. апрель дал в дом преч. Богородицы и великого чюдотворца Сергия в Стромынский монастырь Живоначальные Троицы Сергиева монастыря архимандрит Дионисей впрок без отдачи во веки аминь. Подписал архимандрит Дионисей своею рукою. Внизу по листам его же рукою: В лето 7131 сентявря в 1 день сию св. книгу, глаголемую Минею мес. апрель, дал в церковь Господа нашего Ис. Христа и собора св. всехвальных 12 Апостол и св. великих чюдотворцов Петра и Алексея и Ионы, митрополитов киевских и всея Русии, в Троецкую Сергиева монастыря в служню слободу Живоначалные Троицы Сергиева монастыря архимарит Дионисей по своих родителех: иноке Феодосее, иноке Улее, иноке Ефросине, Власе, священнике Феодоре, Мамелфе и по себе и по всех своих родителех впрок без отдачи – архимарит Дионисей. По листам 19–58 была еще какая-то подпись, написанная уставом лета 7118, но кем-то счищена. Ркп. подмочена.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

461 Подобного устройства рукомойник находится в Успенской церкви упразднённого Колмова монастыря. 462 Рисунки обеих братин в Древн. Росс. Госуд. Отд. I. 44 и 45. Об употреблении братин при столах царских см. Указатель Обозр. Москов. Патриарш. ризн. и библ. 1855 г., стр. 85. 466 Новг. III лет., стр. 249 под 1540 год. Кроме святительских тростных посохов, остались две трости царские: одна в. князя Uoahha III в Хутынском монастыре, длиной в 1½ арш., толщиной 1½ вершка, с набалдашником шарообразным разноцветным хрустальным, имеющим в окружности три вершка; она оставлена здесь в 1462 г., по случаю чудесного огненного пламени с дымом, изошедшего от гроба пр. Варлаама (Новг. III лет., стр. 241 и 242). Другая трость имп. Петра I камышовая, с серебряным набалдашником, хранится в ризнице новг. Соф. собора. 467 По местам резьба повредилась и изображений некоторых теперь недостаёт. Оставшиеся в целости перечислены в Древн. Росс. Госуд. Отд. I, стр. 157 и 158, где резные изображения отнесены к XV или XVI веку. 470 О владыке Геронтии известно, что он около 1461 года хиротонисан в епископы (упразднённой) коломенской епархии, откуда в 1473 году возведена всероссийскую митрополию. След., надпись по описи 1690-го года об этом владыке на посохе вернее нынешней, которая касательно годов его устройства могла быть повреждена при возобновлении его в 1703 г. Ист. Росс. Иерарх. Ч. 1, стр. 451. 472 Употребление мрамора в Новгороде было известно ещё в XII веке, когда устроен был для преставльшегося в 1178 году св. князя Мстислава Ростиславича мраморный гроб, доселе остающийся в целости под ракой св. князя. Новг. I и III летоп., под 6686 год. Ср. Coф. I лет. под тем же годом. 473 Свидетельства об этом Гоара и Симеона Фессалонитского в рассуждении о начале важности и знаменовании церк. облачений 1817 г., стр. 54 и 55. Исслед. о древности употребления митр в Древн. Росс. Госуд. Отд. I, стр. 120–123. 475 На верху митры изображение Покрова пресвятой Богородицы; на 9 плащах изображение деисуса, т. е. Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила, Апостолов Петра и Павла, святителей Афанасия и Кирилла Александрийских , на 9 дробницах по углам Херувимы и Серафимы. Между плащами и дробницами низано простыми камнями и жемчугом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

876 Указатель для обозрения Москов. Патриаршей (ныне Синодал.) ризницы с приложением XV таблиц фотографических снимков с замечательнейших предметов Патриар. ризницы изд. в 1883 г. Москва. 881 Письма напечатаны в издан. Преосв. Саввою сборнике: Письма Филарета, митр. Моск, к Высочайшим особам и разным др. лицам, Тверь, 1888, стр. 306–325. 893 Собранные мною сведения о мощах св. Василия Амасийского напеч. в Указ. Патр. Ризн., изд. 1883 г., стр.3, примеч. под буквою: в. Примечание автора Хроники. 896 Вот некоторые сведения о митроп. Мелетии. В 2522 газеты «Новое Время» (от 7-го марта) помещена телеграмма из Софии (в Болгарии): Сегодня (5-го) секретарь генерала Соболева отправился в Константинополь по делу о высылке митрополита Мелетия Софии». 25-го февраля Мелетий выслан из Софии в монастырь так скоро, что ему не дали даже времени взять с собою хотя самые необходимые вещи (там же 2549). О митрополите Мелетии весьма неодобрительный отзыв в 14 Московских Церковных Ведомостей, 1883 г. В 2570 газеты «Новое Время» (26-го апреля) помещена корреспонденция А. Молчанова, в которой он защищает Митрополита Мелетия и утверждает, что последний потерпл арест от партии консерваторов за приверженность к России и за противодействие этой партии по железнодорожному вопросу и пр... 903 Поучение в день памяти святых триех святителей и поминовения (по случаю столетнего юбилея) святителя Московского Филарета, 30-го января 1883 года. Из «Уфим. Епарх. Ведом.» Уфа. 1883. 904 Константин, в монашестве Николай, мой келейник в Витебске († 1874 г.) Примечание автора Хроники. 905 Зверинский М. П. – мой домашний секретарь, перехавший со мною из Витебска в Харьков и там оставшийся. Примечание автора хроники. Звринский ныне чиновник Харьков, отделения Госуд. банка. 913 Напечатана в сборнике: Речи, говоренные в разное время Саввою архиеп. Тверским, Тверь, 1892, стр. 94–96. 919 Изъяснение библейской истории творения в связи с естественною историею. Апологетический опыт. Москва, 1883. 927 Митрополита Московского – В. В.Назаревского. Москва, 1883. 2-е издание дополненное вышло там же в 1885 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

630 et 632, Нов. Скр.. ч. III, стр. 68, Спб., 1849 г. Указ. для обозр. Патр. ризн. Арх. Саввы, 1858 г., стр. 83. Киевск. Епарх. Вед.. 1862 г., 8). Святое миро употребляется: во 1-х, при таинстве миропомазания; во 2-х, при освящении вновь устроенного храма; св. миром помазываются: антиминс, престол и стены: в 3-х, при торжественном венчании царей на царство 991 . В великий пяток воспоминаются святые спасительные страсти Господа нашего Иисуса Христа, нас ради волею претерпевшего оплевания, биения, заушения, досады, посмеяния, провождения гвоздями, копием и, наконец, смерть на кресте. Ночь на великую пятницу Устав назначает проводить в слушании Евангелий о страстях Христовых. Богослужение, называемое «Последование святых и спасительных страстей Господа нашею Иисуса Христа» или утреннее богослужение Великого пятка, положено начинать во 2-й час нощи (Тип., послед. Вел. пятка), т. е. но нашему счислению времени – в 8-м часу вечера. На утрени назначается двенадцать чтений Евангелия, как бы в сообразность 12-ти часам ночи. При первом чтении Евангелия ударяют в колокол один раз, при втором – два и так далее; числом ударов возвещается, которое по счету читается Евангелие. По прочтении 12-го Евангелия, после 12-ти ударов, тотчас звон. Евангелия расположены по порядку событий, и, несмотря на многое общее между ними, в каждом Евангелии изображаются какие-либо особые черты из страданий Христовых. Чтение Евангелий все слушают с возженными свечами. Свечи вжигают ко всякому Евангелию (Тип., послед. Вел. пятка). Пред чтением каждого Евангелия взывается: «И о сподобитися нам...» Затем поется: «Слава Тебе, Господи» (Служба на Вел. пяток, особая книжка). После чтения Евангелия: «Слава долготерпению Твоему, Господи» (там же и Триодь Постная). Пред первым и последним Евангелием, обыкновенно, бывает каждение храма, начинающееся со средины храма. К чтению Евангелий выходит из алтаря иерей с Евангелием на средину церкви после шестопсалмия и великой ектении, при пении «Аллилуиа и тропарей. Во время этого пения совершается каждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На «Бог Господь» поется пропарь праздника Пятидесятницы: «Благословен еси, Христе Боже наш». На «Слава и ныне» поется тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы: «В рождестве девство сохранила еси». По освящении воды архиерей читает молитву: «Господи Иисусе Христе Сыне Единородный», в которой просит Господа: «Помози ми, грешному, сие дело, мною начинающееся, о Тебе самом совершити, во имя Отца и Сына и Святого Духа». Но отпусте архиерей окропляет святой водой приготовленные к мироваревию материалы. Затем подкладывает под котлы уголья, и обыкновенно вожжигает архиерей огонь. С этого времени постоянно попеременно находятся здесь священники и диаконы в облачении. Священники читают Евангелие, диаконы мешают в котлах масло и вино. В великую среду в приготовляемое миро кладут ароматы. Затем разливается миро в сосуды, которые ставятся на столе и оставляются за печатью синодального ризничего до четвертка (Чин мироварения). В Киеве сосуды оставляются до четвертка на престоле трапезной церкви. Здесь же, а в Москве на особом столе, становится сосуд с миром уже освященным прежде (Указ, для обозр. Москов. Патр. ризн. Арх. Саввы, изд. 2. стр. 78). Сосуд для храпения мира – круглый. без ручки, с узким длинным горлом, называется алавастром (см. об алавастре. Мк.14:3 ; Лук.7:37 ) 990 . Чин освящения мира совершается в Великий четверток. Пред литургией архиерей в полном облачении, предшествуемый запрестольным крестом, свечами, рипидами, при колокольном звоне идет с духовенством в Москве – в палату, в Киево-Печерской лавре – в прилаврскую трапезную церковь , где стоит запечатанное миро. Придя в палату, архиерей раздает наполненные сосуды священникам, а также и алавастр с прежним миром, и они несут миро в соборную церковь , предшествуемые диаконами с кадилами, свечами, рипидами, при церковном звоне. Во время шествия поется тропарь: «Благословен еси, Христе Боже наш». В Киево-Печерской лавре обходят с крестным ходом вокруг большой церкви (Киевск. Епарх. Ведом. 1862, 8, стр. 286). Взойдя в собор, поставляют сосуды с миром на приготовленных местах около жертвенника, и алавастр с преждеосвященным миром ставят на жертвеннике.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Мормужино (акватория Рыбинского водохранилища). Храмовый комплекс. Церкви Казанской иконы Божией Матери и Ильи Пророка. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Между 1795 и 1830. Год утраты:1941 (Затоплен) Адрес: Ярославская область, Пошехонский район, село Мормужино (Морможино) Координаты: 58.446642, 38.797492 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Храмы комплекса: Церковь Казанской иконы Божией Матери Церковь Илии Пророка Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Церковь зимняя Казанской Божией Матери каменная, с одним престолом, построена в 1795 году; другая холодная, каменная же, построена в 1830 году, в сей церкви два престола: 1) во имя святого Пророка Илии, 2) во имя Великомученика Георгия Победоносца. Обе оне выстроены тщанием прихожан. Особо чтимая святыня святой крест с мощами, небольшого размера, крест сей лежит в ризн иконы. Земли при церкви под кладбищем и усадьбой, где живет причт, 1 дес. 1014 кв. саж., дарственной сеноукосной на пустоши Прудицах 17 дес. 1347 саж.; церковный дом для жительства священника. Церковнаго капитала 1150 руб. В селе Мермужине 115 мужского пола и 120 женского; в деревнях: Михайловском 138 муж., 150 жен.; Семендине 180 м., 192 жен.; Васильевском 20 муж., 38 жен.; Ильинском 35 муж., 34 жен.; Больших Пустошках 119 муж., 152 жен.; Малых Пустошках 44 муж., 40 жен. и Рихотском 49 муж., 76 жен. Самая дальняя из деревень Рахотское 4 вер. и Большие Пустышки 3,5 вер., остальныя немного далее версты отстоят от села. Село расположено по берегу реки Согожи. Адрес: город Пошехонье в село Мормужино. Сообщение с деревнями затруднительно, чтобы попасть из одного дома в другой требуется лодка. В приходе две земских школы: одна в селе, другая в деревне Большие Пустошки и попечительство о бедных. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Жалованья 400 руб. причту. Причтоваго капитала в процентных бумагах 850 руб. Книга «Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии» (Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 год. Автор К. Г. Рыбин) Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=61454

   001   002