Это ухудшение внешнего положения старокатолического общества в Германии в рассматриваемый нами период, само собою понятно, должно было отразиться неблагоприятным образом на внешнем развитии этого общества. Действительно, если сравним вышеуказанные статистические данные о внешнем положении старокатолицизма в 1878 году со статистическими данными, свидетельствующими о том же положении последнего в конце восьмидесятых годов, то увидим даже регресс в развитии старокатоличества. В 1878 году, как мы уже видели, в Пруссии было 36 старокатолических общин с 22 тысячами душ, в конце восьмидесятых годов (1886–1887) это количество уменьшилось до 30 общин с 15 тысячами душ; в великом герцогстве Баденском в 1878 году было 44 общины с 19 тысячами душ, в конце восьмидесятых годов стало только 36 общин с 14 тыс. душ. В особенности же сильный регресс в развитии старокатолицизма в рассматриваемый нами период заметен, как и следовало ожидать, в Баварии: в 1878 году в ней, как мы видели, было 34 общины с 10 тысячами душ, в 1883 же году осталось 28 общин с количеством лишь пяти тысяч душ и проч. 157 Благоприятные (сравнительно) отношения швейцарского правительства к старокатолицизму с первых же моментов существования последнего. Следствия этих отношений. Быстрое развитие старокатолицизма. Образование центрального комитета. Меры, предпринятые этим комитетом к упрочению юридического положения старокатолического общества. Благоприятное отношение к этим мерам швейцарского правительства. Причины этого – столкновение с ультрамонтанскими епископами Мермильодом, Лаша и Грейтом. Отрешение правительством ультрамонтанских священников от мест их служения. Занятие этих мест старокатолическими священниками. Быстрое увеличение числа старокатолических общин. Отсутствие прочной организации в этих общинах. Образование временной комиссии для выработки этой организации. Издание законов 1873 года. Следствия издания этих законов для старокатоликов. Наступление блестящего периода в истории швейцарского старокатолического общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

В целом Русско-турецкая война завершилась благоприятно для России и православных славянских стран. Важнейшие задачи, которые ставила перед собой Российская империя, начиная военные действия, полностью или частично были выполнены. В итоге Россия вернула себе южную часть Бессарабии, которая была утеряна ранее в связи с Крымской войной (1853–1856 гг.), и присоединила Карскую область, население которой составляли христианские народы – армяне и грузины. Согласно Сан-Стефанскому договору, Болгария стала независимым государством, самым большим на Балканах; также Турция признала независимость Сербии, Румынии и Черногории. В качестве признания значения России для освобождения болгарского народа от турецкого владычества с 1878 года в Болгарии на Литургии в православных храмах на великом входе поминался российский император Александр II и русские воины, павшие в ходе сражений за освобождение Болгарии в Русско-турецкой войне 1877–1878 годах от многовекового турецкого ига. Святитель Феофан в переписке выражал свою радость о том, что война закончилась успешно для славянских народов. В письме к Надежде Ильиничне Кугушевой, написанном на следующий день после подписания Сан-Стефанского договора, 4 марта 1878 года, он говорит о своей радости от благоприятного исхода войны, упоминая о готовящемся и собравшемся вскоре так называемом Берлинском конгрессе: «Слава Богу! Цель войны достигнута» с. 27]. При этом он выражает уверенность, что подписание Сан-Стефанского договора является гарантией, что «ожидаемая конференция или конгресс» не выступит с «какими-нибудь изменениями достигнутого» с. 28]. Когда преосвященный Феофан писал это письмо, он не знал еще, что на Берлинском конгрессе европейские страны (и не в последнюю очередь Англия) будут проводить настойчивую политику, нацеленную на ухудшение положения некоторых балканских стран по сравнению с теми условиями, о которых была достигнута договоренность в рамках Сан-Стефанского договора. Упоминаемый в письме Берлинский конгресс открылся 1 июня 1878 года под председательством князя Отто фон Бисмарка 11 . На этом конгрессе 1 июля был подписан Берлинский трактат, существенно изменивший положения Сан-Стефанского договора в пользу Австро-Венгрии и в ущерб балканским странам. Были существенно сокращены границы болгарской территории, а Босния и Герцеговина были переданы Австро-Венгерской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Сперва главная часть церкви была холодная: теплыми были только приделы Ильинский и Тихфинский, которые и отделялись от главной части храма деревянного оштукатуренною стеною. В 1856 г. и главная часть сделана на церковные деньги теплою. В храме помещается до 1,000 человек. Стены внутри церкви окрашены, в 1882 году, масляной краской; живописи на ней нет, кроме изображений 4-х евангелистов, написанных на войлоке в рамах. Иконостас главного алтаря и стоящих подле него приделов устроен ровный, без всяких выступов. Вь 1878 году он значительно пополнен иконами, украшен изящною резьбою и весь вызолочен. Царские двери в 1878 г. устроены новые и, при своей простоте, отличаются оригинальностью рисунка. Иконостас в три яруса. Иконы нижнего яруса обложены серебряными ризами. В Тихфинском приделе иконостас резной вызолоченный, в 2 яруса, уже довольно устарелый. Иконы в нижнем ярусе его также украшены серебряными ризами. Иконостас Ильинского придела, также довольно устарелый, устроен в 1842 году, вместо прежнего, перенесенного из старой Тихфинской церкви. Иконы его все в серебряных ризах. Ризы многих икон устроены купцом Авериным, бывшим долгое время церковным старостою. Над главным престолом сперва был шестиколонный балдахин; вместо него, в 1878 году, устроен балдахин на 4-х деревянных колоннах, украшенных резьбою и золотом. На верху балдахина поставлен крест. Кроме указанных переделок, в 1878 году сделаны, во Введенском храме, следующие капитальные работы; подвал церковный поднят и осушен посредством труб; под главною церковию сделан свод, а под полом придельного храма положены новые балки; в алтаре и на солеях главной церкви устроен пол паркетный, а в остальной части храма – асфальтовый; солея главного храма отделена новой чугунной решеткой, устроена изящная кафедра для проповедника; по всей церкви устроены закладные рамы и переплеты с новыми приборами и стеклами, новые филенчатые двери, а у входов – наружные двери железные, решетчатые; для отопления храма и очищения воздуха устроены 4 камерные печи, 2 кафельные, 2 малых камина и 11 вентиляторов с чугунными приборами; исправлены и вызолочены люстры, киоты и свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

49 . Галахов Иаков (Яков) Яковлевич//Профессора медицинского факультета Императорского (государственного) Томского университета – Томского медицинского института – Сибирского государственного медицинского университета (1878–2003): биогр. словарь/С.Ф. Фоминых, М.В. Грибовский, Г.И. Мендрина, А.И. Венгеровский, В.В. Новицкий. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. Т. 1. 50 . Манилов. В. Женская гимназия О.В. Миркович. Годовой отчет клуба краеведов «Старый Томск», 2002 г. С. 17–18. http://kraeved. lib .tomsk. ru/files2/423 Otchet 2002.pdf. (24.05.2012). 51 . Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в Советский период. Томск; Водолей Publishers, 2004. С. 171. 52 . Галахов Иаков (Яков) Яковлевич//Профессора медицинского факультета императорского (государственного) Томского университета – Томского медицинского института – Сибирского государственно медицинского университета (1878–2003): биогр. словарь/С.Ф. Фоминых, М.В. Грибовский, Г.И. Мендрина, А.И. Венгеровский, В.В. Новицкий. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2004. Т. 1). 53 . Липаков Е.В. Галахов Иаков Иаковлевич.//Православная Энциклопедия. 2005, Т. 10. С. 307–308. 54 . Галахов Иаков (Яков) Яковлевич//Профессора медицинского факультета императорского (государственного) Томского университета – Томского медицинского института – Сибирского государственно медицинского университета (1878–2003): биогр. Словарь/С.Ф. Фоминых, М.В. Грибовский, Г.И. Мендрина, А.И. Венгеровский, В.В. Новицкий. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2004. Т. 1. 55 . Липаков Е.В. Галахов Иаков Иаковлевич.//Православная Энциклопедия. 2005. Т. 10. С. 307–308. 56 . Галахов Иаков (Яков) Яковлевич//Профессора медицинского факультета императорского (государственного) Томского университета – Томского медицинского института – Сибирского государственно медицинского университета (1878–2003): биогр. Словарь/С.Ф. Фоминых, М.В. Грибовский, Г.И. Мендрина, А.И. Венгеровский, В.В. Новицкий. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2004. Т. 1. 57 . Общий Список Членов Священного Собора Православной Российской Церкви. Деяния... Книга 1, выпуск 1: предисловие, документы и материалы к созыву и деятельности Предсоборного Совета и Собора. М. 1918. С. 67. Репринтное издание.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Т. 1: Книга Бытия. – 1875 (обл. 1876). – 680 с. разд. паг.. л. карт. Т. 2: Вторая и третья книги Моисеевы. Исход и Левит. – 1877. – 677 с. разд. паг., л. карт. Т. 3: Четвертая и пятая книги Моисеевы. Числа и Второзаконие: С указателем к Пятокнижию. – 1878. – 457 с. разд. паг. Т. 4, ч. 1: Пророки и пророчества до разделения Царств в Священных книгах этого периода. – 1893. – VI, 372 с. Т. 4, ч. 2: Пророки Илия, Елисей и Иона. – 1893. – 248, VIII с. Т. 5: Пророк Исайя: В 2 ч. – 1898. 403 . Священная летопись первых времен мира и человечества как путеводная нить при научных изысканиях: [Тексты книг Ветхого Завета с комментариями]. – 2-е изд., испр. – М.: Тип. т-ва «Обществ, польза», 1878--1879. – Загл. Т. 2: Священная летопись. Т. 1: Вступление и Книга Бытия. – 1879 (обл. 1878). – 130. 390, 3 с. Т. 2: Вторая и третья книги Моисеевы. Исход и Левит. – 1878. – 527 с. разд. паг., л. ил., карт. Переводы 404 . Поэмы Гесиода. Подстрочный перевод с греческого/Вступл., пер. и примеч. – СПб.: Тип. т-ва «Обществ, польза», 1885.-X, 280 с. 405 . Теогония Гесиода и Прометей: Разбор сказаний/Доп. к рус. пер.» с примеч. – СПб.: Тип. Глазунова, 1897. – XX, 579 с. Воскресенский Григорий Александрович (1849–1918) Григорий Александрович Воскресенский родился 23 января 1849 года в селе Чернейка Ржевского уезда Тверской губернии в семье священника. В 1868 году поступил в Московскую Духовную Академию, в 1871 году как один из лучших воспитанников Советом Академии был определен к замещению кафедры русского языка и славянских наречий. Для подготовки он был направлен в Петербург, где в течение двух лет прослушал курс славянской филологии под руководством известного ученого Измаила Ивановича Срезневского . По окончании курса Григорий Александрович был командирован за границу. Посетил Вену, Прагу, Загреб и Белград, где изучал древние списки Апостола. По возвращении из заграничной командировки в. 1875 году он был избран на вышеуказанную кафедру в должности приват-доцента. В 1879 году Григорий Александрович представил диссертацию «Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1878–1879 23 июня 1878 г. преподаватель математики Карл Фот подал заявление правлению о том, что он не может совместить все уроки по математике и физике в семинарии с уроками в третьей одесской гимназии и просит передать четыре урока математики в семинарии другому преподавателю. Пожелавшим взять эти уроки оказался лаборант новороссийского университета Евгений Вернер, заявление коего и заслушано было в заседании 12 авг. 1878 г. При этом г. Вернер просит вознаградить его за эти уроки жалованьем в высшем размере, т.е. по 75 руб. за урок. Правление согласилось ходатайствовать об этом, «так как г. Вернер известен в Одессе, как знаток и отличный преподаватель физико-математических наук» 348 . В заседании 31 авг. произведены были выборы двух членов правления семинарии, преподавателя И. Котовича – в педагогическое собрание и преподавателя Н. Катаева – в распорядительное 349 . В том же заседании правление семинарии обсуждало отношение канцелярии архиепископа херсонского и одесского по поводу постановления епархиального съезда духовенства херсонской епархии, бывшего в конце месяца 1878 г. В вечернем заседании 22 июня «съезд, рассуждая о мерах, какие нужно принять к уничтожении штундизма и раскола в херсонской епархии, и принимая во внимание, что лжеучение штундизма главным образом основывается на неправильном толковании истин Слова Божия, заключил ходатайствовать пред св. синодом о новом издании евангелия в русском переводе с подстрочным толковым текстом, по возможности кратким, но таким, в котором бы изъяснялось все вероучение и обряды православной церкви. Было бы полезно также издать и распространить в народе книгу о заблуждениях штундизма, общепонятную и по цене доступную для всякого. Резолюция его высокопреосвященства на сем постановлении последовала такая. «Имеет канцелярия предложить о. ректору одесской семинарии от моего лица, чтобы он, по совещании с подведомственными ему наставниками семинарии, доложил мне о том, 1) признается ли удобным составить такой подстрочный толковый текст евангелий, о каком говорится здесь, и может ли евангелие с таким текстом быть дешево для народного употребления? 2) Не лучшели издать такую книгу, в которой бы обличались заблуждения штундизма и вместе оправдывались те пункты учения православной церкви, против коих восстают штундисты? и 3) Нет ли в числе наставников одесской семинарии, которые бы желали составить такую книгу для пользы нашей церкви и к их чести».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Влияние Достоевского на Соловьева сказывается на первом же его публичном выступлении в Петербурге в 1877 года– речи «Три силы», прочитанной в апреле в заседании Общества любителей российской словесности. В 1877 году в «Журнале министерства народного просвещения» появилось незаконченное исследование Соловьева «Философские начала цельного знания». Это – первый набросок философской системы; начертана схема, намечены основные вехи, разработаны вчерне главные отделы: философия истории, логика и метафизика. " Чтения о Богочеловечестве " (1878) В 1878 проходили публичные лекции (носившие характер проповеди) Соловьева религии в Соляном городке в Петербурге. «Старая традиционная форма религии,-по мнению Соловьева,-исходит из веры в Бога, но не проводит этой веры до конца. Современная внерели-гиозная цивилизация исходит из веры в человека, но и она не проводит своей веры до конца; последовательно же проведенные и до конца осуществленные обе эти веры – вера в Бога и вера в человека – сходятся в единой, полной и всецелой истине Богочеловечества». " Критика отвлеченных начал " (1877-1880) Начиная с 1878 года Соловьев усиленно работал над своей докторской диссертацией, отдельные главы которой печатались в «Русском вестнике». Летом 1878 года ездил с Достоевским в Оптину Пустынь . Конец семидесятых годов – время наибольшей духовной близости между Соловьевым и Достоевским. Защита Соловьевым докторской диссертации " Критика отвлеченных начал " состоялась в Петербургском университете 6 апреля 1880 года. В предисловии автор определяет свое понимание «отвлеченных начал»: «Это суть частные идеи (особые стороны и элементы всеединой идеи), которые, будучи отвлекаемы от целого и утверждаемы в своей исключительности, теряют свой истинный характер и повергают мир человеческий в то состояние умственного разлада, в котором он доселе находится». Этим " отвлеченным началам " Соловьев противополагал идею " положительного всеединства " в жизни, знании и творчестве. После получения докторской степени Соловьев читал лекции в Петербургском Университете и на Бестужевских курсах в качестве приват-доцента.

http://drevo-info.ru/articles/2523.html

Выставка о совместной борьбе русских, сербов и черногорцев передана Церкви Плужине, 25 августа 2023 г. РЦНК " Русский Дом " в Белграде передал в дар соборному храму свт. Макария Соколовича в черногорском городе Плужине выставку «Борьба сербов и черногорцев против турок 1875-1878 глазами русских добровольцев». Экспозиция, подготовленная Русским научным институтом и Русским Домом в Белграде, на протяжении трех месяцев путешествовала по Черногории, посетив Подгорицу, музеи города Герцег-Нови, Пиве, Плужине.      «Выставка посетила несколько городов Черногории, но я рад, что свой путь по стране она завершает здесь, в Плужине, вблизи тех мест, где 148 лет назад зародилось Герцеговинское восстание. Восстание оказало огромное влияние как на Россию, так и на Черногорию, в 1877 году Россия вступила в войну с Турцией, результатом которой стало освобождение балканских народов, а Черногория и Сербия получили независимость. Особенное удовольствие для меня сообщить, что Русский Дом передает выставку в дар соборному храму свт. Макария Соколовича в городе Плужине и его настоятелю о.Луке Цицмилу. Отец Лука, надеюсь, эта выставка станет первой экспозицией вашего музея при храме, строительство которого сейчас завершается», – заявил представитель Русского Дома Павел Бушуев.      «Я думаю, что это очень хорошо, что эта выставка остается у вас в Плужине. Надеюсь, новые поколения в Сербии, России и Черногории будут уважать историческое, духовное и религиозное родство наших народов», - заявил Посол России в Черногории Владислав Масленников. После церемонии передачи выставки, в которой приняли участие Посол России в Черногории Владислав Масленников, мэр Плужине Слободан Делич, глава горсовета Даниловграда Велимир Джокович, многочисленные общественные деятели и политики, состоялся показ документального фильма Желько Чуровича «Черногория: грань истины и лжи». Выставка «Борьба сербов и черногорцев против турок 1875-1878 глазами русских добровольцев» состоит из гравюр и рисунков русских художников-добровольцев, которые публиковались в русской прессе в 1875-1878 гг. Герцеговинское восстание 1875 года повлекло за собой сербско-турецкую и черногорско-турецкую войны. Огромная поддержка идеи освобождения южных славян в российском обществе привела к тому, что Россия вступила в войну с Турцией. Результатом русско-турецкой войны 1877-1878 гг. стало освобождение Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины от турок, провозглашение независимости Сербии и Черногории. 25 августа 2023 г. Рейтинг: 9.7 Голосов: 32 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/155669.html

Против этих скрытых антироссийских смыслов и выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сказавший: «Россия не посмотрела на Европу. Движимая своей любовью, ослабленная и не имеющая никакой политической поддержки в мире, начала борьбу. Это великий пример того, как духовная, культурная солидарность превозмогает политический прагматизм. Я рад, что могу вам это сказать. Не Польша, не Литва – Россия! Мне трудно было слышать все эти ссылки на участие других стран в освобождении. Ни польский, ни литовский сеймы не принимали участие в решении о начале войны с Османской империей. Надеюсь, СМИ нас слышат и передадут мое разочарование неправильной интерпретацией». Разгоревшаяся после этих слов полемика, доходящая в выступлениях некоторых болгарских политиков до мерзких и недостойных приличного человека выражений, только подтвердила наличие указанных скрытых смыслов. Верно подметил доктор политических наук А.В. Щипков в статье «Болгарская речь Патриарха» , что «исторический релятивизм», столь явно проявившийся в данной дискуссии, ставит своей целью «лишить Россию права на собственную большую историю и, как следствие, права на современную большую политику. Именно для этого в западной политизированной историографии последовательно проводится мысль, что не Россия принимала участие во всех ее крупных исторических победах, а отдельные народы, входившие в ее состав». Причем стоит повторить: сам выбор таких «отдельных» народов тоже имеет жесткую идеологическую подоплеку. Такая вот избранная «историческая толерантность». Рейтинг: 9.7 Голосов: 662 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  См.: Сборник материалов по русско-турецкой войне 1877–1878 гг. на Балканском полуострове. Вып. 11. СПб., 1898. С. 139–178.  См.: Хронологический очерк участия л.-гв. 3-го Стрелкового финского батальона в кампании против турок 1877–1878 гг./Сост. штабс-кап. фон Вендт. Гельсингфорс, 1881;  Лунтинен П.  Военные формирования Финляндии в системе вооруженных сил Российской империи//Новая и новейшая история. 2002. 5. С. 107–115;  Санакоев М.П.  Народы Кавказа и формирование иррегулярных частей в годы русско-турецкой войны 1877–1878 гг.//Известия Юго-Осетинского научно-исследовательского института АН Груз. ССР. Вып. 22. 1977. С. 41–51;  Узарханов З.Г.  Участие 3-го Дагестанского конно-иррегулярного полка в русско-турецкой войне 1877–1878 гг.//Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2011. 2.

http://pravoslavie.ru/111388.html

Консул, статский советник В. Кожевников Архив РДМ, п. 27, д. 505. 1 л. 211. Расписка квартирного хозяина, выданная архимандриту Антонину Пирей 29 марта 1878 г. Подлинник Нижеподписавшийся, сим удостоверяю, что в силу заключенного мною 13 мая 1877 года условия с начальником Иерусалимской Духовной Миссии, архимандритом Антонином, относительно найма принадлежащего мне в городе Пирее дома под квартиры членов означенной Миссии 320 , мною получены сего 29 марта 1878 года от о. архимандрита Антонина двести франков (200 фр.) билетами Народного банка, по новому с обеих сторон соглашению, за срок от 15 марта по 15-е апреля текущего 1878 года. Все вышеписанное подтверждаю собственноручным подписом. Архив РДМ, п. 7, д. 125. 1 л. 212. Представление архимандрита Антонина в Св. Синод Иерусалим 5 июля 1878 г. Копия Считаю долгом своим донести Святейшему Синоду о последовавшем благополучном возвращении вверенной мне Миссии из места ее временного пребывания в пределах Греции к своему посту. Благодаря отличному заведованию делами русских подданных в Палестине германского консульства за время минувшей войны, похвальному административному такту местных иерусалимских властей и преданности нам людей, состоящих на службе Миссии, все имущество последней, до мельчайших вещей, найдено было мною по возвращении своем в Иерусалим в полной сохранности. В надежде на долгое и безмятежное отселе пребывание Миссии на своем месте, я нахожу необходимым, на основании долголетнего наблюдения своего положения в крае и в кругу своей деятельности, всенижайше просить благосклонного внимания Святейшего Синода, в залог упрочения здесь порядка и доброго, нерушимого согласия, к следующим предметам: 1 . Ввиду бесприютного положения наших поклонников, посещающих св места за пределами Иерусалима, и полного бездействия нашего здесь консульства (как поверенного Палестинской Комиссии) в отношении приискания средств устранить оное, я около десяти лет уже занимаюсь устройством поклоннических приютов в разных местах, освященных христианским преданием, как то: в Горней, при Мамврийском Дубе, на горе Елеонской, в Иерихоне, – в чем, с помощью частной благотворительности боголюбивых соотечественников и при благословении Божием, успел самым желанным образом, прибегая при сем за средствами к поддержанию приютов, кроме своих скудных пожертвований, и к штатной сумме, определенной на содержание Миссии. Находя, однако же, последний сей источник непрямым и ненадежным и зная, что собственно на предмет этот Святейший Синод собирает повсеместно в России значительные суммы, я осмеливаюсь покорнейше просить оный благоволить отчислить из палестинских сумм, передаваемых им Палестинской Комиссии ежегодно, для поступления в мое распоряжение 1200 рублей звонкою монетою. Смею надеяться, что справедливость этой меры не может быть оспариваема.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010