13:2). Ужели говорит так раб? И Исаия сказал: «Господь посла мя, и Дух Его» (Ис. 48:16). И: «сниде Дух Господа, и настави их» (Ис. 63:14). А слово: наставление, принимай опять не в низком значении. Ибо Писание свидетельствует, что это есть Божие дело. Сказано: «наставил еси, яко овцы, люди Твоя» (Пс. 76:21), и: «наставляяй, яко овча, Иосифа» (Пс. 79:2), и: «настави я на упование, и не убояшася» (Пс. 77:53). Посему, когда услышишь: «егда приидет» Утешитель, «Той... воспомянет вам,... и наставит... на всяку истину» (Ин. 16:13; Ин. 14:26), тогда слово наставление разумей, как научен, и не подкапывай понятия.    Но говоришь: «и ходатайствует о нас» (Рим. 8:26). Посему сколько проситель ниже благодетеля, столько и Дух по достоинству далек от Бога». Но разве не слыхал ты об Единородном, что Он есть одесную Бога, «и ходатайствует о нас» (Рим. 8:34)? За то, что Дух в тебе (если только совершенно в тебе), и за то, что нас ослепленных учит и наставляет избранию полезного, ты не искажай благочестивого и святого о Нем верования. Ибо крайняя мера непризнательности — человеколюбие благодетеля обращать в предлог к неблагодарности.    Посему «не оскорбляйте Духа Святаго» (Еф. 4:30). Слышите, что говорит начаток мучеников — Стефан, укоряя народ непокорный и не подчиняющийся. «Вы присно Духу Святому противитеся» (Деян. 7:51), говорит он. И еще Исаия: «разгневаша Духа Святаго..., и обратися им на вражду» (Ис. 63:10). И в другом месте: «дом Иаковль разгнева Дух Господень» (Мих. 2:7). Не выражает ли это полновластного могущества? Предоставляю суду читающих, какие понятия о Духе должны иметь слышащие сие. Как об орудии ли, как о чем ли подчиненном, равночестном твари и нам сослужебном? Или благочестивым весьма тяжело и единым словом поползнуться на такую хулу? Рабом ты называешь Духа? Но сказано: «раб не весть, что творит господь его» (Ин. 15:15), а Дух так же «весть... Божия», как и «дух человека — яже в человеце» (1Кор. 2:11). Глава 20. В ответ утверждающим, что Дух — ни в рабском, ни в господском чине, но в чине свободных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

И «исполняй обет твой», поскольку пришел истинный агнец, и древний союз отменен, и достопамятности его упразднены. «Так как уже не будет более совершать беззаконие в тебе» (ср.: Наум. 1:15). Кто? — власть царей или священников. Почему не будет? — потому что Господь уничтожил ее. «Всякую власть царя и священника погубляет». Итак, когда сели в лодку и подверглись в ней действию ветра, и волнующееся море поднялось на них, (тогда) пришел Господь и явился им, они же думали, что то, что явилось им, есть призрак. Ибо точно знали, что Христос облечен был телом, которое подчинено закону тяжести, и потому им пришло на мысль, что тяжелое тело ходить по водам не может. Поскольку это было (на самом деле) так, то они встревожились не безрассудно. Но если Иисус, как ты, Маркион, говоришь, не был облечен телом [ср.: Ириней. Против ересей. Т, 1. 27. (ed. Stieren, p. 257). Тертуллиан. De carne Chr. 1–2 (ed. Oehler, 2, 425 sq.)], то неразумно было удивляться тому, что Он ходил по водам; ведь для духа не трудно ходить по морю. Значит, почему они удивились? Если знали, что Он бестелесен, то безрассудно удивились и глупо закричали; если же был телесен, то справедливо встревожились, потому что увидели нечто новое, именно: телесного (человека), ходящего по волнам моря, не погружаясь (в них). Если возразят, что Он не мог быть видим, так как была ночь, то отвечаем, что в этом нет никакой трудности для духовного Христа (для Христа, как Богочеловека), Который, когда восхотел, открылся на горе как солнце. И поскольку Сам Господь знал, что они справедливо встревожились, то укрепил дух их, говоря: «это Я, не бойтесь» (Мф. 14:27), — то есть это Я, обладающий телом, которое вы знаете. Симон же, понимая, что слова «это Я» , Он сказал о теле Своем, ответил и сказал, что «если это действительно так, то, вот, и я так же облечен плотью. Если и я так же пойду по водам, то узнаю тогда, что Ты ходишь по ним тем самым телом, которое, как я знаю, Ты имеешь». И когда сошел (с лодки), чтобы идти по морю, и стал тонуть, то не отверг Христа, потому что Христос не сказал ему: «неверный», но: «маловерный» (Мф. 14:31). Море же подняло Христа и носило на волнах своих, и таким образом обозначило путь, какой Господь приготовил апостолам в Своих странах, и так исполнились слова Писания: «Ты господствуешь над силою моря и движение течений его Ты укрощаешь» (ср.: Пс. 88:10). «Когда явился Господь и вошел с Петром в лодку, то ветер перестал и утих» (ср.: Мф. 14:32). Арий, противоречащий рождеству Христову из Отца, также обличается словом, какое сказано было в этой лодке: «плывущие в лодке подошли к Господу и стали поклоняться Ему и говорить: истинно Ты Сын Божий» (ср.: Мф. 14:33). Это согласуется с тем, что написано о Нем: «увидели Тебя воды и убоялись, и бездны смутились и следы Твои не открываются» (ср.: Пс. 76:17, 20). Итак, этими словами апостолы исповедали, что Он есть истинно Тот Сын Божий, о Котором все это было сказано.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

   Итак, если мы станем безрассудно уклоняться от поста, то нас ожидают карающие наказания, и рассечение, и жжение; ибо то, что не поддается лечению, Христос рассечет и предаст неугасаемому огню на вечную кару. Ибо, как тогда не постившись в раю, мы были изгнаны в эту многоболезненную жизнь, так и ныне, если не будем поститься и не будем, по силам, жить воздержанно, то будем ввержены в неугасимую и нестерпимую оную геенну. Но, «обратитеся, сынове отступившие», — говорит пророчество (Иер.3:14). Ничто до такой степени не содействует умилостивлению Бога к обращающимся (от греха к Богу), как — пост, как мы научены примером обращения Ниневитян; и ничто так не умерщвляет, как чревоугодие, как показывает Говорящий об обратившемся блудном сыне: «Сын мой сей мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся» (Лк.15:24). Он возлюбил свино­подобную жизнь и наслаждался свиной грязью, сравнявшись с ними и ставь подобным им, слагая с себя богоподобие. Согласно же словам великого Иова, он говорит, что он не только уподобился скотам, но и влажным местностям, совершенно бесчувственному сусаку, папирусу и камышу, в которых почивает всеядец левиафан. Потому что в влажных местах обитает оный духовный кит. Изгоняя эту влажность воздержанной жизнью, Давид говорит: «Изсше яко скудель крепость моя», «и кости моя яко сушило сосхошася»; «колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради» (Пс.21:16, 101:4, 108:24). Посему, всего себя поручая Ему, во всем, и даже в сердечном размышлении, пред Ним шествуя и имея Его пред очами во всех делах своих, он изменил «изменение десницы Вышняго» (Пс.76:11, т.е. — получил от Бога милость и освобожден был от горя, которое он называет «изменением десницы Всевышняго»).    Итак, будем, возлюбленные, и мы подражать сему, и не только уклонимся от рыхлой (разнеженной) и расслабленной жизни, но как бы пред очами Божиими и пред Ним находясь, будем соделывать наш пост, и псалмопение, и молитву, зная, что ни пост, ни псалмопение, ни молитва сами по себе не могут нас спасти, но спасает совершение их пред очами Божиими; ибо, как солнце, согревает освещаемое им, так очи Господни, взирая, освящают нас. Совершается же это пред лицом Божиим тогда, когда ум выдержанно взирает на Него, и, по причине взирания на Него, совершаются пост, и пение псалмов, и молитвы; но когда во время молитвы и псалмопения, дух по временам простирается к Богу, по временам же приходить в упадок и беспокойство, то долженствует разуметь, что мы еще не всецело предали себя Богу, и не в законе Божием вся цель того, что нами совершается; посему, насколько мы отступаем от дел праведности, настолько не можем пребывать пред очами Божиими. «Не пребудут беззаконницы пред очима Твоима», — говорится (Пс.5:6). Но мы, лежащие израненными, будем призывать Господа, могущего возложить на наши раны пластырь и перевязать их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

64 Впрочем, закон был строг только в отношении выдачи евреек за иностранцев, но евреи в виде исключения могли жениться, например, даже на моавитянках: Руфь, бывшая замужем за евреем, была моавитянка. Строгость закона, запрещающего брачные союзы с иностранцами, усиливалась смотря по политическим обстоятельствам народа Божия; так, например, после плена Вавилонского Ездра и Неемия принудили иудеев изгнать из своих домов иностранных жен и даже их детей ( 1Езд.10 ; 2Езд.9 ). 65 Это Господь говорит именно о египетских и хананейских браках кровосмешения. 67 Описание этого случая в Библии весьма сжато и нужно вдуматься в ее слова, чтобы представить полную картину этого семейного факта. 67 В первый раз эта церемония упоминается в Руфь 3:3 . 68 Расплетенные волосы были привилегией девиц в день брака. 69 Еврейское выражение взять жену дает повод думать, что сущность церемонии брака состояла во взятии невесты. 70 По славянской Библии. 71 Лань (самка оленя) служит в Священном Писании образом деятельности и скорости ( 2Цар.22:34 ; Пс.17:34 ), женской скромности ( Песн.2:7; 3:5 ), неудержимого стремления ( Пс.41:7 ) и материнской привязанности ( Иер.14:5 ). Серна служит образом существа любящего ( Песн.2:9,17; 8:14 ). Большие, дышащие мягкостью, глаза серны особенно ценились на Востоке. 72 В этой главе описывается весь обряд этого суда Божия. 73 Это особенно ясно в Притч 21 и в других местах Притч и книге Сираха. 74 Цитируя книгу Сираха, мы обозначаем счет стихов то по славянской Библии, то по переводу отца А. Сергиевского, потому что счет стихов в той и другом неодинаков. 75 Сикера — род пива или вина, делавшегося, впрочем, не из винограда, а из гранатовых яблок, фиг и прочих плодов. 76 Это мы видим в истории Руфи ( Руфь 3:10–13; 4:1–12 ). Печатается с некоторыми сокращениями по изданию: Протоиерей К. Л. Кустодиев. Опыт истории библейской женщины. Ч. 1, 2. История ветхозаветной женщины. СПб., 1870. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

Давид понимал и предвидел, наконец, и то, что преступает его, как скоро оно станет известным, непременно возбудит волнение в его городе и даже мятеж против него самого. Между тем, в то время велась война с Аммонитянами, которые, при первой возможности, могли бы воспользоваться этим несчастным обстоятельством, подступить к самому Сиону и даже разорить город Иерусалим. Такое опасение было тем более основательно, что Сион был недостаточно защищен, – его древние стены, по-видимому, очень обветшали, нужно было сооружать новые стены. В виду этого царь Давид и просит Господа: «облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему, Сион, – да будут созданы стены Иерусалима!» – Стены Иерусалима действительно были устроены вновь, но уже при преемнике Давида, его сыне Соломоне ( 3Цар.2:35; 3:1;11:27 ). Тогда, говорит Давид, благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, разумеется – когда Ты, Господи, примешь сокрушение духа царя, как приятную жертву, спасешь его, сохранишь мир в городе; тогда благоугодна будет Тебе жертва правды или жертва за оправдание, благодарственная жертва, а также возношение и всесожжение: Ты примешь все их, как знак благодарности за Твои благодеяния царю, городу и народу. «Тогда возложат на алтарь Твой тельцов», – возложат представители народа, благодарные Тебе за спасение царя, Сиона и всей страны, именно – тельцов, как самую ценную вещественную жертву ( Пс.49:14–15 ). Итак, сознание Давида, что он зачат в беззаконии и рожден во грехе, и что для искупления греха недостаточно никаких жертв, т. е. сознание своей крайней беспомощности, это сознание заключает в себе необходимую потребность высшей жертвы, именно искупительной жертвы Христа Спасителя, как Единого непорочного Агнца, взявшего на Себя грехи всего мира (ср. Пс.48:6–13,16; 49:8–15 ; Ис.53:4–6,11 ; Ин.1:29,35–36 ). Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   Однако для этого требуется внимание, ибо если кто-то после доброго начала благочестивой жизни и духовного преуспеяния расслабится, то сразу потерпит ущерб. Если же кто-то вдруг отступит назад, вращаясь среди источников страсти, то без труда и очень быстро, вследствие возвращения прежних привычек, «последнее будет хуже первого» (Мф. 12:45). Столь велика сила греха при его возвращении, что, согласно выразительному высказыванию, он приходит как «огнь на тростник, камень со склонов, русло горного потока, расширяющее свои пути».    Пока душа находится в «противоестественном» состоянии, ожесточенная и исполненная побудительных причин к наслаждениям, она становится вертепом лукавых зверей, бесов и страстей. Но она способна, если того пожелает, с помощью Божественной благодати встрепенуться, пока еще не покинула этот мир, пробудиться, укротить себя усердным житием по Богу. Тогда, о, тогда! «Кто Бог велий яко Бог наш?» (Пс.76:14). Великая радость бывает на небесах ради ее возвращения. Тогда будут изгнаны лукавые звери и страсти, ангелы с небес предстанут душе, и благодать Всесвятого Духа вселится в нее. Тогда уже никто не сможет лишить ее радости и веселья и никто не воспрепятствует ей принести плоды преизобильных дарований Христовых.    Наши отцы называют молитву необходимым духовным оружием, без которого невозможно кому-либо вступить в невидимую брань. Человек не может стяжать чистую молитву, если не будет умолять Бога с искренним и незлобивым сердцем. Ибо Он, наш Сладчайший Спаситель Иисус, является Тем, Кто «дает молитву молящимся» (1 Цар. 2:9) и учит человеков разуму.    Находясь на поприще невидимой брани, мы подвергаемся неисчислимым нападениям всевозможных приражений и страстей. Однако рассуждение позволяет нам ясно различать их, так что мы можем безукоризненно осознать свой долг. Все страсти докучают нам в виде прилога, нашествия, напоминания, требуя нашего возвращения в их позорнейшую кабалу. Причина этого не в нас. От нас не зависит возможность воспрепятствовать прилогу, нашествию, напоминанию, и это не ставится нам в вину, однако мы способны, если того пожелаем, с помощью и в союзе с Божественной благодатью противостоять им и не допускать сложения с ними. Наше противостояние таковым изображено в словах: «призови Меня в день скорби своея и изму тя» (Пс. 49:15), а также: «если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего» (Еккл. 10:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Видишь ли, как разнообразно и многовидно наше изменение? Подивись же Тому, Кто так прилично применил к нам сие наименование! Посему, как мне кажется, один из толковников [ 3 ] хорошо и удачно выразил ту же мысль другим названием, вместо: о изменяемых , сказав: о лилиях . Скорое увядание цветов почел он приличным применить к бренности человеческого естества. Но поскольку слово поставлено в будущем времени, ибо сказано: о тех, которые изменятся, как будто сие изменение произойдет с нами впоследствии, то посмотрим, не указывает ли оно нам на мысль о Воскресении, в котором дано будет нам изменение, и изменение в состояние лучшее и духовное? Ибо сказано: Сеется в тление, востает в нетлении (1Кор. 15, 42). Тогда изменится вместе с нами и вся чувственная тварь. Ибо и небеса яко риза обетшают, и яко одежду свиет их Бог, и изменятся (см.: Пс. 101, 27). Тогда, по слову Исаии, и солнце сделается в семь крат больше себя самого, а луна величиною, как ныне солнце (см.: Ис. 30, 26). Поскольку же словеса Божии писаны не для всех, а только для тех, которые имеют уши по внутреннему человеку, то Пророк и надписал: о изменяемых , как думаю, о тех, которые заботятся о себе самих и чрез упражнение в благочестии непрестанно более и более преуспевают. Ибо это есть прекраснейшее изменение, которое дарует нам десница Вышняго. Такое изменение сознавал в себе и блаженный Давид, когда, вкусив благ добродетели, простирался вперед. Ибо что говорит? И рех, ныне начах: сия измена десницы Вышняго (Пс. 76, 11). Посему для преуспевающего в добродетели нет мгновения, в которое бы он не изменялся. Ибо сказано: Егда бех младенец, яко младенец глаголах, яко младенец мудрствовах, яко младенец смышлях: егда же бых муж, отвергох младенческая (1 Кор. 13, 11). И опять, сделавшись мужем, не прекратил своей деятельности, но, задняя забывая, в предняя же простираяся, к намеренному тек, к почести вышняго звания (ср.: Флп. 3, 13-14). Посему и то - изменение, когда внутренний человек со дня на день обновляется. Поскольку же Пророк хочет возвестить нам о Возлюбленнем , Который принял на Себя домостроительство воплощения для нас, достойных такой милости, то говорит, что песнь сия дана сыном Кореовым . Ибо это песнь, а не псалом, и потому была передана одним голосом и только стройным пением, без сопровождения звуками органа. Песнь же о Возлюбленнем . И толковать ли тебе, какого Возлюбленного разумеет слово? Или и прежде моих слов знаешь это, помня об упоминаемом в Евангелии гласе: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте (Мф. 17, 5)? Он возлюблен Отцом, как Единородный, возлюблен всею тварью, как человеколюбивый Отец и благий Предстатель. А возлюбленное и благое - в существе своем одно и то же. Посему некоторые хорошо определили, назвав благим то, чего все желают.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1426...

И никто не пошевелил крылом и не открыл рта, и не пискнул ( Пс.10:13 ). Какая исполинская сила! Какое ясное сознание этой силы! Какая не менее ясная наглость исповеди об её приложении: никто не пошевелил крылом и не пискнул» 73 ! Это сказано было библеистом в осуждение народов (Генуя, Венеция, Англия), желавших превратить свои страны в «огромные конторы» с «купцами – миллионерами», чтобы «ворочать всем миром с точки зрения кармана» 74 . Это же сказал бы Андрей Петрович в особенности теперь, когда вскрылись горделивые замыслы германцев, когда начался «шум и гвалт вертепа разбойников» 75 . Голодают и отдельные гордецы. Успехи надменного сердца и тщеславие высоко поднятых глаз кружат голову ( Ис.10:5–12 ). Секира начинает величаться пред Тем, Кто рубит ею; пила гордится пред Тем, Кто двигает ею; жезл восстаёт против Того, Кто поднимает его ( Ис.10:15 ). Громко поётся высокомерная песнь своему величию, и – vae victis всем другим: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю!» ( Пс.59:8–10 ) 76 . «Не все и не каждый, – за не имением, впрочем, случаев, – намерены ломать старые житницы; но едва ли за всеми и каждым не считается тайного – желанного: если бы… Гордецы ничем не довольны: им кажется слишком узким одеяло, чтобы завернуться в него так, как бы желалось» ( Ис.28:10 ) 77 . «В мудрецах и талантах всякого рода сидит и вечно работает без всяческих страстей – честолюбия, зависти, властолюбия, словом, всего, что разъединяет людей» 78 . За всех гордецов и властолюбных людей давно уже признался Ирод, сказав, что он не хотел бы быть царём в пустыне 79 . Отсюда поиски власти теми, кто не призван к власти, отсюда «ковы против законной власти» 80 . Отсюда непонимание того, что только «в царстве Христа», а не «в царствах мира сего может тихо развиваться знамя с золотыми словами братства, равенства и свободы». Отсюда закликающий зов волков в овечьей одежде «в своё звериное стадо» 81 . Негодует библеист-летописец на настроения, но и верует в непреложность Божественного суда над горделивыми помыслами и деяниями народов и отдельных лиц. Пусть уверенно заявляют народы: «Я – и никто кроме меня»… На это, раз навсегда, ответил голос правды Божией: «есть истребительная метла, которая сметает острова, как порошинку» ( Ис.14:29; 40:15 ). Знаменитый древний Тир давно уже – голая скала ( Ис.23 ; Иезек.26–28) и много славных городов, гордившихся своим богатством, погибло 82 . В них не воскреснет более изжитое чувство чести. И как изживается это чувство! Люди плюют в лицо самовлюблённой гордости ( Числ.12:14 ), а она не замечает этого и говорит: мы сами себе господа ( Иер.225:31 ). «Таков обычай жены прелюбодейной, – поела и обтёрла себе рот и говорит: «я ничего худого не делала» (Пр. Сол.30:20). Она «идёт на старую дорогу и истаптывает обувь» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

творяй чудеса едИн.– Ср. Пс.76:14–15 . Наказал мя еси от юности моея... от бездне греховных паки возвел мя еси. – Ср. Пс.70:17–20 . Повесть о Фроле Скобееве Бесспорно замечательная по своим художественным достоинствам, «Повесть о Фроле Скобееве» до сих пор продолжает оставаться предметом научных споров. Время ее создания не может пока считаться аргументированно установленным и варьируется от 1680 г. (даты, вынесенной в заглавие одного из списков) до 20-х гг. XVIII в. (по некоторым лексическим данным и историческим реалиям). Однако как бы ни был решен впоследствии этот вопрос, несомненно, что «Повесть о Фроле Скобееве» блистательно завершает литературную традицию средневековья. Эта типичная плутовская новелла о ловком обманщике, решившем жениться на стольничьей дочери и обеспечить себе тем самым безбедное существование в будущем, может рассматриваться и как своего рода прообраз будущего жанра святочного рассказа. Известно 9 списков повести, все они относятся к XVIII в. Текст публикуется по Погодинскому списку (РНБ, собР.П огодина, 1617, л. 59–71). Подробное изложение истории изучения повести и наиболее полную библиографию см. Душечкина Е.В. Стилистика русской бытовой повести XVII века. (Повесть о Фроле Скобееве.) Учебный материал по древнерусской литературе. Таллин, 1986. Стр. 51. ...дворянин Фрол Скобеев... стольника Нардина-Нащокина... – Упоминающиеся в повести фамилии зафиксированы документами XVII в. Прототипом стольника Нардина-Нащокина мог послужить боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1645–1676), возглавлявший Посольский приказ. Святки – с 25 декабря по 6 января (ст. ст.). Стр. 53. ...деньгами 300 рублев. – Такая значительная для XVII в. сумма вряд ли могла быть в распоряжении стольничьей дочери. ...только великой ябеда... – Площадной подьячий, занимавшийся составлением и перепиской деловых бумаг. Стр. 55. ...на Ивановской площади... – Ивановская площадь, названная по колокольне Ивана Великого в Кремле, была центром приказно-административной жизни столицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если же ты все еще остаешься при одном желании молиться, и делом исполнять не можешь, то знай, что не живет в тебе доброе ( Рим.7:18 ), не достиг еще ты Царствия Божия, пришедшего в силе; но владычествует над тобою дух мира сего, или, как говорит Писание, миродержитель тьмы века сего ( Еф.6:12 ). Чтобы служить Богу в обновлении духа ( Рим.7:6 ), – освободиться от закона, находящегося в членах и противоборствующего закону ума ( Рим.7:23 ), – нужно еще прилежно внимать учению Христову, стараться постигнуть Божию премудрость. Указывая на премудрость сию, Писание говорит: утренневавый к ней не утрудится, и бдяй ея ради, вскоре без печали будет ( Прем.6:14, 15 ). И Господь сказал: аще пребудете во словеси Моем, уразумеете истину, и истина свободит вы (от греха); ибо всяк, творяй грех, раб есть греха ( Ин.8:32, 34 ). Чтобы мог ты пересилить живущий в тебе грех и не покориться тем помышлениям, кои от юности склоняют на зло, постарайся во всякое утро первое движение ума своего обращать к Богу, не принимайся ни за какое дело, пока не обрадуешь свою душу мыслью о Боге, как и Давид, который говорил: помянух Бога, и возвеселихся ( Пс.76:4 ). Также и спать никогда не ложись, пока не призовешь Того, Кто ограждает нас от ужасов ночи ( Пс.90:5 ) и подает возлюбленным Своим безмятежный сон. Да и как не молиться вечером и не благодарить Бога за Его благодеяния, явленные в продолжение дня, если и слуги, получая от господ своих что-либо оставшееся от стола, кланяются и отходят с благодарным словом? Если же и случится, что отягощенный твой ум многим пресыщением насильно влечет тебя ко сну, то не оставляй и тогда молитву, и хотя помысл внушает не радеть о ней по случаю сытости, ты скажи: что хотя сыт, тем более послужу Богу. Если рабы, служа господам своим, не смеют лениться, хотя стоят пред ними и голодные; то какое же будет оправдание нам, когда насытившись не захотим служить Господу? Не должны ли мы еще более угождать Ему за то, что, приняв нас в служение Себе, Он не изнуряет наших сил, но подает нам всякие блага в наслаждение? Посему, и когда будем насыщены, и хотя бы в опьянении, не оставим обычной молитвы: но и с тяжелою головою, как говорит Златоуст, и шатаясь и падая, будем молиться и не изменим верности в служении Богу. Однако же будем внимательны, как и Господь говорит нам: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объедением и пьянством ( Лк.21:34 ). Вот видим, как неудобно сытому молиться! Посему не будем же делать себе затруднения в богослужении, тем более, что от насыщения бывает небрежение к угождению Богу. Сказано: яде Иаков, и насытися, и отвержеся возлюбленный ( Втор.32:15 ). Берегись и ты быть отверженным от служения Богу; ибо все, удаляющиеся от Него, погибнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010