Бернардина Люини – Иродиада со служанкой, принимающая голову св. Иоанна Крестителя из рук палача. Головы ее и его весьма выразительны. Отделка или отживка этой картины произведена кистью тонкой. В этой же картинной галерее хранится множество драгоценных сосудов разной величины, сделанных из ляпис-лазури, из горного кристалла, оникса и из других дорогих камней. Я залюбовался особенно маленькой собачкой из цельной жемчужины на покрышке кристальной вазы. Многоугольная усыпальница герцогов тосканских облицована разноцветными мраморами. В ней, кроме саркофагов из красного гранита, замечательны свежевки Петра Бенвенути, который умер недавно. Из них отменно хороши: Распятие с багровым цветом померкшего солнца. Страшный Суд. В верхней части этой картины сидит Спаситель полуобнаженный. За Ним видно белое знамение Его, как Сына человеческого, т.е. крест. Около Него Богоматерь и святые умоляют Его помиловать грешников. Но Он неумолим. Ниже, направо, души восходят на небо во свете на облаках. Одну из них ангелы увлекают от границы ада: мысль утешительная, ибо есть души, кои очень мало грешны и мало праведны. Налево помещено множество душ во мраке и изображен архангел Михаил, поражающий диаволов пламенным мечем. На грешниках и бесах и особенно на женщине, летящей в ад плашмя чревом, видны черви, змеи. Смежно с этой картиной написаны создание Адама и Евы, грехопадение, убиение Авеля, жертвоприношение Ноя и проч. Ковчег виден на Арарате. В малой капелле герцогской усыпальницы приглянулись мне мраморные статуи Микель Анджела, представляющие День и Ночь. День не кончен. А свой день я закончил внезапным пением: «Дерзайте убо, дерзайте людие Божии, ибо Той победит враги, яко Всесилен». Пророчественна эта внезапность? Мы победим?.. 23, пятница. Художественный город Флоренция! Есть на что посмотреть здесь, есть чем полюбоваться и душевно насладиться. Настоящий день посвящен был мною обозрению картинной галереи Питти, Академии художеств и церкви св. Креста, – Santa Croce, в монастыре францисканском. В этих трех местах я был не один: со мною находилась путевая книжка моя, в которой записывалось все достойное внимания и памятования.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

За правым клиросом собора, на столпе, находятся весьма замечательные фрески конца XVII века, изображающие храмоздателей, царей Михаила и Алексия; тут же было некогда и царское место. Между иконами заслуживают внимание: а) храмовый образ Преображения Господня – дар царицы Евдокии Лукиановны – точное подобие древней иконы в церкви Спаса на Бору; он украшен богатой серебряной вызолоченной ризой, ее драгоценными камнями; б) Нерукотворенный Спасителев образ, величиною и стилем сходный с древнейшим образом в Сирийском городе Халепе, и просиявший чудотворениями в 1615 году в Хлынове (Вятке), откуда, по повелению царя Алексия Михайловича, взят и поставлен сначала в московском Успенском соборе, а 19 сентября, 1648 года, перенесен сюда, в Хлынов же послан с него список; к этой иконе пожертвовал в 1649 году царь Алексий Михайлович серебряную лампаду, которая, однако ж, вместе с другими драгоценностями монастырскими, истреблена в 1812 году; теперь находится пред образом серебряная ж лампада, сделанная в 1837 году по усердию цесаревича, В. К. Александра Николаевича, и такой же подсвечник, устроенный графом Никол. Петр. Шереметевым; в) икона Смоленской Богоматери-Одигитрии, греческого письма, пожертвованная сюда великою инокинею Марфою Иоанновною, и г) на столпе, путевая икона ее ж Марфы Иоанновны, именуемая умиление, которая, по мнению некоторых, принадлежит к произведениям Андрея Рублева. – В серебряном ковчеге хранится часть Ризы Господней и много частиц мощей разных угодников. 2) Соб. Покрова Богородицы, теплая, с трапезою, построена по повелению царя Алексея Михайловича в 1673 и освящена Патриархом Иоакимом в 1675 г.; а в новейшее время великолепно отделана по усердию московского купца Семена Алексеева и вновь освящена в 1822 году. Здесь три придела: а) Димитрия, митрополита Ростовского, б) Великомученицы Варвары, устроенные первый в 1757, а второй в 1758 годах и в) Саввы Освященного, сооруженный в 1843 году, с Высочайшего соизволения государя императора, усердием архимандрита Аполлоса в этом приделе, возобновляющем память той церкви, которая была устроена Патриархом Филаретом, на прежней колокольне (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Об устроительстве Покровской просветительной крещёно-татарской женской общины Мамадышского уезда, первых годах её жизни, а также подвижницах, чьими трудами и молитвами она созидалась, рассказывалось также в отдельной статье епископа Андрея «О Покровской Просветительной Общине» 13 от 27 марта 1911 г.). Жизни другой обители – Трёхсвятительского крещёно-татарского скита (впоследствии – монастыря) Лаишевского уезда Казанской губернии были посвящены статьи и заметки: «Из жизни крещенского скита» 34 от 24 июня 1910 г.) – за подписью «И.И.» («I.U.») и «Путевая заметка» 14 от 2 апреля 1911 г.) А.Алякринского, «Прощальное слово в Трёхсвятительском крещёно-татарском монастыре 31-го Июля 1911 года» 36 от 4 сентября 1911 г.) епископа Андрея и его же «Наставление Трёхсвятительскому Крещёно-татарскому Монастырю» 37 от 11 сентября 1911 г.). Причём, последнее из них, написанное рукой самого епископа Андрея 1 августа 1911 г. и называвшееся также в некоторых последующих публикациях «завещанием», «на память о последнем посещении Пр[еосвященного] Владыки и в постоянное назидание», было «помещено братией на стене своего храма». Заканчивалось оно такими словами: «Храните свою святую обитель в мире и радости, чтобы ваши недоброжелатели видели святую жизнь вашу и усрамились и прославили Господа, Которому вы пришли сюда служить. Господь – упование ваше, Ему же слава во веки. Аминь. Грешный Епископ Андрей». Помимо этого, в журнале можно найти и другие материалы по «крещёно-татарской» тематике, названия многих из которых говорят сами за себя: «Необходимость школьного обучения для девиц крещёных татар» 8 от 23 января 1910 г.) – за подписью «Р.Д.» (Р.П.Даулей), «Районная организация миссии среди инородцев одного языка» 27 – 28 от 22 мая 1910 г.) – за подписью «Миссионер», «О крещёных татарах Вятской губернии и миссии среди них» 34 от 24 июня 1910 г.) – за подписью «Новик», «Насильственное отчисление от православия» 46 от 18 сентября 1910 г.) учителя Сардабашской миссионерской школы 77 В.Назарова, «Систематическая пропаганда ислама» 2 от 9 января 1911 г.) – за подписью «Мамадышанин», «Пробуждение самосознания крещёных инородцев в ограждение своих интересов от мусульман» 10 от 6 марта 1911 г.) М.Иванова, «К истории Елышевского прихода» 20 от 15 мая 1911 г.) – за подписью «А.», «Пастырь и учитель, истинные народные благодетели» 22 от 29 мая 1911 г.) учителя А.Чеботарёва, «Прискорбное явление» 30 от 24 июля 1911 г.) – за подписью «С.Е.З.», и другие. В опубликованной в 44 от 30 октября 1911 г. СПМ статье за подписью «А.А.С.» «Новый рассадник народного просвещения в инородческом крае» рассказывалось об открытии (преобразовании) в селе Яныль (Яныли) Мамадышского уезда Яныльского двухклассного училища министерства народного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Почаевский храм (Салтыковка) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Почаевский храм (Салтыковка) Начало строительства в 2008 г. из монолитного бетона с кирпичной обкладкой. Здание в русском стиле с небольшим шатровым куполом над центральной частью. Богослужения в новом храме начались с Рождества 2017 г. Содержание История [ править править код ] В начале XIX века в Салтыковке была построена скромная путевая часовня святителя Николая. С 1918 года в часовне стали регулярно служить Божественную литургию на переносном антиминсе. Через несколько лет к часовне пристроили деревянный притвор, воздвигли колоколенку, а в 1928 году в Салтыковке был зарегистрирован самостоятельный православный приход. Тогда же храм освятили в честь Почаевской иконы Пресвятой Богородицы. Известно, что прихожанином этого храма был священномученик Владимир Амбарцумов, а чтецом какое-то время подвизался совсем молодой тогда Иоанн Крестьянкин. Но радость верующих была недолгой. В 1936 году храм закрыли, помещение сначала передали местному отделению милиции, затем разместили ветеринарную станцию. Потом здание стояло заброшенным до самого сноса в 1973 году. Сейчас на месте старого храма установлен Поклонный крест. Возрождение Почаевского храма началось в 2006 году на новом месте. На площади рядом с железнодорожной платформой Салтыковская был в короткие сроки воздвигнут временный деревянный храм. 5 августа 2006 года на престольный праздник был отслужен первый молебен. В самом начале на богослужениях бывало 30-50 человек, но очень скоро стало ясно, что временный храм не может вместить всех верующих. Тогда приход и настоятель Почаевского храма стали ходатайствовать о строительстве большого каменного храма. В 2007 году были освящены закладной камень и Крест. С большой радостью и надеждой верующие наблюдали как постепенно растут стены нового храма, устанавливаются первые главки и кресты. А с Рождества 2017 года начались регулярные службы в новом строящемся храме. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Почаевский_хра...

Автором нескольких стихир считается Иван Грозный, покровительствовавший церковному пению и содержавший при себе большой штат распевщиков. Приведем фрагмент написанной им стихиры с обширными мелизматическими вставками на праздник Владимирской иконы Божией Матери (Грозному приписывается авторство не только музыки, но и текста) 197 : Мелизматический тип пения преобладает в нескольких распевах, получивших развитие в XVI веке: путевом, демественном и большом знаменном. Эти распевы пришли на смену более древним формам мелизматического пения, таким как упоминавшееся выше кондакарное пение 198 . Путевой распев представляет собой разновидность знаменного, однако обладает своим набором попевок и записывается при помощи особого набора крюков. Этот набор включает как обычные знаменные крюки, так и те, что свойственны только путевому распеву: последние назывались «путным знаменем». Мелодии песнопений путевого распева – широкие и тягучие 199 : Путевым распевом исполнялись только особо торжественные песнопения. «Путевая попевка, – отмечает исследователь, – представляет собой усложненный интонационно-ритмический вариант знаменной попевки... Для путевого распева было характерно сочетание синкопирования мелких длительностей с долгими выдержанными нотами, что создавало впечатление особой истовости и возвышенной торжественности» 200 . По мнению протоиерея Димитрия Разумовского , своим названием путевой распев обязан «благочестию наших предков», которые в путешествиях не решались употреблять обычный знаменный распев как принадлежащий исключительно храму, а потому создали его дорожный вариант 201 . Это объяснение И. Гарднер считает искусственным и натянутым, поскольку песнопения путевого распева значительно продолжительнее обычных знаменных, «а ведь в дороге стараются не растянуть богослужение, а, наоборот, по необходимости сократить его и упростить» 202 . Слово «путь» в славянском языке имело разные значения, включая «обычай», «способ», «правило», «движение». Скорее всего название «путевой» имело целью лишь указать на особый способ исполнения того или иного песнопения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ново-Спасский ставропигиальный монастырь, 1 класса, в Москве, близ Крутицких казарм. Первоначально основан в XIII веке святым князем Московским Даниилом (см. 4 марта) на месте Данилова монастыря; отсюда в 1330 году переведен к Спасу на Бору в Кремле, а затем в 1490 году перенесен на нынешнее «Новое» место с именем Спаса Нового. Соборный храм Преображения построен в 1497 году в византийско-русском стиле великим князем Иоанном III. На стенах собора изображены все русские цари от Ольги до Алексея Михайловича. Колокольня монастыря — изящной архитектуры, в 33 сажени вышины. В монастыре находятся: а) чудотворный образ Спаса Нерукотворенного, древне-греческого письма, который в 1647 году повелением царя Алексея Михаиловича из Хлынова, Вятской губернии, был перенесен в Москву, в Успенский собор, для всенародного поклонения и прославления за свершившиеся чудеса, а впоследствии перенесен был в Новоспасский монастырь, в память чего Фроловские ворота в Кремле были переименованы в Спасские; б) Смоленская икона Божией Матери — Одигитрии, пожертвованная сюда великой инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича; в) на столе путевая икона ее же, именуемая Умиление, принадлежащая, по мнению некоторых, к произведениям инока Андрея Рублева (см. ниже о Спасо-Андрон. монастыре); г) ее же келейная икона, находящаяся в монастыре с 1608года и представляющая собою древний список с празднуемой 3 сентября Писийской или Писидийской — Мироточивой иконы Божией Матери, известия о чудотворениях которой идут с VI века и о которой на VII Вселенском Соборе было утверждено сообщение святого Германа, патриарха Константинопольского (см. 12 мая), свидетельствовавшего, что «находящаяся в Писидийском Созополе ( в Малой Азии) икона Всенепорочной Богородицы из длани изливала струю мира»; Богоматерь на этой святой иконе изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем и благословляющей правой рукой; глава Ее увенчана короною. В серебряном ковчеге хранится часть ризы Господней и много частиц мощей разных святых. Ризница монастырская наполнена множеством сокровищ, вкладами царей, иерархов и бояр. Под сводами соборного храма находится усыпальница бояр Романовых.

http://sobory.ru/article/?object=02851

Храм Трех Святителей в Архангельском. Автор проекта художественного оформления Александр Корноухов Безусловно, уже заняло свое место в истории церковного искусства мозаичное убранство Трехсвятительского храма в Архангельском (пос. Коммунарка Московской обл.), которое разрабатывал Александр Корноухов (2004–2016). Как у яркого художника, у Корноухова много подражателей, их узнаешь сразу, издали. И издали же еще, даже без очков, понимаешь: это именно подражатели, не Корноухов. Просто положить неровно камни и смальту разного размера – это про другое: нужно прежде всего понимание, что значит глубина образа, композиция, чувствование, как работать с разномасштабностью камней. Макет храма святителя Спиридона Тримифунтского в Коптево (Москва). Автор – Андрей Мясоедов, 2022–2023 Андрей Мясоедов представил макет мозаичного убранства храма святителя Спиридона в Коптеве (Москва). Храм большой, сложный по архитектуре, но художник грамотно – и богословски, и художественно – решил его. Хочется надеяться, что проект будет полностью воплощен в действительность. За представленными на выставке иконами можно увидеть и историю – людей, которые их делали, или того места, для которых икона создавалась. Святитель Спиридон Тримифунтский. Художник – Иван Лубенников Так, Иван Лубенников сделал композицию «Покров Богородицы» и еще три мозаичных образа – святого благоверного князя Александра Невского, святителя Николая Мирликийского, святителя Спиридона Тримифунтского для церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Перхушково под Москвой. Иван Леонидович и его жена, художник Наталья Васильевна Глебова, – прихожане этого храма. В нем Ивана Леонидовича и отпевали. Четвертую, запланированную, икону преподобного Сергия Радонежского он не успел сделать. Но теперь икона преподобного украшает стену храма – ее сделала Наталья Глебова, завершив дело мужа не только в художественном, но и в духовном смысле. Преподобный Сергий Радонежский. Художник – Наталия Глебова Фон иконы «Спас Вседержитель», сделанной Богданом Лавриненко (2023), – осколки фресок XVIII века из храма в селе Крохино Белозерского района Вологодской области. Село было затоплено в 1960-х годах при строительстве Волго-Балтийского водного пути. Сейчас идут попытки спасти храм, производится его укрепление, консервация, и художника попросили сделать такую икону, использовав тот материал, что удалось собрать реставраторам. В храме будет размещена путевая часовня, туда и поставят икону Спасителя. Так что утерянные произведения церковного искусства своеобразным образом вернутся на то место, где когда-то были созданы, будучи частью мозаичного образа.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/01/chto_v...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Журнал - 9 (53) сентябрь 2007 Ответ современным мудрецам В 1889–1906 годах служил на Кубани, где организовывал церковное образование, затем служил в Азербайджане и Грузии. Член Императорского Русского географического общества, Православного Императорского Палестинского общества и Общества Красного Креста. В 1906 году назначен миссионером-проповедником в Москве, с 1913 года – настоятель Собора Василия Блаженного. 05.09.2016 Образы и подобия Обычно их называли просто «порядочными людьми». «Зона милосердия» написана как раз таким человеком. И, как я почувствовал из книги — отважно-совестливым и глубоко верующим. Человеком с умным сердцем. 22.11.2014 08.06.2014 Епископ Якутский и Ленский ЗОСИМА (Давыдов): ДОРОГИ, КОТОРЫЕ ДóРОГИ 9 мая скоропостижно скончался епископ Якутский и Ленский Зосима. В 2007 году, в одном из номеров " Фомы " мы писали о необыкновенной, воздушно — путевой миссии, которую осуществляют священники Якутской и Ленской епархии. Рассказал нам о ней тогда и сам владыка Зосима. 11.05.2010 ЯКУТИЯ: ВОЗДУШНО-ПУТЕВАЯ МИССИЯ …— Я слышал, что человек в течение жизни пропускает через себя около трех тонн пыли, — говорит владыка Зосима. — Интересно, во сколько раз превышают норму водители этой трассы? Владыка Зосима, епископ Якутский и Ленский, едет вместе с сквозь этот пыльный «лунный пейзаж», как он сам его называет. Любуется облаками, говорит о якутских водителях-героях, о радостях и проблемах епархии… 11.05.2010 ЗНАНИЕ О ДУХЕ ВАЖНЕЕ ВСЕХ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ Кто может положить пределы духовной жизни в обществе? Я бы сравнил общество с человеком. Светская деятельность для него — это дела плоти, а религия — духовная жизнь. Как человек деградирует без духовной жизни, так и общество «портится» без религии. 01.01.2008 РАССЕЯТЬ БЕСПЛОДНЫЕ СТРАХИ Недавно российскую общественность всколыхнуло письмо, направленное президенту страны десятью академиками РАН, двое из которых, Виталий Гинзбург и Жорес Алферов — лауреаты Нобелевской премии. Главной темой послания стал протест против растущей, по мнению авторов, «клерикализации» общества.

http://foma.ru/journal/9-53-sentjabr-200...

ОСНОВАНА СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Святой князь Владимир положил начало организованной системе здравоохранения. Введение христианства оказало влияние на развитие древнерусской медицины. По византийской традиции, на Руси установилась связь церквей и монастырей с лечением. " Устав великого князя Владимира Святославича " (конец X или начало XI века) относит лечца в " люди церковные, богадельные " . Устав определил и правовое положение лечцов и медицинских учреждений, отнеся их к категории, подлежащей церковному суду.  Сводом юридических норм Киевской Руси " Русская правда " (XI-XII века) утверждалось право медицинской практики. Врачевание считалось почетным занятием:  " Врачебное художество и в мирских и в иноках несть отметно " .  С XI века по примеру Византии при монастырях в Киевской Руси стали строиться больницы. Среди русских святых известны имена преподобных Киево-Печерских отцов, почитаемых как безмездные целители. Это прп. АгапитПечерский, прп. Прохор Чудотворец, прп. Дамиан Целебник, прп. Ипатий Целебник. В XX веке чин бессребреников пополнился новыми подвижниками. Это священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), мученица Татиана (Гримблит). СОБЛЮДЕНИЕ ВЕРНОЙ СИСТЕМЫ МЕР И ВЕСОВ С древности на Руси мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и так далее. Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные единицы: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок. Верста - старорусская путевая мера (её раннее название - " поприще " ). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Основной мерой длины на Руси была косая сажень - от пальцев ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх противоположной руки (248 см). Сажени подразделялись на доли - аршины, локти, пяди, вершки, шаги, стопы и другие. В торговле на Руси использовались следующие меры веса: берковец - 10 пудов; пуд - 16,38 кг; фунт - 0,41 кг; лот - 12,797 г; золотник - 4,27 г; доля - 0,044 г. С древних времен до нас дошли выражения :  " Съесть пуд соли вместе " ; " Семь пядей во лбу " ; " Мал золотник, да дорог " . 

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Здесь ведь люди совсем иные, чем в средней полосе, и верят они по-другому: глубже, чище. Многие из них вообще не понимают русского языка, и можно только удивляться, откуда у них такое знание о вере. Вот в поселке Жиганск пару лет назад умер дедушка Семен, было ему 112 лет. Я причащал его несколько раз, общался с ним через переводчика, потому что он по-русски знал только слово «пока». И он вспоминал, как маленьким еще ходил в церковь. А с тех пор больше ста лет прошло… Но он в вере был очень тверд. Однажды у нас возникла острая проблема с транспортом: срочно нужно уезжать, а не на чем, до Якутска 500 километров по воде. Тогда мы попросили: «Дедушка Семен, помолитесь Господу, чтобы он нам транспорт послал». Он посмотрел на нас и, помолчав, сказал по-якутски, тихо и уверенно: «Помолюсь». Кому-то это покажется ерундой. Но ведь это и есть — та самая, настоящая вера, которая может горы свернуть. …Возвратились мы в тот раз вполне благополучно. Может быть, здесь, на Севере, и не молятся так, как мы привыкли: утреннее, вечернее правило, каноны… Но эти люди каждую неделю приходят в храм или в молитвенный дом — у кого что есть, и вместе обращаются к Богу. У них такие исповеди бывают!.. Человек может два слова только сказать, но так, что ты как свидетель стоишь и понимаешь: он вынул из себя все, что есть. И не надо больше никаких речей, биения кулаком в грудь. У них к Евхаристии в чем-то более простой подход, нет надуманной боязни: им и так ясно, что все мы недостойны причастия, но если есть возможность, если батюшка приехал, то надо причащаться. Ведь для кого, как не для них, Христос приносится бескровной Жертвой… Многие хотят креститься. Но мы обязательно проводим беседы, и я спрашиваю: а зачем вам это? Ответы бывают самыми разными. Кто-то действительно готов изменить свою жизнь, ждет этого момента. Другие приходят по каким-то внешним причинам: здоровья хотят, благополучия… Приходится объяснять: вы ведь сюда не за колбасой, не за мебелью пришли, это серьезный шаг, и если вы не готовы к нему, то лучше отложить до следующего раза. Кого-то приходится просто отговаривать… И люди понимают: лучше не торопиться. Через год приходят совсем с другим настроем, принимают крещение и радуются, благодарят… Один молодой человек, якут, помню, просто сиял весь: «Я давно готовился к крещению, и теперь благодарю Бога за эту милость, и вас благодарю».

http://foma.ru/yakutiya-vozdushno-puteva...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010