Есть общая – местная нужда в скорбь Града: еще не вовсе город наш освободился от наводнения, более нежели в течение двух месяцев томящего большую часть оного. Сколько понесено скорбей, лишений, потерь подвергшимися этому гневному посещению Божию, особенно, когда возьмем во внимание и другие города и селенья нашего края, потерпевшие опустошительное действие наводнения? К кому обратимся в этом посещении, как не к Матери Божией, чтобы Она – благоутробная умолила Сына Своего милостивно избавить нас от належащего обстояния, дабы Господь, по благим путям промысла Своего, таковое наводнение, вменив, как очищение от греховных нечистот наших, для вознаграждения понесенных бед, послал нам свои милости, – самым наводнением угобзив поля и нивы, благословил оные обилием плодов земных. Все в руке Господа: Он гневно посетив, может и исцелить: наказав мало, может ущедрить богатою милостию; отъяв едино из благ, может сугубо вознаградить: будем терпеть благодушно скорби, дабы быть достойными милости. Каждый раз, как мы нарочитым усердием подвизая Матерь Божию в чудотворной Иконе из святой обители Ея во град, торжественно встречаем, и благоговейно приемля, просим прийти к нам с Божественною милостию, – каждый раз встречаем дражайшую Посетительницу и в общем и частном молитвенном чувстве. Встречаем в общем чувстве, как Царицу неба и земли; посему и приносим, как рабы, общее моление, чтобы Владычица в пришествии своем отверзла нам обремененным грехами двери Божественного милосердия, низвела на нас небесную милость, избавила нас от бед и скорбей и даровала нужное и полезное. Встречаем в частном чувстве, встречаем каждый в чувстве своей духовной и телесной нужды, как благодатную Матерь в утешительном чаянии, что Благословенная в пришествии своем явит каждому из нас милости свои в вспоможении нам по нашему состоянию и житейским обстоятельствам. Попечительный начальник молит Владычицу о благоуправлении дел управления его; отец семейства молит Матерь Божию о благоустроении дома, чад и домочадцев его во всем добром и полезном; супруги молят Неневестную о благословении жительства их в неразрывном союзе единомыслия и любви; больные от сердобольной Матери просят здравия, сирые помощи, вдовы заступления, несчастные утешения, гонимые и озлобляемые покровительства и защищения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Ему надлежит против сильных и вместе неприязненных врагов оборонять одними только своими силами отечества, сохранить величие Российской державы, защитить православную веру. Это бремя, эту тяжесть может чувствовать в полной мере только Он, Богом хранимый Самодержец, так как на Нем лежит первейшая обязанность и забота престол свой защищать против воюющих держав, употребляющих все усилия потрясти Всероссийский престол и уничижить его державу. О Господи сил! Спаси Царя, укрепи Царя, исполни мудростью и силою Твоею Царя! Будем непрестанно, усердно, пламенно день и ночь молиться о Царе, да оградит Его Господь десницею Своею, да одушевит мужеством и мудростью и братьев Царевых, истинных помощников брату Царю, да сохранит и все Августейшее семейство, радость и утешение России! Моляся о здравии и о покровении свыше Царя и Августейшего Дома Царева при толико скорбных обстоятельствах губительной брани, надлежит и нам, как верным сынам православной Церкви и царства всеми мерами содействовать успехам оружия, содействовать различными пожертвованиями, для сего не щадить ни достояния и сокровищ, ни крови и жизни, для защиты возлюбленного отечества и православной Веры и Церкви. Но при этом рвении к содействию успехам брани возможным для нас пожертвованием, надлежит также единодушно молиться Господу, сокрушающему брани и препоясующему немощные силою свыше на гордящихся множеством вой и вооружения. Без Господа не совершается никакое дело, кольми паче успех брани. Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит, Господь убожит и богатит, смиряет и высит. Не укрепляется силен муж крепостию своею. Господь немощна творит супостата его. Посему, если мы в скорби сердца, в смирении и уничижении духа будем молиться Господу сил и разумов: то Господь дает крепость людям своим, препояшет немощные свыше, подаст мудрость и мужество вождем и вожденачальникам нашим к противодействию сопротивным наветам, и неприязненным замыслам врагов наших. Для сего-то молитвенного споборства мы и обратились нарочито к Пречистой Богородице, явившей некогда победное знамение жителям Новгорода на сопротивных им соотечественников, в несчастное время господства в России междоусобий, когда и единоплеменники воевали, как иноплеменники. Если и в нас не ослабела вера, не оскудело упование, если и мы не лишились вовсе дерзновения к Богу: то и ныне Пресвятая Богородица, когда единодушно обратимся к Ней, готова явить знамение благо в споборение православному оружию нашему. Будем молить Заступницу нашу и о том, чтобы явила знамение благо в путях жизни каждого из нас, чтобы мы укреплялись против внутренних врагов, страстей наших, и победою над внутренними врагами пролагали путь к укрощению миром и внешних врагов наших. Аминь. 1855 г. Ноября 27 в Абалакской Обители. Слово в день восшествия на престол Государя Императора Александра Николаевича

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

В 3-х пребывание Иконы Божией Матери в граде нашем было временем благодатного и вкупе повсеместного, радостотворного помещения Ее чудотворною своею Иконою, посещения святых Обителей и Храмов, судебных мест и заведений, домов общественного собрания и частных жилищ. Вот Божественная Посетительница всеми приглашается, всеми благоговейно приемлется, и благоутробная Матерь никому не отказывает в своем посещении: всюду кротко шествует, всюду милостиво входит, от всех и более достойных и менее достойных молитву слышит и моление приемлет. И какое умилительное для взора и чувства зрелище! Не говоря о Обителях и святых храмах, святая чудотворная Икона благочестно подъемлется в места судебные и учебные, с честью вземлется на торжище народное и в стан воинский, посещает места общественного призрения бедности, и места исправления человеческой испорченности; входит в частные дома и храмины, шествует даже в темничное узилище к преступникам. Для чего все это? Для того, чтобы общая небесная Матерь все свыше благословила, все Божественным кровом своим приосенила, во всем явила свое благодатное заступление и ходатайство: здравое в нашем состоянии, правое в делах еще более укрепила; слабое, поврежденное, беспорядочное устроила, вовсе расстроенное, извращенное, падшее своею сильною помощию подъяла, восставила, исправила. Все это для нас слабых и не совершенных, уничиженных и грешных все необходимо и благодетельно. И если бы не Пречистая пред престолом Вышнего предстояла молящи, кто бы нас избавил от обременяющих нас грехов и належащих бед? Но и какое снисхождение Матери Божией к нашему уничижению, какое благосердие к нашему недостоинству! Она кротко входила Пречистою Иконою своею и туда, где знала о тяжких преступлениях, где видела нечистоты, где зрела одну: наружность, суетность, лицемерие; что много? смиренно входила даже в темницу к заключенным преступникам. О, не прогневайся на нас Владычице! По богатству благости Твоея, приими и наше малое за великое, и наше скудное за богатое, и наше недостаточное за Совершенное, и по безмерному благоутробию Твоему, паче всего покрой наши немощи, наши слабости, наши пороки и преступления; не возглаголи на нас Сыну Твоему и Богу нашему, но застени предстательством Твоим от взора Его недостойное в нас, возглаголи хотя о внешних знамениях нашей веры и благоговения к Тебе. Так, Божественная Мать, если Ты не обрела в нас чувства и расположения истинных сынов и дщерей: то как Госпожа и Владычица, не презри в нас чувства рабского. В сем-то чувстве, в чувстве уничиженном и смиренном, в чувстве своего недостоинства мы приносим Тебе жертву благодарения, плод устен и сердца, исповедающихся имени Господа Вышнего и имени Святому Твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Преблагий Господи! Ниспосли нам с высоты святой благодать Твою, чтобы в течение отверзаемого Твоею благостию нового года, мы всегда и во всем достойную приносили Тебе песнь не устами только, но и сердцем, приносили песнь благодарения и благоугождения и в служении в церкви, и в порядке общественной жизни, приносили песнь крепости на брани, песнь кротости среди мира, приносили песнь хвалы и благодарения имени Твоему и среди успехов, в здравии и благополучии, и песнь терпения и исправления в болезнях и скорбях. Аминь. В Кафедральном Соборе. Беседа по поводу объявления манифеста о государственном ополчении против воюющих держав Примите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют и вся содеявше стати ( Еф. 6:13 ). Апостол повелевает нам, как воинам, находящимся на поле брани и окруженным отвсюду врагами, угрожающими нападением, облещися во всеоружие Божие, дабы быть готовыми и способными отразить всякое и дневное и нощное, и открытое и тайное нападение преимущественно же повелевает быть во всеоружии в день лют, на случай особенно опасный, по внезапному нападению, дабы принявши неприятеля во всей ярости и ожесточении его, выдержать стремление и устоять против нападения его. Действительно – бывают времена тяжкие, когда искушения обуревают человека, как жестокая буря, метут и волнуют, как морские волны, жгут и палят, как пламень огненный. В такое время тяжких искушений надлежит христианину быть во всеоружии Божии; надлежит быть препоясану, твердостию истины, облечену в броню собранности, правоты, обличену решительностию на всякое добро, быть ограждену щитом веры, укреплену шлемом спасительного разсуждения, вооружену мечем слова Божия и все это вооружение скреплять в едино непрестанною – горячею молитвою в Духе. Так – во времена сильных искушений надлежит христианину быть вооружену против мысленных, духовных врагов. Есть и в общественной, гражданской жизни времена лютые, времена бранные, воинские, когда не только воину по званию, но и каждому гражданину надлежит быть вооружену, если не вооружением бранным, то готовностью – облещись в таковое вооружение, когда голос предержащей власти потребует от него стать на защиту чести и безопасности отечества и посильно содействовать к защищению благосостояния оного.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Но при настоящем празднике победного знамения возбранной Воеводы – надлежит нам, как чадам св. веры, как верным сынам отечества, как усердным подданным благочестивейшего Царя, надлежит с заботливостию подумать, что там – в самой южной части России – на полуострове Крыме воюют против нас и неверные Турки, но главным образом воюют изуверные христиане, Французы и Англичане, и воюют с суши и моря с многочисленными отборными силами, с страшным огнестрельным вооружением, воюют враги, в ратном деле всякого рода искусные, всеми средствами и орудиями бранными снабженные и с тем от восставших на вас по гордости держав посланные, чтобы непременно сокрушить и взять в плен уже третий месяц упорно воюемый ими город – Севастополь. Севастополь укреплен и с суши, но особенно крепок с моря: там в корабельной пристани сильною обороною прикрыт и охраняется Черноморский флот наш. Но и какие подвигнуты вооружения неприятелем, чтобы овладеть этою частью, и нанести удар к ослаблению возлюбленного отечества нашего? На Черном море множество плавает или стоит страшно вооруженных неприятельских кораблей; а на суше против Севастополя расположено многочисленное ополчение, которое непрестанно громит крепость тысячами бомб, так что улицы осаждаемой части города скоро замостятся одними пушечными и картечными ядрами. Храброе войско наше от последнего воина до главного военачальника, все мужественно подвизаются за святую веру, за возлюбленное отечество, за Царя Христолюбивого. При отпоре усиленных нападений неприятеля льются реки крови и неприятелей, но и православных воинов и вождей; от грома пуль, от свиста ядер, от стрельбы убийственных орудий падают сильные, увядают, как стебли, юные; места битв и сражений устилаются трупами, как поле пожинаемыми классами. Мы это слышим и содрогаемся, читаем и воздыхаем. Но не слабодушного соучастия, не сухих воздыханий, тем паче не праздного любопытства, обыкновенно питающегося слышанием о необыкновенных делах, требует от нас настоящее положение пылающей брани, производящей опустошение и разрушение в пределах отечества нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Так в мирном обществе все состояния и звания, все чины и сословия действуют в своем кругу, в благоустроенном порядке, в непрестанном направлении к большим успехам и совершенству. Для этого общественного благоустройства, кроткий, благопопечительный Царь и поспешил заключить мир, дабы среди мира внимательно, с должным разсмотрением, как великий домовладыка, мог заняться благоустроением великого государственного своего дома; как великий Вертоградарь, мог обозреть великое поле повсеместной образованности, все ли умственные и нравственные вертограды и насаждения растут и спеют в должном порядке; как великий движитель безчисленных сил, мог повсюду приводить их в правильную деятельность для общественного блага. Среди мира и самому Царю, несмотря на обременительное множество государственных дел, достанет времени зрело обдумать, дальновидно обсудить многое-великое, относящееся к общей пользе; среди мира и тишины достанет времени самому Царю многое непосредственно видеть, обозреть, дознать, и сообразно тому многое исправить, устроить, привести в лучшее состояние и совершенство. Нужно ли много говорить, что мир и мирное состояние государства есть необходимая стихия общественного благоустроения, порядка, благоденствия, стихия для процветания наук, художеств, земледелия, торговли, существенная потребность благополезного изобретения и деятельности, довольства и изобилия? Священное бытописание показывая, колико было благотворно для общественного благосостояния продолжительное – мирное царствование Соломона, так изображает тогдашнее состояние царства Израильского: И живяху Иуда и Израиль безпечально: кийждо под виноградом своим и под смоковницею своею, ядуще и пиюще во вся дни Соломона. (З Цар. 4: 25). В таких чертах изображаемая без печальная жизнь Иуды и Израиля не была жизнь безпечная, но жизнь спокойная, деятельная, довольная, изобильная, по причине глубокого мира, в продолжении 40 л. царствовавшего с Соломоном в царстве Израилевом. Действительно во время мира каждый, и бедный и богатый, и раб и свободный и поденный наемник и производитель обширных оборотов имеет свободу и удобство заняться устройством своего состояния, спокойным выполнением своих предприятий и посильным удовлетворением своим обязанностям. А Царь и Правительство имеют все способы наблюдать за порядком и течением дел, и частных и общественных, давать разным частям управления лучший образ действования, давать законам силу, судам правду, наукам, художествам, ремеслам успехи и совершенство. Усовершенствование всех общественных состояний, составляя высшее благоустройство государства, составляет и высшее благо, откуда сама собою проистекает не только тихая, спокойная общественная жизнь, но и жизнь изобильная, всеми преимуществами и выгодами избыточествующая. Как быстро, весело, благонадежно плывет при попутном ветре на всех парусах корабль: так благоуспешно к своему совершенству идет и восходит государство при веянии благодатного мира и благотишия. Часть 2

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Тем паче ничто от вне не могло понудить Господоначальную, вседетельную Премудрость к творению. И могло ли ничто и ничтожество побудить к действованию всемогущую и по своим вечным советам действующую Премудрость? А вся тварь, все творение, весь мир, все пришло в бытие из небытия, все сотворено из ничтожества; все это до явления в бытии обреталось токмо в беспредельном уме и помышлении Премудрости, от века ведущей все дела Свои. Каков создала себе дом Премудрость? И земной Царь обладающий несметным богатством, и великим могуществом, когда созидает себе дом в честь и славу царства своего; то, употребляя в строении все драгоценное и богатое, отборное и особенное из произведений природы и искусства, созидает чудо изящества и великолепия. Каков же должен быть дом созданный Премудростию беспредельною, всемогущею, преблагою? Колико пространен, великолепен, и какими преисполнен благами дом, который создала себе Триипостасная Премудрость, знает только сама Премудрость; мы не можем верно поименовать и самых главных частей этого дома. Видим необъятное пространство неба, видим протекающие над нашими главами бесчисленные светила, которые сами в себе ничто иное суть, как великолепные меры, своею обширностию несравненно превосходящие нашу землю. Не только обитаемая нами страна, но и вся наша земля составляет только малую часть, только малейшую храмину этого великого дома вселенной. Довольно сказать нам об этом великом доме то, что явила нам о нем самая же Премудрость; довольно сказать, что небо и земля исполнены славы благости и щедрот. И все твари небесные, земные, преисподние, своим бытием действием, вещанием прославляют имя святое все создавшей и о всем промышляющей Премудрости. Утверждение Дома на седми столпах, знаменует незыблемую крепость, равно как и великолепие и неизмеримую для нас многообъемлемость всемирного дома. Какими и коликими вседетельная Премудрость исполнила многообитаемый дом свой благами для всякого рода тварей, и преимущественно для существ разумных, – это в описании дома Премудрости изображается под образом обильного приуготовления пира.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Другой способ тот, чтобы учиться терпению скорбей из примеров, особенно, когда примеры разнообразных злоключений, как на зрелище, в совокупности представляются нашему взору и чувству. Где мы видим таковые примеры? Видим в домах нищеты, бедности, болезней; особенно видим в местах заключения узников, в домах призрения убогих, увечных, странных, больных. Так, – в училищах учатся наукам, во врачебницах лечатся от болезней, в домах веселия находят увеселения. А в домах скорби и страдания надлежит познавать злострадания, и учиться приуготовлять себя к скорбям, и благодушно принимать, когда, по воле Божией, постигнуть нас скорби. Тюрьма, место заключения узников, хотя бы немрачна была, а светла, и состояние заключенных во всех необходимых потребностях было безбедно, не есть место спокойствия, утешения, а место скорби и печали. Нам, и по возложенному долгу попечения, и по христианскому чувству, надлежит посещать ее с сердоболием, как место, где представляется печальный образ людей, впадших в открытые безпорядки, не совместные с благоустроенностию общественного порядка; надлежит посещать с чувством и судительного взгляда, как место наказательного правосудия, куда заключаются преступники, а еще паче с чувством сострадательного разсуждения, так как часто ввергаются сюда и такие, которые более несчастны, нежели преступны. А и на самое – умышленно содеянное преступление, считая его преступлением, в тоже время надлежит смотреть, как на несчастие, на общее несчастие, постигающее людей, по растлению человеческой природы. В примере темничного заключения подобных нам человеков, если по превратным своим склонностям, или по несчастным обстоятельствам впавших в преступления, и с тем вместе в злоключения, оплакивая растление падшего человеческого естества, мы должны научаться состраданию, сердоболию, снисхождению к слабостям слабых и отселе получать плод для спасения душ наших. Тем, которые питали алчущих, одевали нагих, принимали странных, посещали заключенных в темницах, возвещается на последнем суде суд милости и благословения от небесного Судии, потому что они делами милосердия себя назидали, ближних своих в несчастии утешали, благость и человеколюбие общего всех небесного Отца милосердия прославляли.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Господи, Иисусе Христе, распявшийся на кресте между разбойниками, да спасении всех, и самых тяжких злодеев кающихся: соделай исправительною правдою Твоею это место заключения преступников местом и обуздания необузданности, но и вкупе местом исправления, впадших по общему растлению естества в преступления, и по молитвам Святого Благоверного Князя, Александра Невского, изведи из темницы греховной души заключенных здесь узников, изведи их в покаянии о своих преступлениях и из внешней темницы на свободу жизни, изведи с твердою решительностью – жить остальное время среди неослабного исправления самих себя в истинное благо свое, в пользу ближних своих, во славу правды и благости Твоей, Аминь. 1855 г. Ноября 23 д. Слово по поводу 23 попечительного женского отделения при тюремном комитете Поминайте юзники, аки с ними связаны: озлобляемыя, страждущих, аки и сами суще в теле. ( Евр. 13:2 ). Почтенные сочлены и сотрудники попечительная общества! Наше попечительное общество о тюрьмах в настоящее время получает для себя важное сотрудничество в попечительных своих действиях, как в рассуждении содержащихся в тюремном замке узников, подсудимых и пересылаемых, так равно и тех, коих попечительный комитет взял на свое призрение в их нищете и убожестве. Это сотрудничество мы получаем в совершающемся ныне открытии отделения почтенных, – благородных жен, которые в чувстве и расположении христианском принимают на себя попечение об узницах, содержащихся в тюремном замке и о том, что по необходимому следствию соединяется с этою обязанностью. Приветствуя вас, м… г-ни, с таким христианским сотрудничеством, а вас, м... г-ни, с принимаемою вами христианскою обязанностью благотворительного попечения об узницах, и о тех, которые, по своему нищенскому и убогому состоянию, подобно им требуют благосердого призрения, не неприлично нам обратить внимание на предмет общего нашего попечительного действия и при рассмотрении оного изъяснить наши чувствования. Главный, ближайший предмет действий нашего суть подсудимые узники, (заключающееся по разным в судебном рассмотрении находящимся делам и преступлениям). И этот разряд здесь немалочислен, и не может быть малочислен; кроме присылаемых сюда для окончательного суждения (по разным причинам) из других мест, по самому свойству Сибири можно ли быть здешнему месту без разнородных слабостей и без людей слабых не исправленных, преступных обоего пола? Поэтому кроме содержащихся по разным преступлениям в большом числе мужчин, и наличное количество подсудимых женщин определенным числом постоянно простирается в течении года от 50 и более. Поэтому давно, давно настояла нужда в открытии здесь женского попечительного отделения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Итак, касательно наших нужд, которые каждый непосредственно поведал и изливал, нечего нам говорить пред Пречистою. Но можно ли нам отпустить Владычицу в молчании и отпуская не излить пред Нею чувств нашей благодарности за Ее милостивое посещение! Она мирно пришла к нам, мирно пребывала у нас, мирно и отходит. И, в залог милости своей, да оставит и вселит посреди нас Владычица благодатный мир и утверждение мира в явлении необходимых нам благ! Но в мире ли и с благоволением отходит от нас Владычица, так ли отходит, что ничего в нас не обрела себе противного, не усмотрела оскорбительного? Не отходит ли паче в неблаговолении, недовольною? И при этом неблагоприятном знамении отшествия Ее – в мрачную, ненастную погоду можем ли уверять себя, что Владычица осталась нами довольною? Все ли во время пребывания Ее у нас, поступали мы с волею Божьею согласно, для Ее Пречистой благоугодно? были ли укрощаемы нами страсти в самое присутствие Ее? Было ли обуздываемо сладострастие, удерживаемо корыстолюбие, низлагаемо высокомерие, смиряем гнев и жестокосердие? Безмолствовал ли наш язык от злоречия и осуждения ближних? Провождали ли мы это время в чистоте, благотворении, страхе Божием? Если не дерзнем этого утверждать о себе: то нельзя нам в безмолвии провождать Владычицу; но, провождая, повергнем пред Нею смиренно моление наше, чтобы не взыскала наши недостатки, не огорчилась нашим недостоинством. Итак, при окончательном провождении Пречистой, смиренно повергая пред Нею последнее прощальное молитвенное поклонение, все вкупе соединим наши мысли и чувствования, соединим в едину сокрушенную, крепкую и горячую молитву, и единодушно воззовем к Ней: Благодарим Тебя, Владычице, что милостиво присетила нас, и призрела на нас и наше недостоинство. Но, Благоутробная, Ты видела наше жительство, входила в общественные и частные дома обитания нашего, видела нощи нужды, скорби, лишения, и еще более зрела боговидным Твоим оком греховные наши слабости, преткновения, поползновения: призри Благая, на наши житейские нужды, чтобы испросить нам у милосердого Господа помощь в скорбях, исцеление в болезнях, облегчение в обстояниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010