Апостол Иоанн († 101 г.) говорит о николаитах, как о своих современниках; святой Николай, архиепископ Мир Ликийских жил после апостола Иоанна и умер в 342 г. Еретики николаиты смотрели на все материальное, а в том числе и на свое тело, как на зло, как на препятствие спасению, почему нужно, говорили они, вести борьбу со своим телом, ослабляя и сокращая его жизнь. Средством измождения плоти они избрали распутство, которым и старались истощать себя. Такое нечестивое учение николаитов Господь строго осуждает (ср. Откр.2:6, 15 ). Учение и жизнь святого Николая, прославленного Богом, и еретиков-николаитов ничем не связаны и прямо противоположны. 12) Зачем жития святых? Житиями святых мы возвещаем «роду грядущему славу Господа и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил... чтобы знал грядущий род – дети, которые родятся, чтобы они в свое время возвещали своим детям возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его» ( Пс.77:4,6–7 ). В слове Божием описываются жизнь и подвиги праведников «в наставление нам» ( Рим.15:4 ). 13) Почему у каждого святого испрашивается особая помощь? Потому что Бог разделяет «каждому особо» Свои дары: «иному – дары исцелений... иному – чудотворения, иному – пророчество» ( 1Кор.12:4–11 ). Почитание Божией Матери Пресвятая Дева Мария удостоена быть Матерью Божией. Приснодевство Божией Матери. Почитание Божией Матери. Свидетельства древне-христианских отцов. Опровержение возражений. Пресвятая Дева Мария удостоена быть Матерью Божией Пророк Исаия о сверхъестественном рождении Иисуса Христа так предвозвещал: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева ( παρθνоς) во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» ( Ис.7:14 ). «Если бы это была не дева», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «то не было бы и знамения. Знамение должно выходить из общего порядка вещей, превосходить обычный порядок природы, быть дивным и необыкновенным, так, чтобы каждый из видящих и слышащих замечал это. Потому оно и называется знамением, что заключает в себе нечто знаменательное; а знаменательным оно не было бы, если бы не выходило из общего порядка вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Беседуя с евреями, которые готовы были преткнуться и пасть, он выставляет на вид святых мужей — Даниила, трех отроков, Илию, Елисея, говоря так: « заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, были побиваемы камнями, испытали поругания и побои, а также узы и темницу; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин » (Евр. 11:33–38). А общение в страданиях доставляет скорбящим утешение: как терпеть одному какое–либо бедствие есть безотрадное несчастье, так найти другого, удрученного такими же бедствиями, значит облегчить свою рану. 2. Итак, чтобы не унывать нам ни в каких тяжких обстоятельствах, будем усердно внимать повествованиям Писаний. Отсюда мы получим великое ободрение к терпению, потому что не только будем утешены общением с потерпевшими одинаковые с нами бедствия, но и научимся, как избавиться от постигающих нас зол, как и по успокоении (от бед) оставаться ровными, — и не впадать в беспечность и не надмеваться гордостью. Ничего нет удивительного, если мы в несчастье смиряем и уничижаем себя и выказываем великое благочестие, потому, что самые искушения заставляют и имеющих каменное сердце делать это, т. е. печалиться. Но (только) душе благочестивой и непрестанно имеющей Бога перед очами свойственно, и после избавления от искушений, никогда не впадать в забвение; а это часто случалось с иудеями. Потому и пророк, посмеиваясь им, говорил: « когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу » (Пс. 77:34). И Моисей, сознавая за ними то же самое, часто увещевал их, говоря: « будешь есть и насыщаться, тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа » (Втор. 6:11–12). Между тем это и случилось, потому что сказано: « и утучнел Израиль, и отолстел и разжирел; и оставил он Бога » (Втор. 32:15). Итак, надобно удивляться святым не потому, что они были так благочестивы и любомудры во время сильной скорби, но потому, что, и по прошествии бури и с наступлением тишины, продолжали быть одинаково скромными и старательными.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В разговорной речи понятие «ангел» вмещает самые общие представления о неких неземных бесплотных существах, окружающих Бога и уже в силу этого безгрешных, совершенных, взирающих с небес на дела человека. Подобные представления формировались под влиянием различных источников: устных преданий, произведений изобразительного искусства, книг — от Б. до святочных рассказов. Ангелы (архангелы, херувимы, серафимы), постоянно фигурирующие в тексте Б. , не являются носителями определенных свойств, и облик их не имеет конкретной завершенности. Достаточно подробно описаны лишь их материальные подобия — скульптурные изображения херувимов, венчающие крышку Ковчега Завета (см. Исх.25:18–22, 37:7–9 ). Некоторые детали их облика возникают в видениях пророков. Исайя, которому явился шестикрылый Серафим, свидетельствует: «…видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» ( Ис.6:1–2 ). «Ангел» переводится как «вестник» или «служитель». Это духовное существо, возвещающее людям Божью волю и исполняющее ее. У апостола Павла сказано об ангелах: «…они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр.1:14 ). Ангелом (в значении «служитель») может быть и дух, принадлежащий сатане: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» ( 2Кор. 12:7 ). Ангелы сатаны будут ниспровергнуты в конце времен, так гласит Откровение: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною… и ангелы его низвержены с ним» ( Откр.12:9 ). Возникает в Б. и образ карающего, жестокого ангела: «Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него» ( Притч.17:11 , см. также 1Пар. 21:12 ; Пс.77:49 ). Многообразно участие ангелов в судьбах людей: ангел избавляет народ от зла (см. Быт.48:16 ; Исх.23:20 ; Чис.20:16 ; Ис.63:9 ), принимает души умерших: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» ( Лк.16:22 ), помогает одолеть противника в сражении (см. 4Цар.19:35 ), может быть Ангелом-наставником, показывающим человеку «прямой путь его» ( Иов.33:23–24 ), является на землю как вестник (Архангел Гавриил извещает Захарию о рождении сына, который будет наречен Иоанном ( Лк.1:13 ) и приходит к Деве Марии с благою вестью: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» ( Лк.1: 28–31 )).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

В словах вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой предТобою соединены цитаты из Исх 23:20 (в переводе Семидесяти) и Мал 3:1. В Исх говорится о том, что Бог посылает Своего Ангела предшествовать израильскому народу в пустыне на пути в землю обетованную, причем под Ангелом имеется в виду не Моисей, но — как обычно в Пятикнижии —явление Самого Бога, Который шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им (Исх 13:21). Как Бог предшествовал Своему народу во времена Моисея, так же произойдет и в будущем. Пророчество раскрывается далее в Мал 3:1, где содержится тройное обетование: Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете. Здесь подразумеваются не три, но два лица — Господь и Его пророк, причем Ангел (=‘вестник, посланец’) в Мал 4:5–6 отождествляется с Илией. Под воздействием цитаты из Исх первое лицо в Мал ( mou ‘Мною’) заменяется здесь на второе ( sou ‘Тобою’). В Исх подразумевается израильский народ, а в Мал — Бог; в конечном счете оба местоимения означают Мессию. Выражение gennhmXj gunaikTj ‘рожденный женщиной’ означает просто ‘человек’ или ‘смертный человек’ (Гал 4:4). Изречение о Царстве Божием иногда толковалось в том смысле, что Иоанн находится вне его, однако такое понимание вступает в противоречие с 13:28 (параллель в Мф 8:11). Так же как небесное гражданство важнее власти над бесами (10:17–20), так и принадлежать к Царству важнее, чем быть величайшим из пророков. В Новом Завете людям открывается новая жизнь, которой не могли достигнуть даже величайшие из святых ветхозаветной Церкви. Стт. 29–30 представляют собой комментарий Евангелиста, хотя и опирающийся на слова Иисуса, ср. Мф 21:31–32. Выражение род сей ( gene¦ аЫтн) встречается в 11:29–32 (параллель Мф 12:39–42); 11:50–51 (параллель Мф 23:35–36); 17:25; 21:32 (параллель Мк 13:30); Мк 8:12,38. Источник этого выражения во Втор 32:5,20; Суд 2:10; Пс 77:8; 94:10; Иер 7:29, где оно употребляется в контекстах, повествующих о неверности Израиля, вызывающей гнев Божий; так в современниках Иисуса обличается тот же дух богопротивления, ср.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Ведь если они медлят их исполнить, то тяжко согрешают. И об этом, с одной стороны, говорит Бог – иной раз устами пророка Моисея: Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех ( Втор.23:21 ), а иной и устами мудрого Сираха: Ничто да не препятствует тебе исполнить обет благовременно, и не откладывай оправдания до смерти ( Сир.18:22 ). С другой же стороны, божественный Григорий Двоеслов обличает римскую патрицианку Рустициану, что она хотя пообещала отправиться на поклонение в Иерусалим, но потом, прибыв в Константинополь, чтобы оттуда пуститься в дальнейший путь, стала предаваться праздности и не спешила исполнить свое обещание (Greg. Magn. Epist. II, 27//PL 77, 562–563. Прп. Никодим не точен: Рустициана была в Константинополе не проездом, а переселилась туда со всей семьей из Рима, о чем упоминается в других письмах Григория к ней. – Ред.). Поэтому те, кто преступает свои обещания и обеты Богу, а в особенности те, кто дает обет стать монахом и не становится им, губят и себя, и свои дома и ничуть не преуспевают в этой жизни. Ведь прежде чем дать обет, надо рассмотреть, способен ли ты исполнить его, а после того, как один раз уже дал обет, больше не можешь его преступить, потому что иначе ты искушаешь Бога и насмехаешься над Ним, как говорит Сирах, прежде, нежели дашь обет, приготовь себя, и не будь как человек, искушающий Господа ( Сир.18:23 ). А если ты не хочешь давать обетов, в этом нет греха, и Бог тебя не принуждает. Если ты не хочешь давать обет – сказано в Писании, – нет на тебе греха ( Втор.23:22 ). Внимай и словам пророка Давида: Исполню пред Тобою обеты мои, которые изрекли уста мои и произнес язык мой в скорби моей ( Пс.65:13–14 ) – и пророка Ионы: Принесу Тебе, что обещал, принесу во спасение мое Тебе, Господу ( Ион.2:10 .). Здесь следует отметить и следующее. Бог повелевает в книге Чисел ( Чис.30:1 ): если чья-нибудь юная дочь (имеется в виду еще подвластная своему отцу, по объяснению Феодорита и Прокопия) (Theod.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вследствие этой помощи борьба со врагами будет столь победоносна для Иуды, что «сидящие на конях будут посрамлены», что все неприятели, сила которых заключается главным образом в всадниках (ср. Дан.11,40 ), постыдно будут попраны. И такими образом «соделаю» продолжает  Иегова, «дом Иудин сильным, и дому Иосифа дарую спасение», и его сделаю таким же, как и Иуду, участником в победе над врагами, «водворю их», прочно, безопасно, поселю их на месте их жительства, «потому что Я умилосердился над ними, и будут в таком состоянии, как бы Я не отвергал их (ср. Иезек.36,11); ибо Я Иегова, Бог их, и услышу их, «когда они будут взывать ко Мне (ср. 13,9; Ис.58,9 ; Ос.2,23 ). Подобно Иуде и «Ефрем будет, как герой и сердце его будет весело как от вина, «он будет сражаться весело, как герой, подкрепленный вином ср. Пс.77,65,69 . Победную радость Ефрема «увидят дети их и возрадуются; возвеселится сердце их в Иегове», через Иегову они получат продолжительную радость. Чтобы уничтожить всякое сомнение в исполнении и действительности только что высказанного обетования, Бог еще подробнее и обстоятельнее раскрывает тоже самое спасение Ефрема: «Я свисну им», разъясняет Бог Свое обетование, «и соберу их; ибо Я искупил их, и будет их», как во время разъяснения, так и после собрания их, «так много, как много было прежде». Находясь под тяжелым игом язычников, стремившихся, подобно древним египтянам, уничтожить народ Божий, они, пребывая под благословением Божиим, так же плодовито, вопреки стремлениям своих притеснителей, будут размножаться, как плодовито размножились они, живя в рабстве египетском ( Исх.1,7,12 ); потому что «Я» говорит Иегова, «посею», высею «их между народами», как сеют семена, чтобы они принесли обильный благословенный плод; и так как, живя в отдаленных странах, «они вспомнят Меня», говорит Он, то «и будут жить со своими детьми», не будут гибнуть; а будут все более и более размножаться, и размноженные в великом количестве, «возвратятся». «И возвращу их», раскрывает Бог самое возвращение, «из земли Египетской (древний тип, образ вообще земли рабства ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Вторая составляющая Божественного Откровения – Священное Предание. Часто приходится слышать: «Это ваши интерпретации!», – или: «Мы так понимаем, вы так понимаете – у каждого своя правда, у каждого своя точка зрения. У нас у всех есть право на свою точку зрения». Модная теория – «теория теологуменов», которая говорит о том, что существуют частные богословские мнения, а богословие – это наука творческая. На самом деле это ложь. Слово «теологумен» изобретено в XIX веке Адольфом Гарнаком. В православие оно впервые введено Василием Васильевичем Болотовым . Со святоотеческим учением оно ничего общего не имеет. Святые отцы разделяли мнение Церкви и частные богословские мнения. Для святых отцов частное богословское мнение – это мнение, не одобренное Вселенской полнотой и чаще всего ошибочное. 18. Истинность Священного Предания О Священном Предании сказано: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). Апостол повелевает стоять и держаться Предания, которым научены или словом, или посланием. «Словом» – это устное Предание, а письменное Предание – это Священное Писание. Это высшая часть Священного Предания Церкви. Библейское обоснование обращения к святым отцам таково: «Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям – возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим» ( Пс.77:5–8 ). Это закон, положенный Богом, – передавать от отцов к детям, которые в свою очередь передадут своим детям, верность Богу, воспоминания о Его чудесах. Об этом сказано как о законе в книге царя Давида. Подавляющее большинство наших догматов говорят о чудесах Божиих. О самом Боге говорят догматы о Святой Троице и о свойствах Бога. Все остальные – о великих чудесах Бога. Православие без чудес – несуществующая религия. Без чудес оно умрет сразу же. Без чудес от Символа Веры ничего не останется. Догматы Божии были сформулированы окончательно и бесповоротно в день Пятидесятницы. Пятидесятница – день завершения догматического богословия, потому что большего Откровения, чем Боговоплощение и сошествие Святого Духа, нет в природе. Поэтому и называет Церковь Пятидесятницу «конечный праздник». Последующие Соборы проходили не для того, чтобы заново что-то определить. Их задача была отсекать ложные толкования: чисто консервативная задача – отсекать. Формулировки были даны для того, чтобы отделять, определять. Определять – значит ставить пределы, показывать, как не должно понимать. Почти все определения Соборов были связаны с анафемами: «Если кто-либо будет учить так-то, так-то и так-то – да будет анафема!», «Если кто-либо не будет учить так-то, так-то и так-то – да будет анафема!».

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Еккл. 11:3 Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь. Блж. Иероним находит подобные образы Писания: «В псалме говорится к Богу: истина Твоя до облаков ( Пс. 35:6 ), и у Исайи согрешившему винограднику Бог угрожает: облакам заповедую, чтобы не одождить на него дождя ( Ис. 5:6 ). Итак, облака – это пророки и всякий муж святой, который, собравши в сердце своём много познаний, будет в состоянии дождить учительные наставления» 11, 3]. И если упадёт дерево… Глагол (ипол) падёт Раши, сопоставляя с текстом пред лицом всех братьев своих расположился (буквально – пал ) ( Быт. 25:18 ), разъясняет как «защищать». Пал, расположился [=устроился на ложе, естественно, лёжа], чтобы защищать – оборонная позиция. В таком случае « дерево – это мудрец, который заслугой своей защищает, подобно тому, как дерево даёт защитную тень земле» [там же]. В соответствии с аграфом Христа блж. Иероним прилагает иносказательное толкование и к словам Екклесиаста об упавшем дереве: «Итак, дерево 77 , которое упадёт в этой жизни и по закону смерти будет срублено, дерево это или грешило, пока стояло, и потому впоследствии будет положено на северной стороне, или, если принесло плоды достойные юга, то будет лежать на стороне южной» 11, 3]. И далее блж. Иероним следует прямому и иносказательному толкованию. Еккл. 11:4 Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать. Буквальное толкование блж. Иеронима: «Кто смотрит на то, кому благодетельствует, и не даёт всякому просящему у него, тот часто обходит достойного подаяния» 11, 4]. Будешь смотреть на достоинство просящего – никогда не подашь милостыни. Раши также отмечает человеческую нерешительность, как тормоз к активному действию. «И кто смотрит на тучи… Кто следит за тучами и, видя, что они мрачны, опасается убирать хлеб из-за дождей. Такой никогда не пожнёт ввиду опасения постоянного» 11, 1–8]. Иносказательно блж. Иероним прилагает екклесиастовы слова к делу проповеди: «Кто проповедует слово Божие лишь в то время, когда народ охотно слушает и когда проповедник пользуется благоприятным мнением, тот есть сеятель нерадивый и земледелец ленивый… Но слово Божие должно быть проповедуемо своим порядком благовременно и безвременно ( 2Тим. 4:2 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

За чужим же не идут — очевидно, под чужим имеется в виду вор или разбойник. Те избранные, кто поистине принадлежит Христу, не будут введены в заблуждение самозванцами. Та же мысль по-другому выражена в 3:19–21: поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его. Сию притчу сказал им — слово paroim…a ‘притча’ встречается ещё в 16:25,29, но ни разу не употреблено в синоптических Евангелиях — там используется слово parabol», по-видимому, с тем же самым значением. В Септуагинте евр. ‘притча’, ‘пословица’, ‘изречение’, ‘загадка’, ‘дразнилка’ переводится обыч­но вторым словом, реже — первым. В 16:25,29 противопоставляются символическое выражение мысли, требующее истолкования, — paroim…a и открытая речь — parrhs…a. Они не поняли, что такое Он говорил им — чужие овцы не слышат голоса пастыря, ср. Мк 4:11–12. Истинно, истинно говорю вам — в ст. 1 этими словами начинается притча; в ст. 7 они открывают вторую часть — не объяснение притчи, а дальнейшее её развитие, в котором основное значение имеют высказывания от первого лица. Я дверь овцам — о выражении ™gu e„m… ‘Я есмь’ в Евангелии от Иоанна см. комментарий к 6:35 2 . У Иоанна оно соответствует формуле Царство Божие подобно… у синоптиков — по Иоанну Царство открывается в Личности Иисуса Христа. Я дверь овцам — неожиданный новый образ; мы могли бы ожидать слов “Я пастырь овцам”. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники — конечно, здесь не имеется в виду, что воры и разбойники — это пророки и другие праведники ВЗ. Речь идёт о многочисленных самозванцах, претендующих на роль спасителей или, возможно, о фарисеях и саддукеях. 10:9 Я есмь дверь — Иисус применяет к Себе одновременно оба образа: и пастыря, и двери, через которую овцы входят в загон. Слово дверь предполагает сложную картину ассоциаций. Во-первых, в представлении древних народов вход на небеса представлял собой дверь — эта идея встречается в греческой литературе начиная с Гомера и впоследствии сыграла роль в гностической мифологии. Во-вторых, в ВЗ говорится о вратах небесных (Быт 28:17, сон Иакова в Вефиле) и дверях неба (Пс 77:23); о вратах неба часто упоминается в иудейской апокалиптической литературе, например, в 1 Енох 72–75, 3 Варух 6:13 (ангелы раскрывают 365 небесных врат).

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

И всякий, видя человека в такой опасности, звал бы его с того места. Так над всяким нераскаянным грешником меч правосудия и гнева Божиего висит. Висит над блудником и прелюбодеем. Висит над вором и похитителем. Висит над клеветником и ругателем. Висит над властелином, который ищет свою скверную корысть, а не общую пользу. Висит над пастырем, который не заботиться о словесных овцах, кровью Христовою искупленных, погибающих. Висит над судьей-мздоимцем, который судит по мзде и по лицам, а не по делам. Висит над господином, который крестьян своих или как зверь мучительски терзает, или излишними оброками, или работами отягчает. Висит над родителями, которые детей своих не страху Божиему учат, но беззаконной своей жизнью соблазняют и развращают, и им, банею пакибытия омытым и спасенным, стелят путь к погибели. Висит, наконец, над всяким беззаконником, который произвольно и бесстрашно закон Божий дерзает нарушать. «Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков» (Рим 1:18). Висит, говорю, и как только падет, то не иное что, как вечная смерть последует тому бедному грешнику. Так пал гнев Божий на содомлян — и погибли. Пал на ожесточенного фараона — и в море утонул, как олово, со всем своим воинством. Пал на беззаконных израильтян в пустыне — и умертвил их. «Гнев Божий пришел на них и убил очень многих из них» (Пс.77:31). Ах, бедный грешник! Меч острый над тобой висит, и не чем иным тебе, как смертью грозит. И если не сойдешь с места, падет он на тебя. Сойди, пожалуйста, сойди — да не падет и не поразит тебя, и не «рассечет тебя, и подвергнет тебя одной участи с лицемерами» (Мф.24:51). Еще Бог долготерпит тебя по Своей благости, итак исправься, пока долготерпит! Терпел до этого времени, а потерпит ли впредь — не знаю. Соскочи, возлюбленный, пожалуйста, поскорее соскочи с пути нечестивых, над которыми меч гнева Божиего висит, пока с ними и тебя не поразит! «О человек! Или пренебрегаешь богатством благости Его, кротости и долготерпения,... не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим 2:4) и прочее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010