Пробные нотации. Знакомство с линейной нотацией побудило некоторых изобретать и другие, новые системы нотаций. Опыты эти относятся ко второй половине XVII в. или даже к самому началу XVIII в. Но эти «пробные» певческие нотации остались без практического применения. До сих пор известно лишь по одному экземпляру рукописей для каждой такой системы. Одна из таких систем представляет собой подобие нот: палочки, скобки, расположенные на трех красных линейках (несомненное заимствование идеи линейной нотации) 204 . Другой тип такой пробной нотации, не похожей ни на линейную, ни на безлинейно-крюковую, имеет певческие знаки в виде немного измененных (а то даже и вовсе не измененных) букв славянского алфавита, которые пишутся над слогами, а иногда и между слогов текста. По словам С. Смоленского 205 , рукопись с такой нотацией была найдена во Владимирской губернии. Между рукописями, найденными там же 206 , есть одна рукопись с нотацией, составленной, несомненно, по образу шайдуровых степенных помет, на принципе трихордов-гексахордов 207 . С первого же взгляда на эти нотации можно видеть, что изобретатели их были лишены какой-либо творческой фантазии. При последней из упомянутых нами рукописей есть и азбучка, объясняющая значение певческих знаков, так что чтение этой нотации не представляет никаких затруднений. Эти нотации так и остались памятником изобретательских потуг некоторых второстепенных, а то и третьестепенных мастеров пения или певцов, и забылись, не оставив по себе никаких следов. Остались только жить в практике, кроме линейной нотации, обе древние системы безлинейных нотаций – столповая и демественная, которые продолжали очень мало развиваться. Путевая нотация еще в начале XVII в. стала терять значение, и во второй половине XVII в. «путь» является уже только голосовой партией в трехголосных и четырехголосных безлинейных партитурах. Только очень немногие песнопения путевого роспева стали теперь переписываться обычным столповым знаменем, а потом и квадратной линейной нотой, а в безлинейных партитурах – демественной нотацией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Очевидно, что К. н. не являлась новой знаковой системой, различные производные термина «казан» представляли еще одно наименование нотации, теоретически осмысленной и зафиксированной в азбуках путевого знамени. Определяя нотацию средней путевой строки многоголосия как «путную», а нотацию строк верха и низа как «казанскую», Пожидаева не учитывает материалов казанских кокизников, ибо в них зафиксирована именно средняя (путевая) строка многоголосия, а не строки верха и низа. Это видно из сопоставления строк в казанских кокизниках с соответствующими фрагментами многоголосных песнопений, напр. строки 2-го гласа «Имея престоло небо» из славника на «Господи, воззвах» «Послано бысте» в службе на Благовещение Пресв. Богородицы. В казанских кокизниках эта строка устойчиво именуется «колыбелкой». В примере 5 строка 1 взята из путевого сборника инока Христофора 1602 г., строка 2 - из его же кокизника путевого знамени 1604 г. В строках 3 и 4 выписаны аналогичные по богослужебному тексту строки из кокизников казанского знамени 20-х и 40-х гг. XVII в. Строка 5 представляет 3-голосную запись «колыбелки» из рукописи кон. XVII в. В строке 6 воспроизведен нотный перевод средней путевой строки многоголосия, он также датируется кон. XVII в. Горизонтальными скобками в примере 6 выделены разночтения. В большинстве случаев они не влияют на распев, т. к. в записи использованы синонимические знаки: замена стопицы ( ) запятой ( ), крюка ( ) - палкой ( ), статии закрытой ( ) - статией мрачной ( ). Остальные выделенные знаки отражают небольшую вариантность напева, их количество незначительно. Запись «колыбелки» в трехголосии наиболее близка к строке путевого кокизника инока Христофора, за ней по степени близости следует строка из казанского кокизника СаратГУ. ЗНБ. ОРКиР. 1126. Записи строк низа и верха 3-голосного фрагмента не имеют ничего общего с фиксацией рассматриваемой строки в путевом и казанском кокизниках. Эти строки, будучи зависимыми от путевой/казанской строки, никогда в кокизниках не фиксировались.

http://pravenc.ru/text/1319806.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕСПОМЕТНАЯ НОТАЦИЯ определение разных видов древнерус. нотации, не содержащих в своих графических системах указательных и степенных помет . Б. н. в рукописной традиции сохранялась приблизительно до сер. XVII в. Иногда в певч. рукописи кон. XVI - 1-й пол. XVII в. пометы вносились позднее (как, напр., в ркп. ГИМ. Син. певч. 99). В певч. сборниках до сер. XVII и даже 2-й пол. XVII в. пометами могли сопровождаться лишь нек-рые из составляющих их разделов: напр., в списке ГИМ. Син. певч. 396 (1-я пол. XVII в.) пометы приписаны в Ирмологии, в Октоихе и Обиходе содержится Б. н.; в списке ГИМ. Син. певч. 731 (сер. XVII в.) Праздники и Обиход даны с Б. н., Октоих содержит пометы. В песнопениях, записанных Б. н., высотное положение знамен и их соотношение друг с другом определяются контекстуально на основе первоначального смыслового значения каждого знамени в пределах традиц. обиходного звукоряда. Рукописные книги с Б. н. предполагали, что значительная часть певч. информации, касающаяся высоты знамен, взаимодействия и особенностей их исполнения, передавалась устным путем в процессе обучения певчих (она содержится в азбуках-толкованиях - см. Азбука певческая ). Попевки системы осмогласия , являясь кодифицированными мелодическими формулами, не требуют дополнительных уточнений и адекватно воспроизводятся по Б. н. Пение по беспометным рукописям в практике сохранялось и в XX в. См. также статьи: Демественная нотация , Знаменная нотация , Казанская нотация , Путевая нотация . И. Е. Лозовая Рубрики: Ключевые слова: АБЛАМСКИЙ Даниил (кон. 20-х или нач. 30-х гг. XIX в.- после 1888), священник в селе Козлове Переяславского уезда Полтавской губернии АЛЯКРИЦКИЙ Алексей Иванович (1786 -?), вероятно, автор " Проекта об отпечатании древнего российского крюкового пения "

http://pravenc.ru/text/78244.html

К л. 25. Дворцы царския у турка... поделаны не добре узорично, яе как наши Коломеньския, Воробьевы горы – у него поземныя... – В подмосковном селе Коломенском, в вв. являвшемся великокняжеской, а затем царской усадьбой, в 1667–1671 гг. архитекторами С. Петровым и С. Михайловым был возведен деревянный дворец, предназначенный для царя Алексея Михайловича. В России его считали одним из чудес света. В 1681 г. Коломенский дворец был перестроен архитектором С. Дементьевым. В «Хождении» упоминается и другой знаменитый царский дворец, находившийся в вв. в селе Воробьево (Воробьевы горы). Паломник имеет в виду выстроенный в 1690 г. архитектором Гурием Вахромеевым новый царский дворец из дерева на каменном фундаменте длиной 180 метров. Здание было богато украшено и, по свидетельству современников, «походило на чертоги». К л. 29. Греки веру велику держать к Георгию да к Митрию Селунскому. – Димитрий Солунский – греческий святой, великомученик, пострадавший во время императора Диоклетиана в 306 г. Пользовался особым почитанием не только у греков, русские люди и другие славяне чтили святого как «отечестволюбца». Святой Димитрий был воином и правителем Солуни (греческих Салоник), поэтому на древних иконах он изображался в военном облачении, с копьем и мечом. Культ святого на Руси был распространен прежде всего в дружинно-княжеской среде. С Димитрием Солунским сравнивались лучшие полководцы, в его честь назывались первенцы в княжеских семьях, возводились Димитровские соборы, с особой торжественностью отмечался день памяти святого – 26 октября. О святом Георгии см. коммент. к л. 93 об. первой редакции «Хождения». К л. 33 об. В Едрине... визир-де доброй человек... – Визирь – высший чиновник в Турции, наместник султана, глава администрации Оттоманской империи. К л. 34. ...на острову... – Речь идет об острове Родос. К л. 41. ...со свечами, со смолою, на железных козах носят... – Коза – вид светца. К л. 46. ...версты с три мерных будет. – Верста – самая крупная мера длины на Руси в XVII в. Различались верста путевая (1,080 км) и верста межевая (2,160 км). Последняя применялась при межевании земель, но иногда ею измерялись и путевые расстояния. Мерной, то есть трехаршинной (казенной, или государевой), была сажень в 216 см. К началу XVIII в. сложилось следующее соотношение мер длины: путевая верста=500 саженей; сажень=3 аршина=12 четвертям=48 вершкам=216 см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогды он юноша, взявши тот лист, ехал с ним до цесаревой. И как приехал до некотораго костела, и повесил тайстрик 3592 с листы, лег при оном костеле и уснул. Тогды некоторой каплан 3593 приступил к нему, хотячи доведатися, что бы во оном тайстрику было, и увидел он лист. А как его прочитал, убоялся для онаго греху, что на оном листу было приказано того то юношу забить. Тогды он каплан выскреб то писмо велми смыслено, и где было написано, чтобы «того юношу забила», тут он написал, чтобы «того юношу на нашей дочери женила». И вложил паки тот лист на место свое. И как он юнак принесл тот лист до цесаревой, и как увидела, что был запечатан печатью кесаревою, и познала руку его, и созвала княжат и панов, абие 3594 веселие 3595 оному юноши и своей дщери с великою честию учинила. Та свадба была во Аквисгране. 3596 Потом как кесарю Кондрату поведано, что дочери его веселие славное было учинено, велми тому дивился. И как се от оных секретаров двоих, и от ксенжеца 3597 , и от каплана правды доведал, узнал, что прозрению Божию ничто может противитися. Потом кесарь послал по онаго юношу и подтвердил его быть зятем своим. И потом уставил, чтобы по нем и на цесарство его посажен был и всем государствовал. Докончание книги сея. Богу слава. Написася Алексеем Коробовским в лето 7199, иулиа в 15-й день. 2288 История из Римских деяний... на словенский язык. – В рукописи ГИМ, собр. Стр. 243. Уварова, 1326 (555) (440), представляющей второй перевод с польского, сборник носит иное заглавие, соответствующее польскому: «Истории розмаитыя, сиречь повести избранныя, с толкованием надлежащим, выписано из римских и из иных книг, яже ныне обретаются в сей вышереченной книге, кратко собранные и людем в научение и к познанию изданныя». 2310 улучшил свою жизнь делами милосердия (польск. polepszyl swego ywota przez mitosierne uczynki); 2313 ...от того мосту до З версты, с полмили... – Выражение «до 3 версты» – пояснение русского переписчика к польскому «с полмили». Миля – путевая мера длины, различная в разных странах, русская миля – 7 верст (7. 47 км). Верста – русская путевая мера длины, равная 1. 06 км. Таким образом, полмили – это 3. 5 версты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

#lx_718113 #lx_718113 .lx_home_button #lx_718113 .lx_home_button svg #lx_718113 .lx_home_button svg path #lx_718113 .lx_home_button:hover #lx_718113 #lx_718113 .lx_close_button #lx_718113 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718113 .lx_no_click #lx_718113[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " @font-face font-family: ArialRub; src: format( " woff " ), format( " truetype " ); unicode-range: U+20BD; Закрыть Якутия: воздушно-путевая миссия Алла Митрофанова   04:00 19.09.2007 405 Время на чтение 13 минут В Якутии есть несколько трасс федерального значения. Они тянутся на тысячи километров, соединяют северные города. По ним много ездят, но назвать большинство из них дорогами язык не поворачивается. Здесь говорят - направление, имея в виду очищенную от леса, неровную, скользкую поверхность в зоне вечной мерзлоты, уходящую в неведомые дали. И так повсюду: на пространстве в три миллиона квадратных километров дороги есть лишь кое-где, железные дороги - только на юге республики. А в прочих местах самый важный вопрос для путешественника - как и на чем ехать. Летом, пока нет льда, можно сплавляться на баржах по рекам. Зимой - идти по зимникам, лучше " кортежем " в две-три машины: если откажет мотор, помощь рядом. Еще есть самолеты и вертолеты - дорогой и нестабильный вид транспорта. Но в некоторые улусы и поселки иначе добраться нельзя. Большую часть России здесь называют " большой землей " ... Хотя нас и не разделяет океан, но в дорожном отношении нас нечем соединить, разве что воздух над нами один... Здешние православные священники - две дюжины миссионеров - постоянно едут, плывут, идут, летят к своим прихожанам, зачастую в экстремальных условиях. Замерзают моторы, откладываются рейсы самолетов, застрявшие машины срывает с буксирного троса, заливает водой... Благодаря этому упрямому - несмотря на жуткие зимы, дорожные проблемы, вечную мерзлоту, хребты и бесконечные пространства - движению христиан здесь в наши дни оживает вера во Христа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

К сожалению, человеческие кости найти здесь было так же легко, как добрый гвоздь. Васильевка теперь пуста, от нее осталось только кладбище. Многие могилы вскрыты: постарались охотники за черепами. В середине 90-х на черных рынках то тут, то там стали появляться кубки, пепельницы и прочая " утварь " из человеческих черепов. Отец Сергий стал дознаваться: откуда взяты останки? Оказалось, из Васильевки. По обрывочным сведениям установили, что это за место. Но кто сюда попадал? За что? Сколько выдерживали они в этом климате, при непосильно тяжелом физическом труде?.. Отец Сергий и другие священники приезжают сюда, служат по погибшим панихиду. " При жизни им радости не было, пусть хоть теперь " , - вздыхает батюшка. На некоторых могилах стоят православные кресты. И в здешних местах были верующие люди... Мы долго ходим мимо холмиков и ямок, мимо зеленых стлаников, по траве. По приблизительным данным, в Якутии было около 105 лагерей. ... В Нерюнгри мы тоже опоздали на несколько часов. Приехали к ночи, в дождь и холод. Но и здешний храм был полон людьми. Были и старики, и дети - сонные и радостные. Святыни останутся здесь на несколько дней. Но люди почему-то не хотели откладывать встречу с ними хотя бы на утро. Впрочем, ни утром, ни вечером, ни в один из последующих дней храм не был пуст. К святыням шли и шли. С владыкой постоянно говорил кто-то из прихожан. И на каждой службе проникновенно пел церковный хор, который знают во всей Якутии, и не только. Это местная гордость. Многие певчие вышли из нерюнгринского хора " Соловушки " , который покорил Россию, Европу и Америку. Самый северный батюшка В Якутск возвращаемся на самолете. Здесь меня ждет еще одна встреча - со священником Сергием Клинцовым. Каждый год он отправляется из Якутска в самые северные приходы, за Полярный круг, по зимникам, вверх по реке Индигирке. В последнюю поездку он побывал в поселках Белая гора, Хону (в просторечье Мома), Депутатском - том самом, который за последние несколько зим дважды " размораживали " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Текст «Сказания...» публикуется по древнейшему списку 1630-х гг. ГИМ, собр. Е.В. Барсова , 1463, л. 198–221. Стр. 115. ...12 поприщ... – Поприще – путевая мера, здесь эпический счет. ...перезжаючи Смугрю-реку... – В названии реки, не встречающемся в былинном эпосе, видимо, произошла контаминация эпического названия реки Смородины и пограничной Угры (приток Оки), где остановились войска Ахмет-хана в 1480 г., что означало конец монголо-татарского ига. Карачевец – человек родом из Корачева, древнего города Черниговского княжества; в былинах упоминается село Карачаево (Карачарово) – родина Ильи Муромца. ...гуни голуба скорлату... – Гуни – верхние кафтаны, скорлат – сукно особой выделки. ...терлики... камки венецкие... – Терлики – исподние кафтаны, камка – шелковая цветная узорчатая ткань. ...Скоропевич... – От слова «скорпия» – змея. Стр. 118. .. .ни черным волосом... – По-видимому, заговорное средство. ...шубы под аксамиты... – Шубы, крытые аксамитами – плотной драгоценной тканью с золотыми и серебряными нитями. Повесть о Сухане «Повесть о Сухане» представляет собой переработку XVII в. былины о богатыре Сухане (Сухмане, Сохмате и т. п.). В основу повести лег один из вариантов былины, акцентирующий героическую тему, подвиг богатыря. По своему жанру повесть может быть отнесена к воинским повестям; в ее тексте запечатлелось знакомство автора с «Повестью о разорении Рязани Батыем» и «Сказанием о Мамаевом побоище» и с другими жанрами исторического повествования. В то же время в «Повести о Сухане» есть характерные черты охотничьего и воинского быта XVII в. с типичными для этого столетия понятиями «дела государева», «службы государевой». Да и сама тема борьбы с татарами продолжала для России оставаться актуальной. Текст печатается по единственному сохранившемуся списку конца XVII в. (ИРЛИ, Древлехранилище, Отд. пост., оп. 23, 39), один лист рукописи утрачен. Подробное исследование повести с публикацией текста и фототипическим воспроизведением рукописи см. Малышев В. И. Повесть о Сухане. Из истории русской повести XVII в. М.; Л., 1956.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но и каменная русская архитектура не уступала деревянной. В XVII в. каменные храмы стали обычными даже в сельской местности. Возводились неприступные крепости, великолепные административные здания, боярские и купеческие дома. Их тоже щедро украшали резьбой по камню, декоративными колоннами и пилястрами, бордюрами из цветных изразцов. Русские издревле любили музыку. Среди музыкантов были настоящие виртуозы - гудочники, домрачеи, цимбальники, дудочники, гусляры. Испокон веков совершенствовалось церковное пение. Это было высокое искусство. В России было принято составлять постоянные «станицы», хоровые ансамбли из 5 певчих. У царя было 5 станиц, у патриарха 7. Каждая станица могла петь отдельно, а по праздникам они объединялись в большие хоры. Для записи музыки применялись крюковые (нотные) записи, их было несколько видов - знаменная, путевая, демественная. Имелись специальные «азбуки» по их чтению и обучению певчих. Были и композиторы, сочинявшие церковную музыку. Дошедшие до нас нотные рукописи и записи партитур показывают, что напевы были исключительно красивыми и мелодичными. В народном творчестве существовал и театр. Скоморохи разыгрывали веселые сценки, кукольные представления со знаменитым Петрушкой, в городах и деревнях люди устраивали «самодеятельные» инсценировки на Масленицу, «колядки» перед Рождеством, в декабре в храмах организовывали мистерии «пещного действа». А в правление Алексея Михайловича при дворе был создан первый в России профессиональный театр. Разве наши предки хоть в какой-нибудь области отставали от западных стран? Выясняется - нет! Мы восхищенно читаем о европейских мореплавателях, о великих открытиях, путешествиях. Но остается за кадром, что русские поморы проложили путь в Англию на полвека раньше, чем англичане доплыли до России. Именем погибшего годдандского исследователя Баренца названо море. Но осталось за кадром, что он «открывал» края, давным-давно освоенные русскими. Погиб при «открытии» Новой Земли, куда поморы ходили регулярно, не считая это чем-то особым и героическим. Они и спасли остатки экспедиции Баренца, потерпевшие крушение и умиравшие на Новой Земле. Кстати, академик В.Н. Скалон обнаружил, что как карта северных морей, составленная Баренцем, оказалась совершенно неверной. А вот русские землепроходцы XVII в. умели составлять карты даже точнее, чем дипломированные географы XIX в.

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/01/...

Записка для обозрения русских древностей. СПб., 1851. Жизневский А. К. Путевая записка о Краснохолмском монастыре//Древности. Вып. 1. М., 1874. С. 86. Жизневский А. К.Древний архив… С. 3, сноска 1. же. С. 3, сноска 1; Анатолий (Смирнов), игум. Указ. соч. С. 81, сноска 1. Музей был организован в 1866 г. бывшим Тверским губернатором князем П. Р. Багратионом в здании мужской гимназии при Губернском статистическом комитете. В 1872 г. помощником председателя Губернского статистического комитета был избран управляющий Тверской Казенной палатой тайный советник А. К. Жизневский, который приступил к собиранию «замечательных памятников Тверской старины для сохранения их от уничтожения», образовав в музее особый археологический отдел – позднее историко-археологический музей (Тверской историко-археологический музей//Памятная книжка и Адрес-календарь Тверской губернии на 1895 год/Под ред. С. А. Лукина. Отд. 2. Тверь, 1895. С. 35). В настоящее время мы можем только предполагать, какие именно документы монастырского архива легли в основу этой работы, поскольку никакого источниковедческого изучения ее современными исследователями проведено не было. О Жизневском см.: Шаплов А. Е. Август Казимирович Жизневский (К 190-летию со дня рождения)//Тверская старина. 2009. 29. С. 33–34. Жизневский А. К. Древний архив… С. 3 Данное название «Летописца» приводится по тексту, опубликованному А. К. Жизневским ( Жизневский А. К. Древний архив... С. 66). В 1884 г. высочайшим повелением по положению Комитета министров на предложенных Министерством внутренних дел основаниях (прежде всего для сосредоточения и хранения архивных дел и документов, а также для «разыскания, описания и объяснения всяких других памятников старины») в виде опыта в 4 губерниях России – Тверской, Тамбовской, Рязанской и Орловской – были учреждены губернские ученые архивные комиссии и исторические архивы. Тверская ученая архивная комиссия начала работу 22 июня 1884 г. (Тверская ученая архивная комиссия//Памятная книжка и Адрес-календарь Тверской губернии на 1895 год. Отд. 2. С. 41).

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010