27. О Триоди=О печатании «Триоди Постной» с исправлением текста в Санкт-Петербургской синодальной типографии. РГАДА. Ф.1184. Оп.З (1909). Д.43. 28. О чинах=Поместный Собор Православной Российской Церкви. Дело о чинах церковных молений. ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.290. 29. О языке=Священный Собор Православной Российской Церкви. Дело о церковно-богослужебном языке. ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.296. 30. Об издании=Об издании священных и богослужебных книг по благословению Святейшего Синода. РГИА. Ф.834. Оп.4. Д.26. 31. Об исправлении=Об исправлении текста Триоди Постной, Цветной Триоди, Октоиха членами Комиссии по исправлению богослужебных книг под председательством архиепископа Финляндского Сергия и о печатании новоисправленных богослужебных книг в Московской Синодальной типографии. РГИА. Ф.814. Оп.1. Д. 49. 32. Об увольнении Войта=Об увольнении от службы управляющего Московской синодальной типографией Войта. РГИА. Ф.801. Оп.1. Д.156. 33. Об упорядочении=Поместный Собор Православной Всероссийской Церкви. Дело об упорядочении богослужения. ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.291. 34. Обращение=Патриарх Московский и всея России. Обращение к архипастырям и пастырям Православной Церкви. 4/17 ноября 1921 г. ГАРФ. Ф.550. Оп.1. Д.152. Л.3–4 об. 35. Октоих=О напечатании «Октоиха» в исправленном виде. РГАДА. Ф.1184. Оп.З (1914). Д.98. 36. Особый комитет (1)=Дело по ходатайству Управляющего МСТ об учреждении при Московской типографии Особого комитета по исправлению богослужебных и церковных книг. РГИА. Ф.799. Оп.8. Отд. 1. Стол 2. Д.731. 37. Особый комитет (2)=Об учреждении Комитета для пересмотра богослужебных и других книг. РГАДА. Ф.1184. Оп.З (1908). Д.176. 38. Отдел=Священный Собор Православной Российской Церкви. Отдел о богослужении, проповедничестве и храме. РГИА. Ф.833. Оп.1. Д.42. 39. Отдел, Бумаги=Священный Собор Православной Российской Церкви. Дело 4 Отдела о проповедничестве, богослужении и храме. ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.287. 40. Отдел, Письма=Священный Собор Православной Российской Церкви. Дело Отдела о проповедничестве, богослужении и храме с мелкими бумагами, письмами и предложениями. ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.288.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

41. Отдел, Протоколы=Священный Собор Православной Российской Церкви. Протоколы и стенограммы заседаний Отдела о проповедничестве, богослужении и храме. ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.283. 42. Отчеты Архива=Отчеты о состоянии Архива и Библиотеки Святейшего Синода. РГИА. Ф.814. Оп. 1. Д.129. 43. Пасха=О разрешении МСТ напечатать новое издание книги: «Последование во святую и великую неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу». РГИА. Ф.799. Оп.8. Отд. 1. Стол 2. Д.1113. 44. Пентикостарион=О напечатании Пентикостариона в исправленном виде. РГАДА. Ф.1184. Оп.З (1911). Д.ЗЗ. 45. Переписка Войта=Личная переписка управляющего типографией. РГАДА. Ф.1184. Оп.З (1907). Д. 243. 46. Письма и доклады=Священный Собор Православной Российской Церкви. Отдел о проповедничестве, богослужении и храме. Письма духовных и светских лиц о необходимости улучшения богослужений, доклады отдела... ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.286. 47. Подотдел, Протоколы=Священный Собор Православной Российской Церкви. Протоколы заседаний подотдела о богослужебном языке. ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.295. 48. Постановления ВЦС (1918–1)=Постановления Святейшего Патриарха и Высшего Церковного Совета. 1918. Ч. I. РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д.14. 49. Постановления Патриарха 1918/IV=Постановления Святейшего Патриарха и Священного Синода Православной Российской Церкви. 1918. Ч. 4. РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д.7. 50. Постановления Патриарха 1918/V=Постановления Святейшего Патриарха и Священного Синода Православной Российской Церкви. 1918. Ч. 5. РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д.8. 51. Постановления Патриарха 1919/II=Постановления Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета. 1919. Ч. 2. РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.23. 52. Постановления Патриарха 1919/III=Постановления Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета. 1919. Ч. 3. РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.24. 53. Постановления Патриарха 1919/TV=Постановления Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета. 1919. Ч. 4. РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.25. 54. Предсоборный Совет, доклады=Предсоборный Совет. Доклады отдела о богослужении. ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.581.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прп. Мария Египетская. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Вардзия, Грузия. 1184–1186 гг. Прп. Мария Египетская. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Вардзия, Грузия. 1184–1186 гг. Краткое Житие М. Е. переведено на Руси или для Руси не позднее XII в. в составе нестишного Пролога. В южнослав. традиции оно помимо собственно Пролога встречается в составе Миней служебных и праздничных в качестве чтения по 6-й песни канона. Начиная с 1642-1643 гг. (1-е полное издание) данная редакция Жития М. Е. довольно регулярно издавалась Московским Печатным двором в составе Пролога. В 1-й пол.- сер. XIV в. Житие было дважды переведено в составе стишного Пролога болг. и серб. книжниками (возможно, на Афоне). Помимо собственно стишного Пролога оно входит в состав чтений по 6-й песни канона в многочисленных списках Миней служебных южнослав. и славяно-румын. происхождения XIV-XVII вв. (в славяно-молдав. традиции оно встречается только в составе Миней, Пролог как тип книги там отсутствует). Болг. перевод (т. н. Тырновская редакция) через серб. посредство не позднее кон. XIV в. попал на Русь (старший список - ГИМ. Чуд. 17-перг., рубеж XIV и XV вв.), где в XV-XVI вв. получил распространение преимущественно в монастырской среде. Служба М. Е. с каноном 3-го гласа («Покаянию прописание, святую обретши…») была переведена на слав. язык не позднее XI в., очевидно в составе комплекта Миней служебных; старшие списки имеют древнерусское (новгородское) происхождение - РГАДА. Тип. 110, кон. XI - нач. XII в.; ГИМ. Син. 165, сер. (?) XII в. (нотированная). В 1-й пол.- сер. XIV в. в связи с распространением у южных славян Иерусалимского устава был осуществлен новый перевод службы М. Е. в составе служебных Миней. В Сев.-Вост. Руси он получил распространение в 1-й четв. XV в., в Новгороде и Пскове - не ранее 30-х гг. XV в., в Великом княжестве Литовском и на восточнославянских землях Польского королевства - видимо, к посл. четв. XV в. Вероятно, практически одновременно был переведен канон 6-го (?) гласа в составе Триоди Постной (старший рус. список - РГБ. МДА. Фунд. 116, 1-я четв. XV в.).

http://pravenc.ru/text/2562136.html

мученику Гавриилу//РГИА. Ф. 796. Оп. 189 (1908 г.), 8468. Покровский А.А. Сведения о «Чине принятия в Православную церковь »//РГАДА ф. 1184 оп. 3 (1911) 68. Требник. М.: Синодальная типография, 1911. Требник в двух частях: Репринтное издание/М.: Сибирская Благозвонница, 2016. Триодион. Москва, 1861. Триодь постная. Москва, 1904. Филарет (Дроздов) , митрополит Московский. Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам. Том I-V, дополнительный. М., 1877–1881. Чин и устав, како подобает приимати приходящих от жидов к правей вере христианской. СПб., 1993. Чин како приимати возраст имущих, иже от иудейской веры, или от магометан, или от язык. СПб., 1858. Чин како приимати возраст имущих от жидов, от сарацин, некогда православных, но отпавших в ереси, как миром помазывать еретиков, как принимать отступникв к жидовскому неверию, чин как принимать отступивших к турецкому нечестию; чин како приимати от схизматиков. 136 л. 1757//РГАДА. Ф. 381. Оп. 1. 1022. Чинопоследование соединяемых из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви. М., 1849 И.Ш. Церковники и их агенты пред народным революционным судом//Революция и церковь . 1919. 6–8. С. 62–76. Список литературы 1 . Белякова, Е.В., Мошкова, Л.В., Опарина, Т.А. Кормчая книга: от рукописной традиции к печатному изданию. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 496 с. 2 . Бенешевич В.Н. К истории евреев в Византии VI-X вв.//Еврейская мысль. Ленинград, 1926. С. 127–224, 305–318. 3 . Майзулис М. Воображаемый враг: Иноверцы в средневековой иконографии. М.: Альпина нон-фикшн, 2022. 436 с. 4 . Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославяно-русские паронимы. М.: «Практика», 2021. 424 с. 5 . Семененко-Басин И.В. Святость в русской православной культуре XX века: история персонификации. М.: РГГУ, 2010. 291 с. 6 . Теоретические и методические основы судебной психолого-лингвистической экспертизы текстов по делам, связанным с противодействием экстремизму. М.: РФЦСЭ при Минюсте России, 2011.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В 1784-1794 гг.- игумен, 9 иеромонахов, 6 монахов, рясофорные иеродиакон и монах, 4 белых священника, 3 белых диакона, белый дьячок и 9 бельцов; с 1798 по 1801 г.- 6 иеромонахов, иеродиакон, рясофорный иеромонах, 5 белых священников, белый диакон, 2 белых дьячка, 5 послушников; в 1849-1852 гг.- 2 иеромонаха, иеродиакон, монах, белый священник, белый диакон, 6 послушников, трудник; в 1899-1905 гг.- 6 иеромонахов, монах, белый священник, 12 послушников; в 1914-1916 гг.- 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, монах, 3 послушника. До сер. XVIII в. К. Я. м. управлял игумен, во 2-й пол XVIII в. настоятелями кроме игуменов и иеромонахов были и 4 архимандрита, в XIX в.- 2 архимандрита и строитель, в 1900-1917 гг.- 3 архимандрита. Постройки До сер. XVII в. соборная церковь в честь Успения Пресв. Богородицы была деревянной, шатровой. Она упоминается в описях 1619 и 1635 гг. Строительство каменного храма историки датируют 1657 г. и связывают с пожалованием К. Я. м. царем Алексеем Михайловичем 300 р. и 100 пудов железа ( [Косаткин]. 1906. С. 110; Голубинский. 1998. С. 445; РГИА. Ф. 796. Оп. 25. 723-А. Л. 57). О строительных работах 50-х гг. XVII в. в описи 1665 г. упомянуто, что «в Козмине монастыре церковь новая Успения Пречистыя Богородицы с приделом о 5 верхах, а в ней посторону придел церковь Николы Чудотворца» (Владимирские ГВ. 1884. 7. С. 2). По-видимому, точная дата возведения каменного храма указана на свинцовой дощечке, обнаруженной при вскрытии гробницы прп. Космы в 1746 г.: «...церковь плинфонтворная... зачата делати от лета 7163, а совершена и освящена бысть 7165 октября в 13 день на память святых... мученик Карпа и Папилы», освящена в окт. 1656 г. На этой же дощечке без даты указаны приведенные выше сведения о вкладе царя Алексея Михайловича (РГАДА. Ф. 1184. Оп. 1. 157. Л. 10; РГИА. Ф. 796. Оп. 25. 723-А. Л. 57). Согласно описи монастыря 1763 г., соборная 5-главая церковь «обита черепицею зеленою... кресты железные». В алтаре храма находился придел в честь Воскресения Христова, упраздненный в 1784 г. (РГАДА Ф. 280. Оп. 3. 238. Л. 1 об.; ГА Владимирской обл. Ф. 569. Оп. 1. 109. Л. 6-6 об.). Придел был устроен в память о разоренной в Смутное время (нач. XVII в.) приходской ц. Воскресения Христова с. Небылого, к-рая, несмотря на челобитные крестьян, так и не была восстановлена. В 1863 г. Успенский храм находился в аварийном состоянии, хотя неоднократно проводились ремонтные работы (1788, 1818-1819, 1824, 1831 и 1847). К 1865 г. он был вновь отремонтирован (ОПИ ГИМ. Ф. 195. Оп. 565. Л. 37 об.- 39 об.; ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 111. 775. Л. 161). В 60-х гг. XIX в. в храме были заложены входные пролеты и вместо них сооружена паперть.

http://pravenc.ru/text/2458847.html

61 . Старообрядцы 1970=Архив ОВЦС МП. Д. 49 а. Старообрядцы. 1970. 62 . Старообрядцы 1971=Архив ОВЦС МП. Д. 49 а. Старообрядцы. 1971. 63 . Старообрядцы 1972=Архив ОВЦС МП. Д. 49 а. Старообрядцы. 1972. 64 . Указы и выписки=Указы и выписки из постановлений Патриарха, Синода и Высшего церковного управления. 19171920. ОР РГБ. Ф. 257 (Рункевич). Карт. 8. Ед. 22. 65 . Формулярные списки МСТ 1905=Формуляры служащих Московской синодальной типографии. РГАДА. Ф. 1184. Оп. 3 (1905). Д. 164. Список сокращений АЕВ=Архангельские епархиальные ведомости. Часть неофициальная АН=Академия наук АРК=Антирелигиозная комиссия БТ=Богословские труды ВПИ=Ведомство православного исповедания ВСС=Вестник Священного синода Православной Российской церкви (19241927) Вестник Священного синода Православных церквей СССР (19281931) ВЦС=Высший церковный совет ВЦУ=Высшее церковное управление ГУДП=Главное управление по делам печати ДС=духовная семинария ЖМП=Журнал Московской Патриархии КазДА=Казанская духовная академия КДА=Киевская духовная академия КПЛ=Киево-Печерская лавра МВД=Министерство внутренних дел МДА=Московская духовная академия МДС=Московская духовная семинария МНП=Министерство народного просвещения ОВЦС МП=Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата ОР РГБ=Отдел рукописей Российской государственной библиотеки ПСТГУ=Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ПЦВ=Прибавления к Церковным ведомостям РГАДА=Российский государственный архив древних актов РГАСПИ=Российский государственный архив социально-политической истории РГИА=Российский государственный исторический архив РПЦЗ=Русская Православная Церковь за границей СПбДА=Санкт-Петербургская духовная академия СРН=Союз русского народа ТСЛ=Троице-Сергиева лавра ХЧ=Христианское чтение ЦВ=Церковные ведомости ЦК=центральный комитет ЦО=Церковное обновление (Рязань) ЦПШ=церковно-приходская школа 1698 Желудков Сергий Алексеевич (7.07.190930.01.1984). В юности примыкал к обновленчеству, учился в обновленч. академии (по др. сведениям, в обновленч. Ленинградском институте). В 1930 прервал учебу. Работал десятником, техником, экономистом на различных стройках. 1945 – псаломщик Знаменского храма в Н. Тагиле. 1946 – священник, служил в храмах Свердловской епархии. В 1954 окончил Ленинградскую ДС, наст. ц. в Любятове (Псковская епархия). Одна из прихожанок о. Сергия получила исцеление у мощей св. Ксении Петербургской и была обвинена в распространении ложных слухов. Поддерживавший ее о. Сергий был в 1956 уволен за штат. В 19571960 непродолжительное время служил в разных епархиях, в 1960 был окончательно лишен возможности служить. Участвовал в правозащитном движении, выпускал открытые письма, был инициатором «самиздатских» дискуссий по различным вопросам церковной жизни (ПЭ XIX. 141142).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

ГИМ – Государственный Исторический музей (Москва), Отдел рукописей РГБ – Российская государственная библиотека (Москва), Научно-исследовательский отдел рукописей РГАДА – Российский государственный архив древних актов (Москва) РГИА – Российский государственный исторический архив (С.-Петербург) РМЗ – Ростовский музей-заповедник “Ростовский кремль”, Библиотека музея РНБ – Российская Национальная библиотека (Санкт-Петербург), Отдел рукописей ЯМЗ – Ярославский музей-заповедник, Фонд редких книг Библиография Источники Рукописи Вол175 РГБ, ф. 354 (Вологодское собр.), 175, Сборник проповедей, 40, 356 л., скрп., 20–30-е гг. 18 в. Долг130 РГБ, ф. 92 (собр. С. О. Долгова), 130, “Поучение на празднество пресвятыя Богородицы Донския”, 40, 12 л., скрп., нач. XVIII в. (до 1709 г.). Заб619 ГИМ, собр. И. Е. Забелина, 619, Сборник проповедей, 40, 470 л., скрп., нач. 18 в. (до 1709 г.). Канц. Син222 РГИА, ф. 796 (Канцелярия Синода), оп. 33 (дела за 1752 г.), 222, 540 л., писарская скрп.; описание: [Глаголев 1915:583–592]. Канц. Син264 РГИА, ф. 796 (Канцелярия Синода), оп. 63 (дела за 1782 г.), 264, 77 л., писарская скрп. ОИДР242 РГБ, ф. 205 (собр. Общества истории и древностей российских), 242, “Поучение на память верховных апостолов Петра и Павла”, 40, 27 л., скрп., нач. 18 в. (до 1709 г.);описание: [Строев 1845:114]. ОСРК181 РНБ, ОСРК, F.I.181, Рассуждение о пресуществлении Святейшей евхаристии. 20, 27 л.,п/у,18 в. РМЗ828 РМЗ, 828, Сборник, 20, 235 л., п/у и скрп., кон. XVIII в.; описание: [Круминг 1993]. Син146 ГИМ, Синодальное собр., 146, Сборник, 20, 337 л., п/у и скрп., нач. 18 в. (до 1709г.); описание: [Протасьева 1970, 1:35–37, 618]. Син147 ГИМ, Синодальное собр., 147, Сборник, 20, 234 л., п/у и скрп, нач. 18 в. (до 1705 г.); описание: [Протасьева 1970, 1:37–38, 619]. Син811 ГИМ, Синодальное собр., 811, Сборник-конволют, 40, 364 л., п/у и скрп., 1704 г.;описание: [Протасьева 1970, 1:39–40, 621]. Син. тип10018 РГАДА, ф. 1184 (Контора Московской Синодальной типографии), оп. 1 (1722–1799), 10018, писарская копия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

90 Так, например, опечатка в фамилии Н.Ф. Чуриловского (в Сове 1970, с. 59 он назван Гуриловским) повторена в статье Буфеев 1999, с. 157. 92 Явное недоразумение. Академик Афанасий Федорович Бычков, который был директором Публичной библиотеки с 1882 по 1899 г., скончался до начала деятельности Комиссии. Его преемниками были Н.П. Шильдер и Д.Ф. Кобеко (Публичная библиотека 1914). 93 Иван Афанасьевич Бычков (1858–1944) – археограф и библиофил, с 1883 г. заведующий Отделом рукописей Публичной библиотеки (БСЭ 3, т. 4, с. 557). 99 При типографиях, печатающих богослужебные книги, всегда был штат справщиков, в ведении которых находились вопросы орфографии и пунктуации. 102 Дело Московской Синодальной типографии о печатании «Триоди Постной» в исправленном виде. – РГАДА, ф. 1184, оп. 3, ч. 4 (1909 год), 43, л. 1. 103 В связи с исправлением Синаксаря встала более общая проблема согласования между собой дат Священной истории, печатаемых в богослужебных книгах. См. Приложение 3. 104 Аналогичные циклы синаксарь определяет и для человеческого рождения. И рождение бо еще происходит: в третий бо день живописуется сердце, в девятый же составляется в плоть, в четыредесятый в совершенный вид воображается. Этот фрагмент также снимется в исправленном варианте Триоди. 106 Согласно иером. Серафиму (Роузу) , проанализировавшему православное учение о судьбе души после смерти, поминовение в третий день связано с тем, что в это время душа проходит мытарства. «Особое церковное поминовение на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая, и только после этого в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем в сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда» (Серафим 1991, с. 160). 107 Стандартный текст Постной и Цветной Триоди цитируется по изданиям: Триодь П. 1992. 1–2; Триодь Ц. 1992. 111 Об интригах управляющего Московской синодальной типографией С.Д. Войта, в результате которых печатание новоисправленной Триоди было перенесено в Москву, см. Балашов в печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

60 «О перепечатании минеи общей, Служебника, Следованной Псалтири, Типикона и Последования молебенных пений». – РГИА, ф. 896, оп. 149, 1136 (1868 г.), л. 4. 62 Приведенные выше сведения заимствованы из соответствующих указов Синода (см. РГИА, ф. 796, оп. 209, 1518, л. 99–101; 1720, л. 588–606). 64 Постановление Синода от 27 ноября 1887/24 февраля 1888 г., 19/24 февраля 1888 г. и 29/2 марта 1888. 65 Историю этих указов можно проследить по делу РГАДА, ф. 1184, оп. 3, 31. См. также Романский 1907. 67 На нервом этапе работы над этой темой нам не удалось обнаружить материалы Комиссии по исправлению богослужебных книг, хранящиеся в РГИА (Плетнева 1994, с. 100). Эти документы были найдены свящ. Николаем Балашовым, подготовившим их к публикации (Балашов в печати). Мы благодарны свящ. Н. Балашову, обратившему наше внимание на дела РГИА: 1. Дело о рукописях протоиерея Дмитрия Мегорского, содержащих замечания по сличению славянского и греческого текстов книги «Триодь Постная». РГИА, ф. 796, он. 187, 6946; 2. Об исправлении текста Триоди Постной, Цветной Триоди, Октоиха членами Комиссии по исправлению богослужебных книг под председательством архиепископа Финляндского Сергия и о печатании ново-исправленных богослужебных книг в Московской Синодальной типографии. РГИА, ф. 814, оп. 1, 49. 75 Николай Никонорович Глубоковский (1863–1937), историк и богослов, профессор СПбДА, Петроградского и ряда европейских университетов. О нем см. Игнатьев 1966. 84 Леонид Дмитриевич Аксенов (1877–1940-е) – государственный служащий, принимавший активное участие в церковной жизни. О нем см. Балашов в печати, Антонов 1994, с. 599. 86 Епископ Ямбургский (1861–1918). До пострижения в монашество (1911) был профессором славянской филологии Казанского университета. Ректор СПбДА, председатель Комиссии по научному изданию Славянской Библии. О нем см. Мануил I, с. 202–210, Славяноведение 1979, с. 49–50. 87 Афанасий Иванович Папандопуло-Керамевс (1855–1912) – византинист, археограф. О нем см. Медведев 1995, с. 430–431.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Согласно Столбовскому мирному договору со Швецией от 27 февр. 1617 г., Швеция признала русским монархом Михаила Феодоровича и вернула России Новгород. При освобождении Новгорода И. совершил крестный ход, молебном встретил прибывших из Столбова русских послов. Царь отправил в Новгород грамоту, в которой благодарил новгородцев за верность, хвалил за стойкость в период «немецкого плена», прощал временное отступничество. В грамоте давалась высокая оценка архипастырской деятельности И., его ожидали в Москве. В марте 1617 г. в Новгород приехал назначенный из Москвы воевода кн. И. А. Хованский, к-рого И. встретил с почестями. Составленная после освобождения Новгорода опись показывает грандиозные масштабы разграбления города и опустошения святынь. После освобождения Новгорода оставшиеся в городе швед. пленники сохранили вероисповедание и не подвергались перекрещиванию (в отличие от пленников в Пскове). По-видимому, И. просил Михаила Феодоровича отпустить его на покой в Соловецкий мон-рь. В 1619 г. митрополит был вызван в Москву, возможно, в связи с приездом в Россию Иерусалимского патриарха Феофана IV ; И. получил подарки от матери царя инокини Марфы (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Кн. 202. 1616. Л. 125 об.). Вскоре И. скончался на подворье Соловецкого мон-ря в Москве, похоронен в соответствии с его волей в новгородском Софийском соборе, в Корсунском притворе. И. был одним из наиболее начитанных людей своего времени, имел обширную б-ку, многие книги которой сохранились (см.: Кукушкина. 1972; Крушельницкая. 2006). В составе Соловецкого собрания (РНБ) известны рукописи с владельческими записями И., созданные, очевидно, по его заказу: Лествица прп. Иоанна Синайского, толковая 282/302); Устав прп. Иосифа Волоцкого с прибавлениями 330/350); Круг миротворный с прибавлениями 479/498); Житие свт. Иоанна Златоуста с прибавлениями 715/823); Жития святителей Иоанна, Евфимия и Ионы Новгородских 991/1100); чин венчания на царство Бориса Годунова 1184/1294); сборник патристический 668/726); сборник энциклопедического содержания с наставлениями монашествующим и с повествованием о мон-рях Сев.-Зап. Руси 860/970); 2 Требника (РНБ. Солов. 1089/1198 и Соф. 1071); 2 Евангелия; 3 Триоди; Стихирарь, а также печатные книги, в частности первопечатный Апостол ( Немировский Е. Л. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Федоров. М., 1964. С. 271, 276).

http://pravenc.ru/text/2001546.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010