Истинны да будут слова твои, чтобы все тебя любили, чтобы и дальние и ближние молились о жизни твоей. И своим и чужим делай добро, сколько можешь; и доброму и злому говори доброе слово. Возлагай упование на Господа, храни путь Его, ходи во всех заповедях Его, но не возлагай своего упования на человека, потому что он вдруг увядает, как будто и не было его. Твердо уповай на единого Бога, потому что уповающие на Него блаженны и в сем и в будущем веке. Мир преходит, как написано (1 Ин. 2:17); а суд непреложен, как определено. Помни об этом, отрок, чтобы не согрешить; а если ты согрешил, спеши покаяться. Приобучи уста свои прославлять Бога и язык свой возглашать прекрасные хвалебные песни; но никогда не клянись и не лги, потому что это радует сатану. Воздай Богу благодарением, бдением, постом и молитвой, и язык твой возглашает сладкоречивые хвалебные песни. Соблюдай пост Четыредесятницы, уделяй хлеб свой алчущему, молись седмерицею в день, как научил тебя сын Иессеев (Пс. 118:164). Лучше приобрести тебе добрую волю, нежели все богатства, потому что в целом мире нет ничего выше и преимущественнее доброй воли. Сему учись, ученик; будь осторожен в словах, произносимых устами твоими; возлюби доброе, чтобы душа твоя насытилась блаженством. Обращай строгое внимание на слова, какие выходят из уст твоих; и, что ни делаешь в мире сем, веди себя как мудрый. Размышляй о вступлении твоем в мир сей и об исшествии из него, потому что из ничего сотворен ты, человек, и вдруг обратишься как бы в ничто. Помысли, что много было прежде тебя славных и сильных царей; и вот, они исчезли в мире сем; а как исчезли они, так исчезнешь и ты. Внимай словам вразумления, если ты грешен; а если праведен, берегись неправды. Страшно, братия, что слышим о Суде. Да удаляется же каждый от греха и да не дает опутать себя миру, чтобы не наследовать мук во пламени. Удивляйся ежедневно величию Господа твоего, непрестанно славословь и величай Его, потому что если и целый мир приобретешь, не избавит он тебя от смерти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

62 . Не можешь быть солнцем, будь хоть звезда, только восходи горе, оставя землю. 63 . Огнь уготован не для нас, а для диавола и аггелов его: не будем же возжигать его сами для себя. 64 . Бегай сообращения с женами, ибо не только видение их и слушание, самое даже предположение близости их есть ядотворная стрела. Трезвись убо, да избегнешь осквернения блуда и нечистоты, ибо, приближаясь к огню, не можешь избежать запаления. 65 . Молись часто, подражая Давиду, который седмижды в день хвалил Господа о судьбах правды Его (ср.: Пс.118,164 ). Нет ничего спасительнее всегдашней беседы к Богу в молитве, ибо кто когда грешил, предстоя Богу? И не от нерадения ли о молитве бывает грех ? Помни заповедь: непрестанно молитеся ( 1Сол.5, 17 ), не устною, конечно, молитвою, но восхождения в сердце своем полагая к Богу, как благоприятное Ему кадило. 66 . День Господень приидет, как тать в нощи: чистою убо душою и трезвенным помыслом да стоим на страже Господней, чтоб, пришедши, Он не обрел нас спящими. 67 . Укроемся внутрь сердца: пусть вне молва и шум, внутри же нас да водворяется мир Божий, ибо Дух вселяется только в безмолвном жилище. 68 . Имена наши написаны на небесах, не изгладим же их острою кислотою любосластной жизни, да не речет и нам Господь: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене ( Ис.1,2 ) – и да не падет на нас укор Павлов: течасте добре, кто вам возбрани? (ср.: Гал.5,7 ). 69 . Долго рабствовал ты плоти в пагубу, но отрезвись теперь умом, поработи плоть духу, прилепись Господеви, и Он даст ти прошение сердца твоего. Любя покой, сласти и чревоугодие, ты уподоблялся скотам несмысленным; поревнуй же теперь возвратить первую доброту, взыщи вышних, идеже есть Христос, одесную Бога седя (ср.: Кол.3,1 ). Истинное отечество твое есть Иерусалим небесный, сограждане и други – первородные, написанные в Книге жизни. Воззри на небо, землю и море и рассуди, что если видимое прекрасно, то каково должно быть невидимое, не останавливайся на первом, а ищи второго. 70 . От исполнения заповедей Божиих в кротости и терпении рождается нерассеянная и дерзновенная молитва, представляющая Тайноведцу Богу нагой от всякого вещества ум, разгоняющая все прелести и прилоги демонские. Льстивый враг, во время возношения сердца к Богу, хищнически подкрадывается и старается развлечь чистое и несмущенное собеседование души с Богом, чтоб в поучении ее не возгорелся поядающий его огнь, ибо сердечная в молитве теплота есть для демонов жгучее пламя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 2 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Иосиф Ватопедский О молитве     Иосиф Ватопедский О молитве И бысть внегда быти Ему на месте некоем молящуся, и яко преста, рече некий от ученик Его к Нему: Господи, научи ны молитися, якоже и Иоанн научи ученики своя (Лк. 11, 1).    Можно без преувеличения сказать, что молитва была первой обязанностью и завещанием для всех мыслящих существ, материальных и нематериальных, ангелов и людей, и этих последних как до, так и после падения. Самое видное место в нашем церковном богослужении принадлежит Псалмам царя и пророка Давида. Они содержат все виды молитвословий, так что всякий в любое время, находясь в разных условиях и имея различные нужды, может искать с их помощью милости Божией. Так иногда верующий восклицает: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи услыши глас мой! (Пс. 129, 2) Кроме этого Псалмопевец распределяет свои молитвы в двадцатичетырехчасовой последовательности, особо отмечая отдельные части суток: Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея (Пс. 118, 164); и в другом месте: Во дни воззвах и в нощи пред Тобою (Пс. 87, 2) и: Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (Пс. 118, 62), и в другом месте снова: Предварих в безгодии и воззвах: на словеса Твоя уповах. Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим (Пс. 118, 147-148), и опять: Вечер и заутра и полудне... и на всякое время благословлю Господа (ср. Пс. 54, 18; Пс. 33, 2).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=792

   Кроме этого Псалмопевец распределяет свои молитвы в двадцатичетырехчасовой по­следовательности, особо отмечая отдельные части суток: «Седмерицею днем хвалих Тя о судь­бах правды Твоея» (Пс. 118:164); и в другом месте: «Во дни воззвах и в нощи пред Тобою» (Пс. 87:2) и: «Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея» (Пс. 118:62), и в дру­гом месте снова: «Предварих в безгодии и воззвах: на словеса Твоя уповах. Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим» (Пс. 118:147—148), и опять: «Вечер и заутра и полуд­не» и «на всякое время благословлю Господа» (ср. Пс. 54:18; Пс. 33:2).    Нужно признать, что раньше Отцы наши много времени посвящали псалмам Давида и многие знали наизусть всю Псалтирь, так как она была основным богослужением. От древ­них Отцов Церковь переняла обычай заполнять часы дневных и ночных служб многими псалмами. Как известно, вся Псалтирь прочитывается в храме за неделю, кроме этого много псалмов дополняют части всего суточного круга богослужений, таких как утреня, вечерня и прочее. Важное значение псалмов, которые так широко вошли в практику наших священ­ных служб и вообще в церковное предание, к сожалению пренебрегается нашими современ­никами, особенно вне монашеской среды. Возможно это происходит от незнания языка бого­служения и тенденции сокращать церковные службы. Но вернемся к нашей теме.    Как мы уже сказали, богатство содержания псалмов Давидовых сделало их господ­ствующим элементом богослужения ранней Церкви и особенно у Отцов, проводивших мо­нашескую жизнь. Так продолжалось до периода расцвета палестинского монашества в V и VI веках, когда монахи монастыря святого Саввы ввели песнопения Октоиха и тропари, посвященные главным образом Господским и Богородичным праздникам, а также памяти некоторых святых. Этот общий порядок церковных последований и песнопений в его новом виде, который соблюдается Церковью до сего дня, касается в основном общих собраний все­го «народа церковного».    Однако для уединенной молитвы Отцы придумали короткие односложные молитвы, так как они больше способствуют обращению внутрь себя и сосредоточению, в отличие от большого разнообразия псалмов и тропарей, которые поются на церковных собраниях. Так иногда они повторяли начало пятидесятого псалма: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое; иногда же повторяли слова мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк. 18:13), а иногда говорили: «Аз убо, Госпо­ди, яко человек согреших, Ты же яко Бог помилуй мя»; иные же Отцы повторяли слова бла­горазумного разбойника: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си» (Лк. 23:42).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пс.118:164 .  Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея. Не должно эти слова понимать определенно, будто мы должны хвалить Бога только 7 раз, а не в каждый час дня; ибо это «седмерицею» у евреев принимается за многократно. Ведь молился святой Давид «на всякое время», т.е. непрестанно. Все это выражает пламенную любовь Пророка, по которой он не мог насытиться божественным песнопением. Не должно и нам презирать установленные времена молитв, которые установлены по необходимости, ибо каждое время напоминает особое какое-либо из данных Богом благодеяний. Если царь, муж в безчисленные погружен заботы и всюду развлекаемый, столько раз в день призывал Бога, – то какое можем иметь оправдание или извинение мы, такую праздную проводящии жизнь, что не молимся так часто? Человеку, с надлежащим усердием молящемуся и Бога часто призываемому, невозможно, никак невозможно согрешить когда-либо. Бог не стыдится места: одного ищет – теплого сердца и души целомудренной (Василий В., Феодорит, Златоуст). Пс.118:165 .  Мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна. Чтобы приобрести «мир» душевный, необходимо особенно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. От этого весь ум чтущего углубляется в истины божественного Писания и принимает от Бога теплоту, которая в уединении производит слезы: от них человек согревается весь и исполняется духовных дарований, услаждающих ум и сердце паче всякого слова (Серафим). Пс.118:166 .  Чаях спасения Твоего, Господи, и заповеди Твоя возлюбих. «Чаяние спасения» – породило «любовь к заповедям». Ты только начни посильным исполнением «заповедей» в «чаянии» (желании) «спасения». Не жалей себя, но понуждай себя без жалости и даже с некоторою жестокостью к себе, и тогда такое понуждение переродится в окрыляющую любовь твою к спасительным повелениям (Амвросий). Пс.118:167 .  Сохрани душа моя свидения Твоя, и возлюби я зело. «Хранящего» заповеди питает и услаждает духовная струя, исходящая от самих заповедей. Начинай же хранить заповеди и «возлюбишь их зело». Как тоскует любящий, долго не видя любимого предмета: так тоскует и душа, возлюбившая заповеди, если долго не встречает случая исполнить их (Феофан).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Пс.118:162. Возрадуюся аз о словесех Твоих, яко обретаяй корысть многу.    Вернейшее соблюдение «слова» бывает то, которое производится с радостью. Поэтому святой муж не из страха только оказывал повиновение Божественным «словесам», но с великою радостью, какая бывает о приобретенном богатстве. Вот урок нам, чтобы выше всякой радости мы ставили веселие и радость о заповедях Божиих (Златоуст, Афанасий). Пс.118:163. Неправду возненавидех и омерзих, закон же Твой возлюбих.    Ненавижу ложь и гнушаюсь ею, потому что она явилась причиною многих и великих грехов. Неприятности и скорби появляются уже как следствия наших грехов. А кто хочет любить «закон», тот должен гнушаться «неправдою», ибо тогда только смогут открыться, блага «закона» (Василий В., Евсевий). Пс.118:164. Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея.    Не должно эти слова понимать определенно, будто мы долины хвалить Бога только 7 раз, а не в каждый час дня; ибо это «седмерицею» у евреев принимается за многократно. Ведь молился святой Давид «на всякое время», т.е. непрестанно. Все это выражает пламенную любовь Пророка, по которой он не мог насытиться божественным песнопением. Не должно и нам презирать установленные времена молитв, которые установлены по необходимости, ибо каждое время напоминает особое какое-либо из данных Богом благодеяний. Если царь, муж в безчисленные погружен заботы и всюду развлекаемый, столько раз в день призывал Бога, — то какое можем иметь оправдание или извинение мы, такую праздную проводящии жизнь, что не молимся так часто? Человеку, с надлежащим усердием молящемуся и Бога часто призываемому, невозможно, никак невозможно согрешить когда-либо. Бог не стыдится места: одного ищет — теплого сердца и души целомудренной (Василий В., Феодорит, Златоуст). Пс.118:165. Мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна.    Чтобы приобрести «мир» душевный, необходимо особенно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. От этого весь ум чтущего углубляется в истины божественного Писания и принимает от Бога теплоту, которая в уединении производит слезы: от них человек согревается весь и исполняется духовных дарований, услаждающих ум и сердце паче всякого слова (Серафим).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   После такого объяснения старцы (снова) помолились и проводили нас. 3. Сказал старец: «Человек нуждается в том, чтобы бояться суда Божия, ненавидеть грех, любить добродетель и всегда молиться Богу». 4. Сказал авва Исидор: «Когда я был молод и жил у себя в келье, я не ставил себе меры молитвенного правила. Весь день и вся ночь были у меня богослужением». 5. Об авве Арсении говорили, что в субботу вечером он становился на молитву, так что закатное солнце оказывалось у него за спиной, и простирал руки к небу в молитве, и так стоял до тех пор, пока солнце на восходе не освещало его лицо, и только тогда он возвращался к себе в келью. 6. Авва одного палестинского монастыря сказал блаженному Епифанию, епископу Кипрскому:   – По твоим молитвам, владыко, мы не пренебрегаем нашим правилом, но усердно совершаем третий, шестой и девятый часы.    Епископ обличил его, заметив:    – Я вижу, что прочими часами дня вы пренебрегаете и не творите молитвы. Истинный же монах должен непрестанно молиться и петь псалмы в своем сердце.    Он сказал, что пророк Давид молился, не считаясь со временем (Пс 118:147; Предваряю рассвет и взываю): в полночь вставал (Пс. 118:62: В полночь вставал славословить тебя) и до утра стоял перед Богом. Утром молился и с полудня до вечера (Пс. 118:62: В полночь вставал славословить тебя). Поэтому он воскликнул: Семикратно в день прославляю Тебя (Пс.188:164). 7. Авва Исайя, пресвитер Пелусиот, когда во время трапезы любви братья в церкви ели и разговаривали друг с другом, остановил их, сказав:   – Помолчите, братья, потому что знаю брата, который ест вместе с вами и пьет столько же чаш, сколько и вы, но молитва его восходит перед лицом Бога, как огонь. 8. Как-то к авве Лукию в Энат пришли так называемые монахи-евхиты (монахи-сектанты, считавшие, что молитва важнее церковных Таинств). Старец спросил их:   – Какое у вас рукоделие?    – Мы не прикасаемся к рукоделию, — ответили они, — но, как велит апостол, непрестанно молимся (1 Фес 5:17).    – Разве вы не едите? — снова спросил он. Они ответили-

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

Поскольку первый час обычно присоединяется к утрени, а Божественная литургия выше прочих служба, она надвременна, то следуя подобной логике, можно насчитать не девять, а семь служб суточного круга. По вере нашей все службы совершаются при содействии Святаго Духа, поэтому по числу даров Святаго Духа, а именно премудрости, разума, совета, крепости, ведения, благочестия и страха Божия (об этих дарах говорит св. пророк Божий Исаия, 11:2–3), Святая Церковь имеет семь богослужений, или семь молений. Надо сказать, что число «7» имеет особый мистический смысл. Это символ некой полноты, некой достаточности. О седмеричном числе ежедневных молений говорит святой пророк и псалмопевец Давид: «Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея» (Пс. 118:164). Под днем здесь подразумеваются сутки (как говорится в Св. Писании, «И бысть вечер, и бысть утро: день един»). Все службы суточного круга имеют некое основание в Св. Писании. Среди текстов Св. Библии можно увидеть указания на молитвы, освящающие все те часы богослужебного дня, которые ныне запечатлены службами суточного круга. В частности, y пророка Давида говорится о полунощнице (Пс. 118:62): «Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея». Говорится и об утрени, о первом часе (здесь, видимо, нет смысла делать разделение). Укажу некоторые ссылки, прежде всего на Пслатирь: Пс. 5:4; 62:2; 118:147–148. Есть некие указания на третий и на шестой час. Прежде всего это — указания Евангелий, где говорится о событиях, которые совершались в те или иные часы последнего дня земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Говорится, например, в книге Деяний, что апостолы в девятый час были на молитве в Храме. Есть указание на вечерню — Пс. 54:18. Или Пс. 140:3. Наконец, о повечерии наиболее ярко говорит Пс. 6:7 — «Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу». Каждая из служб поначалу отправлялась отдельно, а затем все службы суточного круга были объединены таким образом, что так называемые малые службы были присоединены тем или иным способом к так называемым службам большим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

61 Псаломщик, как имеющий стихарь, так и безстихарный, одинаково обязан испрашивать благословение у служащего священника пред начатием службы (Ц.Вед. 1896,41). 63 После седальнов полагается «чтение»; но оно, обыкновенно, опускается, и священнослужители входят в алтарь и разоблачаются уже по прочтении Евангелия и после помазания самих себя елеем, причем читает Евангелие первенствующий, он же и помазует, елеем, если не всех, то часть предстоящего народа (сн. ниже, примеч. к табл. утр.). 64 Тогда же сделано было Св. Синодом распоряжение об исключении из табели «примечания»: «а при коей церкви при двух или триех священниках диакона не имеется, при таковых литургии отправлять единому чередному священнику». (См. Ц.В. 1895, 36). 65 Этот порядок должен соблюдаться и в таком случае, когда, напр., смотритель духовного училища – священник и настоятель училищной церкви, а в числе учителей есть протоиерей: последний при соборном служении первенствует (Ц.В. 1891, 12). 66 Священник, имеющий наперсный золотой крест на Георгиевской ленте, должен стоять выше священника с Синодальным наперстным крестом, так как крест на Георгиевской ленте, возлагаемый при богослужении одновременно с последним (см. Опр. Св. Син. 25–28, II, 1885, 6–18, III, 1886 г.), есть особая выдающаяся награда (Ц.Вед. 1907, 31). Первый час обыкновенно соединяется с утреней; литургия – «выше прочих служб» и есть «жертва особенная»; поэтому общим числом всех церковных служб признаётся семь. Все эти службы совершаются при содействии Святого Духа, и св. Церковь , подражая седмеричному числу даров Святого Духа, каковы суть: премудрость, разум, совет, крепость, ведение, благочестие и страх ( Ис.11:2–3 ), – имеет также семь служб, или молений. О седмеричном числе молений прор. Давид говорит: «седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея» ( Пс.118:164 ), где под днём разумеются целые сутки, т.е., день и ночь, как говорится в книге Бытия: «и бысть вечер, и бысть утро, день един» ( Быт.1:6 ); говорится у прор. Давида в частности: о полунощнице ( Пс.118:62 ), об утрене и 1-м часе ( Пс.62:2; 5:4 ), о 3-м, 6-м и о вечерне ( Пс.54:18 ) и о повечерии ( Пс.6:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   Итак, молитве надлежало бы быть немолчной и непрестанной, как у Ангелов, так как того только Бог и требует от нас, чтобы мы памятовали о Нем и пребывали с Ним, Его единого искали, любили и созерцали, дабы таким образом и блага Его получали от Него прямо и непосредственно. Но поскольку, по причине нашей телесности и необходимых требований плоти, это для нас невозможно, этот дар Божий сообщается изредка и только некоторым — равноангельным людям, постольку Церковь, по необходимости, установила для молитвы определенные и безусловно обязательные часы, в которые молиться каждый верующий уже обязан. 262. О том, что, кроме литургии, в Церкви бывает семь суточных хвалений    Молитвенных времен на сутки приходится семь, по числу даров Духа, так как священные молитвы Духом и поданы. Они суть следующие: полунощница, утреня совместно с первым часом, третий час, шестой, девятый, вечерня и повечерие. О них говорит и пророк Давид: «Седмерицею днем хвалих Тя» (Пс. 118:164), и, в частности, упоминает о каждом времени. «Полунощи востах» (Пс. 118:62); «Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю» (Пс. 62:2); «Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя» (Пс. 5:4). О третьем и шестом часе и вечерне так говорит: «Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой» (Пс. 54:18). О повечерии же так: «измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» (Пс. 6:7). 263. Почему существует семь хвалений    Причины каждого времени моления таковы.    Полунощница — ради бодрствования и немолчного хваления Ангелов, ради тишины и мира ума при божественном славословии, во славу Воскресения Господа, так как Он восстал весьма рано, «в первый день недели» (Мк. 16:2; Мк. 16:9; Лк. 24:1), и ради Его Второго Пришествия, которого ожидаем все мы верующие, когда Он пробудит нас от смерти, как ото сна, и когда сей Жених душ, как сказано, придёт в полунощи — что обязывает нас бодрствовать.    Утреня — ради наступления дня и для благодарения Того, Кто произвёл свет, рассеял мрак заблуждения и ниспослал нам свет благочестия. Потому с утреней соединяется и славословие первого часа — ради начала дня и для того, чтобы славословие принести вместе с утреней в дар и жертву хваления Богу за то, что все создания озарились светом. Потому мы призываем их вместе с Ангелами к хвалению Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3934...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010