Согласно свидетельству ветхозаветных канонических книг, неканонические также ссылаются на Пятикнижие Моисея и его законы, историю и пророчества ( Сир.44–45 глл.; ; 2Мак.2 гл.; Прем.10 гл.; ; Тов.1:7–8 ; Вар.2:2 ). Иосиф Флавий (Прот. Апп. 1, 8) и Филон (Vita Moysis. III, 3) признавали все Пятикнижие писанием Моисея. Александр Полигистор, Евполем и Гекатей замечали в своих историях, что по верованию иудеев Моисей написал иудейскую историю и законы. В талмуде все Пятикнижие называется законом Моисея. Моисей называется великим ученым писателем Израиля (Sota. 13b; Baba Batra. 14b). Он написал свою книгу и историю Валаама, придав через это изречениям Валаама пророчески-богодухновенный характер (Baba Batra. 14b). Он даже разделил Пятикнижие на параши и песуким (Berachot. 12b. Taanit. 27a). Последние восемь стихов Второзакония написаны Иисусом Навином (Baba Batra. 1. с.). Сектанты иудейские: самаряне, саддукеи и ессеи признавали Пятикнижие богодухновенным писанием Моисея ( ; Мк.12:19 ; Ин.8:5 ; Деян.15:5 ; Флавий. Об иуд. войне. II, 8–9). Приведенные свидетельства неканонические и небиблейские восходят по своему началу к IV в. до Р.Х. и таким образом, являясь прямыми преемниками канонических ветхозаветных свидетельств, делают непрерывным ряд их с Моисея до Христа. Согласно, наконец, иудейскому преданию и учению Иисуса Христа и апостолов, отцы Церкви признавали все Пятикнижие писанием Моисея и ввели в христианскую литературу термин – Пятикнижие и продолжили на всю христианскую эру ряд свидетельств о подлинности Пятикнижия. Приведенным внешним свидетельствам соответствуют внутренний характер и содержание Пятикнижия. Содержание его соответствует времени жизни Моисея, потому что описывает события, случившиеся до него и при нем (исключая последних восьми стихов Второзакония, повествующих о смерти Моисея и принадлежащих по преданию Иисусу Навину).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

На эти пророчества Моисея можно справедливо смотреть как на общий вывод из всей его историографии: прошедшее, современное и будущее еврейского народа в них вполне объединены. Так, две главные и основные идеи объединяют все повествования Пятикнижия: спасение человеческого рода и теократизм. Кроме того, видны в повествованиях Пятикнижия и некоторые частные богословские идеи. Таковы: тесное взаимоотношение между событиями в физическом мире и жизнью людей, и между нравственным состоянием людей и их земным благополучием. Первую доказывают особенно чудеса: потоп, погибель Содома и Гоморры, египетские казни, переход через Чермное море; вторую – страдания Каина, Исава, египтян, погибель Корея, Дафана и Авирона, 40-летнее странствование евреев, смерть Аарона и Моисея; а с другой стороны – благоденствие и спасение Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа и спасение еврейского народа, когда он не оказывал противления Господу, и победы над амаликитянами, мадианитянами, васанитянами. С наибольшей же рельефностью вторая идея раскрывается Моисеем в пророческих его речах ( Лев.26 ; Втор.28–32 ) и освещает все события прошедшие и будущие в жизни еврейского народа. Таковы главные положительные доказательства единства Пятикнижия. Думаем, что эти доказательства единства Пятикнижия, очевидные для всякого не предвзятого его читателя, православный богослов всегда имеет основание противопоставить всем древним и новым критическим теориям, отрицающим его единство. Исторический характер Пятикнижия Вопрос об историческом характере Пятикнижия, помещаемый в некоторых западных исагогических системах, сам по себе очень обширен и ответ может получить лишь во многих томах. Мы укажем лишь кое-что в ответ на него. Прежде всего, следует вспомнить вышеизложенный «сонм» библейских ветхозаветных и новозаветных свидетельств, подтверждающих постоянный и непоколебимый божественно-исторический авторитет Пятикнижия (см. раздел: Положительные доказательства подлинности). Из свидетельства этого «сонма» видно, что все ветхозаветные писатели, начиная с современника Моисея и очевидца событий книг Исход, Левит, Числ и Второзакония – Иисуса Навина – непоколебимо верили в полнейшую достоверность Пятикнижия. Иисус Христос и апостолы также непререкаемо утвердили для всех христиан эту достоверность.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Книги Бытия, Исход, Левит и Чисел, по мнению некоторых, составлены из отдельных свитков, написанных Моисеем в разные времена и при различных обстоятельствах. «Закон дан свитками», говорится в Талмудическом трактате Gittin 60, а лишь с течением времени эти свитки соединены в одно целое. «Второзаконие, по выражению древней Каббалы, есть устный закон, записанный без божественного внушения». Согласно трактату Баба-батра 14b., «Моисей написал свою книгу и отдел о Валааме». Мы склонны думать, что в основе рационалистического отзыва Каббалы о Второзаконии лежит отчасти искаженный отголосок древнего предания об отдельном существовании этой книги от прочих и желание посильно объяснить оригинальный характер ее сравнительно с другими. Составление закона из отдельных свитков, приписываемое Моисею, по всей вероятности, выведено путем умозаключений из прямых указаний самого Пятикнижия. Вообще же свидетельства позднейшей Иудейской письменности не имеют особенного критического значения, и не ими должно пользоваться для уяснения данных библейских книг, а скорее – наоборот. 6. Возражения отрицательной критики против подлинности Пятикнижия а) Возражения общего характера, не основанные на анализе текста Пятикнижия Теперь мы кончили рассмотрение прямых и косвенных свидетельств о происхождении Пятикнижия, заключающихся как в самых книгах Моисеевых, так и в других книгах Ветхого и Нового Завета. Эти свидетельства согласно указывают на Моисея, как на автора Пятикнижия, и в них мы приобретаем твердое основание для выполнения другой задачи исследования – разбора важнейших возражений отрицательной критики против Пятикнижия. В трудах отрицательных критиков данные против подлинности Пятикнижия, в видах систематичности изложения, обыкновенно классифицируются по отдельным рубрикам; теми же рубриками пользуются защитники Пятикнижия при последовательном опровержении возражений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Пятикнижие - общее название для первых пяти книг Библии : Бытия , Исхода , Левита , Чисел и Второзакония . Название это есть перевод с греческого употребленного Оригеном ; в самой Библии Пятикнижие называется Книгой закона Моисеева , Законом (Тора), Книгой закона Иеговы и т. д. ( Неем. 8, 1 , 2, 3; Неем 9, 3 ; Неем. 13, 1 ). В западной экзегетической литературе составляющие Пятикнижие книги называются просто Книгами Моисея и в отдельности обозначаются цифрами - 1-я книга Моисея (т. е. книга Бытия), 2-я книга Моисея (т. е. Исход) и т. д. Книги эти частью исторического, частью законодательного характера; последний настолько преобладает, что все Пятикнижие называлось иногда Законом (Тора). См. также Восьмикнижие . Авторство Автором Пятикнижия признается Моисей , что находит себе подтверждение как в самой Библии, где во многих местах авторство приписывается Моисею, так и в древнем предании, и еврейском, и христианском. Это традиционное воззрение с конца прошлого века подверглось сначала робкой, а затем все более и более резкой критике, пока последняя не дошла в наше время до полного почти отрицания как авторства Моисеева, так и единства самого Пятикнижия. Поводом к этому послужила прежде всего заключительная глава Пятикнижия ( Втор 34 ), где рассказывается об обстоятельствах смерти и погребения Моисея: не мог же сам Моисей написать эту главу! Пятикнижие не могло быть написано Моисеем, - стала утверждать критика, - потому что в то время, к какому обыкновенно относят его происхождение, еврейский народ стоял на низкой ступени развития и не мог понимать и даже читать (по безграмотности) подобные книги, предполагающие сравнительно высокую и потому гораздо позднейшую культуру.

http://drevo-info.ru/articles/13674649.h...

Весь строй внутренний, в особенности строй церковной жизни еврейского народа, основывался на законах Пятикнижия Моисеева. Духовным главой евреев был первосвященник Елеазар, поставленный Моисеем по смерти Аарона Числ.20:25 ); три рода левитов, описанных в Пятикнижии, исполняли обязанности при скинии; совершались те же жертвы, обряды и церемонии, которые описаны в Пятикнижии Числ.26:57 ); построение жертвенника на горе Гевал по писанному Моисееву закону (8:31–32) соответствует заключающемуся в Пятикнижии постановлению Моисея ( Втор.27:1–5 ), постановление о священниках – носителях ковчега (3:8) также есть исполнение Моисеева повеления ( Втор.31:26 ), и мн. др. Кроме законов Пятикнижия здесь упоминаются и исторические события, описанные в Пятикнижии: в прощальной речи И. Навина в кратких чертах воспоминается вся история спасения патриархов и еврейского народа, изложенная в Пятикнижии (24:1–9). На тех же повествованиях основывается прощальная речь И. Навина, замечание о перенесении костей Иосифа из Египта и погребении их в Сихеме ( Быт.50:25 ). По примеру Моисея ( Втор.31:24 ), И. Навин вписал слова свои в книгу закона Божия (24:26). Вообще многократные ссылки писателя книги И. Навина на книгу Моисеева закона находят свое объяснение в известном христианам Пятикнижии; в последнем находятся те самые законы и повеления, которые требовались цитируемой книгой Моисеева закона и исполнялись И. Навином и его современниками. В Пятикнижии же, при избрании Господом и Моисеем Иисуса Навина в преемники Моисею, встречается выражение, которым прославляется в этой книге деятельность И. Навина: «Господь был с Иисусом Навином», как Он был с Моисеем (1:5; 3:7; 4:14; Втор.31:6–8:23 ). Посему, частое обращение к Иисусу Навину: «будь тверд и мужествен, не бойся и не ужасайся» ( ) заимствовано из того же призвания его ( ). Наконец, дух и характер Моисеева Пятикнижия отразились на всем повествовании книги И. Навина: дух теократии, взгляд на историю еврейского народа как народа избранного Богом и находящегося под Его непосредственным управлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Исав жил уже самостоятельно на Сеире, а Иаков скитался у Лавана; потомки Исава имели царей, а потомки Иакова скитались в пустыне и шли еще только занимать обетованную землю. Так, показывает повествование Моисея, первая половина пророчества при нем исполнилась, но и вторая должна исполниться и отчасти уже исполнилась. Исав не получил от отца благословения первенца, он самовольно ушел от отца, не может быть, чтобы благоденствие его и его потомства было прочно. Правда, у него теперь цари, но и Израиль будет иметь их, согласно обетованию, полученному Иаковом: «Я Бог всемогущий, плодись и умножайся; народ и множество народов будут от тебя, и цари произойдут из чресл твоих. Землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию» ( Быт.35:11–12 ). Это обетование еще ко времени Моисея значительно исполнилось: один Иаков возрос уже в многочисленный народ, землю обетованную, за Иорданом, в значительном количестве он занял. Можно ли сомневаться, что исполнятся и другие части обетования? В завоевании евреями всей обетованной земли Моисей при отходе своем к отцам нисколько не сомневался, как видно из всего Второзакония. В остальной части пророчества – существовании у Израиля царей – Моисей также не сомневался и дал закон касательно избрания и правления будущих еврейских царей ( Втор.17:14–20 ). В связи с указанными пророчествами и законами стоит и рассматриваемое выражение Моисея. Этим закончим разбор возражений против подлинности Пятикнижия и перейдем к более обширному вопросу о единстве Пятикнижия. Единство Пятикнижия 1) Разбор критических возражений против единства Пятикнижия Современные критики Пятикнижия, кроме анахронизмов и иногда отказываясь от последних, обращают очень серьезное внимание на единство Пятикнижия и отвергают его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Первые серьезные сочинения, в которых рассматривался и решался отрицательно вопрос о подлинности и достоверности Пятикнижия, появились в первом десятилетии XIX века. Они принадлежат немецким ученым: Северину Фатеру и де-Ветте. В своем комментарии на Пятикнижие Фатер старался доказать, во-1-х, то, что Пятикнижие составлено из многочисленных записей отрывочного характера, принадлежащих различным авторам, и, во-2-х, что оно возникло после Моисея. Первое положение он доказывал недостатком связи между отдельными частями Пятикнижия, различными, будто-бы, повествованиями об одном и том же событии, попеременным употреблением в Пятикнижии и особенно в книге Бытия имен Божиих: Иегова и Элогим; 2-е положение (о возникновении Пятикнижия после Моисея) – незнакомством евреев с законами Пятикнижия после Моисея и невероятностью возникновения во времена Моисея некоторых законов Пятикнижия. Что касается де-Ветте, то он в 1-м томе своего сочинения: zur Einleitung in das Alte Testament» развил то положение, что до времен царя Иосии нельзя найти никаких следов существования Пятикнижия в народе еврейском. Чтобы подкрепить это положение, он указал на беспорядочность богослужения до времен Иосии и признал поэтому позднейшими вымыслами постановления Пятикнижия относительно скинии и жертв. Общий результат всех этих изысканий у де-Ветте тот, что Пятикнижие возникло постепенно и гораздо позднее времен Моисеевых. Во втором томе своего сочинения де-Ветте подверг самой беспощадной критике содержание Пятикнижия. По его мнению, Пятикнижие от начала до конца состоит частью из сказаний, хотя и имеющих долю правды, но разукрашенных элементами чудесного и сверх естественного, а иногда и вовсе вымышленного; частью из мифов, особенно юридических, т.е. из законов и постановлений позднейшего времени, но приписанных Моисею и приуроченных к истории его времени. Рассматриваемое в целом, Пятикнижие есть продукт поэтической обработки древней истории; как исторический источник, оно не имеет никакой цены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Пятикнижие Моисея I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ А: НАЗВАНИЕ. В иуд. традиции первые пять книг ВЗ именуются Тора – «Учение», «Закон», или Торит Моше – «Учение Моисея», «Закон Моисеев», а также Хамиша Хум-шей Тора – «Пять частей Торы», или просто Хумаш – «Пятикнижие». Отцы Церкви и древние церк. писатели ( Тертуллиан , Ориген ), продолжая традицию, восходящую к переводу Семидесяти (- Септуагинта), обозначали их греч. словом пентатеухос – «Пятичастная (книга)», «Пятикнижие», или называли «Пятью Свитками» (хотя весь др.-евр. текст Торы традиц. всегда содержался в одном свитке). Каждая из пяти книг Моисея в иуд. традиции названа по первым словам данной книги: 1. Берешит-«Вначале». 2. Веэйле шемот (или Шемот) – «И вот имена» (или «Имена»). 3. Вайикра – «И (Он) воззвал». 4. Бемидбар – «В пустыне». 5. Эйле гаддеварим (или Деварим) – «И вот речения (или «Речения»), а также Мишне Тора – «Повторение Учения (Закона)» Переводчики Септуагинты использовали греч. названия, указывающие на содержание каждой из частей П.М. Эти названия прак-тич. без изменений были воспроизведены Иеронимом в его лат. переводе Библии Вульгата ) и употребляются до сего дня в переводе на разные языки: 1. Тенесис» – «Происхождение», «Становление» (лат. Genesis; в Синод, пер. -»Бытие»). 2. «Эксодос» – «Исход» (лат. Exodus; в Синод, пер. – «Исход»),3. «Левитикон» – «(Книга) Левитов» (nsci.Levitiais; в Синод, пер. – «Левит»). 4. «Аритмой» – «Числа» (лат. Numeri; в Синод, пер. – «Числа»). 5. «Деутерономион» – «Второй Закон» (лат. Deuteronomium; в Синод, пер. – «Второзаконие»). Существует также традиция называть эти книги Первой, Второй, Третьей, Четвертой и Пятой книгами Моисея. Б. СОДЕРЖАНИЕ: 1) П.М. повествует о сотворении Богом Вселенной и человека, о древнейшей истории человечества (книга Бытие), а также о происхождении и развитии, эпохе юности и духовного возмужания Израиля, который в качестве молодого народа, вступившего в завет с живым и единым Богом, появляется среди народов древнего мира, погрязших в идолослужении (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

1) Моисей, живший с 1600 по 1480 г. до Р.Хр., положил начало ветхозаветной священной письменности. Написанные им пять книг (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), или так называемое «Пятикнижие», всеми писателями В. 3. от Иисуса Навина (8:31–85) и до Малахии «печати пророков» (4:4) называлось «книгою» или «законом Моисея» ( Лук.24:44 ), «книгою Моисея» (Мк.12:26), или просто «Моисеем» ( Иоан.5:45–47 ; 2Кор.3:15 ). Книги эти принято называть по содержанию «законоположительными», так как главное содержание их составляют «законы, правила и уставы», данные чрез Моисея. В Пятикнижии описывается происхождение мира и человека, первоначальная история рода человеческого до потопа, рассеяние народов по лицу земли после потопа, смешение языков, избрание из среды послепотопного человечества патриархов еврейского народа, их жизнь и сохранение среди них веры в истинного Бога и обетованного Спасителя, переселение их в Египет (этим заканчивается книга Бытия); происхождение от них еврейского народа, жизнь Моисея, избавление евреев от египетского ига (это событие сообщило название книге «Исход»), дарование им законов, учреждение скинии и всего чина ветхозаветного богослужения с тремя чинами священства (по имени низших служителей при скинии и книга о сем называется «Левит»), сорокалетнее странствование евреев по аравийской пустыне, по исчислении народа у горы Синай (отсюда наименование книги «Числа»), подведение евреев Моисеем к восточным пределам земли Ханаанской, прощальные речи Моисея, повторение вкратце закона для тех, кто не слышал его у Синая (отсюда название последней книги «Второзаконием») и смерть Моисея, описанная, конечно, его преемником. Таково общее содержание Моисеева Пятикнижия в исторической последовательности. Но, конечно, в этих книгах имеется и пророческий (обетования о Спасителе, речи Иакова – ) и Моисея пред смертью ( ; Второе. 28–31 и 33 гл.), и поэтический – прощальная песнь Моисея (Второе. 32), песнь Мариамны по переходе чрез Чермное море ( Исх.15 ) элементы. Пятикнижие Моисеево у евреев навивается «Тора» и служит нормой – законом как для жизни, так и для творчества последующих авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

В Пятикнижии описываются происхождение мира и человека, первоначальная история человеческого рода допотопного периода, расселение народов по лицу земли после потопа, смешение языков, избрание из среды послепотопного человечества патриархов еврейского народа, их жизнь и сохранение среди них веры в истинного Бога и обетованного Спасителя, переселение их в Египет и происхождение от них еврейского народа, жизнь Моисея, избавление евреев от египетского рабства, дарование им синайских законов, учреждение скинии и всего чина ветхозаветного богослужения, сорокалетнее странствование евреев по аравийской пустыне, приведение их к восточным границам обетованной земли с завоеванием соответственных областей к востоку от Иордана, прощальные речи и повторение законов Моисея и смерть великого ветхозаветного законодателя. Таковы главнейшие предметы исторического повествования Пятикнижия. Кроме исторических, самых обширных, отделов, в Пятикнижии существуют необширные отделы поэтического и пророческого характера. К первым относятся: священная песнь по переходе евреев через Чермное море ( гл.) и прощальная песнь Моисея ( гл.), ко вторым: благословение Иакова своим сыновьям ( гл.), пророческие речи Моисея ( Лев.26 гл.; Втор.28–31 глл.), пророчества Валаама ( Числ.22–24 гл.), благословения и клятвы Моисея еврейским коленам ( Втор.33 гл.). – Так, в Моисеевом Пятикнижии заключаются отделы всех родов Священной ветхозаветной письменности. Моисей, таким образом, положил начало не только вообще ветхозаветной письменности, но и в частности всем ее видам и отделам, насколько последние взаимно отличаются формой изложения при сходстве содержания. Но значительное преимущество имеет личность Моисея в истории ветхозаветной письменности еще в другом отношении. Моисей, по Божественному вдохновению, предначертал и внутренний характер всей Священной ветхозаветной письменности, отобразил весь ее дух и направление, отличительные черты ее теократизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010