Оттого возрадовалось сердце мое, и возвеселился язык мой: даже и плоть моя упокоилась в уповании, ибо Ты не оставишь души моей во ад и не дашь святому Твоему увидеть тление; Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостию пред лицем Твоим» ( Пс.15:8–11 ). Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня; будучи же пророком и зная, что Бог с клятвой обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престол его ( 2Цар.7:12 ; Пс.131:11 ), он прежде сказал о воскресении, что не оставлена душа Его во аде (ο κατελεφθη ψυκ ατο ες δου) и плоть Его не видела тления» ( Пс.15:10 ; Деян.2:24–28 ). Приведенный текст определенно говорит о пребывании Иисуса Христа во аде душой и победе над смертью , не могшей удержать Его. Здесь святый апостол в кратких словах выражает содержимое церковным преданием учение о схождении Иисуса Христа душою во ад. Учение это зафиксировалось во множестве писаний. Из них следует отметить, сыгравшее огромную догматическую и литургическую роль т. наз. Евангелие Никодима (evangelium Nicodemi). Дошедшие до нас тексты чрезвычайно разнообразны по спискам и редакциям. В общем, они относятся к V веку. Однако критикой (гл. обр. Тишендорфом) в нем вскрыты в качестве составного элемента более древние тексты книг, называвшихся: 1) «Схождение во адъ» (Descensus ad inferos); 2) «Деяния Пилата» (Acta Pilafti, Gesta Pilati); 3) Письмо Пилата к имп. Тиверию по делу Иисуса Христа (νφορα); 4) «Смерть Пилата» (Mors Pilati) и др. В общем источники «Евангелия Никодима» восходят к эпохе близкой к апостольскому христианству. В этом нас убеждает текст цитированной речи ап. Петра. Правильнее всего будет сказать, что и речь св. ап. Петра и Евангелия Никодима, оба выражают вероучение Церкви. Содержание текста Никодимова Евангелия состоит в изображении подробностей Распятия, причем к фактам, переданным каноническими Евангелиями, присоединяются детали. Но помимо этого, во второй его части передаются события, связанные с сошествием Христа во ад – со слов воскресших в момент смерти Спасителя сыновей св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Допустив и это, я все нахожу истину. Надобно спросить их: дева, быв насилуема, когда производит вопль, призывая к себе на помощь, после ли растления, или прежде растления? Когда же Писание негде говорит: кричала отроковица (νεανις), но некому было спасти ее (ср. Втор.22:27 ), разве не о деве здесь говорит? Но чтобы яснее ты узнал, что в Божественном Писании и дева называется младо-летною (νεανις), то выслушай слова в книге Царств о Ависаге Сунамитянке: Девица (νεανις) была очень красива ( 3Цар.1:4 ). А известно, что она, по избрании ее, приведена к Давиду девой. 22 . Но иудеи опять говорят, что это пророчество сказано Ахазу о Езекии. Прочтем же слова Писания: проси себе знамения у Господа Бога твоего, в глубине или на высоте (ср. Ис.7:11 ). Знамение это долженствовало быть необыкновенное. Ибо знамениями были истечение воды из камня, разделение моря, возвращение солнца и тому подобное. Но то, что будет сказано, яснейшее содержит в себе обличение против иудеев. Знаю, что я пространно говорю и слушатели утомились; впрочем, выслушай терпеливо пространное мое слово, поскольку для Христа оно предлагается и не есть предмет маловажный. Исаия изрек это пророчество в царствование Ахаза, а Ахаз царствовал только шестнадцать лет. И поскольку в эти годы сказано было ему пророчество, то прекословие иудеев обличает преемник царства Езекия, сын Ахазов, воцарившийся двадцати пяти лет. Ибо пророчество относится к шестнадцати годам, а Езекия рожден был Ахазом за девять лет прежде пророчества. Какая же была нужда изрекать пророчество о том, который уже рожден был еще прежде царствования Ахаза, отца своего? Ибо пророк не сказал, что зачала, но что приимет Дева, возвещая об этом по предуведению. 23 . Что от Девы родится Господь, ясно видели мы. А из какого роду была Дева, это надобно показать: Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» ( Пс.131:11 ). И в другом месте: продолжу вовек семя его, и престол его – как дни неба ( Пс.88:30 ), и потом: Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду? ( Пс.88:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Смердели и гноились их телесные раны. Забывали, что такое хлеб, воду смешивали со слезами, а пепел и золу ели вместо хлеба, и кости их прилипли к плоти, иссохшей, как сено. И некоторые сами себя томили на жаре. А иные всю ночь неподвижно стояли на ровном месте. Некоторые стали пить воды так мало, чтобы только не умереть от жажды. А иные и хлеба ели мало, и далеко его рукой отбрасывали. И никакого покоя себе не давали. Слышишь, о нерадивая душа моя, как подвизались? Вспомни, душа моя, блаженного Давида. Величайший среди пророков, славный среди царей. А плакать не стыдился. Говорил: «Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» ( Пс.6,7 ). Иногда и жаловался: «…исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня; сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей... Всякий день поносят меня враги мои… Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами… и я иссох, как трава» ( Пс.101, 4 – 6, 9, 10, 12 ). Иногда же, смиряясь, бодрствуя и молясь, говорил: «…не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое; не дам сна очам моим и веждам моим – дремания, доколе не найду места Господу, жилища – Сильному Иакова» ( Пс.131, 3 – 5 ). Воистину, душа моя, спаслись, по слову Господню, все святые, ибо сказал Господь: «Кто будет во Мне, и Я в нем». Апостолы и мученики без жалости обрекли себя на многочисленные жесточайшие муки ради Христа. О, удивление! Как волны, ударясь о камень, возвращаются вспять, а камень остается невредимым и стоит на месте, так и все мучительные нападения не поколебали мучеников Христовых, с Божьей помощью. Так же и преподобные: поскольку подвизались, не щадя себя, постольку и Бог облегчал их страдания. И, как ветер от каменной стены, отразились все бесовские нападки. О, окаянство наше и злые козни беса, противника нашего, омрачающего наши умы ничтожными заботами и безпечностью! Всегда слушаем и читаем священные книги и евангельские заповеди Христа, апостольские предания и святых отцов поучения, жития святых отцов и страдания мучеников – как спаслись; всегда читаем тропари и кондаки святым, славословия в их честь, а никогда не внимаем.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Обещанное от основания мира ( Быт.3, 15 ) всегда в делах и словах было пророчествовано многочисленными знамениями, но лишь немногих людей смогли бы спасти эти образы и скрытые таинства, если бы Христос Своим приходом не исполнил давно и тайно обещанное. И если тогда происходящее помогало лишь немногим верующим, то сегодня свершенное пособствует уже неисчислимому множеству верных. Следовательно, мы уже приводимся к вере не знаками, не изображениями, но, будучи укреплены евангельской историей, верим и поклоняемся тому, что произошло, и, просвещаясь пророческими свидетельствами, никоим образом не сомневаемся в том, что (как нам известно) было предсказано столькими пророчествами. С одной стороны, вот что сказал Господь Аврааму: «И благословятся в семени твоем все народы земли» ( Быт.22, 18 ). С другой стороны, Давид воспевает пророческим духом обещанное Богом, говоря: «Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» ( Пс.131, 11 ). Так же говорит Господь через Исаию: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7, 14 ), что значит – с нами Бог . И снова: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» ( Ис.11, 1 ). В этой отрасли, без сомнения, была предсказана блаженная Дева Мария, которая, будучи рождена от ствола Иессеева и Давидова и оплодотворена Святым Духом, девственным рождением произвела из материнской утробы новую ветвь человеческой плоти. II. Следовательно, пусть «радуются праведные о Господе» ( Пс.32, 1 ) и во славу Божию ликуют сердца верующих, и пусть исповедают сыны человеческие «чудные дела Его» ( Пс.106, 8 ), ибо именно в этом деянии (Рождестве) Бога наша природа познает, как велико оценил ее Создатель. Многое дал Господь человеческому роду, создав нас по Своему образу, но для нашего восстановления дал много больше, уподобив Сам Себя рабскому образу ( Флп.2, 7 ). И хотя одна и та же любовь порождает все, что даровал Создатель творению, однако восхождение к Божественному есть меньшее чудо, чем нисхождение Бога к человеческому. Если бы Всемогущий Бог не почитался за то, что свершает, то никакая справедливость и никакая мудрость не смогли бы освободить хоть кого-нибудь от диавольского плена и из пропасти вечной смерти. Ведь осуждение, перешедшее с грехом от одного на всех, сохранялось бы ( Рим.5, 12, 5:18 ), и природа, пораженная смертельной раной, не получила бы никакого лекарства, ибо свое состояние она не может изменить собственными силами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sl...

Когда Господь наш учил о блаженствах, Он воззрел на учеников: «возвел Иисус очи Свои на них и начал говорить: Блаженны нищие в духе своем» (ср.: Лк. 6:20. Мф. 5:1–3), то есть нищие потому, что все отвергают от себя. И дабы не отрекались от самой бедности, добавляет: «Блаженны кроткие» (Мф. 5:5). «Кротчайшим человеком был Моисей… из всех сыновей народа своего» (ср.: Чис. 12:3), и: «на кого… призрю и в ком буду обитать, если не в кротких и смиренных сердцем» (ср.: Ис. 66:2). Также «вспомни, Господи, Давида и всю кротость его» (ср.: Пс. 131:1), и: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29), — «Блажен, кто алчет и жаждет правды» (ср.: Мф. 5:6), как (и в другом месте) говорит (Писание): «не алчет хлеба и не жаждет воды, но алчет и жаждет, дабы слышать слово Господа» (ср.: Ис. 49:10. Пс. 41:3. 62:2). — «Блаженны, кои чисты сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8), как и пророк в своей молитве просил, говоря: «сердце чистое сотвори во мне, Боже» (ср.: Пс. 50:12). Сердце праведников чисто, и они, как и Моисей (ср.: Исх. 33:18–23), Бога узрят. «Блаженны, кои чисты сердцем», потому что сердце есть орган дыхания и до тех пор не перестает биться, пока человек жив, и когда сердце свято, оно сообщает свою святость всем членам. «В сердце, — говорит, — все помыслы злые» (ср.: Мк. 7:21. Мф. 15:18). — «Блаженны, которые плачут, поелику они утешены будут» (ср.: Мф. 5:4), как и там: «если с Ним терпим, (с Ним) и прославляемся» (ср.: Рим. 8:17). — «Блаженны миротворцы, ибо… будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9), — поскольку Ангелы, когда благовествовали, сказали: «слава в вышних Богу, и на земле мир» (Лк. 2:14). «И устроил мир, — говорит (апостол), — Кровию Креста Своего между тем, что на небе, и тем, что на земле» (ср.: Кол. 1:20). И когда (Господь) посылал учеников Своих, сказал им: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему» (Лк. 10:5). Итак, миротворцев называет сынами Божиими, как и говорит: «кои ходят духом Божиим, сии суть сыны Божии» (ср.: Рим. 8:14). — «Блаженны, которые изгнание терпят ради правды» (ср.: Мф. 5:10), как говорит (в ином месте): «будут гнать вас и предадут вас» (ср.: Лк. 21: 12), и: «и те, кои хотят жить в правде Иисуса Христа, потерпят гонение» (ср.: 2 Тим. 3:12). Потому апостолы, когда подвергались поношению, радовались, «ибо удостоились потерпеть безчестие за имя Его» (ср.: Деян. 5:41), как Господь и заповедал им: «вы радуйтесь, и веселитесь, ибо велика награда ваша на небе» (Мф. 5:12), и: «в тот день возрадуетесь» (ср.: Лк. 6:23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Иисус Христос Пророчества об Иисусе Христе 25 Все, что предсказано было о Спасителе Господе нашем Иисусе Христе, все точно исполнилось. Предсказано было, что Христос от Девы неискусобрачной родится: Се Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил ( Ис.7:14 ). И было так: родился Христос от Девы ( Мф.1:18–23 ; Лк.1:26 ). Предсказано было, что от колена Иудова и во граде Вифлееме родится Спаситель: И ты, Вифлееме, земля Иудова ничим же меньше во владыках Иудовых. Из тебя произойдет Тот, Который должен быть Владыкою во Израиле ( Мих.5:2 ). Так и было. От колена Иудова возсиял Господь наш ( Евр.7:14 ). В Вифлееме иудейском родился Иисус Христос ( Мф.2:1 ; Лк.2:4 ). Предсказано было, что Иисус Христос от семени Давидова родится ( 2Цар.7:12 ; Ис.11:1 ; Пс.131:11 ), и было так. От семени [племени] Давидова родился Христос по плоти, отчего и назывался сыном Давидовым ( Мф.9:27 , Мф.20:30 , Мф.22:42 ). Предречено было, что к рождшемуся Христу придут с дарами на поклон: И поклонятся Ему все цари; все народы будут Ему служить и от золота Аравии дары принесут Ему ( Пс.71:10–11,15 ) – и было так. Пришли ко Младенцу Христу три премудрые царя с востока и, пав на землю, поклонились Ему и принесли дары: злато, ливан и смирну ( Мф.2:11 ). Не умолчано и то в Священном Писании , что при рождении Христа Спасителя будут избиты младенцы в том месте, где родился Господь, и что вопль матерей будет слышен в окрестных местах: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание. Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет ( Иер.31:15 ) – и сбылось так. После рождения Спасителя избиены были по повелению Ирода младенцы в Вифлееме, где родился Христос, и во всех пределах его ( Мф.2:16 ). Предвозвещено было бегство во Египет и возвращение Христово из Египта: Из Египта вызвал сына Моего ( Ос.11:1 ). И было так: бежали родители Господа с божественным Младенцем в Египет от убийцы Ирода, но по смерти его возвратились оттуда. Обещал Господь послать ангела (предвозвестника) Своего пред лицом Христа: Вот Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь пред Тобою, сказал Господь Христу, Сыну Своему ( Мал.3:1 ). И было так: послан был пред лицем Господним Иоанн Предтеча, о котором писано было пророком ( Мф.3:1–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

13 . Итак, Иисус у евреев означает Спасителя, а на языке греческом – Врача. Поскольку Он есть Врач душ и тела и Целитель духов, Целитель слепотствующих чувственными очами и вместе Просветитель умов. Врач видимых хромых и Путеводитель грешников к покаянию. Он говорит расслабленному: не греши более ( Ин.5:14 ), и возьми постель твою и ходи ( Ин.5:8 ). Ибо так как тело пришло в расслабление по причине душевного греха, то Он прежде исцелил душу, чтобы и телу сообщить исцеление. Итак, если кто страдает душой от грехов, имеет Врача. И если кто из вас маловерен, да говорит Ему: помоги моему неверию ( Мк.9:24 ). Если кто подвержен и телесным болезням, да не отчаивается, но да приходит к Нему, ибо Он врачует и их, и да познает, что Иисус есть Христос. 14 . Иудеи признают Его Иисусом, но никак не признают Его Христом. Потому-то апостол говорит: кто лжец, если не тот, Кто отвергает, что Иисус есть Христос? ( 1Ин.2:22 ). Христос есть Первосвященник, непреходящее имеющий священство ( Евр.7:24 ), Который не во времени начал священствовать, не имеет иного преемника в первосвященстве, так, как ты и слышал, когда мы в день недельный в собрании предлагали поучение на слова: по чину Мелхиседека ( Пс.109:4 ). Не по плотскому преемству получил первосвященство, не приготовленным елеем, но предвечно от Отца помазан и потому более других превосходит, что клятвой утверждено священство Его: ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается ( Евр.7:20–21 ). Довольно было для утверждения и одного изволения Отца, однако же образ утверждения двояк; к изволению присоединена клятва, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы ( Евр.6:18 ), приемля Христа Иисуса, Сына Божия. 15 . Сего пришедшего Христа иудеи отвергли, а бесы исповедали. Впрочем, не был Он сокрыт от праотца Давида, который говорит: поставлю светильник помазаннику Моему ( Пс.131:17 ). Одни чрез светильник разумеют свет пророческий, а другие -принятую от Девы плоть, по следующим словам апостола: Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах ( 2Кор.4:7 ). Не был Он сокрыт и от того пророка, который говорит: Он... объявляет человеку намерения его ( Ам.4:13 ). Знал Его и Моисей, знал Его и Исаия, знал Его и Иеремия. Каждый пророк знал Его. Узнали Его и бесы. А Он запрещал им сказывать, что они знают, как сказано, что Он Христос ( Лк.4:41 ). Первосвященники не знали, а бесы исповедали. Первосвященники не знали, а жена самарянская проповедовала, говоря: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? ( Ин.4:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

О. Есть. Еще в Ветхом Завете о кресте пророк сказал: «благословенно древо, через которое бывает правда» ( Прем.14:7 ). В. Почему мы поклоняемся вещественному кресту Христову? О. Потому, что всегда люди поклонялись вещественной святыне. И пророк Давид предсказал о Поклонении Кресту так: «пойдем к жилищу Его поклонимся подножию ног Его " ( Пс.131:7 ). Подножием ног Спасителя был крест Его. В. Почему мы верим, что от креста Христова бывают чудеса? О. Потому, что всегда бывали чудеса от вещественной святыни, от ковчега и от скинии. Были чудеса и от платков и опоясаний Ап. Павла ( Деян.19:12 ). Тем более возможны чудеса от креста Христова. В. Почему христиане, когда молятся, то с верою смотрят на крест Христов? О. Крест Христов предзнаменовался медным змеем на знамени. За ропот евреев в пустыне Господь наслал на них ядовитых змей. Когда Евреи покаялись, «сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя (как на хоругвь, похожую на крест) и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» ( Числ.21:8–9 ). Если взиравший с верой на змея на знамени получал исцеление, то не тем ли более получит исцеление всякий, взирающий на крест Христов, с верою в Избавителя?! Животворящая сила креста Христова, действительно, воскресила мертвеца в первое Крестовоздвижение, творила множество, других чудес и прогоняла бесов. Посему христиане всюду изображают крест Христов и постоянно знаменуют себя крестом Господним. В. Почему христиане любят так крест Христов? О. Потому что и Ап. Павел пишет: " Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» ( Гал.6:14 ). В. Почему христиане кладут на себя крестное знамение? О. Потому что не было времени, когда бы христиане не крестились. Прор. Давид молился: «покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и постыдятся» ( Пс.85:17 ). И в Откровении передается, что на всех спасенных, на челах их были печати «Бога Живаго» ( Откр.7:2–4 ), и «имя Отца Его написано на челах» ( Откр.14:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

По разумению св. отцов и учителей Церкви, как-то: св. Афанасия Александрийского , Евсевия Кесарийского , блж. Феодорита и др., – в сем псалме есть немало изречений, в которых ясно предсказывается о рождении Иисуса Христа от семени Давидова, о Царстве Его и спасительном страдании за род человеческий с. 289; 6, с. 419–420]. На этом основании и сей псалом причтен к числу мессианских псалмов, пророчествующих о лице Мессии – Христа, а потому и слово разума в надписании его означает, что на псалом сей нужно смотреть как на поучительную песнь о лице Христа, Сына Божия. Пс.88:2–5 Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими. Зане рекл еси: в век милость созиждется: на небесех уготовится истина Твоя. Завещах завет избранным Моим, кляхся Давиду рабу Моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой. Начиная псалом сей, псалмопевец выражает свою решимость всегда прославлять и возвещать своими устами неизменную милость Божию к Давиду, а чрез него и к потомкам его и царству его, и верность Божию касательно осуществления обетований, данных Богом Давиду и семени, т.е. потомству, его. Ибо я уверен, говорит он, «что навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал: «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему» (ст. 3 и 4 в пер. с евр.). Здесь незаметно переводит речь свою на Бога, вводя говорящим Самого Бога. В век милость созиждется, т.е. будет устроена и воздвигнута милость Божия, именно – спасение и благодать, даруемые Христом. На небесех уготовится истина Твоя, т.е. истина Твоих обетований вечна, тверда, ибо определена к исполнению на небе, где все неизменно, непреложно. Завещах завет избранным Моим, т.е. Аврааму и Иакову, т.к. им дал обетование о Христе ( Быт.22:18, 28:14 ). Кляхся Давиду рабу Моему, т.к. когда сказал: «Иже будет от чрева твоего, и уготовлю царство Его: той созиждет дом имени Моему, и управлю престол Его до века. Аз буду ему во Отца, и той будет ми в Сына» ( 2Цар.7:12–14 ; 1Пар.17:11 ; Пс.131:11 ; Ис.9:7 ; Лк.1:32 ). Ясно, что во всех сих изречениях, равно как и в следующих, сего псалма (ст. 5): до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой, – говорится о Мессии, т.е. Иисусе Христе, ибо только Царство Его есть Царство вечное. Бог с клятвою обещал ему (Давиду), как говорит св. апостол Петр, «от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его» ( Деян.2:30 ). Слова: в род и род, по толкованию блж. Феодорита, означают, что «престол Мессии будет процветать во всяком роде» христианском с. 421].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Итак, все заставляет признать, что христианство, к которому Божественное Провидение подготовляло в продолжение многих тысяч лет историческую почву, есть воистину дело Божие, имевшее своим назначением возродить, спасти и примирить с Богом род человеческий. 2. Предсказания пророков о Мессии в точности исполнились на Иисусе Христе Все, что предсказано было пророками о Спасителе Господе нашем Иисусе Христе, все точно исполнилось. Предсказано было, что Христос от Девы неискусобрачной родится: «се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» ( Ис.7:14 ) – и было так: родился Христос от Девы ( Мф.1:18–23 ; Лк.1:26 ). Предсказано было, что от колена Иудова и во граде Вифлееме родится Спаситель: «и ты, Вифлееме, земля Иудова, ничим же меньше во владыках Иудовых. Из тебя произойдет Тот, Который должен быть Владыкою во Израиле» ( Мих.5 ). Так и было. От колена Иудова возсия Господь наш ( Евр.7:14 ); в Вифлееме иудейском родился Иисус Христос ( Мф.2:1 ; Лк.2 ). Предсказано было, что Иисус Христос от семени Давидова родится ( 2Цар.1:12 ; Ис.11:1 ; Пс.131:11 ), – и было так. От семени (племени) Давидова родился Христос по плоти, отчего и назывался сыном Давидовым ( Мф.9:27, 20:30, 22:42 ). Предречено было, что к рождшемуся Христу приидут с дарами на поклон: «и поклонятся Ему все цари; все народы будут Ему» служить, и от золота Аравии дары принесут Ему ( Пс.71:10, 11, 15 ), – и было так. Пришли ко Младенцу Христу три премудрые царя с востока и, пав на землю, поклонились Ему и принесли дары: злато, ливан и смирну ( Мф.2:11 ). Не умолчано и то в Свящ. Писании, что при рождении Христа Спасителя будут избиты младенцы в том месте, где родился Господь, и что вопль матерей будет слышен в окрестных местах: «голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание. Рахиль плачет о детях» своих и не хочет утешиться, ибо их нет ( Иер.31:15 ), – и сбылось так. После рождения Спасителя избиены были по повелению Ирода младенцы в Вифлееме, где родился Христос, и во всех пределах его ( Мф.2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010