Отлученным от общения: во время богослужения вне храма, простершись на земле, когда братия выходят, припадать всем к ногам За малые вины: после молитвы просить у всех прощение Кто провинится на богослужении или послушании, тот сразу приносит покаяние, если сам не покается – большее взыскание Богослужение Молитва общая Состав Зимой (от ноября до Пасхи) – после бдения отдых до 2 часов ночи, «чтобы братия больше покоились… время, которое некоторые занимают на обучение Псалтири» От Пасхи до ноября – бдения с расчетом, чтобы почти тотчас следовала утреня (с рассветом) Начало: 1 стих из Пс. 69, 50 + три псалма + Пс. 94 – Хвалебная песнь «Можно сделать свое распределение, но чтобы за неделю пропеваема была вся Псалтирь» Потом: шесть псалмов (антифоном) – благословение аввы – три чтения (Ветхий Завет, Новый Завет + толкования), между чтениями – три респонсория (стихиры – сидя) по третьем: слава – шесть псалмов (с аллилуия) – всего 12 псалмов «Не за многоглаголание услышаны бываем, а за чистоту сердца, сокрушение и слезы… В собрании же всячески да укорачивается молитва» окончание: Апостол + стихира + лития Чтения сокращают (ночи короткие): одно чтение из Ветхого Завета + краткий респонсорий, но 12 псалмов всегда Суточный круг «Седмерицею днем хвалих Тя» (Пс 118: 164) Утреня 1-й час (все по одному образу): Песнь часа + три псалма + одно чтение + лития, отпуст 3-й час 6-й час 9-й час Вечерня: четыре псалма (антифоном) + одно чтение + респонсорий, Хвалебная песнь святителя Амвросия + Евангельская песнь + лития, Отче наш, отпуст Повечерие: три псалма (без антифона) + Песнь + одно чтение + благословение, отпуст Всенощное бдение Полуношница: «полунощи востах исповедатися Тебе» (Пс. 118: 62) Бдение под воскресенье Дольше начало: четыре Ветхого Завета чтения (протяжные респонсории) – шесть псалмов + другие четыре чтения – три песни из Пророков с аллилуия – четыре Нового Завета чтения (с респонсориями) – Хвалебная песнь – Авва читает Евангелие + гимн «Тебе подобает хвала» + благословение – утреня

http://pravoslavie.ru/31621.html

(3) вечером: псалом 140; (4) перед сном: библейские песни 30 . 4. Каппадокийские монахи Анонимный автор Подвижнического Слова (ок. середины IV в.; традиция приписывает его св. Василию Великому ) знает трехчастный молитвенный цикл, согласно псалму 54:18 («вечером и утром, и в полдень буду умолять и вопиять...»). Кроме того, в его среде употребляют еще три службы, значит – всего шесть. Но этого мало, пишет он: «Поскольку Давид говорит: ,,седмикратно в день прославляю Тебя ” ( Пс. 118:164 ), а упомянутые времена молитвы не наполняют собою седмеричного числа молитв, – то полуденную молитву надобно разделить на молитву перед обедом и молитву после обеда» 31 . В результате получаем такой цикл: (а) Полунощница, согласно псалму 118:62 («В полночь вставал славословить Тебя»), а также Деяниям 16:25; (б) Утреня; (в) 3-й час – в воспоминание сошествия Святого Духа ( Деян. 2:15 ); (г) 6-й час («полуденная молитва»), разделенная на две части 32 ; (д) 9-й час – воспоминание страданий и смерти Господа; (е) Вечерня. Автор Слова не говорит ни о 1-м часе, ни о молитве перед сном (Повечерии), ни о бдениях 1-й и 4-й страж ночи. Святой Василий Великий свидетельствует (в подлинных сочинениях 33 ) о семи службах суточного цикла: (а) на заре («утро») – чтобы посвятить Богу “первые движения души и ума»; поется 50-й псалом и «песни» (Библейские песни из Священного Писания); (б) 3-й час – вспоминая дар Духа апостолам, и себе просить освящения ( Пс. 50:12–14 и 142:10); (в) 6-й час («полдень»), – согласно Пс. 54:18 ; для изгнания «беса полуденного» читается 90-й псалом; (г) 9-й час – по примеру Петра и Иоанна ( Деян. 3:1 ); (д) вечером в благодарение за соделанное днем и покаяние за неисполненное; (е) перед сном – для упокоения и избавления от «мечтаний» вновь читается 90-й псалом; (ж) в полночь – согласно Пс. 118:62 и по примеру молитвы Павла и Силы; поется 118-й и другие псалмы. Нет бдений 1-й и 4-й стражи и 1-го часа. Городская практика Климент Александрийский ( ок. 215) говорит о том, что некоторые молятся в 3-й, 6-й и 9-й час; духовный человек (гностик) должен молиться беспрестанно (Строматы. 7, 40). Африканский максимализм или подражание еврейской традиции чтения берахот на каждый случай жизни? – может возникнуть справедливый вопрос. Вероятно, и то и другое, хотя на деле все гораздо глубже (см. далее – «О непрестанной молитве», с. 70–72).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

[ О продолжительности молитв] Мерою  времени или часами не исчисляется у усердного истинная служба Богу: пения, молитвы, чтение божественных писаний. Ибо сказано: « Благословлю Господа на всяко время» (Пс. 33, 2) и « седмикраты днем хвалих Тя» (Пс. 118, 164), то есть многократно; « поучуся во оправданиих Твоих выну» (Пс. 118, 117); и другое, подобное этому. Законоположитель и Владыка всех Христос говорит: «Стойте на всяко время молящеся»  , и рассказывает притчу о вдовице и судье неправедном (Лк. 18, 2—7), по которой надлежит постоянно молиться и не ослабевать. В согласии с этим поступали все апостолы и учители, которые научились сами и учат, как ты знаешь, всех нас. Так, один из богоносных [отцов], достигнув старости, говорил  : Я в юности своей не имел определенного времени для правила, но всякое время было для меня временем службы. А время и определенные часы те же святые отцы назначили для нас как для более слабых, чтобы, словно некоторой уздой, мы были по необходимости принуждаемы добрым этим долгом и от правила не отторгались, как объявил великому Пахомию святой ангел: « Эти немногие молитвы определил я для того, чтобы и меньшие были способны придерживаться этого правила и не скорбеть, совершенные же в законоположении не нуждаются, ибо мой устав для тех, которые не имеют совершенного ума»  . И мы говорим то же. [ О распорядке служб] Знай, что с тех пор, как ты настоятельствуешь над этим малым братством, необходимо, чтобы каждую службу ты совершал в храме с братьями твоими. Пусть это будет неизменно, если только не воспрепятствует тебе болезнь, ибо твое присутствие полезно во многих отношениях и созидательно для них. Когда встанешь со своей постели в час утрени, то прежде славословь Бога устами в таких малых словах: Слава Тебе, Боже наш, слава тебе, всяческих ради (трижды), затем прочти какую–нибудь небольшую молитву из тех, которые определены отцами для этого времени, то есть: От сна восстав, благодарю Тя, Святая Троица…, или Господи многомилостиве, Иже свет неприступен…, и вместе с ней любую другую похожую, краткую и небольшую.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

Суточный круг монаха посвящен служению Богу в молитве, однако, любовь к ближнему и забота о телесных нуждах также не оставляются. Сутки делятся на четыре шестичасовых части: шесть часов (если сложить все вместе) посвящается общей богослужебной молитве в храме монастыря. В святогорском литургическом уставе находит выражение пророческое слово: «Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея» (Пс. 118:164). Поэтому суточный круг состоит из семи ежедневных служб: 1). полунощница; 2). утреня и первый час; 3). Божественная литургия; 4). параклис Пресвятой Богородице; 5). третий и шестой часы; 6). вечерня с каноном Божией Матери; 7). повечерие с акафистом. Так, акафистом заканчивается суточный круг общих богослужений монашеского братства. Я рассказываю вам об укладе жизни, которому ежедневно следует наш монастырь и практически все монастыри на Святой Горе Афон. День начинается личным келейным правилом в три часа утра. В 4 часа утра начинается общая богослужебная молитва и продолжается до 7.30, во время которой служится полунощница, утреня, часы и Божественная Литургия. В 9.00 совершается Параклис Божией Матери, и сразу затем идет трапеза. С 10 часов до 16 часов ­– время исполнения послушаний. В 18.00 бьют в било к вечерне, которой предшествует 6-й час, сразу по окончании вечерни читается канон Богородице по гласу Октоиха. Далее следует ужин в трапезной монастыря, и сразу за ним совершается повечерие с акафистом Божией Матери. Затем все расходятся по кельям для телесного отдохновения. Два или три раза в неделю проводятся беседы с братией, во время которых обсуждаются духовные темы по выбору Геронды и разбираются вопросы, интересующие насельников. Этот распорядок дня действует в течение летних месяцев. В зимний период распорядок дня корректируется в связи с тем, что день становится короче. Четкий распорядок дня и ночная молитва – это необходимые условия для духовного преуспеяния монаха. Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (Пс. 118:62). В нощех воздежите руки ваша во святая, и благословите Господа (Пс. 133:2).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=35&iid=293...

Без пищи Действия Нерадивых на молитве – отлучать или на неделю поститься Поклявшихся – отлучение на две недели Ропотливых – отлучение на неделю Празднословящих – отлучение на неделю А также клятвопреступников, укоряющих, ругающихся напрасно, обижающихся, осуждающих Вышедшим из монастыря без благословения – без общения А также стяжателей собственности, соглашающимися с другими на грех Если кто лишен благословения, но возьмет его – отлучение Кто заговорит с пришедшим без приказания настоятеля – без благословения Кто ест без благословения – отлучение Дарить что-либо или меняться без ведома настоятеля – без благословения Кто заводит шутки за трапезой – поставить на молитву и без пищи Кто не прейдет на трапезу без причины – без пищи Кто без ведома настоятеля напишет или получит письмо – отлучение Богослужение Молитвенное правило Два вида: внутренняя сердечная молитва (непрестанная) общая (псалмопение в собрании) Молитва общая Состав Семь раз в день: «седмерицею днем хвалих Тя» (Пс. 118: 164) Полунощная (см.: Пс. 118: 62) 3-й час 6-й час 9-й час Перед трапезой После трапезы Перед сном Псалмы, молитвы, чтения На молитве должно быть нерассеянное внимание: «несомненно убедитесь, что Бог перед очами» Правила Молчание на домашних псалмопениях Послушание будильника на ночную молитву На молитве в собрании можно присутствовать и мирянам Молитва частная Внутренняя молитва Два вида: славословие со смиренномудрием Начиная молитву, оставь самого себя прошение (низший вид) Господь знает, что полезно каждому… и негодует, если кто просит у Него недостойно… Проси себе того, что достойно Царя Бога (Царствия Небесного) Укрепление памяти о Боге: Хотя пройдет месяц, и год, и трехлетие, и большее число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою и непрестанно делай добро благодарение за благодать и слава Неизреченному Потому и не получил, что просил худо, или с неверием, или рассеянно, или неполезного тебе воспоминание великих Божиих благодеяний в творении, промышлении и искуплении всего рода человеческого. И к каждому отдельному лицу

http://pravoslavie.ru/31580.html

Нет, не так поступали святые Божий человеки! Мы удивляемся, как они на всех путях жизни своей видели Господа, и думаем изъяснить сие тем, что Промысл Божий особенным образом участвовал в приключениях их жизни. Не отвергая и сего, - ибо Сам Господь называет их Своими  присными и другами (Ин. 15, 14, 15; Иак. 2, 23), - должно сказать, что святые человеки все были чрезвычайно внимательны к путям Божиим. Посмотрим на одного Давида. Как у царя, сколько у него забот, предприятий, трудов, огорчений! Однако же о чем размышляет он на царственном ложе своем, в ту пору, когда весь Израиль и вся природа безмолвствует и покоится? Он размышляет о судьбах правды Божией, о том, как Господь вознес его от стада на престол Израильский.  В полунощи востах, - говорит он к Богу,  исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (Пс. 118, 62). И восстает в полунощи тогда, когда, по его же словам, уже седмерицею днем хвалил Господа (Пс. 118, 164)! Вот пример, коему подражать, вот правило, коему последовать должно! Надобно возлюбить пути Господни, и они соделаются для нас приметными. «Дай любящего, - говорит блаженный Августин, - и - откроется любимый». Если бы мы постоянно наблюдали за своею жизнию, имели детское доверие к той спасительной истине, что без воли Божией действительно не падает с головы нашей ни одного волоса, то сколько раз, при размышлении о нашей судьбе, тот же самый рассудок наш, который теперь недоразумевает, теряется в догадках, не знает, что делать, - сколько бы раз он сам остановил наше внимание, говоря: «Смотри, это рука Божия! Это Она, всемогущая, отклонила от тебя то или другое бедствие, низложила пред тобою ту или другую преграду, - спасла от тех зол, кои отяготели над тысячами подобных тебе! Это Она, премудрая, провела тебя невредимым сквозь столько опасностей и затруднений, поставила в таком месте, где можешь не только сам быть покоен и счастлив, но и назидать счастие других! Это Она, всеблагая, ниспослала тебе столько неожиданных радостей, столько незаслуженных даров, вознаградила столько, по-видимому, невознаградимых потерь, согревала и питала твое младенчество, обуздывала и исправляла юность, благословляла и осеняла мужество».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

Суббота, воскресение, Пятидесятница: двенадцать псалмов + молитвы + два чтения из Нового Завета Молитвы по псалмам Молитва между псалмами с кратким коленопреклонением. Больше стоя с воздетыми руками В молчании. Если кто кашлянул, зевнул, быстро заканчивали молитву: лучше краткие, но чаще, горячие к Богу Пение псалмов Двенадцать псалмов делят: по три псалма (для четырех братиев), по четыре и по шесть При пении чтец стоит, остальные на низких стульях молятся Коленопреклонений нет от вечера субботы до вечера воскресенья и всю Пятидесятницу Суточный круг 3-й, 6-й, 9-й – в Палестине, Месопотамии и на всем Востоке «определяются каждодневно тремя псалмами» Часы у египтян самоохотно совершаются во все продолжение дня вместе с рукоделием. Важнее служб, которые совершаются, понуждаемые уставом и билом в определенный час В Священном Писании: у пророка Даниила, в Ев (6, 9), Деян (3, 6, 9) Вечерняя «Да исправится… воздеяние руку моею – жертва вечерняя» (Пс. 140: 2) Та вечерняя жертва, которую Сам Он принес Отцу Своему воздеянием рук Своих за спасение всего мира на кресте Утренняя «…к Тебе утреннюю…» (Пс. 62: 1) Господь посылает в Свой виноградник работать: с раннего утра, в 3, 6, 9 и 11-й часы (святильничны=вечерня) 1-й час «Утренница». Установлен против обленения: после полунощницы до 3-го часа был отдых Некоторые ревностные братия ввели от старцев, чтобы выполнить назначенное пророком Давидом седмерично число богохвалений (см.: Пс. 118: 164) Определяются Пс. 50, 62, 89. После 1-го часа не спят Всенощное бдение Начинается с вечера предсубботнего. После сон только до 1-го часа 2 часа) Состав: поют три антифона (стоя) + отвечают на три псалма за канонархом (сидя) + три чтения (сидя) Умоляя телесный труд для большего напряжения ума Суббота, воскресенье: поста нет (Еккл.), чтобы подкрепить тело Суббота ночь – апостолы в бдении после распятия Воскресенье: до обеда только одно собрание «чести ради причащения Господня» – совмещают 3-й и 6-й часы, не умаляя ничего в последованиях молитвословий

http://pravoslavie.ru/31595.html

4. Святой Епифаний послал однажды за аввою Иларионом и просил его так: приди ко мне, повидаемся прежде разлучения нашего с телом! Когда пришел авва Иларион, они обрадовались друг другу. Во время обеда принесена была птица. Епископ, взяв ее, подавал авве Илариону. Но старец говорил ему: прости мне! с того времени, как принял я монашеский образ, не ел ничего заколотого. Епископ отвечал ему: а я с того времени, как принял монашеский образ, не давал уснуть никому, кто имел что-либо против меня, и сам не засыпал, если что имел против кого. Старец сказал: прости мне! твоя добродетель больше моей. 5. Авва Епифаний говорил: если Мелхиседек, образ Христа, благословил Авраама, корень Иудеев, тем более сама Истина – Христос – благословляет и освящает всех верующих в Него. 6. Он же говорил: женщина хананейская кричит – и услышана (см. Мф. 15, 22 и сл.); кровоточивая молчит – и ублажается (см. Мф. 9, 22 и сл.); фарисей взывает – и осуждается; а мытарь едва отверзает уста свои и – услышан (см. Лк. 18, 11 и сл.). 7. Говорил еще: пророк Давид молился в начале ночи, вставал на молитву в полночь, пред рассветом, на рассвете, молился поутру, вечером и в полдень. Посему он сказал: седмерицею днем хвалих Тя (Пс. 118, 164). 8. Он же говорил: приобретение христианских книг для достаточных необходимо. Ибо и самый взор на сии книги останавливает в нас стремление ко греху и побуждает сильнее стремиться к правоте. 9. Говорил также: чтение Писания есть великая защита от греха. 10. Еще говорил: незнание Писания есть великая стремнина и глубокая пропасть. 11. Еще говорил: незнание Божественных законов есть великое предательство своего спасения. 12. Святой Епифаний говорил: грехи праведных – грехи токмо уст, а грехи нечестивых – грехи всего тела. Посему воспевает Давид: положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих (Пс. 140, 3); и еще: рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим (Пс. 38, 2). 13. Спросили святого Епифания: почему десять заповедей закона, а блаженств – девять? – Он отвечал: десятословие равночисленно казням Египетским, а число блаженств есть тройственный образ Троицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

4 . Святой Епифаний послал однажды за аввою Иларионом и просил его так: «Приди ко мне, повидаемся прежде разлучения нашего с телом!» Когда пришел авва Иларион, они обрадовались друг другу. Во время обеда принесена была птица. Епископ, взяв ее, подавал авве Илариону. Но старец говорил ему: «Прости мне! С того времени, как принял я монашеский образ, не ел ничего заколотого». Епископ отвечал ему: «А я с того времени, как принял монашеский образ, не давал уснуть никому, кто имел что-либо против меня, и сам не засыпал, если что имел против кого». Старец сказал: «Прости мне! Твоя добродетель выше моей». 5 . Авва Епифаний говорил: «Если Мелхиседек, образ Христа, благословив Авраама, корень иудеев, тем более сама Истина – Христос благословляет и освящает всех верующих в Него». 6 . Он же говорил: «Женщина хананейская кричит – и услышана (см.: Мф.15:22 и далее); кровоточивая молчит – и ублажается (см.: Мф.9:20–22 ); фарисей взывает – и осуждается, а мытарь едва отверзает уста свои и – услышан (см.: Лк.18:11 и далее)». 7 . Говорил еще: «Пророк Давид молился в начале ночи, вставал на молитву в полночь, перед рассветом, на рассвете, молился поутру, вечером и в полдень. Поэтому он сказал: седмерицею днем хвалих Тя ( Пс.118:164 )». 8 . Он же говорил: «Приобретение христианских книг для достаточных необходимо. Ибо и самый взор на эти книги останавливает в нас стремление ко греху и побуждает сильнее стремиться к правоте». 9 . Говорил также: «Чтение Писания есть великая защита от греха». 10 . Еще говорил: «Незнание Писания есть великая стремнина и глубокая пропасть». 11 . Еще говорил: «Незнание божественных законов есть великое предательство своего спасения». 12 . Святой Епифаний говорил: «Грехи праведных – грехи токмо уст, грехи нечестивых – грехи всего тела. Поэтому воспевает Давид: Положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устнах моих ( Пс.140:3 ); и еще: Рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим ( Пс.38:2 )». 13 . Спросили святого Епифания: «Почему десять заповедей Закона, а блаженств – девять?» Он отвечал: «Десятисловие равночисленно казням египетским, а число блаженств есть тройственный образ Троицы».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Аминь. 3-й день 312. О непрестанной молитве (Из жизни преподобного Александра. Чет. Мин. июля 3) Господь Иисус Христос завещал Своим ученикам, а через них и всем нам постоянно молиться. «Итак, бодрствуйте, – говорит Он, – на всякое время и молитесь» ( Лк.21:36 ). Апостол Павел советует нам то же. «Непрестанно молитесь» ( 1Сол.5:17 ), – учит он; и в другом месте: «Шлем спасения возьмите... всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» ( Еф.6:17 , Еф.6:18 ). Как смотреть на вышеприведенные слова Господа и Его Апостола и как понимать их? Неужели в самом деле можно молиться на всякое время? И неужели можно молиться непрестанно? Где на это взять сил и как исполнить сие? На все эти вопросы мы прежде всего, братие, ответим вам примером, а за ним, как сумеем, и от себя ответ дадим вам. Однажды преподобный Александр, начальник обители неусыпающих, память коего св. Церковь совершает 3-го июля, прочитав слова Псалмопевца «семикратно в день прославляю Тебя» ( Пс.118:164 ) и другие – «о законе Его размышляет он день и ночь» ( Пс.1:2 ), – стал размышлять сам в себе: «Неужели человеку возможно слова эти исполнить самым делом? И неужели можно и днем и ночью непрестанно славить Господа?» Потом сказал еще себе: «Если бы это было невозможно, тогда бы Дух Святой не сказал этого устами Пророка». Размышляя так, преподобный пришел к желанию установить в своей обители непрестанную молитву таким образом: «Если, – сказал он, – невозможно одному постоянно славить Господа, то возможно нескольким, если они будут взаимно сменять друг друга в Псалмопении». Но эту свою мысль Александр не сразу привел в исполнение. Он три года усердно молился Господу о том, чтобы Господь открыл ему, можно ли поступить так, как он желает, или нет. Молитва его наконец была услышана. Господь явился преподобному и сказал: «Намерение твое приятно Мне, начинай оное!» Тогда Александр разделил братию на двадцать четыре чреды, по числу двадцати четырех часов в сутках, и всякий монах в свою чреду должен был быть на месте пения и петь. Петь же положено было Псалмы Давидовы по стихам нескоропоспешно. И таким образом в обители преподобного инока днем и ночью, непрестанно, в Церкви стали славить Господа, от чего и обитель получила наименование обители неусыпающих, т.е. непрестанно молящихся и Господа славящих.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010