Надобно сознаться, что на первый взгляд эти несообразности и противоречия прочитанного из книги Второзакония места с прочитанными же местами из книги Числ поразительны и очевидны, так что многие из прежних защитников неповрежденности Пятокнижия, поставленные в большое затруднение, решились допустить в этом месте – интерполяцию, неудачную притом. Но надобно также сознаться или сознать, что Пятокнижие, как и все Библейские книги, требуют не одностороннего, под влиянием задней предзанятой мысли, а безпристрастного изучения, и в этом случае и – прибавим – только в этом случае открывается несправедливость этих мнимых противоречий и несообразностей; только в этом случае неповрежденность и чистота священных книг становится выше всякого сомнения, несообразности и противоречия исчезают. 1) Говорят, что это место не имеет отношения к предидущему и последующему, стоит без всякой связи с ними и насильственно перерывает рассказ. Но это значит – узко смотреть на предыдущее и последующее, и за внешней видимой непоследовательностью не видеть внутренней последовательности и связи внутреннего единства смысла. Главная мысль, развивающаяся в целом отделена, заключающимся в 9, 10 и 11 частию главах, ясно выражена в 6 ст, 9-й главы: «не за праведность твою, и не за правоту сердца твоего ты идешь наследовать землю их, т. е. Аммореев, Хеттеев и пр.; но за нечестие и беззаконие народов Иегова Бог твой изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которое с клятвою дал Господь отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову; посему знай ныне, что не за праведность твою Иегова Бог твой даст тебе наследовать землю сию добрую: ибо ты народ жестоковыйный». Для доказательства этого законодатель напоминает Евреям, сколько раз раздражали они Иегову своего: «вспомни ты и не забывай, сколько ты раздражал Иегову Бога твоего в пустыне, с самого того дня, как ты вышел из земли Египетской и до самого пришествия вашего на место сие вы были упорны против Господа» ( Втор.9:7 ), и затем перечисляет он несколько случаев, когда особенно Евреи раздражали Иегову, упоминая в особенности о тельце, сделанном во время первого пребывания Моисея на горе ( Втор.9:8–21 ), о ропоте в Тавере, Массе и Гатвове (кратко, Втор.9:22 ), о ропоте на Моисея и Бога по случаю странных, но ложных разсказов соглядатаев, посланных из Кадис–Варни для осмотра земли обетованной ( Втор.9:23–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/p...

Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель (κατηγορν) Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? ( Ин.5:45–47 ). Ранее Иисус говорит о том, что Писания свидетельствуют о Нем. Теперь Он обращается к конкретному примеру – Пятикнижию Моисееву. Авторство этого корпуса книг в иудейской традиции приписывалось самому Моисею. Ссылается ли Иисус на какой-нибудь конкретный текст? Прежде всего, вероятно, речь может идти о словах из книги Второзаконие: Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему ( Втор. 18:18 ). Это то самое место в Торе, где Моисей, по словам Иисуса, писал о Нем. Однако Моисей здесь может выступать не только в качестве автора конкретного пророчества или конкретного сборника книг, но и в качестве обобщающей фигуры, символизирующей все ветхозаветные Писания. Именно в таком смысле имя Моисея употребляется в формуле Моисей и пророки ( Лк.16:29, 31 ), по смыслу совпадающей с формулой закон и пророки ( Мф.7:12; 22:40 ; Лк.16:16 ; Деян.13:15 ; Рим.3:21 ). Притча о богаче и Лазаре завершается тем, что богач просит Авраама послать Лазаря в дом отца своего, где у него остались пять братьев, чтобы он засвидетельствовал им, дабы они не пришли в место мучения. Но Авраам отвечает: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. На слова богача: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются – Авраам отвечает: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят ( Лк.16:27–31 ). То, что этот сегмент притчи тематически и даже терминологически перекликается с поучениями Иисуса из Евангелия от Иоанна, достаточно очевидно. Моисей упоминается в Евангелии от Иоанна несколько раз – и в авторском тексте, и в прямой речи Иисуса, и в высказываниях других персонажей. Первое упоминание – в прологе, где с Моисеем связывается дарование закона, а с Иисусом – благодати и истины ( Ин.1:17 ). Второе – в словах Филиппа, обращенных к Нафанаилу: Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета ( Ин.1:45 ). В третий раз Моисей появляется в беседе с Никодимом, когда Иисус напоминает о том, как Моисей вознес змию в пустыне ( Ин.3:14 ). Четвертое упоминание – в рассматриваемой беседе с иудеями. За ней последует беседа о небесном хлебе, где образ Моисея будет играть существенную роль ( Ин.6:32 ). Моисей будет вновь упомянут в диалоге с иудеями в связи с законом, обрезанием и субботой ( Ин.7:19, 22, 23 ). Моисей будет также упомянут в эпизоде с женщиной, взятой в прелюбодеянии ( Ин.8:5 ), и в диалоге иудеев со слепорожденным ( Ин.9:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но если Господь проявляет сдержанность по отношению к Израилю, то соседи Израиля не могут ожидать того же по отношению к себе. Для них Господь готовит отмщение (используется четыре раза в этом разделе – ст. 35, 41:43). Перед тем как мы отвергнем этот взгляд как слишком примитивный и нехристианский, давайте вспомним подобные настроения в Новом Завете: «Доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Отк.6:10 ), и «Он ... взыскал кровь рабов Своих от руки ее» ( Отк.19:2 ). Оба этих стиха из Апокалипсиса удивительно похожи на слова из Второзакония (32:43). Благословение Моисея (33) Вторую поэму Моисей также адресует Израилю. Но, в отличие от поэмы в 32-й главе, эта поэма обращена главным образом к отдельным группам, а не к Израилю в целом. Обращение ко всему народу содержится только в предисловии (ст. 1–5) и в заключении (ст. 26–29). В промежутке содержится отдельное слово Моисея к Рувиму, Иуде, Левию, Вениамину, Иосифу, Завулону, Гаду, Дану, Неффалиму и Асиру. Не первый раз в Пятикнижии подобные предсказания обращены к коленам Израилевым. Самой лучшей параллелью к этой главе является 49-я глава Книги Бытие – благословение Иакова. Но, сравнивая эти две главы, мы замечаем существенную разницу. Предсказания в 49-й главе иногда осуждают, иногда успокаивают. Напротив, предсказания 33-й главы Второзакония являются постоянно льстящими и многообещающими. Они обещают непрерывное существование (ст. 6); священнические права (ст. 10); безопасность (ст. 11); изысканные дары (ст. 13–16); богатство (ст. 18:19); награду земли (ст. 20:21); имущество (ст. 23); благосостояние и силу (ст. 24:25). Достаточно сопоставить слова Иакова, обращенные к Рувиму, со словами Моисея, обращенными к нему же. «Рувим ... ты бушевал, как вода, не будешь преимуществовать. Ибо ты взошел па ложе отца твоего; ты осквернил постель мою, взошел» ( Быт.49:3:4 ). Но потомкам Рувима Моисей говорит: «Да живет Рувим, и да не умирает, и да не будет малочислен» ( Втор.33:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Один из племянников Моисея, который родился по крайней мере за 30 лет до времени этого же богоявления, потому что иначе не мог бы одновременно с отцом своим Аароном быть возведен в сан священника, называется Ab-Ju (Авиуд) πατρ κριος 10 -, потому что Jehu совершенно то же, что и Jave (ср. также Ab-Ja, Jo-ae – Бог Отец). Далее, один из друзей Иова, который несомненно жил в период времени до Моисея и книга которого по иудейскому преданию Моисеем присоединена к книгам Св. Писания называется El ju (Елиус). Каким же образом поэтому мог Моисей думать ввести имя Jave в качестве нового имени Божия? Даже те критики, которые оспаривают происхождение Пятикнижия от Моисея, должны, по крайней мере, согласиться с тем, что и в более позднее время держались еще того именно убеждения, что Бог изначала почитаем был под этим святым именем; ведь в противном случае и то лицо, которое они считают писателем этих книг, не могло бы так часто употреблять этого имени в книге Бытия. Но, спрашивается, Сам Бог не говорит ли Моисею, что Он не открывался еще патриархам Израиля под именем ? Если бы так, то мы находили бы здесь ужасное противоречие всем приводимым свидетельствам книги Бытия. Рассмотрим же поэтому ближе слова Божии, сказанные Моисею при втором, бывшем ему в Египте, богоявлении. Слова эти следующие ( Ucx. VI:2–8 ): „Аз Господь ( ), и явихся Аврааму, и Исааку, и Иакову, Бог сый их, и имене моего Господь , не явих им. И поставих завет Мой с ними, яко дати им землю ханаанску, землю пришелствия их, на нейже и обитаху. Аз же услышах стенание сынов Израилевых, имже египтяне поработиша их, и помянух завет Мой. Иди, рцы сыном Израилевым, глаголя: Аз Господь (Jave), и изведу, вас от насилия египетска, и избавлю вас от работы (их) и отъиму вас мышцею высокою и судом великим. И прииму вы Себе в люди, и буду вам Бог , и уразумеете, яко Аз Господь (Jave) Бог ваш, изведый вас от земли египетския и от насилия египетска. И введу вас в землю, на ню же прострох руку Мою, дати ю Аврааму, и Исааку, и Иакову, и дам ю вам в наследие, Аз Господь ( )”.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

От Синая путь израильтян лежал к новой земле, которую им давал Бог . Тогда эту землю называли Ханааном, сегодня – Палестиной или Землей Израиля. И попытка войти туда сразу после Синая окончилась провалом. Когда израильтяне уже стояли на ее пороге, Моисей отправил двенадцать разведчиков, но вести о жителях Палестины, которые они принесли, перепугали народ: «Для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет?» Только один из разведчиков, Иисус Навин, призывал народ смело последовать Божьему призыву. Ему и предстояло ввести потомков этих людей в обещанную землю после смерти Моисея… А израильтянам, которые могли бы войти в Палестину уже тогда, предстояло странствовать по пустыне сорок еще лет, пока не умерли все, кто вырос рабом. Но всё подходит к концу, окончились и годы странствий. Моисей поднялся на гору Нево, с которой он мог увидеть обещанную землю, и умер там. В каком-то смысле судьба Моисея подобна судьбе самого Ветхого Завета, который сквозь пустыню язычества довел народ Израиля до Нового Завета – и замер на его пороге. Первые пять книг Библии, которые получили со временем имя «Моисеево Пятикнижие», заканчиваются такими словами: «Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась… И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля». А ввести народ в обещанную землю было суждено ближайшему помощнику Моисея. Врезка: Сегодня всё чаще говорят о необходимости равных прав для мужчин и женщин – но что мы видим в Библии? Разве не построена она на «мужском шовинизме», разве женщина в ней не подчинена мужчине? Конечно, герои Библии жили в мире, где женщины и помыслить не могли о юридическом равенстве полов. Но в Священной Истории они играют ничуть не меньшую роль.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

По воззрениям пророчицы, действовавшей в начале периода Судей, Иегова есть Бог Израилев, а Израиль есть народ Иеговы. Господь охраняет народ Свой от бед и напастей и наказывает его врагов и притеснителей. Но Израиль, в свою очередь, не должен забывать об этом; напротив, его долг петь и славить своего могущественного Покровителя за Его благодеяния. Но, ведь, это те именно воззрения, которые, между прочим, изложены и раскрыты в песни Моисея и вообще в Пятикнижии. И значит ли это, что лучшие люди Израиля уже в начале периода Судей были знакомы с писаниями Моисея, поучались в законе Господнем, под благотворным воздействием которого и воспитывалось их религиозное чувство, слагались их религиозные воззрения? Далее, в песне Деворы говорится «когда Ты выходил, Господи, от Сеира, когда шел с поля Едомского, тогда земля тряслась, и небо капало, и облака проливали воду; горы таяли от лица Господа, даже этот Сина от лица Бога Израилева» ( Суд. 5:4–5 ). При составлении этого отделения песни, пророчице предносился, подобно тому как и вначале, также хорошо знакомый ей образец – это благословение Моисея, содержащееся в 33 гл. Второзакония. Здесь мы, между прочим, читаем: «Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона» ( Втор. 33:2 ). Кроме того, в приведенном отрывке рассматриваемой песни упоминаются, в поэтических выражениях, события, происходившие при горе Синае и описанные Исх. 19 гл., где, в ст. 18-м, говорится, напр.: гора Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне… и вся юра сильно колебалась. Итак, песнь Деворы пророчицы, несомненно, свидетельствует о том, что в то отдаленное время, когда только еще начиналась деятельность Судей Израилевых, Пятикнижие уже существовало среди избранного народа. – Но подобного рода свидетельства имеют место и в дальнейших отделах кн. Судей, признаваемых достоверными со стороны критики, каковы, напр., отделы, повествующие о Гедеоне и Самсоне. К этим отделам мы и обратимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Подобная глубокая насыщенность книги Второзакония богословским смыслом обусловила ее совершенно особое место в кругу книг Священного Писания . Влияние ее на последующих священных писателей было столь велико, что современная библеистика говорит о существовании так называемого «девтерономического корпуса книг Ветхого Завета», включающего, помимо самого Второзакония, книги Иисуса Навина, Судей и Царств, объединенных общим богословским видением священной истории. Второзаконие также является наиболее цитируемой в Новом Завете книгой Пятикнижия (более 50 раз), уступая только возвещавшей о Христе Псалтири и книге ветхозаветного евангелиста – святого пророка Исайи. 11. Экзегетический разбор важнейших мест книги Второзаконие Введение (Втор. 1:1 – 5) В этом кратком разделе сообщается о месте произнесения Моисеем обращений к ветхозаветной церкви. По мысли преподобного Ефрема Сирина , то, что «второй закон изречен и изъяснен после одиннадцати дней пути от Хорива до горы Сеир, – в сем скрывается тайна, что в единонадесятый час и исшел Еммануил взыскать заблудшиеся народы» 288 . Первое обращение Моисея к народу (Втор. 1:6 – 4:43) Эта речь Моисея содержит описание путешествия от Синая до равнин Моавитских (см.: Втор. 1:6 – 2, 23 ), рассказ о завоевании и разделении земель за Иорданом (см.: Втор. 2:24 – 3:29 ), увещания соблюдать закон (см.: Втор. 4:1–14 ) и избегать идол ос лужения (см.: Втор. 4:15 – 40 ), а также перечисление заиорданских городов-убежищ (см.: Втор. 4:41 – 43 ). Комментируя содержащееся в этом обращении обличение идолопоклонства, на которое часто ссылались иконоборцы, преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Бог запретил делать всякое подобие, как Моисей говорит во Второзаконии: И говорил Господь к вам [на горе] из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас ( Втор. 4:12 ). И после немногих слов: Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь [на горе] Хориве из среды огня 9 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой ( Втор. 4:15 – 17 ). И после небольшого промежутка: и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им ( Втор. 4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Таким образом, здесь начиналась духовная ложь и духовное лицемерие. Затем, для того чтобы снискать себе популярность в народе, фарисеи стали отравлять его духом национальной гордыни. Они говорили, что все, что имеют другие народы, дали им иудеи. Что Авраам научил египтян математике, астрономии и другим наукам. Что даже первые государственные законы Греции и Рима были даны Ликургу – одному из основателей Спарты – иудеями. Свою гордыню они простирали даже к Небесам, утверждая, что Бог в некоторые дни и часы читает Тору, то есть Пятикнижие Моисея, на еврейском языке и Сам поучается в нем. Говорили о том, что воскресение из мертвых будет только лишь в Иерусалиме, а остальные народы должны будут пройти со всех концов земли к Иерусалиму по узким подземным ходам. Вот, братия и сестры, два греха фарисеев, которые обличал Христос, – это лицемерие и гордыня. Стоял мытарь в храме, опустив голову. Он не видел ни фарисея, ни народа в храме. Он созерцал лишь свои грехи и перед ним раскрывалась бездна милосердия Божия как огромное море, глубины которого могли поглотить тяжелые камни его согрешений. Взгляд фарисея пал на мытаря. Он содрогнулся от отвращения, как будто прикоснулся к нечистому животному. И произнес: Боже! благодарю Тебя... Святой Андрей Критский говорит: «Благодарю Тебя – безумные слова». Почему безумные слова? Потому что фарисей благодарил Бога за то, что другие люди хуже него, что другие люди – грешники. Он сказал: благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18, 11). Какое страшное лицемерие: с одной стороны, фарисей всячески искал славы у народа, а, с другой стороны, в глубине души презирал его!.. Фарисей говорил: пощусь два раза в неделю. Что это значит? В Законе Моисея сказано об однодневном посте очищения, а фарисей постился больше, чем нужно по Закону. Он продолжал: даю десятую часть из всего, что приобретаю (Лк. 18, 12). В Законе Моисея было сказано о пожертвовании десятой части только плодов и скота.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

Чис.16:36–50 . – в еврейском тексте отнесены к гл. 17. Чис.16:36 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Чис.16:37 .  скажи Елеазару, сыну Аарона, священнику, пусть он соберет [медные] кадильницы сожженных и огонь выбросит вон; ибо освятились Приказание отдается не Аарону, потому что первосвященник ни в коем случае не должен оскверняться прикосновением к умершим ( Лев.21.11 ). Чис.16:38 .  кадильницы грешников сих смертью их, и пусть разобьют их в листы для покрытия жертвенника, ибо они принесли их пред лице Господа, и они сделались освященными; и будут они знамением для сынов Израилевых. Принесенные (хотя и незаконно) пред Господа кадильницы освятились этим приношением и потому их материал не мог быть эксплуатирован в обыденном употреблении. Чис.16:41 .  На другой день все общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона и говорило: вы умертвили народ Господень. Ропот народа на другой день чудесного знамения в пользу богоизбранности Моисея и Аарона осязательно свидетельствует о широте и серьезности заговора. Последовавшее вслед за этим «поражение» в народе ( Чис.16:46, 49 ) является актом наказания и вразумления. Чис.16:47 .  И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он положил курения и заступил народ; Чис.16:48 .  стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось. Новое наглядное подтверждение богодарованного через Моисея закона, по которому воскурять перед Господом могли только лица, избранные на служение Ему. Принесенное чуждыми руками, курение фимиама сопровождалось гибелью, а принесенное законно посвященным лицом – спасением для людей. Первосвященник Аарон, заступивший народ, может быть рассматриваем как прообраз великого Первосвященника, ходатая человеков перед Богом. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Чисел. 673-766 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Чудесное прозябение жезла Ааронова было прообразом рождения Христа Спасителя от Пречистой Девы. 35. Медный змий В конце сорокалетнего странствования евреи, недовольные лишениями, которые им приходилось терпеть в пустыне, стали роптать на Бога и на Моисея. «Зачем», говорили они, «вывели нас из Египта, чтобы погубить в пустыне? Здесь нет ни хлеба, ни воды, а эта негодная манна нам опротивела». В наказание за ропот Господь послал на евреев ядовитых змей, которые жалили народ, так что многие умирали. Когда же евреи раскаялись, Господь повелел Моисею сделать медного змея и повесить его на древе, и кто из ужаленных успевал взглянуть на змия, оставался жив. Медный змий прообразовал Господа Иисуса Христа, распятого на кресте: «как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (слова Господа Иисуса Христа – Ин. 3:14 ). 36. Смерть Моисея Однажды евреи, долго не находя в пустыне воды, подняли ропот. Моисей и Аарон обратились с молитвой к Господу; Господь повелел Моисею: «возьми жезл и, собравши народ, скажи скале, она даст из себя воду». Когда народ собрался к скале, Моисей сказал им: «послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» и дважды ударил по скале своим жезлом. Из скалы потекла в изобилии вода. Но Господь после этого объявил Моисею: «за то, что вы не исполнили в точности Моего повеления, чтобы явить могущество Мое пред сынами Израилевыми, вы не введете их в землю, которую Я даю им». Когда евреи приблизились к пределам земли Обетованной, Моисей стал готовиться к смерти. Он собрал народ, завещал им сохранять верность Богу и соблюдать Его закон, предрекая страшные бедствия за непослушание. Наставления свои Моисей заключил особою обличительной песнью. После сего, благословив в последний раз народ, Моисей взошел, по повелению Божию, на гору Нево, с которой Господь показал ему всю землю Ханаанскую. Моисей умер на горе, ста двадцати лет от роду. Аарон, брат его, умер несколько раньше. Моисей написал по внушению Духа Святого пять священных книг (Пятикнижие): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. В них описаны события с сотворения мира до смерти Моисея, а также изложены данные Богом евреям законы церковные и гражданские.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010