Весьма ясно говорит Господь: «Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись» ( Мф. 11:21 ). И Бог, конечно, справедливо не желал их спасения, хотя они могли бы спастись, если бы пожелали. Тогда яснее ясного будут видеть то, во что теперь, прежде открытого познания, верят праведники: как определенна, неизменна, весьма деятельна воля Божья; как много может она, но не хочет, и ничего не хочет, что не может; и как справедливо то, что поется в псалме: «Бог же наш на небе... вверху, на небе и на земле... все, что восхотел, сотворил» ( Пс. 113:11 ). И неверно, будто Он что-нибудь пожелал, но не сделал; а еще недостойнее полагать, будто Он не сделал чего-либо потому, что человеческая воля послужила препятствием к исполнению желания Всемогущего. Итак, ничего не было бы, если бы не восхотел Всемогущий, или соизволяя, или прямо действуя. 96. И вне всякого сомнения, Бог делает добро, даже допуская какое бы то ни было зло. Допускает Он его не иначе, как по справедливому суду, а все, что справедливо, то, конечно, и благо. Следовательно, хотя зло, поскольку оно есть зло, не – добро, однако, добро и в том, что существует не только добро, но и зло. Потому что если бы существование зла не было добром, то оно никоим образом не допускалось бы всемогущим Добром, Которому, без сомнения, как легко сделать желаемое, также легко и не допустить нежелаемое. Если мы не верим в это, то подрывается самое начало нашего исповедания, где мы исповедуем веру в Бога Отца всемогущего. И не потому ли Он называется всемогущим, что может все, что желает, и воля какой-либо из тварей не ограничивает действие воли всемогущей. 97. Однако, апостол весьма справедливо заметил о Боге: «Который хочет, чтобы все люди спаслись» ( 1Тим. 2:4 ). Но так как гораздо большая часть людей не спасается, то кажется, что желание Бога не исполняется и что именно человеческая воля ограничивает волю Божью. Ведь когда спрашивают, почему не все спасаются, обыкновенно отвечают: «Потому, что сами не желают этого». О детях, конечно, так нельзя сказать; им не свойственно ни желать, ни не желать. Ибо, хотя при крещении они порой и сопротивляются, однако мы говорим, что они спасаются и не желая. Но в Евангелии Господь, обличая нечестивый город, говорит яснее: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как наседка ...своих птенцов.., и вы не захотели!» ( Мф. 23:37 ), как будто воля Божья была превышена волей человеческой и, вследствие сопротивления слабейших, Сильнейший не смог сделать того, что желал. И где же то всемогущество, коим на небе и на земле Он сделал все, что захотел, если хотел собрать детей Иерусалима, и не сделал? Не верите ли, что Иерусалим не захотел, чтобы дети его были собраны Им, но и при его нежелании Он собрал тех детей его, каких захотел, потому что «на небе... и на земле» Он не то, чтобы одно захотел и сделал, другое же захотел и не сделал, но " все, что восхотел, сотворил» ( Пс. 113:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Глава 64 В этой главе продолжается и заканчивается та самая молитва , которая составляла и большую часть предшествующей (гл. 63, с 7 ст.). Вот почему нельзя не согласиться с Дилльманном, который находит, что деление этих глав произведено неудачно (übel getrennt). В частности, как мы уже говорили выше (см. наш коммент. на Ис.58:7 ), 64 глава заключает в себе два отдела пророчественно-покаянной молитвы Израиля: один ( Ис.64:1–7 ст.) – историческо-покаянный, другой ( Ис.64:8–12 ст.) – умилостивительно-просительный, 1–4. Молитвенное исповедание Всемогущества и грозной силы Господа. 5–7. Глубокое сознание Израилем своей собственной греховности, навлекшей на него праведный гнев Божий. 8–12. Усердная молитва к Богу о прощении и помиловании Его народа. Ис.64:1 . О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, Ис.64:2 . как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать извест­ным врагам Тво­им; от лица Твоего содрогнулись бы народы. «О, если бы Ты расторг небеса и сошел! Горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня... содрогнулись бы народы.» «Эта речь поэтическая, гиперболическая, изображает высочайшее величие Бога и страшные действия, в которых проявляется святость, правосудие и всемогущество Бога на погубление врагов и спасение избранных, Когда Бог сходит с высоты небес на низшее небо – атмосферное, то, кажется, все приходит в смятение, поднимаются вихри, громы и молнии; когда приближается к земле, то земля колеблется и горы расплавляются, как от огня, от страшного величия Божия». (Еп. Петр. Цитир. сочинение, с. 324). Сам образ «расторжения небес» и снисшествия оттуда Господа для откровения Его воли и проявления суда – один из наиболее употребительных в Библии: с ним мы встречаемся еще в истории вавилонского столпотворения ( Быт.11:5 ) и наказания нечестивых городов – Содома и Гоморры ( Быт.18:21 ), его мы видим в истории самого дарования закона на Синае ( Исх.19:11 ; Исх.20:18 ), о нем читаем у псалмопевца: «наклонил Он небеса и сошел, и мрак под ногами Его» ( Пс.17:10 ), с ним имеем дело и во многих других местах, не только Ветхого, но и Нового Завета. У псаломопевца мы находим яркую параллель и во второй половине этого образа, говорящей о последствиях такого Божественного схождения на землю: «пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет. Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли. Небеса возвещают правду Его и все народы видят славу Его» ( Пс.96:3–6 ). Стихи эти стоят в ближайшей логической связи с 15-ым и 3–4 стихами предыдущей главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По Своему всеведению Господь знает, что именно будет способствовать человеку в достижении истинного блаженства, и потому Он Промыслом Своим устрояет все обстоятельства таким образом, чтобы человек направлялся именно по заданному пути. Следуя воле Божией, человек всегда приближается к истинной любви и вечной радости в единении с Богом. Если же но своему греховному своеволию человек воспротивится воле Божией, то и тогда Господь не перестает направлять его — внушениями совести и советами близких лиц, огорчениями, утратами, скорбями и болезнями — к тому, чтобы привести к спасительному концу. Да, Промысл Божий, направляя человека к Царству Небесному, дает ему вкушать уже в здешней жизни истинные радости во Святом Духе (см. Рим.14:17 ), но в то же время Господь весьма скудно может давать человеку (или и вовсе лишать) вкушать радости телесные и довольство от обладания материальными благами в царстве мира сего. Шествующий узким путем к Царству Небесному уподобляется страннику (см. 1Пет.2:11 ; Евр.11:13 ; Пс.118:19 ), которому надлежит мириться с невзгодами дорожной жизни. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ), и все устрояет так, чтобы и из противящихся могли обитать у Него ( Пс.67:19 ). Господь призывает последователей своих — христиан — участвовать в Его спасительном действовании и посылает их работать на ниву Свою и в виноградник Свой (см. 1Кор.3:9 ; Мф.20:1-16 ; Лк.20:9-15 ). Христиане — соработники у Бога, сограждане святым и свои Богу ( 1Кор. 3:9 ; Еф. 2:19 ). В лице апостолов всем христианам повелевает Спаситель мира: . ..идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:15-16 ). …Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:19-20 ). «Итак, если христианин поступает по воле Божией, то он, исполняя заповеданное Богом, спасается сам и будет привлекать к спасению лиц, с которыми ему придется (по воле Божией!) вступать в общение. Любовь к ближнему есть любовь к его духу и его духовности, а не просто любовь к его страдающей животности… Любовь к совершенству любимого всегда остается сильнее, чем страх перед его возможным страданием» (40. С. 96, 136) 10 . Истинное благо творит ближнему тот, кто приводит его ко спасению

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

Под гнетом гнева Божия „кости ветшают“, как говорит Давид ( Пс. 31:3 ); с возвратом милости Божией, сердце человека раскрывается радости, и он чувствует себя обновленным даже в плотя своей (ср. Ис. 58:11 ), ибо в земной жизни дух воздействует могущественно на тело, хотя и тело часто противится духу (ср. Рим. 7:24 : „Бедный я человек“!), но оба просветляются вместе, когда благодать коснется человека, и он преобразуется из душевного в духовного по указанию Апостола Павла в 1Кор. 15:44–46; 53 . Это обновление и тела и духа и изображено в 14 стихе пророчества. Этим созданием „нового человека во Христе“ ( 2Кор. 5:17 ; Еф. 2:15 ) и может быть только объяснен факт, перед которым приходили в изумление Римские правители, видевшие умирающими в страшных мучениях, но с радостью в глазах, мучеников, не хотящих отказаться от Христа. „Господня рука была открыта рабам Его“; мучения плоти были для них ничто перед тою радостью, которая наполняла их сердце и укрепляла их плоть и кости в земной жизни, и открывала им за гробом еще величайшую радость – увидеть возлюбленного Господа. Но в ст. 14 есть повидимому и дальнейшее откровение о воскресении мертвых, связующееся с пророчеством Иезекииля ( Иез. 37:10–11 ) и Даниила ( Дан. 12:2 ) и с новозаветными откровениями: Ин. 11:25 ; 1Кор. 15:51–57 ; Откр. 20:12–13 , с Мф. 25:31–46 . В следующих стихах изображен гнев Господень на врагов Его, о котором говорит конец стиха 14-го. „А на врагов Своих он разгневается“. 15 . Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. В 4 т. Св. Лет. ч. II, стр. 96 и 145 в объяснении нашем на 4Цар. 2и 4Цар. 6мы говорили, что огненная колесница, уносившая пророка Илию на небо, и огненные колесницы, виденные Елисеем и слугою его близ Дофана, доказывают, что мы окружены невидимыми духовными силами, бодрствующими непрестанно над верными Господу, но и карающими, по повелению Его, грешников 1854 . С этим связуется и указание Пс. 103:4 : „Ты творишь Ангелов Своих духами и служителей Своих пламенеющим огнем“. Поэтому и Апостол ( 2Сол. 1:6–10 ), говоря об отмщении беззаконным, указывает на „явление Господа Иисуса с неба с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Сказано: «Свет сияет на праведника, и на правых сердцем – веселие» ( Пс.96:11 ); и еще, более таинственно: «…у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» ( Пс.35:10 ). В Толковой Библии Лопухина написано: «Этот первозданный свет не был обычным светом в современном значении этого слова… а был тем светоносным эфиром, который, находясь в колебательном состоянии, разгонял первобытную тьму». Но есть и Сам Свет от Света, т. е. Божественный Логос, о Котором св. Августин Блаженный пишет: « Как достаточно показывают и самые слова, об этом свете замечается, что он сотворен (т.е. свет тварный – О.С.) … Одно дело Свет, рожденный от Бога, а иное – свет, который Бог сотворил. Рожденный от Бога Свет есть сама Божественная Премудрость; свет же сотворенный есть свет изменяемый, какой бы он не был – телесный или бестелесный ». Таким образом, мы выясняем, что до дня 4-го, когда солнце, луна и звезды сотворены, был Свет от Света, Божественный Логос, Сын Божий (Свет Предвечный), свет, животворящий все творение и сокрытый для праведников последующих времен, свет животворящий, подобный эфиру, как пишется в ТПБ, разливался по Вселенной. Так какой же СВЕТ узрели апостолы Иаков, Иоанн и Петр, зря как Иисус из Назарета « преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет »? Они увидели несотворенный Божественный Свет (!), тот Самый « Света истина от Света истина », взирать на который не дерзают и ангелы. Они как бы вернулись во времена древние, о которых сказано: «Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели [место стояния] Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели [место] Бога, и ели и пили» ( Ис.24:9–11 ). Поистине, как сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Но как совместить эти слова с известной библейской доктриной: «Бога не видел никто никогда…» ( Ин.1 :18а).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

…Собственно говоря, солнце, луна и звезды сотворяются, по Библии, в 4-й день творения, в отличие от благодатного света, сотворенного в 1-й день и сокрытого до времени для тех благочестивых и праведных людей, которые сподобятся получить его от Бога и таким образом восполнить отпавшее число Ангелов. Сказано: «Свет сияет на праведника, и на правых сердцем – веселие» ( Пс.96:11 ); и еще, более таинственно: «…у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» ( Пс.35:10 ). В Толковой Библии Лопухина написано: «Этот первозданный свет не был обычным светом в современном значении этого слова… а был тем светоносным эфиром, который, находясь в колебательном состоянии, разгонял первобытную тьму» 5 . Но есть и Сам Свет от Света, то есть Божественный Логос о Котором святой блаженный Августин пишет: «как достаточно показывают и самые слова (об этом свете. – О.С.) , замечается, что он сотворен (то есть свет тварный. – О.С.) … Иное дело Свет, рожденный от Бога, а иное – свет, который Бог сотворил: рожденный от Бога Свет есть сама Божественная Премудрость, свет же сотворенный есть свет изменяемый, какой бы он не был, телесный или бестелесный » 6 . Таким образом, мы выясняем, что до дня 4-го, когда были сотворены солнце, луна и звезды, был Свет от Света – Божественный Логос, Сын Божий (Свет Предвечный), Свет, животворящий все творение и сокрытый для праведников последующих времен, Свет животворящий, подобный эфиру, как пишется в Библейском комментарии отцов Церкви, разливался по вселенной. Так какой же СВЕТ узрели апостолы Иаков, Иоанн и Петр, видя, как Иисус из Назарета « преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет »? Они увидели несотворенный Божественный Свет, тот Самый: «Света истинна от Света истинна» , взирать на который не дерзают и Ангелы. Они как бы вернулись во времена древние, о которых сказано: «Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели [место стояния] Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели [место] Бога, и ели и пили» ( Ис.24:9–11 ). Поистине, как сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

5. В-третьих, то изречение, взятое из Первого Послания блаженного Павла к Коринфянам, в котором он, рассуждая о созидании на основании, которое есть Христос: - " золото, серебро, драгоценные камни, дерево, сено, солома " , - присовокупляет: - " Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня " (1Кор. 3, 11-15) -кажется, что больше всего иного вводит понятие очистительного огня, на самом деле больше всего иного опровергает его. Ибо, во-первых, божественный Апостол назвал его не очистительным, а испытательным; затем он возвестил, что через него должны пройти также и добрые и честные дела, а таковые, ясно, что не нуждаются ни в каком очищении; затем он говорит, что те, которые приносят злые дела, после того, как эти дела сгорят, потерпят урон: между тем как очищаемые вдобавок к тому, что не терпят урона, еще больше приобретают; затем он говорит, что это должно быть в " тот день " , именно - в день Суда и будущего века, а предполагать существование очистительного огня после того страшного Пришествия Судии и конечного приговора, разве это - не совершеннейшая нелепость? Ибо Писание не передает нам ничего такого, но Сам Тот, Кто будет судить нас, говорит: " И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную " (Мф. 25, 46), и еще: " Изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения " (Ин. 5, 29). Так что отнюдь не остается какого-нибудь промежуточного места; но после того, как всех судимых разделил на две части, одних поставив одесную, других же -ошуюю, и первых назвав " овцами " , вторых же - " козлищами " . Он отнюдь не явил, что есть такие, которым долженствует очиститься тем (очистительным) огнем. Кажется, что тот огонь, о котором говорит Апостол, это - тот, о котором говорит пророк Давид: " Пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря " (Пс. 49, 3); и еще " Огнь пред Ним прейдет, и попалит окрест враги Его " (Пс. 96, 3). Еще и Даниил пророк говорит о сем огне: " Огненная река выходила и проходила пред Ним " (Дан. 7, 10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/905/...

70. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 71. РНБ РО. Ф. 1000. 1924. 171. 72. РГИА. Ф. 832. Оп. 1. 73.  Митрополит Киевский Исидор — о нем см. с. 86. 74. РНБ РО. Ф. 1000. 1924. 171. Жизнеописание епископа Игнатия. Прилож. 75.  Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. 2. С. 116–119. 76. См. письма Митрополита Киевского Филарета. С. 34–45. 77. Подробнее см. т. 8, с. 124–127. 78. См. письма Владыки Ярославского (Митрополита Киевского) с. 34–45. 79. О нем см. Настоящее издание, т. 5, с. 426. 80. См. также т. 8, с. 124–127. 81.  Антоний (Г. А. Рафальский; 1789–1848) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1843–1848 гг. 82.  Никанор (Н. С. Клементьевский; 1787–1856) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1848–1856 гг. 83.  Архиепископ Нил… — О нем см. с. 46–51. 84.  Ср:. Дни мои — как уклоняющаяся тень… (Пс. 101. 12). 85.  Григорий (Г. П. Постников; 1784–1860) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1856–1860 гг. 86. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 87. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 88.  Преподобный старец Феодор Ушаков (в миру Иоанн; 1718–1791) — великий подвижник, восстановитель Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря и Арзамасской Алексеевской женской общины. 89. О нем см. Настоящее издание, т. 6, с. 516. 90. О нем см. с. 289–290. 91.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). СПб., 1868. С. 41. 92. О ней см. с. 524. 93.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). С. 189. 94. РНБ РО. Ф. 1927. С. 277–279. 95.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). С. 297. 96.  Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Господи… к Тебе прибегаю. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой (Пс. 142. 8, 9, 10). 97.  ибо… двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18. 20). 98.  Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11. 28, 29, 30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

9 . Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу, прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам. Мы видели в предыдущих главах 1404 , что Исаия, по повелению Божию предсказывал, что Иерусалим не погибнет от Ассура, но что сам Ассур понесет поражение, вступив на землю Израилеву. Это-то пророчество, которое уже сбылось на глазах слышавших его, и чудо гибели армии Сеннахерима, должны были служить удостоверением, что и все глаголы Божии сбудутся. Но для умудренных Господом людей с честным сердцем пророчества должны были иметь более обширный смысл. Они говорили о будущности всего человечества и о Мессии, на Котором сосредоточены были все ожидания и надежды. К этому мировому событию и относятся следующие стихи: очи духовные пророка видят свет великий, и он восклицает: 10 . Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и всё, наполняющее его, острова и живущие на них. 11 . Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор. 12 . Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах. С этими стихами мы сблизим по тожеству мысли первый стих псалма 95-го: „Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу вся земля!“ Весь этот псалом, который по тексту греческой библии приписывается Давиду 1405 , заключает в себе призыв ко всем народам земли благословлять имя Господне, „ибо „Господь царствует!“ ( Пс. 95:10 ) и „Он будет судить вселенную по правде“ ( Пс. 95:13 ). В этом же псалме (ст. 6) упоминается о ничтожестве идолов, которым кланялись народы. Те же мысли мы находим в псалмах 96 и 97, (который также начинается словами: „Пойте Господу новую песнь) и в псалмах 98 и 99, которые все в греческой библии надписаны именем Давида. Все они восклицают: „Господь царствует!“ и это благовестие лежит в основании этих молитвенных и хвалебных песнопений. Многие комментаторы 1406 указывают, что приведенные нами псалмы сближаются по мысли и выражениям со многими местами пророка Исаии, и что начертание их, может быть, должно относить ко времени Езекии, а начертателем их некоторые называют самого Исаию, некоторые царя Езекию; во всяком случае, признавая несомненное сходство Мессианских пророчеств Исаии с этими псалмами. Как мы знаем из XXV главы книги Притчей Соломона, – царем Езекией поручено было сделать собрание этих притчей. Точно тоже вероятно делалось и для Псалмов Давида и ему современных певцов 1407 . Дух Израиля в это время поднялся радостью чудесного избавления от Сеннахерима, и среди народа вспыхивает опять огонь духовной поэзии, или лучше сказать Божественного вдохновения, Тогда, по образцу священных песнопений Давида, являются новые псалмы, в которых слышатся Мессианские пророчества Исаии. Так объясняют многие происхождение пяти псалмов (95–99), о которых мы говорили выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   5. В-третьих, то изречение, взятое из Первого Послания блаженного Павла к Коринфянам, в котором он, рассуждая о назидании на основании, которое есть Христос: — «золото, серебро, драгоценные камни, дерево, сено, солома» — присовокупляет: — «ибо день Господень покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор.3:11—15) — кажется, что больше всего иного вводит понятие очистительного огня, но, на самом-то деле, больше всего иного опровергает его. Ибо, во-первых, божественный Апостол назвал его не очистительным, а испытательным; затем, он возвестил, что чрез него должны пройти также и добрые и честные дела, а таковые, ясно, что не нуждаются ни в каком очищении; затем, он говорит, что те, которые приносят злые дела, после того как эти дела сгорят, потерпят урон: между тем, как очищаемые вдобавок к тому, что не терпят урона, еще больше приобретают; затем, он говорит, что это должно быть в «тот день», именно — в день Суда и будущего века, а предполагать существование очистительного огня после того страшного Пришествия Судии и конечного приговора, разве это не — совершеннейшая нелепость? Ибо Писание не передает нам ничего такого, но Сам Тот, Кто будет судить нас, говорит: «Идут сии в муку вечную: праведницы же в живот вечный» (Мф.25:46), и еще: «Изыдут сотворшии благая в воскрешение живота: а сотворшии злая в воскрешение суда» (Ин.5:29); так что, отнюдь, не остается какого-нибудь промежуточного места; но после того, как всех судимых разделил на две части, одних поставив одесную, других же — ошуюю, и первых назвав «овцами», вторых же — «козлищами», Он, отнюдь, не явил, что есть такие, которым долженствует очиститься тем (очистительным) огнем. Кажется, что тот огонь, о котором говорит Апостол, это — тот, о котором говорит Пророк Давид: «Огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна» (Пс.49:3); и еще: «Огнь пред Ним предъидет, и попалит окрест враги Его» (Пс.96:3). Еще и Даниил Пророк говорит о сем огне: «Река огненная течаше исходящи пред Ним» (Дан.7:10). Так как святые не приносят с собою никакого злого дела или злого признака, этот огонь явит их еще более светлыми, как золото в печи испытанных, или, как камень амиант, который, как говорят, будучи положенным в огонь, кажется обуглившимся, вынутый же из огня, становится еще чище, как бы вымытым водой; как были и тела святых трех Отроков в пещи Вавилонской. Грешников же, приносящих с собою зло, охватив, как удобный материал для этого огня, он немедленно зажжет, и «дело» их, то есть злое расположение или действование (энергию) сожжет и до конца уничтожит, и лишит их того, что они принесли с собою, то есть лишит их злого груза, однако самих их «спасет», то-есть на веки будет сохранять и соблюдать, дабы они не подверглись уничтожению, вместе со своим злом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3643...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010