Чернобаево. Церковь Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь в селе была построена в 1870 году на средства надворного советника Саввы Васильевича Большого. Каменная церковь с такой же колокольней в одной связи. Престолов было три: главный во имя Святителя Николая Чудотворца, правый во имя Святой мученицы Параскевы, левый во имя Святого мученика Саввы Стратилата. В приходе имела земская школа, открытая с 1884 года, в ней обучалось в 1915 году 83 мальчика и 40 девочек. С 1886 года законоучителем в школе был священник сельского храма Федор Яковлевич Чернобаев. В 1940 г. указывалось, что церковь считается действующей, так как юридически не была закрыта. Служба в ней не проводилась с 1932 г. http://www.ryazeparh.ru/ Село Чернобаево, церковь Николаевская. В качестве села Чернобаево упоминается в книгах приправочных г. Пронска Каменского стана 1597 - 98 гг., где оно с находящимися в нем церквами описывается так: «Село Чернобаево на речке Милесье, а в селе церковь Николая чудотворца да другая церковь святая Пятница. В том же селе Чернобаеве жеребей за Микифором да за Иванком Ивановичами, детьми Потулова, отца их поместье, а на их жеребей двор помещиков Микифорков да 4 двора крестьянских…» В том же селе «жеребей за Ромашком да за Онашкою Михайловичами, детьми Потуловыми, отца их поместье, а на их жеребей двор помещиков да восемь дворов крестьянских, да двор бобыльский..». В том же селе Чернобаеве «по жеребью за вдовою Огрофеною Ивановной, женою Лысцова с детьми семнадцать чети да за Микитою Федоровичем, сыном Потулова, тридцать три чети и всего в селе Чернобаеве за помещики 334 чети». В писцовых книгах Каменского стана 1628 - 29 гг. видно, что в начале XVII столетия при Николаевской церкви был придел великомученика Христова Георгия, а о другой – Пятницкой церкви замечено, что она теплая, а все церковное строение в тех церквах было мирское приходных людей, самое же село Чернобаево значится по прежнему за Потуловым. Вместо двух церквей, существовавших в селе Чернобаеве, в 1770 г. построена была помещиком Трофимом Андреевичем Потуловым одна деревянная церковь Никольская с приделом в честь св. муч. Параскевы – холодная. В 1870 г. на сумму, завещанную еще в 1810 г. доктором Саввою Большим, в количестве 10 769 руб. ассигнациями, начато строение ныне существующей каменной Никольской церкви с двумя приделами, из коих пока освящен только один Пятницкий придел. В настоящее время на постройку храма имеется до 5000 руб.

http://sobory.ru/article/?object=17951

Кромы. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1822. Год утраты:1940 (взорван) Адрес: Орловская область, Кромской район, Кромы, площадь Освобождения Координаты: 52.689185, 35.773716 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Одновременно с основанием в 1594 г. города Кромы в Кромском кремле – рубленом возвели и деревянный Успенский собор. Во время осады в 1605 г. Кром войсками царя Бориса Годунова собор сгорел вместе с кремлем. Переживший в годы Смутного времени (1604–1612) две тяжелые осады и ряд татарских и литовских набегов городок сильно обезлюдел, и кромляне по бедности своей долго не могли возобновить соборную церковь. В 1673–1674 гг. собор, наконец, срубили, но не в кремле, вероятно, по причине тесноты последнего, а на соседнем холме в остроге Завитай, на месте, где ранее стояла Покровская церковь (сейчас здесь находится районный Дом культуры. – В.Н.). Собор строился на средства попа Герасима, который собрал деньги, «испродавжи пожитки свои и всякую рухледишку». В сметном списке 1682–1683 гг. содержится его краткое описание: «... соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы деревянноя с приделам и папертью. Олтари круглые, главы на осьмереках побиты чешуею, кресты опаены белым железом, церковь крыта тесом». Судя по описи, храм был двухшатровым – второй шатер венчал придел. В 1759 г. вместо деревянного выстроили кирпичный «изрядной работы» Успенский собор. Он был небольшим и представлял собой четверик, увенчанный четырехскатной крышей с небольшой главкой, к главному объему с западной стороны примыкала небольшая трапезная. В начале XIX в. согласно новому регулярному плану, утвержденному в 1780 г., собор перенесли во второй раз на новое место. Новый храм заложили на месте разобранной кирпичной Пятницкой церкви, построенной в 1775 г., вокруг которой ранее разбили обширную площадь, где располагались дом городничего и присутственные места. Собор строился на средства прихожан, среди которых особенно выделялся кромской купец Петр Иванович Горбунов, ходивший для сбора пожертвований по домам с чудотворной иконой Страстной Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=44930

На месте явления был вырыт и освящен колодец, а позднее построена каменная часовня. В связи с большим притоком богомольцев к чудному образу в 1864 г. в Ильешах был перестроен и расширен храм шатрового типа с большой колокольней. По сложившейся традиции в день чудесного явления совершался Крестный ход. Из храма икону несли к часовне на специально изготовленных носилках. У часовни совершался молебен великомученице. В этот день на торжества в Ильешу из Петербурга приезжали викарные епископы и священство. В 1940 г. храм был закрыт коммунистами, а в 1941г. сюда прибыли священники из «Псковской миссии» и его опять открыли для совершения богослужений. В 1960 г. первый раз Крестный ход не пошел, а уже в 1961 году часовню взорвали, колодец же засыпали землей. И, не смотря на то, что в хрущевские времена 60-х была борьба властей со святыми источниками и мощами, местные жители восприняли это несчастье как наказание Божие за их маловерие. Место чудесного явления иконы сейчас расчищено от зарослей и поставлен памятный крест. Заложен и новый фундамент под часовню. Каждый год в последнюю пятницу перед праздником святого Пророка настоятель Ильешского храма привозит из Лавры (где она постоянно хранится) эту чудотворную скульптурную икону. Продолжая благочестивые традиции, икону с Крестным ходом из Николо-Пятницкого храма несут сначала к месту явления, а затем по храмам Гатчинского и Волосовского районов. Частица святых мощей святителя архиепископа Гурия Казанского доступна для поклонения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре, в Санкт-Петербурге. На крышке раки с мощами святого Александра Невского находится семьдесят девять мощей святых. Известно, что до революционного переворота мощи князя хранились в драгоценной серебряной раке, изготовленной по указу Екатерины II. 13 января 1918 года Наркомат государственного призрения издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Лавры и покоев митрополита для своих нужд. Бумага была подписана Александрой Коллонтай. Результатом этого стало трагическое столкновение, завершившееся кровопролитием — был смертельно ранен священномученик протоиерей Петр Скипетров.

http://elitsy.ru/holy/temple/7141/

Писал сие непосредственный заместитель протоиерея Анатолия Правдолюбова, прослуживший в сем храме с 20 января 1922 года по 20 сентября 1927 года (старого стиля), Священник НИКОЛАЙ ПРАВДОЛЮБОВ " . На утешение детям в Даневе был огромный яблочный сад, возрожденный и ухоженный священномучеником Анатолием. По рассказам дочери Татьяны, этот сад был большим подспорьем в те голодные годы. В 1927 году храм был закрыт, и о. Николаю с семьей пришлось опять переехать в Касимов . Из-за угрозы закрытия и отсутствия священников его определили служить в Пятницкой церкви Казанского женского монастыря города Касимова . Казанский монастырь тоже закрыли и разрушили, и о. Николай служил в Касимовской Никольской церкви вместе с о. Иаковым. Он был слепым, поэтому все требы приходилось исполнять о. Николаю. Это отнимало много времени, он очень уставал. В те годы недалеко от Касимова в деревне Анемнясево жила блаженная Матрона . В 1933 году два брата, священномученик Николай и мученик Владимир Правдолюбовы, не побоялись составить жизнеописание почитаемой всеми страдалицы, предприняли путешествие в Анемнясево, чтобы лично встретиться с блаженной и собрать все необходимое в своей книге. Рукопись содержала также жития двух подвижников благочестия города Касимова: царевича Иакова , жившего в XVII веке, и Петра Отшельника , современника преподобного Серафима Саровского. Рукопись была снабжена фотоиллюстрациями и почти готова к печати. Для того, чтобы исправить все недостатки, рукопись давалась на прочтение не только родным, но и знакомым. Один из знакомых и отнес эту рукопись в НКВД. Соловки. Протоиерей Сергий, иер.Николай и Анатолий Правдолюбовы. Летом 1935 года было заведено дело, по которому арестовали десять человек, включая и саму блаженную Матрону . В числе арестованных был и о. Николай. Их приговорили к разным срокам заключения. Отец Николай был осужден на пять лет. Вместе со старшим братом священноисповедником Сергием и его сыном Анатолием отбывал наказание по 1937 год на Соловках и в Медвежьегорсклаге на материке — по 1940 год. На лесоповале его тяжело ранило падающее дерево: была раздроблена скула и сдернута кожа с головы. По милости Божией о. Николай выздоровел.

http://drevo-info.ru/articles/14426.html

Затем на этом месте забил источник, была построена купель в честь Цесаревича Алексея. Жители, чьи огороды расположены в непосредственной близости от предполагаемого месторасположения часовни, до сих пор находят при садово-посадочных работах кресты и иконы. Один из них, золотой крест-мощевик, был передан в Храм д.Новая, история которого будет рассказана ниже. Крест сейчас мы видим на чудотворной иконе Николая Угодника. …Через несколько лет после описанных событий, в годы Великой Отечественной войны, произошел в д.Новой такой случай. Шли немцы по Пятницкому шоссе, зимой 1941-го года. Узнав об этом, местные жители спрятались в силосную яму посреди деревни. Фашисты, никого не обнаружив в деревне, заняли свободные дома и жили там в течение недели. А люди оставались в силосной яме, дожидаясь ухода врагов, причем с маленькими детьми. Как удалось им выжить, почему малыши сидели тихо, без плача и криков? Жители объясняют это просто: Небесная Покровительница защитила их и накрыла своим Покровом. И неудивительно, что на общем собрании граждан в 2002 г. было решено восстановить разрушенный большевиками храм. И вот 30 октября 2003 г., на месте бывшей силосной ямы была произведена закладка камня в основание будущего храма в честь Покрова Божьей Матери. http://pokrova.cerkov.ru/main-page/ Покрова Пресвятой Богородицы церковь была построена на средства П.И. Лопухина как усадебная в 1772 году. Однокупольная кирпичная церковь ротондальной формы, с колокольней. Разобрана на кирпич в 1939-1940 гг. Виноградов Павел Николаевич - псал., церк. Покрова Пресвятой Богородицы с. Колычево Звенигородского у., 22 г., Моск. дух. сем.//ЦИАМ, ф. 1371, д. 20, 1916 г., послужной список, лл. 36 об.-37. Ильинский Дмитрий Васильевич - свящ., церк. Покрова Пресвятой Богородицы с. Колычево Звенигородского у., 55 л., Владимир. дух. уч.//ЦИАМ, ф. 1371, д. 20, 1916 г., послужной список, лл. 34 об.-36. Корулев Георгий Яковлевич - ктитор, церк. Покрова Пресвятой Богородицы с. Колычево Звенигородского у., 38 л., зем. шк.//ЦИАМ, ф. 1371, д. 20, 1916 г., послужной список, лл. 36 об.-37.

http://sobory.ru/article/?object=45784

981 Николаевский Угрешский (Николо-Угрешский) мужской монастырь Московской епархии. Монастырь основан, согласно преданию, в 1380 г. Монастырь неоднократно горел, но быстро восстанавливался. В 1521 г. был сожжен при набеге крымского хана Мехмеда I Гирея. В XVI-XVII вв. одно из государевых подмосковных богомолий. К 1739 г. в монастыре находились три каменных храма – Никольский собор, церковь Успения Пресвятой Богородицы и церковь Спаса Нерукотворного с колокольней, возведены стены монастыря. Во второй трети XIX в., в годы настоятельства преподобного Пимена (Мясникова, настоятель в 1858–1880), обитель стала одним из духовных центров Подмосковья. В монастыре в 1910 г. было 11 храмов. После увольнения с московской кафедры здесь проживал на покое (1917–1926) митрополит Макарий (Невский) . В 1918 г. монастырь официально был закрыт, началось частичное изъятие церковных ценностей, хозяйственных и жилых строений монастыря для устройства здесь колонии и дома отдыха Наркомфина. В 1919 г. в монастыре была организована трудовая артель монахов, богослужения продолжались во всех храмах; в 1925 г. монастырь был закрыт окончательно (службы в Петропавловском храме продолжались до 1926 г.). С 1927 г. был занят трудкоммуной ОГПУ, затем заселен жильцами, в нем размещались различные городские службы. В 1940 г. разобран Никольский храм XVI–XIX вв., а затем верхние ярусы колокольни монастыря. В 1991 г. монастырь передан Русской Православной Церкви. 984 2 декабря 1918 г. Следственный отдел НКЮ РСФСР направил заключение по этому делу председателю СНК РСФСР В. И. Ленину. В сопроводительном письме говорилось: «Согласно Вашего предложения от 25 ноября 1918 г. за 14572 о назначении судебного следствия по делу об оскорблении и ограблении бывш. митрополита Макария препровождаю при сем заключение производившего следствие по этому делу помощника юрисконсульта следственного отдела Комиссариата юстиции т. П. И. Ройзмана за (ГА РФ. Ф. 130. Оп. 3. Д. 211. Л. 81). 988 В ответ на письмо от 9 ноября 1918 г. юридический отдел Алексеево-Ростокинского райсовета 21 ноября сообщил в организационно-учетное отделение Московского совдепа, что «церквей, сосредоточивших в себе особые ценности, в районе нет, все перечни церковного имущества представлены 17 октября за 287, 22 октября за 335, 25 октября за 372 и 373, 30 октября за 417 и 5 ноября за 445. Из этих перечней особая комиссия может усмотреть, что для нее является ценным и подлежащим изъятию из ведения верующих. По моему мнению, более ценностей сосредоточено в церквах Пятницкого кладбища, кои и должны быть осмотрены в первую очередь, затем церковь села Алексеевского, села Свиблова и приписанной к ней [церкви] села Леонова, Бахрушинского приюта и села Останкино» (ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 64. Л. 73–73 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В то время снимались историко-биографические фильмы не только о полководцах, но и деятелях науки и культуры. Перечислим эти ленты: «Глинка», «Жуковский», «Римский-Корсаков» «Белинский», «Даргомыжский», «Попов», «Менделеев», «Академик Павлов», «Суриков», «Депутат Балтики» (о русском биологе Клименте Аркадьевиче Тимирязеве). Главный герой первого киносборника военных лет — революционер Максим (был такой персонаж кинотрилогии «Юность Максима» — «Возвращение Максима» — «Выборгская сторона») в фильме как бы сходит с экрана в зрительный зал и обращается к зрителям: «Наша Родина — Родина Петра и Суворова, Кутузова и Нахимова». По радио в те годы велись прямые трансляции из МХАТа, Малого тетра. Концерты симфонической музыки из Колонного зала Дома Союзов, русские оперы из Большого театра можно было услышать по всей огромной стране от Балтики до Камчатки. На сцене Большого была восстановлена опера Глинки «Жизнь за Царя», хотя и под новым названием «Иван Сусанин». Звучали радиопостановки по произведениям русской и мировой классики. Чехов, Островский, Шекспир. Звучали из радиоточек в каждом доме голоса Лемешева и Козовского, записи Федора Ивановича Шаляпина, народный хор им. М.Е.Пятницкого и Хор мальчиков имени А.В.Свешникова. В 1937 году при тогда уже Ленинградской певческой капелле была организована детская хоровая школа. Основателем и художественным руководителем Московского хорового училища стал виднейший мастер русской хоровой культуры Александр Васильевич Свешников. Победный 1945 год стал годом и первого отчетного концерта Хорового училища и его первого выпуска. А в 1940-м году исполнилось 100 лет со дня рождения Чайковского. И юбилей этот был отмечен на государственном уровне с необыкновенным размахом. Не было в Советском Союзе города или поселка, где бы не состоялся концерт, не прошло бы торжественное заседание, посвященное, как было сказано на самом высшем уровне, великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. В 1943 году во всех музыкальных училищах страны были созданы факультеты народных инструментов. Представляете, во время войны!

http://ruskline.ru/opp/2021/06/25/chaiko...

Пятница-Высоково. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Илии Пророка Год постройки:1790. Год утраты:приблизительно 1950 Адрес: Ивановская область, Пучежский район, село Пятница-Высоково Координаты: 57.051819, 42.959192 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:8 км на юго-запад от центра поселения села Сеготь и в 24 км на северо-запад от районного центра города Пучеж Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Пятница-Высоково. Илии Пророка церковь. В Списке населенных мест Костромской губернии 1870-1872 гг. это «Село Высоково при речке Ячмень Юрьевецкого уезда». В 1917 г. г. «В селе Высоково два каменных храма – холодный в честь Рождества Пресвятой Богородицы и святого пророка Илии, построенный в 1768 г., и теплый в честь Рождества Христова и святителя Иоанна Предтечи, построенный в 1787 г.».  Крестовоздвиженская с. Высоково Пятницкое имеет два храма: а) каменный, с такою же колокольнею, однопрестольный - в честь прор. Илии, постр. в 1790 г. и б) деревянный летний, постр. в 1857 г., двухпрестольный: а) в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня и б) св. мц. Параскевы. Ограда каменная. Кладбище в церковной ограде. Расстояние от Костромы 155 в., от Юрьевца 30 в. Ближайшие церкви: Воскресенская с. Листье и Николаевская с. Сеготь в 5 в.  Оба храма утрачены в 1950-е. На месте деревянной Крестовоздвиженской церкви была построена школа, которая тоже не сохранилась. Каменная церковь Илии Пророка находилась в 30 м южнее  деревянной . Колокольня стояла отдельно, в нескольких десятках метров к западу от церквей. Составляла храмовый комплекс с церковью Воздвижения Креста Господня. http://old-churches.ru/ur_021.htm  Закрыта в 1930-х гг., в 1940-х гг. вновь открыта. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=59061

«Подожжем ферму, и скажем, что это сделал поп, тогда его можно расстрелять...». В феврале 1938 года панинцы лишились настоятеля своего храма отца Петра Крестова Мальчик стал рассказывать односельчанам об услышанном, и вскоре его нашли убитым. По просьбе матери Николая отец Петр отслужил у них в доме всенощную, тело Николая Буданова было похоронено на панинском кладбище. Через 10 лет после случившегося сторож клуба Ермолай, находясь на смертном одре, покаялся и признался, что он убил мальчика под давлением властей. Но в 1938-м году в этом преступлении обвинили... священника Петра Крестова. Вспомнили и о сгоревшей в 1937-м году колхозной риге, заодно обвинив священника и в ее поджоге. На селе все помнили, что рассказывал мальчик о заговоре властей. Прихожане Пятницкого храма не сомневались в том, что их батюшку нарочно оклеветали и в убийстве, и в поджоге. Священник пользовался беспрекословным авторитетом среди панинцев. Дорога для заключённых 11 февраля 1938 года протоиерей Петр Иванович Крестов был арестован и заключен в Рязанскую тюрьму. В вину ему вменялось «участие в антисоветской повстанческо-террористической организации церковников». Следствие длилось по 2 сентября 1940 года. За это время священнику пришлось выносить ночные допросы, угрозы, имела место грубость, нецензурная брань — как писал сам отец Петр, «препохабная матерщина» — и избиения. Протоиерей Петр Иванович Крестов своей вины не признал. Все обвинения, выдвинутые против него, священник отрицал и клевету в свой адрес отвергал категорически: «Никогда ни в какой контрреволюционной повстанческо-террористической организации церковников я не состоял... Никаких разговоров на политические темы у меня... не было... Моих выступлений среди церковного актива никаких не было с призывом помешать закрытию церкви... Я не призывал церковный актив мешать производству засыпки семян и зерна в церкви. Никаких противодействий не делал... Проповеди я действительно читал, только чисто религиозного содержания... Антисоветские проповеди я не говорил никогда... Нет, не признаю себя виновным в предъявленном мне обвинении: ни в убийстве, ни в агитации, ни в диверсии и поджоге».

http://pravoslavie.ru/126530.html

В каменной Казанской церкви 1715 г. Казанского Касимовского монастыря Чудотворная икона стояла в иконостасе слева от Царских врат в раме с клеймами Жития Богородицы. В новой каменной Казанской церкви, освященной в 1864 г., икона также находилась в иконостасе слева от Царских врат «в серебряно-вызолоченном» окладе и украшена аметистами и топазами. После закрытия монастыря в 1930 г. Чудотворная икона была перенесена в близлежащую, находившуюся на его территории, Пятницкую церковь. По свидетельству почетного настоятеля Никольского храма г. Касимова протоиерея 1Владимира Сергеевича Правдолюбова (р. 1931) и его сестры Веры Сергеевны Правдолюбовой (1922-2014) изгнанные насельницы монастыря перешли в Пятницкий храм. Хранительницей чудотворной Казанской иконы советом сестер была назначена монахиня монастыря Ирина (Разаренова†1971). В 1930–1935 гг. икона находилась в Пятницкой церкви, в 1935 г. вместе с арестом протоиерея Николая Анатольевича Правдолюбова (священномученик Николай пресвитер Касимовский) Пятницкий храм был закрыт, в 1936 г. разрушен. Монахини перешли в соседний не закрытый Никольский храм (выстроен в 1705 г., перестраивался в 1850–1860-х гг.). Казанская чудотворная икона была принесена сюда и положена на аналой у левого придела. При опасности конфискации ее прятали. С осени 1940 г. по март 1943 г. Никольский храм стоял без пения, все священники города были арестованы, но община не распалась. Староста Никольского храма А.А. Вереина ключи от храма в исполком не отдала, даже под угрозой расстрела, что сохранило иконы храма, в том числе и почитаемую Казанскую, от уничтожения. В марте 1943 г. вернувшийся из очередной ссылки протоиерей Сергий Правдолюбов (святой исповедник пресвитер Сергий Касимовский), получив регистрацию в исполкоме, возобновил Богослужение в Никольском храме. Первой службой был водосвятный молебен перед чудотворным Казанским образом и окропление храма святой водой. С тех пор икона постоянно находилась в Никольском храме. О местнопочитаемой старице Иустине в Касимове всегда сохранялась память. По благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Симона (митрополит Симон (Новиков) †2006) в храмах Касимова ей поется составленный в 1992 г. под его редакцией тропарь:

http://pravicon.com/info-3985

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010