Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН († ок. 1698), схим. алатырского во имя Св. Троицы мон-ря . 26 авг. 1748 г. при расчистке места для строительства Троицкого собора в Алатырской обители был найден гроб с нетленными останками некоего схимонаха. В течение недели мощи находились на открытом воздухе, затем их перенесли в теплую деревянную ц. преподобных Зосимы и Савватия и оставили в ней на зиму 1748/49 г. Престарелые насельники мон-ря и горожане, помнившие и чтившие подвизавшегося в кон. XVII в. в мон-ре В., подтвердили, что останки принадлежат именно ему. В мае 1749 г. мощи были освидетельствованы. В списке строителей Алатырского мон-ря в кон. XVII в. значилось имя Вассиана, отождествить его со схимонахом, мощи к-рого были обретены, не представлялось возможным. Указом Святейшего Синода Нижегородскому и Алатырскому еп. Вениамину (Пуцек-Григоровичу) было предписано предать нетленные останки земле. Несмотря на это, почитание схимника не прекратилось. Он являлся страждущим и призывал отслужить панихиду на могиле; болящие исцелялись. Вслед. многочисленных чудес, происходивших на могиле В., 25 окт. 1904 г. Симбирский еп. Гурий (Буртасовский) поручил благочинному 1-го округа Алатырского у. прот. Николаю Диомидову проверить достоверность совершившихся при могиле В. чудотворений, записанных в особую книгу - «Памятник», к-рая хранилась в мон-ре. 8 окт. 1905 г. прот. Николай представил отчет, в к-ром подтвердил свидетельские показания исцелившихся. Настоятель Алатырского мон-ря архим. Гавриил расширил усыпальницу схимонаха и устроил при ней ц. во имя свт. Димитрия Ростовского, к-рую 5 дек. 1905 г. освятил еп. Гурий. На гробнице В. были положены железные вериги с крестом, к-рые нашли неподалеку в колодце. По преданию, подвижник носил вериги, но перед кончиной, избегая славы человеческой, попытался их скрыть. В 10-х гг. XX в. продолжался сбор сведений о чудесах и исцелениях по молитвам к В., однако революции 1917 г. приостановили прославление подвижника. В 20-х гг. XX в. иноки спрятали мощи В. на территории мон-ря, к 2004 г. местонахождение святыни неизвестно. Лит.: Токмаков И. Ист.-стат. и археол. описание Троицкого муж. мон-ря в г. Алатыре Симбирской губ. М., 1897; Алатырский Троицкий муж. мон-рь и его подвижник схим. Вассиан. М., 1906; ЖПодв. Авг. 1994. С. 502-507. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев)

http://pravenc.ru/text/149873.html

Архиепископы Казанские и Свияжские: Иларион Рогалевский 1732–1735. Гавриил Русской 1735–1738. Епископы: Лука Конашевич 1738–1755. Гавриил Кременецкий 1755–1762. Архиепископы: Вениамин Пуцек-Григорович 1762–1782. Митр. с 1775. Антоний Герасимов-Зыбелин 1782–1785. Амвросий Подобедов 1785–1799. Архиепископы Казанские и Симбирские (до 1832 г.): Серапион Александровский 1799–1803. Павел Зернов 1803–1815. Амвросий Протасов 1816–1826. Иона Павинский 1826–1828. Казанские и Свияжские (с 1832 г.): Филарет Амфитеатров 1828–1836. Владимир Ужинский 1836–1848. Григорий Постников 1848–1856. Митр. с 1856. Афанасий Соколов 1856–1866. Антоний Амфитеатров 1866–1879. Еп. до 1867. Сергий Ляпидевский 1880–1882. Палладий Раев 1882–1887. Павел Лебедев 1887–1892. Владимир Петров 1892–1897. Арсений Брянцев 1897–1903. Димитрий Ковальницкий 1903–1905. Димитрий Самбикин 1905–1908. Никанор Каменский 1908–1910. Иаков Пятницкий 1910. Чистопольское викариатство, учр. в 1899 г. Епископы (в Казани): Антоний Храповицкий 1899–1900. Алексий Молчанов 1900–1905. Феодосий Олтаржевский 1905. Алексий Дородницын 1905. Чебоксарское викариат., учр. в 1853 г. Епископы (в Казани): Никодим Казанцев 1854–1861. Гурий Карпов 1866–1867. Викторин Любимов 1868–1874. Иоанн Жданов 1875–1878. Павел Вильчанский 1878–1882. Кирилл Орлов 1882–1888. Сергий Соколов 1888–1891. Никанор Каменский 1891–1893. Анастасий Опоцкий 1893–1897. Антоний Храповицкий 1897–1899. Иоанн Алексеев 1899–1902. Иоанн Смирнов 1902–1904. Хрисанф Щетковский 1904–1905. Митрофан Симашкевич 1905–1907. Михаил Богданов 1907. Мамадышское викариат., учр. в 1907 г. Епископы (в Казани): Андрей кн. Ухтомский 1907–1911. Варсанофий Лебедев 1911. Калужская, учр. в 1799 г. Кафедра в Калуге Епископы Калужские и Воровские: Серапион Александровский 1799. Феофилакт Русанов 1799–1809. Архп. с 1803. Евлампий Введенский 1809–1813. Евгений Болховитинов 1813–1816. Антоний Соколов 1816–1819. Филарет Амфитеатров 1819–1825. Григорий Постников 1826–1828. Гавриил Городков 1828–1831.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Виталий Иосифов 1885–1890. Иероним Экземплярский 1890–1894. Александр Богданов 1894–1898. Георгий Орлов 1898–1902. Димитрий Ковальницкий 1902–1903. Иннокентий Беляев 1903–1909. Кирилл Смирнов 1909. Козловское викариатство, учр. в 1868 г. Епископы (в Тамбове): Иоанникий Москвин 1869. (С 25 окт. 1869 г. было вакантно). Нафанаил Троицкий 1904–1908. Григорий Яцковский 1908. Тверская, учр. в 1271 г. Кафедра в Твери Епископы Тверские: Симеон еп. Полоцкий 1271–1289. Андрей кн. Ерденев 1289–1315. Варсонофий 1315–1328. Феодор I 1330–1341. Феодор II 1342–1360. Василий 1361–1372. Евфимий Вислен 1374–1390. Св. Арсений 1390–1409. Антоний 1411–1434. Илия 1434–1457. Моисей 1458 – 1461. Геннадий Кожа 1461–1477. Вассиан кн. Сгригин-Оболенский 1477–1508. Нил (грек) 1508–1521. Епископы Тверские и Кашинские: Акакий 1522–1567. Св. Варсонофий 1567–1570. Савва 1570–1573. Феодорит 1573–1578. Архиепископы: Захарий 1578–1602. Еп. до 1589. Феоктист 1603–1609. Арсений (грек) 1613–1615. Пафнутий 1620–1627. Евфимий 1628–1642. Иона 1642–1654 . Лаврентий 1654–1657. Иоасаф (Иосиф) 1657–1676. Симеон (Симон) 1676–1681. Варсонофий Чертков-Еропкин 1681. Митр. Сергий 1682–1702. Каллист Поборский 1703–1712. Епископы и Архиепископы: Алексий Титов 1713–1714. Варлаам Косовский 1714–1720. Сильвестр Холмский 1720–1723. Митр. Феофилакт Лопатинский 1723–1738 Архп. с 1725. Митрофан Слотвинский 1738–1752 Архп. с 1744. Вениамин Пуцек-Григорович 1753–1758. Афанасий Вольховский 1758–1763. Иннокентий Нечаев 1763. Гавриил Петров 1763–1770. Платон Левшин 1770–1775. Архп. Арсений Верещагин 1775–1783. Иоасаф Заболотский 1783–1788 Архп. с 1785. Тихон Малинин 1788–1792. Архиепископы и Епископы: Ириней Клементьевский 1792–1798. Еп. до 1796. Павел Пономарев 1798–1799. Еп. до 1799. Павел Зернов 1800–1803. Еп. до 1801. Мефодий Смирнов 1803–1814. Еп. до 1804. Серафим Глаголевский 1814–1819. Филарет Дроздов 1819–1820. Симеон Крылов-Платонов 1820–1821. Иона Павинский 1821–1826. Амвросий Протасов 1826–1831. Григорий Постников 1831 – 1848.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Питирим 1719–1738. Архп. с 1824. Иоанн Дубинский 1739–1742. Димитрий Сеченов 1742–1748. Вениамин Пуцек-Григорович 1748–1753. Феофан Чарнуцкий 1753–1773. Антоний Герасимов-Зыбелин 1773–1782. Иоасаф Заболоцкий 1782–1783. Дамаскин Семенов-Руднев 1783–1794. Павел Пономарев 1794–1798. Нижегородские и Арзамасские (c 1799 г.): Вениамин Краснопевков-Румовский 1798–1811 Архп. c 1804. Моисей Близнецов-Платонов 1811–1825. (C 1825 г. была вакантна; управлял Костромской еп. Самуил). Мефодий Орлов-Соколов 1826. Афанасий Протополов 1826–1832. Амвросий Морев 1832–1835. Иоанн Доброзраков 1835–1847. Иаков Вечерков 1847–1850. Архп. c 1849. Иеремия Соловьев 1850–1857. Антоний Павлинский 1857–1860. Нектарий Надеждин 1860–1869. Архп. c l867. Филарет Малышевский 1869–1873. Иоанникий Руднев 1873–1877. Архп. c 1877. Хрисанф Ретивцев 1877–1879. Макарий Миролюбов 1879–1885. Модест Стрельбицкий 1885–1889. Владимир Петров 1889–1892. Владимир Никольский 1892–1900. Назарий Кириллов 1901–1910. Архп. c 1909. Иоаним Левицкий 1910. Валахнинское викариат., учр. в 1866 г. Епископы (в Нижнем-Новгороде): Макарий Миролюбов 1866–1867. Поликарп Гонорский 1868–1886. Димитрий Сомбикин 1887. Агафодор Преображенский 1888–1891. Иаков Пятницкий 1891–1892. Ювеналий Половцев 1892–1893. Алексий Опоцкий 1893–1896. Аркадий Карпинский 1896–1897. Анастасий Опоцкий 1898–1901. Нестор Фомин 1901–1903. Исидор Колоколов 1903–1906. Евфимий Елиев 1906–1909. Геннадий Туберозов 1909. Новгородская, учр. в 992 г. Кафедра в Новгороде Епископы Новгородские: Иоаким Корсунянин 992–1030. Лука Жидята (Жирята) 1035–1059. Стефан 1060–1068. Феодор 1069–1077. Герман 1078–1095. Св. Никита 1096–1108. Иоанн Попин 1110–1129. Св. Нифонт 1130–1156. Аркадий 1158–1163. Архиепископы Великоновгородские и Псковские (до 1589 г.): Св. Иоанн 1165–1186. Григорий 1187–1193. Мартирий Рушанин 1193–1199. Митрофан 1201–1211. Антоний Ядрейкович 1211–1219. Митрофан (вторично) 1219–1223. Арсений (монах); упр. еж. 1223–1225: (вторично) 1228–1229. Антоний (вторично) 1225–1228.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

По Указу Сенатскому учреждены от Польской границы Таможни в Смоленске и Торопце. Переведен из Переяславля Киевского во Псков Епископ Варлаам Леницкий и в том же году пожалован Архиепископом, а в 17З8 году уволен на покой в Киевопечерскую Лавру. Ловля жемчуга в реках Новгородского, Ржевского и Торопецкого Уездов дозволено свободно, с обьявлением только найденного жемчуга в Каммер Коллегию. Хиротонисан во Псков Епископ Стефан Калиновский, в 1746 соду переведенный в Новгород. Война со Швециею. Во время войны со Швециею пропуск иностранных товаров назначен через Нарву, Псков и Новгород. Заключенным с Швециею мирным Трактатом подтверждены все купеческие статьи, постановленные в Трактат 1721 года; а в 1745 году присовокуплен к тому и вспомогательный обоюдный союз. Переведен во Псков Костромской Епископ Симон Тодорский, который в 1748 году пожалован Архиепископом и в 1754 соду скончался. Для пресечения тайного провоза в Россию из Лифляндии, Естляндии и от портов Риги, Ревеля, Аренсбурга и Дерпта иностранных, а из России туда Российских товаров, учреждена во Пскове Главная Таможня. Для удержания потаенных провозов купцами и другими людьми товаров, определением Правительствующего Сената велено учредить заставы между городами Псковом, Великими Луками, Торопцом и Смоленском. Имянным Указом все внутренние Таможни и разного звания пошлинные и прочие внутри Государства разные сборы уничтожены и расположены при портах и пограничных Таможнях С 21 на 22 февраля в полночь на день поминовения Преосвященного Симона сгорел Псковский Архиерейский дом в Кремле близ Троицкого Собора: но он паки выстроен. Началась семилетняя война с Пруссиею и большая часть Русских войск проходила через Псковскую Провинцию. Портовые и внутренние Таможенные сборы отданы на откуп Калужскому купцу Никите Шемякину с товарищи от 1758 по 1764 год, а Лифляндские и Естляндские с 1762 на 10 лет. Переведен из Твери во Псков Епископ Вениамин Пуцек-Григорович, который в 1761 году переведен Архиеписком в С. Петербург В Кафедральном Троицком Соборе поправлен и вновь позолочен Иконостас. Мастером был Печерский Монах Иасон. Работа с материалом стоила 2850 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

И никогда еще со времен Петра не возлагалось на духовенство столько разнообразных правительственных поручений, как при Екатерине, – в эту новую эпоху реформ в нашей истории. В 1767 г. оно обязывалось увещевать крестьян к повиновению помещикам; в 1768 – призвано содействовать правительству в распространении прививания коровьей оспы; потом должно было внушать народу важность предохранительных мер против чумы; после появления Пугачева обязывалось увещевать народ не приставать к самозванцу и т. д. Обычай публиковать указы в церквах доходил в это время до странностей; наприм. в 1775 г. в течение трех недель священники читали за литургией указ о том, что цена на соль понижена 5 копейками на пуд; в том же году и тоже 3 недели, а потом по одному разу в год перед пасхой читали указ о том, кому в каких экипажах ездить, какую сбрую на лошадей и ливрею на лакеев и кучеров употреблять, кому можно и кому нельзя ездить в позолоченных и посеребренных экипажах; в 1782 г. читали 4 недели объявление, не пожелает ли кто записаться в мещане и т. п. 682 В 1773 г. началось грозное волнение забитых народных масс по всей восточной России, которые принялись избивать всех своих притеснителей, вставши для этого под знамя Пугачева. Демократический характер этого волнения верно изобразил главный деятель против пугачевщины, гр. Панин: «Пугачев, писал он, не что иное, как чучело, которым играют воры казаки; не он важен, а важно общее негодование». Правительство старалось вразумить народ воззваниями, обратилось за содействием к духовенству. Казанский архиепископ Вениамин Пуцек-Григорович, под духовным управлением которого находилась вся взбунтовавшаяся местность, писал красноречивые и одушевленные воззвания к своей пастве, в которых обличал обман самозванца, принявшего имя Петра III, как очевидец и участник погребения умершего императора, увещевал народ к верности законной власти и предавал проклятию как Пугачева, так и всех его сообщников 683 . До нас дошло его распоряжение (от ноября 1773 г.), объявленное всем духовным правлениям и заказчикам его епархии, чтобы десятские священники, благочинные или за неимением их лучшие из священников объехали все села и в каждом селе обязали священников подписками всеми мерами отвращать народ от присоединения к самозванцу, в церквах и везде, где будет народное собрание, прилежно прочитывать и толковать увещательные о том манифесты государыни, обо всех переменах в приходе, касающихся бунта, еженедельно доносить духовным правлениям, а о колеблющихся в верности объявлять письменно по командам 684 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

С тех пор как епископы малороссийского происхождения осмелились в 1764 г. возражать против предполагавшейся секуляризации церковных земель, недоверие императрицы к епископату с особой силой обратилось именно на малороссиян. В том же году Екатерина в одном из своих писем говорит о «ненасытном властолюбии» выпускников Киевской Академии и начинает при епископов предпочитать великороссов. Судя по спискам членов Святейшего Синода, малороссы и сюда стали назначаться лишь С особой силой эту политику императрицы пришлось ощутить на себе Ростовскому митрополиту Арсению Мацеевичу. Проведение в жизнь указов Петра III совпало по времени с воцарением Екатерины II, это побудило Арсения Мацеевича подать государыне свое очередное доношение, отправленное с нарочным. Последний прибыл в разгар коронационных торжеств, и писание Арсения осело в архиве, вероятно не без вмешательства архиепископа Димитрия Сеченова, как то предполагает биограф митрополита 18 июля 1762 г. произошло историческое событие, которому было суждено определить позицию императрицы по отношению к малороссийскому епископату: на созванном по высочайшему повелению совместном заседании Сената и Святейшего Синода великорусские иерархи, Димитрий Сеченов и Рязанский епископ Палладий Юрьев, поддержали проект Сената, в то время как малороссы — Тверской епископ Афанасий Вольховский, Псковский епископ Гедеон Криновский и Петербургский архиепископ Вениамин Пуцек-Григорович, протестовали против Сенат намеревался с каждого рубля подушной подати крестьян отчислять 50 коп. в пользу Синода, а в остальном предоставить управление церковными поместьями самой Церкви. Афанасий счел остающуюся сумму недостаточной для покрытия расходов епархиальных управлений, монастырей и семинарий. Он требовал полного возврата церковных земель и выразил готовность взамен этого гарантировать казне сумму в 300 000 руб. на благотворительные цели. В ответ на это Димитрий Сеченов предложил образовать смешанную светско-духовную комиссию для перевода епархиальных управлений на казенное содержание.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

в) В обоих манифестах Екатерины II (от 28 июня и 7 июля 1762 г.) Петр III обвинялся во враждебных действиях против православной веры и Церкви (см. § 8). Зная по опыту, что перемена правительства часто влечет за собой и изменения в системе управления, духовенство могло теперь ожидать отмены указов Петра III о церковных имениях. Однако эти надежды не оправдались, когда Екатерина в июле того же года поручила Сенату изучить вопрос, каким образом можно было бы обеспечить содержание духовенства. Сенат предложил в своем докладе вернуть Церкви ее земли, оставить подушный налог с крестьян в размере одного рубля, а половину доходов от налога отчислять в государственную казну на содержание инвалидов. На совместной конференции Сената и Синода великорусские архиереи, Новгородский архиепископ Димитрий Сеченов и Рязанский епископ Палладий Юрьев, объявили о своем согласии с предложением Сената, тогда как малороссияне — Тверской епископ Афанасий Вольховский, Псковский епископ Гедеон Криновский и Петербургский архиепископ Вениамин Пуцек-Григорович высказались резко против. Афанасий требовал восстановить положение, существовавшее до 1760 г., т. е. свободное владение Церковью своими вотчинами при выплате государству 300 000 руб. из церковных средств. Малороссияне лишь крайне неохотно присоединились к предложению первенствующего члена Синода Димитрия Сеченова поручить смешанной комиссии из светских и духовных лиц изучить проблему церковных Это предложение было весьма на руку императрице. Что могло быть для нее выгоднее, чем исходящее от самого Святейшего Синода предложение созвать комиссию, состав которой был в ее полной власти? Первым результатом стал манифест от 12 августа 1762 г., который представлял собой характерный документ трезвой расчетливости Екатерины. Манифест опять начинается с упреков ее предшественнику и супругу за его якобы вредные распоряжения: «Из числа тех почитаем Мы отнятие из ведомства духовного чина деревень и прочих имений, тем с большим сожалением, что оное учинено было без всякого предыдущего порядка и рассмотрения.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

Как уже упоминалось, Петербургский архиепископ Вениамин Пуцек-Григорович имел мужество высказаться против секуляризации на совместной конференции Сената и Синода 18 июля 1762 г. Уже 25 июля Вениамин был переведен из Петербурга в Казань. Во время секуляризации он ни в какой форме не выразил к ней своего отношения. После подавления Пугачевского восстания, в ходе которого архиепископ выказал твердость и стойкость, он был оклеветан перед председателем государственной следственной комиссии генералом П. С. Потемкиным и ложно обвинен в активной поддержке Пугачева. Архиепископа Вениамина подвергли унизительным допросам как государственного преступника. После этого дело было подано императрице, к счастью, архиепископу удалось передать лично Екатерине оправдательное письмо. В следующем году императрица убедилась в лживости обвинения. Архиепископ был объявлен невиновным и сделан митрополитом. Старец, перенесший во время предварительного заключения удар, удалился в монастырь, где и скончался в 1783 Благотворное влияние на позицию иерархии, проявлявшей нетерпимость в отношении инаковерующих, оказали указы Екатерины II о веротерпимости, которые прежде всего облегчили положение старообрядцев. В этом вопросе императрица действовала в духе времени, отдавая дань Просвещению, что постоянно подчеркивала в своих письмах к Гримму и Вольтеру. Можно думать, что политика веротерпимости вполне соответствовала и ее собственным искренним г) За короткое царствование Павла I (6 ноября 1796 г.— 11 марта 1801 г.) существенных изменений в отношениях между Церковью и государством не произошло. Инерция установленных Екатериной принципов оказалась сильнее реформистских устремлений нового императора, не согласного с политикой Историк времени Павла I констатирует, что «в павловское время Синод по авторитету и своему значению занимал место ниже Сената и близко подходил к положению коллегий и Павел был весьма подвержен переменчивости настроений, что, однако, не затрагивало основы его убеждений. К последним следует отнести его высокое мнение о сущности самодержавия и мистическую религиозность.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНФИЛОВ И. И. Панфилов. Литография А. О. Мошарского по рис. М. А. Каменцева. 30-е гг. XIX в. И. И. Панфилов. Литография А. О. Мошарского по рис. М. А. Каменцева. 30-е гг. XIX в. [Памфилов] Иоанн Иоаннович (9.04.1720, С.-Петербург - 19 или 20.06.1794, там же), 1-й митрофорный протоиерей, духовник имп. Екатерины II Алексеевны . Сын священника Введенской ц. Семёновского полка И. Андреева († 1752), переведенного с полком в 1718 г. из Москвы. В 1733-1739 гг. обучался в С.-Петербургской Александро-Невской семинарии (до класса риторики). В 1740 г. в связи с назначением его отца на служение в Благовещенском соборе Московского Кремля уехал с ним и в 1744 г. завершил образование в Московской Славяно-греко-латинской академии . 31 марта 1745 г. архиеп. Московским и Владимирским Иосифом (Волчанским) рукоположен во иерея к храму Успения Пресв. Богородицы в Печатниках в Москве. В мае 1752 г. получил паспорт с целью поездки в С.-Петербург для свидания с родными и для собственных нужд. В Москву не вернулся, заняв 1 июля 1752 г. вакансию настоятеля Никольской ц. на Морском полковом дворе - одной из крупнейших в столице по числу прихожан. Получил известность как проповедник. Всемерно содействовал строительству вместо временной деревянной церкви каменного 2-этажного 4-престольного Николо-Богоявленского храма (1753-1762, архит. С. И. Чевакинский ). Богослужения в нижнем храме начались 5 дек. 1760 г., после освящения в нем главного (Никольского) придела. 4 марта 1761 г. П. освятил Никольскую ц. Морского шляхетского корпуса, куда была передана утварь деревянной церкви Морского полкового двора ( Белявский К. В., прот. Очерк истории церкви Морского кадетского корпуса. СПб., 1900. С. 26). 17 марта 1762 г. возведен в сан протоиерея. В верхнем (летнем) Богоявленском храме, как и в старейшем соборе С.-Петербурга (Петропавловском кафедральном), было предусмотрено царское место. Освящение его престола 20 июля 1762 г. совершил архиеп. С.-Петербургский и Шлиссельбургский Вениамин (Пуцек-Григорович). На торжестве присутствовала имп. Екатерина II, только что совершившая переворот и не упустившая повод засвидетельствовать народу свою приверженность правосл. вере. Она «изустно указать соизволила» именовать новоосвященный храм собором, о чем архиеп. Вениамин 22 июля объявил Синоду (РГИА. Ф. 796. Оп. 43. Д. 217). Вторым священником Николо-Морского храма (с 1762 - Николо-Богоявленский Морской собор) с 1761 г. служил Савва Исаев , в 1768 г. принятый в штат придворного духовенства. По штатам 1764 г. протоиерею собора было положено жалованье 150 р. в год.

http://pravenc.ru/text/2578896.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010