Святые кн. Борис и его отрок Георгий молятся пред иконой Спасителя. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 123, верх) Святые кн. Борис и его отрок Георгий молятся пред иконой Спасителя. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 123, верх) Г. У. был ближайшим слугой кн. Бориса, к-рый любил его «паче меры». Именно этим объясняется факт ношения Г. У. золотой гривны (шейного обруча) - знака отличия и особого княжеского расположения. Вместе с др. дружинниками кн. Бориса Г. У. находился на р. Льте (Альте) в тот момент, когда в лагерь прибыли убийцы, посланные киевским кн. Святополком Владимировичем . Г. У. был свидетелем того, как дружинники киевского правителя с оружием в руках ворвались в княжеский шатер и набросились на св. Бориса. Жертвуя собой, Г. У. попытался прикрыть князя своим телом. При этом, согласно «Сказанию, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба», обращаясь к Борису, он сказал: «Да не останоу тебе, господине мои драгыи, да идеже красота тела твоего оувядаеть, тоу и аз съподоблен боудоу съконьчати живот свои» (Успенский сб. XII-XIII вв. С. 48). Г. У. был убит вместе со св. Борисом; для того чтобы снять с тела дружинника золотую гривну, убийцы обезглавили его. Погибли и др. отроки кн. Бориса. (По данным собственно житийных источников, кн. Борис и его дружинники были убиты в воскресенье 24 июля, в летописном рассказе дата отсутствует. О датировке и топографической привязке этого события см.: Назаренко А. В. Борис и Глеб//ПЭ. Т. 6. С. 47.) Согласно Житию прп. Ефрема Новоторжского, прп. Ефрем, служивший у кн. Бориса конюшим, нашел отсеченную главу Г. У. и хранил ее у себя до конца жизни. Умирая, он завещал положить ее вместе с собой в каменный гроб, по преданию им самим высеченный. 11 июня 1572 г. по благословению Новгородского архиеп. Леонида состоялось обретение мощей прп. Ефрема, в гробе находилась и глава Г. У. Еще в нач. XX в. она почивала в раке прп. Ефрема, «покрытая черным бархатом, унизанным жемчугом, с изображением на финифти главы мученика и с надписью вокруг нее из мелкого жемчуга: «Глава мученика Георгия, Новоторжского чудотворца»» (цит. по: Колосов. С. 38), в монастырском Борисоглебском соборе. 5 февр. 1919 г. гробница прп. Ефрема была вскрыта (см. Вскрытие мощей ). После ликвидации Новоторжского мон-ря в 1931 г. мощи прп. Ефрема, а также, вероятно, глава Г. У. были изъяты из собора, дальнейшая их судьба неизвестна.

http://pravenc.ru/text/164445.html

События, связанные с зарождением почитания Б. и Г., известны благодаря СЧ и ЧН, к-рые в этой части, видимо, восходят к общему источнику - вышгородским записям. Нек-рое время могила Б. и Г. близ вышгородской ц. св. Василия находилась в забвении или небрежении, судя по тому, что 1-е знамение от мощей святых случилось, когда некоему «варягу», нечаянно наступившему на могилу, опалило ноги исшедшим из-под земли пламенем. «И отътоле начаша не смети близ приступати, нъ с страхом покланяахуся» ( Абрамович. Жития. С. 53). Вскоре ц. св. Василия сгорела, но все иконы и богослужебную утварь удалось спасти, что было осознано как заступление св. страстотерпцев. О случившемся сообщили киевскому кн. Ярославу Мудрому и митр. Иоанну I , к-рый в сопровождении «клироса и всего поповьства» отправился в Вышгород и в присутствии князя совершил всенощное бдение в часовне («клетце мале»), выстроенной над могилой Б. и Г. После того как на месте сгоревшей церкви была выстроена новая, тела святых по повелению и при участии митрополита торжественно «изнесоша от земле». При этом раки были вскрыты и засвидетельствованы нетленность мощей и исходившее от них благоухание, затем раки установили в новой церкви «над землею на деснеи стране». От св. мощей начали происходить чудесные исцеления, последовательность к-рых в СЧ и ЧН практически совпадает. Убийцы ожидают св. глеба на Смядыни (вверху). Убиение св. Глеба. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф.381. Л. 132 об.) Убийцы ожидают св. глеба на Смядыни (вверху). Убиение св. Глеба. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф.381. Л. 132 об.) Чудеса 1-е («О хромем» - исцеление отрока вышгородского посадника Миронега) и 2-е («О слепьци») послужили для кн. Ярослава основанием выстроить по совету митр. Иоанна в Вышгороде большую пятиглавую деревянную церковь во имя Б. и Г., освященную 24 июля, куда в тот же день были перенесены мощи св. князей. На этот день, к к-рому приурочивалось убиение Б., был установлен и ежегодный праздник святым.

http://pravenc.ru/text/153171.html

Сокращённые названия библиотек и древлехранилищ ГИМ – Государственный Исторический музей РГАДА – Российский государственный архив древних актов РНБ – Российская Национальная библиотека BNF – Bibliotheque nationale de France LEIM – Библиотека монастыря Лимонос (о. Лесбос, Греция) Источники Рукописи – Син325 – ГИМ, Синодальное собр., Древнерусский богослужебный обиход XIV b. – СинТип46 – РГАДА, ф. 381 (Синодальная типография), Древнерусский Часослов XIV b. – СинТип47 – РГАДА, ф. 381 (Синодальная типография), Древнерусский Часослов XIV b. –  Соф1052  – РНБ, собр. Софийского собора, Древнерусский богослужебный обиход XIV b. – F.n.I.1 – РНБ, F. п. I. 1. «Рязанская Кормчая», древнерусский список Кормчей книги сербской редакции 1284 г. – F.n.I.73 – РНБ, F. п. I. 73. Древнерусский богослужебный обиход XIV b. – Q.n.I.38 – РНБ, Q. п. I. 38. Лист из Q.n.I.57. – Q.n.I.57 – РНБ, Q. п. I. 57. Древнерусский Часослов XIII b., ранее Sinslav12. – Coisl213 – BNF, Coislin, Греческий константинопольский Евхологий 1027 г. («Евхологий Стратигия»). – HarvardGr3 – Harvard, Houghton Library, Gr. 3. Греческий Орологий 1105 г. – Leim295 – LEIM, 295. Греческий Орологий XII b. – Saba409 – Hieros. St. Saba 409. Греческая Псалтирь XIII b. – SinSlav12 – Sinai, St. Catherine Monastery, Manuscript Slavonic – SinSlav13 – Sinai, St. Catherine Monastery, Manuscript Slavonic Древнерусский Часослов XIII b. – SinSlav41N – Sinai, St. Catherine Monastery, Manuscript Slavonic Лист из Q.n.I.57. – Vatop1248 – Vatopedi, Греческий Орологий 1077 г. Литература – Андреев 2016 – Андреев А.А., «Чинопоследование утрени по древнерусским часословам студийской эпохи», Электронный научный журнал студентов и аспирантов БФ ПСТГУ, 8, 2016 ( http://pstgu.ru/download/1482856690.1–15.pdf ; последнее обращение: 04.07.2018). –  Антонин (Капустин) 1873 – «Изъ записокъ Синайскаго богомольца, VI», Труды Kiebckoй Духовной Akaдeмiu, сентябрь, 1873, 324–400. – Гражданкин 2014 – Гражданкин Г., свящ., «Богослужение времени по литургико-каноническим памятникам предвизантийской эпохи», in: Агапов О., прот., ред., Научные труды Самарской Духовной семинарии. Сборник статей, 4, Самара, 2014, 319–330.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

1997. С. 59-81). Четыре рукописи атрибутируются книгописной мастерской Л. м. на основании характера их художественного оформления: «Лествица» прп. Иоанна Лествичника 1418 г. (РНБ. Кир.-Бел. 34/159); Сочинения прп. Симеона Нового Богослова 20-30-х гг. XV в. (РГБ. Ф. 173. МДА. 154); Евангельские чтения нач. XV в. (РНБ. ОСРК. F.n.I.19). Так же как и предыдущие рукописи, оформлена «Лествица» прп. Иоанна Лествичника 1411 г. (РГБ. Ф. 304: Троиц. 156), переписанная в Троице-Сергиевом мон-ре «рукою грубаго и худаго, страннаго (странника, приезжего, путешествующего.- А. Б.)», «последняго во иноцехъ» Варлаама, очевидно, выходца из Л. м. ( Ухова. 1984. С. 149-150; Бобров. 1991. С. 86-88). Э. С. Смирнова полагает, что и «Лествица» прп. Иоанна, относящаяся к 1-й четв. XV в. (РГБ. Ф. 439: Собр. В. А. Десницкого. Оп. 2. Карт. 21. 1), судя по характеру заставок, «возможно… была создана именно там (т. е. в Л. м.- А. Б.)» ( Смирнова. 1994. С. 202). Место написания остальных рукописей определяется по совокупности косвенных признаков. Для Минеи Служебной за сент. кон. XIV в. (РНБ. Соф. 187) это характер тиснения и набор басм переплета, совпадающие с переплетом рукописи F.I.202; разметка киноварными пометами текста службы Рождеству Пресв. Богородицы, престольному празднику Л. м.; владельческая запись «Лисья монастыря» XVII в. Для Синодика кон. XIV в. (РГАДА. Ф. 381: Синод. 141) это совпадение имени писца первоначального текста Пимена с именем одного из переписчиков рукописи F.n.I.41 (почерк Пимена - писца Синодика, сходен с почерком Пимена - 1-го писца Тактикона мон. Никона Черногорца); указание на посвящение монастыря, в котором создана рукопись, празднику Рождества Пресв. Богородицы; дополнение к перечню поминаемых Новгородских владык имени Коломенского еп. Илариона, выходца из Л. м.; владельческая запись «Лисья монастыря» XVII в. Житие Андрея Юродивого XIV-XV вв. (РГАДА. Ф. 381: Синод. 182) имеет владельческую запись «Лисья монастыря» XVII в., ок. 1494 г. оно было полностью скопировано в рукописи РНБ.

http://pravenc.ru/text/2110554.html

ч. авторскими - трипеснцами свт. Климента Охридского на Рождество Христово и богоявленскими стихирами свт. Константина Преславского), позволяет считать эти циклы частью богослужебно-гимнографической программы, задуманной и реализованной учениками равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия во время их пребывания в Болгарии (886-916). Образцами для минейных слав. А. с. авторам послужили соответствующие циклы прп. Романа Сладкопевца: слав. А. с. написаны на тот же глас, что и греч., а цикл на предпразднство Рождества Христова начинается и тем же словом - «ангельские». Греч. образцы и параллели слав. А. с. в Требнике остаются неизученными. В древнерус. традиции слав. А. с. не получили широкого распространения (известны только 2 списка рождественских стихир в Праздничных Минеях: РГАДА. Ф. 381. 131, XI-XII вв., и РГАДА. Ф. 381. 98, XII-XIII вв.), что, вероятно, обусловлено принятием на Руси в 60-х гг. XI в. Студийско-Алексиевского устава, имевшего собственную развитую гимнографию. У юж. славян А. с. перестают переписываться со 2-й пол. XIV в., с введением Иерусалимского устава и связанных с ним гимнографических книг. Изд.: Иванова-Константинова К. Два неизвестни азбучни акростиха с глаголическа подредба на буквите в среднобългарски празничен Миней//Константин Кирил Философ: Докл. от симпозиума, посветен на 1100-годишнината от смъртта му. София, 1971. С. 341-365; Загребин В. М. Заупокойные стихиры АЗЬБОУКОВНЕ в сербском Требнике XIII в.//Археографски прилози. Београд, 1979. 3. С. 65-92; Б. Текстолошка састава и бpoja старословенске азбуке према стихирима на и у српском препису//Там же. С. 93-121; Holo š niaj B. Zajkovski Trebnik N 960 der Nationalbibliothek «Hl. Kirill und Methodij» in Sofia (Bulgarien). Romae, 1995. S. 230-231. Лит.: Попов Г. Триодни произведения на Константин Преславски. София, 1985. С. 43-51 (Кирило-Методиевски студии; Кн. 2); Penkova P. Beitrag Methods zu den Totenoffizia//Symposium Methodianum. Münch., 1988. S. 230-231 (Selecta Slavica; 13); Станчев К.

http://pravenc.ru/text/115370.html

Во 2-й период святительства М. в Новгороде по инициативе архиепископа развернулось каменное церковное зодчество (НПЛ. С. 364-365). В частности, им в 1357 г. был основан Сковородский во имя архангела Михаила мужской монастырь в урочище Сковородка, в 4 верстах к югу от Новгорода, на правом берегу Волхова; на средства М. там была возведена каменная Михаило-Сковородская ц. В 1355 г. в Новгороде была построена ц. в честь иконы «Знамение» Пресв. Богородицы, куда была помещена чудотворная новгородская Богородичная икона «Знамение» , которую новгородское предание связывало с чудесным избавлением города от «суздальцев» в 1170 г. (во владычной летописи строительство этого храма с М. не связывается - НПЛ. С. 364). По гипотезе Л. А. Дмитриева и Янина, ок. сер. XIV в. оформляется Сказание об иконе «Знамение», имевшее скрытую антимосковскую направленность ( Дмитриев Л. А. Житийные повести Рус. Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв.: Эволюция жанра легендарно-биогр. сказаний. Л., 1973. С. 130-131; Янин В. Л. «Знаменская» легенда в Др. Руси// Он же. Средневек. Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 353-362; см. также: Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 202-206). По житийному сообщению, М. собрал мн. писцов для переписки книг и «скончася, много писание оставив» (НовгорЛет. С. 137). Собственных текстов М. не сохранилось, однако сообщение агиографа подтверждается тем фактом, что М. неоднократно выступал как заказчик рукописных книг. Писцом Иродионом по заказу инока М. (игумена к окончанию переписки) было переписано (в 1322-1323, работа была завершена в день памяти св. Моисея Мурина, т. е. 28 авг.) пергаменное Евангелие (ГИМ. Хлуд. 29), предназначенное «святеи госпожи Богородици» ( Столярова. 2000. С. 227), т. е. для Успенского мон-ря на Коломцах. Другое пергаменное Евангелие (РНБ. Соф. 2) было переписано по заказу М. ( Столярова. 2000. С. 229) для новгородского Софийского собора. Еще одна пергаменная рукопись Евангелия, переписанная писцом Андреяном, была вложена М. в Юрьев мон-рь (РГАДА. Ф. 381. 8), о чем от его имени была сделана вкладная запись ( Столярова. 2000. С. 230-231). В 1355/56 г. по повелению М. пергаменный Пролог краткой редакции (РГАДА. Ф. 381. 163) переписали «владычни робята» Леонид и Иосиф ( Столярова. 2000. С. 285).

http://pravenc.ru/text/2563954.html

Нестора, к-рый именно в посажении Владимиром Б. на стол усматривает первопричину гнева княжившего в Турове Святополка на своего младшего брата. Б., сидевший в далеком Ростове, не представлял бы никакой угрозы для туровского князя, тогда как вокняжение Б. на Волыни могло повести к уменьшению удела Святополка (Волынь и Туров нередко представляли собой единый владельческий комплекс) и во всяком случае ставило под угрозу связи Святополка с польск. кн. Болеславом I , на дочери к-рого был женат Святополк. Так или иначе, прп. Нестору, писавшему в Киево-Печерском мон-ре , не мог не быть знаком первоначальный вид созданной там же летописной повести (менее вероятно его знакомство с СС), и, следовательно, он имел особые причины на то, чтобы уклониться от изложенного в ней хода событий. ЧН и СС различаются и в др. деталях: по рассказу ЧН, Г. спасается от Святополка бегством, тогда как в СС и летописи он, подобно Б., добровольно идет навстречу мученической кончине. Очевидно, в сер.- 2-й пол. XI в. существовали различные предания об обстоятельствах жизни и гибели Б. и Г., хотя попытки обнаружить следы контаминации разноречивых элементов в самой «ростово-муромской» версии (Шахматов) нельзя признать вполне убедительными. Убийцы у шатра св. Бориса (вверху). Убиение кн. св. Бориса и св. Георгия Угрина. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 125 об.) Убийцы у шатра св. Бориса (вверху). Убиение кн. св. Бориса и св. Георгия Угрина. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 125 об.) Заслуживает внимания сообщение ЧН об опасениях Святополка, что Владимир будто бы собирался оставить Киев не старшему из сыновей (к тому времени таковым был Святополк), а Б., именно поэтому Владимир под конец жизни вывел Б. из его княжения и держал при себе (последнее подтверждается также СС и летописью). Похоже, Владимир шел на коренную ломку традиц. порядка столонаследия, действительно видя в Б. своего преемника в обход старших сыновей, возможно вслед.

http://pravenc.ru/text/153171.html

Попытки же найти иные, негеографические основания для выделения той или иной агиографической традиции не всегда удачны, поскольку жития святых, подвизавшихся в одном регионе, могут не быть текстуально связаны друг с другом, бывают ориентированы на разные образцы и могут использовать разные агиографические модели. Весьма важным представляется рассмотрение развития Ж. л. в связи с историей сборников, однако названные сборники не охватывали всей оригинальной Ж. л. 1. XI-XVI вв. Представления о рус. Ж. л. домонг. периода имеют достаточно фрагментарный характер. Первым официально канонизированным рус. святым Борису и Глебу было посвящено наибольшее количество агиографических текстов: Сказание («Сказание, и страсть, и похвала святую мученику Бориса и Глеба») с приписанным к нему Сказанием о чудесах («Сказание чюдес святою страстотерпьцю Христову Романа и Давида»), Чтение («Чтение о Житии и о погублении блаженую страстотерпцю Бориса и Глеба»), написанное мон. Киево-Печерского мон-ря Нестором , проложные Жития, а также неск. произведений, лишь отчасти связанных с Ж. л.: летописная повесть, читающаяся в ПВЛ и в НПЛ младшего извода под 1015 г. (вошедшая в состав летописи при создании «Начального свода»), и паремии (по терминологии разных исследователей, «небиблейские», «исторические», «летописные»). Вопрос о взаимоотношениях Сказания, Чтения и летописной повести получал самые разные решения. Погребение св. кн. Бориса в Вышгороде (вверху). Убийцы сообщают Святополку о смерти св. Бориса и вручают его шапку (внизу). Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 128 об.) Погребение св. кн. Бориса в Вышгороде (вверху). Убийцы сообщают Святополку о смерти св. Бориса и вручают его шапку (внизу). Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 128 об.) Ряд агиографических произведений посвящен Киево-Печерским святым: Житие прп. Феодосия Печерского, также написанное Нестором, несохранившееся Житие прп. Антония Печерского и возникший в 1-й трети XIII в.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН I митр. Киевский (вероятнее всего, после 1039 - не позднее 1051). Достоверные упоминания И. содержатся в ранних памятниках Борисоглебского цикла: в «Сказании чудес святою страстотерпца Романа и Давида» (далее СЧ) и в «Чтении о житии и погублении блаженую страстотерпца Бориса и Глеба» прп. Нестора Печерского (далее ЧН). Хотя текстологические взаимоотношения между СЧ и ЧН выяснены не вполне - изложение прп. Нестора опиралось либо на СЧ, либо на предполагаемый общий с СЧ источник (записи о чудесах святых Бориса и Глеба, ведшиеся при храме в Вышгороде) - тем не менее в любом случае мы имеем дело в сущности с единственным достоверным источником, упоминающим об И. Известие Никоновской летописи (1526-1530) под 1008 г. о построении митр. Иоанном церквей в Киеве и Переяславле и о его надзоре за раскаявшимся разбойником Могутом (ПСРЛ. Т. 9. С. 69) нельзя признать достоверным, как и все сведения этой поздней летописи о первых рус. митрополитах времени киевского кн. равноап. Владимира (Василия) Святославича . Несомненно, плодом позднейших переработок являются и те каталоги Киевских митрополитов, в к-рых И. значится на 3-м месте - после святителей Михаила и Леона (Леонтия); наиболее ранний из таких каталогов присутствует в приложениях к Комиссионному списку Новгородской I летописи (НПЛ) Младшего извода (сер. XV в.) (НПЛ. С. 473). Мощи св. князей Бориса и Глеба выносят из старого храма (вверху). Мощи св. князей Бориса и Глеба переносят во вновь отстроенную церковь (внизу). Сказание о Борисе и Глебе. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53) Мощи св. князей Бориса и Глеба выносят из старого храма (вверху). Мощи св. князей Бориса и Глеба переносят во вновь отстроенную церковь (внизу). Сказание о Борисе и Глебе. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53) В близких по содержанию рассказах СЧ и ЧН об обретении («изнесении») мощей св. князей Бориса и Глеба , а затем об их перенесении из часовни на месте сгоревшей ц. св. Василия в Вышгороде в построенную там же киевским кн. Ярославом (Георгием) Владимировичем церковь во имя новоявленных святых И. изображен главным действующим лицом наряду с кн. Ярославом. Именно митрополит в присутствии князя возглавляет крестный ход духовенства в Вышгород, руководит процедурой «изнесения» св. мощей из сгоревшей церкви, дает совет князю возвести церковь во имя св. братьев, а затем совместно с князем руководит перенесением туда мощей и устанавливает день, когда святым «праздник праздновати».

http://pravenc.ru/text/469570.html

С. 276-279), и где кроме св. мощей князей-страстотерпцев хранились и др. борисоглебские реликвии, в частности меч Б., в 1155 г. увезенный во Владимир св. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским . Храм в Вышгороде был разрушен в 1240 г., во время нашествия татаро-монголов на Киев, тогда же были утрачены св. мощи князей. В 1-й пол. XVII в., несмотря на то что в Вышгороде никто не жил, на месте древнего храма был выстроен правосл. деревянный храм, сожженный поляками в 1651 г. и восстановленный в кон. XVII в. В 1860 г. на его месте поставили небольшую каменную церковь, сохранившуюся до наст. времени. Первая попытка обретения мощей Б. и Г. в Вышгороде была сделана в 1743 г. Киевским митр. Рафаилом (Заборовским) по распоряжению имп. Елизаветы Петровны ; поиски мощей производились также в 1814 и 1816 гг., однако все эти попытки были безуспешны. Исцеление Миронега молитвами святых Бориса и Глеба. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 149) Исцеление Миронега молитвами святых Бориса и Глеба. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 149) Уже к нач. 70-х гг. XI в. на местах гибели обоих князей были построены деревянные церкви, к-рые со временем были заменены каменными: в 1117 г. киевский кн. Владимир Мономах заложил каменную церковь на Льте, а в 1145 г. (вероятно, 5 сент.- Воронин, Раппопорт. Зодчество Смоленска. С. 37-38. Прим. 4) его внук смоленский кн. Ростислав Мстиславич - на Смядыни; почти сразу при них возникли мон-ри (на Льте - ранее 1073, на Смядыни - не позднее 1138 ). Мон-рь на Льте был сожжен половцами в 1154 г. В 1660 г. иноки Межигорского Преображенского мон-ря получили грамоту от царя Алексея Михайловича на строение мон-ря «на крови» Б., однако мон-рь по неизвестным причинам не был создан; в 1664 г. протопоп переяславского Успенского собора Григорий Бутович поставил здесь каменный крест. В кон. XVII в. упоминается ц. во имя Б. и Г. неподалеку от места гибели Б., на др. берегу Льты; храм был возобновлен в 1784 и 1839 гг., ежегодно 2 мая к нему совершался крестный ход из переяславского Вознесенского собора. Др. центром почитания Б. и Г. являлся мон-рь на Смядыни, связанный, очевидно, больше с памятью Г.: ср. предание об исцелении здесь в 1177 г. князей Мстислава и Ярополка Ростиславичей, ослепленных в ходе их конфликта со своим дядей владимиро-суздальским кн. Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо , «сентября 5 день, на убиение Глебово» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 244). В 1191 г. сюда из Вышгорода были торжественно перенесены пустые старые раки от мощей Б. и Г., о чем сохранилось проложное чтение под 11 июня, очевидно, днем освящения каменной церкви. Мон-рь на Смядыни существовал до нач. XVIII в. (В древнейших борисоглебских памятниках нередко прослеживаются явные следы преимущественного почитания Г. Таковы, в частности, кресты-мощевики XII в., к-рые несут изображение Г. на лицевой стороне, а Б.- на оборотной. Эти факты пока не нашли убедительного объяснения.)

http://pravenc.ru/text/153171.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010