Начальником К. С. С. было определено быть обер-секретарю Синода. По первоначальному проекту он не считался служащим синодальной канцелярии, но входил в состав Духовной коллегии в качестве асессора. В день открытия Духовной коллегии, переименованной в ходе первого ее заседания в Синод, утром 14 февр. 1721 г., по избранию членами Духовной коллегии, утвержденному Сенатом, обер-секретарем и асессором был назначен иером. Варлаам (Овсянников), но уже 1 окт. 1721 г. он был уволен от должности обер-секретаря и на его место заступил дьяк Тимофей Палехин без включения его в состав коллегии Синода в качестве асессора. Далее обер-секретари назначались уже исключительно из чиновников, а не из духовных лиц, и в состав синодальной коллегии не включались. Помимо обер-секретаря при Синоде состояли также секретари: сначала один (16 февр. 1721 секретарем Синода был назначен Василий Фёдоров), в дек. 1721 г. в штатах Синода числилось уже 2 секретаря, 24 июля 1723 г. количество секретарей было увеличено до 4. Синодальные секретари были чиновниками среднего ранга, по табели о рангах этой должности соответствовал 8-й чин (коллежский асессор). Поэтому указом от 31 янв. 1724 г. было запрещено определять в секретари «не из шляхетства», чтобы дать возможность секретарям «происходить» в асессоры, советники «и выше»; если же кто-нибудь оказался достоин производства в секретари «из подьяческого чина», то тот же указ повелевал вместе с секретарством давать «шляхетство». Заимствованным из польск. языка словом «шляхетство» после ряда петровских указов, уравнявших юридически бояр-вотчинников с дворянами-помещиками, стало называться сословие, к-рое уже в кон. XVIII в. было официально переименовано в дворянство. Служащие канцелярии, в т. ч. канцеляристы, подканцеляристы и копиисты, не были включены в табель о рангах при ее издании. Впосл. они получили статус чиновников, но, в частности, копиисты остались служителями, то есть служащими, не имевшими чинов. Высшими должностями в канцелярии помимо секретарей были регистратор, актуариус и протоколист. Регистратор вел учет входящих и исходящих документов, раскладывал их по отдельным папкам, вносил в журнал названия дел и их краткое резюме. Актуариус нес ответственность за хранение документов Синода, вел их реестр, снабжал синодальную канцелярию писчим материалом, сургучом, свечами, дровами для отопления помещений и иными хозяйственными принадлежностями. Протоколист, или нотариус, вел протокол заседаний Синода. В штаты Синодальной канцелярии входили также переводчики, по штатам 1722 г. полагалось иметь 6 переводчиков.

http://pravenc.ru/text/1470301.html

был переименован в камер-контору синодального правительства, в 1726 г. – в коллеги. экономии, в 1744 г. – в экономическую канцелярию синодального правительства, в 1762 г. – снова в коллегию экономии, но с подчинением её сенату. В конце XVIII в. синодальных учреждений было только 3. В 1808 г. рядом с Св. Синодом была учреждена комиссия духовных училищ, преобразованная в 1839 г. в духовно-учебное управление, заменённое, в 1867 г. духовно-учебным комитетом; в 1824 году открыта в Тифлисе грузино-имеретинская синодальная контора; 1824 г. в ведение обер-прокурора Св. Синода перешло, по упразднении министерства духовных дел, отделение дел греко-российского вероисповедания, вошедшее в 1839 г. в состав канцелярии обер-прокурора, учреждённой в 1836 г.; в 1833 г. учреждён хозяйственный комитет при Синоде, в состав которого вошёл в 1838 г. контроль отделений духовных дел, переведённый из комиссии духовных училищ; в 1839 г. комитет преобразован в хозяйственное управление отдельно от прочих учреждений при Св. Синоде поставлен отдельно от прочих учреждений при Св. Синоде: в 1884 г. учреждён при Св. Синоде духовно-училищный совет для высшего заведывания церковно-приходскими училищами во все России. Таким образом, в настоящее время существуют следующие синодальные учреждения: 1) Канцелярия Св. Синода состоит под главной дирекцией обер-прокурора, из управляющего, его помощника, 6-ти обер секретарей, 14 секретарей, начальника архива и библиотеки с помощником и т. д. Деятельность её состоит в ведении всей письменности части по делам Синода. Поступающие бумаги, по внесении во входящий реестр, представляются управляющему, который знакомится и иногда делает пометку, дающую известное направление делу, затем передаёт обер-прокурору; затем бумаги идут по отделениям, составляются записки, подводятся законы и постановления Синода, наводятся справки,и дело передаётся управляющему, который докладывает Синоду и по важным делам обер-прокурору. 2) Контроль при Синоде. Его ревизии подлежат как расходование сумм, отпускаемых государственным казначейством на содержание Синода и специальных средств Синода, так и хозяйства епархиальных церковно-правительственных установлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

И. Хвостов. И действительно, документы синодального архива, имеющие отношение к обер-прокурорской деятельности Хвостова, заключают в себе немало данных, не позволяющих вполне согласиться с резким отзывом Яковлева об его предшественнике, как только о номинальном обер-прокуроре; напротив, архивные документы дают право утверждать, что Хвостов довольно часто обращался к св. Синоду с разнообразными предложениями, обоснованными на высочайших повелениях 571 , и следил за состоянием синодального делопроизводства. По крайней мере, Хвостов неоднократно обращался к синодальным обер-секретарям с предписаниями доставлять ему точные сведения о положении дел, поступавших на рассмотрение св. Синода. «Милостивые государи мои», писал обер-прокурор обер-секретарям синодальной канцелярии 3 июня 1802 года, «со вступления моего в св. Синод, какие были получены мной от разных особ отношения, по которым я предлагал к исполнению св. Синоду, равно и какие во все то время последовали св. Синоду по настоящее число Высочайшие повеления, рекомендую Вам, приказав для собственного моего сведения списать со всех копии, доставить ко мне» 572 . – 30 октября 1802 года Хвостов предписал обер-секретарям в самом непродолжительном времени доставить к нему полный список всех епархиальных архиереев с их викариями, а также архимандритов, игуменов, настоятелей и игумений различных монастырей, и точную ведомость, сколько в 1799, 1800 и 1801 годах оставалось нерешенных дел, сколько их поступило вновь и было рассмотрено Синодом, и какое количество нерешенных дел остается еще ко дню отправления требуемой ведомости 573 . Встречаются также в документах синодального архива и памятники внимательного отношения Хвостова к интересам государственной казны, страдавшим от неправильных действий лиц, близко стоявших к денежным суммам, хранившимся в св. Синоде. 22 декабря 1799 года Хвостов писал обер-секретарю Пукалову, что из ордера, данного бывшим обер-прокурором Хованским синодальному казначею Грузинскому, он узнал об одном неисполненном обещании своего предшественника: в ордере от 31 декабря 1798 года, данном на имя казначея Грузинского, Хованский писал, что, хотя члены св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

При Св. Синоде в 1721 году учреждена канцелярия, по образцу сенатской. Первоначально она состояла из одного обер-секретаря, двух секретарей и нескольких низших чиновников. По последнему штату канцелярия Св. Синода, состоя в заведывании управляющего, чиновника IV класса, разделяется на шесть отделений, и каждое отделение вверяется обер-секретарю с двумя-тремя секретарями. В первом отделении производятся дела о замещении высших духовных должностей, наградах и увольнении высших духовно-должностных лиц, о сложении духовного сана и др.; во втором – дела об устройстве миссий, об учреждении епархий, монастырей, приходских причтов; в третьем – дела по отводу земель и других угодий церковным учреждениям, о появлении мощей, чудотворных икон, учреждение праздников; в четвёртом – дела брачные: в пятом и шестом – дела духовного суда над духовенством и мирянами и о разных происшествиях в духовном ведомстве. По распоряжению императора Петра I, в Синоде должен был присутствовать обер-прокурор, как представитель государственной власти. Обер-прокурор, названный в данной ему инструкции оком государя и стряпчим по делам государственным, должен был «смотреть накрепко, чтобы Синод должность свою исправлял без потеряния времени и в своем звании праведно и нелицемерно поступал». Ему поручен был надзор за синодальной канцелярией. Первым обер-прокурором назначен был полковник И. В. Болтин. Должность обер-прокурора, учреждённая для надзора за порядком и законностью во всех делах синодального ведомства, особенно возвысилась в начале нынешнего столетия. В 1817 году было учреждено двойное Министерство Духовных Дел и Народного Просвещения. В особом департаменте духовных дел этого министерства сосредоточены были дела по Св. Синоду, поступившие на усмотрение и распоряжение министра. В 1824 году Министерство Духовных Дел было упразднено, и власть министра по делам православной Церкви перешла к обер-прокурору. С этого времени обер-прокурор Св. Синода занял такое же положение в ведомстве православного исповедания, какое принадлежит министрам в других ведомствах. В 1865 году учреждена должность товарища обер-прокурора с правами и обязанностями, присвоенными товарищам министра.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Прокурор судебного отделения Святейшего синода назначается, по представлению обер-прокурора Святейшего синода, Высочайшим именным указом, а прокуроры духовно-окружных судов и их товарищи – обер-прокурором Святейшего синода. 37) Лица прокурорского надзора состоят под наблюдением обер-прокурора Святейшего синода, в лице которого сосредоточивается высший надзор за прокурорскою частью в духовном ведомстве. 38) Сущность прокурорской обязанности заключается: 1) в наблюдении за единообразным и точным применением закона; 2) в преследовании пред судом законопреступных деяний и 3) в предложении суду предварительных заключений в случаях, определенных уставом судопроизводства. 39) Право возбуждения законодательных вопросов принадлежит обер-прокурору Святейшего синода, по постановлениям духовно-судебных мест и по представлениям лиц прокурорского надзора 51 . Глава VI. О канцеляриях духовно-судебных установлений. 40) Канцелярия духовно-окружного суда состоит из секретаря и его помощников по штату, назначаемых председателем суда. 41) Канцелярия судебного отделения Святейшего синода состоит из определенного штатом числа обер-секретарей и их помощников, назначаемых обер-прокурором Св. синода. 42) На письмоводство в судебном отделении Св. синода, в духовно – окружных судах и у духовных судей, отпускаются особые суммы. Глава VII. О заседаниях и внутреннем устройстве духовно-судебных установлений. 43) Заседания духовных судов суть или распорядительные, или судебные. 44) Судебные заседания для решения дел происходят публично. Случаи, в которых к сим заседаниям не должны быть допускаемы лица посторонние, определяются в законе. 45) Каждое решение духовного суда, состоявшееся публично, может быть напечатано н обсуждаемо на основании общих, действующих в государстве, постановлений. 46) Наблюдение за скоростью и правильностью делопроизводства в каждом духовно-судебном месте и охранение порядка в заседаниях суда возлагаются на председателя или первоприсутствующего. Глава VIII. О наказах и отчетах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

В_1824г. обер-прокурору предоставлены были министерские права в сношении по делам греко-российского исповедания, a с 1835 года он приглашается в Государственный Совет и Комитет министров для нужных объяснений по делам ведомства Св. Синода (Св. 3. т. 1, Учр. Мин. ст. 5). Вследствие усложнения обер-прокурорских дел, в 1865 году (13 Декабря) Высочайше утверждена особая должность Товарища Обер-Прокурора Св. Синода с правами и обязанностями, присвоенными товарищам министров.–По установившейся доселе практике синодального делопроизводства, обер-прокурор Св. Синода: а) просматривает все протоколы определений Св. Синода, б) представляет Государю от имени Синода доклады и объявляет Синоду Высочайшие повеления, касающиеся духовного ведомства, в) сносится по делам этого ведомства со всеми центральными государственными учреждениями (кроме Сената) и представителями этих учреждений; г) ежегодно составляет и представляет Государю отчеты по духовному ведомству, д) заведует всеми вспомогательными Св. Синоду учреждениями, каковы: Канцелярия Св. Синода, Хозяйственное управление, Контроль, Синодальные Конторы, Учебный Комитет и синодальные типографии, е) распоряжается назначением пенсий и наград по духовно-учебному ведомству, имеет свою собственную Канцелярию (Высоч. учрежд. 1 Марта 1839г.), которая в настоящем своем составе (директор, вице-директор, 3 начальника отделений, столько же столоначальников и их помощников и пр.) существует с 1839 года. При обер-прокуроре состоят: юрисконсульт, его помощник и чиновники особых поручений. § 28. Учреждения вспомогательные Св. Синоду 1) Канцелярия Св. Синода. Для формального производства синодских дел, в 1722г. учреждена была Канцелярия Св. Синода, устроенная на подобие сенатской канцелярии. Первоначально во главе ее был только один обер-секретарь, под ведением которого состояли два секретаря. С конца прошлого столетия (1797г.) состав ее стал значительно увеличиваться; в 1839 г. учреждена должность управляющего Синодальной Канцелярией, a в 1872 году назначен и помощник управляющего этою Канцелярией.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

А впоследствии прямо уже посылались указы 1859 . С августейшими особами Синод сносился посредством «писем», подписанных всеми членами Синода. Такое именно письмо было отправлено Синодом курляндской герцогине Анне Иоанновне, будущей императрице российской, по делу о разглашении чудес от иконы проживающим во владениях герцогини попом. Изложив дело и законы, Синод писал: «от вашего высочества требуем об отдаче онаго образа снисходительнаго повеления». Подпись: «вашего высочества нижайшие богомольцы». Титул: «благоверной государыне царевне и великой княжне Анне Иоанновне, герцогине курляндской» 1860 . Меншикову, на его «прошение», Синод тоже посылал не указ, а письмо. Определено было: «и о том светлейшаго князя письменно уведомить». Письмо начиналось: «светлейший римскаго и российскаго государств князь... Александр Данилович», затем излагалось дело, и конец: «о сем Святейший Правительствующий Синод вашу светлость творим известны». Подписался, однако, только один советник: «Святейшаго Синода послушник Петр, архимандрит Симоновский» 1861 . Исключением таким пользовался один Меншиков, генерал-прокурору Ягужинскому Синод посылал «обычайный указ» 1862 . Указы подписывались обер-секретарем и секретарем 1863 ; иногда (в июле 1721 года) советником и обер-секретарем 1864 , иногда одним обер-секретарем, – на первых порах Синода 1865 , иногда одним секретарем 1866 , иногда обер-секретарем, секретарем и канцеляристом 1867 . Когда однажды указ касался обер-секретаря Варлаама Овсяникова, то был отпущен без его подписи, за подписью советника и секретаря 1868 . Относительно подписи указов не лишне заметить, что и ранее, например, грамоту митрополита Новгородского Иова, 1713 года, подписывали светские – дьяк и канцелярист 1869 . К указу прикладывалась сургучная синодальная печать, обыкновенно черная 1870 . Для «запечатания» указы в Москве передавались в печатный приказ 1871 . В 1723 году Сенат издал указ, чтобы все указы и промемории посылались не иначе, как с печатью печатной конторы, во избежание утраты печатных пошлин, по прежним указам. Синод пытался обязательность этого указа ограничить только для указов по челобитчиковым делам, но Сенат не согласился 1872 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Одним из наиболее важных факторов, обуславливавших собой ничтожное значение Болтина в церковном управлении, являлся, как мы видели, крайне неопределенный характер отношений обер-прокурора и Синода к верховной власти, дававший возможность высшему церковному учреждению в непосредственном обращении к государю находить достаточно средств для того, чтобы в известных случаях, когда обер-прокурорская власть обнаруживала стремления воспользоваться своими правами и полномочиями в ущерб интересам Синода, совершенно парализовать влияние прокуратуры на церковное управление. Неопределенность отношений Синода к верховной власти, являвшаяся результатом отсутствия точной правительственной регламентации по данному вопросу, в скором же времени после назначения Баскакова синодальным обер-прокурором, была устранена высочайшим указом императрицы Екатерины I; но новое правительственное распоряжение не только не отнимало у св. Синода возможности пользоваться известными выгодам и преимуществами непосредственных обращений к государыне, а даже, напротив, узаконило такой порядок сношений с верховной властью. 1 июля 1725 года сенатский обер-секретарь, пригласив в свою канцелярию синодального секретаря Тишина, словесно объявил ему высочайший указ императрицы Екатерины, чтобы св. Синод докладывал в Кабинет Ее Величества о положении своих дел; по словам сенатского обер-секретаря, Синод должен был рапортовать в императорский Кабинет о количестве, содержании, времени слушания и характере решений рассматриваемых дел 147 . Так как с содержанием высочайшего указа высший орган церковного управлений был ознакомлен довольно оригинальным способом, то он нашел нужным предварительно переговорить о новом правительственном распоряжении с тайным кабинет-секретарем Макаровым, заведовавшим делами императорского Кабинета; Макаров подтвердил действительное существование подобного указа, читанного в покровительствующем Сенате, и, заявив, что и сенатские рапорты присылаются в Кабинет, предложил и Синоду еженедельно доставлять к нему свои доклады для объявления их ее Императорскому Величеству, после чего состоялось уже формальное определение представлять синодальные рапорты непосредственно в Кабинет императрицы 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

Указывая, далее, на ненормальность подчинения духовных академий (ректором которых иногда является и епископ) и семинарий светской власти, на неправильное сосредоточивание различных церковных капиталов в руках обер-прокурора и на вред подчинения синодальной канцелярии светскому чиновнику, Муравьев усматривал особенное нарушение церковного начала в учреждении «консультации» при обер-прокуроре. Именно, он писал: «явились еще одно новое лицо и новая инстанция в делопроизводстве синодальном, по примеру министерства юстиции, хотя, казалось бы, нельзя применять светского порядка дел к духовным: это юрисконсульт при обер-прокуроре и консультация, составленная из директоров различных управлений и канцелярий. Что же предлагается к обсуждению сей консультации? Мнения Св. Синода наиболее по делам брачных (которые собственно подлежат суду епископскому на основании соборных правил) в тех случаях, когда поступали на них жалобы к Государю. Прежде, нежели испросить пересмотр синодального решения, консультация должна представить обер-прокурору свое мнение: следует ли о том докладывать, то есть в иных словах, право или неправо судили члены Св. Синода? Не есть ли это нарушение всякого церковного начала? И что же после сего значит мнение Синода? Далее в своей записке Муравьев сетовал на чрезмерное количество светских чиновников при синодальном управлении и в канцелярии обер-прокурора, содержание которых большей частью отнесено было на счет свечного сбора, каковой грошами собирается и, можно сказать, похищается у убогих церквей. Затем он указывал на властное распоряжение обер-прокурора светскими секретарями консисторий в ущерб архиерейской власти и на умаление влияния Синода в отношении всеобщего управления Церковью , подпавшего светскому руководству; при этом автор объяснял, что члены Синода обсуждают только предлагаемые дела, остаются в неведении об исполнении их решений и лишены прежде бывшего при приезде или отъезде их столицы общения с царем, так как обычай этот прекратился, и обер-прокурор заслонил своим лицом всех иерархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

В день представления избранных полевых обер-священников и подчинённых им полковых священников императору Павлу I, последний посвятил П. Я. Озерецковского в свои планы об создании особого самостоятельного управления военным духовенством, под непосредственным Высочайшим наблюдением. Вследствие этого решения, Высочайшими повелениями от 4, 9, 22 и 28 апреля и 9 мая 1800 года была учреждена особая, с непосредственным подчинением Святейшему Синоду и с непременным правом состоять членом Синода, должность обер-священника армии и флота, которой придавались полномочия по самостоятельному управлению всем гвардейским, армейским и флотским духовенством. Так, 4 апреля 1800 года до столичного митрополита Амвросия была доведена монаршия воля, согласно которой обер-полевые священники «не только в военное время и когда войска в движении, но и в мирное время имели в своём ведении всех священников армии». Учитывая то обстоятельство, что к моменту выхода высочайшего указа в войсках уже имелось шесть обер-полевых священников: Озерецковский, Стефановский, Игнатьев, Москаленко-Александровский и Зальский, – митрополит Амвросий оказался в некотором затруднении: кому из перечисленных армейских протоиереев отдать «пальму первенства»? По этой причине он вынужден был обратиться за разъяснениями к тогдашнему Обер-прокурору Святейшего Синода князю Д. И. Хвостову (1799–1803 гг.) с просьбой выяснить у статс-секретаря Павла I Неплюева, о каком именно обер-полевом священнике идёт речь. Недоумение владыки скоро разрешилось. 9 апреля 1800 года последовало новое высочайшее повеление. В письме к П. Я. Озерецковскому граф Кушелев писал: «Ваше высокопреподобие! Государь император высочайше указать соизволили, чтобы священнослужители, находящиеся во флоте, точно так, как армейские, состояли в ведении Вашем». 23 апреля 1800 года Военная коллегия известила члена Святейшего Правительствующего Синода, обер-священника армии и флота, протоиерея и кавалера П. Я. Озерецковского об этом назначении и разослала в войска циркуляры, в которых указывалось на необходимость «всем обер-полевым священникам по всем своим частям относиться к обер-священнику и кавалеру протоиерею Озерецковскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010