Из всех земных тварей только один человек, как существо сознательное, разумное, может понимать ее хвалебные вещания и чрез его сознание и свободу может приноситься Творцу бессознательное славословие земных тварей. Таким образом высшего и последнего назначения вещественный мир может достигать чрез посредство человека. Отсюда следует, что кроме общего назначения природы – быть органом славы Божией, она имеет и особенное или частное назначение – служение человеку, и прежде всего служение богоподобному духу человеческому. Назначение ее в этом отношении состоит в том, чтобы чрез возвещение человеку славы Божией возводить его богоподобный дух к благоговейному созерцанию Первообраза и Виновника всех видимых ее красот и совершенств, вечная сила Его и Божество ( Рим.1:20 ), и вообще способствовать своими влияниями раскрытию и образованию его познавательных и нравственных сил и укреплению в добре, а чрез то и достижению им самым своего высокого назначение. Вместе с таким служением человеку (в особенности духу человеческому), видимая природа – собственно земля и земные твари – предназначены служить ему и в другом отношении. Земля создана, обильно наполнена, великолепно украшена в жилище человеку ( Ис.45:18 ). Она и все живущие на ней твари отданы в полную власть и распоряжение человека, назначены удовлетворять все его нужды и потребности, доставлять ему различные удовольствия и наслаждения ( Пс.103:15 ; Сир.31:31–32 ), В бытописании указывается, что Бог, благословляя первозданную чету, сказал: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле ( Быт.1:28 ). Это же право владычества на земле за человеком Бог подтвердил при благословении Ноя и сынов его ( Быт.9:1–3 ). Та же мысль о служебном по отношении к человеку назначении природы выражена и в других многих местах Писания. Так, пр. Давид исповедует: Небо – небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим ( Пс.113:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ин. 20:9 ; Лк. 24:8 Когда воскрес и пр. слова Господа о храме Тела Своего были тогда для самых учеников Его непонятны; они вспомнили о них и поняли их уже после, когда самые события объяснили их, события смерти и воскресения Господа (ср. Злат, и Феофил.). После воскресения Христова, когда Он отверз им ум разуметь писания ( Лк. 24:45 ) и, в продолжение 40 дней являясь, учил о Царстве Божием, они стали иначе, чем прежде, смотреть на казавшиеся им прежде тёмными места ветхозаветного писания, уразумели пророчества Его о страданиях и смерти Мессии и поверили писанию, т. е. местам пророческим о Его смерти и воскресении (например, Пс. 15 и далее. ср. Деян. 2 и далее; 13:35; Ис. 53 , ср. Деян. 8:35 ; Пс. 67 , ср. Еф. 4:8 ; 1Пет. 3 и др.) – И слову, которое сказал Иисус: т. е. слову Его о разрушении и восстановлении храма Тела Своего и другим подобным изречениям, в которых Господь говорил о своей смерти и воскресении. «И неудивительно, что не поняли слов Иисуса иудеи и ученики. Для них были два величайшие затруднения: одно – то, что дело воскресения очень неудобопонятно, другое – то, что живущий в теле есть Бог . Однако же после воскресения ученики поняли и поверили писанию» (Феофил., ср. Злат.). 23. Ин. 2:23 . И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Ин. 4:48 ; Лк. 8:13 ; Ин. 8:30 Когда Он был и пр.: евангелист различает пребывание Господа в Иерусалиме в продолжение праздника Пасхи от первого явления Его в храме; вероятно, это последнее произошло не в продолжение самого праздника, а пред праздником, когда готовились только к празднеству. Празднование праздника Пасхи продолжалось восемь дней, в продолжение которых Господь в Иерусалиме творил чудеса. Речь, очевидно, идёт у евангелиста о многих чудесах (хотя он и не повествует о них), и притом таких значительных, что многие уверовали чрез них во имя Его, т. е. признали Его за обетованного и пришедшего Мессию. 24. Ин. 2:24 . Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех Ин. 6:64, 21:17 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Ис.54:13 . И все сыновья твои будут научены Го­с­по­дом, и великий мир будет у сыновей тво­их. Стихи 13–14 изображают будущее внутреннее благосостояние новозаветной церкви. «И все сыновья твои будут научены Господом». О том, что Господь изольет на новозаветных чад Своих мир и милость и преподаст им благодатные уроки любви, премудрости и благочестия – неоднократно говорится во многих местах Ветхого и Нового Завета ( Ис.44:3 ; Иер.31:33, 34 ; Иез.11:19 ; Иоил.2:28 ; Ин.6:45 ; Деян.2:17 ; 1Сол.4:10 и др.). Ис.54:14 . Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнете­ния, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не при­близит­ся к тебе. «Ты утвердишься правдою». Из 14-го стиха очевидно, что слова Господа обращены к Невесте и Супруге Великого Царя, к Церкви Христовой. Церковь , Невеста Христова, «утвердится правдою». Но не о Женихе ли ее сказано, о Котором пророчествовал Пс.44 и Который есть тот же Еммануил и Отрок Господень: «поспеши, воссядь на колесницу, ради истины и кротости и правды» ( Пс.44:5 )? «Не о нем ли говорит Исаия: «младенец родился нам... и нарекут имя Ему... Князь мира. Умножению владычества его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века». ( Ис.9:6–7 Властов). Ис.54:15–17 . Господь обещает Свою всесильную помощь против всех врагов, имеющих когда-либо ополчиться на Его Церковь . Ис.54:15 . Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня; кто бы ни вооружил­ся про­тив тебя, падет. «Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня». Утверждается новая точка зрения на бедствия и страдания церкви: ветхозаветная церковь переживала бедствия, которые, для ее вразумлення, попускал, или даже как бы насылал, на нее Сам Бог ( Ис.1:5–6 ; Ис.2:6 ; Ис.6:10 ; Ис.10:5 ; Иер.7:25–34 ; Иез.8–11 и др.). Новозаветные же страдания – бедствия и гонения – имеют другой источник и иное значение, отчасти раскрытое у Апостола Петра ( 1Пет.4:12–13 ). Ис.54:16 . Вот, Я сотворил кузнеца, который раз­дувает угли в огне и про­изводит орудие для своего дела, – и Я творю губителя для истребле­ния.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не наполняю ли Я небо и землю? (Иер.23:24).    Предметом Божественного Промысла являются растения и животные:     Он (т. е. Бог) покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву и злак на пользу человеку; дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему (Пс.146:8-9). В Мф.10говорится, что ни одна птица не упадет на землю без воли Божией.    Особым предметом Божественного Промысла является человек. Христиане не считают, что уверенность в Божественном промышлении о каждом человеке есть самообольщение. Наоборот, самое достойное Божественного Промысла — это история человечества и каждого человека в отдельности. Бог печется о вас (1 Пет.5:7), — говорит ап. Петр. Бог внимает нашим молитвам: Приклони, Господи, ухо Твое, и услышь меня (Пс.85:1). Промысл распространяется на всех людей — не только на праведников, но и на грешников. Каждый человек и его благо являются предметом Божественного попечения. Он [Бог] повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:45). Об этом же говорят и многие евангельские притчи: о полевых лилиях (см.: Мф.6:28-30), о пропавшей овце (см.: Лк.15:3-7), о потерянной драхме (см.: Лк.15:8-10), о блудном сыне (см.: Лк.15:11-32).    Однако Промысл Божий о людях проявляется неодинаково. Мы не знаем, по какой причине Промысл Божий более проявляется в жизни одних и менее в жизни других. Можно утверждать, что Бог более явно промышляет о людях благочестивых, нежели о грешниках, хотя и последние не изъяты из действия Промысла. Об этом говорит Священное Писание:     Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин.14:21).     Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога Живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных (1 Тим.4:10).    Различают два вида Промысла: а) общий Промысл, который объемлет весь мир как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами; и б) частный Промысл, который распространяется на частные предметы, явления и отдельные существа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

О том, что сердце является важнейшим жизненным органом, говорит Священное Писание: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» ( Притч. 4:23 . Стрела, пронзившая сердце, приносит смерть (см.: 2Цар. 18: 14 ). Одновременно сердце является средоточием душевно-эмоциональной области. Оно подвержено многообразным душевным волнениям и чувствованиям: ощущает подавленность (см.: Пс. 33: 19 ), печаль (см.: Ин. 16: 6 ), смущение (см.: Ин. 14: 1 ), скорбь (см.: 2Кор. 2: 4 ) или радость (см.: Ин. 16: 22 ). Сердцу присущи все степени радостей – от благодушия (см.: Ис. 65: 14 ) до восторга и ликования (см.: Пс. 83: 3 ; Деян. 2: 46 ), а также разнообразные виды горестей и переживаний – от печального настроения до стенания (см.: Ис. 65: 14 ). Если человек боязлив и малодушен, значит сердце его является робким (см.: Втор. 20: 8 ). Сердце является также средоточием духовно-нравственной жизни человека. Благодатное слово Божие действует в сердце «как бы горящий огонь» ( Иер. 20:9 . Сердце человека горит, когда, общаясь с Богом, познает истину: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» ( Лк. 24:32 . В зависимости от устроения сердце может вмещать доброе или злое: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» ( Лк. 6:45 . По слову апостола Павла, сердце есть скрижаль, на которой Бог написал нравственный закон (см.: Рим. 2: 15 ). Когда придет Господь, чтобы совершить суд, «осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор. 4:5 . О стяжании сердечного внимания говорит святитель Игнатий (Брянчанинов) : «Душа всех упражнений о Господе – внимание. Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтобы он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Однако, лучшие люди не забывали, что речь идет прежде всего о царстве Божием, что Господь восстановлял это царство ради Себя Самого (Ис.48,11), а не ради благодушия собственно израильтян. Поэтому, описывая будущего Спасителя и будущее царство, пророки не забывали указать, где это нужно было, что Спаситель приведет Свой народ ни к чему иному, как к святости, что радость будущего будет сосредоточиваться в возможности быть всегда с Богом, угождать пред лицом Его и приносить Ему жертвы благоприятные. " Вывел (Господь) народ Свой в радости, избранных Своих в веселии. И дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных (но все это затем), чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его " (Пс.104,43-45), чтобы утвердить среди них царство добра. Поэтому, прося Господа " ублажить благоволением Сиона и создать стены Иерусалимские " , пророк немедленно же, как особенно заметную черту будущего благополучия, указывает в том, что " тогда благоволиши жертву правды, возношения и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы " (50,20-21), т.е. будущее царство должно быть царством благочестия, союза с Богом, который (союз) так часто нарушали грехолюбивые израильтяне. Союз с Богом, как конец спасения, состоит не только в том, что человек здесь находит вечный покой своей душе, ничем не нарушаемое чувство безопасности, но и в том, что Господь " наставит его на стезю правды " , что соблюдает его не только от зла внешнего, но и нравственного (Пс.22,2,5,3). Св. пророк Исаия изображает светлый день Иерусалима и воцарение отрасли Иессеевой, как царство мира. " Тогда, - говорит пророк, - волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев и волк будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море " (Ис.11,6-9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1128...

Они одинаково чужды православному политическому самосознанию. Коммунизм : его апокалипсический символ – зверь багряный (Откр. 17: 3). Как идеология безбожия, коммунистическое мировоззрение может рассматриваться как род психического помешательства. Сказано: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Пс. 13: 1). Атеизм – начало безнравственности и крайних форм нечестия (как осквернение и разрушение естественных начал жизни). Сказано: «В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: “не взыщет”; во всех помыслах его: “нет Бога!”» (Пс. 9: 25). Национал-социализм – оскорбительное для Бога движение. Его апокалипсический символ – дракон (Откр. 12:14). Подрывает основы библейского откровения. Всецело зиждется на идеях Дарвина, Ницше и Талмуда. Вера национал-социалистов в эволюцию, евгенику и культ «сверхчеловека» позволяет классифицировать их как секту сатанинской направленности. Их учение о расовом превосходстве одного народа над другим не выдерживает библейской критики и является прямым продуктом ложного неоиудейского учения о преимуществах крови. В известном хасидском трактате сказано: «Души неевреев происходят от остальных, совершенно нечистых “клипот”, в которых нет добра совершенно… И все добро, что творят язычники, творят они лишь ради себя». И как комментирует Гмара выражение «Милосердие народов – грех»: «Все справедливые и милосердные деяния народов мира совершаются лишь из тщеславия» ( Шнеур-Залман , раби из города Ляды. Ликутей Амарим (Тания)/Под общ. ред. проф. Г. Брановера. Иерусалим, 1999. С. 45). Как подобные словеса перекликаются с сатанинскими пассажами из «Майн Кампф» Адольфа Гитлера! Религия древних евреев не знала такого учения. Ветхозаветная традиция не знает и самого понятия нации . «Еврей» в библейском понимании – это член религиозной общины Авраама, что согласуется и с новозаветным пониманием этого слова. Сказано: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим.

http://pravoslavie.ru/94102.html

Прежде всего, должно нам рассмотреть, как, до того, как подойти к алтарю, истинный Первосвященник пьет со Своими священниками вино, но как только Он собирается приступить к жертвеннику и войти в скинию собрания, воздерживается от вина. Думаешь ли ты, что мы можем отыскать в этом какой-то смысл? Полагаешь ли ты, что можем мы приложить ветхозаветные образы к словам и делам Нового Завета? Можем, если Слово Божие удостоит нас Своей помощью и вдохновит нас. Итак, посмотрим, как Господь наш и Спаситель – истинный Первосвященник – пьет вино со Своими учениками – истинными священниками, – прежде чем приступить к жертвеннику Божьему, но не пьет его, когда приступает. Спаситель пришел в этот мир, чтобы предать плоть Свою за грехи наши «в приношение и жертву Богу» (ср. Еф.5:2 ; Гал.1:4 ). До того, как Он принес эту жертву, Он иногда пил вино. Потому и сказано о Нем, как о человеке, «который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (ср. Мф.11:19 ). Но когда пришло время взойти на крест и приступить к жертвеннику, на котором предстояло Ему принести в жертву плоть Свою, то, «взяв чашу и благословив, подал им и сказал: пейте из нее все» ( Мф.26:27 ). Пейте вы, которые не приступаете сейчас к жертвеннику, говорит Он. Тот же, Кто подходит к нему, говорит о Себе: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от лозы сей виноградной 45 до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» ( Мф.26:29 ). Если кто-то из вас сподобится услышать это чистыми ушами, пусть обратит он внимание на сокрытую здесь неизреченную тайну. Что означает сказанное: «Не буду пить от лозы сей виноградной до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего»? Прежде мы сказали, что святым было дано обещание благотворного напитка, когда говорилось: «Сколь прекрасна опьяняющая чаша Твоя» ( Пс.22:5 ). Об этом мы читаем и во многих иных местах Писания, например: «Насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их» ( Пс.35:9 ). В книге пророка Иеремии Господь также говорит: «И напою народ Мой» 46 ( Иер.31:14 ). И Исайя говорит: «Рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою» ( Ис.65:13 ). В Божественном Писании ты найдешь много упоминаний о подобном опьянении. Оно, без сомнения, служит веселию души и услаждению ума, как, помнится мне, в другом месте мы говорили, что одно дело упиваться ночью (ср. 1Фес.5:7 ), а другое – днем.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

" Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя " (Лк.22:31,32). Далее Псалмопевец говорит о другом виде благодеяния, потому что разнообразно и многоразлично по­печение Божие. " Очи всех на Тебя уповают, и Ты даешь им пищу благовременно " (ст. 15). Видишь ли, как он показал, что " Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его " ? Как в Евангелии сказано: " Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных " (Мф.5:45), так и здесь он выражает тоже словами: " и Ты даешь им пищу благовременно " . Действительно, не дожди, земля и воздух, но повеление Божие всегда произрещает плоды. Слово: " благовременно " означает, что все распределено по временам и производится в разные сроки. И это много дока­зывает премудрость Его, что Он производит не все вместе и вдруг, но разделяет пищу по временам целого года, так, чтобы и земледелец имел отдых, и произведения земли не портились. Итак слово: " благовременно " означает или то, что мы сказали выше, т.е., что все распределено по временам, или то, что Бог дает пищу нуждающимся и имеющим недоста­ток. Но, скажешь, как он говорит: " очи всех на Тебя уповают " , когда есть много людей, живущих в нечестии, которые утверж­дают, что все существует само по себе? Он говорит здесь о сущности дела, подобно тому, как и в другом месте гово­рит: " и птенцам ворона, призывающим Его " , хотя эти птенцы – животные бессловесные (Пс.146:9); и еще: " молодые львы, рыкающие о добыче, чтобы выпросить у Бога пищи себе " , хотя и эти также бессловесны и сами просить не могут (Пс.103:21). Здесь он го­ворит о сущности дела; так надобно сказать, имея в виду не желание их, а сущность дела. " Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению (Твоему) " (ст. 16). " Рукою " он назы­вает деятельность и силу подающую, всеми способами внушая тебе, что произрастание плодов зависит не от стихий, а от промысла Божия; и вместе с тем показывает, как это легко для Бога: " открываешь " , говорит, " руку Твою " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

« Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя » (Лк. 22:31, 32). Далее Псалмопевец говорит о другом виде благодеяния, потому что разнообразно и многоразлично попечение Божие. « Очи всех на Тебя уповают, и Ты даешь им пищу благовременно » (ст. 15). Видишь ли, как он показал, что « Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его »? Как в Евангелии сказано: « Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных » (Мф. 5:45), так и здесь он выражает тоже словами: « и Ты даешь им пищу благовременно ». Действительно, не дожди, земля и воздух, но повеление Божие всегда произрещает плоды. Слово: « благовременно » означает, что все распределено по временам и производится в разные сроки. И это много доказывает премудрость Его, что Он производит не все вместе и вдруг, но разделяет пищу по временам целого года, так, чтобы и земледелец имел отдых, и произведения земли не портились. Итак слово: « благовременно » означает или то, что мы сказали выше, т. е., что все распределено по временам, или то, что Бог дает пищу нуждающимся и имеющим недостаток. Но, скажешь, как он говорит: « очи всех на Тебя уповают », когда есть много людей, живущих в нечестии, которые утверждают, что все существует само по себе? Он говорит здесь о сущности дела, подобно тому, как и в другом месте говорит: « и птенцам ворона, призывающим Его », хотя эти птенцы — животные бессловесные (Пс. 146:9); и еще: « молодые львы, рыкающие о добыче, чтобы выпросить у Бога пищи себе », хотя и эти также бессловесны и сами просить не могут (Пс. 103:21). Здесь он говорит о сущности дела; так надобно сказать, имея в виду не желание их, а сущность дела. « Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению (Твоему)» (ст. 16). « Рукою » он называет деятельность и силу подающую, всеми способами внушая тебе, что произрастание плодов зависит не от стихий, а от промысла Божия; и вместе с тем показывает, как это легко для Бога: « открываешь », говорит, « руку Твою ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010