В пятидесятый день, в воскресение седьмой недели празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот день также называется праздником Пятидесятницы. Понедельник после дня Святой Троицы - день Святого Духа. В первое воскресение после Пятидесятницы совершается память Всех святых. С понедельника второй недели после Пятидесятницы начинается Петровский пост. В Русской православной церкви во второе воскресение совершается память Всех святых, в земле Российской просиявших. Богослужения Пятидесятницы, дня Св. Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной триоди. ПЯТИДЕСЯТНИЦА - праздник православной церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье). Иначе называется Днем Святой Троицы. Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения), когда апостолы собрались вместе " внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать " (Деян. 2; 24; см. также далее). РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ - святой, который много способствовал распространению христианства в к.л. области или стране. Напр. - св. равноапостольный князь Владимир. РАДОНИЦА - в Русской православной церкви день особого всецерковного поминовения умерших, которое совершается во вторник второй недели после Пасхи. РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА - 1. Тайносовершительная молитва исповеди. При чтении разрешительной молитвы священник или архиерей данной ему властью (см. Мф. 18, 18) отпускает кающемуся исповеданные грехи. 2. Молитва, читаемая священником или архиереем в конце отпевания. В ней он просит Бога разрешить умершего от соделанных при жизни грехов. В Русской православной церкви по древней традиции в руку умершему влагается лист с текстом разрешительной молитвы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Посмотрите внимательнее кругом: даже некоторые инославные идут и принимают веру нашу, и ее уклад. Не обличают ли они этим нашу теплохладность ? Да послужит же это Воскресение Святых в Земле Русской Просиявших началом нашей новой жизни, которая приведет нас к Жизни Вечной! 3я Неделя по Пятидесятнице “Ищите же прежде Царствия Божия и Правды Его, а это все приложится Вам.” Приложится все необходимое для земного существования: пища, питие, одежда… Но не так просто приложится, а при одном условии: “Ищите прежде Царствия Божия.” А что же значит: “ищите”? Это значит, что Господь требует от нас действия, волевого усилия. Вспомните чтения Евангельские за последние две недели: в “Неделю Всех Святых,” и в “Неделю Всех Святых в Земле Русской Просиявших,” а также и то, о чем говорится в сегодняшнем Евангелии: это как бы ступеньки, по которым шли все Святые к Горним Обителям и по которым и нам всем надо идти. Ведь иного пути нет. Путь ко Господу один для всех. Вот он: исповедывать Христа перед людьми, любить Его больше всех и всего, взять крест свой и следовать за Ним, вот так, как Апостолы пошли за Ним, оставив все позади: и семьи, и сети, и лодки свои. И не заботиться о том, что нам есть и что пить, или во что одеваться, потому что Отец наш Небесный знает, что мы имеем нужду во всем этом. И дивные примеры приводит нам Евангелие: “Взгляните на птиц небесных, они не сеют, не жнут, а Отец ваш Небесный питает их. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них…” Вот что значит искать Царствия Небесного. Но в чем центр такого искания? Что от нас требуется для этого? В чем начало? А вот в чем: “Светильник для тела есть око. Итак если око твое будет чисто, то все тело будет светло; если же око твое будет худо, то и все тело твое будет темно.” Какое же это око? А око это и есть совесть наша, а тело – все существо наше. Значит, если совесть наша будет чиста, то все существо наше будет светло.

http://azbyka.ru/propovedi/edinoe-na-pot...

Дорогие братия и сестры, имея столь великое множество святых, просиявших в нашей Русской земле, мы с вами должны радоваться и утешаться, что мы не одни, но имеем на Небесах своих старших братьев, наших покровителей и ходатаев, которые видят все наши нужды и слышат все наши молитвы и воздыхания. Обратимся же и сегодня к ним с усердным молением о Земле Русской и о спасении душ наших, чтобы они своими молитвами испросили для нас милость и благодать Божию:  Вси святии земли нашея, молите Бога о нас!  Аминь. 1964 г. В Неделю 4ю по Пятидесятнице. Об исцелении слуги римского сотника Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные во Христе братия и сестры, сегодня нам было предложено дивное евангельское благовествование о чудесном исцелении Господом нашим Иисусом Христом слуги римского сотника. Капернаумский сотник, слугу которого исцелил Иисус Христос, — личность очень светлая и добрая и во многом может послужить нам примером для спасительного подражания. Язычником был сей человек, но обнаружил пред Господом такую веру, что удивился Христос: подобной веры, как засвидетельствовал Сам Спаситель, Он не нашел и в Израиле. В чем же именно обнаружил капернаумский сотник особенную веру, которая удивила Христа Спасителя и которой нам можно поучиться у него? Прежде всего, в прошении сотника об исцелении его слуги выразилась сердечная и твердая вера во всемогущество Иисуса Христа:  Скажи только слово , — говорил он Спасителю, —  и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает  ( Мф.8:8-9 ). “А Ты, — как бы так рассуждал сотник, — Ты Повелитель всего мира, распоряжающийся силами его и дарами Божиими. Ты — Всемогущий Чудотворец, по одному слову Твоему исполнится все, чего Ты только ни захочешь”. Эта-то твердая вера во всемогущество Иисуса Христа и была столь угодна и приятна Спасителю, и такой-то веры прежде всего требовал Он от всех, обращавшихся к Нему с теми или иными нуждами, с теми или другими просьбами:  Веруете ли, что Я могу это сделать? По вере вашей да будет вам  ( Мф.9:28-29 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-vosk...

Что же делать? Скажу с апостолом: «укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось» ( Евр.12:12–13 ). «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» ( Втор.29:18 ; Евр.12:15 ). Будем укреплять души и сердца благодатью Божией, как учит апостол Павел: «добро бо благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившие в них» ( Евр.13:9 ). Будем утверждать души свои молитвой искренней – домашней и общественной, и вообще непрестанной внутренней молитвой, чтением или слушанием Слова Божия или писаний святых богомудрых отцов, усердным чтением или слушанием житий Святых Божиих угодников, чтобы и нам подражать их вере и житию, их добрым делам; также беседами духовными, и в особенности чистосердечной исповедью и частым причащением Святых Таин. Итак, будем укреплять себя благодатью Божией, доколе есть время и доколе грехи не расслабили нас окончательно. Ибо придет скоро время, а может быть, уже и наступает, когда все предадутся дремоте и сну, все расслабеют нравственно, когда и вера оскудеет, и любовь иссякнет, и беззаконие, как море, разольется по земле. Но тогда уже будет поздно исправляться. Ибо раздастся глас: «се, жених грядет, исходите в сретение Его» ( Мф.25:6 ); возгремит труба архангельская, соберет всех людей живых и из мертвых воскресших в место общего Страшного Суда, на котором изречен будет окончательный праведный приговор или к жизни вечной, или к муке вечной. Аминь. 2. Слово в неделю шестую по Пятидесятнице За нынешней воскресной литургией читано было, братья и сестры возлюбленные, Евангелие от Матфея об исцелении Господом нашим Иисусом Христом расслабленного, лежавшего на постели. Передам вам это Евангельское сказание русской речью, выписанной из самого того Евангелия: «В одно время прибыл Иисус в Свой город», – т.е. где жил, в Капернаум. «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Начинается она со слов Христа, сказанных им перед вознесением: Не отлучайтесь из Иерусалима,– сказал Христос,– но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня ( Деян.1:4 ). И вот, через десять дней, по рассказу евангелиста Луки, при наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И наполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им говорить ( Деян.2:1–4 ). Видевшим это и недоумевавшим апостол Петр объяснил смысл совершавшегося словами пророка Иоиля, которые я только что цитировал. Это то, что предрек пророк Иоиль,– сказал он,– и будет в последние дни, излию Духа Моего на всякую плоть ( Деян.2:16–17 ). Итак, для христиан праздник Пятидесятницы – это исполнение всего совершенного Христом. Христос учил о Царстве Божием – и вот оно раскрылось! Христос обещал, что Дух Божий откроет Истину – и вот это совершилось. Мир, история, время, жизнь: все освещено последним светом, все наполнено окончательным смыслом. Начался в мире последний и великий день Господень! Русские святые Через две недели после праздника Троицы Церковь вспоминает всех святых Русской земли, или, как называется этот праздник, «Всех Святых в Земле Российской Просиявших». Праздник этот был установлен в 1918 году на Всероссийском Церковном Соборе как ответ на начавшееся тогда открытое гонение на религию и Церковь в нашей стране. Вопрос, который был поставлен тогда и, в страдании и насилиях, решается до сего дня – есть по существу вопрос о душе народа. Что такое эта душа? Что такое народ, его органическое единство, его общая память, его самосознание? Не случайно, конечно, война с религией составляет постоянную, неотъемлемую часть, лучше сказать, основу той идеологии, что навязывается человеку у нас буквально с пеленок. Не случайно эта война не прекращается при всех внешних переменах и изгибах генеральной линии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

" Смотреть очами веры " февраля 2024 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Всех петербургских святых B Неделю 35-ю по Пятидесятнице, праздник  Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской , 4 февраля,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию  в храме Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, на Левашовской пустоши . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный  Выборгского округа протоиерей Александр Будников, настоятель  протоиерей Роман Ковальский с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.  Среди молящихся были директор ГМП " Исаак­иевский собор " Юрий Мудров, руководитель центра " Возвращенные имена " при РНБ, составитель 17 томов " Ленинградского мартиролога " Анатолий Разумов. Пел молодежный хор Исаакиевского собора под управлением рег­ента Ларисы Христич.  Чтец  храма Рождества Пресвятой Богороди­цы в Рыбацком  Павел Молчанов был рукопол­ожен во диакона. Было совершено слав­ление новомученикам. " Мы слышали сегодня в Евангелии, как Господь проходил через Иерихон с учениками и множеством народа, - сказал владыка в проповеди. - Слепой нищий, который сидел у дороги, спросил, что это за шум. Ему ответили, что это Иисус идет из Назарета в Иерусалим. Нищий стал кричать: " Иисус, сын Давидов, помилуй меня! " Он еще не знал, что Иисус Христос - Сын Божий, и называл его сыном Давидовым. Этот слепец не мог читать, но имел веру. Он кричал все больше и больше. Его просили прекратить и не шуметь. Господь обратил на него внимание и попросил подвести его. " Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге " (Мк. 10:46). Вот как Господь исцеляет! У нас врачи подолгу готовят больного к операции, чтобы, например, удалить катаракту, а тут слепой без наркоза и больниц мгновенно вылечился. Спаситель совершал чудеса, когда видел веру в людях, и радовался, если слышал благодарность за это Отцу Небесному. И слепец стал благодарить Отца Небесного, а народ стал хвалить Бога за то, что произошло такое чудо и они стали его свидетелями " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   Вот какое большое число святых, в земле Русской просиявших, прославляется в одном только июле месяце! Тот не русский человек, кто не знает и не чтит этих святых угодников Божиих, своих сродников по плоти, и не призывает их в своих молитвах. Ведь они — эти угодники Божии — наша слава, наша честь, наша похвала и наша могущественная благодатная помощь во всех бедах и напастях, постигающих нас в этой многотрудной временной жизни, в наше время особенно многобедственной и грозящей нам не только телесной, но и душевной гибелью. И вместо того, чтобы тратить время на пустое чтение газет и суетных книг, отравляющих душу духовным ядом, всем нам, русским людям, следовало бы посвящать больше времени на чтение глубоко-назидательных житий этих наших дивных и славных соплеменников и вникать в их Богоугодную жизнь, стремясь, по силам нашим, брать пример с них и подражать им в самом главном для всех нас — в том, что «едино есть на потребу».    Без этого тщетны наши надежды на спасение нашей Родины-России и на возрождение русского народа к новой светлой жизни, после постигшего его за Богоотступничество безбожного кровавого кошмара. «Господи, спаси мя!» (Мф. 14, 30).     Мысли в неделю 9-ую по Пятидесятнице    Евангельское чтение недели 9-ой по Пятидесятнице, именуемое обычно «Хождение по водам», повествует нам о действительном событии, имевшем место в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Но оно, как впрочем и все в Евангелии, имеет и символическое значение, исполненное глубокого назидательного смысла. Об этом свидетельствуют и наши церковные песнопения, именующие нашу земную жизнь «житейским морем» (см. ирмос 6-й песни воскресного канона 6-го гласа), а прохождение ее нами уподобляют «хождению по водам» или «плаванию на корабле» (см. ирмос 6-й песни воскр. канона 7-го гласа), сопряженному со многими опасностями, грозящими нам гибелью.     «Житейское море, воздвизаемое напастей бурею» - вот что такое наша временная земная жизнь, как мы это часто слышим в храмах наших за Богослужениями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Помимо смирения, в святых дивное сочетание любви и правды. Любви, как милования всякого творения, как возгорания сердца за человека. Умение созерцать в нем образ Божий и потому воздавать каждому ближнему царскую честь, как венцу Божьего творения. Однако с этим милованием творения, святые носители правды Божьей никогда не будут угождать человеку и пресмыкаться перед сильными мира сего. Никогда не принесут совесть в жертву лицемерию, заискиванию, но каждый из них скажет вместе со славным пророком божьим Илией, огнепламенным свидетелем Божественной правды, поревновав о Господе Боге Вседержителе. Благоухает гроздь виноградная- царство святых и радостью, и миром, и долготерпением, и мужеством, и благодатным бесстрашием, и надеждой неопадающей на Бога, все покрывающего, исполненного премудрости, правды и любви. И сколько бы мы ни говорили о святых, все нам недостанет слов, и каждый из них будет лишь бледным подобием, отблеском той красоты, которая сияет лучами и исходит из сердца каждого Божьего человека. Однако святые для нас не просто предмет восхищения, или глубокомысленного созерцания, но и образ для подражания. Они суть старшие наши братья. Они простирают с высоты небесной славы, на которой находятся, нам, немощным и грешным, свои руки. С тем, чтобы мы, войдя с ними в союз через единство веры и верности Богу, покаяние и молитвы, по закону сообщающихся сосудов восприняли тот импульс благодати Божьей, который делает каждого из угодников Божьих блаженным, радостным существом. Вот почему праздник Всех Святых отзывается в наших душах замечательной энергией, динамикой, готовностью творить дела правды, любви и добра. Невозможное в этот общий для нас всех День Ангела соделывается возможным. Спасение - близким и несуменным, уныние и печаль, расслабленность и разочарование далече бегут вон в день, когда и небо, и земля, и ангелы, и люди- весь сонм Божьих тварей, свободно подчинивших себя действию призывающей и спасающей благодати, едиными устами и сердцем, без устали, и днем, и ночью, воспевать: свят, свят, свят ГосподьСаваоф, исполнь неба и земля радости Твоея. Завершится эта первая Седьмица по Пятидесятнице, и мы будем вновь торжествовать в день Всех святых в земле Русской просиявших.

http://radonezh.ru/text/v-chem-vy-vidite...

Прииди и изведи мир на путь праведной жизни. Прииди и посети всех, жаждущих Твоего озарения». 4. Недели после Пятидесятницы Неделя Всех святых в земле Российской просиявших (1000–летие Крещения Руси). Величаем Тя, Триипостасный Владыко, верою Православною землю Русскую озарившего и святых сродников наших сонм велий в ней прославльшаго. Сегодня, други мои, на Руси День Ангела — день памяти всех святых нашей Русской земли, чьими трудами и скорбями, чьим величием духа мы с вами теперь — православные христиане. Этот день мы отмечаем ежегодно. Но ныне празднование памяти русских святых угодников Божиих особенно величаво еще и тем, что 1000 лет прошло с тех пор, как началось духовное рождение русского народа в Святом Крещении, когда призрел на Русь Господь и вдохнул в нее дух жизни. Этот 1000–летний юбилей заставляет оглянуться на пройденный путь, на историю и особо оценить событие, которое случилось так давно, но которым по сию пору живет Россия. Этого не могут не признать, не могут не оценить все, независимо от своего мировоззрения и вероисповедания. И единодушно празднуется торжество и религиозное, и национальное, и государственное, и культурное. «С Крещения Руси вообще можно начать историю Руси и историю русской культуры», — говорят современные ученые. Именно поэтому весь мир «от восток солнца до запад» отмечает сегодня 1000–летний юбилей Крещения Руси. «… без Меня не можете делать ничего », — сказал Господь (Ин. 15:5). Сколько племен и народов ушли в небытие, а россы, вскормленные благодатью Святого Духа, данного Господом им как дар в Святом Крещении, стали Великой Русью, Россией. Великие ценности дара Божия Русь приняла не формально, но потрудилась, пленивши ум и сердце заповедям Божиим. « Люби ближнего своего, как самого себя — в этом весь закон и пророки » (Мф. 22:39–40). Как просто слово Божие, как благо, но скольких жертв и трудов требуется, чтобы воплотить его в жизнь. 1000–летняя история Руси показала всему миру, что только этим можно жить и только это слово родит к жизни, и вскармливает, и выращивает, и хранит. Хранит и нас Господь, пока мы храним слово жизни — любовь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Таким людям мы отвечаем: «Если вы отрицаете присутствие греха, то вы точно идете в погибель. А если ваши голоса громко слышны, если вы можете проповедовать эти смертоносные идеи через так называемое современное искусство, через свободу выражения в Интернете, то вы ничем не лучше тех, кто подталкивает людей к физическому самоубийству, потому что разрушение сердца, разрушение нравственной природы человека есть духовная смерть». И мы сегодня особенно молимся нашим святым, в земле Русской просиявшим, нашим новомученикам и исповедникам, чтобы они молитвами своими пред Господом восполнили наши слабые молитвы, чтобы силой Божественной Господь вразумил народ наш, особенно молодежь, которая попадает в эти страшные расставленные капканы, могущие не только руки и ноги переломать, но и саму жизнь уничтожить. Мы молимся нашим святым, чтобы Господь по их молитвам приклонил милость Свою к роду человеческому и дал людям возможность иметь жизнь и, как сказано в Его слове, жизнь с избытком (Ин. 10:10). Из слова после Литургии в храме Христа Спасителя в Москве 18 июня 2017 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии тамара 19 июня 2017, 23:28 Слава Богу за то,что нам дал такого патриарха,который ведёт корабль нашего спасения ,несмотря на такие трудности и невзгоды,в тихую Божию гавань.Многая и благая лета нашему патриарху Кириллу. Галина И. 19 июня 2017, 22:45 Слава Богу за болящее за свой народ сердце Патриарха.«Если вы отрицаете присутствие греха, то вы точно идете в погибель...вы ничем не лучше тех, кто подталкивает людей к физическому самоубийству, потому что разрушение сердца, разрушение нравственной природы человека есть духовная смерть...молодежь... попадает в эти страшные расставленные капканы, могущие... и саму жизнь уничтожить». Как и пророк Исаия говорил: " И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. ...злодеи злодействуют,и злодействуют злодеи злодейски.

http://pravoslavie.ru/104493.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010