«(Семя, упавшее в терние, это те, которые) … наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (Лк. 8:14). Не привязывайся к наслаждениям Чем больше в лодке течь, тем труднее плыть. Чем сильнее сердце привязывается к наслаждениям, тем меньше оно понимает смысл жизни. 58. «…Будете искать Меня, и не найдете…» (Ин. 7:34). Поиски Чем дальше зайдешь, тем сильнее заблудишься, Чем больше будешь спрашивать, тем меньше узнаешь, Чем больше будешь искать, тем больше запутаешься, Чем скорее вернешься, тем больше найдешь. 59. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.» (Ин. 10:10). Два земельных участка Один человек купил себе участок, оказалось – земля плохая. Продал его, купил другой, оказалось – воды нет. Продал и этот участок, купил новый: земля туда-сюда, но очень уж плохая вода. Расстроился человек и забросил землю. Другой человек купил себе каменистый участок, – никто брать не хотел, и было на нем немного воды. Стал он каждый день понемногу выбирать камни, пока все не выбрал. Расчистил родник – воды стало хватать с избытком. Посадил виноград – и сам теперь ест и других угощает. 60. «Облако и мрак окрест Его…» (Пс. 96:2). Персветлый мрак Посмотришь издали – Оно кажется более-менее понятным, Подойдешь поближе – понимаешь Его с трудом, Станешь рядом – вообще ничего не ясно, Войдешь внутрь – и сказать нечего… А Оно живет и живет. 61. «…Не дам сна очам моим и веждам моим - дремания, доколе не найду места Господу…» (131:4). Хорошо найти Хорошо в этом мире найти свой дом, Хорошо в этом доме найти свою комнату, Хорошо в этой комнате найти самого себя, Хорошо в самом себе найти Того, кто все это создал. 62. «…Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца…» (2Кор. 4:6). Дурные мысли и сердце Жить с дурными мыслями в сердце – это словно идти в знойный день по раскаленной дороге, умирая от жажды. Прогнать дурные мысли из сердца молитвой – это словно после знойного пути обрести прибежище в тени густого дерева и обнаружить там родник с чистой и свежей водой.

http://isihazm.ru/?id=133

Павел говорит: а я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа ( Гал.6:14 ). И Иоанн вот что говорит: так возлюбил Бог мир (3:16). Как скажи? Умолчав обо всем прочем, он указал на крест. Ибо сказав: так возлюбил Бог мир, прибавил: что отдал Сына Своего Единороднаго на распятие , дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Св. Иоанн Злат. прот. Иуд. сл. III). При всяком шествии и движении, при каждом входе и выходе, одеваясь и обуваясь, при умывании, пред трапезою, зажигая огонь, ложась в постель, садясь на место, – словом при всяком занятии нашем мы ограждаем чело свое знамением Креста, по преданию апостолов, которые внушали первым ученикам своим, а чрез них и всем верующим, чтобы они, в знак исповедания своего, полагали печать креста на лице и груди своей (Тертулл. о венце). Должно покланяться этому истинно драгоценному и досточтимому древу, на котором Христос принес Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением Святого тела и крови, как говорит богоотец Давид ( Пс.131:7 ): пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его. А что Давид говорит это о кресте видно из последующих слов: воскресни, Господи, в покой Твой. Ибо воскресение следует за крестом. Мы покланяемся также и изображению честного и животворящего Креста , из какого бы вещества оно ни было сделано, покланяемся, – не вещество почитая, но изображение, как знамение Христово . Ибо Христос, беседуя с учениками Своими, сказал: тогда явится знамение Сына человеческаго на небеси ( Мф.24:30 ), разумея под этим крест. Посему-то и ангел, вестник воскресения, говорил женам: Иисуса ищете назарянина распятаго ( Мк.16:6 ). И Апостол сказал: мы же проповедуем Христа распятаго ( 1Кор.1:23 ). Апостол не сказал – копьем прободенного, но – распятого. Итак, никто не стыдись достопоклоняемых знаков нашего спасения, коими мы живем; но как венец, носи крест Христов . Не просто перстом изображай его, но сему изображению пусть предходит и твое сердечное расположение и вера. Крестом низложено и попрано все стоящее на пути нашего спасения, злое и враждебное.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

—223— есть другой, отличный от Иисуса. Поэтому благовременно сказать о них словами пророка Иезекииля: „как мать, (такова) и дочь; дочь матери своей есть ты“ ( Иез.16:44–45 ), ибо и народ страдал тем же, чем и получившие начальство. Впрочем, полезно обратить внимание на то, что народ был уже благоуготован к вере, так что словами Спасителя убеждается отчасти к удивлению пред Ним, но, не имея руководства со стороны своих начальников, увлекается на разделяющийся на многие стези путь догадок, причём одни говорят и уже веруют, что это Христос, а другие – пророк. И действительно, прибавленное „истинно“ выразительно указует уже на некую твёрдость рассуждения и заставляет предполагать восприятие веры (в них). Ин.7:41, 42 . Овии же глаголаху: еда от Галилеи Христос приходит? 9 Не писание ли рече, яко от семене Давидова и от Вифлеемския веси, идеже бе Давид, приходит Христос? 10 Не без труда делают Иудеи исследование, относящееся ко Христу. Оказываются рассуждающими всем умом своим и посредством разнообразных мыслей желающими получить истинное о Нём представление. Сначала приведённые в удивление словами Его и Его превеликое дерзновение в учении уже приняв в руководство себе к тому, чтобы мыслить о Нем нечто великое, они исследуют теперь также и само божественное писание, надеясь найти —224— там неложнейшее о Нём понятие, как это и есть на самом деле. Так они веруют, очевидно убеждённые пророчествами о Нём, что Он будет от семени преблаженного Давида и появится в Вифлееме Иудейском, ибо „поклялся Господь Давиду в истине, говорит в одном месте премудрый Певец, и не отвергнет его 11 : от плода чрева твоего посажу на престол твой“ ( Пс.131:11 ), – и пророк говорит: „и ты Вифлеем, дом Ефрафы, мал ты, (чтобы) быть в тысячах Иудиных, ибо из тебя Мне изыдет (Некто, чтобы) быть начальником Израиля, и исходы Его от начала от дней века“ ( Мих.5:2 ). Впрочем, неруководимый никем ум Иудеев заблуждался и ошибался о Христе ради одного только Назарета, лежавшего в Галилее, в коем воспитан Господь, как гласила о том общая молва, о чём один из святых евангелистов говорит так: „пришёл в Назарет, где был воспитан“ ( Лк.4:16 ). Не знали они, что родился в Вифлееме Иудейском от Святой Девы, бывшей от семени Давида, ибо был родом из колена Иудина,– и потому одно только воспитание Господа в Назарете отклоняет их от истины и вводит в ошибку против здравого смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подошедши к нему, она рассматривала великолепие зданий и расположение оного, и с благовейным дерзновением сказала своему наставнику: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» ( Мк.13, 1 ) АНГЕЛ. Ты благовременно обратила свое внимание на этот святой храм, который напоминает об устроении в душе Богу невидимого храма. Ибо ношением креста совершается и то, что душа человеческая, как некое святое селение, освящается для престола Божия. Удивляясь этому, Ставрофила воззвала: «я ли в себе и из себя возмогу создать храм Богу? Какая эта тайна?» АНГЕЛ. Ты сама пребываешь в прекрасной храмине, сооруженной для тебя Богом. Это я говорю о плоти твоей, которая так привольно и стройно сотворена и украшена, чтобы душа твоя в ней пребывала с отрадой и утешениями. Но и для тела твоего Бог сотворил обширнейший и великолепный храм, сей видимый мир, в котором ты живешь. Итак если Бог Сам сотворил для тебя такое обширное вместилище для временного твоего пребывания, то справедливо ли будет, если ты откажешься быть храмом для Вечного Бога? И потому, не давай сна «очима, и веждома дремания, дóндеже обрящешь место Господеви, селение Богу Иаковлю» ( Пс.131, 4, 5 ). СТАВРОФИЛА. Но где же находится достойное место для сего созидания, и кто может быть строителем его? Ибо «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян.7, 48 ). Какой созижду храм Тому, Который глаголет: «Не наполняю ли Я небо и землю?» (Иерем. 23, 24). АНГЕЛ. А разве ты не читала, что Господь сказал в Евангелии о том, кто соблюдает заповеди Его? – «(Я и Отец Мой) придем к нему и обитель у него сотворим» ( Иоан. 14, 23 ). Итак, тебе известно, где должно устроить храм Богу. Бог нигде не вмещается, как только в душе, возданной по образу Его. И потому потщись украсить чертог души твоей, «ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается» ( Ис.62, 4 ). «Ликуй от радости, дщерь Сиона» ( Зах. 9, 9 ), воцарится в тебе Господь твой. Ставрофила, удивленная сим, воззвала: «И откуда это мне», что пришло величество «Господа моего ко мне» ( Лук. 1, 43 )? Какая благость Божия! Какое благоволение! Какая слава для души, что Господь всяческих, не имеющий ни в чем нужды, повелевает уготовлять в ней для Себя храм!»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

(Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.) И о Предтече Ангел возвестил, что он будет велий (велик, ст. 15), но – велик пред Господом, а не безусловно велик или величайший из всех. Чем будет велик, Архангел говорит далее: Сын Всевышняго, т. е. Бога Отца, – превысшего всякой твари небесной и земной, как воплотившийся Единородный Его Сын ( Ин.1:14 ) наречется. И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его. И воцарится в дому Иаковли (над домом Иакова) во-веки. Давид называется отцом Иисуса Христа, потому что Он происходит от Давида и по Матери, Св. Деве Марии, и по названному отцу Своему Иосифу (Чит. объясн. 27 ст. и Мф.1:1–16 ). О происхождении Мессии – вечного Царя из рода Давидова предсказано было Давиду от Бога ( 2Цар.7:12–15 . Пс.131:11 ). Над домом Иакова. Здесь разумеется главным образом народ еврейский, который произошел от 12-ти сыновей патриарха Иакова, но разумеются и все другие народы, которые уверуют в Мессию. Говорится же здесь только о царствовании над еврейским народом потому, что Иисус Христос по плоти произошел от сего народа, и потому, что спасение всего мира долженствовало произойти от иудеев, как избранного для сей цели народа ( Ин. 4:22 ). «Слыша о престоле Давидовом, пишет блаж. Феофилакт, не подумай о царстве чувственном, но разумей о божественном, которым Он воцарится над всеми народами божественною проповедью;» почему и сказано Ангелом: царству Его не будет конца. Земное царство Давидово было только образом и сению духовного царства Христова. Лк.1:34 . Речé же Мариáм ко áнгелу: кáко бýдет сиé, идеже мýжа не знáю? Лк.1:35 . И отвещáв áнгел речé éй: Дýх святый нáйдет на тя, и сила вышняго осенит тя: темже и раждáемое свято наречéтся Сын Бóжий: (Мария же сказала Ангелу: кáк будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Подошедши к нему, она рассматривала великолепие зданий и расположение оного, и с благовейным дерзновением сказала своему наставнику: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» (Мк.13:1)    АНГЕЛ. Ты благовременно обратила свое внимание на этот святой храм, который напоминает об устроении в душе Богу невидимого храма. Ибо ношением креста совершается и то, что душа человеческая, как некое святое селение, освящается для престола Божия.    Удивляясь этому, Ставрофила воззвала: «я ли в себе и из себя возмогу создать храм Богу? Какая эта тайна?»    АНГЕЛ. Ты сама пребываешь в прекрасной храмине, сооруженной для тебя Богом. Это я говорю о плоти твоей, которая так привольно и стройно сотворена и украшена, чтобы душа твоя в ней пребывала с отрадой и утешениями. Но и для тела твоего Бог сотворил обширнейший и великолепный храм, сей видимый мир, в котором ты живешь. Итак если Бог Сам сотворил для тебя такое обширное вместилище для временного твоего пребывания, то справедливо ли будет, если ты откажешься быть храмом для Вечного Бога? И потому, не давай сна «сна очам моим и веждам моим — дремания, доколе не найду места Господу, жилища — Сильному Иакова» (Пс.131:4, 5).    СТАВРОФИЛА. Но где же находится достойное место для сего созидания, и кто может быть строителем его? Ибо «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деян.7:48). Какой созижду храм Тому, Который глаголет: «Не наполняю ли Я небо и землю?» (Иерем. 23:24).    АНГЕЛ. А разве ты не читала, что Господь сказал в Евангелии о том, кто соблюдает заповеди Его? — «(Я и Отец Мой) придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14:23). Итак, тебе известно, где должно устроить храм Богу. Бог нигде не вмещается, как только в душе, возданной по образу Его. И потому потщись украсите чертог души твоей, «ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается» (Ис.62:4). «Ликуй от радости, дщерь Сиона» (Зах. 9:9), воцарится в тебе Господе твой.    АНГЕЛ. Веруешь ли, Ставрофила, Писанию? — Знаю, что веруешь. Что же значит сказанное: «вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» и: «храм Божий свят; а этот храм — вы» (1Кор.3:16—17)? Это значит, что храм Божий, который всякий должен созидать, не есть здание из камней и брения, а сам человек, носящий в себе образ Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

В этом и заключается слепота Агари, родившей «по плоти», которая остается слепой до тех пор, пока ангел Божий не снимает покрывало буквы, и тогда видит она живую воду. Ибо пока иудеи лежат вокруг самого колодца, но глаза их закрыты, не могут они пить из колодезя закона и пророков. Но остережемся и мы, ибо зачастую и мы возлежим около колодца воды живой, то есть около Божественных Писаний, и заблуждаемся в них. Мы держим в руках книги и читаем их, но не касаемся их духовного смысла. И поэтому нам необходимо непрестанно молиться и проливать слезы, чтобы Господь открыл наши глаза, ибо даже глаза слепцов, сидевших у дороги в Иерихоне, не открылись бы, если бы они не возопили ко Господу (ср. Мф.20:30 ). Но что я говорю? Что наши глаза, уже открытые, могут открыться? Ведь Иисус и пришел, «чтобы открылись глаза слепых» ( Ис.42:7 ). Наши глаза открыты, и покрывало с буквы закона снято. Но боюсь, что мы можем снова смежить веки и заснуть глубоким сном, если будем невнимательны к духовному смыслу, и нас никто не потревожит, чтобы мы прогнали сон и созерцали духовное и не заблуждались с людьми плотскими, сидящими у самой воды. Так будем же бдительны и скажем вместе с пророком: «Не дам сна очам моим и веждам моим – дремания, доколе не найду места Господу, жилища – Сильному Иакова» ( Пс.131:4–5 ). Ему «слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия VIII. О том, как Авраам принес в жертву своего сына Исаака 1 . Внимайте мне, вы, приблизившиеся к Богу, считающие себя верными, и рассудите со тщанием, как вера верных доказывается теми словами, которые мы читаем: «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я» ( Быт.22:1 ). Обрати внимание на каждую подробность написанного. Ибо кто знает, как копать вглубь, тот найдет в этих подробностях сокровище, а, возможно, и драгоценные камни тайн, сокрытые там, где мы и не подозреваем. Этого мужа прежде звали Аврам, и нигде не сказано, что Бог называл его этим именем или говорил ему: «Аврам, Аврам».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

О том, что люди будут ублажать и прославлять Святой Крест Господень, было предсказано еще в Ветхом Завете. «Пойдем к жилищу Его,– восклицал псалмопевец Давид,– и поклонимся Подножию Ног Его» ( Пс.131:7 ). В этих словах под именем Подножия Ног Господних разумеется Св. Крест. Так объясняет св. пророк Исаия, когда говорит, что это Подножие будет состоять из трехсоставного дерева. «Слова Ливана,– пишет Исаия,– продеть к тебе, Кипарис и Певг и вместе Кедр, чтобы украсить место святилища Моего, Я прославлю Подножие Ног Моих» ( Ис.60:13 ). Тот же Исаия говорит далее о прославлении людьми креста: «И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя» ( Ис.60:14 ). Так действительно и случилось. Сначала крест был орудием позорной казни и люди презирали его, но когда на Кресте был распят Спаситель, и крест из орудия позорной казни сделался орудием нашего оправдания и Божия прославления, люди начали покланяться пред Ним, как пред Подножием Ног Господних. Помимо пророчеств о кресте в Ветхом Завете были и прообразы креста. Самым главным прообразом был жертвенник, на котором приносились жертвы. Жертвы знаменовали собою Самого Христа, имевшего, по словам апостола Павла, принести Себя в жертву, «чтобы подъять грехи многих» ( Евр.9:28 ); а жертвенник, на котором закалались жертвы знаменовал собою Крест, на коем пострадал Христос, как «Агнец, заколенный от создания мира». В виду этого жертвенник считался великой святыней: «будет жертвенник святыня великая,– заповедал Господь людям, – все, прикасающееся к жертвеннику осветится» ( Исх.20:37 ). Если же святыней великой считался жертвенник, как знаменование креста, то тем более есть святыня самый пречистый Крест Христов. Видите теперь, православные христиане, что не напрасно мы почитаем св. крест. Мы следуем Святому Писанию и исполняем завет Самого Бога. Но вот в последнее время появились люди – сектанты, которые не только не почитают креста, но и поносят его. Поистине на этих людях исполняются слова св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Именно для этого «действия» человек «обособлен» (сделан святым). Воспевать своего Бога – это его единственная забота, его единственная «работа». «И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: Аминь!» – «И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его!..» ( Откр.7:11–12, 19:5 ). В катакомбах чаще всего изображаются молящиеся женщины, «оранты»; это изображение представляет единственное истинное состояние человеческой души. Недостаточно иметь молитву, надо стать, быть молитвой, строить себя по образу молитвы, преображать мир в храм поклонения, в космическую литургию 130 . Это излюбленный сюжет иконографии; он синтезирует евангельское Благовестие в одном слове: «Радуйтесь»; Ave – радуйтесь и поклоняйтесь, «все дышащее да хвалит Господа» ( Пс.150:6 ). Это чудесное освобождение от всемирной тяжести, от земного тяготения самого человека: «Царь бо царствующих... Христос грядет»; и это – «единое на потребу». «Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение, яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя». Как в возгласе «аминь, аминь, аминь» во время эпиклезы 131 , это – троическая печать, и мы ее снова слышим в словах «царство, сила и слава» молитвы Господней. Это царство не только должно прийти (мы вспоминаем о том, что будет), но литургическое время уже является его наступлением, его присутствием, Парусией; и именно для того, чтобы выполнить свое призвание как существа литургического, человек и является благодатным, духоносным: «...Вы... запечатлены обетованным Святым Духом, который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» (см. Еф.1:13–14 ). Нельзя выразить точнее литургическое назначение человека. «Я иду вперед, воспевая Тебя», – восклицает преп. Иоанн Лествичник , и он великолепно рисует эту радость, которая также чувствуется во вдохновенных словах св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Размышляя о таких свойствах креста Христова, мы его почитаем: как жертвенник христианский, который но Слову Божию, есть «святыня великая» ( Исх.29:37 ); как «дерево благословенное», чрез которое явилась в мир правда Божия, и как знамя нашего спасения во Христе. Вопр. Согласно-ли с Апостольским учением почитание деревянного креста Христова? Отв. Согласно. Ап. Павел пишет: «я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят и я для мира» ( Гал.6:14 ). Вопр. Почему необходимо думать, что именно видимым крестом хвалится Апостол? Отв. Так надобно думать потому, что «крестом Христовым» в Слове Божием называется деревянный крест. Например: «при Кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его» ( Ин.19:25 ). Вопр. На каком основании поклоняемся мы вещественному кресту Христову? Отв. Кланяясь кресту, православные поклоняются страданиям Христовым, претерпенным на кресте. Подобно этому в древности благочестивые люди говорили: «пойдем к жилищу» Божию «поклонимся подножию ног Его» ( Пс.131:7 ). Эти люди веровали и почитали Единого Бога; однако они «кланялись» Его подножию – Ковчегу Завета ( 1Пар.28:2 ). Так и православные лобызают язвы гвоздинные у нашего Спасителя, но почитают крест, на котором Он претерпел вольные страсти. Вопр. Для чего православные носят крест на шее? Отв. Чтобы постоянно помнить о поруганиях Христовых ( Евр.13:13 ). В знак этих поруганий, которые мы должны нести, по учению Евангелия ( Мф.10:38 ), – мы «обвязываем шею свою» ( Притч.6:21 ) крестом. Глава седьмая. О церковно-религиозных уставах православных Вопр. При соблюдении прямых заповедей Евангельских, обязаны-ли мы еще хранить «уставы» церковные? Отв. Безусловно обязаны. Уставы церковные оберегают нас от распущенности жизненной; они и наружному поведению нашему придают облик православно-христианский. Вопр. Святые мужи хранили-ли «уставы» церковные? Отв. Строго хранили. О благочестивом священнике Захарии и жене его Елизавете Евангелист Лука одобрительно написал: «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» ( Лк.1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010