«Светлое» коммунистическое будущее должно было принять «освобожденный от религиозного дурмана» советский народ, и КПСС с удвоенной силой принялась осуществлять поставленную своим лидером задачу. Центральная, а вслед за ней республиканская, местная государственная власть, нередко вопреки советскому законодательству и многим международным соглашениям по правам человека, обрушилась на церковные приходы, добиваясь под любым предлогом самороспуска «двадцаток», что вело к закрытию храма или молитвенного дома общины. Особое внимание власти уделяли закрытию кафедральных соборов. Дабы уничтожить широко распространенную и сохранявшуюся в народе традицию крещения детей, была установлена обязательная регистрация паспортов родителей и доведение сведений о состоявшихся крещениях детей по месту работы родителей. Подчас это влекло за собой серьезные последствия, вплоть до увольнения с работы осмелившихся на этот шаг. Власти запрещали причащение детей, не допускали их на богослужение в храмы. Беспощадному гонению подверглись обители. Подавляющее их число было закрыто, а в действовавших монастырях власти стремились до минимума сократить количество насельников. Без того небольшое число духовных учебных заведений было сведено до минимума. Делалось все, чтобы затруднить и в конце концов не допустить поступления в духовные учебные заведения установленного количества учащихся, равно как и воспрепятствовать принятию достойных абитуриентов. Все это относилось и к Таллиннской и Эстонской епархии: здесь также закрывались храмы, угроза закрытия нависла над Александро-Невским собором в Таллинне и Успенским Пюхтицким женским монастырем. Значительному сокращению числа сельских приходов способствовала депортация местных жителей в связи с коллективизацией и борьбой с эстонским национализмом в 1940–1950-х гг. Еще сохранявшееся в собственности Церквей и религиозных объединений Эстонии (как и двух других Прибалтийских республик) недвижимое и движимое имущество было национализировано. Борьба с религией осуществлялась Н.С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чтобы отвести угрозу, нависшую над двумя главными центрами Православия в Эстонии – таллиннским Александро-Невским кафедральным собором и Пюхтицким Успенским ставропигиальным женским монастырем, их пришлось зарегистрировать в 1999 г., не дожидаясь общей регистрации. Александро-Невскому собору для этого потребовалось придать ставропигиальный статус. Согласно Уставу, зарегистрированному в Министерстве внутренних дел Эстонии 16 марта 1999 г., он был призван «совмещать церковноприходскую деятельность и функции официального представительства Московского Патриархата в Эстонии» 222 . Этому решению предшествовала состоявшаяся в Москве 23 февраля встреча Патриарха Алексия II с министром внутренних дел Эстонии о. Таалем. В марте 1999 г. в целях осуществления планомерного диалога с правительством Эстонии и для поддержки и развития отношений с религиозными и общественными кругами страны Священным Синодом Русской Православной Церкви и Патриархом Алексием было учреждено постоянное представительство Московского Патриархата в Эстонии. Представителем назначен архимандрит Елисей (Ганаба). 31 марта это решение Патриарха было утверждено Священным Синодом 223 . Отец Елисей включился в активные переговоры с Министерством внутренних дел Эстонии, с эстонскими парламентариями и представителями общественности, а также с митрополитом Стефаном, стремясь прежде всего к урегулированию имущественного положения приходов, сохраняющих верность Московскому Патриархату. Для достижения этой цели предстояло пройти немалый путь. Митрополит Стефан выдвигал неприемлемые условия, да и у эстонских властей политической воли к решению этого вопроса в то время не находилось. Однако обращения в международные организации, в частности письмо архиепископа Корнилия главе миссии ОБСЕ в Таллинне от 16 февраля 1999 г., побуждали эстонское руководство обсуждать компромиссные варианты. Главным препятствием на пути к их реализации оставалась крайне неуступчивая позиция главы константино-польской церковной организации в Эстонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После окончания войны она разыскивала его по лагерям, чтобы отблагодарить, но безуспешно. После войны работала в НИИ под руководством Сергея Королева, занималась конструированием баллистических ракет и двигателей для космических кораблей. А потом пришла к Богу, и уже в сознательном возрасте после шестидесяти приняла постриг и стала монахиней Пюхтицкого подворья в Москве. Митрополит Иларион: Судьбы священнослужителей порой бывают очень интересными, хотя зачастую о них думают: «Вот священник — профессионал в своем деле, семинария, затем — академия, после чего служит на приходе». Судьба многих священнослужителей так и складывается. Но ведь немало и таких, у кого есть и вторая история — это история их молодости. Например, некоторые из них воевали на войне. Есть священнослужители, которые и сейчас совмещают свою службу с другими занятиями, на первый взгляд, совершенно никак не связанными с их главным послушанием. Буквально на днях я был в Сербии, встречался с Сербским Патриархом, а в аэропорту меня встречал один епископ, который в разговоре случайно обмолвился о том, что завтра едет на учения к десантникам. Я его тогда в шутку спросил: «А Вы что, десантник?» И он мне ответил на полном серьезе : «Да, я этим летом совершил тридцать прыжков с парашютом». «А вы что, занимаетесь пастырским окормлением военнослужащих?» — спрашиваю. Он говорит: «Не только, но в том числе и этим. Я считаю, что военнослужащие не будут всерьез ко мне относиться, если я не смогу разделять все тяготы их жизни. Поэтому я вместе с ними участвую в учениях и прыгаю с парашютом». Такие пастыри у нас тоже есть. Я рад тому, что образы священнослужителей сегодня привлекают внимание художников. В творчестве художника важны духовные ценности. Очень важно суметь передать на полотне живое христианское чувство, столь необходимое обществу в наши дни. Спасибо, Александр Максович, что были гостем нашей передачи. Я желаю Вам творческих успехов. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3785966.ht...

С. 7-8), сокращенного киевского, а также оригинальные композиции Н. Н. Толстякова , С. В. Смоленского , иером. Нафанаила (Бачкало) , Н. Н. Кедрова (отца), Н. Н. Кедрова (сына), М. Е. Ковалевского и напевы, получившие название, вероятно, по месту происхождения: Е. «виленская», «полтавская», «оренбургская» и др. Среди напевов сугубой Е. следует отметить авторские гармонизации А. А. Архангельского , Кедрова (отца), П. Г. Чеснокова , А. Т. Гречанинова и многочисленные местные напевы, такие как Е. «буковинская», «одесская», «георгиевская», «софрониевская», «могилёвская», «пюхтицкая», «московская», напева Троице-Сергиевой лавры и др. Просительная Е. имеет неск. гармонизаций традиц. распевов: «обычного», знаменного, киевского, Киево-Печерской лавры, а также существуют особые варианты, напр. Е. «уральская», Оптиной пуст., «грузинская», «виленская» и др. (различные распевы Е. см. в сб.: Обиход церковного пения. М., 1997. С. 9-11, 16-17, 52, 75, 111, 140, 160, 167, 211, 225-226, 272; Нотный сборник православного русского церковного пения. Лондон, 1962. Т. 1: Божественная литургия. С. 1-3, 61-72; Песнопения Божественной литургии. Золотоноша, 2000. С. 1-8, 13, 109-125, 172-182; Благослови, душе моя, Господа: (Песнопения всенощного бдения). М., 1995. С. 28-30, 68-73, 84 и др. (см. указ.: Свод напевов. С. 410-414)). В совр. практике распространена Е. в виде 2-ступенного мелодического последования. В греческой богослужебной практике строки Е. чаще произносятся одним или неск. псалтами. В певч. рукописях нотированных строк Е. не обнаружено: возможно, строки Е. читались. Это предположение подтверждается сведениями иером. Арсения (Суханова) о богослужебной практике XVII в.: «Зде отнюдь ни в коем месте не слыхали есмы, чтоб пели «Господи, помилуй» и на прочих ектениях, но везде говором говорят лики и вси предстоящии» (Проскинитарий Арсения Суханова, 1649-1653 гг./Ред.: Н. И. Ивановский. СПб., 1889. С. 256. (ППС; Т. 7. Вып. 13)). В наст. время обычно пропеваются и нотируются в певч. книгах Е.

http://pravenc.ru/text/189661.html

Она также подчеркнула, что сама атмосфера Пюхтицкой обители располагает к откровенному разговору. Причем, как отмечает научный куратор конференции, особенностью Пюхтицких чтений является обсуждение проблем на профессиональном уровне, поскольку в форуме участвует университетское сообщество. Член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой экономической географии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена профессор Ю.Н. Гладкий шестой год участвует в Пюхтицких чтениях. По его словам, актуальность тематики нынешней конференции обусловлена тревогами по поводу того, что нарушение баланса между светскими и духовными ценностями приводят в обществе к негативным результатам. «Культура в любой стране стабильно будет развиваться в тесном единстве с Церковью, с духовными ценностями», — сказал ученый из Санкт-Петербурга. Ю.Н. Гладкий также отметил, что участие в чтениях представителей разных стран — важный механизм для установления добрососедских межгосударственных связей. Р.А. Иванова подчеркнула, что гуманитарные дисциплины, в том числе родной язык, литература и история, а также творчество зарубежных литераторов, имеют огромное значение в формировании нравственного сознания молодежи. Особенно она выделяет значение русской и зарубежной классической литературы, базирующейся на духовных христианских ценностях. Педагог считает, что проблемой школ Ида-Вирумаа и в целом Эстонии является постепенное исчезновение воспитательной функции, в то время как школа, по ее мнению, обязана не только давать знания по предметам, но и оказывать духовно-нравственное влияние на ребенка. «В этом процессе первые помощники — гуманитарные предметы, родной язык и литература, а также история. Причем объективная история», — пояснила Р.А. Иванова. Завершилась международная конференция концертом хора сестер обители, по окончании которого была совершена панихида по схиигумении Варваре (Трофимовой). По результатам двухдневных чтений был принят итоговый документ. Издан сборник докладов.

http://patriarchia.ru/db/text/5083941.ht...

Протоиерей Олег Врона, настоятель Никольской церкви в Таллине, рассказывает о христианском подходе к терпению, о благости этой добродетели, свидетельствующей о нашем доверии к Христу. Живя в молодости в Пюхтицкой Успенской обители, батюшка смог воочию убедиться в возможности приобретения этого качества и его неизменной благотворности для нас самих. Вот пример.      Невежда и подселенцы Во второй раз в Пюхтицкую обитель я приехал в марте 1978 года, но уже не как паломник, а с целью подготовиться к рукоположению. Меня поселили в знакомой и полюбившейся мне гостинице «на горке» в довольно аскетичной полуподвальной келье для паломников, где было мне совсем не скучно, поскольку в келью что ни день подселяли кого-нибудь из паломников. Порой среди моих подселенцев попадались бывалые паломники, многие из которых выглядели, как монахи: с нестрижеными бородами и с пучком длинных волос, стянутых резинкой на затылке. Они рассказывали складные истории о монастырской жизни тех немногих монастырей, которые чудом избежали печальной участи разоренных и закрытых обителей, щеголяя передо мной, почти полным невеждой в этой области, знанием имен монастырских игуменов, схимников и диковинных прозорливых старцев. Часто эти разговоры заканчивались далеко за полночь, а это означало, что утром мне неминуемо предстояла борьба с искушением позволить себе проспать как минимум полунощницу. Всеми силами я старался не просыпать службы, и, кажется, мне это удавалось, ведь по моему отношению к церковной службе составлялось мнение у монастырского духовенства, сестер и у самой игумении о степени моей подготовленности или, если хотите, годности к рукоположению. Две добрые противоположности Игумения Ангелина (Афанасьева) Подготовка же состояла в следующем: с утра – полунощница, Литургия, потом общие послушания, а вечером – вечерня и утреня. И так изо дня в день. Благо, в Питере, когда я пел в Шуваловской церкви, один певчий подарил мне старенький, дореволюционного издания Часослов, и я в домашних условиях научился довольно бегло читать по-церковнославянски, что мне очень помогло в обители. Мне стали поручать читать девятый час, потом предначинательный псалом и далее по порядку: шестопсалмие, кафизмы и канон. Полунощницу сестры всегда читали сами, а в мои обязанности входило чтение часов и Апостола. Словом, ради приобретения необходимых навыков мне давали читать все или почти все, что входит в обязанности каждого псаломщика, будь то в монастыре или на приходе.

http://pravoslavie.ru/116737.html

в 1931 г.), блаженная Любушка Рязанская (Любовь Семеновна Суханова – ум. в 1921 г.), блаженная Матрона Анемнясевская (Белякова) (ум. в 1936 г.), блаженная Екатерина Пюхтицкая (1889–1968), блаженная Матрона Московская, блаженная Ольга Московская (Ложкина Мария Ивановна – ум. в 1973 г.) 135 , блаженная Марфа (Марфа Лаврентьевна Смирнова – ум. в 1927 г.) 136 , блаженная Мария Дивеевская (Мария Ивановна Федина – ум. в 1931 г.) 137 , блаженная Пелагия Рязанская (ум. в 1966 г.). Сейчас о юродивых появляется довольно обширная литература 138 , обилие сведений о них в Интернете. Эти тексты имеют свою специфику: большинство из них анонимно, точные датировки и какие-либо документы, как правило, отсутствуют. Многие из них сделаны в агиографическом жанре – это не биографии, а рассказ почти исключительно о подвижничестве. В ряде случаев создаются обобщенные образы, иногда это может быть и заведомое искажение реальных фактов. Создаваемые тексты построены на устных рассказах. Как пример можно привести книгу «Сестры. Очерк жизни сестер-подвижниц Анисии, Матроны и Агафии, подвизавшихся и почивших в селе Ялтуново Шацкого района Рязанской епархии» 139 . Некоторые эпизоды из жизни юродивых показывают, что благодаря юродству, они значительно расширяли функции женского служения. Так, о матушке Феоктисте Михайловне (ум. в 1940 г.) рассказывают, что когда умирал старый сосед, она взяла блюдечко с вареньем и сказала: «Я натуральный священник, надо его приобщить», подошла к кровати, села на стул и велела съесть». После этого больной перестал стонать и на следующий день умер 140 . Иногда в рассказах о юродивых можно предположить и сознательное мифотворчество, которое, как отмечает С. Л. Фирсов, стало особенно характерным для маргинальных направлений в современном православии 141 . Почитание блаженных стариц как молитвенниц и прозорливец, удостоенных Божьих даров в силу физической искалеченности, соответствует как народным представлениям о святости, так и реалиям советской эпохи с ее разрушением церковных институтов, снижением значения духовенства в жизни населения и возрастанием роли женщин-подвижниц.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Ю. А. Гагарин и С. П. Королев Он всегда оставался в тени – даже не смог попасть на Красную площадь в день, когда Москва торжественно встречала Юрия Гагарина Была ли у Королёва обида на власть, из-за которой он потерял столько драгоценного здоровья, столько лет жизни, которые мог бы потратить на созидание и свершения? Нет. Многочисленные коллеги и родные говорят, что он не ожесточился и не озлобился. Он просто больше никого и ничего не боялся. Мог сказать даже первым лицам страны, что категорически с чем-то не согласен. У него была репутация грозного начальника, однако люди не боялись обращаться к нему с просьбами, потому что знали, что всегда найдут в его лице помощь и поддержку. Кабинет Королёва ломился от посетителей: он мог за один вечер принимать по 20–30 человек и не уходил, пока не примет последнего записавшегося на прием. Он помогал устраивать людей в больницы, доставать лекарства, выбивал жилье… Обладая необыкновенной твердостью характера и сильной волей, он при этом был очень добрым и милосердным человеком. Обладая необыкновенной твердостью характера и сильной волей, он при этом был очень добрым и милосердным человеком Сохранились рассказы монахини Силуаны (Соболевой), где она описывает свое знакомство с Сергеем Павловичем и рассказывает, какую скромность он проявил и какую значительную материальную помощь оказывал Пюхтицкому монастырю, где подвизалась монахиня. «Очень хочу помочь вашей обители. Сердце разрывается, когда увидел, как вы живете», – сказал он тогда и оставил свой адрес с телефоном, пригласив монахиню к себе в гости. И лишь на месте, увидев шикарный дом, она узнала, с кем познакомилась. В дальнейшем Королев помогал не только монастырю, но и одному бедному священнику, о котором также рассказала ему монахиня Силуана. Протоиерей Александр Воскресенский с сыном Леонидом Был ли Сергей Павлович верующим человеком? Не нам судить об этом. Его коллега, дважды Герой Советского Союза космонавт Владимир Аксенов, в интервью порталу «Правмир» рассказывал, что однажды в его присутствии Королёв негромко спросил нового сотрудника, верит ли тот в Бога. Сотрудник ответил, что верит, на что Королёв ответил: «Ну, и правильно».

http://pravoslavie.ru/158202.html

Здесь – не так… В плотной массе народа монашествующий человек очень резко бросается в глаза: он вдумчивей, молчаливей, но живей, у него острое духовное зрение, он умеет заглянуть за пределы обычного, у него емкая душа, и она всегда хочет быть полной благодати. В нем есть стремление к небесному простору, он, одетый во все черное, любит светлое и сам как бы светится. Началась воскресная Литургия – шепот робкой утренней молитвы перешел в ликующую песнь благодарности Богу. С безграничных высот ниспадает на землю густой звон серебряных колоколов, торжественный звон навстречу наступающему празднику. И праздничное воскресное веселье, ясный блеск синего неба, певучие звуки нового дня, бодрая свежесть монастырского воздуха – все вокруг как дивный сон. Многочисленные богомольцы собрались отовсюду в уверенности, что в праздничный день Господь досыта насытит их благодатью Святого Причастия – и не ошиблись. Смирные и благочестивые — многие из них устали от трудов, от неудач жизни, и вот – сошлись сюда. Молитвенно стонет душа — нестерпимо хочется просить Бога за них — всех обиженных и гонимых, хочется петь хвалебный гимн Ему о красоте солнца, когда оно обнимает эту землю своими ласкающими лучами, хочется сказать людям такие слова, которые подняли бы им глаза к Небу, — и как-то сама собой эта певучая импровизация души удобно укладывается в канонические прошения ектений. После благодарственных молитв молодая чернобровая инокиня, спрятав пухлые руки в раструбах рукавов, кротко позвала, нас, исходящих из алтаря: — Матушка ждет… Входим с настоятелем в игуменский домик. Все вокруг немного полинявшее, но чистое, спокойное и трогательно простое, все так близко, понятно и мило душе. Матушка сидит в кресле, ее седые волосы прикрыты белой шелковой пеленой, шелк отливает на солнце, и голова кажется фарфоровой, только на лице, иконописном и точно немного подкопченном дымом пережитых пожарищ, пронзительно блестят никогда не виданные мной синие мудрые глаза. «Вот она – старица!» — подумал я . Она говорит просто, но весомо, после фраз молчит немножко, как бы ставя за ними большую точку, говорит она со всеми и много, утверждая за собой славу мудрой старицы. Настоятель, епархиальный секретарь, кажется, даже внешне помолодел перед лицом зримой премудрости, вмиг утратив протоиерейскую солидность и став похожим на юного семинариста, сдающего экзамен профессору богословия.

http://azbyka.ru/parkhomenko/pyuxtickaya...

6 . Святой Пастырь по-отечески благодарит верных подвижниц и отходит от несправедливых : «Благодарю за порядки, строго соблюдаемые тобою в обители: порядок всё держит на должной высоте и приносит всякую пользу; в обители же – особенно, как духовно-хозяйственном учреждении. Присылаю тебе на нужды обители 500 руб. ... Сёстрам всем моё благословение и поклон» (2:466)... «Дай Бог тебе получить от Бога богатое воздаяние за твоё терпение» (2:535). Но: «Если Игуменья будет несправедлива и будет притеснять одних, жалуя других, – я не буду иметь с нею общения, доколе не увижу её любви и внимания ко всем равного... Будьте справедливы и дайте мне увериться, что вы добрая и нелицеприятная мать» (2:499). И на закате лет (в 1907 г.) «Божественных Таин Благоговейный Служитель» (из тропаря) смиренно кланяется старице Игумении Таисии (Солоповой . † 1915), целует её главу, «мыслящую непрестанно «яже суть Божия»», пишет: «Да помилует и спасёт Господь всех сестёр твоей обители, да покроет все их согрешения. Слава Богу, что Он сохранил обитель Леушинскую от большого возгорения. Как осторожно нужно обращаться с огнём! Сколько страшных пожаров мне пришлось видеть только в Кронштадте, – и Господь сохранил меня и причт наш от ужасов пожара! А сколько раз во сне враг пугал меня пожарами – даже моей квартиры! Сохрани Бог всякого человека от такой беды!» (3:259–260). 7 . И к сёстрам святой Обители Пюхтицкой: «Сестры обители! К вам речь моя: имейте всегда Игуменью в великой чести и слушайтесь её; смотрите на её распоряжения в простоте сердца и повинуйтесь им с усердием; да и сами между собою живите в любви и почитайте друг друга, честию одна другую больше творя ( Рим. 12, 10 ). К службам церковным и монастырским послушаниям спешите усердно, памятуя, что всё ведёт вас ко спасению. Друг другу не завидуйте ( Гал. 5, 26 ), всем доброжелательствуйте, Господа возлюбите всей душой и всем сердцем ( Мф. 22, 37 ), Пресвятую Деву Богородицу чтите и любите как свою Небесную Матерь и Благодетельницу, будьте, по мере сил, подражательницами всех святых... Но довольно, писать более некогда... Присылаю на обитель триста рублей» (2:357–358). VII. «Советую тебе...» (2:104)

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010