Иное. Псалмопевец говорит: «свет возсия праведнику» ( Пс.96:11 ). Если (праведнику) имеющему и не нуждающемуся, то он (свет) излишен, – а если как не имеющему воссиявает свет, то, следовательно, один только Единородный есть Свет, тварь же только причастна Свету и потому иноприродна. Иное. Псалмопевец говорит: «не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их: но десница Твоя, и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего» ( Пс.43:4 ). Просвещением лица Бога и Отца опять называет здесь откровение от Сына чрез Духа и руководство каждым из бытий, что одно только и спасло Израиля и освободило от жестокости Египтян. Если поэтому не один только Единородный есть «Свет истинный», но точно такое же достоинство присуще и тварям, то почему же тех, о коих речь (израильтяне), спасались не собственным своим светом, но оказываются снабжаемыми приложением как бы чужого и необходимого 101 света? Но очевидно, что Единородный светил нуждавшимся в свете, а потому Он, и только один, есть «Свет истинный», тварь же получает от Него благодать. А если так, то как же, наконец, она могла бы быть и единоприродною Ему? Иное. Псалмопевец говорит: «блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут» ( Пс.88:16 ). Почему же, напротив, и они не могут идти в собственном свете? И почему, скажи мне, получая просвещение от другого, они едва могут устроить себе спасение, если и сами они действительно суть истинный Свет, как, без сомнения, и лице Бога и Отца, то есть Сын? Но всякому, полагаю, и чрез это ясно, что Слово подает просвещение твари, как нуждающейся, а она, получив то, чего не имеет, спасается. Как же в таком случае Единородный и происшедшее чрез Него могут быть тожественными по сущности? Иное. Псалмопевец говорит: «возсия во тьме свет правым» 102 ( Пс.111:4 ). Каким же вообще это образом правый находился во тьме, будучи и сам «Светом истинным», как скоро и природа тварей имеет это так же, как Единородный? Если же свет посылается правым, как не имеющим его, то не потребуется от нас много слов, но сама природа вещей возопиет, что совершенному не может быть тожественно по сущности нуждающееся – требующему (не тожественно) подающее от преизбытка.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Но когда мы от деятельной жизни возвышаемся к созерцательной, то, поскольку ум не может долго стоят в созерцании, но все, что он видит в вечности чрез зеркало и загадочно, видит это украдкою и мимоходом, сам дух, отраженный своею слабостью и беспредельностью толикой высоты, возвращается в самого себя. И по необходимости возвращается к жизни деятельной, чтобы не отказаться от возможных добрых дел, когда ум не имеет силы возвышаться к созерцанию небесного. И таким образом бывает, что сей, получив помощь от самых своих добрых дел, опять чрез созерцание воспаряет к горнему, и приемлет питание любви от пищи созерцательной истины. Но поскольку самая слабость повреждения не может долго держатся в этом состоянии, то он опять возвращаясь к добрым делам, услаждается памятью о сладости Божией и внешними делами благочестия, а внутренне питается святыми желаниями. Поэтому-то о совершенных мужах, возвращающихся в себя после созерцания, говорится: память множества благости твоей отрыгнут ( Пс.144:7 ). Потому что они, предвкушая сладость внутренней приятности чрез соприкосновение к ней, где только могут, стараются всегда возобновлять памятование о ней, и отрыгать в собеседовании. Поэтому и Псалмопевец справедливо увещевает нас, говоря: свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие. Веселитеся, праведнии, о Господе, и исповедайте память святыни Его ( Пс.96:11–12 ). Он же еще говорит: коль многое множество благости Твоея, Господи! ( Пс.30:20 ). Этой именно благости, сколь она велика, никак нельзя было бы дознать, если бы он (Псалмопевец) по временам не вкушал ее созерцанием. Поэтому он еще говорит: аз рех во исступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею ( Пс.30:23 ). Ибо, если б он, возвышенный в восторге души, не знал сладости вечной жизни; то, ниспустившись опять в этот мир, не стал бы разбирать, как далеко лежал он отверженным. Итак означенные животные идут, и не обращаются, и – идут, и обращаются; потому что святые мужи от деятельной жизни, на которую решились, не обращаются к нечестию, а от созерцательной, которой по тяжести выносить не могут, возвращаются к деятельной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

2Пет.1:11. 89 Еф.1:17. 90 Еф.1:19–21. 91 Кол.3:1–3. 92 Евр.1:3. 93 . Евр.4:14. 94 Слово «исповедание» (η ομολγια) из предыдущей цитаты является в греческом языке словом женского рода, и к нему можно отнести местоимение (ην, которое в Евр.6:19 относится к слову также женского рода «надежда» (η ελπς) из Евр.6:18: Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду. 95 Евр.6:19. 96 Евр.8:1. 97 Евр.9:24. 98 Евр.10:12–13. 99 Пасхальное песнопение, вошедшее в чин божественной литургии восточного обряда (окончание проскомидии). 100 Евр.10:20. 101 Ин.14:4. 102 Ин.14:3. 103 Св. Григорий Богослов. Собрание творений… Т.1. С.648 (PG 36. 592А) 104 2 Кор. 12:2–4. 105 2Кор.12:2. 106 2Кор.12:3–4. 107 2Кор.12:3–4. 108 Евр.1:3. 109 Евр.6:20. 110 Последование Литургии, ектения «Вся святыя помянувше» после Евхаристического канона: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественною благодать и дар Святаго Духа, помолимся. 111 Евр.10:19–22. 112 Евр.12:18–19. 113 Евр.12:22–24. 114 Откр.3:12. 115 Лк.23:43. 116 Пс.46:9. 117 Пс.96:1. 118 ο λαικς — лаик, мирянин. 119 Ср.: 1 Тим.2:12: а учить жене не позволяю. 120 δημοσα — перед народом, публично. В Синтагме Матфея Властаря есть Закон Δ,7: «Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию» (Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182). 121 αξωμα διδασκαλικν — учительское достоинство есть власть «учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвятого Духа одним (μνοις) архиереям и тем, кому они поручают» (Толкование Зонары и Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско–Истрийского. М., 1994. Т.1. С.553). 122

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

Псалом 96. Радость перед лицом призыва к святости Вся земля и Сион радуются и ликуют (радуется… веселятся), и это несмотря на грозную и неотвратимую силу Его праведности (2–7) и Его строгие и высокие требования (9–12): очень резки контрасты между ненавистью врагов Его и преданностью любящих Господа, между уничтожением и избавлением, славой, которую может узреть каждый, и светом, которым наслаждаются только праведные, между уделом идолопоклонников и радостью верных Богу. 2 Облако… мрак… – атрибуты присутствия Бога на горе Синай ( Исх. 19:16–19 ). Правда и суд – то и другое – проявление святости ( Ис. 5:16 ): праведность есть святость, воплощенная в принципах справедливости; суд – святость, выраженная в решениях и практических действиях. 3 Огонь – Божественная святость, поражающая и очищающая, направленная против греха ( Исх. 3:3–5; 19:16–18,20 ; ср.: Лев. 9:24 ). Именно огонь, сошедший с Синая, сжег жертву всесожжения Аарона, тот огонь, который постоянно горит на жертвеннике, ибо святость требует заместительной жертвы. 4 Трепещет не как творение перед лицом Творца, но как грешная земля перед Святым Богом ( Суд. 6:22; 13:22 ; Ис. 6:5 ). 7 Истуканы – идолы, ничтожества, см.: Пс. 95:5 . 10 Святых Своих – относится к тем, кого неизменно любит Господь и кто отвечает Ему взаимной любовью. 11 Свет сияет на – в оригинале «посеянный», т. е. с любовью насажденный для них, чтобы они могли пожинать его плоды. В каждой ситуации присутствует праведность, правда, которая должна вызывать истинную радость. 1 2 Память святыни Его – памятование о Его святости (ср.: Исх. 3:15 ). Псалом 97. Радость по поводу свершенного спасения Дилемма пс. 96 получает здесь свое разъяснение. Вся земля видит свое спасение в спасении, дарованном Израилю (3). Псалом подразделяется на три части, отмеченные словами: воспойте (1), восклицайте (4) и да шумит (7), и охватывает следующие темы: явленное Господом спасение и восхваление Спасителя (1–3); вселенская радость о Царе (4–6); прославление идущего к нам Господа, Который свершит все Свои праведные замыслы (7–9).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Пс.21:14             разинули на меня пасть свою –                         лев, терзающий и рыкающий. «Разинули пасть» глагол паца передает такое действие, когда «отверзают уста» для того, чтобы заглотить. «Разинули на тебя пасть свою все враги твои, свищут и скрежещут зубами, говорят: «мы поглотили»» ( Плч.2:16 ). После убийства Авеля «земля (адама) разинула пасть свою», чтобы «принять кровь» убитого ( Быт.4:11 ), и чтобы он первым ушел в царство мертвых. Когда в Израиле произошло восстание против Моисея, Яхве сказал о бунтовщиках: «разинет земля (адама) пасть свою и поглотит все, что у них, и сойдут живые в Шеол» ( Чис.16:30 ). «Разинули пасть» на Спасителя силы ада и сам диавол – «лев» 167 . «Терзающий и рыкающий» – определение диавола как льва: «лев рыкающий, терзающий терзаемое, они съедают душу» ( Иез.22:25 ; ср. Пс.7:3; 17 /16:12). «Противник ваш диавол, как лев рыкающий, ходит, ища, [кого] поглотить» ( 1Пет.5:8 ). К моменту казни на Кресте архиереи, книжники и фарисеи прямо служили диаволу – как его пасть. Для того, чтобы нам составить понятие о жестокости мучителей и жестоких страданиях Распятого, Псалом предъявляет картину и анатомию пыточного страдания – что претерпел Мессия на Кресте. Пс.21:15             Как вода я пролился, и разделились все кости мои;                         бысть сердце мое, как воск, тающий посреди внутренностей моих. «Как вода я пролился» – человек от момента зачатия есть сгущение первичных «вод» 168 . При умирании тело как бы теряет густоту, стяженность, происходит ослабление всех скреп органической жизни. «Кости» как бы отделяются друг от друга (рассыпаются), человек тогда не может пошевелиться. «Воск тающий» – завершение истории всего сотворенного мира произойдет через разжижение твердости и потерю форм, – как бы через огонь, который приближается к воску: «горы, как воск, тают от лица Яхве» ( Пс.97 /96:5; ср. Мих.1:4 ). При умирании человека средоточие, сгусток жизни, «сердце» – плавится и течет, подобно воску, который от огня теряет свою твердость. «Сердце тает» – чаще всего от страха ( 2Цар.17:10 ; Втор.20:8 ), когда происходит утраты воли и управления. «Посреди внутренностей меим» – «сердце» протекло вниз, перемешалось с «внутренностями».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Иное. Псалмопевец говорит: свет возсия праведнику (Пс. 96, 11). Если (праведнику) имеющему и не нуждающемуся, то он (свет) излишен, — а если как не имеющему воссиявает свет, то, следовательно, один только Единородный есть Свет, тварь же только причастна Свету и потому иноприродна. Иное. Псалмопевец говорит: не бо мечем своим наследи–ша землю, и мышца их не спасе их: но десница Твоя, и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего (Пс. 43, 4). Просвещением лица Бога и Отца опять называет здесь откровение от Сына чрез Духа и руководство каждым из бытии, что одно только и спасло Израиля и освободило от жестокости Египтян. Если поэтому не один только Единородный есть Свет истинный, по точно такое же достоинство присуще и тварям, то почему же тех, о коих речь (израильтяне), спасались не собственным своим светом, но оказываются снабжаемыми приложением как бы чужого и необходимого света? Но очевидно, что Единородный светил нуждавшимся в свете, а потому Он, и только один, есть Свет истинный, тварь же получает от Него благодать. А если так, то как же, наконец, она могла бы быть и единоприрод–ною Ему? Иное. Псалмопевец говорит: блажени людие ведущий воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут (Пс. 88, 16). Почему же, напротив, и они не могут идти в собственном свете? И почему, скажи мне, получая просвещение от другого, они едва могут устроить себе спасение, если и сами они действительно суть истинный Свет, как, без сомнения, и лице Бога и Отца, то есть Сын? Но всякому, полагаю, и чрез это ясно, что Слово подает просвещение твари, как нуждающейся, а она, получив то, чего не имеет, спасается. Как же в таком случае Единородный и происшедшее чрез Него могут быть тожественными по сущности? Иное. Псалмопевец говорит: возсия во тьме свет правым (Пс. 111,4). Каким же вообще это образом правый находился во тьме, будучи и сам Светом истинным, как скоро и природа тварей имеет это так же, как Единородный? Если же свет посылается правым, как не имеющим его, то не потребуется от нас много слов, но сама природа вещей возопиет, что совершенному не может быть тожественно по сущности нуждающееся— требующему (не тожественно) подающее от преизбытка.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

2004. С. 422), не подтверждается самим текстом сочинения, к-рый не содержит никаких обращений к слушателям, доксологий и др. признаков гомилетических произведений. На основании некоторых указаний автора ( Hilar. Pict. In Matth. XIX 2, 11) и блж. Иеронима ( Hieron. Ep. 58. 10) можно заключить, что сочинение было предназначено для чтения «братий», к-рые, вероятно, составляли пресвитерский совет при епископе и не были «простыми верующими» ( Doignon. 1978. P. 20). В толковании И. исходит из того, что все Свящ. Писание наряду с историческим имеет пророческий, или прообразовательный, смысл (prophetia, ratio typica, interior significantia - Hilar. Pict. In Matth. XII 12; XVIII 8; XIX 1; XX 2); поскольку понимание исторического смысла Евангелия доступно всякому, И. останавливается гл. обр. на выяснении духовно-прообразовательного смысла (Ibid. XII 9). Хотя полемический элемент в «Толковании...» фактически отсутствует, в нем есть отдельные места, направленные против арианства (см.: Smulders. 1944. P. 38-39). В догматических и экзегетических суждениях И. зависит исключительно от предшествующих лат. богословов - Тертуллиана, сщмч. Киприана Карфагенского, Новациана, Лактанция , Викторина Петавского , Фортунациана Аквилейского; поэтому можно говорить лишь о косвенном влиянии на «Толкование...» трудов Оригена и др. греч. авторов ( Doignon. 1971. P. 170-190; Idem. 1978. P. 32-36). Сохранился также небольшой подлинный фрагмент пролога к «Толкованию...» (CSEL. 65. P. 232), в то время как помещаемое в начале «Толкования...» оглавление (Capitula Commentarii//PL. 9. Col. 915-918; SC. 258. P. 264-269) не принадлежит И. ( Doignon. 1987. Р. 87-96). «Tractatus super psalmos» (Трактат на псалмы; PL. 9. Col. 231-908; CSEL. 22; CCSL. 61 (Пс 1-91); SC. 344, 347 (Пс 118); CCSL. 61A (Пс 118); CPL, N 428), написан ок. 364-367 гг. ( Milhau. 1988. P. 17; Doignon. 1997. P. X); представляет собой первый опыт систематического толкования псалмов на латыни. Мн. исследователи полагали, что в его основе лежали пастырские беседы или проповеди (на что могут указывать, напр., доксологии и частые упоминания о «чтении» и «слушателях», см.: Bardy G.

http://pravenc.ru/text/389089.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ (БАН. 4.5.7 (Кеппен. 13 2 л.; РНБ. Погод. 9, 18+2 л.), древнерус. пергаменная кириллическая рукопись XI в., фрагменты Псалтири с толкованиями и с библейскими песнями. Е. П. названа по имени ее 1-го известного владельца - архиеп. Евгения (Болховитинова) . Он нашел ее в Юрьевом новгородском муж. мон-ре и затем подарил по фрагменту П. И. Кеппену и М. П. Погодину , собрания которых ныне находятся соответственно в БАН и РНБ. Е. П. сохранилась в 2 пергаменных отрывках: 2 л. и 18 л. размером 24×28 см. Тонкий пергамен стал одной из причин лакун и физических повреждений памятника. Текст написан в 2 столбца по 20 строк красивым, четким уставом, высота букв превышает ширину, что указывает на древность протографа. Заглавные буквы и инициалы выполнены теми же чернилами, что и основной текст, без киновари. Среди инициалов встречаются глаголические. В начертании одного из них (буква  - «в») имеются элементы тератологического орнамента. В целом орнамент глаголических инициалов Е. П. близок к орнаменту инициалов и заставок Зографского Евангелия . В первоначальный текст рукописи внесены исправления, сделанные др. чернилами более поздним почерком. Меньший отрывок (БАН. 4.5.7) содержит Пс 103. 1-12. Больший отрывок (РНБ. Погод. 9) включает: Пс 85. 5-11 (л. 1-1 об.); 88. 4-9 (л. 2); 95. 11-13 (л. 3); 96. 1-12 (л. 4-5); 97. 1-9 (л. 6-7); 98. 1-6 (л. 8); 102. 19-22 (л. 9); 103. 1-15 (л. 10-12; л. 10, 11 - бумажные); песнь прор. Моисея (Исх 15. 1-18; л. 13-14 об.); полностью песни прор. Аввакума (Авв 3) и пророчицы Анны (1 Цар 2. 1-11) (л. 15-19 об.); песнь прор. Исаии (Ис 26. 1-6; л. 20 об.). Графико-орфографические особенности Е. П. указывают на западноболг. происхождение ее протографа. Архаической чертой Е. П. является использование большого юса (), к-рый смешивается с   Лигатура в памятнике встречается редко, вместо нее, как правило, употребляется   В Е. П. последовательно используются надстрочные знаки над буквами гласных в тех случаях, когда перед ними не находится буква согласного. Писец различает 3 типа согласных звуков по твердости-мягкости, что проявляется в употреблении йотированной буквы  после букв исконно палатальных согласных, эта же графема пишется в начале слога. Древнеболг. чертой является отсутствие йотации перед       и т. д. Ярким болгаризмом можно считать также передачу через     (эфиопьска). Среди др. древних особенностей заметно преобладание нестяженных форм прилагательных (на -  -  ) и имперфекта (на -  -  ). Редким для древнерус. традиции является случай простого аориста, к-рый также указывает на архаический, скорее западноболг., языковой ареал:     (они перешли). Наконец, общеболг. особенностью является встречающееся в Е. П. употребление вместо    

http://pravenc.ru/text/186919.html

Я опять получил твои подарки и, в частности, кувшинчик масла. И зачем это ты прислал последнее, что у тебя было? Но да воздаст тебе Бог мой за это вечными [благами]. Молись обо мне, смиренном, более горячо. Находящиеся со мною братья приветствуют тебя. 181. К Евфимию и прочим братьям 699 Какая молва достигла слуха 700 моего смирения? Что за весть внезапно поразила мою жалкую душу? И Евфимий, мой родной сын, в числе мучеников вместе с другими девятью Ефремом, Афродисием, Аммоном, Иперехием, Стефаном, Парфением, Игисимом, Симеоном и Дорофеем! Я едва верю, едва могу писать, объятый одновременно слезами и радостью. Слава Тебе, Боже, прославившему вас мученическими подвигами! На честных своих членах и вы, добрые чада, понесли раны Христовы; и вы также подставили свою спину под столько же ударов [сколько принял и Христос]. Вашей кровью освятилась земля. Почему и как вы одни из числа всех наследовали такую славу? Велико ваше дерзновение! (304) Ваш ответ христоборцу Антонию 701 победен. Благословенны вы у Господа, святой начаток, столп мужества в Христовой Церкви, образец и совершенство монашеского чина! За наказание в течение одного часа дается вечная награда, за кратковременные скорби бесконечные блага (ср. 2Кор. 4:17 ). Шествуйте [этим путем] и вы, переживающие золотую пору детства, и станьте рядом с равночисленными вам мужественными мучениками 702 . Молитесь о том, чтобы следом за вами пошел, по Божию благословению, и я, ваш недостойный отец. Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери Византии ( Пс.96:8 ), если даже Восток и Запад ублажают вашу боговенчанную десятерицу. Это я сказал вам вкратце, тогда как вы достойны великих похвал. Последующее время прославит вашу память в торжество православных и посрамление врага. Но теперь, внутренне перенося вместе с вами угнетения и скорби, ибо поражают ранами мои члены, я прошу и умоляю, целую и обнимаю, протягиваю к вам руки [со словами]: стойте, господа мои, стойте! Еще Христос предлагает Свой подвиг; еще хочет умножить вам венцы. Кто начал дивно, тот пусть и закончит достойно. Не станем бояться грядущего: Кто тогда нас укреплял, Тот и теперь с нами и еще охотнее примет и облегчит страдания и возвысит рог ваш (ср. Пс. 88:18 ). Скажите и вы: стрелы младенец быша нам язвы их ( Пс.63:8 ). Вы потомки в огне орошенных 703 и заградивших уста львов ( Евр.11:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Alt. Bundes Bd. II, 91–92). Так как язычество связывало магию с богами, то для уяснения магии необходимо иметь в виду вопрос о реальности языческих богов. Данными в решении этого вопроса представляются: реальность злых духов, их развращающее влияние на души людей и ослабляющие действия на тело (см. Догм. Филарета, арх. черн. 1, стр. 152–156, 162–4, 168–9,170–172), свидетельство Св. Писаний в пользу реальности языческих богов (Исх.12:12; 15:11; 18:11; Чис.30:4 ; Втор.10:17 ; Пс.86:8; 95:3; 96:4; 97:9; 135:5 ), хотя у них и отрицается божественность ( Пс.96:4–5 ; 1Пар.17 (16):25–26. 1Кор.8:4–5; 10:19–21 ) и, наконец, традиционное отождествление еврейскими пророками и книжниками демонов с языческими богами, (ср. по переводу LXX Втор.32:17 ; Пс.106:37; 96:5 , Исх.65:11 ; Деян.16:16 ; 1Кор. 8:4–5; 10:20–21 , хотя в Св. Писаниях нигде нет прямых указаний на то, что мифологический мир богов совершенно совпадает с объективным, миром бесов. На основании свидетельств Св. Писания можно только убедиться, что «культ язычников не был без реального объекта, что всякое относимое к языческому божеству почтение достигает существующей, личной, надземной силы и принимается ею; и что точно так же, как язычник предается посредством своего культа такой личной силе, так и наоборот, эта сила идет ему на встречу и вступает с ним в существенное общение. По свидетельству св. ап. Павла приносимая язычниками жертва есть жертва демонам – по их мнению это значит жертва божеству, но в действительности приносится демону, Божию противнику и ничтожеству, и кто приносит жертву, тот вступает чрез это в общение с демонами, как христианин, приступающий к трапезе Господней, вступает в общение с Господом (Kurtz, S. 90). С точки зрения такого понятия о существе и природе языческого мира богов и языческого богослужения можно в уяснение загадочного мира языческой магии присоединить еще следующее: существуют три сферы, из области которых может исходить чрезвычайное, чудное ведение и действование человека: жизнь в Боге и с Богом, общение демонов и врожденная магическая сила собственного духа над природой и духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010